Научная статья на тему 'Аналитические исследования структуры питания студентов'

Аналитические исследования структуры питания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
265
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Титов Е. И., Митасева Л. Ф., Глазкова И. В., Никитина М. А.

Совокупность результатов, полученных в ходе проведения мониторинга и научно-исследовательской работы, служит основой для решения задач, связанных с перепрофилированием студенческого питания, достижением эффективного результата в направлении поддержания здорового статуса организма студентов, профилактике алиментарно-зависимых заболеваний, обеспечении студентов безопасными продуктами с одновременным решением вопросов по формированию культуры питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytical researches of structure of students nutrition

Set of the results received during carrying out monitoring and research serves as a basis for the decision of the problems connected with reprofiling of students« nutrition, achievement of effective result in direction of maintenance of the healthy status of students« organism, preventive measures of alimentary dependent diseases, providing of students with safe products with the simultaneous decision of questions on formation of nutrition culture.

Текст научной работы на тему «Аналитические исследования структуры питания студентов»

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

ТЕМА НОМЕРА Щ

Аналитические исследования

структуры питания студентов

Е.И. Титов, Л.Ф. Митасева, И.В. Глазкова, М.А. Никитина

Московский государственный университет прикладной биотехнологии

Состояние питания - один из важнейших факторов, определяющих здоровье и сохранение генофонда нации. Именно при достижении оптимальной структуры питания обеспечиваются высокая работоспособность и первичная профилактика многих заболеваний, повышается иммунная резистентность и усиливается защита организма от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Учащуюся молодежь следует рассматривать как профессионально-производственную группу населения определенной возрастной категории, объединенной специфическими особенностями труда и условиями жизни.

Оценка фактического питания студентов показала, что пищевой рацион студентов не обеспечивает адекватные потребности в энергии, не оптимален по содержанию жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов. Нарушено соотношение основных питательных веществ [1].

В соответствии с медико-биологическими требованиями ГУ НИИ питания РАМН энергетическая потребность студентов мужчин оценена в пределах 10 МДж (2585 ккал), студенток - 10,2 МДж (2434,5 ккал). На белки приходится около 12 % суточной энергетической ценности рациона, причем доля белков животного происхождения должна составлять не менее 60 % их общего количества в рационе. Жиры должны составлять около 30 % от общей энергетической ценности рациона студентов, при этом на долю жиров растительного происхождения должно приходиться около 30 % их общего количества. Суточная потребность студентов в основных минеральных веществах должна обеспечить поступлением в организм (мг): кальция - 800; фосфора - 1600; магния - 500; калия -2500-5000; железа - 10. В целях практического осуществления принципов сбалансированного питания студентов следует стремиться к более полному соответствию между энергетической ценностью и качественным составом фактических рационов питания и потребностями в энергии и пищевых веществах.

Установлено, что в рационах студентов понижено содержание белка и

витаминов. У 33,3 % молодых людей доминирует потребление макаронных изделий, хлебопродуктов, картофеля, кондитерских изделий, 20 % студентов не употребляют яйца и рыбу; 30 % - не любят и предпочитают не есть сливочное масло, 10 % - молоко, 25 % - крупы, 27,5 % - бобовые и орехи. Ежедневно употребляют свежие овощи и фрукты только 53,5 % студентов. В меню картофель и овощи представлены в виде консервированных овощей, первые и вторые горячие блюда употребляют лишь 30 % студентов. Большинство опрошенных (82,8 %) мало съедает клетчатки с пищей. Напротив, продуктов животного происхождения, сладкой и соленой пищи - больше суточной нормы. Так, общими жирами злоупотребляет 64,8 % студентов, при этом чаще животными жирами, чем растительными. Это приводит к тому, что большинство студентов (59,2%) получает более 300 мг пищевого холестерина в сутки и мало полиненасыщенных жирных кислот [2, 3, 4].

Анализ энергетической и химической ценности рациона питания студентов свидетельствует о том, что калорийность снижена в среднем на 20 %. В питании студентов выявлен также выраженный дисбаланс в отношении потребления общих белков. Так, 39,0 % опрошенных их «недоедает», 50,3 % - «переедает» и только 10,7 % человек употребляет их в пределах нормы. Ниже нормы потребление ли-пидов растительного происхождения, поэтому нарушено соотношение белков, жиров и углеводов.

По макро- и микронутриентному составу суточный рацион питания студентов не сбалансирован: недостаточно количество кальция и витаминов А и С, избыточно количество натрия и калия, нарушены соотношения кальция и фосфора, кальция и магния, калия и натрия.

При анализе антропометрических показателей адекватности питания установлено, что 25,5 % студентов имеют недостаточную массу тела, среди них 20,8 % девушек и 4,6 % юношей. Низкий массово-ростовой показатель свидетельствует о признаках белково-энергетической недостаточности. Из-

быточная масса тела выявлена у 2,8 % студентов.

Проблема питания студентов существует давно, но обращают на нее внимание не во всех вузах, поскольку она не имеет прямого отношения к учебному процессу и, по мнению многих, не требует срочного вмешательства. Между тем, по статистическим данным вузовских поликлиник, за 2005 г. заболевания желудочно-кишечного тракта у студентов занимают второе место после простудных и составляют 17 % от числа всех зарегистрированных. Количество болезней органов пищеварения по сравнению с 2004 г. увеличилось на 8,7 %, число гастритов и дуоденитов -на 28, язв - на 16,9, желчевыводящих путей - на 8,5 %. При изучении минерального состава питания оказалось, что обеспеченность кальцием составила 48 %, фосфором - 76, магнием -62, железом - 55, хромом - 57, медью - 31 %. Особенно тревожит низкая обеспеченность йодом и селеном. Дефицит йода составил 82 %, селена -88 % [5].

Ярко выражена и витаминная недостаточность. Так, среднесуточные рационы содержали (процент от необходимого): тиамина - 70; рибофлавина - 60; ниацина - 67; пиридоксина -62; фолиевой кислоты - 20; кобала-мина - 35; аскорбиновой кислоты -30; ретинола - 45 и в-каротина - 28; недостаточность токоферола не обнаружена [6].

Полученные данные свидетельствуют о необходимости срочной коррекции рационов студентов, например, за счет расширения использования биологически активных добавок к пище (витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон) и пищевых продуктов, содержащих биологически активные вещества.

Один из эффективных путей ликвидации дефицита витаминов и других микронутриентов - включение в ежедневный рацион разнообразных специализированных продуктов питания, дополнительно обогащенных недостающими витаминами, макро- и микро-нутриентами до уровня, соответствующего потребностям человека.

Принятая в Российской Федерации государственная концепция «Здоровое питание» рассматривает развитие производства обогащенных микронутри-ентами пищевых продуктов в качестве важнейшей и первоочередной меры, от которой решающим образом зависит улучшение питания и здоровья детского и взрослого населения России.

Еще одна серьезная проблема - нарушение режима питания. По данным социологических опросов, проводимых в МГУПБ и других вузах Москвы, 13 % студентов не завтракают, 12 % -

FUNCTIONAL ALIMENTARY PRODUCTS

питаются 2 раза в день, 41 % - не обедают и 34 % - поздно ужинают [7].

Большая часть студентов принимает пищу бессистемно (65 % человек), только 35 % человек предпочитают принимать пищу 3-4 раза в день. Анкетирование показало, что 52,5 % студентов имеют различные хронические заболевания, однако только 32,5 % студентов связывают свое нездоровье с неправильным питанием. На вопрос: «Что мешает Вам правильно питаться?» 34,5 % студентов указывает на незнание требований к рациональному питанию, 48 % выделяют такие причины, как недостаток времени и собственная неорганизованность, и только 17,5 % человек указали на недостаток материальных средств. Своевременно выявленные негативные пищевые привычки легче искоренить через повышение компетентности учащейся молодежи в вопросах здорового питания [8].

Пищевое поведение влияет на функциональное состояние организма молодых людей, регулируя самочувствие, активность и настроение будущего поколения. Поэтому приобщение молодежи к рациональному питанию - необходимое мероприятие сохранения их здоровья и работоспособности [9].

Среди студентов имеются серьезные проблемы в питании, что связано с их вкусовыми привычками. Последние приводят к выраженной диспропорции в продуктовом наборе суточного рациона, что неблагоприятно отражается на макро- и микронутриентном составе потребленной пищи.

Одно из основных направлений государственной политики в области здорового питания - создание технологий производства качественно новых пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, в том числе лечебно-профилактического назначения, а также ликвидация существующего дефицита витаминов, макро- и микроэлементов (железа, кальция, йода и т. д.). Важно охватить профилактикой витаминной и минеральной недостаточности широкие слои населения, поэтому нужна ориентация на продукты повседневного и массового спроса, к которым относят мясные, молочные, хлебобулочные и кондитерские изделия.

Решение вопроса адекватного питания, соответствующего потребностям и возможностям организма человека и сбалансированного по всем показателям пищевой и биологической ценности, связано с созданием и обработкой больших баз данных и знаний, отражающих выбор индивидуальных рационов и режимов питания с учетом возрастных и физиологических факторов, региональных условий, особенностей

потребления пищи, а также источников нарушения иммунного статуса. В связи с этим в МГУПБ разработана экспертная компьютерная система поддержки принятия решений, позволяющая на базе информационных технологий обеспечить выбор оптимального решения из множества альтернатив.

Основная задача экспертной системы - подбор адекватного рациона питания, состава продуктов и их количества для определенной группы людей в соответствии с установленными научно обоснованными нормами из имеющихся традиционных продуктов для данного региона. Компьютерная система рассчитывает количественный состав рациона из заданного набора продуктов в соответствии с нормами питания конкретного человека, после чего эксперт может внести корректировки в качественный и количественный состав дневного рациона и предложить системе повторно пересчитать необходимое количество и соотношение продуктов.

Процесс корректировки рациона может быть повторен многократно. При этом за экспертом остается выбор конечного решения из нескольких оптимизированных по составу и стоимости рационов, адекватных для данного человека или категории людей. Кроме того, система снабжена сервисными программами, обеспечивающими ведение и корректировку базы данных.

Совокупность результатов, полученных в ходе проведения мониторинга и научно-исследовательской работы, служит основой для решения задач, связанных с перепрофилированием студенческого питания, достижением эффективного результата в направлении поддержания здорового статуса организма студентов, профилактике алиментарно-зависимых заболеваний, обеспечении студентов безопасными продуктами с одновременным решением вопросов по формированию культуры питания.

Специалисты МГУПБ считают, что для ликвидации имеющихся негативных факторов питания студентов в первую очередь необходимо разработать методологию создания продуктов питания функционального их жизнеобеспечения (антистрессорной, анти-оксидантной и других направленнос-тей). На основе полифункциональных модулей следует разработать состав продуктов общего и целевого назначения для студентов в соответствии с установленными научно обоснованными нормами питания, на основании чего должны быть обозначены особенности организации функционального питания в системе алиментарной коррекции нарушенного гомеостаза

студентов и определены основные компоненты традиционных рационов питания.

При создании новых продуктов обязательным условием станет оценка пищевой безопасности сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов, для чего необходимо модифицировать и в дальнейшем использовать методы оценки качества, направленные на выявление контаминантных веществ; разработать сбалансированные рационы питания студентов с использованием созданных специалистами МГУПБ и зарекомендовавшими себя на практике методов компьютерного моделирования.

Все эти исследования должны осуществляться с учетом данных мониторинга, составленных и проанализированных по результатам анкетирования для выявления уровня организации общественного питания студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тутельян В.А. Оптимальное питание как новая медицинская технология продления и повышения качества жиз-ни//Вопросы питания. 2003. №1.

2. Овчинникова И.П. Структура питания студентов медицинского коллед-жа^Материалы VII Всероссийского конгресса «Оптимальное питание -здоровье нации». - М., 2005, с. 192193.

3. Кириленко Н.П. Вопросы питания студентов медакадемии//Материалы VII Всероссийского конгресса «Оптимальное питание - здоровье нации». -М., 2005, с. 117-118.

4. Климацкая Л.Г., Шевченко И.Ю., Бондарцева Г.Н. Гигиеническая оценка фактического питания студентов г. Красноярска//Материалы VII Всероссийского конгресса «Оптимальное питание- здоровье нации». - М., 2005, с. 120.

5. Проскурякова Л.А., Колтун В.З. Оценка фактического питания и пищевого поведения студентов Кузбасса// Материалы VII Всероссийского конгресса «Оптимальное питание - здоровье нации». - М., 2005, с. 216.

6. Агаджанян Н.А., Ветчинкина К.Т. Учебный процесс и здоровье студентов/современная высшая школа (международный журнал, Варшава). 1986. № 1. С. 153.

7. Жданова Л.А., Шевелева В.Ю. Образ жизни и здоровье студентов//Ма-териалы Всероссийской научной конференции. - М., 1995.

8. Нотова С.В., Бурцева Т.И., Баранова О.В. Как покушал, так и послушал//От-раслевое питание. 2006. № 1. С. 55-61.

9. Новак Е.С. Здоровье студенческой молодежи как социальная проблема// Вестник ВолГУ. 2001. Вып. 1. С. 125-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.