Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ'

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ / МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ / АНАЛИЗ / АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД / СИНТЕЗ / СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ / ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волнистая М. Г.

Автор представляет исследовательский потенциал аналитических и синтетических методов управления образовательными системами, методов, востребованных рисками современных институциональных изменений высшей школы. Эти методы выступают как основной инструмент для принятия решений в области модернизации и организационного проектирования национальных систем высшего образования. Автор предполагает системное видение управления высшей школой, обеспечивающей процессы устойчивого развития общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL AND SYNTHETIC METHODS OF RESEARCH AND DESIGN OF EDUCATIONAL SYSTEMS

The author presents the research potential of analytical and synthetic methods in the management of educational systems, methods demanded by the risks of modern institutional changes in higher education. These methods act as the main tool for decision-making in the field of modernization and organizational design of national higher education systems. The author assumes a systematic vision of the management of higher education, which ensures the processes of sustainable development of society and the state.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ»

УДК 167,2; 316,422

М. Г. ВОЛНИСТАЯ,

кандидат социологических наук, доцент, Белорусский государственный университет, г. Минск, e-mail: mgv22@mail.ru

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Автор представляет исследовательский потенциал аналитических и синтетических методов управления образовательными системами, методов, востребованных рисками современных институциональных изменений высшей школы. Эти методы выступают как основной инструмент для принятия решений в области модернизации и организационного проектирования национальных систем высшего образования. Автор предполагает системное видение управления высшей школой, обеспечивающей процессы устойчивого развития общества и государства.

Ключевые слова: методология науки, методы социального познания, анализ, аналитический метод, синтез, ситуационный анализ, организационное проектирование, образовательные системы, модель системы, процессы управления.

M. G. VALNISTAYA,

Candidate of Sociological Sciences, Associate professor, Belarussian State University, Minsk, e-mail: mgv22@mail.ru

ANALYTICAL AND SYNTHETIC METHODS OF RESEARCH AND DESIGN OF EDUCATIONAL SYSTEMS

The author presents the research potential of analytical and synthetic methods in the management of educational systems, methods demanded by the risks of modern institutional changes in higher education. These methods act as the main tool for decision-making in the field of modernization and organizational design of national higher education systems. The author assumes a systematic vision of the management of higher education, which ensures the processes of sustainable development of society and the state.

Keywords: methodology of science, methods of social cognition, analysis, analytical method, synthesis, situational analysis, organizational design, educational systems, system model, management processes.

Необходимость усиления аналитической составляющей в системе принятия решений неоднократно обосновывалась на самых разных уровнях социального управления. Государственная образовательная политика как функция является одной из системообразующих в обеспечении процессов устойчивого развития общества и государства. Именно поэтому в последнее время отмечается пристальное внимание и повышенный профессиональный интерес со стороны руководителей, экспертов и специалистов системы управления высшим

образованием к аналитическим процедурам исследования образовательных систем. Процессы познания свойств и характеристик систем с участием человека, названных академиком В. С. Степиным «человекоразмерными системами» [1], сегодня являются ядром в предмете исследовательских программ социального знания. Национальная система высшей школы как «человекораз-мерная» социальная система является еще и сложноорганизованной, направленной прежде всего на приращение интеллектуального потенциала государства и общества в новых условиях цифрового общества. Свойства адаптивного поведения образовательных систем в условиях возрастания рисков институциональных изменений самой мировой архитектоники высшего образования, а также в условиях рисков пандемии СОУГО-19 востребованы самой жизнью в XXI в. [4, 5]. Соответственно, система управления высшей школы нуждается в аналитическом и методологическом обеспечении моделей принятия стратегических и тактических решений, разработке качественных шкал измерения дисфункций в структуре образовательных и воспитательных процессов и для этого нужны эффективные инструменты аналитической деятельности специалистов в области управления, именно таковой и является совокупность рассматриваемых аналитических и синтетических методов [3].

Предположим, для познания некоторой системы требуется перевести ее из сложной и малопонятной в простую и понятную. Значит, следует построить модель этой системы, содержащую нужную для лица, принимающего решение, профессиональную информацию.

В зависимости от того, что требуется узнать и объяснить: как система устроена или как она взаимодействует со средой, различают два метода познания - аналитический и синтетический. Рассмотрим процедуру анализа, которая состоит в последовательном выполнении трех операций:

сложное целое расчленить на более мелкие части, более простые; дать объяснение полученным фрагментам; объединить объяснение частей в единое целое.

Если выделенная часть остается еще не понятной, в отношении ее операция декомпозиции повторяется и вновь делается попытка объяснить более мелкие элементы.

Первым продуктом анализа является перечень элементов системы, т. е. модель состава системы.

Ошибка анализа - разрыв связей частей при декомпозиции и разрушение свойства эмерджентности. Правильный качественный анализ должен осуществлять различение частей, а не разбиение на части. Иначе нельзя будет выполнить последнюю операцию анализа: объяснение целого невозможно только через объяснение частей.

Второй продукт анализа - модель структуры системы. Третий продукт анализа - модель черного ящика для каждого элемента системы, т. е. модель взаимодействия (функционирования) частей в рамках единого целого. Черный ящик -термин, употребляемый для обозначения систем, структура и внутренние

процессы которых неизвестны. Метод изучения таких систем основан на исследовании их реакций (изменений выходных характеристик) на известные входные воздействия. В результате анализа получается информация об устройстве и работе системы. Вся полученная профессиональная информация структурируется в виде трех основных типов аналитических моделей: состава, структуры, черного ящика.

Процедура синтеза состоит в последовательном выполнении трех операций: выделение большей системы (метасистемы, ситуации), в которую интересующая система входит как часть;

рассмотрение состава и структуры метасистемы (ее анализ); объяснение роли, которую играет система в метасистеме через ее связи с другими подсистемами метасистемы.

Конечным продуктом синтеза является знание связей системы с другими частями метасистемы, то есть модель черного ящика. Чтобы ее построить, приходится создать модели состава и структуры метасистемы. Качество синтеза зависит от качества модели метасистемы. Аналитический метод содержит синтетический компонент, а синтетический метод - компонент анализа.

В современных условиях высокой динамики факторов внешней среды, оказывающих влияние на образовательную систему высшей школы, представляет большой интерес ситуационный анализ - специальный метод исследований, широко применяемый в управлении сложными системами. Большое количество экспертов в области управления образовательными системами, считают, что его методологической основой служит системный подход с настройкой на конкретную предметную область человеческой деятельности [3-5].

Метод ситуационного анализа основывается на представлении ситуации как децентрализованной системы, элементами которой являются централизованные системы, находящиеся в относительно устойчивых взаимосвязях и отношениях. В качестве синонимов ситуации используются термины «обстановка» или «положение». Элементы ситуации иначе называют субъектами или акторами. В сути ситуационный анализ представляет собой аналитическую обработку данных мониторинга ситуации, выполняемую с заданной периодичностью или по факту существенных изменений анализируемой обстановки. Ситуационный анализ конкретизирует синтетический метод и придает ему прикладную направленность.

Результатами ситуационного анализа являются объективное описание ситуации вместе с субъективными внутренними мирами взаимосвязанных элементов и ее разносторонняя оценка. Процесс ситуационного анализа проходит определенные этапы (стадии). Первый этап ситуационного анализа состоит в выделении ситуации из среды - установлении границ ситуации и отборе из них наиболее важных элементов. Если некоторые отбираемые элементы малоизвестны аналитику, то для получения дополнительных знаний осуществляется их декомпозиция с требуемой глубиной анализа.

Результатом первого этапа является модель состава ситуации с характеристикой реальных возможностей исследуемых элементов. Его особенностью является отсутствие строгих научных оснований для установления границ, отбора акторов, глубины анализа. При построении модели состава ситуации необходимо исходить из характера задач практической деятельности в опоре и на личный опыт, и на профессиональную интуицию.

Вместе с тем при необоснованном расширении границ ситуации, включении в модель состава ситуации маловлиятельных элементов с ограниченными возможностями, их слишком подробном изучении имеет место информационная избыточность, затрудняющая работу с моделью. В противном случае модель окажется излишне абстрагированной, что в конечном счете приведет к поверхностным выводам. Модель состава позволяет нам ответить на главные вопросы:

произошли ли существенные изменения в составе субъектов ситуации; произошли ли существенные изменения возможностей (влиятельности) субъектов ситуации.

Второй этап связан с установлением интересов и целей субъектов ситуации, определением характера взаимосвязей и отношений субъектов (в том числе неявных и перспективных), изучением способов и приемов взаимодействия. Это ключевой этап, влияющий на достоверность результатов ситуационного анализа и дальнейшего прогнозирования развития ситуации. Его результатом является модель структуры ситуации, объективно-субъективное описание субъектов и их отношений. Модель структуры позволяет ответить на следующие вопросы:

произошли ли существенные изменения в интересах и целеполагании субъектов ситуации;

произошли ли существенные изменения в характере связей и отношений субъектов ситуации;

изменился ли характер взаимодействий субъектов ситуации. Третий этап состоит в построении модели взаимодействия элементов с учетом факторов внешней среды. Результатом этого этапа является модель черных ящиков, взаимодействующих в данной ситуации для достижения своих целей.

Модель функционирования же позволяет нам ответить на следующие вопросы:

какие действия осуществляются субъектами в текущий момент; какие действия завершены к текущему моменту, каковы их результаты и достигнуты ли цели;

изменилось ли влияние на ситуацию факторов внешней среды; появились ли новые приемы и способы взаимодействия; появились ли причины изменения интересов в сложившейся на данный момент ситуации.

В модель включаются только те факторы внешней среды, которые оказывают существенное влияние на ситуацию как открытую систему. При необходимости изучается обратное воздействие ситуации на внешнюю среду.

Четвертый этап состоит в подготовке обобщенного информационно-аналитического документа с описанием текущей ситуации, объяснением происходящих изменений, оценкой текущей ситуации с точки зрения важности и актуальности, полезности или рисков и угроз процессам функционирования системы.

Подготовить ответы по существу на вопросы ситуационного анализа можно, имея хотя бы несколько отчетов мониторинга ситуации. При избирательном (разовом или эпизодическом) наблюдении вряд ли можно получить достаточно полные для аналитической обработки данные, следовательно, и необходимую для принятия решений аналитическую информацию. Именно требование проведения анализа возникшей ситуации без предварительной организации мониторинга и аналитической обработки его промежуточных результатов является достаточно распространенной ошибкой специалистов из системы управления, в том числе это наблюдается и в системе принятия решений среди образовательных учреждений и организаций. Применение метода ситуационного анализа целесообразно только при отлаженной работе информационной подсистемы, осуществляющей полные циклы информационного обеспечения системы управления.

Однако для управления важно не только располагать информацией о текущей ситуации, но и предвидеть ее развитие.

Поэтому метод прогнозных сценариев предполагает логическое и правдоподобное описание будущих событий с установлением примерного времени их наступления и связей (условий), в результате которых данные события могут произойти.

При помощи сценария пытаются установить, как, исходя из текущей ситуации, шаг за шагом начнут развиваться будущие состояния и связи ее элементов. Особое внимание при этом уделяется критическим точкам - событиям, после которых ситуация может развиваться в том или ином направлении.

Ситуационный анализ делает акцент в сценарии не на динамику, а на статистическое состояние элементов в будущем после их взаимодействия. Сценарий демонстрирует картину будущей гипотетической ситуации. Прогнозирование может проводиться в два этапа. На первом этапе дается прогноз развития ситуации без воздействия на нее системы управления, с позиций которой осуществляется прогнозирование. Если прогнозы естественного развития ситуации не устраивают систему управления, то предлагаются стратегии поведения системы - ее воздействия на элементы ситуации для реализации необходимого сценария (цели сложной системы).

Таким образом, прогнозный сценарий - это гипотетическое пошаговое описание причинно обусловленной последовательности событий - этапов трансформации образовательных систем и среды. Целостный спектр альтернативных

траекторий развивающихся событий образует систему сценариев. Компоненты системы сценариев - это собственно прогнозные сценарии и систематические контексты.

Систематический контекст - целостное гипотетическое описание ситуации, возникающей на том или ином этапе трансформации взаимодействующих систем.

Все многообразие прогнозных задач может быть сведено к двум типам:

прогнозирование развития объекта (процесса), пошаговое описание развития ситуации (поисковый сценарий);

планирование системы действий, направленных на достижение определенных целей, желаемой ситуации (нормативный сценарий).

Поисковый сценарий описывает текущее состояние системы и доминирующие тенденции ее трансформации, последовательность событий, логически приводящую к будущему состоянию.

Нормативный сценарий (программно-целевой) ориентирован на поиск путей, приводящих к желаемому состоянию, которое принимается в качестве целевого. Сценарий, в отличие от плана (программы), показывает не только последовательность действий, но и трансформацию ситуации в целом, реакцию на действия других субъектов ситуации, а также изменение среды.

Цель в данном случае распадается на задачи:

выявление взаимосвязанных событий;

выявление характера взаимосвязей;

построение единых событийных последовательностей с учетом выявленных логических связей.

Построение сценариев может осуществляться группой лиц, например, используется группа методов экспертного опроса.

Виды таких аналитических документов: сценарий-эссе, аналитический и формализованный сценарии.

Сценарий-эссе характеризуется свободным, близким к публицистике стилем, высокой степенью детализации, значительным объемом, описанием рисков и угроз, ключевых моментов, отсутствием жесткой структурированности данных.

Аналитический сценарий характеризуется строгим стилем, наличием четкой структуры изложения материала, небольшим объемом, содержит краткое (тезисное) описание исходной и результирующей ситуации, краткую характеристику элементов, максимально четкую демонстрацию развития ситуации через выделение ключевых моментов причинно-следственной цепи, максимально ориентирован на лицо, принимающее решения [2].

Список использованных источников

1. Стёпин, В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция / В. С. Стё-пин. - Минск : Беларус. навука, 2021. - 539 с.

2. Берков, В. Ф. Философия и методология науки : учеб. пособ. / В. Ф. Берков. - М. : Новое знание, 2004. - 336 с.

3. Бертон, Р. К. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе / Р. К. Бертон ; пер. с англ. Д. А. Александрова. - М. : Высш. шк. экономики, 2011. - 360 с.

4. Филип, Дж. А. Постпандемический взгляд на высшее образование: самые мрачные перспективы у самых бедных / Дж. А. Филип, Х. де Вит // Междунар. высшее образование. - 2020. -№ 102. - С. 6.

5. Sokolov, M. Lecture «Transformational and Selective Academic Systems» [Электронный ресурс] / М. Sokolov. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=XXKyPof9nF4.- Дата доступа: 22.01.2022.

Поступила 02.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.