Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ'

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2621
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РОЖДАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ / ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ НАСЕЛЕНИЯ / STATE DEMOGRAPHIC POLICY / TOTAL POPULATION / BIRTH RATE / MORTALITY / NATURAL POPULATION GROWTH / NATURAL POPULATION DECLINE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Конципко Наталья Владимировна

Демографическая политика России в настоящее время является одной из ключевых задач государства. Демографическая политика тесно связана с экономической и иммиграционной политиками государства, развитием здравоохранения, образования, налоговой политикой, а также государственным регулированием. В статье проанализированы демографические процессы на страны за 10 лет (2008-2018 гг.). Выделен ряд проблем, влияющих на снижение демографической ситуации в России, а также предложены мероприятия, которые, по мнению автора, помогут улучшить демографическую ситуацию в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL REVIEW OF STATE DEMOGRAPHIC POLICY OF RUSSIA

Demographic policy of Russia is currently one of the key tasks of the state. Demographic policy is closely related to the economic and immigration policies of the state, the development of health care, education, tax policy, as well as state regulation. The article analyzes the demographic processes in the country for 10 years (2008-2018). A number of problems affecting the reduction of the demographic situation in Russia are highlighted, as well as measures that, in the author's opinion, will help to improve the demographic situation in the country.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

DOI: 10.34020/2073-6495-2020-1-160-174 УДК 314.15

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Конципко Н.В.

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирский государственный технический университет E-mail: koncipko_natalya@mail.ru

Демографическая политика России в настоящее время является одной из ключевых задач государства. Демографическая политика тесно связана с экономической и иммиграционной политиками государства, развитием здравоохранения, образования, налоговой политикой, а также государственным регулированием. В статье проанализированы демографические процессы на страны за 10 лет (2008-2018 гг.). Выделен ряд проблем, влияющих на снижение демографической ситуации в России, а также предложены мероприятия, которые, по мнению автора, помогут улучшить демографическую ситуацию в стране.

Ключевые слова: государственная демографическая политика, общая численность населения, рождаемость, смертность, естественный прирост населения, естественная убыль населения.

ANALYTICAL REVIEW OF STATE DEMOGRAPHIC POLICY

OF RUSSIA

Kontsipko N.V.

Novosibirsk State University of Economy and Management, Novosibirsk State Technical University E-mail: koncipko_natalya@mail.ru

Demographic policy of Russia is currently one of the key tasks of the state. Demographic policy is closely related to the economic and immigration policies of the state, the development of health care, education, tax policy, as well as state regulation. The article analyzes the demographic processes in the country for 10 years (2008-2018). A number of problems affecting the reduction of the demographic situation in Russia are highlighted, as well as measures that, in the author's opinion, will help to improve the demographic situation in the country.

Keywords: state demographic policy, total population, birth rate, mortality, natural population growth, natural population decline.

На современном этапе демографические процессы России имеют негативный характер. Несмотря на ряд мер, принятых государством для увеличения рождаемости и уменьшения смертности, естественный прирост населения России снижается катастрофическими темпами.

Целью данного исследования является анализ государственной демографической политики России на современном этапе, а также выявление возможных путей преодоления негативных тенденций. В соответствии с

© Конципко Н.В., 2020

целью необходимо решить поставленные задачи: проанализировать демографическую политику на современном этапе с учетом динамики, выявить негативные тенденции и предложить пути решения демографических проблем в России.

Объектом исследования является государственная демографическая политика Российской Федерации. Предметом исследования являются проблемы государственной демографической политики на современном этапе. Эмпирическую базу исследования составили материалы Росстата.

Для проведения анализа демографической политики России необходимо рассмотреть определения демографической политики. Работы авторов, исследующих демографическую политику, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Определения демографической политики

№ п/п Автор Определение

1 Антонова Н.Л. [1, с. 108] Под демографической политикой следует понимать целенаправленную деятельность государственных органов, а также иных социальных институтов и организаций в вопросах регулирования процессов воспроизводства населения страны и являющуюся частью социальной политики государства

2 Глушакова В.Г., Симагина Ю.А. [4, с. 258] Демографическая политика выступает как система мер, которые принимает государство для того, чтобы оказывать воздействие на естественное движение населения с целью достижения определенных демографических результатов

3 Елисеева И.И., Клупта М.А. [5, с. 352] Демографическая политика - это такой комплекс мер, которые принимает государство для оказания влияния на режим демографического воспроизводства в желаемом направлении

Если рассмотреть демографическую политику с точки зрения законодательства, то в Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 г., (Указ Президента РФ от 01.0772014 г. № 483 (ред. от 2703.2019) «Об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Президента Российской Федерации» п. 21. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года») отмечается, что демографическая политика России направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, повышение рождаемости, осуществление регулирования внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и на этой основе - улучшение демографической ситуации в стране [6, 9].

Проанализировав определения авторов (табл. 1) и законодательный аспект (Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.), можно сделать вывод, что демографическую политику определяют как систему мероприятий, которая воздействует на демографические процессы, включая естественное движение населения и его

миграцию. Задачи демографической политики, решаемые на практике, можно понимать в узком и широком смыслах. Если в узком смысле область действия демографической политики сводится непосредственно к воспроизводству населения и его территориальным перемещениям, то в широком понимании она включает общественное здоровье и здравоохранение, а также условия жизни, просвещение, условия отдыха и питания людей. Она затрагивает достаточно обширный круг вопросов, который предполагает множество методов исследования динамики народонаселения и управления его количественными и качественными параметрами.

Демографическую политику также можно рассмотреть через ситуацию, где главнейшим критерием оптимизации является сам человек, выступающий одновременно основной целью и ценностью. В данном случае целевой установкой политики являются возрастание продолжительности жизни, увеличение периода трудовой активности граждан, улучшение качественных характеристик здоровья, реализация воспроизводственной функции человека и его репродуктивных функций, соотнесенных с его представлением о семье и количестве детей. В основе формулируемых целей лежит следующая система ценностей:

1) высшей ценностью выступает человек, с комплексом его потребностей и интересов (репродуктивные потребности и возможности, качество здоровья, гармоничное нравственное, духовное, физическое и психическое развитие), что позволяет ему полноценно реализовывать не только свою общественную, но и трудовую деятельность;

2) семья в данном случае - главная ячейка общества, полноценным образом реализующая свои функции, основными из которых являются воспроизводство населения страны, воспитание новых поколений и их социализация, формирование у них правильных и адекватных норм демографического поведения, организация быта и досуга семьи, а также уход и попечение престарелых.

Необходимо также отметить, что в последние годы вопросам демографической политики уделяется особое внимание. В условиях демографического кризиса в целом сформировалось понимание того, что разрешение демографического кризиса выступает основной для всей страны задачей. Тремя основными составляющими характеристик демографического положения государства являются показатели смертности, миграции и рождаемости населения, несомненно, особое внимание уделяется направлению стимулирования рождаемости, включающему в себя комплекс мер финансовой, административной и социальной поддержки молодых семей.

Социальное обеспечение занимает важнейшее место в общественной жизни государства. Оно напрямую коррелирует с развитием экономики, политической составляющей и социальным благополучием граждан. Содержание социального обеспечения, его виды и размер претерпевают постоянные изменения и формируются наряду с тенденциями развития всей системы социального обеспечения в стране. Одной из основных функций системы государственного социального обеспечения является демографическая политика, направленная на стимулирование роста народонаселения страны, воспроизводство здорового поколения и повышение продолжительности жизни граждан.

Но несмотря на возросшее значение демографических вопросов в политической повестке государственного регулирования, необходимо признать, что принимаемые меры по решению вопросов поддержания институтов семьи и брака, становлению устойчивого уровня прироста населения и преодолению иных проблем депопуляции населения не имеют комплексного стратегического характера и потому являются малоэффективными в преодолении демографического кризиса [10].

Занимая первое место в мире по площади территории, Россия тем не менее стремительно теряет свои позиции на демографическом поле. В табл. 2 представлена численность населения РФ за 2008-2018 гг. (сведения за 2015 г. и последующие годы приведены с учетом численности населения Республики Крым и г. Севастополя).

Таблица 2

Численность населения России за 2008-2018 гг. (млн чел.) [13]

№ п/п Год Население В том числе В общей численности населения, %

городское сельское городское сельское

1 2008 142,8 104,9 37,9 73 27

2 2009 142,7 104,9 37,8 74 26

3 2010 142,9 105,3 37,6 74 26

4 2011 142,9 105,4 37,5 74 26

5 2012 143,0 105,7 37,3 74 26

6 2013 143,3 106,1 37,2 74 26

7 2014 143,7 106,6 37,1 74 26

8 2015 146,3 108,3 38,0 74 26

9 2016 146,5 108,6 37,9 74 26

10 2017 146,8 109,0 37,8 74 26

11 2018 146,9 103,3 37,6 74 26

Проанализировав табл. 2, можно сделать вывод о том, что с 2010 г. население России имеет тенденцию к увеличению. Необходимо отметить, что прирост численности населения в 2015 г. произошел за счет численности населения Республики Крым и г. Севастополя. На рис. 1 представлена динамика численности населения России за 2008-2018 гг.

Далее рассмотрим численность населения России по возрастным группам за 2008-2018 гг. (табл. 3). Необходимо отметить, что данные о трудоспособном населении (табл. 3) представлены с учетом выхода на пенсию мужчин - 60 лет, а женщин - 55 лет, так как реформа пенсионной системы рассчитана на 10 лет, с учетом постепенного увеличения пенсионного возраста.

Из табл. 3 видно, в России на начало 2019 г. преобладает население в возрасте старше 70 лет (13506 млн чел.), что составляет 9,2 % от общей численности населения России. Лидирующие позиции занимает население в возрасте от 25 до 45 лет (45764 млн чел.), или 31,2 % от общей численности населения. Также можно отметить группу населения в возрасте 55-59 лет

147,

146,

145,

3 144>

143,

142,

141,

140,

Рис. 1. Динамика численности населения России за 2008-2018 гг. [13]

(11049 млн чел.). Это 7,5 % от общей численности населения России. Далее рассмотрим численность трудоспособного и нетрудоспособного населения России. Численность трудоспособного населения 82264 млн чел., или 56 % от общей численности населения. Численность нетрудоспособного населения 37362 млн чел., что составляет 25,4 %.

Рассмотрев вышеуказанный анализ, можно сделать вывод, что 56 % трудоспособного населения России обеспечивает пенсионными накоплениями нетрудоспособное население (25,4 %) и население моложе трудоспособного возраста (т.е. растит детей), доля которых составляет 18,6 %. Для обеспечения такой доли нетрудоспособного населения (44 %), как уже отмечалось, государственная демографическая политика должна быть тесно связана с экономическими и финансовыми процессами в стране, государственным регулированием этих процессов, системой здравоохранения, доступным образованием, а также повышением уровня и качества жизни населения страны.

Для объективного рассмотрения динамики населения России необходимо также рассмотреть показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения (табл. 4). В табл. 4 представлена рождаемость, смертность и естественный прирост населения России за 2008-2018 гг. (сведения за 2014 г. и последующие годы приведены с учетом численности населения Республики Крым и г. Севастополя).

Проанализировав данные табл. 4, можно сделать вывод о том, что смертность превышает рождаемость практически на всем протяжении анализируемого периода, за исключением 2013-2015 гг. (рис. 2). В этот период удалось увеличить естественный прирост населения (рис. 3), но далее ситуация имеет негативный характер. Особо следует обратить внимание на 2017-2018 гг., так как это практически отражает настоящее время.

У

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Год

Численность населения России по возрастным группам за 2008-2018 гг. (млн чел.) [13]

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Всего населения 142748 142737 142857 142865 143056 143347 143667 146267 146545 146804 146880

В том числе в возрасте, лет СМ 7433 7671 7968 8051 8380 8687 8899 9262 9512 9582 9347

5-9 6638 6783 7091 7117 7261 7441 7662 8004 8218 8558 8873

10-14 7056 6891 6610 6601 6567 6689 6823 7126 7254 7408 7598

15-19 10485 9650 8389 8237 7631 7152 6956 6829 6731 6690 6816

20-24 12457 12389 12169 12122 11599 10849 9971 9293 8445 7828 7336

25-29 11358 11667 11982 12012 12328 12556 12522 12620 12412 11879 11120

30-34 10537 10696 10980 11016 11116 11346 11660 12092 12219 12537 12766

35-39 9705 9885 10172 10211 10380 10459 10614 10884 11098 11194 11425

40-44 9800 9409 9241 9251 9340 9563 9750 10122 10220 10381 10453

45^9 11929 11634 10672 10561 10023 9545 9187 9140 9193 9280 9499

50-54 11037 11272 11483 11509 11560 11436 11184 10957 10356 9835 9372

55-59 9501 9755 10022 10063 10215 10382 10634 10873 11093 11155 11049

60-64 5014 5916 7832 7982 8380 8690 8949 9260 9445 9610 9783

65-69 6687 5565 4002 3913 3896 4453 5269 6428 7263 7637 7937

70 и более 13111 13554 14210 14219 14380 14099 13587 13377 13086 13230 13506

Из общей численности -население в возрасте: моложе трудоспособного 22842 22854 23126 23209 23568 24110 24717 25689 26360 26895 27254

трудоспособном 89745 89342 87983 87847 87055 86137 85162 85415 84199 83224 82264

старше трудоспособного 30161 30541 31714 31809 32433 33100 33788 35163 35986 36685 37362

Таблица 4

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения России за 2008-2018 гг. (млн чел.) [13]

№ п/п Год Всего человек На 1000 человек населения

родившихся умерших естественный прирост родившихся умерших естественный прирост

1 2008 1713947 2075954 -362007 12,0 14,5 -2,5

2 2009 1761687 2010543 -248856 12,3 14,1 -1,8

3 2010 1788948 2028516 -239568 12,5 14,2 -1,7

4 2011 1796629 1925720 -129091 12,6 13,5 -0,9

5 2012 1902084 1906335 -4251 13,3 13,3 0,0

6 2013 1895822 1871803 24013 13,2 13,0 0,2

7 2014 1942683 1912347 30336 13,3 13,1 0,2

8 2015 1940579 1908541 32038 13,3 13,0 0,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 2016 1888729 1891015 -2286 12,9 12,9 -0,01

10 2017 1690307 1826125 -135818 11,5 12,4 -0,9

11 2018 1604344 1828910 -224566 10,9 12,5 -1,6

На рис. 4 видно, что естественная убыль населения за 2017-2018 гг. носит катастрофический характер. И если в 2017 г естественный прирост составлял -0,9, то в 2018 г. естественный прирост уже составил -1,6 (умерло на 224566 млн чел. больше, чем родилось).

Далее для более объективного анализа демографической ситуации России рассмотрим общие итоги миграции населения за 2008-2018 гг. (табл. 5). Миграционный приток населения в Россию сильно снизился в 2010 г., но в 2011 г. ситуация изменилась (рис. 4). Особенно необходимо отметить 2017 и 2018 гг., когда миграционные потоки стали резко сокращаться.

2 500 000

2 000 000

и 1 500 000

Еи

И" №

^ 1 000 000

500 000

о

Рис. 2. Динамика рождаемости, смертности и естественного прироста населения России за 2008-2018 гг. (млн чел.) [13]

□ Родившихся ■ Умерших

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Год

Рис. 3. Динамика естественного прироста населения России за 2008-2018 гг. (млн чел.) [13]

350 000 /

300 000 / —

250 000 /

200 000 /

150 000 100 000- / / — —

50 000- / - —

/ —

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Год

Рис. 4. Миграционный прирост населения России за 2008-2018 гг. (чел.) [13]

Таким образом, население России катастрофически снижается не только из-за высокой смертности, которая опережает рождаемость, но и также за счет снижения миграционного прироста населения. Далее рассмотрим экономические причины убыли населения России. В табл. 6 представлены данные о соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.

Согласно данным табл. 6, реальные доходы населения России снижаются начиная с 2013 г. Но тем не менее демографические процессы не имели таких катастрофических последствий как в настоящее время. С 2016 г.

Таблица 5

Общие итоги миграции населения России за 2008-2018 гг. (чел.) [13]

Год Прибывшие, всего Из них Прибывшие, всего Из них Миграционный прирост

в пределах России в том числе из зарубежных стран в пределах России в том числе из зарубежных стран

внутри регионов из других регионов внутри регионов из других регионов

2008 2215945 1934331 1071863 862468 281614 1973839 1934331 1071863 862468 39508 242106

2009 1987598 1707691 941255 766436 279907 1740149 1707691 941255 766436 32458 247449

2010 2102304 1910648 1035899 874749 191656 1944226 1910648 1035899 874749 33578 158078

2011 3415055 3058520 1705711 1352809 356535 3095294 3058520 1705711 1352809 36774 319761

2012 4196143 3778462 2023865 1754597 417681 3901213 3778462 2023865 1754597 122751 294930

2013 4496861 4014620 2102036 1912584 482241 4201002 4014620 2102036 1912584 186382 295859

2014 4663427 4072603 2075442 1997161 590824 4363437 4052941 2075442 1977499 310496 299990

2015 4734523 4135906 2053058 2082848 598617 4489139 4135906 2053058 2082848 353233 245384

2016 4706411 4131253 2041392 2089861 575158 4444463 4131253 2041392 2089861 313210 261948

2017 4773500 4184467 2006115 2178352 589033 4561622 4184467 2006115 2178352 377155 211878

2018 4911566 4345881 2061251 2284630 565685 4786712 4345881 2061251 2284630 440831 124854

Таблица 6

Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума [13]

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц 14943,0 16887,0 18773,0 20780,0 23221,0 25928,2 27766,6 30466,6 30747,0 31351,6 33010,0

В процентах к величине прожиточного минимума 325,0 328,0 330,0 326,0 357,0 354,9 344,9 314,1 312,9 310,8 320,9

уменьшаются все показатели: смертность превышает рождаемость (см. рис. 2, 3), снижаются миграционные потоки (рис. 4), падают реальные доходы населения. Исключение составляет 2018 г.

Проанализировав вышеуказанные данные, проведем исследование факторов экономического развития на динамику демографических изменений в численности населения России. Для этого проведем оценку влияния ряда факторов на изменение численного состава постоянного населения России, динамику показателей рождаемости и смертности, а также миграционных потоков, т.е. основных демографических показателей. Построение многофакторной модели зависит от показателей, которые должны тесно коррелировать с показателями демографических процессов.

В ряде научных работ, посвященных анализу демографической ситуации в России, приводятся различные перечни показателей, которые в большей степени влияют на исследуемые процессы. Были выбраны параметры, оказывающие, по нашему мнению, наибольшее влияние на динамику демографических процессов. Это такие показатели, как уровень жизни населения страны; качество здравоохранения; жилищные условия в стране.

Для оценки взяты показатели периода 2008-2018 гг. [7, 8, 12, 13].

Зависимым признаком является численность постоянного населения, которую обозначим - у1, численность родившихся - у2, численность умерших - у3, а миграционный прирост (убыль) обозначим - у4. Независимыми признаками выступают макроэкономические показатели, обозначаемые через х1 .

Показатели, которые были выбраны в качестве объектов исследования, объединили в следующие факторы (рис. 5). Данные расчетов приведены в табл. 7.

Рис. 5. Факторы, оказывающие влияние на демографические процессы

в России

Таблица 7

Корреляционная матрица [13]

Показатели У1 У 2 У3 У4

х1 0,878 0,931 -0,893 —0,872

х2 -0,766 -0,929 0,946 0,733

х3 0,885 0,920 -0,889 -0,869

Х4 -0,935 -0,881 0,794 0,888

Х5 -0,819 -0,906 0,804 0,871

Х6 -0,701 -0,422 0,304 0,513

х7 0,933 0,840 -0,802 -0,865

Х8 0,869 0,883 -0,863 -0,857

Результатом проведенного исследования стало выявление прямой зависимости между численностью постоянного населения (у^ и числом квартир (х7), таким образом, чем больше в государстве вводится в эксплуатацию жилых квартир, тем позитивнее становится динамика численности населения.

На уровень рождаемости (у2) (численность родившихся) наиболее активное влияние оказывают экономические факторы, среди них среднедушевой доход населения (х^ оказывает прямое влияние, а численность безработных (х2) имеет обратное влияние.

Численность умерших (у3) в большей степени обусловлена численностью безработных (х2) и, напротив, со снижением численности безработных наблюдается и снижение смертности населения.

Миграционный прирост (у4) в большей степени обусловлен медицинскими факторами уровня жизни в стране.

В настоящее время демографическая политика России обусловлена рядом факторов (табл. 8).

Необходимо отметить, что последние годы вопросам демографической политики уделяется особое внимание. В условиях демографического кризиса в политическом сообществе и в обществе страны в целом сформировалось понимание того, что разрешение демографического кризиса выступает основной для всей страны задачей. Среди трех основных составляющих характеристик демографического положения государства - показателей смертности, миграции и рождаемости населения, несомненно, особое внимание уделяется направлению стимулирования рождаемости, включающему в себя комплекс мер финансовой, административной и социальной поддержки молодых семей.

Несмотря на возросшее значение демографических вопросов в политической повестке государственного регулирования необходимо признать, что принимаемые меры по решению вопросов поддержания институтов семьи и брака, становлению устойчивого уровня прироста населения и преодолению иных проблем депопуляции населения не имеют комплексного стратегического характера и потому являются малоэффективными в преодолении демографического кризиса [9].

Таблица 8

Факторы демографической политики России [13]

№ п/п Факторы демографической политики Описание факторов

1 Снижение количественных показателей рождаемости Показатели рождаемости имеют тенденцию к снижению с 1990-х гг. прошлого века. Так, на два выданных свидетельства о рождении приходятся три свидетельства о смерти. Постарение женского населения трудоспособного возраста означает и старение в репродуктивной категории

2 Высокие цены на детские товары На современном этапе развития России с рыночной системой экономических отношений расходы на ребенка сопоставимы с расходами на взрослого трудоспособного человека

3 Высокое потребление психоактивных веществ Употребление алкоголя среди населения является тяжелейшей проблемой в России

4 Ухудшение соматического и психического здоровья населения В настоящее время более 70 % школьников имеют 2-3 соматических хронических заболевания

5 Снижение репродуктивного здоровья девочек-подростков и молодых женщин Наличие соматических заболеваний, употребление алкоголя, слабое здравоохранение, уровень благосостояния граждан

6 Распространяющаяся социальная установка поздних родов Согласно акушерским нормам, женщины, решившие рожать после достижения 27 лет, являются старо-родящими. На современном этапе в России данная категория женщин составляет более 50 % от всех беременных, это, в свою очередь, обусловливает риск развития акушерской или перинатальной патологии у новорожденного, риск рождения ребенка с генетическими отклонениями и др.

7 Рост численности лиц пожилого возраста Снижение показателей рождаемости

8 Налоговая политика Неразвитость мер налоговой политики, направленных на стимулирование рождаемости

9 Низкий достаток у многодетных семей Превалирующее число многодетных семей не могут позволить себе полноценное и сбалансированное питание, обременены жилищными проблемами, не могут приобрести полный перечень, назначенных врачом медикаментов, испытывают трудности с получением образования

Сложившаяся в России негативная демографическая ситуация требует разработки комплексного решения для преодоления описанных проблем демографического развития. Автором предложен ряд мероприятий, которые необходимо решать в законодательном аспекте на федеральном уровне (рис. 6).

Помимо этого необходимо обозначить несколько направлений в целях демографического развития страны:

1) формирование ориентации на устойчивое расширенное воспроизводство населения с правильными социальными установками здорового образа жизни;

Рис. 6. Мероприятия по улучшению демографической ситуации в России

2) снижение показателей смертности среди всех групп населения, обеспечение роста продолжительности жизни людей и периода их трудовой активности;

3) восстановление устойчивости института брака и семейно-брачных отношений, снижение числа разводов, обеспечение условий для комфортного существования семьи на всех стадиях ее жизненного цикла;

4) обеспечение сбалансированности половозрастной структуры населения в регионах, где имеется перевес в сторону большего числа женщин, или, напротив, мужчин. Это создаст благоприятный климат для формирования семейно-брачных отношений и, соответственно, воспроизводства населения;

5) необходимость формирования такой стратегии развития регионов, которая бы могла быть реализована собственными трудовыми ресурсами, позволила бы повысить качество человеческого капитала, сократить миграционный отток населения за пределы страны, обеспечив молодым специалистам достойные условия жизни.

Ключевую роль в достижении поставленных результатов играют и мероприятия, имеющие нематериальный характер. Так, необходимы разработка морально-правовых норм института семьи и воспитания детей, формирование правильного общественного мнения о традициях современного общества и семьи, трансляция норм расширенного воспроизводства и демографического поведения. Немаловажную роль играет и реализация мероприятий по улучшению качества жизни из смежных отраслей социальной политики, решение жилищной проблемы, а также развитие социально-бытовой инфраструктуры населенных пунктов. Экономические же

методы должны иметь более конкретную направленность в демографической политике. Необходимо отметить, что условия рыночной экономики и свободы передвижений по территории страны обеспечивают перераспределение населения в регионах. Механизм территориального перераспределения теперь зависит от состояния региональных рынков труда и жилья, а также качества жизни населения региона и состояния общественного здоровья [2]. Затормозить или вовсе парализовать работу данного механизма способны экологические, а также национальные и политические деформации в обществе.

Дальнейший поиск решений задач демографической политики требует проведения новых теоретических и прикладных исследований социально- и медико-демографических особенностей регионов России. Основное внимание стоит уделить вопросам смертности и рождаемости в качестве основных характеристик воспроизводства населения [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Антонова Н.Л. Демография: учеб.-метод. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 154 с.

2. Валентей Д.И. Теория и политика народонаселения. М.: Высшая школа, 2017. 184 с.

3. Григорьев Ю.А., Баран О.И. Демографическая политика и анализ безвозвратных потерь общественного здоровья на основе концепции эпидемиологического перехода // Медицина в Кузбассе. 2017. Т. 16. № 3. С. 21-27.

4. Демография: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. В.Г Глушковой, Ю.А. Симагина; 7-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2016. 304 с.

5. Елисеева И.И. и др. Демография и статистика населения: учебник для академического бакалавриата / под ред. И.И. Елисеевой, М.А. Клупта. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2017. 405 с.

6. Печура О.В. Демографическая политика региона: методический аспект исследования // Управленец. 2012. № 1-2. С. 50-55.

7 ПоповаЛ.А. Оценка эффективности государственных демографических инициатив // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 1 (31). С. 125-137.

8. Ткаченко А.А. Демографическое возрождение или deseptio visus? // Власть. 2018. № 1. С. 47-58.

9. Указ Президента РФ от 01.072014 г. № 483 (ред. от 27.03.2019) «Об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Президента Российской Федерации» п. 21. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

10. Харламов С.О. Социальное законодательство и демографическая политика Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5. С. 45-51.

11. Шелехов И.Л., Берестнева О.Г., Жарков О.С. Анализ факторов, определяющих демографическую ситуацию в современной России // Вестник ТГПУ 2010. Вып. 5 (95). С. 135-140.

12. Кореева О.В., Бойцова Т.Е. Анализ и оценка влияния отдельных факторов на состояние современной демографической ситуации в Российской Федерации // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. Вып. 6, ноябрь-декабрь. [Электронный ресурс]. URL: http://publ.naukovedenie.ru (дата обращения: 30.072019).

13. Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography/# (дата обращения: 30.072019).

Bibliography

1. Antonova N.L. Demografija: ucheb.-metod. posobie / M-vo obrazovanija i nauki Ros. Federacii, Ural. feder. un-t. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2014. 154 p.

2. Valentej D.I. Teorija i politika narodonaselenija. M.: Vysshaja shkola, 2017. 184 p.

3. Grigor'ev Ju.A., Baran O.I. demograficheskaja politika i analiz bezvozvratnyh poter' obshhestvennogo zdorov'ja na osnove koncepcii jepidemiologicheskogo perehoda // Medicina v Kuzbasse. 2017. T. 16. № 3. P 21-27

4. Demografija: uchebnoe posobie / kollektiv avtorov; pod red. VG. Glushkovoj, Ju.A. Simagina; 7-e izd., pererab. i dop. M.: KNORUS, 2016. 304 p.

5. Eliseeva I.I. i dr. Demografija i statistika naselenija: uchebnik dlja akademicheskogo bakalavriata / pod red. I.I. Eliseevoj, M.A. Klupta. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Izda-tel'stvo «Jurajt», 2017. 405 p.

6. Pechura O.V. Demograficheskaja politika regiona: metodicheskij aspekt issledova-nija // Upravlenec. 2012. № 1-2. P 50-55.

7 Popova L.A. Ocenka jeffektivnosti gosudarstvennyh demograficheskih iniciativ // Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2014. № 1 (31). IP 125-137

8. Tkachenko A.A. Demograficheskoe vozrozhdenie ili deseptio visus? // Vlast'. 2018. № 1. P 47-58.

9. Ukaz Prezidenta RF ot 01.072014 g. № 483 (red. ot 2703.2019) «Ob izmenenii i priznanii utrativshim silu nekotoryh aktov Prezidenta Rossijskoj Federacii» p. 21. V Koncepcii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda, utverzhdennoj Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.10.2007 g. № 1351 «Ob utverzhdenii Koncepcii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda».

10. Harlamov S.O. Social'noe zakonodatel'stvo i demograficheskaja politika Rossijskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 5. P 45-51.

11. Shelehov I.L., Berestneva O.G., Zharkov O.S. Analiz faktorov, opredeljajushhih demograficheskuju situaciju v sovremennoj Rossii // Vestnik TGPU. 2010. Vyp. 5 (95). P 135-140.

12. Koreeva O.V., Bojcova T.E. Analiz i ocenka vlijanija otdel'nyh faktorov na sostojanie sovremennoj demograficheskoj situacii v Rossijskoj Federacii // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2013. Vyp. 6, nojabr'-dekabr. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// publ.naukovedenie.ru (data obrashhenija: 30.07.2019).

13. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki // Oficial'nyj sajt http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (data obrashhenija: 30.072019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.