05.20.03 ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО _ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ _
05.20.03 УДК 621.43.031
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБОСНОВАНИЯ МЕХАНИЗМА «ЗАПИРАНИЯ» ЗОН ИЗНОСОВ ПЛУНЖЕРНОЙ ПАРЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ТИПА
©2019
Владислав Николаевич Гаврилов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Технический сервис» Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Чебоксары (Россия) Алексей Олегович Григорьев, кандидат технических наук, доцент кафедры «Технический сервис»
Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Чебоксары (Россия) Владимир Андреевич Иванов, кандидат технических наук, доцент кафедры «Технический сервис» Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Чебоксары (Россия) Александр Геннадьевич Ложкин, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Земледелие, растениеводство, селекция и семеноводство» Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Чебоксары (Россия)
Аннотация
Введение: функциональными показателями топливного насоса высокого давления (ТНВД) распределительного типа, отражающими в той или иной степени состояние его основных структурных элементов, принято считать максимально развиваемое давление и производительность на пусковых частотах кулачкового вала. Неисправность топливовпрыскивающих насосов распределительного типа дизеля обусловлена прекращением или снижением цикловой подачи топлива. При этом плунжерная пара выбраковывается, если фактическая величина пусковой подачи топлива становится ниже допустимого значения, даже при незначительном износе рабочей поверхности пар трения, что свидетельствует о неэффективности использования его остаточного ресурса. Материалы и методы: объектом исследований является закономерности износа плунжерной пары и теоретические предпосылки обоснования механизма «запирания» зон износов плунжерной пары распределительного типа топливовпрыскивающего насоса дизеля. Теоретическими исследованиями рассматривались изменения фазового положения плунжера во втулке, с учетом взаимного расположения их изношенных участков, способствующие снижению утечек топлива в плунжерной паре.
Результаты: в ходе исследовательских работ теоретическим путем анализировался режим движения жидкости в зоне участка износа плунжерной пары распределительного типа. Затем по полученной аналитической зависимости определялись утечки топлива с механизмом «запирания» в зоне участка износа плунжерной пары и без механизма «запирания».В результате теоретического исследования было установлено, что изменение фазового положения плунжера во втулке на величину угла ( в пределах от 00 до 600 подтверждает эффективность предложенного механизма «запирания» зон износа путем снижения утечек топлива в модернизированной плунжерной паре.
Обсуждение:получена математическая модель, описывающая изменение утечки топлива в зависимости от числа Рейнольдса и технического состояния плунжерной пары распределительного типа. Данная аналитическая зависимость свидетельствует об уменьшении утечки топлива с угловым смещением положения плунжера относительно втулки.
Заключение: математическая зависимость показывает, чтос изменением фазового положения плунжера относительно наполнительных каналов втулки утечка топлива уменьшается до двух раз, которая в свою очередь, позволяет восстановить работоспособность топливного насоса высокого давления и увеличить его полный ресурс. Ключевые слова: восстановление работоспособности, диагностика, дизель, износ, модернизация, периметр, плунжерная пара, полный ресурс, процесс топливоподачи, ремонт, топливовпрыскивающий насос распределительного типа,утечка топлива, фазовое положение плунжера, цикловая подача топлива, число Рейнольдса.
Для цитирования: Гаврилов В. Н., Григорьев А. О., Иванов В. А., Ложкин А. Г. Аналитические предпосылки обоснования механизма «запирания» зон износов плунжерной пары распределительного типа // Вестник НГИЭИ. 2019. № 6 (97). С. 127-139.
ANALYTICAL PREREQUISITES OF JUSTIFICATION OF THE LOCK-UPS GEAR OF AREAS OF WEAR OF PLUNGER COUPLE OF DISTRIBUTIVE TYPE
© 2019
Vladislav Nikolaevich Gavrilov, Ph. D. (Agriculture), associate professor of the chair «Technical service»,
Chuvash state agricultural academy, Cheboksary (Russia)
Alexey Olegovich Grigoriev, Ph. D. (Engineering), associate professor of the chair «Technical service»,
Chuvash state agricultural academy, Cheboksary (Russia)
Vladimir Andreevich Ivanov, Ph. D. (Engineering), associate professor of the chair «Technical service»,
Chuvash state agricultural academy, Cheboksary (Russia) Alexander Gennadyevich Lozhkin, Ph. D. (Agriculture), associate professor of the chair «Agriculture, crop production, selection and seed farming» Chuvash state agricultural academy, Cheboksary (Russia)
Abstract
Introduction: the functional indicators of TNVD of distributive type reflecting in a varying degree condition of its basic structural elements it is considered to be most developed pressure and productivity at starting frequencies of camshaft. Failure of fuel injection pumps of distributive type of the diesel is caused by the termination or drop of cyclic fuel delivery. At the same time plunger couple is discarded if the actual value of size of starting fuel delivery, becomes below permissible value, even at insignificant wear of work face of friction pairs that demonstrates inefficiency of use of its residual resource.
Materials and Methods: object of probes is regularities of wear of plunger couple and theoretical prerequisites of justification of the lock-ups gear of wear zones of plunger couple of distributive type of the fuel injection pump of the diesel. Changes of phase provision of plunger in the barrel, taking into account relative positioning of their worn-out sites, the fuels promoting drop of escapes in plunger couple were considered by theoretical probes Results: during research works by theoretical way the mode of the movement of liquid in zone of the site of wear of plunger couple of distributive type was analyzed. Then on the received analytical dependence escapes of fuel it is decided on the lock-ups gear in zone of the site of wear of plunger couple and without lock-ups gear. As a result of theoretical probe it has been established that change of phase provision of plunger in the barrel at / corner size ranging from 0 to 60° confirms efficiency of the offered lock-ups gear of zones of wear by drop of escapes of fuel in the modernized plunger couple.
Discussion: the mathematical model describing change of escape of fuel depending on Reynolds number and technical condition of plunger couple of distributive type is received. This analytical dependence demonstrates reduction of escape of fuel with angular offset of provision of plunger concerning the barrel.
Conclusion: the mathematical dependence shows that with change of phase provision of plunger of rather filling ports of the barrel escape of fuel decreases to two times which in turn allows to restore operability of the fuel pump of high pressure and to increase its full resource.
Key words: maintenance, preliminary treatment, diesel, wear, modernization, perimeter, plunger couple, full resource, fuel feeding process, repair, fuel injection pump of distributive type, fuel escape, phase provision of plunger, cyclic fuel delivery, Reynolds number.
For citation: Gavrilov V. N., Grigoriev A. O., Ivanov V. A., Lozhkin A. G. Analytical prerequisites of justification of the lock-ups gear of areas of wear of plunger couple of distributive type // Bulletin NGIEI. 2019. № 6 (97).
P.127-139.
Введение
типа, определяет его технические характеристики и показатели надежности. В процессе эксплуатации детали плунжерной пары распределительного типа приобретают локальный износ [2, с. 61; 12, с. 175], приводящий к невосполнимому снижению цикловой подачи топлива, особенно на пусковом режиме (на частотах 150...200 мин-1 вращения коленчатого
Работоспособность плунжерных пар топливных насосов высокого давления (ТНВД) распределительного типа определяется значением параметров, характеризующих его техническое состояние [1, с. 69; 20, с. 6]. Плунжерная пара, являясь основной составной частью ТНВД распределительного
вала дизеля) [3, с. 329; 4, с. 79; 6, с. 61; 14, с. 45; 15, с. 609;18, с. 10].
Функциональными показателями ТНВД распределительного типа, отражающими в той или иной степени состояние его основных структурных элементов, принято считать максимально развиваемое давление и производительность на пусковых частотах кулачкового вала [7, с. 141].
Однако в действительности характер этих зависимостей во многом обуславливается величиной объемных потерь топлива через зазоры в плунжерной паре. Причем плунжерная пара топливовпрыс-кивающего насоса распределительного типа выбраковывается, если фактическое значение величины пусковой подачи топлива, выявленное в процессе контроля или диагностики, становится ниже допустимого показателя [5, с. 141; 14, с. 34; 19, с. 5], а выбраковка топливоподающего насоса распределительного типа осуществляется в соответствии с учетом критерия снижения параметра пусковой подачи топлива [4, с. 78; 9, с. 75; 10, с. 101; 11, с. 138; 22, с. 65].
Расход жидкости через местные участки износа плунжерной пары распределительного типа зависит от многих взаимосвязанных факторов: геометрических размеров участков износа плунжера и втулки, перепада давленияв щели, вязкости жидкости, взаимного положения деталей плунжера и втулки, образующих зазор, конфигурации зазора, режима течения жидкости, относительного движения сопрягаемых поверхностей, ограничивающих зазор [8, с. 6].
Причиной изменения геометрических размеров участков износа пары является присутствие в топливе абразивных частиц.Содержание механических примесей в дизельном топливе от момента его производства до поступления в бак трактора или автомобиля увеличивается в 30...50 раз. Особенно сильное загрязнение топлива наблюдается в южных районах страны, где оно достигает 260 г/т (в средней зоне - 120 г/т). Минералогический состав частиц, содержащийся в топливе в различных регионах, может быть разным. В Чувашской Республике в пробах топлива был выявлен следующий минера-логическийсостав: кварц и гранит - 77 %; окись алюминия - 10; окись кальция - 1; окись магния -1 % (по данным ЦНИТА).
В случае попадания твердых частиц в виде абразивав зазор между прецизионными деталями, величина которых несколько больше величины зазора, частицы во время движения одной из деталей заклиниваются между поверхностями и внедряются в поверхность деталей. При значительной концентрации абразива в топливе этот износ наиболее раз-
рушителен по сравнению с тем, когда механические частицы свободно движутся в зазоре. При движении плунжера защемленные и заклиненные абразивные частицы протаскиваются и перекатываются через зазор по направлению трущихся поверхностей и своими ориентированными острыми кромками срезают, царапают металл с поверхности плунжера и втулки. Абразивные зерна, величина которых превышает зазор, попасть в него не могут. Во время нагнетания топлива они либо выталкиваются по центральному каналу плунжера и далее по линии тока в трубопровод высокого давления, либо измельчаются путем дробления между втулкой и плунжером. Верхние кромки наполнительных окон втулки и местные участки торца плунжера являются наиболее вероятными зонами дробления абразивных частиц. Во время нагнетания топлива до момента перекрытия наполнительных окон плунжером топливо устремляется в сужающуюся щель. Здесь, по мнению многих исследователей, абразивные частицы, перемещаемые топливом, будут производить наибольшее гидроабразивное изнашивание за счет резко возрастающего давления и скорости топлива в момент подхода кромки плунжера к перекрытию наполнительных окон.
Во время перекрытия может происходить защемление, сжатие и разрушение абразивных частиц. Дробление частиц имеет ударный характер и происходит в доли секунды. Величина износа зависит от количества проникших с топливом в зазор абразивных частиц, размер которых в каждый момент периода изнашивания больше радиального зазора между плунжером и втулкой. Размер основной части механических примесей в топливе составляет 0,001.0,030 мм. Частицы размером 0,001.0,005 мм плохо задерживаются фильтрами и могут попадать в сопрягаемые поверхности по линии тока. В почве их содержится до 20 %. Твердость кварца и гранита достигает 8 200.11 300 МПа. Микротвердость материала деталей плунжерных пар, изготавливаемых из стали ХВГ, не превышает 8 000 МПа и из азотированной стали 25Х4МА -10 000.11 000 МПа. Таким образом, твердость механических примесей больше, чем прецизионных элементов, что вызывает износ[23, с. 374].
Увеличение местного зазора между втулкой и плунжером приводит к увеличению утечек топлива из надплунжерного пространства в полость низкого давления. Особенно большие утечки топлива происходят в момент совпадения местных участков износа на плунжере и на втулке. Величина утечек топлива резко возрастает с повышением температуры топлива.
Причина влияния перепада давления на утечку топлива находит объяснение с нагнетанием топлива в надплунжерное пространство. При движении плунжера вниз в надплунжерной полости создается разрежение, и вследствие перепада давления в момент открытия впускного отверстия втулки из полости низкого давления топливовпрыскивающего насоса поступает топливо в надплунжерное пространство. При движении плунжера вверх часть топлива вытесняется из надплунжерного пространства через впускное отверстие в полость низкого давления, а отставшая часть топлива в надплунжер-ном пространстве по мере перекрытия плунжером наполнительное отверстия втулки начинает сжиматься. Дальнейшее движение плунжера относительно втулки повышает давление в надплунжерной полости топливовпрыскивающего насоса. Когда оно превысит противодавление топлива, имеющегося над нагнетательным клапаном (80.90 кПа), и упругость его пружины (6.8 кПа), нагнетательный клапан поднимется и топливо начнет выдавливаться по направлению движенияпо линии тока через штуцер в топливопровод высокого давления. Далее при превышении давления 175 кПа откроется запорная игла форсунки и начнется впрыск топлива в камеру сгорания. До момента открытия и в момент открытия запорной иглы распылителя происходит частичная деформация втулки, способствующая увеличению зазора плунжерной парытопливопрыски-вающего насоса. В конце такта нагнетания давление топлива в надплунжерном пространстве резко падает, что создает упругие деформации в зоне нагнетания топлива. Следствием чего при упругой колебательной деформации геометрические размеры сопрягаемой поверхности меняются, что способствует увеличению утечки топлива из полости высокого давления в полость низкого давления.
Процесс топливоподачи в такте нагнетания сопровождается сложными нестационарными гидродинамическими, механодинамическими и тепло-обменными процессами. От перемещения плунжера во втулке с непрерывно меняющейся скоростью в примыкающем к нему столбе топлива, представляющем собой многофракционную вязкую жидкость, возникают возмущения в виде перемещения и сжатия слоев топлива, примыкающих к торцу плунжера. Эти возмущения со скоростью звука распространяются в надплунжерном пространстве нагнетаемом топливе,вызывая незначительные упругие деформации в зоне нагнетания плунжерной па-ры.Упругие деформациииспытывают в такте нагнетания и сами детали, в которых размещены каналы, изношенные участки. Вследствие сжимаемости и
трения топлива выделяется тепло, которое изменяет физические свойства топлива, тем самым меняется вязкость этой жидкости и увеличивается утечка топлива из надплунжерного пространства в полость низкого давления топливовпрыскивающего насоса высокого давления.
Вышеперечисленные факторы влияют на процесс топливоподачи по линиям тока. При некоторых режимах работы в отдельных точках системы может нарушаться сплошность жидкости, что также влияет на утечку жидкости.
Потери топлива в надплунжерном пространстве в такте нагнетаниямогут быть обусловлены и динамическими колебаниями давления в наполнительной полости, вызванными рабочими процессами топливоподкачивающего насоса в полости низкого давления и плунжерной пары полости высокого давления.
В связи с этим исследования по уменьшению утечек топлива по участкам износа, образовавшихся под действием абразивных частиц, представляют научный и практический интерес.
Материалы и методы
Объектом исследования являются теоретические предпосылки обоснования механизма «запирания» зон износов плунжерной пары распределительного типа топливовпрыскивающего насоса дизеля.
Функциональными показателями плунжерной пары топливовпрыскивающего насоса распределительного типа, отражающими в той или иной степени техническое состояние его основных элементов (зазор в сопряжении «втулка - плунжер»), принято считать максимально развиваемое давление на пусковых оборотах Рвмах и производительность Vц при противодавлении Рф.о.(соответствующее началу подъема иглы распределителя).
Показатели плунжерной пары топливовпрыс-кивающего насоса, обуславливающие их теоретическую связь с конструктивными элементами, характеризуются следующим выражением:
РГ = (Кц +АуоЧг + А^ )/[ига(Ук +Уп + УТр)] , (1) где Уц = Упа ■ - объем топлива, поданный за цикл в такте нагнетания, мм3; V = М2А /4 - объем,
' ' п.а п п.а '
описываемый плунжером за период геометрического активного хода, мм3; ДУо - объем, на который сжимается топливо при уровне остаточного давления ртоО в нагнетательном трубопроводе высокого давления длиной, на которую успевает распространяться за период фа возмущение топлива, создаваемое в топливовпрыскивающемнасосе высокого давления, мм3; % = Уц/УагГ коэффициент подачи топ-
лива, характеризующий эффективность использования кп.а., когда его часть затрачивается на сжатие и на утечку топлива, и зависящий от конструкции наполнительных и отсечных элементов плунжерной пары, скорости, диаметра плунжера, величины кпа и интенсивности разгрузки нагнетательного тракта. Для распределительных топливных насосов высокого давления на пусковых оборотах при кпа = 1,2.3,5 мм данная величина составляет Пу = °. - 0,67; А^ = РГ (^п.ааа/(40пн) - °&ь-ем приращения топлива за счет отраженных волн, подходящих от форсунки к топливовпрыскивающе-му насосу; а - средний коэффициент сжимаемости топлива, 1/ МПа; а - скорость распространения импульса давления в нагнетательном трубопроводе высокого давления, м/с; кп.а - геометрический активный ход плунжера, мм; - угол продолжительности геометрического активного хода, рад; /ТР - площадь поперечного сечения нагнетательного канала, мм2; Ук - объем сжимаемого топлива в нагнетательном клапане топливовпрыскивающего-насоса, мм3; V = М2Б /4 - объем, описываемый
7 7 п п п 7
плунжером за рабочий ход, мм3; УТр - половина объема участка нагнетательного топливопровода высокого давления длиной, на которую успевает распространяться импульс давления от топливовпрыскива-ющегонасоса за период фа, мм3. Половина объема отражает то обстоятельство, что в конце геометрического активного хода в начале трубопровода давление будет равно , а в конце участка, на который распространилось возмущение, - РТ.О.
Чем выше , тем более высокие значения будет иметь Рвср . Повышение давления начала подъема и посадки иглы используется для повышения энергии. Однако в действительности характер этих зависимостей во многом обусловливается величиной объемных потерь топлива через участки износа в плунжерной паре.
Объемные потери в плунжерной паре складываются из утечек топлива под действием перепада давления из надплунжерного пространства в полость низкого давления ДРь а также потерь ЛQ2, вызванных неполным заполнением всасывающей полости топливом. Объемный К.П.Д. у плунжерной пары п может быть определен из выражения:
л^к 3 Ар Ав = __ А г-
(3)
щ =
Зф _ вт -(Ав! + Ав2),
(2)
вт вт
где QT и Qф - соответственно теоретическая и фактическая подача поршневой гидромашины, мм3.
Величина утечек жидкости через кольцевой цилиндрический зазор в сопряжении в общем случае определяется законом Гагена-Пуазейля и имеет вид:
где ё - диаметр плунжера распределительного типа, мм; к - высота зазора сопрягаемой поверхности, мм; Др - перепад давления, Н/м2; ¡л - динамическая вязкость топлива, Па с; I - длина сопрягаемой поверхности пар трения, мм; ^ - время утечки жидкости, с.
Величина утечек жидкости через кольцевой зазор в сопряжении в общем случае определяется формулой (3), для случая кольцевого цилиндрического зазора идеальной формы, что в реальных плунжерных парах не встречается. Участки износа на втулке и плунжере сосредоточены в зонах впускных, нагнетательных, распределительных и отсечных отверстий и каналов, плунжерных парах распределительного типа. Изношенные участки на этих деталях при нагнетании топлива совмещаются, что приводит к возникновению в виде местных бороздок, являющихся основным источником утечек. Эти утечки можно уменьшить за счет увеличения силы внутреннего трения топлива, обусловленной сцеплением между его молекулами.
А. И. Толстовым предложена формула для определения утечек жидкости через сопрягаемые поверхности в парах трения, учитывающая значение скорости движения плунжера:
Ав = ж»кАр г, (4)
12," V
где Уп - средняя скорость плунжера за время подачи, м/с.
Формула Т. М. Башта выведена из предположения, что стенки щели под действием давления не деформируются, течение изотермическое, а вязкость жидкости зависит только от давления.
пйкд [1 -ехр (- Ьр)]
<1 =
12У0р1
(5)
где V - кинематическая вязкость, мм /с; р - плотность жидкости, кг/м3; Ь - коэффициент, учитывающий изменение вязкости от давления, в рассматриваемом случае Ь = 1,4 10-3.. ,1,5610-6.
Данная формула (5) свидетельствует, что наиболее существенное влияние на утечку жидкости оказывает величина зазора уплотняемых поверхностей (плунжерных пар распределительного типа), так как расход жидкости пропорционален зазору в третьей степени. Объемные потери жидкости меняются при изменении периметра смачиваемости уплотняемых поверхностей, поскольку при этом изменяется режим движения жидкости.
Из анализа формул (3), (4) и (5) следует, что из всех факторов наибольшее влияние на расход жидкости оказывает величина зазора, поскольку расход жидкости пропорционален зазору в третьей
степени. Однако при небольших зазорах всегда имеется опасность зависания или заклинивания плунжера относительно втулки, вызванных давлением жидкости и тепловым расширением при колебаниях температуры жидкости или окружающей среды. Зависание или заклинивание плунжера во втулке может произойти и вследствие нарушения стабильности размеров стальных деталей. Объемные потери также изменяются при изменении периметра смачиваемости, зависящего от ширины щели пй. Согласно закону Ньютона, жидкость обладает вязкостью (внутренним трением), обусловленной сцеплением между ее молекулами. Сила внутреннего трения описывается по формуле:
А5
¥ = -ц-А£,
Ах
(6)
где Д т9 / Дх- градиент скорости течения жидкости, с-1; Д5 - площадь смачиваемости, мм2; п - динамическая вязкость жидкости, Пас.
Из формулы (6) видно, что сила внутреннего трения увеличивается с увеличением площади смачиваемости, вязкости и градиента скорости. Таким образом, удлиняя периметр смачиваемости в щели, при неизменной величине площади щели, можно уменьшить объемные потери между плунжерной парой за счет «растягивания» участка износа по периметру сопрягаемых деталей. При этом слои вытекающей жидкости сближаются (за счет сужения щелевого зазора при фазовом смещении неизношенного участка плунжера относительно изношенного участка втулки) и увеличивается сила внутреннего трения между слоями жидкости. При этом зазор уменьшается по величине, но растягивается по ширине, а площадь остается неизменной. В эффективности способа можно удостовериться по ранее приведенным зависимостям (3-5), показывающим, что величина зазора на утечку жидкости оказывает влияние в большей (третьей) степени, чем длина щели.
Таким образом, расход жидкости через сопрягаемые поверхности зависит от многих взаимосвязанных параметров: геометрических размеров щели (длины I, ширины пй и высоты И), перепада давления Ар = р0 - р1, вязкости жидкости, взимного положения деталей, образующих зазор, например, эксцентриситета е, конфигурации щели, режима течения, относительного движения стенок, ограничивающих щель, степени износа, как показывают наши исследования, и от взаимного положения локальных участков износа на плунжере относительно соответствующих участков износа втулки.
В ходе исследовательских работ теоретическим путем анализировался режим движения жид-
кости в зоне участка износа плунжерной пары распределительного типа. Затем по полученной аналитической зависимости определялись утечки топлива с механизмом «запирания» в зоне участка износа плунжерной пары и без механизма «запирания».
Результаты
Движение жидкости в зазорах плунжерной пары происходит под действием перепада давления при неподвижных стенках (напорное течение) и под действием движущейся стенки. Такое совместное действие перепада давления и сил трения подвижных стенок сильно влияют на утечку жидкости через зазор пар трения.
Величина утечки жидкости через пары трения, зависящая от режима движения (ламинарного или турбулентного), может быть определена по числу Рейнольдса:
и -£>г
Яе =
(7)
где и - средняя скорость потока жидкости через зазор плунжерной пары; ОГ - гидравлический диаметр поперечного сечения канала; V - кинематическая вязкость топлива.
Режим течения жидкости между сопрягаемыми поверхностями определяют сравнением полученного числа Рейнольдса с критическим значением числа Рейнольдса. Для количественной оценки влияния формы сечения сопрягаемой поверхности на потерю напора при турбулентном течении так же, как при ламинарном, вводят в гидравлический расчет параметр ОГ, который определяют следующей зависимостью:
45*
Пг =
Ж
(8)
где - площадь поперечного сечения щели; % - периметр смачиваемости характерного сечения.
Поскольку средняя скорость движения жидкости в зазоре плунжерных пар неизвестна, то для его определения воспользуемся уравнением:
д р = р + р + р
гст ~ гп ~ гдн>
(9)
где Рст - статическое давление, Па; Рп - гидростатическое давление, Па; Рдн - динамическое давление, Па.
Статическое давление, оказываемое на утечку жидкости в зазоре сопрягаемой поверхности, имеет чрезмерно малую величину, поэтому данная величина приравнивается к нулю, а выражение (9) примет следующий вид:
ру
АР = рдК +
( )
где р - плотность жидкости;« - скорость движения жидкости;к- высота уровня жидкости;^ - ускорение свободного падения.
При горизонтальном расположении плунжера гидростатическое давление приравняется к нулю, выражение (10) примет следующий вид:
АР =
pv'
(1 1)
По выражению (11) определяем среднюю скорость потока жидкости. Подставив в уравнение
(7), получим следующую аналитическую зависимость:
Re =
v ■ Dr
4 S
v-X
2 АР
( )
Для определения периметра смачиваемости цилиндрической поверхности плунжера и втулки воспользуемся формулой длины дуги окружности (рис. 1).
a)
Участи износа Snym бшие напвпнитдьных maooi Участи износа щ/atcpa
б)
Рис. 1. Взаимное расположение изношенных борозд на втулке и на плунжере распределительного типа: а) при полном совпадении изношенной бороздки плунжера с изношенной бороздкой втулки;
б) при полном совпадении неизношенного плунжера с изношенной бороздкой втулки Fig. 1. Relative positioning of worn-out furrows on the barrel and on plunger of distributive type: a) at full coincidence of worn-out groove of plunger to worn-out groove of the barrel; b) at full coincidence of not worn-out plunger to worn-out groove of the barrel
Далее имеем:
£ , = xp = R p ;
пл1 ~ yr\0 >пл пдтпл'
360
(13)
£ ,=■ пл 2
£
2^п0Кл)ХРпл = R-Кл(пл; (14)
360°
2nR,
вт1
' вт 2 ~
360
ЩК» +Кп)
360"
т х p = R p •
0 Х(вт Rem(em;
(15)
(вт =(Rem + Km )(вт (16)
Поскольку плунжерная пара работает в тяжелых условиях, под действием переменной нагрузки и в условиях агрессивной среды, вследствие чего происходит износ пар трения, при этом цикловая подача уменьшается и увеличивается неравномерность подачи топлива [13, с. 89; 16, с. 386; 17, с. 114; 21, с. 152]. В результате изнашивания торцов плунжера топливного насоса НД-22 распределительного типа в большинстве случаев образуются бороздки износа, которые имеют приблизительно одинаковую форму и равноудалены друг от друга [25, с. 21].
Участки износа втулки образуются в зоне нагнетания выше наполнительных каналов и расположены они со смещением по диаметру сечения втулки [26, с. 763]. В положении рабочего хода в такте нагнетания бороздки износа втулки и плунжера располагаются друг против друга. В качестве теоретического исследования, как показано на рис. 1, взаимное расположение двух изношенных участков втулки и плунжера изменяем на уголв в пределах 0.60° так, что: 0 < В<т + т .
/ тпл тет
При этом возможны следующие случаи:
1) изношенные бороздки плунжера и втулки совпадают (в = 00), тогда периметр смачиваемости характерного сечения примет следующий вид:
7= 2А + 2А +£ , + ? , =
пл вт пл. 2 вт 2
2к + 2к +(Я - к )ф +(Я + к )ф ,, (17)
пл вт \ пл пл / Тпл \ вт вт / Твт ?
2) изношенные бороздки плунжера и втулки не совпадают (в = 300):
^2 = 2Кл + 2квт + (Ял - кпл )фпл +
+Я ф + (Я + к )ф + Я ф ,
пдтпл V вт вт / 'вт вт/вт ?
Тогда формула для определения числа Ре-нольдса для 1 и 2 случая примет вид, соответственно:
t-t0 e 50 21
Rej = ■
[(2кпл"пл - hîn )(фпл2 " фпл1 )
v0 (l - 0.01P) x
+(22 hem~ h^m ) (Фвт 2 ~фвт1 )] (19)
<[2^^^ +2^^^ + (Rnn ~hnui )фпл +(Rem + hem )фвт ]
0
Re,
2e 50 [(2R h - h2 \(ф ~-ф ,
\ пл пл пл )\ пл2 пл1
2 vn(l -0.01P )x
+ (2R h - h2
(20)
0
Rem"em hem !\фвт2 фвт1
2h + 2h +( R -пл вт \ пл
h Ф +
пл1пл
R Ф I * R Ф
_ЖЖ+( r + h )ф +_jmjm
2 \ вт вт! вт 2
Приведенные зависимости (19) и (20) содержат величины Х1 и Х2 и т. д., значения которых, как следует из рис. 1, меняются при изменении фазового положения плунжера во втулке поворотом на угол в, что свидетельствует об эффективности предложенного механизма «запирания» зон износа и о снижении утечек топлива в модернизированной при ремонте плунжерной паре.
Обсуждение
Поскольку коэффициент расхода дросселей с переменными проходными сечениями, согласно формуле Файнлейба Б. Н., связан с числом Рей-нольдса Яв выражением ¡лй = 0,257Re°í13, то величина утечек определяется соотношением [24, с. 317]:
Q = 0,257 Re"р /
0,13 . -2AP
(21)
Р
где f = S
площадь поперечного сечения щели
местного износа, мм .
Зависимостьизменения утечек жидкости через зоны износа у наполнительных окон втулки от числа Рейнольдса и технического состояния плунжерных пар распределительного типапредставлена на рис. 2.
Из рисунка 2 следует, что при фазовом положении (угол в = 00), когда участки износа на втулке и плунжере совпадают, Яе = 1566,4 при глубине износа 0,003 мм и 0,004 мм (№ 3 плунжера и втулки соответственно) утечки составляют 16 100 мм3 за одну минуту. При угле поворота в = 30° число Рейнольдса уменьшилось до 784,4, а утечки притом же техническом состоянии составили 8 240 мм3.
При других технических состояниях (табл. 1) с изменением фазового положения плунжера в утечки жидкости также изменяются в сторону уменьшения пропорционально величине износа плунжера.
x
x
X
X
Рис. 2. Зависимость изменения утечек жидкости от числа Рейнольдса, технического состояния сопряжений и фазового положения плунжера во втулке Fig. 2. Dependence change of escapes of liquid from Reynolds number, technical condition of interfaces and the phase provision of plunger in the barrel
Таблица 1. Номера плунжерных пар по характеристикам пусковой подачи Table 1. Numbers of the plunger on the characteristics of the starting flow
Максимальная глубина Пусковая
Номер / Number износа в сечении 1, мм/ The maximum depth of the wear in the cross-section 1 mm подача за 3/ цикл, мм Starting feed per cycle, Разряд технического состояния/ The category of the technical condition
втулка плунжер mm3
№ 1 0,009 0,007 90 предельное граничное/ limit boundary value
№ 2 0,005 0,004 128 межграничное / cross-border
№ 3 0,004 0,003 160 допустимое граничное/ acceptable border
№ 4 0,002 0,001 210 начальное / primary
Заключение
Получена математическая модель, описывающая изменение утечки топлива в зависимости от числа Рейнольдса и технического состояния плунжерной пары распределительного типа, будет характеризоваться уравнением:
(22)
Данная зависимость свидетельствует об уменьшении утечки топлива в зависимости от изменения углового положения плунжера относительно втулки, которая, в свою очередь, влияет на число Рейнольдса в сторону уменьшения.
Таким образом, с изменением фазового положения плунжера относительно наполнительных каналов втулки утечка топлива уменьшается до двух раз, что позволяет восстановить работоспособность ТНВД распределительного типа и увеличить его полный ресурс. Полученная аналитическая зависимость позволяет обосновать механизм «запирания» зон износов плунжерной пары и является теоретических обоснованным решением для дальнейшего использования в практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванов В. А. Концепция ремонта плунжерных пар топливной аппаратуры // Международный технико-экономический журнал. 2010. № 5. С. 69-71.
2. Иванов В. А., Кулаков М. М. Ремонт топливовпрыскивающего насоса дизеля // Труды ГОСНИТИ. 2008. Т. 102. С. 61-65.
3. Иванов В. А., Лебедев В. Г. Восстановление работоспособности распределительного топливного насоса дизеля // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние прикладной науки в области механики и энергетики»: Сборник научных трудов. Чебоксары : Чувашская ГСХА, 2016. С. 328-333.
4. Лебедев В. Г., Иванов В. А. Способ утилизации плунжерной пары топливного насоса высокого давления распределительного типа // Международный научный журнал. 2017. № 2. С. 78-80.
5. Иванов В. А., Гаврилов В. Н., Новиков А. М., Семенов А. В. К вопросу утилизации плунжерных пар топливного насоса высокого давления распределительного типа // Материалы Международной научно-практической конференции «Научно-образовательные и прикладные аспекты производства и переработки сельскохозяйственной продукции»: Сборник научных трудов. Чебоксары : Чувашская ГСХА, 2018. С. 413-417.
6. Иванов В. А. Обоснование способа восстановления работоспособности плунжерных пар топливных насосов распределительного типа // Труды ГОСНИТИ. 2011. Т. 107. № 2. С. 61-62.
7. Иванов В. А., Новиков А. М. Оценка технического состояния плунжерной пары по скоростной характеристике // Материалы Всероссийской научно-практической конференции«Перспективы развития технического сервиса в агропромышленном комплексе»: Сборник научных трудов. Чебоксары : Чувашская ГСХА, 2018. С. 140-144.
8. Иванов В. А. Повышение долговечности распределительных топливных насосов высокого давления путем модернизации: Дисс. ... канд. техн. наук. М., 2011. 192 с.
9. Иванов В. А., Лебедев В. Г. Разработка способа доиспользования плунжерных пар топливного насоса высокого давления распределительного типа дизеля // Международный технико-экономический журнал. 2017. № 1. С. 74-77.
10. Кулаков М. М., Иванов В. А., Григорьев А. О. К вопросу оценки потенциала работоспособности плунжерной пары дизеля // Вестник Чувашской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 4 (7). С. 101-105.
11. Казаков Ю. Ф., Иванов В. А. Аналитическая оценка технического состояния плунжерных пар при комплектации их по гидроплотности // Вестник Казанского ГАУ. 2018. № 1 (48). С. 138-142.
12. Лебедев В. Г., Иванов В. А. Определение мест расположения и величины износа деталей плунжерной пары топливного насоса высокого давления // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Рациональное природопользование и социально-экономическое развитие сельских территорий как основа эффективного функционирования АПК региона»: Сборник научных трудов. Чебоксары : Чувашская ГСХА, 2017. С. 174-178.
13. Лебедев В. Г., Иванов В. А. Анализ оценочных показателей технического состояния плунжерных пар ТНВД дизеля // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития технического сервиса в агропромышленном комплексе»: Сборник научных трудов. Чебоксары, 2014. С. 89-90.
14. Иванов В. А. Повышение надежности распределительного топливного насоса дизеля // Труды ГОСНИТИ. 2013. Т. 111. № 2. С. 45-46.
15. Иванов В. А., Лебедев В. Г. Конвертирование топливовпрыскивающего насоса дизеля // Материалы Международной научно-практической конференции «Продовольственная безопасность и устойчивое развитие АПК»: Сборник научных трудов. Чебоксары : Чувашская ГСХА, 2015. С. 609-610.
16. Иванов В. А., Гаврилов В. Н., Новиков А. М., Семенов А. В. Факторы, влияющие на оценочный показатель подбора плунжерных пар в комплект по гидроплотности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Агроэкологические и организационно-экономические аспекты создания и эффективного функционирования экологически стабильных территорий»: Сборник научных трудов. Чебоксары : Чувашская ГСХА, 2017. С. 385-389.
17. Иванов В. А.,Новиков А. М., Семенов А. В., Гаврилов В. Н. К вопросу анализа способа комплектации плунжерных пар // Международный технико-экономический журнал. 2017. № 6. С. 113-117.
18. Иванов В. А., Кулаков М. М. Патент РФ 142813МПК F02M65/00. Устройство для диагностики плунжерной пары топливного насоса дизеля. Бюл. № 19, 2014.
19. Иванов В. А., Кулаков М. М. Патент РФ2610354 МПК F02M65/00. Способ ремонта топливовпрыскивающего насоса дизеля. Бюл. № 4, 2017.
20. Белов В. В., Иванов В. А., Новиков А. В., Семенов А. В., Иванщиков Ю. В., Огнев О. Г. Повышение эффективности использования транспортных средств за счет восстановления работоспособности плунжерных пар // Известия Международной академии аграрного образования. 2019. № 44. С. 5-11.
21. Замков М. В., Иванов В. А. Устройство контроля содержания воды в системе питания дизельного двигателя // Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука - первый шаг в академическую науку». Чебоксары : Чувашская ГСХА, 2018. С. 151-153.
22. Иванов В. А., Гаврилов В. Н., Новиков А. М. Системные задачи в организационной структуре проведения технического обслуживания и ремонта топливоподающей системы // Материалы Международной научно-практической конференции «Мобильная энергетика в сельском хозяйстве: состояние и перспективы развития»: Сборник научных трудов. Чебоксары : Чувашская ГСХА, 2018. С. 61-66.
23. Надежность и ремонт машин / Под ред. В. В. Курчаткина. М. : Колос, 2000. 776 с.
24. Файнлейб Б. Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей : справочник. Л. : Машиностроение, 1990. 351 с.
25. Komponenten fur den Ford Duratorg-Diselmotor // MTZ: Motortechnische Zeitschrift, 2000. Jg. 61. № 1. P.20-23.
26. DiselmotormitPumpe-Duse-Direkteinspritzung // MTZ: Motortechnische Zeitschrift, 1998. Jg. 59. № 9.
Дата поступления статьи в редакцию 28.03.2019, принята к публикации 22.04.2019.
Информация об авторах: Гаврилов Владислав Николаевич, кандидат сельскохозяйственных наук, доценткафедры «Технического сервиса»
Адрес: ФГБОУ ВО Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 428003, Россия, Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 E-mail: [email protected] Spin-код: 3580-8906
Григорьев Алексей Олегович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Технического сервиса»
Адрес: ФГБОУ ВО Чувашская государственная сельскохозяйственная академия,
428003, Россия, Чебоксары, ул. К. Маркса, 29
E-mail: [email protected]
Spin-код: 1096-6062
Иванов Владимир Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Технического сервиса»
Адрес: ФГБОУ ВО Чувашская государственная сельскохозяйственная академия,
428003, Россия, Чебоксары, ул. К. Маркса, 29
E-mail: [email protected]
Spin-код: 7424-1820
Ложкин Александр Геннадьевич, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства» Адрес: ФГБОУ ВО Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 428003, Россия, Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 E-mail: [email protected] Spin-код: 8257-4953
Заявленный вклад авторов: Гаврилов Владислав Николаевич: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Григорьев Алексей Олегович: статистическая обработка данных.
Иванов Владимир Андреевич: постановка научной проблемы статьи и определение основных направлений ее решения, проведение экспериментов и критического анализа материалов, формирование выводов. Ложкин Александр Геннадьевич: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Ivanov V. A. Konceptsiya remonta plunzhernyh par toplivnoj apparatury [The concept of repair plunger pairs fuel equipment], Mezhdunarodnyj tekhniko-ehkonomicheskij zhurnal [The International Technical-Economic Journal], 2010, No. 5, pp. 69-71.
2. Ivanov V. A., Kulakov M. M. Remont toplivovpryskivayushchego nasosa dizelya [Repair of the fuel injection pump of the diesel], Trudy GOSNITI [GOSNITI Works], 2008, Vol. 102, pp. 61-65.
3. Ivanov V. A., Lebedev V. G. Vosstanovlenie rabotosposobnosti raspredelitel'nogo toplivnogo nasosa dizelya [Maintenance of the distributive fuel pump of the diesel], Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Sovremennoe sostoyanie prikladnoj nauki v oblasti mekhaniki i energetiki»: Sbornik nauchnyh trudov [Materials of the All-Russian science-practice. conf. «The Current State of Applied Science in the field of Mechanics and Power»], Cheboksary: Chuvash GSHA, 2016, pp. 328-333
4. Lebedev V. G., Ivanov V. A. Sposob utilizatsii plunzhernoj pary toplivnogo nasosa vysokogo davleniya raspredelitel'nogo tipa [The method of plunger pairsof the fuel high-pressure pump of the distribution type disposal], Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal [The International Scientific Journal], 2017, No. 2, pp. 78-80.
5. Ivanov V. A., Gavrilov V. N., Novikov A. M., Semyonov A. V. K voprosu utilizatsii plunzhernyh par top-livnogo nasosa vysokogo davleniya raspredelitel'nogo tipa [To issue of utilization of plunger pairs of fuel pump of high pressure of distributive type], Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Nauchno-obrazovatel'nye i prikladnye aspekty proizvodstva i pererabotki sel'skohozyajstvennoj produktsii»: Sbornik nauchnyh trudov [Materials of the International science-practice. conf. «Scientific and educational and applied aspects of production and processing of agricultural products»], Cheboksary: Chuvash GSHA, 2018, pp. 413-417.
6. Ivanov V. A. Obosnovanie sposoba vosstanovleniya rabotosposobnosti plunzhernyh par toplivnyh nasosov raspredelitel'nogo tipa [Substantiation of a way of restoration of working capacityplunger steam of fuel pumps of distributive type], Trudy GOSNITI [GOSNITI Works], 2011, Vol. 107. No. 2, pp. 61-62.
7. Ivanov V. A., Novikov A. M. Otsenka tekhnicheskogo sostoyaniya plunzhernoj pary poskorostnoj harakte-ristike [Otsenka of technical condition of plunger couple on high-speed characteristic], Materialy Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferentsii «Perspektivy razvitiya tekhnicheskogo servisa v agropromyshlennom komplekse»: Sbornik nauchnyh trudov [Materials of the All-Russian science-practice. conf. «The Prospects of development of technical service in agro-industrial complex], Cheboksary: Chuvash GSHA, 2018, pp. 140-144.
8. Ivanov V. A. Povyshenie dolgovechnosti raspredelitel'nyh toplivnyh nasosov vysokogo davleniya putem modernizatsii [Increase in durability of distributive fuel pumps of high pressure by modernization. Ph. D. (Engineering) diss.], Moscow, 2011, 192 p.
9. Ivanov V. A., Lebedev V.G. Razrabotka sposoba doispol'zovaniya plunzhernyh par toplivnogo nasosa vysokogo davleniya raspredelitel'nogo tipa dizelya [Development of mode of doispolzovaniye of plunger pairs of fuel pump of high pressure of distributive type dizelit], Mezhdunarodnyj tekhniko-ehkonomicheskij zhurnal [The International Technical-Economic Journal], 2017, No. 1, pp. 74-77.
10. Kulakov M. M., Ivanov V. A., Grigor'ev A. O. K voprosu otsenki potentsiala rabotosposobnosti plunzhernoj pary dizelya [Revisiting the assessment of the performance potential of the diesel plunger pair], Vestnik Chuvashskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii [Vestnik Chuvash SAA], 2018, No. 4 (7), pp. 101-105.
11. Kazakov Yu. F., Ivanov V. A. Analiticheskaya otsenka tekhnicheskogo sostoyaniya plunzhernyh par prikomplektaci i ih po gidroplotnosti [Analytical estimation of technical condition of plunger pair when completed by hydrodensity], VestnikKazanskogo GAU [Vestnik of Kazan State Agrarian University], 2018, No. 1 (48), pp. 138-142.
12. Lebedev V. G., Ivanov V. A. Opredelenie mest raspolozheniya ivelichiny iznosa detalej plunzhernoj pary toplivnogo nasosa vysokogo davleniya [Definition of the locations and size of wear of details of plunger pair of fuel pump of high pressure], Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Ratsional'noe prirodopol'zovanie i social'no-ehkonomicheskoe razvitie sel'skih territorij kak osnova effektivnogo funktsionirovaniya APK regiona»: Sbornik nauchnyh trudov [Materials of the All-Russian science-practice. conf. «Rational environmental management and social and economic development of rural territories as basis of effective functioning of agrarian and industrial complex of the region»], Cheboksary: Chuvash GSHA, 2017, pp. 174-178.
13. Lebedev V. G., Ivanov V. A. Analiz otsenochnyh pokazatelej tekhnicheskogo sostoyaniya plunzhernyh par TNVD dizelya [Analysis of estimated indicators of technical condition of plunger couples of TNVD of diesel], Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Perspektivy razvitiya tekhnicheskogo servisa v agropromyshlennom komplekse»: Sbornik nauchnyh trudov [Materials of the All-Russian science-practice. conf. «The prospects of development of technical service in agro-industrial complex»], Cheboksary: Chuvash GSHA, 2014, pp. 89-90.
14. Ivanov V. A. Povyshenie nadezhnosti raspredelitel'nogo toplivnogo nasosa dizelya [Increase in reliability of the distributive fuel pump of the diesel], Trudy GOSNITI [GOSNITI Works], 2013, Vol. 111, No. 2, pp. 45-46.
15. Ivanov V. A., Lebedev V. G. Konvertirovanie toplivovpryskivayushchego nasosa dizelya [Converting of the fuel injection pump of the diesel], Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Prodovol'stvenna-ya bezopasnost' i ustojchivoe razvitie APK»: Sbornik nauchnyh trudov [Materials of the International science-practice. conf. «Food security and sustainable development of agrarian and industrial complex»], Cheboksary: Chuvash GSHA, 2015, pp. 609-610.
16. Ivanov V. A., Gavrilov V. N., Novikov A. M., Semenov A. V. Faktory, vliyayushchie na otsenochnyj poka-zatel' podbora plunzhernyh par v komplektpo gidro plotnosti[The factors influencing estimated indicator of selection of plunger couples in set on hydrofirmness], Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Agroehko-logicheskie i organizatsionno-ekonomicheskie aspekty sozdaniya i effektivnogo funktsionirovaniya ekologicheski-stabil'nyh territorij»: Sborniknauchnyhtrudov [Materials of the All-Russian science-practice. conf. «Agroecological and organizational and economic aspects of creation and effective functioning of ecologically stable territories»], Cheboksary: Chuvash GSHA, 2017, pp. 385-389.
17. Ivanov V. A., Novikov A. M., Semenov A. V., Gavrilov V. N. K voprosu analiza sposoba komplektatsii plunzhernyh par [To the question of the analysis of the way of the complete set plunger couples], Mezhdunarodnyj tekhniko-ehkonomicheskij zhurnal[The International Technical - Economic Journal], 2017, No. 6, pp. 113-117.
18. Ivanov V. A., Kulakov M. M. Patent RF 142813 MPK F02M65/00. Ustrojstvo dlya diagnostiki plunzhernoj pary toplivnogo nasosa dizelya [Ustroystvo for preliminary treatment of plunger pair of diesel fuel pump], Byul. No. 19, 2014.
19. Ivanov V. A., Kulakov M. M. Patent RF 2610354 MPK F02M65/00. Sposob remonta toplivovpryskivay-ushchego nasosa dizelya [Sposob of repair of the diesel fuel injection pump], Byul. No. 4, 2017.
20. Belov V. V., Ivanov V. A., Novikov A. V., Semenov A. V., Ivanshchikov Yu. V., Ognev O. G. Povyshenie effektivnosti ispol'zovaniya transportnyh sredstv zaschet vosstanovleniya rabotosposobnosti plunzhernyh par [Improving the efficiency of use of vehicles due to the recovery of the plunger], Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrar-nogo obrazovaniya [News of the International Academy ofAgrarian Education], 2019, No. 44, pp. 5-11.
21. Zamkov M. V., Ivanov V. A. Ustrojstvo kontrolya soderzhaniya vody v sisteme pitaniya dizel'nogo dvigatelya [The control unit of content of water in the feed system of the diesel engine], Materialy Vserossijskoj stu-dencheskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Studencheskaya nauka - pervyj shag v akademicheskuyu nauku» [Materials of the All-Russian student's science-practice. conf. «Student's science - the first step in the academic science»], Cheboksary: Chuvash GSHA,2018, pp. 151-153.
22. Ivanov V. A., Gavrilov V. N., Novikov A. M. Sistemnye zadachi v organizatsionnoj strukture prove-deniya tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta toplivopodayushchej sistemy [System tasks in organizational structure of maintenance and repair of toplivopodayushchy system], Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Mobil'naya energetika v sel'skom hozyajstve: sostoyanie i perspektivy razvitiya»: Sbornik nauchnyh trudov [Materials of the International science-practice. conf. «Mobile power in agriculture: state and the prospects of development»], Cheboksary: Chuvash GSHA, 2018, pp. 61-66.
23. Nadezhnost' i remont mashin [Reliability and repair of cars], In Kurchatkin V. V. (ed), Moscow: Kolos, 2000, 776 p.
24. Fajnlejb B. N. Toplivnaya apparatura avtotraktornyh dizelej [Fuel equipment of autotractor diesels]: spravochnik, Leningrad: Mashinostroenie, 1990, 351 p.
25. Komponenten fur den Ford Duratorg-Diselmotor. MTZ: Motortechnische Zeitschrift, 2000. 61. No. 1, pp.20-23.
26. DiselmotormitPumpe-Duse-Direkteinspritzung. MTZ: Motortechnische Zeitschrift, 1998. 59. No. 9.
Submitted 28.03.2019; revised 22.04.2019.
About the authors:
Vladislav N. Gavrilov, Ph. D (Agriculture), associate professor of the chair «Technical service», Address:Chuvash state agricultural academy, 428003, Russia, Cheboksary, K. Marx Street, 29 E-mail: [email protected] Spin-код: 3580-8906
Alexey O. Grigoriev, Ph. D (Engineering), associate professor of the chair «Technical service», Address:Chuvash state agricultural academy, 428003, Russia, Cheboksary, K. Marx Street, 29 E-mail: [email protected] Spin-код :1096-6062
Vladimir A. Ivanov, Ph. D (Engineering), associate professor of the chair «Technical service», Address:Chuvash state agricultural academy, 428003, Russia, Cheboksary, K. Marx Street, 29 E-mail: [email protected] Spin-код: 7424-1820
Alexander G. Lozhkin, Ph. D (Agriculture), associate professor of the chair «Agriculture, crop production, selection and seed farming»
Address:Chuvash state agricultural academy, 428003, Russia, Cheboksary, K. Marx Street., 29 E-mail: [email protected] Spin-код :8257-4953
Contribution of the authors: Vladislav N. Gavrilov: general project management, analysis and addition of the text of article. Alexey O. Grigoriev: statistical data processing.
Vladimir A. Ivanov: statement of scientific problem of article and definition of the main directions of its decision, carrying out experiments and critical analysis of materials, formation of conclusions.
Alexander G. Lozhkin: collecting and processing of materials, preparation of the initial version of the text.
All authors have read and approved the final manuscript