ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
INFORMATION TECHNOLOGIES
Статья поступила в редакцию 30.11.12. Ред. рег. № 1477 The article has entered in publishing office 30.11.12. Ed. reg. No. 1477
УДК 004.738.5; 004.422.81; 316.77
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ, НОРМАТИВНОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЛАТФОРМАМ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ИЗДАНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ И РЕФЕРИРУЕМЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ
А.Л. Гусев
Научно-технический центр «ТАТА» 607181 Нижегородская область, г. Саров, ул. Московская, д. 29 Тел.: +7 (83130) 9-18-46; факс: +7 (83130) 9-07-08; e-mail: [email protected]
Заключение совета рецензентов: 05.12.12 Заключение совета экспертов: 10.12.12 Принято к публикации: 15.12.12
В обзоре приведен анализ современной научно-технической, нормативной, методической литературы по платформам по управлению деятельностью распределенной редакционной коллегии электронного издания периодических рецензируемых и реферируемых международных научных журналов.
Анализ отобранных информационных источников позволил определить современный уровень и возможности издательских платформ, проанализировать основные алгоритмы их работы, архитектуру развивающихся программных комплексов, методологию реализации программно-информационной платформы, виды веб-сервиса, виды поисковых систем, фреймворки программной системы, реализации фреймворков, экономические аспекты.
Издательские концерны переходят на создание издательских платформ управления распределенными редакциями научной периодики. Широко используются облачные технологии.
Ключевые слова: электронная платформа, распределенная редакционная коллегия, программно-информационная платформа, электронное издание, документооборот редакционно-издательской деятельности, электронные информационные ресурсы.
ANALYTICAL SURVEY OF MODERN SCIENTIFIC AND TECHNICAL,
REGULATORY, METHODOLOGICAL LITERATURE ON PLATFORMS FOR THE
MANAGEMENT OF THE EDITORIAL BUSINESS OF ELECTRONIC EDITION OF PERIODIC REVIEWED AND REFEREED INTERNATIONAL JOURNALS
A.L. Gusev
Scientific Technical Centre "TATA" 29 Moscow str., Sarov, Nizhnij Novgorod reg., 607181, Russia Tel.: +7 (83130) 9-18-46; fax: +7 (83130) 9-07-08; e-mail: [email protected]
Referred: 05.12.12 Expertise: 10.12.12 Accepted: 15.12.12
The review summarizes the modern scientific and technical, regulatory, methodological literature on the platforms for the management of distributed editorial boards of the electronic publication of periodic, reviewed and refereed international magazines.
Analysis of selected information sources allowed us to determine the modern level and the possibility of publishing platform, to analyze the basic algorithms for their work, the architecture of developing software complexes, methodology and software implementation of an information platform, types of web services, the types of search engines, frameworks software system, frameworks realization and economic aspects.
Publishing corporations move to establish publishing platforms of distributed editions scientific periodicals. It-s widely used cloud computing.
Keywords: e-platform, distributed editorial board, software information platform, electronic publishing, document editing and publishing, electronic information resources.
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (116) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
В обзоре приведен анализ современной научно-технической, нормативной, методической литературы по платформам по управлению деятельностью распределенной редакционной коллегии электронного издания периодических рецензируемых и реферируемых международных научных журналов.
Представлены:
- классификация электронных информационных ресурсов;
- ретроспектива и современный уровень развития издательских платформ, и в частности платформ по управлению деятельностью распределенной редакционной коллегии электронного издания периодических рецензируемых и реферируемых международных научных журналов;
- характеристика некоторых популярных электронных баз данных периодики;
- характеристика известных открытых научных ресурсов в Интернете и широко известных информационно-аналитических систем;
- современный уровень развития 1Т-технологий, и в частности облачных технологий;
- известные методы управления публикациями;
- известные методы и методики в области построения ЭО ПК РРК;
- вопросы эффективности, производительности и экономической рентабельности существующих и создающихся издательских платформ, бизнес-модели развития издательских платформ.
Классификация существующих электронных информационных ресурсов
Электронные информационные ресурсы в основном можно классифицировать следующим образом (классификация по В.В. Пислякову) (табл. 1).
Бизнес-модели доступа к электронным научным ресурсам (по П.Г. Арефьеву)
Основные бизнес-модели доступа к электронным научным ресурсам приведены в табл. 2.
Приведенная классификация электронных ресурсов дает наглядную картину видов существующих в настоящее время информационных ресурсов и основных бизнес-моделей доступа к электронным научным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы Electronic information resources
Таблица 1 Table 1
Классификация по контенту 1. Базы данных периодических изданий 2. Базы данных электронных книг 3. Базы данных диссертаций 4. Энциклопедии 5. Базы данных бизнес-информации 6. Специализированные базы данных Классификация периодики 1. Базы данных по наименованиям журналов 2. Библиографические базы данных 3. «Цитатные» базы данных 4. Базы данных, имеющих полнотекстовые статьи
Библиографические базы данных 1. Доступ к оглавлениям журналов (Current Content) 2. Доступ к аннотациям, составленным службой аннотирования (Sociological Abstracts, CSA) 3. Доступ к авторским аннотациям (Econ Lit) «Цитатные базы данных» 1. Science Citation Index Expanded 2. Social Science Citation Index 3. Arts&Humanities Citation Index 4. Scopus
Полнотекстовые базы данных 1. Электронные архивы (JSTOR) 2. Доступ к журналам, выписываемым в печатном виде (Swets Wise, EBSCO EJS) 3. Доступ на основе pay-per-view (Dialog, Ingenta) 4. Агрегаторы (EBSCOhost, ProQuest, InfoTrac) 5. Коллекции издательств (Science Direct, Oxford Journals Online, Wiley InterScience, Springer Link) Классификация по владельцу контента 1. Провайдер владеет контентом (сайты издательств, реферативные базы данных с собственными аннотационными службами, цитатные базы) 2. Провайдер не владеет контентом («агрегаторы», JSTOR, реферативные базы с авторскими аннотациями)
Таблица 2
Бизнес-модели доступа к электронным научным ресурсам
Table 2
Business models of access to electronic scholarly resources
Бизнес-модель коммерческого издательства 1. Развитые электронные ресурсы - поисковые платформы 2. Доступ только платный 3. Подписная модель (subscriber/institution pays model) 4. Авторская платная модель Методы доступа к публикациям 1. Подписка на коллекцию и отдельные журналы 2. Pay-per-view 3. Встречается система электронной доставки документов
Бизнес-модель университетского издательства 1. Недостаточно развитые поисковые системы и сервисы 2. Доступ в основном платный, отдельные журналы или выпуски могут быть в свободном доступе Подписная модель (subscriber/institution pays model) 1. Подписка на коллекцию и отдельные журналы 2. Pay-per-view встречается редко 3. Встречается система электронной доставки документов
Бизнес-модель агрегатора Отлично развитые электронные ресурсы -поисковая система и полнотекстовые статьи Кто платит за доступ 1. Автор 2. Организация, где работает автор 3. Организация-грантодатель 4. Подписчик-читатель 5. Библиотека 6. Госструктура (например, Роснаука)
Анализ современных ведущих издательских корпораций
Проанализирована деятельность мировых издательских корпораций.
Определены сверхкрупные транснациональные издательские концерны Бертельсманн/Bertelsmann (Германия), Пингвин/Penquin Group (США), Хольц-бринк/Holtzbrinck (Германия), Пирсон/Pearson (Великобритания), Эльсевьер/Elsevier (Голландия), Са-нома/Sanoma (Финляндия), Мондадори/Mondadori (Италия), Лагардер/Lagardere (Франция) и др.
Анализ отобранных информационных источников позволил определить современный уровень и возможности издательских платформ, проанализировать основные алгоритмы их работы, архитектуру развивающихся программных комплексов, методологию реализации программно-информационной платформы, виды веб-сервиса, которые предоставляются пользователям системы, виды поисковых систем, фреймворки программной системы, реализации фреймворков, экономические аспекты.
Издательские концерны переходят на создание издательских платформ управления распределенными редакциями научной периодики. Широко используются облачные технологии. Определено, что в основном платформы пока реализуют стандартные процессы книгоиздания и журналоиздания и, соответственно, стандартные алгоритмы работы программного комплекса.
Как правило, все проанализированные платформы создавались под конкретную задачу и еще не имеют высококачественных механизмов управления качеством и количеством поступающего потока рукописей как на этапе приема рукописей, так и еще задолго до поступления рукописи.
Алгоритмические структуры ПК РРК учитывают основные традиции и стратегии развития журналов.
Алгоритмы работы платформ обеспечивают тщательный отбор рукописей на этапе автоматической формальной экспертизы, в основном по критерию соответствия пакета материалов рукописи стандартам или правилам, принятым в издательствах, а также правилам редколлегий журналов. ПК РРК современных издательских систем включает методики формат-контроля и регистрации рукописей, реализации стандартной для редакционного процесса маршрутизации документооборота редколлегии. При опросе сотрудников иностранных компаний обнаружилось, что у них возникали сложности при работе с подобными системами автоматизации деятельности редакционной коллегии из-за не всегда оптимального и удобного осуществления системой основных редакционных процессов (более 100 типовых процессов).
Современные известные издательские платформы имеют еще недостаточно полный и оптимальный механизм управления основными технологическими процессами редакционной коллегии, как внешними, так и внутренними.
Специальные сервисы облегчают редакции общение с авторами статей по вопросам публикации.
Как правило, электронные платформы обеспечивают следующие основные принципы работы с публикациями.
Управление публикациями
1. Оперативный мониторинг посещаемости сайта журнала и востребованности тех или иных материалов.
2. Возможность корректировать правила для авторов (устанавливать свои требования к публикации на платной или бесплатной основе).
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (116) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
3. Высокое качество цветных фотографий и иллюстраций.
4. Открытость - совместимость с современными международными и корпоративными стандартами сетевого администрирования и сервиса, а также обязательная поддержка национальных требований и стандартов.
5. Интегрируемость - возможность взаимодействия с иными компонентами единой информационно-образовательной среды и привлечения в свою структуру элементов, необходимых для развития ее функциональных возможностей.
6. Расширяемость - возможность наращивания функциональных возможностей, не выходя за рамки принятой концепции развития, характеристик технологической базы и специфических потребностей пользователей.
7. Масштабируемость - возможность наращивания мощности информационного фонда и размерности системы без принципиальной ее переработки и существенной доработки.
8. Адаптивность - возможность легкой настройки системы, отражающей потребности отдельного учреждения, возможность проведения профессиональных консультаций для учреждений-пользователей, а также специализированных тренингов.
9. Гарантия сохранности опубликованных материалов (оперативное архивирование страниц сайта на сервере).
10. Публикуемые материалы практически не ограничиваются по объему.
11. Ссылки и подсказки по всем процедурам регистрации журнала (если есть такая необходимость).
12. Возможность обсуждения представленных статей (рейтинги, комментарии, форумы).
13. Включение журнала в каталог изданий издательства.
14. Постоянное совершенствование программного обеспечения и технологий.
15. Все сервисы, в том числе и предоставление дискового пространства (хостинг).
Проанализирована деятельность издательских корпораций в пяти ведущих странах мира: России, США, Германии, Франции, Великобритании.
В России создано несколько электронных платформ, в основном e-print, т.е. для создания электронных версий научных журналов с целью издания твердых копий, разрабатываются новые электронные платформы. Активизировался процесс создания платформ частными фирмами для распространения как научных, так и популярных журналов.
Электронные публикации (e-print) и современное научное сообщество неразрывны и представляют собой новую, динамичную интеллектуальную среду, отвечающую ежедневным потребностям исследователя.
В России наблюдается развитие платформ, объединяющих в себе версии e-print и возможность одновременного представления версии на сайте журнала - веб-версии.
Одной из показательных платформ этого типа является платформа RAE Editorial System, на которой можно собирать рукописи и создавать материалы существующего журнала.
Универсальная издательская платформа RAE Editorial System (Россия)
Издательством «Академия Естествознания» разработана универсальная издательская платформа RAE Editorial System, позволяющая всего за несколько шагов создать профессиональный сайт электронного научного журнала (рис. 1) (http://esrae.ru/).
Рис. 1. Платформа RAE Editorial System Fig. 1. RAE Editorial System Platform
На платформу RAE Editorial System можно легко перенести материалы существующего журнала (электронная версия традиционного бумажного журнала), а также сформировать новый независимый электронный научный журнал с веб-публикацией.
Преимущества работы с платформой:
1. Абсолютная независимость в выборе научной тематики журнала, подборе материалов для публикации и авторов (ограничена лишь законом РФ о СМИ).
2. Не требуется специальных знаний веб-программирования. Создать профессиональный сайт собственного электронного журнала и стать его главным редактором может любой исследователь, возглавляющий то или иное инновационное научное направление, имеющий признанную научную школу.
3. Для авторов создан специальный интерактивный раздел, облегчающий процедуру подачи материалов и отслеживания этапов рассмотрения и публикации статей.
4. Специальные сервисы облегчают редакции общение с авторами статей по всем вопросам.
5. Оперативный мониторинг посещаемости сайта журнала и востребованности тех или иных материалов.
6. Возможность корректировать правила для авторов (устанавливать свои требования к публикации на платной или бесплатной основе).
7. Высокое качество цветных фотографий и иллюстраций.
8. Открытость - совместимость с современными международными и корпоративными стандартами сетевого администрирования и сервиса, а также обязательная поддержка национальных требований и стандартов.
9. Интегрируемость - возможности взаимодействия с иными компонентами единой информационно-образовательной среды Российской Федерации и привлечения в свою структуру элементов, необходимых для развития ее функциональных возможностей.
10. Расширяемость - возможность наращивания функциональных возможностей, не выходя за рамки принятой концепции развития, характеристик технологической базы и специфических потребностей пользователей.
11. Масштабируемость - возможность наращивания мощности информационного фонда и размерности системы без принципиальной ее переработки и существенной доработки.
12. Адаптивность - возможность легкой настройки системы, отражающей потребности отдельного учреждения, возможность проведения профессиональных консультаций для учреждений-пользователей, а также специализированных тренингов.
13. Гарантия сохранности опубликованных материалов (оперативное архивирование страниц сайта на сервере).
14. Публикуемые материалы практически не ограничиваются по объему.
15. Имеются ссылки и подсказки по всем процедурам регистрации журнала в Госкомпечати, РИНЦ, ВАК РФ, ISSN и т.д.
16. Возможность обсуждения представленных статей (рейтинги, комментарии, форумы).
17. Включение журнала в каталог изданий РАЕ.
18. Постоянное совершенствование программного обеспечения и технологий.
19. Все сервисы, а также предоставление дискового пространства (хостинг) на платформе RAE Editorial System бесплатны (в базовой версии).
Проведен анализ деятельности ведущих издательских корпораций США: «Саймон и Шустер», «Тайм Уорнер», «ХарперКоллинз», «Сколастик» и др. [1, 2]. Отмечена тенденция создания и развития собственных электронных платформ РРК. Появляются унифицированные платформы, например, разработка Apple, представленная, в основном, для I-Pad, I-Pod версий.
Проведен анализ деятельности ведущих издательских корпораций Великобритании: «Пингвин», «Рэндом хаус», «Альма Букс», «Аркадия Букс», «Пушкин Пресс», «Комма Пресс», «Атьлантик Букс», «Битер Леммон Пресс», издательств Оксфордского и Кембриджского университетов, «Дор-линг Киндерсли» и др. Также отмечается тенденция к реализации собственных платформ. Выпускаются I-Pad версии научных журналов.
Проведен анализ деятельности ведущих издательских корпораций Франции: «Лагардер», «Ашет», «Фламмарион», «Галлимар», «Альбин Мишель». Реализованы и разрабатываются электронные платформы. Выпускаются I-Pad версии научных журналов. Отмечается замедление выпуска твердой версии научных журналов, увеличение продаж электронных версий через платформу Apple.
Проведен анализ деятельности ведущих издательских корпораций Германии, таких как «Бер-тельсман», «Хольбринк», «Шпрингер», «Корнель-сен», «Клетт» [3].
Анализ известных мировых издательских платформ, приведенный в последующих главах, демонстрирует явную приверженность платформ к традициям и стратегиям конкретного издательства или журнала.
Платформа для электронных СМИ Adobe Digital Publishing Suite [4]
Компания Adobe предложила издателям попробовать и оценить в работе бета-версию платформы Digital Publishing Suite (DPS).
Технология создания цифровых журналов основывалась на хорошо знакомой дизайнерам и верстальщикам программе InDesign и была дополнена инструментами, позволяющими добавлять в статичную верстку интерактивные элементы, публиковать и распространять издание, создавать «виртуальные киоски», а также отслеживать статистику посещений и загрузок. Таким образом, сотрудникам редакций не
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (116) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
нужно было осваивать новые программные продукты, а лишь изучить простые принципы работы новых сервисов. Поэтому с учетом минимальных затрат на внедрение новой технологии в рабочие процессы, издательства решили «взять ее на вооружение».
На рис. 2, а показано, каким образом Adobe InDesign® CS6 взаимодействует с Adobe Digital Publishing Suite Single Edition для создания интегрированного, сквозного рабочего процесса для публикации контента на iPad.
На рис. 2, b представлены способы открытия коллегам и заказчикам общего доступа к контенту, предназначенному для планшетных устройств. Общий доступ к контенту можно получить прямо с палитры Folio Builder в InDesign CS6 или в сервисе Folio Producer, входящих в состав решения Digital Publishing Suite. При визуализации к контенту добавляются интерактивные функции, что позволит не только определить, как будет выглядеть опубликованный контент, но и проверить его функциональность.
Издательству достаточно использовать программное обеспечение Adobe и обладать опытом создания журналов.
После базового обучения работе с новыми инструментами, как правило, процесс верстки и публикации цифрового журнала технически не вызывает никаких серьезных трудностей.
Adobe DPS стал оптимальным программным предложением. Новый формат позволил кардинально изменить подход к подаче информации - теперь увлекательная статья могла стать еще более информативной и захватывающей с добавленными в нее мультимедийными элементами.
Работа над цифровой версией, по сравнению с печатной, более трудоемкая и требует больших временных затрат, особенно на стадии планирования и создания контента. Чтобы выпустить полноценный материал, обогащенный интерактивом, необходимо изначально сделать гораздо больше, чем для обычной журнальной верстки: нужны специальные фотосессии, видеосъемки, планирование спецэффектов в статье, подготовка необходимых материалов. Инструменты в составе Digital Publishing Suite, благодаря технологиям Omniture, позволяют получить подробную аналитическую информацию о результатах распространения цифрового журнала.
InDesign
АшЬот layouts add Interactivity, prewew lind crealc foil a files
Digital Publishing Suite
DPS App Builder
Crcjlc л custom viewer ape fon tie iPa<t
DPS App File
Generate ал ¡Pad App (?a<1jífíir submission to the Apple App Store
_ App
■a ■—■—
Apple App Store
Customer lubmiu app lo Apple
a
InDesign
Палитра Folio Buildei
¡liiOmign) Или
Сервис Folio Producer {Digital Publishing Suite)
Обмен
Adobe Content Viewer
Настольный компьютер или устройство
Палитре Folio Builder (InDesign}
b
Рис. 2. Схема взаимодействия Adobe InDesign® CS6 с Adobe Digital Publishing Suite Single Edition (a);
платформа для электронных СМИ Adobe Digital Publishing Suite (b) Fig. 2. Interaction scheme Adobe InDesign® CS6 with Adobe Digital Publishing Suite Single Edition (a); platform for electronic media Adobe Digital Publishing Suite (b)
Теперь издатель имеет точное представление о том, сколько человек загрузило журнал, сколько из них в действительности прочитало его, сколько времени уделил читатель той или иной статье. С внедрением Adobe DPS появилась возможность отслеживать статистику с момента выкладки свежего номера, которая показывает, какой контент в журнале стал наиболее востребованным. Эта информация, в свою очередь, используется при планировании последующих номеров. Качественно новые возможности появились и у рекламодателей. В цифровых журналах можно разместить интерактивную анимацию, видео, 3D-изображение, что позволяет привлечь внимание читателей с помощью технологий новых медиа, а также рассказать о своих предложениях более подробно. При этом заказчик также видит информацию о том, сколько человек просмотрело его рекламу, сколько перешло по связывающей ссылке и в дальнейшем обратилось за дополнительной информацией о предложенном продукте.
Широкий выбор инструментов технологии Adobe позволяет издателю самому решать, на каких платформах будет доступен их журнал, определить модель и способы распространения.
Apple (США)
Компания Apple выпустила платформу для создания и продажи книг - программу для авторов iBooks Author (рис. 3) и магазин iBooks.
В iBooks Author можно самостоятельно создавать и простые тексты, и достаточно сложные интерактивные издания с мультимедийными приложениями.
iBooks Author обеспечивает:
- большой набор шаблонов;
- создание книги с помощью шаблонов, описывающих дизайн страниц, текста, шрифтов, цветов и оформления;
- быстрое наполнение журнала текстом и изображениями, добавление новых слоев и возможность сохранения собственных шаблонов;
Рис. 3. Платформа для создания и продажи книг - программа для авторов iBooks Author Fig. 3. Platform for creating and selling books - a program for authors iBooks Author
- навигатор для организации книги, создания обложки и оглавления;
- красивые стили оформления;
- использование набора готовых стилей в каждом шаблоне;
- добавление текста, форм, графиков, таблиц и других мультимедийных объектов на любой странице;
- импорт схем разбивки по главам из Pages или Microsoft Word и применение к текущему шаблону;
- добавление любых слов в глоссарий, а также фотографий, изображений, графиков и таблиц;
- создание портретного режима просмотра в автоматическом режиме;
- мультитач-виджеты;
- выбор из огромного числа виджетов, добавляющих интерактивность журнала;
- размещение на страницы фотографий, видеороликов, презентаций Keynote, интерактивных изображений, карт, звукозаписи, трехмерных моделей объектов или произвольный HTML-код;
- экспорт в iBookstore или iTunes U;
- просмотр журнала в iBooks на iPad;
- добавление обложки, видеодемонстраций и дополнительных страниц;
- вставка журнала в iBookstore для продажи или бесплатной загрузки;
- экспорт журнала в формат iBooks для обмена в iTunes U;
- создание PDF-варианта журнального издания.
Появление iBook ставит вновь прибывшие на рынок издательства в равные стартовые условия.
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (116) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
Издательский дом Эльсевьер и его электронная платформа (Голландия)
Издательский дом Elzevier основан в 1580 г. Современное научное издательство Elsevier воссоздано в 1880 г.
Издание 2200 журналов. Ежегодный запуск 18 новых журналов.
Обработка 600 000 статей. 500 000 рецензентов. 40-90% отклоненных статей. 7 тыс. редакторов, 70 тыс. членов редколлегий. 290 тыс. новых статей ежегодно. 30 млн читателей, 6 тыс. организаций, 386 миллионов загрузок в год.
Содержит более 2800 полнотекстовых электронных журналов.
В открытом доступе 10 млн рефератов всех статей с 1823 г.; 100 бесплатных журналов:
1. Полнотекстовые статьи.
2. Содержание сформировано с 1995 г.
3. Ретроспективная коллекция вплоть до первого номера.
4. Статьи, еще не вышедшие в печать.
5. Электронные энциклопедии (Online Reference works) - 75 названий.
6. Электронные продолжающиеся издания (Books series) - более 60 серий.
7. Электронные справочники (Handbooks) - 7 серий.
8. Электронные книги (ebooks) - более 7000.
Elsevier предлагает лучшие научно-исследовательские средства поиска и анализа мировых научных источников.
18 тыс. академических журналов от 5 тыс. различных издательств, включая >300 российских изданий.
40 миллионов рефератов;
20 миллионов записей с цитируемыми ссылками, начиная с 1996 года;
20 миллионов записей до 1996 года (начиная с 1823 года);
3,5 млн материалов научных конференций;
350 продолжающихся изданий;
23 миллиона патентных записей;
результаты из 450 миллионов научных вебстраниц через Scirus.com;
передовой поисковый механизм, позволяющий мгновенно получить и проанализировать результаты научной работы.
Elsevier поддерживает самую строгую систему отбора научных статей, гарантирующую высочайшее качество публикаций.
Axel Springer AG (Германия)
«Аксель Шпрингер АГ» - один из крупнейших европейских издательских медиаконцернов, выпускающий свыше 150 наименований газет и журналов в более чем 32 странах, включая Германию, Францию, Испанию, Россию, Швейцарию, Венгрию, Польшу, Чехию. Основанный в 1946 г. немецким журналистом Акселем Шпрингером издательский
дом Axel Springer AG сегодня - один из крупнейших в Германии и в Европе. Более iSO газет и журналов издается в 32 странах мира, причем более i20 из них - за пределами Германии. Годовой объем продаж компании составляет €2,4 млрд, чистая прибыль -€i47,S млн. В компании работает около i i 000 сотрудников.
Основными стратегическими приоритетами компании являются: завоевание лидирующих позиций на рынках немецкоговорящих стран, расширение международного присутствия, а также развитие сектора электронных изданий. В Восточной Европе компания представлена в Венгрии, Польше, Чешской Республике и в России. В Западной - представительства работают во Франции, Испании и Швейцарии. За пределами Европы компания представлена в Китае.
Наиболее известные издания в Германии - «Die Welt», «Bild», «Auto Bild», «ComputerBild», «Maxim», «YAM!» и мн. др.
Полнотекстовые коллекции
российских журналов на платформе eLibrary
Одним из ключевых показателей, широко использующимся во всем мире для оценки работы исследователей и научных коллективов, является индекс цитирования. Оценить влияние ученого или организации на мировую науку, определить качество проведенных научных исследований дают возможность статистические данные указателей Science Citation Index (SCI) и Journal Citation Reports (JCR), выпускаемые Institute for Scientific Information (ISI), Филадельфия, США. Индекс цитирования SCI (или его интернет-версия Web of Sciences - WOS) содержит библиографические описания всех статей и обрабатываемых научных журналов и отражает в основном публикации по фундаментальным разделам науки в ведущих международных и национальных журналах.
JCR - указатель цитируемости журналов - определяет информационную значимость научных журналов. На сегодняшний день признано, что импакт-фактор журнала - один из формальных критериев, по которому можно сопоставлять уровень научных исследований в близких областях знаний. При присуждении грантов, выдвижении на научные премии (включая Нобелевскую) эксперты непременно обращают внимание на наличие у соискателя публикаций в журналах, охватываемых JCR. Импакт-фактор журнала - это дробь, знаменатель которой равен числу статей, которые опубликовал этот журнал в течение заданного периода (обычно это два года), а числитель - число ссылок (сделанных за этот же период в различных источниках) на указанные выше статьи.
Для объективной оценки научной деятельности была создана система, позволяющая учитывать все эти потоки публикаций и определяющая суммарный индекс цитирования российских авторов и организаций по публикациям как в ведущих российских, так и зарубежных научных журналах. При этом для ана-
лиза публикаций российских ученых в зарубежных и переводных российских журналах можно использовать данные SCI, а для основной массы российских журналов такую информацию можно получить, только создав аналогичный механизм индексирования научных статей и пристатейной библиографии в России - Российский индекс научного цитирования. Положительные стороны:
Электронная платформа e-Library обладает хорошей информационно-аналитической системой, позволяющей дать рейтинговую оценку по каждой статье, автору, научной организации, журналу с большим набором наукометрических индексов.
Информационно-аналитические системы
Информационно-аналитическая система SCIENCE INDEX SCIENCE INDEX - информационно-аналитическая система, построенная на основе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и предлагающая целый ряд дополнительных сервисов для авторов научных публикаций, научных организаций и издательств (рис. 4). Science INDEX позволяет проводить комплексные аналитические и статистические исследования публикационной активности российских ученых и научных организаций и получать в результате более точную и объективную оценку результатов научной деятельности отдельных ученых, научных групп, организаций и их подразделений.
Основные возможности системы: - просмотр списка публикаций организации в РИНЦ с возможностью его анализа по различным параметрам и вывода на печать;
- контроль и коррекция списка публикаций организации в РИНЦ;
- идентификация организации в публикациях в РИНЦ;
- добавление публикаций организации, отсутствующих в РИНЦ;
- добавление авторов, отсутствующих в авторском указателе РИНЦ;
- уточнение информации о сотрудниках в авторском указателе РИНЦ;
- возможность добавления не только статей в научных журналах, но и монографий, сборников статей, материалов конференций, патентов, отчетов и других типов научных публикаций;
- ввод структуры организации (отделы, лаборатории, факультеты, кафедры и т.д.) и распределение по ним сотрудников;
- анализ публикационной активности и цитируе-мости по подразделениям организации;
- анализ и оценка эффективности работы отдельных сотрудников с помощью широкого набора индикаторов;
- возможность размещения в РИНЦ полных текстов публикаций, на которые у организации есть соответствующие права, создавая собственный электронный репозитарий научных публикаций организации;
- возможность гибкой настройки условий доступа к размещаемым в репозитарии полным текстам (открытый доступ, доступ только с компьютеров организации, доступ для определенных категорий пользователей или организаций, платный доступ, архивное хранение без открытия доступа и т.д.).
Science Index
*
Рис. 4. Информационно-аналитическая система SCIENCE INDEX Fig. 4. Information-analytical system SCIENCE INDEX
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (116) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
Преимущества системы:
- публикации, внесенные авторизованными представителями, попадают в базу данных РИНЦ и индексируются поисковыми машинами;
- расчет библиометрических показателей и построение аналитических отчетов не только для организации в целом, но и по отдельным подразделениям организации;
- учет при формировании списка публикаций организации всех работ сотрудников организации, независимо от того, указана данная организация в качестве места работы одного из соавторов или нет;
- все добавленные и измененные описания публикаций, внесенные представителями организаций, проходят контроль администраторов системы, что улучшает качество вводимых данных;
- предоставление тестового доступа для организаций, планирующих подписку на систему SCIENCE INDEX.
Издательство МАИК «Наука/Интерпериодика» и формирование электронной платформы
МАИК «Наука/Интерпериодика» издает более 100 журналов на английском языке, а совместно с Академиздатцентром «Наука» РАН - более 130 журналов на русском языке. Среди них - такие как JETP, JETP Letters, Computational Mathematics and Mathematical Physics, Proceedings of the Steklov Institute of Mathematics, Different Equations, Physics of the Solid State, Laser Physics, Polymer Science, Biochemistry (Moscow), Molecular Biology, Geochemistry International и многие другие.
Издаваемые компанией академические журналы имеют богатую историю. Первый из них был издан еще в 1728 г. Из современных с 1873 г. издается «Журнал теоретической и экспериментальной физики», с 1899 г. - «Почвоведение», с 1916 г. - «Зоологический журнал».
Внедряя современные информационные технологии, компания в марте 1997 г. создала собственный веб-сайт, доступный как для русскоязычных, так и англоязычных пользователей. Это позволило ученым всего мира иметь доступ к информации о деятельности и перспективах развития компании, о содержании материалов, публикуемых в периодических изданиях, о книгах, издаваемых МАИК, о премиях МАИК и ее лауреатах. Через веб-сайт компания предоставляет возможность получить информацию о подписке на журналы, издаваемые МАИК «Наука/Интерпериодика», и обратиться напрямую к соответствующему дистрибьютору. Через него веб-сайт МАИК позволяет сделать заказ на приобретение отдельных статей в виде PDF-file.
Веб-сайт МАИК построен на основе представления каждого издаваемого журнала своей вебстраницей, на которой пользователь может получить всю интересующую информацию о журнале, включая правила подготовки материалов к публикации. В
соответствии с периодичностью выхода в свет английской версии журналов публикуются оглавления каждого номера и аннотации статей, причем с некоторым опережением - до выхода в свет печатной версии журнала. В перспективе - размещение на вебсайте аналогичной информации и для каждого номера русской версии журналов.
В последнее время МАИК, тесно сотрудничая с редакциями и авторами, последовательно переходит на получение авторских материалов и работу с авторскими корректурами в электронном виде. Это наряду с сокращением сроков подготовки публикаций повышает их качество и оперативность учета замечаний и предложений авторов. Веб-сайт МАИК постоянно развивается и готов к взаимному сотрудничеству с распространителями научной on-line информации.
Платформа ИнфоРост
Является модульной электронно-издательской системой, оптимизированной для нужд архивов, библиотек, музеев, организаций науки и образования. Платформа позволяет организациям создавать и интегрировать между собой:
1. веб-сайты и виртуальные выставки;
2. электронные каталоги для библиографических записей в разных форматах, включая РУСМАРК;
3. Архивные и библиотечные оцифрованные коллекции.
Важной особенностью платформы является возможность он-лайн публикации широкого круга материалов, включая книги, журналы, газеты, архивные коллекции и документы, фотографии, карты, аудио-и видеоматериалы.
Структурированные описания и взаимосвязанные метаданные облегчают пользователям навигацию по коллекции и просмотр групп документов по общим признакам. Поля метаданных также представлены в виде системы объединенных указателей, которые раскрывают исследователям многообразие характеристик коллекции и помогают быстро найти нужные документы. Административный модуль платформы позволяет архивисту или библиотекарю выбрать все поля описаний или только некоторые из них для показа в указателях.
Для удобства просмотра больших коллекций имиджей документов экраны платформы оснащены переключателем «Описание открыто или закрыто». При закрытом описании и с помощью Листалки документов, расположенной в правом верхнем углу экрана, исследователь получает возможность быстрого просмотра книг и тысяч страниц архивных документов.
Для работы с имиджами изданий и документов Платформа оснащена браузером Doc View, который предоставляет исследователям несколько альтернативных вариантов просмотра документов.
Платформа включает:
- Простой и Расширенный виды полнотекстового поиска с возможностью ограничения по полям описаний, временному периоду и коллекциям документов;
- Модуль Авторизации пользователей, позволяющий Администратору ограничивать в случае необходимости доступ к определенным коллекциям и имиджам документов по паролю или IP адресу;
- Модуль Статистики посещений для мониторинга используемости ваших ресурсов.
Гибкая архитектура и интерфейсы платформы позволяют осуществлять ее интеграцию с социальными сетями и продвинутыми модулями для создания личных коллекций, комментирования документов, добавления ключевых слов, сохранения именованных поисковых запросов и привязки документов к картам и спутниковым имиджам.
Облачные технологии
Идея того, что сейчас мы называем облачными вычислениями, впервые была озвучена Джозефом Карлом Робнеттом Ликлайдером (J.C.R. Licklider) в 1970 г., когда он был ответственным за разработку ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network).
Идея Линклайдера заключалась в том, что каждый человек будет подключен к сети, из которой он будет получать не только данные, но и программы.
Другой ученый, Джон Маккарти (John McCarthy), говорил о том, что вычислительные мощности будут предоставляться пользователям как услуга (сервис). На этом развитие облачных технологий было приостановлено до 90-х годов. Их развитию способствовал ряд факторов:
- Стремительное развитие сети Интернет, а именно пропускной способности. Хотя в начале 90-х глобальных прорывов в области облачных технологий не произошло, сам факт «ускорения» Интернета дал толчок к скорейшему развитию технологии.
- В 1999 г. появилась компания Salesforce.com, которая предоставила доступ к своему приложению через сайт. Эта компания стала первой компанией, предоставившей свое программное обеспечение по принципу «программное обеспечение как сервис» (SaaS).
- В 2002 г. Amazon запустила свой облачный сервис, где пользователи могли хранить информацию и проводить необходимые вычисления.
- В 2006 г. Amazon запустила сервис Elastic Compute cloud (EC2), где пользователи могли запускать свои собственные приложения. Таким образом, сервисы Amazon EC2 и Amazon S3 стали первыми сервисами облачных вычислений.
- Свой вклад в развитие облачных вычислений внесла компания Google со своей платформой Google Apps для веб-приложений в бизнес секторе.
- Развитие аппаратного обеспечения (а именно создание многоядерных процессоров и увеличение
емкости накопителей информации) и технологий виртуализации (в частности, программного обеспечения для создания виртуальной инфраструктуры, например, Xen-виртуализация) способствовало не только развитию, но и большей доступности облачных технологий.
Методы и методики в области построения ЭО ПК РРК
Облачные модели. Методы и методики в области построения ЭО ПК РРК на основе облачных моделей
«Облачные вычисления» как направление развития технологий отражены в государственной программе России «Информационное общество (20112020 годы)» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. №1815-р) и в ряде решений Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики под руководством заместителя Председателя Правительства РФ С.Б. Иванова (Протокол №4 от 1 июля 2011 г.).
Современный бизнес достаточно жестко диктует условия игры на ИТ-рынке как компаниям, работающим на нем, так и потребителям их услуг.
С каждым днем растет потребность в обработке информации, в ее сохранении, в обеспечении ее доступности.
Для решения поставленных задач на рынок было выведено не просто программное или аппаратное обеспечение, а сразу комплекс, объединивший разнородные системы в единое информационное пространство, предоставив, таким образом, конечному пользователю набор определенных услуг. Такие услуги имеют общее название Cloud computing (Облачные вычисления) и представлены в виде трех основных моделей.
Software-as-a-Service (SaaS, Программное обеспечение как услуга) - потребителю предоставляются программные средства - приложения провайдера, выполняемые на облачной инфраструктуре (рис. 5).
Облако решений
Сервера
компании-поставщика SaaS-услуг
■X X i
OB о г
Рис. 5. Программное обеспечение как услуга Fig. 5. Software-as-a-Service - SaaS
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (116) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
Приложения доступны с различных клиентских устройств через интерфейс тонкого клиента, такого как браузер (например, электронная почта с web-интерфейсом). Потребитель не управляет и не контролирует саму облачную инфраструктуру, на которой выполняется приложение, будь то сети, серверы, операционные системы, системы хранения или даже некоторые специфичные для приложений возможности. В ряде случаев, потребителю может быть предоставлена возможность доступа к некоторым пользовательским конфигурационным настройкам.
Platform-as-a-Service (Раа8, Платформа как услуга) - потребителю предоставляются средства для развертывания на облачной инфраструктуре создаваемых потребителем или приобретаемых приложений, разрабатываемых с использованием поддерживаемых провайдером инструментов и языков программирования (рис. 6).
Infrastructure-as-a-Service (1аа8, Инфраструктура как услуга) - потребителю предоставляются средства обработки данных, хранения, сетей и других базовых (фундаментальных) вычислительных ресурсов, на которых потребитель может развертывать и выполнять произвольное программное обеспечение, включая операционные системы и приложения (рис. 7).
Рис. 6. Платформа как услуга Fig. 6. Platform-as-a-Service (PaaS)
Потребитель не управляет и не контролирует саму облачную инфраструктуру, но может контролировать операционные системы, средства хранения, развертываемые приложения и, возможно, обладать ограниченным контролем над выбранными сетевыми компонентами.
Рис. 7. Инфраструктура как услуга Fig. 7. Infrastructure-as-a-Service (IaaS)
Различные варианты развертывания облачных моделей Данные облачные модели предполагают и различные варианты развертывания:
Private cloud (Частное облако) - Облачная инфраструктура функционирует в целях обслуживания одной организации (рис. 8). Инфраструктура может управляться самой организацией или третьей стороной и может существовать как на стороне потребителя, так и у внешнего провайдера.
Community cloud (Общее облако) - Облачная инфраструктура используется совместно несколькими организациями и поддерживает ограниченное
сообщество, разделяющее общие принципы (например, миссию, требования к безопасности, политике, требования к соответствию) (рис. 9). Такая облачная инфраструктура может управляться самими организациями или третьей стороной и может существовать как на стороне потребителя, так и у внешнего провайдера.
Public cloud (Публичное облако) - Облачная инфраструктура создана в качестве общедоступной или доступной для большой группы потребителей и находится во владении организации, предоставляющей облачные сервисы (рис. 10).
Рис. 8. Частное облако Fig. 8. Private cloud
Рис. 9. Общее облако Fig. 9. Community cloud
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (116) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
Рис. 10. Публичное облако Fig. 10. Public cloud
Рис. 11. Гибридное облако Fig. 11. Hybrid cloud
Hybrid cloud (Гибридное облако) - Облачная инфраструктура является композицией (сочетанием) двух и более облаков (частных, общих или публичных), остающихся уникальными сущностями, но объединенных вместе стандартизированными или частными технологиями, обеспечивающими обмен данных и приложений между облаками (рис. 11).
Рынок ИТ в сфере облачных вычислений включает уже сотни компаний (например, Amazon, IBM, Google, Microsoft, Oracle, Salesforce.com) с центрами обработки данных, размещенными по всему миру.
Эти компании охватывают достаточно широкий спектр услуг, такие как Платформы для приложения, Инфраструктура, Безопасность, Приложения для управления бизнесом, Приложения взаимодействия с клиентами и многие другие.
Представители облачных вычислений
Amazon Elastic Compute Cloud (EC2)
Amazon Elastic Compute Cloud (Amazon EC2) -веб-сервис, который предоставляет вычислительные мощности в облаке. Сервис входит в инфраструктуру Amazon Web Services.
Простой веб-интерфейс сервиса позволяет получить доступ к вычислительным мощностям и настроить с минимальными затратами ресурсы. Он предоставляет пользователям полный контроль над вычислительными ресурсами, а также доступную среду для работы. Сервис сокращает время, необходимое для получения и загрузки нового сервера.
Amazon является одним из лидеров в сфере облачных вычислений. Сервис Amazon Elastic Compute Cloud был запущен в августе 2006 г. EC2 представляет собой виртуальную ферму ресурсов, позволяющую предоставлять услуги по аутсорсингу ИТ инфраструктуры. Пользователи могут динамически подключать необходимое количество и типы ресурсов. Все ресурсы разбиты на категории от Micro Instance (613 MB of memory, up to 2 ECU, EBS storage only, 32-bit or 64-bit platform) до Cluster GPU Instance (22 GB memory, 33.5 ECUs, 2 x NVIDIA Tesla "Fermi" M2050 GPUs, 1690 GB of local instance storage, 64-bit platform, 10 Gigabit Ethernet).
С момента появления Amazon повысила надежность сервисов за счет запуска ряда служб, таких как Elastic Block Storage (EBS), Elastic IP addresses. Другими интересными службами являются Amazon CloudWatch, служба мониторинга производительности и Auto Scaling, они позволяют производить автоматическое масштабирование вверх и вниз количества экземпляров ресурсов для поддержания производительности.
Структура
Amazon EC2 основана на принципе предоставления ресурсов по требованию, что обеспечивает гибкий подход к реализации потребностей пользователей. Центральной идеей EC2 является представление «Все
как услуга», она реализована в виде трех основных моделей облачных вычислений: Software-as-a-Service, Platform-as-a-Service и Infrastructure-as-a-Service.
Бизнес-модель
Amazon придерживается парадигмы платы только за потребляемые ресурсы (pay-as-you-go). В зависимости от потребности Amazon EC2 предоставляет гибкие планы обслуживания для удовлетворения всех типов клиентов. От небольших стартапов (startup) до крупных корпораций, имеющих присутствие по всему миру. Использование ресурсов учитывается и оплачивается в часах. На сегодняшний день Amazon EC2 доступен только на коммерческой основе и не поддерживает скидки для учебных заведений. Однако многие учебные заведения рассматривают Amazon EC2 как перспективное решение для своих будущих потребностей.
Google App Engine
Облачная инфраструктура Google App Engine занимает значительную долю на рынке облачных вычислений.
Платформа App Engine позволяет отказаться или значительно уменьшить ИТ-инфраструктуру на уровне офиса, обеспечивая высокую надежность, доступность, масштабируемость и целостность.
Также Google предоставляет широкий спектр средств разработки, обеспечивающих доступный подход к развертыванию приложений, и обеспечения технического обслуживания.
Инструменты обеспечивают масштабирование в объеме, необходимом для одновременной работы постоянно увеличивающегося количества пользователей.
Структура
Google разработал собственную распределенную систему хранения данных, названную Bigtable. Для достижения целей широкого применения, масштабируемости, высокой производительности и высокой доступности Google разработал SQL-подобный язык запросов для Bigtable, названный GQL.
Также Google предоставил нереляционный Bigtable API, отличный от SQL API.
App Engine поддерживает две среды разработки: Java и Python, а также стандартные протоколы и инструменты для разработки веб-приложений. Приложения размещаются и выполняются в безопасной среде, с ограниченным доступом к операционной системе.
Такой ограниченный доступ позволяет App Engine распределять запросы между несколькими физическими серверами, а также запускать и останавливать серверы в соответствии со спросом на ресурсы обработки.
Бизнес-модель
Google использует модель «плати за то, что ты используешь». Плата за создание аккаунта на App Engine отсутствует. Пользование ресурсами, такими
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (116) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012
как хранилище и каналы связи, измеряется в гигабайтах. Google App Engine предоставляет разработчикам полный контроль за ресурсами, которые они используют, что позволяет им устанавливать ограничения и максимально допустимые значения, чтобы избежать сюрпризов при получении счетов на оплату. Разработчики могут использовать ограниченные ресурсы на безвозмездной основе. А в случае необходимости при использовании биллинга, когда начинается превышение бесплатного порога расходуемых ресурсов, разработчики имеют возможность оплачивать только их превышение.
Microsoft Azure
Windows Azure - это открытая платформа облачных вычислений, встроенная в операционную систему, предназначена для «разработки, размещения и управления Azure Service Platform». Microsoft предоставляет ресурсы центра обработки данных для размещения веб-приложений, которые можно масштабировать с точки зрения вычислительных мощностей и размеров хранилища данных. В коммерческом использовании Windows Azure доступна с 2010 г. Windows Azure, как открытая платформа, поддерживает как собственные Microsoft, так и другие коммерческие языки и среды разработки. Azure Service Platform включает средства разработки Microsoft, такие как Live, .NET, SQL, SharePoint и Dynamic CRM Services.
Структура
Microsoft Azure опирается на несколько базовых сервисов: Live, SQL, .NET, SharePoint и Dynamic CRM Services. Эти сервисы используются для обеспечения, разработки, управления, создания и мониторинга сервисов и коммуникаций между сервисами.
Windows Azure предназначена для всех типов пользователей, от начинающих разработчиков приложений под веб и программного обеспечения до корпораций, при этом обеспечивая масштабируемость и гибкость. Опыт Microsoft, который она приобрела за годы разработки операционных систем и средств разработки, полностью отражен в Windows Azure. С использованием средств разработки .NET и Visual Studio разработчики могут создавать любые приложения: игры, приложения для беспроводных устройств, веб-приложения и даже их комбинации. Разработчикам доступны и другие языки программирования, такие как Ruby, PHP и Python, а также среды - Eclipse и NetBeans. Windows Azure не только обеспечивает набор доступных услуг для потребителей, но и способствует созданию комплексов услуг с учетом их потребностей.
Сервис Live обрабатывает пользовательские данные и ресурсы приложений, обеспечивает взаимодействие между разработчиками и веб-аудиторией посредством цифровых устройств, а также доступ к сервисам, таким как чат и электронная почта.
Сервис SQL расширяет Microsoft SQL Server для обеспечения облачных вычислений возможностями веб и распределенных реляционных баз данных с повышенной безопасностью, доступностью, масштабируемостью и надежностью. Microsoft SQL Data Services (SDS) - это облачная платформа реляционной базы данных, построенная с использованием технологий SQL Server. С использованием SDS пользователи получают максимум преимуществ и возможностей при подготовке и развертывании реляционных баз данных в распределенных центрах обработки данных.
Сервис .NET обеспечивает размещение, масштабирование и возможности, ориентированные на разработчиков приложений для облачных вычислений и базирующиеся на облачных вычислениях. Microsoft постоянно работает над добавлением услуг внутри сервиса .NET. На данный момент доступны: Access Control, Service Bus и Workflow.
Сервисы SharePoint и Dynamic CRM Services обеспечивают доступ пользователей к функционалу SharePoint и CRM для совместной работы и обмена информацией между различными организациями. Разработчики могут использовать возможности, предоставляемые облачными сервисами SharePoint и CRM, для создания приложений, основанных на данных сервисах.
Бизнес-модель
Windows Azure Service Platform предназначена для всех типов пользователей, и ее бизнес-модель построена на четырех принципах:
- плати за используемое;
- стоимость услуги должна быть привлекательной и доступной для рынка;
- наличие возможностей для роста и развития, чтобы стать сервис-партнером Microsoft;
- простота контроля и доступа через web интерфейс и другие доступные каналы связи.
Windows Azure предоставляет всем разработчикам возможность опытной эксплуатации в течение 90 дней с целью ознакомления и оценки возможностей предоставляемых сервисов.
Экономический эффект облачных вычислений
Экономика является мощной силой при трансформации отраслей. Сегодняшние дискуссии об облачных вычислениях сводятся к техническим сложностям и их преодолению. Во времена мэйнфреймов клиент/серверная архитектура рассматривалась не более чем технологическая «игрушка», и никто даже и не рассматривал ее как альтернативу. Тем не менее, с течением времени эта архитектура нашла свое применение и фактически заменила мэйнфреймы. Такая же ситуация наблюдалась при появлении технологий по виртуализации. И все же экономия от 20 до 30% ИТ бюджета заставила CIO ускорить процесс внедрения этой технологии в рамках организаций.
Появление облачных сервисов фундаментально меняет экономику ИТ. Происходит объединение ИТ
ресурсов, появляется возможность автоматизации процессов управления и обслуживания инфраструктуры. Облачная архитектура способствует эластичному потреблению ресурсов, самообслуживанию, ценообразованию с возможностью платить только за потребляемые ресурсы (pay-as-you-go).
Облачные вычисления, составляющие ядро ИТ инфраструктуры крупных центров обработки данных, используют преимущества эффекта масштаба:
- экономию со стороны предложения - снижение затрат на сервер;
- агрегацию спроса - агрегированный спрос снижает общую изменчивость, повышая утилизацию ресурсов;
- многопользовательскую эффективность - переход на многопользовательское использование (аренду) ресурсов снижает затраты на управление приложениями и оборудование в расчете на пользователя (арендатора).
Современный рынок ИТ готов предлагать и предлагает множество различных продуктов и услуг. Разного уровня и для различных групп потребителей. Облачные вычисления формируют группу таких продуктов.
Для того чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество при формировании ИТ инфраструктуры, компании больше не должны вкладывать громадные экономические и людские ресурсы в средства труда, если за таковые принять ИТ инфраструктуру. Теперь компании могут инвестировать средства только в операционную деятельность. Опыт множества компаний по всему миру показывает, что с использованием облачных вычислений компании в состоянии добиться как сокращения прямых затрат на содержание ИТ инфраструктуры, так и просто ускорить бизнес-операции без привлечения дополнительных средств.
Облачные вычисления предоставляют огромные возможности. Они позволяют избавиться от излишних расходов, преодолеть состояние ограниченности в ресурсах, уделить больше внимания инновациям. Облако позволяет воспользоваться новыми, прежде не доступными и во многом труднореализуемыми приложениями и системами. Все, что нужно, - это найти точки отсчета затрат.
Заключение
Анализ современной научно-технической, нормативной, методической литературы по платформам по управлению деятельностью распределенной редакционной коллегии электронного издания периодических рецензируемых и реферируемых международных научных журналов позволил определить современный уровень и возможности издательских платформ, нормативную, методическую литературу, проанализировать основные алгоритмы их работы, архитектуру развивающихся программных комплексов, методологию реализации программно-информационной платформы с использованием прогрессивных облачных технологий, виды веб-сервиса, виды поисковых систем, фреймворки программной системы, реализации фреймворков, экономические аспекты.
Работа выполняется в рамках Государственного контракта от 10 августа 2012 г. № 14.514.11.4026 «Проведение проблемно-ориентированных исследований для разработки платформы по управлению деятельностью распределенной редакционной коллегии электронного издания периодических рецензируемых и реферируемых международных научных журналов» Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» (Мероприятие 1.4 -XII очередь), шифр 2012-1.4-07-514-0050.
Список литературы
1. США: итоги книжного года // Книжное обозрение. 2006. № 19. С. 10/РЯ0/2.
2. Эришвили Н.Д. Зарубежный опыт книгоиздания и книготорговли в США // Библиотека в эпоху перемен. 2007. № 3. С. 126-140.
3. Некоторые итоги работы книжной индустрии Запада в 2007 году // Книжное дело. 2008. № 1. С. 72-80.
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 12 (116) 2012
© Scientific Technical Centre «TATA», 2012