Научная статья на тему 'Аналитические процедуры управления деятельностью кредитной организации'

Аналитические процедуры управления деятельностью кредитной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕРЕНИЕ / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОРРЕКТИРОВОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / НАБЛЮДЕНИЕ / ПРОВЕРКА / СТАНДАРТЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / MEASUREMENT / CREDIT ORGANIZATION / CORRECTIVE ACTIONS / OBSERVATION / TESTING / STANDARDS / MANAGEMENT / ECONOMIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова Е. Б.

Систематизированы аналитические процедуры управления состоянием функционирования кредитной деятельностью, позволяющие сформировать направления экономического анализа деятельности кредитной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Es sind die analytischen Leitungsprozedure vom Zustand der Funktionierung der Kredittätigkeit systematisiert. Diese Prozedure erlauben die Richtungen der ökonomischen Analyse der Tätigkeit der Kreditorganisation zu bilden.Sont systématisées les procédures de la gestion de létat du fonctionnement de lactivité de crédit permettant de former les orientations de lanalyse économique de lactivité de lorganisation de crédit.Analytical procedures of managing the credit organization are systemized, they allow to form the directions of economic analysis of credit organization.

Текст научной работы на тему «Аналитические процедуры управления деятельностью кредитной организации»

ББК 65.0522.2

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.Б. Герасимова

Финансовая академия при Правительстве РФ, г. Москва Представлена членом редколлегии профессором А.П. Романовым

Ключевые слова и фразы: измерение; кредитная организация; корректировочные действия; наблюдение; проверка; стандарты; управление; экономический анализ.

Аннотация: Систематизированы аналитические процедуры управления состоянием функционирования кредитной деятельностью, позволяющие сформировать направления экономического анализа деятельности кредитной организации.

Исследование системы управления кредитной организацией (КО) приводит к выводу о том, что далеко не все известные элементы управления как процесса находят адекватное отражение в практической деятельности данных организаций в силу специфики последних. Это требует критического анализа ситуации с выявлением более глубоких научных подходов к поставленной проблеме с разработкой методических рекомендаций для формирования соответствующих нормативных параметров и документов.

Наука управления занимается проблемами согласованности между индивидуальными работами внутри организации для обеспечения общих задач ее функционирования.

В современной теории управления организацией (менеджмента) выделяет семь функций управления, которые можно связать с проводимым в кредитной организации анализом следующим образом (рис. 1). Выделены они в результате разделения, специализации управленческого труда, поскольку доказана эффективность такого подхода к управлению организацией, при котором полномочия делегируются. Это облегчает работу высшему руководителю, повышает эффективность труда управленцев, так как меньшее количество задач повышает качество их решения, а самое важное - делает каждого управленца, на каком бы уровне управления он ни находился, причастным к реализации стратегии и миссии организации.

Процесс управления проходит в четыре этапа (рис. 2):

1) установление стандартов системы;

2) наблюдение и проведение проверок;

3) измерение фактически достигнутых результатов;

4) осуществление необходимых корректировочных действий.

Обобщение информации о функциях управления кредитной организацией и

их реализации позволяет сделать вывод об экономическом анализе как стержневом элементе всего процесса управления. Аналитически процедуры представляют собой канву, на которой строится система управления деятельностью банка. Проиллюстрируем этот тезис.

Планирование

Организация

Мотивация

Анализ

Контроль

Руководство

Координация

Составление бизнес-планов и бюджетов, анализ их выполнения

Экономико-правовой анализ Анализ организационной структуры Социально-экономический анализ деятельности Анализ количественного и качественного состояния интеллектуального капитала организации Современные методы управления персоналом Технико-экономический анализ Анализ состояния и динамики запасов Маркетинговый анализ

Анализ отклонений результатов деятельности от показателей бизнес-плана и бюджета

Факторный анализ влияния отдельных показателей деятельности на ее результаты

Выработка рекомендаций по устранению недостатков в работе и по выявлению и мобилизации резервов улучшения показателей деятельности

Аналитические процедуры в рамках внутреннего контроля внутреннего аудита

Анализ показателей финансовой отчетности для внешних пользователей

Функции управления Аналитические процедуры в рамках отдельных функций управления

Рис. 1 Система функций управления кредитной организацией

Рис. 2 Этапы процесса управления кредитной организацией

Первым этапом создания системы управления является установление ее стандартов. Это этап определения ориентиров, относительно которых будет оцениваться деятельность системы и осуществляться контроль. При определении стандартов за основу принимаются цели функционирования системы. Они могут описываться с использованием количественных, качественных и временных переменных. Обычно цели конкретизируются в планах, программах деятельности системы.

Программы и планы разрабатываются с участием аналитиков, задачей которых является обоснование плановых показателей и моделирование возможных результатов деятельности. Установление стандартов дает отправную точку, относительно которой оценивается выполнение планов и движение к намеченной цели.

Анализ выполнения плановых показателей является самостоятельным направлением - план-факт анализ. Он проводится в рамках операционного анализа деятельности. Бюджеты кредитной организации анализируются на регулярной основе:

- в рамках принятия решений оперативного характера - на дату принятия решения с использованием накопленной информации с начала месяца;

- по отделам (департаментам) ежемесячно;

- в разрезе центров ответственности по итогам отчетного периода.

После того, как стандарты установлены, и деятельность началась, менеджмент осуществляет наблюдение и проверки. Проверка [1] представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодического обследования работы, процесса функционирования и результатов деятельности экономической системы. Наблюдение и проверки обеспечивают аналитика необходимой информацией, а также позволяют корректировать методики анализа и инструментарий, применявшийся на этапе планирования.

Анализ показателей деятельности кредитной организации характеризует следующий - третий - этап процесса управления - измерение фактически достигнутых результатов. При сопоставлении достигнутых результатов с установленными на первом этапе стандартами, прежде всего, устанавливаются масштабы допустимых отклонений. Размер отклонения зависит:

во-первых, от характеристики самого контрольного стандарта. Например, отклонение от интервального значения обязательного экономического норматива недопустимо. Отклонение от установленного размера риска должно находиться в заданных руководством кредитной организации пределах, и все колебания подвергаются жесткому контролю, поскольку влияют на устойчивость деятельности в целом. Величина административных расходов является менее существенным фактором, и соответственно анализируется с меньшим пристрастием;

во-вторых, от масштабов функционирования системы. Уровень прибыли на вложенный капитал тем ниже, чем шире круг операций, осуществляемых кредитной организацией. Существуют и другие закономерности, отражающие снижение показателей эффективности деятельности, связанное с ее ростом. Анализ поэтому проводится комплексно - динамика показателей оценивается в сопоставлении и взаимном влиянии;

в-третьих, от принятой стратегии развития системы. Если снижение объема кредитов, предоставленных нефинансовому сектору, связано с изменениями в кредитной политике банка (перспективным направлением заявлены операции на рынке ценных бумаг), аналитик оценивает этот факт положительно, поскольку он указывает на реализацию новой политики. Если же при тех же условиях кредитные вложения растут, этот факт оценивается однозначно отрицательно как несоответствующий стратегии развития кредитной организации.

Заключительный этап - осуществление необходимых корректировочных действий - подразумевает анализ связи выявленных отклонений с предыдущими действиями по реализации процесса управления кредитной организацией. Выявленные на третьем этапе отклонения определяют направление корректировочных действий:

- если отклонения незначительные, менеджмент может принять решения

об отсутствии необходимости в коррективах;

- если отклонения значительны, ликвидировать их можно либо доведением фактических результатов до уровня стандартов, либо путем корректировки самих стандартов. В обоих случаях предоставляется обоснование на основе результатов проведенного экономического анализа. При этом весь комплекс влияющих факторов может быть сгруппирован по степени влияния на постоянные и переменные. Постоянные известны, действуют в течение длительного времени. Некоторые переменные могут возникнуть впервые, а потому их влияние не было учтено изначально.

Крайним случаем оценки рассматриваемого процесса управления может явиться мнение о неверной постановке самой цели деятельности. Тогда:

- корректировке подвергается стратегия развития кредитной организации (изменение целевой группы клиентов, их отраслевой принадлежности, смена рынков сбыта предоставляемых услуг, иная организация банковского бизнеса, например, внедрение технологии Интернет-банкинга и т.д.);

- принимается решение о ликвидации банковского бизнеса. Оно может быть связано с отсутствием спроса на услуги кредитной организации, с тяжелым финансовым положением в регионе, кризисом неплатежей, с территориальной разбросанностью населенных пунктов, отсутствием развитой инфраструктуры. Существует также небольшая вероятность объективных причин, обусловленных несоответствием условий деятельности кредитной организации требованиям Банка России.

Конкретные цели и задачи анализа в рамках системы управления определяются целями функционирования кредитной организации:

1) получение прибыли, достаточной для удовлетворения требований коллектива и собственников, а также для обеспечения деловой активности;

2) удовлетворение потребности в той продукции, работах, услугах, которые предприятие производит или оказывает.

Для достижения целевых установок кредитная организация должна бесперебойно функционировать, обладать высоким потенциалом и достаточными резервами [2]. Эти три направления являются определяющими. Обеспечение бесперебойного функционирования является основной задачей системы управления. Потенциал накапливается и поддерживается в процессе управления. Его оценка осуществляется аналитиками на основании результатов деятельности кредитной организации и преобладающего в отрасли уровня развития бизнеса. Посредством анализа обосновываются мероприятия по накапливанию потенциала, выявляются и мобилизуются резервы увеличения эффективности деятельности. Поиск резервов в основном связан со снижением издержкоемкости банковских услуг и с наращиванием объема операций.

Анализ как сопровождение процесса принятия управленческих решений осуществляется по следующим направлениям.

Сравнительная важность того или иного направления анализа определяется, в первую очередь, состоянием развития отрасли банковских услуг, острые проблемы дня сегодняшнего делают конкретное направление преобладающим.

Финансовая устойчивость как комплексный показатель качества функционирования кредитной организации и предоставляемых ею услуг оценивается, в частности, в рамках

1) анализа качества активов кредитной организации (рис. 3, направление 1);

2) анализа качества банковских продуктов и услуг (рис. 3, направление 2);

Направления экономического анализа деятельности кредитной организации

2

Анализ Анализ Анализ

выполнения Анализ эффективности реализации Анализ

плана качества использования планов социального

производства банковских ресурсной базы развития развития

и продажи услуг кредитной кредитной коллектива

банковских организации организации

услуг

Рис. 3 Направления экономического анализа деятельности кредитной организации

1

3

4

5

3) анализа качества ресурсной базы (рис. 3, направление 3);

4) управления рентабельностью операций кредитной организации (рис. 3, направление 1);

5) оценки качества менеджмента (рис. 3, направления 1, 4, 5).

В системе принятия управленческих решений в кредитной организации реализуются, таким образом, все виды [3] экономического анализа [4, 5].

Наиболее ценным содержанием наполнен внутренний анализ банковских операций, поскольку информационная база его проведения характеризуется полнотой и сопоставимостью. Внешний анализ деятельности кредитной организации осуществляется, прежде всего, специалистами Банка России, других государственных контрольных и надзорных органов, банков-контрагентов, в том числе зарубежных, общественных организаций. Круг пользователей результатов внешнего анализа гораздо шире, однако они носят общий характер, не направленный на решение конкретных задач.

Экономический анализ деятельности кредитной организации в зависимости от поставленных целей, заданного, таким образом, содержания и полноты изучаемых вопросов может быть полным, локальным или тематическим.

Анализ в управлении кредитной организацией занимает ведущее место, пронизывает всю ее деятельность.

Ретроспективный анализ направлен на изучение прошлых периодов для выявления тенденции развития кредитной организации. В его рамках осуществляется итоговый анализ по результатам работы в отчетном периоде. Итоговый анализ проводится ежегодно, его результаты формируют базу ретроспективного анализа, который осуществляется, как правило, при принятии важного решения стратегического характера:

- оценка выполнения плана долгосрочного развития кредитной организации;

- изменение формы собственности;

- изменение состава и структуры уставного капитала;

- участие в государственных и общественных экономических и социальных программах;

- участие в крупном проекте (особенно международном);

- реорганизация.

Оперативный анализ [6] обеспечивает текущей контроль деятельности кредитной организации, в частности, по выполнению требований Банка России и плановых показателей. Он максимально приближен ко времени осуществления банковских операций и в отличие от итогового анализа является способом воз-

действия на ежедневные управленческие решения банковских менеджеров. Оперативность анализа достигается использованием данных учета (бухгалтерского и управленческого) и непосредственным участием аналитика в процессе оказания банковских услуг, начиная с этапа принятия решения и заканчивая оценкой первых результатов операции.

Руководство кредитной организации, принимая важные решения, использует результаты предварительного анализа, осуществляемого специалистом аналитиком, имеющим доступ ко всей банковской информации и участвующим в совещаниях на самом высоком уровне. В рамках предварительного анализа моделируются возможные последствия принятия решений на основе:

- результатов деятельности в прошедшем и текущем отчетном периоде;

- рыночной конъюнктуры;

- стратегии развития кредитной организации.

В зависимости от целей и задач исследования, при наступлении определенной ситуации в кредитной организации осуществляются и другие виды экономического анализа.

Технико-экономический анализ направлен на изучение состояния технического потенциала кредитной организации и ее производственной базы. Традиционно результаты этого анализа интересуют, как правило, кредиторов и других контрагентов кредитной организации - Банк России, российские и зарубежные банки, банковские союзы и ассоциации. В России технико-экономический анализ проводится как разовый для предоставления заемных средств или участия в проекте. Однако периодическое его проведение аналитической службой кредитной организации служит накоплению информации для принятия решений о необходимости инвестиций, поддержанию показателей деятельности кредитной организации на должном уровне, чтобы в любой момент времени быть конкурентоспособной.

Инвестиционный анализ проводится для разработки и обоснования конкретного варианта инвестиционной стратегии кредитной организации.

Социально-экономический анализ выполняется сотрудниками экономической службы совместно со службой управления персоналом, а также специалистами социологических лабораторий и статистических органов. Он направлен на изучение взаимосвязи социальных и экономических процессов, оценку роли социальных факторов в формировании результатов деятельности кредитной организации. Социальная составляющая важна в деятельности кредитной организации по нескольким причинам:

- общественно- (а, значит, и социально-) значимая роль кредитных организаций в экономике государства;

- социальный аспект, связанный со специализацией в сфере услуг;

- социальные вопросы организации труда персонала кредитной организации (как и для любого другого экономического субъекта).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономико-правовой анализ, выполняемый юридическими и налоговыми службами кредитной организации, заключается в обосновании юридически грамотных действий в связи с заключением хозяйственных договоров, оптимизацией налогообложения и необходим для предотвращения потерь в виде различных экономических санкций. Этот вид анализа может не быть заявлен и осознан, но он ежедневно проводится в кредитной организации перед осуществлением каждой банковской операции.

В рамках деятельности кредитной организации происходит слияние операционного и финансового анализа, поскольку кредитная организация оперирует в

основном финансовыми ресурсами. Т аким образом, изучение финансовых показателей и финансового механизма функционирования кредитной организации (финансовый анализ) объединяется с изучением, оценкой и прогнозированием производственных показателей ее деятельности (операционный анализ). В конечном итоге анализ деятельности кредитной организации - это анализ способов привлечения капитала и его дальнейшего инвестирования, то есть ближе всего к понятию финансового анализа. В его рамках анализируется прирост капитала кредитной организации, ее финансовая устойчивость, включая оценку платежеспособности и рентабельности деятельности.

Анализ деятельности кредитной организации включает и качественный и количественный анализ. Оценка качественных характеристик деятельности кредитной организации, основанная на логических умозаключениях и экспертных оценках [7], дополняет количественный анализ, методы которого предполагают количественное измерение экономических явлений и процессов, взаимосвязи результативных и факторных показателей, учет фактора времени.

Анализ деятельности кредитной организации в зависимости от поставленных задач проводится либо в форме экспресс-анализа, либо в форме детализированного, которые сливаются в методике комплексного экономического анализа. Экспресс-анализ основан на использовании обобщающих показателей, наиболее информативно представляющих динамику развития кредитной организации. Целью детализированного анализа является достаточно глубокая характеристика имущественного и финансового состояния кредитной организации, результатов ее деятельности и оценка перспектив развития.

Кредитная организация как субъект сферы услуг активно использует методы маркетингового анализа. Здесь традиционно изучается внешняя среда кредитной организации, в частности рынки сбыта банковских услуг, спрос на них и их конкурентоспособность, осуществляется прогнозирование потребностей покупателей, разрабатывается маркетинговая стратегии кредитной организации.

Достаточно новым, но уже популярным видом анализа является процессноориентированный анализ затрат (Activity Based Costing [8]) - метод системного исследования функций отдельного продукта, направленный на минимизацию затрат, генерируемых в рамках отдельных бизнес-процессов. В отечественной литературе принято называть этот вид анализа функционально-стоимостный, что представляется не вполне корректным переводом англоязычного названия. Процессно-ориентированный анализ проводится последовательно и комплексно на стадии проектирования, освоения, производства продукта (услуги), в процессе сбыта и дальнейшего потребления при условии высокого качества продукта (услуги), предельной его полезности и долговечности.

Качество услуг кредитной организации играет решающую роль для ее финансовой устойчивости. В то же время развитие услуг связано с дополнительными, иногда весьма высокими, затратами. Поэтому важно достичь состояния равновесия между достаточным для привлечения клиентов качеством услуг и достаточными затратами, обеспечивающими кредитной организации заданный уровень доходности деятельности.

Комплексная методика анализа как сопровождения процесса принятия управленческих решений представлена на рис. 4.

Представленная комплексная методика анализа является универсальной, применяемой как для целей внешнего анализа, так и внутреннего. Состав и содержание этапов анализа определяется аналитиком исходя из критерия эффективности, который применительно к экономическому анализу опирается на две характеристики: достаточность для принятия управленческого решения и оперативность.

Методика проведения экономического анализа

В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Этап 1

Этап 2

Этап 3

Этап 4

Этап 5

Этап 8

Этап 9

Постановка цели проведения анализа. Разработка задач для ее реализации

Организация процесса анализа

Анализ внешней среды

Выработка рекомендаций по результатам анализа

Этап 6 Дерево вариантов

Этап 7 Анализ вариантов

Осуществление

варианта

Анализ

эффективности

управленческого

решения

Формулирование задания заказчиком и его согласование.

Решение следующих вопросов:

- согласование задач с заказчиком;

- определение круга специалистов;

- согласование сроков работы;

- составление графика работ;

- форма представления материала.

Проведение

экономического

анализа

I Оценка состояния вопроса на момент принятия управленческого решения.

II Анализ и оценка эффективности функционирования объекта анализа. Экспресс-анализ.

III Вертикальный, горизонтальный и сравнительный анализы.

IV Детализированный анализ.

V Изучение причинно-следственных связей внутри объекта, проведение факторного анализа.

VI Выделение и систематизация важнейших факторов.

Выделение и анализ воздействия внешних факторов.

I Систематизация положительных и отрицательных факторов развития экономической системы.

II Предложения по поиску, выявлению и мобилизации резервов повышения эффективности функционирования экономической системы.

Выработка возможно большего числа управленческих решений в соответствии с полученными результатами

Сравнительный анализ разработанных вариантов по установленному критерию (системе показателей). Выбор наилучшего варианта.

I Оформление результатов анализа.

II Передача проекта заказчику.

III Реализация проекта.

I Анализ как непрерывный процесс сопоставления результатов деятельности.

II Итоговый анализ по результатам реализации проекта.

III Анализ выполнения показателей бизнес-плана.

IV Корректировка решения (на любом из этапов по необходимости).

Рис. 4 Экономический анализ как сопровождение принятия управленческих решений

В полном объеме эта методика реализуется в качестве программы анализа [9], то есть экономического анализа как самостоятельного направления научного исследования.

Реализация программы анализа позволяет выявить направления формирования системы менеджмента качества КО и соответствующих услуг.

1 Родионова, В.М. Финансовый контроль : учебник / В.М. Родионова, В.И. Шлейников. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2002. - 320 с.

2 Барнгольц, С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта : учеб. пособие / С. Б. Барнгольц, М. В. Мельник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 240 с.

3 Гиляровская, Л. Т. Экономический анализ : учебник для вузов / под ред. Л.Т. Гиляровской. - М.: Юнити-дана, 2002. - 615 с.

4 Баканов, М.И. Теория экономического анализа : учебник / М.И. Баканов, М.В. Мельник, А. Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 536 с.

5 Бородина, Е.И. Программа курса и методические указания по изучению дисциплины «Экономический анализ» / Е.И. Бородина // Материалы для проведения семинарских занятий. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000. - 103 с.

6 Самкова, Н.В. Оперативный анализ прибыльности операций банка с отдельными клиентами / Н.В. Самкова // Деньги и кредит. - 2000, № 9. - С. 23-40.

7 Герасимова, Е.Б. Анализ кредитного риска: рейтинговая оценка клиентов / Е.Б. Герасимова // Финансы и кредит. - 2004, № 17. - С. 30-44.

8 Мейер, В. Оценка эффективности бизнеса : пер. с англ. / В. Мейер, В. Маршалл. - М.: ООО «Вершина», 2004. - 272 с.

9 Королев, О.Г. Тезисы лекций по курсу «Теория экономического анализа» / О.Г. Королев. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000. - 79 с.

Analytical Procedures of Managing Credit Organization E.B. Gerasimova

Financial Academy under the Government of RF, Moscow

Key words and phrases: measurement; credit organization; corrective actions; observation; testing; standards; management; economic analysis.

Abstract: Analytical procedures of managing the credit organization are syste-mized, they allow to form the directions of economic analysis of credit organization.

Analytische Prozedure der Tatigkeitsleitung der Kreditorganisation

Zusammenfassung: Es sind die analytischen Leitungsprozedure vom Zustand der Funktionierung der Kredittatigkeit systematisiert. Diese Prozedure erlauben die Richtungen der okonomischen Analyse der Tatigkeit der Kreditorganisation zu bilden.

Procedures analytiques de la gestion de l’activite de credit de l’organisation

Resume: Sont systematisees les procedures de la gestion de l’etat du fonctionnement de l’activite de credit permettant de former les orientations de l’analyse economique de l’activite de l’organisation de credit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.