by residents and non-residents (except for credit institutions and currency exchanges) currency legislation of the Russian Federation, requirements of the acts of currency regulation and currency control, as well as compliance of currency operations provisions of licenses and permits. Federal service may carry out in organizations of any forms of ownership counter checks, send in the audited organization, their higher bodies obligatory_ for the consideration of the submission or binding regulations to eliminate the revealed violations.
УДК 656.003
И.В. Гарахина, кандидат экономических наук, доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ»
Т.М. Волгина, студентка ФБОУ ВПО «ВГАВТ»
А.С. Гадеева, студентка ФБОУ ВПО «ВГАВТ»
А.С. Кузнецова, студентка ФБОУ ВПО «ВГАВТ»
603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ
В статье сформулированы общие проблемы социально-экономического развития
транспортной инфраструктуры Нижегородской области и в целом в России.
Ключевые слова: транспорт, стратегия, транспортная инфраструктура, лизинг, капитальные вложения.
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Транспорт играет важную роль в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы.
В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике.
Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают современным внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании.
Ежесуточно по транспортным коммуникациям России всеми видами транспорта в 2013 году перевозилось 58,6 млн. пассажиров и 29,3 млн. тонн грузов.
Транспортные предприятия постепенно адаптируются к новым условиям хозяйствования. Однако многие вопросы работы и развития транспорта в условиях формирования рыночных отношений пока не получили удовлетворительного решения.
Транспортная система в целом и ряд ее ключевых сегментов (инфраструктура же-
лезнодорожного транспорта и внутренних водных путей, автомобильные дороги) хронически недоинвестирована и не обладает резервами «долговременной устойчивости».
В ряду основных недостатков российского транспорта следует выделить низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. К примеру, технический флот государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства изношен на 85 процентов, а износ коммерческого флота составляет 75 процентов. К 2020 году подлежит списанию 85-90 процентов судов.
Следующей важнейшей проблемой является техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами.
В стране отсутствует высокоскоростное железнодорожное сообщение.
Не получает должного развития городской общественный транспорт, в том числе его современные скоростные виды, которые могли бы существенно снизить остроту проблемы транспортного развития мегаполисов.
Почти во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Износ основных производственных фондов по отдельным группам основных средств достиг 55-70 процентов.
В настоящее время износ основных производственных фондов составляет: на железнодорожном транспорте - 60 процентов, на морском - 34 процента, на внутреннем водном - 66 процентов, на автобусном - 51 процент, грузовом автомобильном - более 50 процентов, на воздушном - 50 процентов.
Состояние многих технических средств транспорта подошло к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая - приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта.
Одной из наиболее значимых является проблема несбалансированности развития единой транспортной системы России. Она включает в себя 3 наиболее важных составляющих.
Первая - это диспропорции в темпах и масштабах развития разных видов транспорта. Наиболее яркий пример - значительное отставание развития внутреннего водного транспорта, высокие темпы роста автомобилизации.
Вторая - это недостаточное развитие существующей транспортной инфраструктуры, наиболее остро проявляющееся в несоответствии уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки, в малом количестве региональных и местных аэропортов, а также в наличии многочисленных «узких мест» на транспортных направлениях и стыках отдельных видов транспорта.
Третья - это территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры.
Наиболее существенны различия между европейской частью России, с одной стороны, и районами Сибири и Дальнего Востока - с другой.
Правительством Российской Федерации разработана транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. В которой определены основные мероприятия развития. К ним относятся:
- Сбалансированное развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
- Развитие парков транспортных средств, совершенствование их технических и экологических характеристик.
- Развитие конкурентного рынка доступных и качественных транспортных услуг.
- Расширение применения передовых транспортно-логистических технологий, в том числе на базе ГЛОНАСС.
- Развитие скоростных и высокоскоростных систем для перевозки пассажиров.
- Развитие пассажирского транспорта общего пользования и повышение качества его услуг.
- Создание условий для устойчивого развития и функционирования городских транспортных систем.
- Поддержка развития региональной авиации и внутреннего водного транспорта.
- Развитие инфраструктуры и управляющих структур международных транспортных коридоров.
- Повышение уровня международного сотрудничества в сфере транспорта.
- Обеспечение технической и технологической безопасности транспорта.
- Повышение уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
- Снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
- Совершенствование научного и инновационного потенциала.
Реализация Транспортной стратегии обеспечивается стабильной и надежной системой финансирования, учитывающей особенности транспорта как инфраструктурной отрасли.
Объем финансирования этой программы на 2010-2030 годы предусматривается 106446 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
- из федерального бюджета -31384 млрд. рублей,
- из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 21353 млрд. рублей,
- из внебюджетных источников -53709 млрд. рублей.
Средства из федерального бюджета направляются на следующие цели:
- поддержание в работоспособном состоянии и воспроизводство объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности;
- реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том числе коммерчески неэффективных для ОАО «РЖД» магистральных железнодорожных линий, имеющих важное социально-экономическое значение, а также обеспечивающих безопасное функционирование транспортной системы;
- обеспечение безопасности на транспорте;
- выполнение и стимулирование мероприятий по поддержанию мобилизационной готовности средств, объектов транспорта и путей сообщения, а также мероприятий, осуществляемых в интересах национальной безопасности;
- обеспечение функций государственного регулирования и управления в транспортной отрасли;
- проведение фундаментальных научных исследований и реализация инновационных научно-технических проектов, имеющих общегосударственное и общеотраслевое значение.
Наряду с прямым бюджетным финансированием предоставление государственной поддержки может осуществляться в следующих формах:
- софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов с оформлением прав собственности Российской Федерации, включая финансирование расходов на управление инвестиционными проектами и разработку проектной документации;
- предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие транспортной инфраструктуры;
- предоставление субсидий транспортным организациям, осуществляющим социально значимые перевозки;
- субсидирование приобретения транспортных средств;
- предоставление в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации и субъектов Российской Федерации государственных гарантий по привлекаемым отечественными организациями займам с целью реализации наиболее значимых инвестиционных проектов в сфере транспорта;
- направление средств в уставные капиталы юридических лиц;
- разработка и реализация экономических механизмов, стимулирующих ускоренное обновление парка транспортных средств, в том числе содействие в развитии лизинга современных транспортных средств, страхования и кредитования перевозчиков;
- предоставление льгот при установлении условий аренды государственного имущества, землеотвода и землепользования;
- привлечение средств Фонда национального благосостояния.
Общий объем капитальных вложений в Транспортной стратегии рассчитан в ценах соответствующих лет с учетом налога на добавленную стоимость и оценивается в 89,1-106,5 трлн. рублей, в том числе с финансированием из федерального бюджета -30,0-31,4 трлн. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 17,3-21,3 трлн. рублей, из внебюджетных источников - 41,8-53,7 трлн. рублей.
Таблица 1
Оценка объемов необходимого ресурсного обеспечения реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. Капитальные вложения (млрд. руб., в ценах соответствующих лет с учетом НДС)
2010-2030 годы в том числе:
20102012 годы 20132015 годы 2016 -2018 годы 2019 -2020 годы 20212030 годы
Железнодорожный транспорт
Всего В том числе: 2254329542 1194 2564 2839 2180 1376620765
федеральный бюджет* 5070-5701 218 675 751 521 29043535
бюджеты субъектов Российской Федерации* 295-364 10 17 25 23 220-289
внебюджетные средства* 1717723476 965 1873 2062 1635 1064216941
Автомобильные дороги
Всего В том числе: 2931233645 1088 1713 2583 2305 21624 -25957
федеральный бюджет* 1786818685 675 1053 1556 1344 13204014057
бюджеты субъектов Российской Федерации* 1069113765 405 623 957 886 7820 -10894
внебюджетные средства* 753-1195 7 37 70 74 565-1007
Морской транспорт
Всего 7759-9033 142 362 583 580 60927366
в том числе:
федеральный бюджет* 2216-2235 56 124 187 161 16871707
внебюджетные средства* 5523-6817 86 238 396 419 43855679
Внутренний водный транспорт
Всего 1945-2256 54 93 155 146 14971808
в том числе:
федеральный бюджет* 738-739 28 41 66 53 550-551
2010-2030 годы в том числе:
20102012 годы 20132015 годы 2016 -2018 годы 2019 -2020 годы 20212030 годы
бюджеты субъектов Российской Федерации* 53-68 2 3 5 4 39-54
внебюджетные средства* 1153-1450 24 49 84 89 907-1204
Воздушный транспорт
Всего 8006- 9300 207 370 615 600 62147508
в том числе:
федеральный бюджет* 2778- 2802 102 154 234 200 20892113
бюджеты субъектов Российской Федерации* 142-176 3 8 12 11 108-141
внебюджетные средства* 5061-6346 103 208 368 389 39945278
Автомобильный транспорт
Всего 4647-5422 117 192 323 333 36814457
в том числе:
федеральный бюджет* 2 0,1 0,1 0,2 0,1 2
бюджеты субъектов Российской Федерации* 743-841 23 38 59 54 569 -667
внебюджетные средства* 3901-4579 95 154 264 279 31103788
Промышленный железнодорожный транспорт
Всего, внебюджетные средства* 2268-2648 80 88 151 160 17902169
Наземный городской электротранспорт
Всего 211-237 14 15 20 18 14-170
в том числе:
бюджеты субъектов Российской Федерации* 135-154 6 7 10 11 102-121
внебюджетные средства* 76 -83 8 8 10 8 42-49
Метрополитен
Всего 6404-7397 214 336 505 469 48805873
в том числе:
федеральный бюджет* 35 6 19 10 - -
бюджеты субъектов Российской Федерации* 5261-5980 177 271 416 385 40134732
внебюджетные средства* 1107-1381 30 46 80 84 867-1141
Комплексные проекты по развитию транспортной системы
Всего 5981-6967 151 248 453 439 46915677
в том числе:
федеральный бюджет* 1229-1240 19 56 122 90 942-953
бюджеты субъектов Рос- 4 -5 0,3 0,2 0,4 0,3 3 -4
2010-2030 в том числе:
годы 20102012 годы 20132015 годы 2016 -2018 годы 2019 -2020 годы 20212030 годы
сийской Федерации*
внебюджетные средства* 4737-5733 132 192 330 348 37354731
По Транспортной стратегии
Всего 89074106446 3260 5980 8227 7228 64378 -81750
в том числе:
федеральный бюджет* 2999131384 1104 2121 2927 2370 2146922861
бюджеты субъектов Российской Федерации* 1732421353 626 966 1484 1375 1287316902
внебюджетные средства* 4175953709 1530 2893 3816 3484 3003741987
Таблица 2
Затраты на НИОКР (млрд. рублей, в ценах соответствующих лет с учетом НДС)
2010- в том числе:
2030 годы 20102012 20132015 20162018 20192020 20212030
годы годы годы годы годы
Всего 667 16 28 50 58 515
в том числе:
федеральный бюджет* 92 6 6 8 7 65
внебюджетные средства* 575 10 22 42 51 450
* 2020-2030 годы - предварительные прогнозные значения.
Доля капитальных вложений на реализацию Транспортной стратегии по отношению к внутреннему валовому продукту России составит за период 2013 - 2030 годов в среднем 2,8-3,3 процента.
Доля суммарных инвестиций в основной капитал в суммарных инвестициях России за 2010 - 2012 годы составит 10,1 процента, за период 2013-2020 годов - 11-12 процентов и за период 2021-2030 годов - 11-15 процентов.
Доля капитальных вложений из федерального бюджета на реализацию Транспортной стратегии по отношению к суммарному внутреннему валовому продукту России составит в среднем 0,9-1,0 процент, а из бюджетов всех уровней - 1,51,7 процента.
Капитальные вложения в 2010-2020 годах учитываются при реализации утвержденных Правительством Российской Федерации Государственной программы «Развитие транспортной системы», федеральных целевых программ «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2015 годы)», «Глобальная навигационная система», «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы», программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта и других программ.
Государственные капитальные вложения за счет средств федерального бюджета предусматривается выделять, прежде всего, на реализацию следующих мероприятий:
- строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения, предоставление субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;
- строительство и реконструкцию высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий, строительству железных дорог для связи регионов с единой железнодорожной сетью;
- реконструкция и строительство федеральных объектов инфраструктуры гражданской авиации;
- реконструкция и строительство федеральных объектов в морских и речных портах, строительство морских и речных судов обеспечивающего флота;
- реконструкция внутренних водных путей и гидросооружений на них.
Средства региональных бюджетов предусматривается направлять в первую очередь на развитие автомобильных дорог регионального значения, пригородного пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, строительство новых железнодорожных линий, имеющих важное социальное и экономическое значение для регионов, развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта, а также развитие систем пассажирского транспорта общего пользования (метрополитен, трамвай, троллейбус).
Оценка объемов финансирования мероприятий стратегии из бюджетов субъектов Российской Федерации дана в соответствии с Государственной программой «Развитие транспортной системы» и Бюджетным кодексом Российской Федерации в части бюджетных полномочий с учетом балансовой принадлежности объектов.
Внебюджетные средства намечается использовать преимущественно для финансирования коммерческих проектов по развитию инфраструктуры транспортных узлов, формированию транспортных систем в создаваемых в регионах территориально-производственных кластерах, а также по организации в крупнейших транспортных узлах транспортно-логистических центров, созданию платных и скоростных автомагистралей и автомобильных дорог.
Для развития отечественного производства материалов, машин и оборудования для транспортной системы Российской Федерации целесообразно предусмотреть меры по государственной поддержке их производителей, стимулирующие переход к инновационной модели развития и привлечение частных инвестиций как в транспортную отрасль, так и сегменты промышленности, занятые изготовлением современных материалов, машин и оборудования для транспортной системы. Такими мерами могут быть таможенно-тарифное регулирование, направленное на снижение ввозных пошлин на оборудование, а также субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий, осуществляющих производство современного оборудования и его приобретение для использования в транспортном комплексе.
Затраты на научное обеспечение реализации Транспортной стратегии составят за 2010-2030 годы 0,67 трлн. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе в 20102012 годах - 0,02 трлн. рублей, в 2013-2020 годах - 0,14 трлн. рублей, в 20212030 годах - 0,51 трлн. рублей.
Конкретный состав и объемы работ научного обеспечения реализации Транспортной стратегии предусматривается детально определить при разработке федеральных целевых программ, обеспечивающих реализацию Транспортной стратегии, на соответствующие периоды.
Важным инструментом управления реализацией Транспортной стратегии является увязка региональных и муниципальных стратегий и программ развития транспорта, а также транспортных разделов региональных программ социально-экономического развития с Транспортной стратегией.
Рассмотрим более подробно развитие транспортной инфраструктуры Приволжского федерального округа.
По мнению аналитиков стратегической целью развития Приволжского федерального округа является устойчивое улучшение качества жизни населения за счет повы-
шения производительности труда и формирования конкурентоспособной экономики округа на основе сбалансированного взаимовыгодного партнерства гражданского общества, бизнеса и власти.
Ключевой задачей округа является создание достойных условий жизни в городах и сельской местности округа.
В целях улучшения условий жизни в сельской местности должны быть решены задачи развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений. Важной задачей является развитие транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур, необходимых для снятия разобщенности городов и сельской местности.
Положение округа на пересечении двух основных евроазиатских транспортных направлений «Восток-Запад» и «Север-Юг», высокий уровень экономического развития определяют перспективы развития его транспортной инфраструктуры. По основным удельным показателям транспортной инфраструктуры Приволжский федеральный округ находится в числе лидеров среди российских федеральных округов.
В функционировании транспортной инфраструктуры накопился ряд проблем, сдерживающих дальнейшее социально-экономическое развитие округа. Ключевыми являются:
- железнодорожная сеть в целом исчерпала свой потенциал. Она имеет многочисленные участки с недостаточной пропускной способностью. Практически не строятся новые линии.
- автодорожная сеть, по своей густоте, начертанию, пропускной способности, безопасности и техническому состоянию не отвечает современным требованиям;
Отсутствуют современные автомагистрали, связывающие Север и Юг округа. Несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту транспортных расходов и снижению скорости движения;
- инфраструктура воздушного транспорта во многом устарела, нуждается в развитии и комплексной модернизации;
- слабо используется уникальная сеть внутренних водных путей Волжского бассейна, составляющих основу Единой глубоководной системы Европейской части России. Наличие лимитирующего участка Волги в районе пос. Городец (Нижегородская область) не позволяет в полном объеме реализовать транзитный потенциал и снижает конкурентоспособность одного из основных российских водных маршрутов.
Логистическая инфраструктура в округе находится в начальной стадии формирования. До 80% импортных грузов, предназначенных для регионов округа, перерабатывается в гг. Москва и Санкт-Петербург. Общая концепция формирования логистической системы Приволжского федерального округа отсутствует.
Таким образом, транспортно-логистическая инфраструктура в ее современном состоянии является существенным ограничением устойчивого социально-экономического развития округа по инновационному сценарию. Она не обеспечивает необходимого уровня транспортной доступности и качества услуг, как для бизнеса, так и для населения.
Система логистических центров будет включать интермодальные логистические комплексы по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров, оказывающие полный спектр транспортных и дополнительных услуг в столичных городах и промышленных центрах округа, особых экономических зонах, а также крупнейших транспортных узлах округа. Логистические центры будут созданы также во всех городах и районах компактного проживания с населением более 50 000 человек, что позволит обеспечить транспортными услугами современного уровня большинство предприятий малого и среднего бизнеса. Приоритетное развитие получит в округе транспортно-логистическая инфраструктура в зоне международных транспортных коридоров «Запад - Восток», «Север - Юг» и «Европа - Западный Китай», в
первую очередь в местах пересечения их основных маршрутов. Развитие логистических центров будет увязано с положениями Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Намеченные меры позволят снизить уровень транспортных издержек предприятий округа до уровня, характерного для предприятий развитых стран.
Развитие транспортной инфраструктуры Приволжского федерального округа обеспечивается выполнением программных мероприятий по модернизации и развитию аэропортовых комплексов, транспортных узлов, участков автомобильных и железных дорог и объектов на них, а также инфраструктуры внутренних водных путей в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», а также целевыми программами субъектов Российской Федерации.
Одним из механизмов развития транспортной инфраструктуры округа может стать создание межрегиональной авиационной сети для обеспечения пассажирских и грузовых авиаперевозок как внутри округа, так и в соседние регионы. Это существенно повысит связанность регионов Приволжского федерального округа и обеспечит реальное существенное повышение эффективности экономики, входящих в него регионов.
Развитие логистической инфраструктуры округа будет осуществляться на основе единой концепции, предусматривающей формирование системы логистических центров разного уровня и назначения, объединённых согласованными технологиями предоставления услуг международного уровня, а также общей системой транспортного и информационного обеспечения, обеспечивающих комплексное удовлетворение потребностей клиентов.
Для реализации транзитного потенциала внутрироссийских межрегиональных и экспортно-импортных грузопотоков по направлению «Запад-Восток» (Урал и Сибирь - Центр) предусматривается строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального значения М-5 «Урал», новой дороги федерального значения на направлении «Центр - Поволжье-Урал», а также дорог, формирующих маршрут Москва-Нижний Новгород-Казань-Челябинск - граница с республикой Казахстан.
Для формирования на территории округа транспортного коридора «Север-Юг» предусматривается усиление, модернизация и электрификация железнодорожных линий, строительство обхода Саратовского железнодорожного узла, реконструкция автодороги М-32.
Восстановление Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в Волжском бассейне позволит обеспечить выход коридора «Север-Юг» на трансъевропейскую вводно-транспортную сеть и в прикаспийские государства.
Развитие этого направления создаст благоприятные условия и возможности для транзита пассажиров и грузов по маршруту «побережье Балтийского моря - Персидский залив». Коридор станет одной из основных транспортных артерий, аккумулирующей экспортно-импортные грузопотоки в торговле предприятий округа со странами Азии и Европы.
Для формирования международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай» на территории округа будет построена скоростная автомобильная дорога Санкт-Петербург - Вологда - Йошкар-Ола - Казань - Оренбург - граница с республикой Казахстан - Актобе - граница с Китаем. Однако конкретная трассировка российского участка маршрута в настоящее время окончательно не определена. Также будет электрифицирован участок железной дороги Оренбург - Сенная.
Нижегородская область - один из наиболее экономически развитых регионов Приволжского федерального округа и Российской Федерации в целом. Хотя область не обладает значительными сырьевыми ресурсами, экономика региона стабильно раз-
вивается. Доля Нижегородской области в формировании совокупного ВРП регионов
РФ составляет 1,7%.
Автобусы Грузовые Стальные Бумага Переработка
автомобили трубы неф™
Рис. 1. Доля нижегородской области в российском производстве отдельных видов продукции
Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей промышленности в экономике. По объему отгружаемой обрабатывающими предприятиями произведенной продукции область уверенно входит в первую десятку российских регионов (по итогам 2012 года занимала 7 место).
Область обладает уникальным научно-техническим потенциалом в сочетании с мощной образовательной базой. По оценкам независимых экспертов Нижегородская область занимает 4 место в Российской Федерации по инновационному потенциалу (после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга).
Основой экономики региона является обрабатывающая промышленность, которая составляет более 30% от объема валового регионального продукта.
Ведущими отраслями промышленности являются: машиностроительный комплекс, авиастроение, судостроение, радиоэлектроника, металлургическое производство, нефтехимический, топливно-энергетический и лесной комплексы.
Область является крупным сельскохозяйственным регионом Нечерноземья. Основное направление в сельском хозяйстве - животноводство (около 70% выручки от реализации сельскохозяйственной продукции).
Дорожное хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики Нижегородской области, от устойчивого и эффективного функционирования которой в значительной степени зависит социально-экономическое развитие и условия жизни населения.
До 2012 года финансирование дорожного хозяйства осуществлялось в рамках областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 20112013 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2010 года № 567, и областной целевой программы «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2009-2011 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 апреля 2009 года № 196. Основная проблема дорожного хозяйства - несоответствие нормативным требованиям более 9 000 километров из 13 000 километров автомобильных дорог, находящихся в областной собственности. Содержание в надлежащем состоянии автомобильных дорог Нижегородской области и элементов их обустройства требует регулярного выполнения объема работ по очистке проезжей части дорог, мостов, тротуа-
ров, обочин, автопавильонов, выполнения текущего ремонта покрытия дорог, установки дорожных знаков, ограждений, сигнальных столбиков, а также замены, при необходимости, элементов обустройства автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Значительная степень износа автомобильных дорог Нижегородской области сложилась из-за недостаточного финансирования ремонтных работ в условиях постоянного увеличения интенсивности дорожного движения и роста парка транспортных средств. В связи с длительным сроком эксплуатации дорог без проведения ремонта, увеличением интенсивности движения транспорта, износом дорожного покрытия, а также вследствие погодно-климатических условий возникла необходимость проведения большого объема ремонтных работ.
Низкий уровень доходов местных бюджетов и, как следствие, недостаточное финансирование дорожной деятельности приводит к ухудшению состояния автомобильных дорог населенных пунктов, а также дворовых территорий многоквартирных домов.
Для решения существующих проблем разработана программа «Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012-2014 годы», финансирование которой будет осуществляться за счет средств дорожного фонда Нижегородской области. Мероприятия программы направлены на комплексное решение проблем и улучшение состояния существующей дорожной сети региона. Их реализация позволит увеличить пропускную способность автомобильных дорог и искусственных сооружений, а также улучшить условия движения автотранспорта, снизить уровень аварийности и повысить безопасность дорожного движения в регионе.
На внутреннем водном транспорте для интеграции Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в систему международных транспортных коридоров предусматривается строительство Нижегородского низконапорного гидроузла на реке Волге с мостовым переходом, реконструкция гидроузлов в бассейнах рек Волга, Кама и Белой. Для широкого использования водного потенциала Приволжского федерального округа будет создана современная система судоходства на притоках реки Волги с использованием транспортных средств с малой осадкой, кру-изных судов на 50 и 200-250 мест, в том числе изготавливаемых на базе нижегородских и ульяновских судостроительных заводов.
Рассматривается вопрос о развитии портовых мощностей в целях обеспечения растущего грузооборота, увеличения объемов мультимодальных перевозок при развитии международного транспортного коридора «Север - Юг». Для возрождения пассажирского речного сообщения, в том числе скоростного, и развития водного туризма намечена реконструкция инфраструктуры пассажирских перевозок и сервиса.
Таблица 3
Прогноз перевозок грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборота на период до 2030 года
2007 год 2010 год 2011 год 2012 год 2015 год 2018 год 2020 год 2024 год 2030 год
Прогноз перевозок грузов и грузооборота России до 2030 года
Перевозки грузов - всего, млн.т 12164,1 9960,9 10544,1 10682,0 12629,1 14231,1 15338,5 17080,5 19920,5
из них транспорт общего пользования 2169,9 1950,6 2076,3 1977,1 2224,8 2457,6 2634,8 2873,2 3235,0
в том числе по видам транспорта:
автомобильный 6861,4 5236,4 5663,1 5829,3 7139,7 8141,1 8822,3 10247,6 12594,1
2007 год 2010 год 2011 год 2012 год 2015 год 2018 год 2020 год 2024 год 2030 год
из них общего пользования 642,8 498,3 533,4 542,6 598,3 638,0 684,3 778,5 917,7
железнодорожный общего пользования 1345 1312 1382 1271,9 1447,0 1621,4 1737,7 1846,6 2010,0
железнодорожный промышленный 3775,6 3272,2 3338,1 3418,2 3862,9 4270,4 4565,7 4738,2 5009,1
морской * 28 37 33,9 30 32,8 35,8 38,7 46,9 62,9
внутренний водный 153,4 102,4 126 131,6 145,5 161,1 172,6 199,5 242,2
воздушный 0,73 0,93 0,98 0,997 1,16 1,34 1,46 1,74 2,24
Грузооборот -всего, млрд. т.км 2482,8 2477,7 2589,4 2702,3 3055,6 3394,5 3641,2 3876,9 4267,3
из них транспорт общего пользования 2307,2 2241,5 2352,9 2442,7 2758,3 3055,5 3277,8 3462,2 3762,9
в том числе по видам транспорта:
автомобильный 205,9 199,3 222,8 247,1 292,2 329,6 355,4 411,1 509,6
из них общего пользования 62,5 71,2 84,2 89,7 108,4 118,0 129,8 157,3 204,1
железнодорожный общего пользования 2090,3 2011,3 2127,2 2222,0 2507,0 2779,8 2978,0 3102,9 3300,0
железнодорожный промышленный 32,2 108,1 97,9 102,2 113,5 127,4 137,8 160,9 198,9
морской * 65,0 100,3 77,5 62,5 67,8 74,1 80,1 97,3 130,4
внутренний водный 86,0 54,0 59,0 63,4 69,1 76,7 82,4 95,7 116,9
воздушный 3,4 4,72 4,95 5,06 5,96 6,87 7,52 8,95 11,52
Прогноз перевозок пассажиров и пассажирооборота России до 2030 года
Перевозки пассажиров - всего, млн. человек 38812,3 38897,7 39640,1 40444,2 44311,3 48658,4 51503,9 57662 68367,5
из них транспорт общего пользования 25305 22035,9 21886,5 21373,8 22911,4 24528,9 25526,3 27569,8 30935,9
в том числе по видам транспорта:
железнодорожный 1282 947 993 1058,5 1143,1 1247,0 1280,3 1357,8 1471,2
автомобильный ** 28302,3 30295,8 31058,6 31871,8 35114,7 38792,1 41283,5 46690,8 56181,9
из них общего пользования 14795 13434 13305 12801,4 13714,8 14662,6 15305,9 16598,6 18751,7
внутренний водный 21,5 16 14,2 13,5 13,8 14,9 15,1 15,7 16,6
морской * 1,4 1,5 1,3 1,3 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
воздушный 45,1 59 66 74 88,9 102,8 112,9 134,9 174,6
2007 год 2010 год 2011 год 2012 год 2015 год 2018 год 2020 год 2024 год 2030 год
городской назем- ныйэлектриче- ский 5632 4284,7 4155,7 3979,5 4219,4 4379,9 4490,4 4719,8 5086,0
метрополитен 3528 3293,7 3351,3 3445,6 3731,4 4121,7 4321,7 4743 5435,8
Пассажирооборот, млрд. пасс. км 858,7 937,8 989,0 1055,5 1223,6 1387,6 1501,0 1753,3 2209,7
из них транспорт общего пользования 497,1 483,6 502,4 531,7 597,9 663,8 708,3 803,7 968,4
в том числе по видам транспорта:
железнодорожный 174,1 138,9 139,8 144,6 154,0 165,6 172,5 186,3 206,3
автомобильный ** 511,5 594,8 625,2 656,6 770,6 879,2 955,2 1126,6 1442,4
в том числе общего пользования 149,9 140,6 138,6 132,8 144,9 155,4 162,5 177,0 201,1
внутренний водный 0,96 0,77 0,68 0,63 0,67 0,72 0,73 0,76 0,80
морской * 0,07 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
воздушный 111 147,1 166,8 195,7 236,6 274,7 302,1 362,6 472,2
городской наземный электрический 18,5 13,8 13,3 12,9 13,6 14,1 14,5 15,3 16,8
метрополитен 42,6 42,4 43,2 45,1 48,1 53,3 56 61,7 71,2
Реализация этих проектов позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить эффективное подключение к глобальной транспортной системе, что создаст стратегические конкурентные преимущества для развития экономики округа.
ANALYTICAL SURVEY OF PROBLEMS CONNECTED WITH TRANSPORT COMPLEX OF RUSSIA
I. V. Garakhina, T.M. Volgina, A.S. Gadeeva, A.S. Kuznetsova
The problems of social and economic development of transport infrastructure of Nizhe-gorodsky Region and in the whole Russia are raised in the article.