Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДНИМИ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОХОДА.'

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДНИМИ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОХОДА. Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование / средний медицинский персонал / международный опыт / самозанятость / самозанятость в здравоохранении. / legal regulation / nursing staff / international experience / self-employment / self-employment in healthcare.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Безуглый Т. А., Тюков Ю. А.

В Российской Федерации сложилась практика оказания медицинских услуг на дому специалистами со средним медицинским образованием. Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время нет прямых ограничений на занятие предпринимательской деятельностью, существующее правовое поле реализации профессиональных услуг средними медицинскими работниками содержит в себе ряд лакун, способствующих развитию теневой экономики здравоохранения. Согласно экспертной оценке, доходы теневого рынка медицинских услуг в 2023 году в реальном выражении составили 215 млрд. рублей, при этом услуги, оказываемые пациентам вне рамок законодательства Российской Федерации, могут быть низкого качества вследствие несоблюдения исполнителями стандартов оказания медицинской помощи, невыполнения санитарно-эпидемиологических норм и правил, отсутствия контроля со стороны проверяющих органов. Цель исследования: используя международный опыт, провести аналитическую оценку правового регулирования реализации профессиональных услуг средними медицинскими работниками в качестве дополнительного дохода. Методы и материалы. При проведении исследования проанализировано законодательство шести стран: Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Федеративной Республики Германии, Французской Республики и Королевства Бельгии по вопросам оказания платных медицинских услуг специалистами со средним медицинским образованием. Результаты. Одной из причин роста теневого сектора представляется возможным выделить проблему неполного правового регулирования коммерческой деятельности среднего медицинского персонала. В Российской Федерации оказание «сестринских» медицинских услуг относится к лицензируемым видам деятельности. При этом развитие текущего законодательства о «самозанятости» с добавлением в перечень деятельности «услуг среднего медицинского персонала» позволит легализовать часть теневого сектора медицинских услуг. Согласно приведенному сравнительно-правовому анализу, медицинские сестры в Узбекистане, Германии, Франции и Бельгии могут работать в статусах «самозанятый», «Freiberufler», «Entreprise individuelle» и «self-employed», соответственно. Каждый из статусов позволяет специалистам со средним профессиональным медицинским образованием оказывать свои услуги в рамках правового поля, заключать договоры с пациентами и вести медицинскую документацию без избыточных правил лицензирования, каковы представлены в Российской Федерации или Республике Казахстан. Заключение. Таким образом, как согласно экспертным оценкам, так и по результатам проведенного сравнительно-правового исследования, для уменьшения размеров теневого сектора медицинских услуг, в частности, легализации оказания сестринской помощи «на дому», представляется рациональным добавление услуг специалистов со средним медицинским образованием в перечень видов деятельности, оказываемых самозанятыми в соответствии с Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Безуглый Т. А., Тюков Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL ASSESSMENT OF THE LEGAL REGULATION OF THE SALE OF PROFESSIONAL SERVICES BY AVERAGE MEDICAL PROFESSIONALS AS ADDITIONAL INCOME.

In the Russian Federation, the practice of providing medical services at home by specialists with secondary medical education has developed. Despite the fact that there are currently no direct restrictions on entrepreneurial activity in the Russian Federation, the existing legal framework for the sale of professional services by secondary medical workers contains a number of lacunae that contribute to the development of the shadow economy of healthcare. According to expert estimates, the revenues of the shadow market of medical services in 2023 amounted to 215 billion in real terms. At the same time, services provided to patients outside the framework of the legislation of the Russian Federation may be of poor quality due to non-compliance by performers with standards of medical care, failure to comply with sanitary and epidemiological norms and rules, and lack of control by inspection bodies. The purpose of the study is to use international experience to conduct an analytical assessment of the legal regulation of the sale of professional services by secondary medical professionals as an additional income. Methods and materials. The study analyzed the legislation of six countries: the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Uzbekistan, the Federal Republic of Germany, the French Republic and the Kingdom of Belgium on the provision of paid medical services by specialists with secondary medical education. Results. One of the reasons for the growth of the shadow sector, it seems possible to highlight the problem of excessive legal regulation of the commercial activities of nursing staff. In the Russian Federation, the provision of «nursing» medical services refers to licensed activities. At the same time, the development of current legislation on «self-employment» with the addition of «services of secondary medical personnel» to the list of activities will allow legalizing part of the shadow sector of medical services. According to the above comparative legal analysis, nurses in Uzbekistan, Germany, France and Belgium can work in the statuses of «selfemployed », «Freiberufler», «Entreprise individuelle» and «self-employed», respectively. Each of the statuses allows specialists with secondary professional medical education to provide their services within the legal framework, conclude contracts with patients and maintain medical records without excessive licensing rules, which are presented in the Russian Federation or the Republic of Kazakhstan. Conclusion. Thus, both according to expert estimates and according to the results of a comparative legal study, in order to reduce the size of the shadow sector of medical services, in particular, to legalize the provision of nursing care «at home», it seems rational to add the services of specialists with secondary medical education to the list of activities provided by the self-employed in accordance with Federal Law «On conducting an experiment to establish a special tax regime «Tax on professional income».

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДНИМИ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОХОДА.»

Право

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДНИМИ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОХОДА

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2024-7-61-69 УДК 614.2

Т.А. Безуглый a Ю.А. Тюков b

a' b ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Челябинск, Россия; a АНО «Центр исследований и решений экологических проблем».

a https://orcid.org/0000-0003-3373-5102; b https://orcid.org/0000-0003-3894-2151.

И Автор для корреспонденции: Безуглый Т.А.

АННОТАЦИЯ

В Российской Федерации сложилась практика оказания медицинских услуг на дому специалистами со средним медицинским образованием. Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время нет прямых ограничений на занятие предпринимательской деятельностью, существующее правовое поле реализации профессиональных услуг средними медицинскими работниками содержит в себе ряд лакун, способствующих развитию теневой экономики здравоохранения. Согласно экспертной оценке, доходы теневого рынка медицинских услуг в 2023 году в реальном выражении составили 215 млрд. рублей, при этом услуги, оказываемые пациентам вне рамок законодательства Российской Федерации, могут быть низкого качества вследствие несоблюдения исполнителями стандартов оказания медицинской помощи, невыполнения санитарно-эпидемиологических норм и правил, отсутствия контроля со стороны проверяющих органов.

Цель исследования: используя международный опыт, провести аналитическую оценку правового регулирования реализации профессиональных услуг средними медицинскими работниками в качестве дополнительного дохода.

Методы и материалы. При проведении исследования проанализировано законодательство шести стран: Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Федеративной Республики Германии, Французской Республики и Королевства Бельгии по вопросам оказания платных медицинских услуг специалистами со средним медицинским образованием. Результаты. Одной из причин роста теневого сектора представляется возможным выделить проблему неполного правового регулирования коммерческой деятельности среднего медицинского персонала.

В Российской Федерации оказание «сестринских» медицинских услуг относится к лицензируемым видам деятельности. При этом развитие текущего законодательства о «самозанятости» с добавлением в перечень деятельности «услуг среднего медицинского персонала» позволит легализовать часть теневого сектора медицинских услуг.

Согласно приведенному сравнительно-правовому анализу, медицинские сестры в Узбекистане, Германии, Франции и Бельгии могут работать в статусах «самозанятый», «Freiberufler», «Entreprise individuelle» и «self-employed», соответственно. Каждый из статусов позволяет специалистам со средним профессиональным медицинским образованием оказывать свои услуги в рамках правового поля, заключать договоры с пациентами и вести медицинскую документацию без избыточных правил лицензирования, каковы представлены в Российской Федерации или Республике Казахстан.

Заключение. Таким образом, как согласно экспертным оценкам, так и по результатам проведенного сравнительно-правового исследования, для уменьшения размеров теневого сектора медицинских услуг, в частности, легализации оказания сестринской помощи «на дому», представляется рациональным добавление услуг специалистов со средним медицинским образованием в перечень видов деятельности, оказываемых самозанятыми в соответствии с Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Ключевые слова: правовое регулирование, средний медицинский персонал, международный опыт, самозанятость, самозанятость в здравоохранении.

Для цитирования: Безуглый Т.А., Тюков Ю.А. Аналитическая оценка правового регулирования реализации профессиональных услуг средними медицинскими работниками в качестве дополнительного дохода. Менеджер здравоохранения. 2024; 7:61-69. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-7-61-69

I Российской Федерации сложилась практика I оказания медицинских услуг на дому специалистами со средним медицинским образованием. Официальное занятие предпринимательской

© Безуглый Т.А,, Тюков Ю.А, 2024 г.

деятельностью, в том числе и оказание платных медицинских услуг в советской системе здравоохранения было запрещено и преследовалось по закону в уголовном порядке, вместе с тем врачи-стоматологи,

№7 Manager

2024 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

врачи-венерологи, медицинские сестры занимались частной медицинской практикой «на дому» [1, 2].

Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время нет прямых ограничений на занятие предпринимательской деятельностью, существующее правовое поле реализации профессиональных услуг средними медицинскими работниками содержит в себе ряд лакун, способствующих развитию теневой экономики здравоохранения.

Теневой сектор в оказании медицинских услуг -один из механизмов получения дополнительных доходов, не облагаемых налогами. Сюда можно отнести услуги, не учтенные в государственных и частных медицинских организациях, это частная врачебная и сестринская практика без регистрации юридического лица или статуса индивидуального предпринимателя и получения лицензии. Услуги, оказываемые пациентам вне рамок законодательства Российской Федерации, могут быть низкого качества вследствие несоблюдения исполнителями стандартов оказания медицинской помощи, невыполнения санитарно-эпидемиологических норм и правил, отсутствия контроля со стороны проверяющих органов.

На фоне общего роста рынка оказания медицинских услуг (бесплатных по программам обязательного и платных - по программам добровольного медицинского страхования), исследователи фиксируют тенденцию к снижению доли теневого сектора в относительных цифрах с 19,0% в 2014 году, до 17,0% в 2020 году [3, 4, 5].

Согласно экспертной оценке, доходы теневого рынка медицинских услуг в 2023 году в реальном выражении составили 215 млрд. рублей, в то время как в середине десятых годов доходы теневого рынка оценивались в 80-130 млрд. рублей. Одной из ключевых проблем, способствующих росту теневого рынка, авторы называют отсутствие режима «самозанятости» для оказания медицинских услуг [6, 7].

Рассмотрим одну из причин становления теневого сектора медицинских услуг, оказываемых специалистами со средним медицинским образованием: медицинскими сестрами и фельдшерами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность в области оказания медицинских услуг специалистами со средним профессиональным медицинским образованием в Российской Федерации является лицензируемой. Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Постановлением Правительства от 1 июня 2021 г. № 852 и Приказом

Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.12.2020 № 1317н «Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) по сестринскому делу» [8, 9].

При этом в приказе, регулирующем оказание услуг по сестринскому делу, отсутствуют упоминания об оказании «услуг на дому». Таким образом, действующая нормативно-правовая база регулирует лишь оказание услуг среднего медицинского персонала в условиях стационара.

Формальный статус приказа также вызывает вопросы - действующий документ принят в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291, отмененным в 2021 году.

В настоящее время лицензию на право осуществления медицинской деятельности могут получить как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, которые выполнили ряд требований, в том числе наличие персонала с соответствующим медицинским образованием, опыта работы по профессии, специального оборудования и помещения, отвечающего установленным требованиям. Медицинские сестры, оказывающие услуги «на дому» в качестве подработки, в текущих условиях не заинтересованы в регистрации себя, в качестве индивидуального предпринимателя, так как им придется уплачивать не только налоги, но и обязательные пенсионные и страховые взносы.

С 2018 года в Российской Федерации в качестве эксперимента появился специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», который вывел из серой области экономики ряд специалистов, оказывающих околомедицинские услуги, в частности, психологи и специалисты по массажу могут оказывать свои услуги, используя предложенный налоговый режим. Однако услуги специалистов со средним медицинским образованием не вошли в перечень услуг, оказываемых самозанятыми (лицами, использующими налог на профессиональный доход) [10].

Используя сравнительно-правовой метод исследования, проанализируем варианты решения описанной проблемы в других государствах. Для начала рассмотрим приведенные в докладе «Состояние сестринского дела в мире, 2020 г.: вложение средств в образование, рабочие места и воспитание лидеров» характеристики исследуемых стран.

Дополнительно для каждой исследуемой страны сформируем модель занятия предпринимательской деятельности медицинской сестрой.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №7

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024

-

Таблица 1

Кадровые и экономические характеристики исследуемых стран, составлено на основании доклада «Состояние сестринского дела в мире»

Численность среднего Расходы на здравоохранение в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) по странам на 2018 год Численность среднего

Государство медицинского персонала из расчета на 10.000 населения в 2018 году медицинского персонала из расчета на 10.000 населения к 2030 году

Российская Федерация 75-99 5,4 100+

Республика Казахстан 50-74 2,8 50-74

Республика Узбекистан 100+ 5,1 100+

Федеративная Республика Германия 100+ 11,5 100+

Французская Республика 100+ 11,2 100+

Королевство Бельгия 100+ 10,8 100+

Национальное законодательство Республики Узбекистан формировалось на базе Советской правовой системы. В частности, закон Республики Узбекистан от 29.08.1996 г. № 265-1 «Об охране здоровья граждан» - очерчивает границы медицинской помощи в рамках системы здравоохранения, закон от 14.07.2021 г. № ЗРУ-701 «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» - устанавливает обязанности по лицензированию медицинской деятельности. Основное отличие созданной в Узбекистане системы здравоохранения от российской заключается в отсутствии до 2023 года программ обязательного медицинского страхования [11, 12].

В условиях работы только по бюджетной и коммерческой системам финансирования здравоохранения, в 2021 году с целью легализации и формирования правового поля оказания медицинских услуг на дому Правительство Республики Узбекистан выпустило постановление, позволяющее среднему медицинскому персоналу оказывать профессиональные услуги в «качестве самозанятого лица» [13].

Для занятия предпринимательской деятельностью в Республике Узбекистан медицинская сестра сегодня должна иметь соответствующее образование, зарегистрироваться в налоговом органе в качестве самозанятого, фиксировать полученную прибыть, уплачивая с нее налог 4,0%, и в течение года оплатить социальный налог; в 2023 году налог составлял 340.000 сум. (27 долларов или 2.469 рублей).

Академическое сообщество страны позитивно оценило принятый правительством шаг, так как повышается доступность и качество оказания медицинской помощи в особенности в небольших

населенных пунктах, закон направлен на сохранение существующей в стране тенденции к увеличению численности кадров со средним медицинским образованием [14, 15].

В Республике Казахстан, в отличие от Узбекистана, с конца десятых годов используются страховая, бюджетная и частная системы финансирования здравоохранения. Система описана в Кодексе Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360^1 ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Коммерческие компании, оказывающие медицинские услуги обязаны получить соответствующую лицензию [16, 17].

В 2019 году в результате налоговой реформы власти Казахстана ввели «единый совокупный платеж» для самозанятых граждан. Гражданин, независимо от профессиональной сферы, вправе использовать представленный налоговый режим, однако оказание услуг среднего медицинского персонала как самозанятым не допускалось, так как физические лица не имеют право на получение лицензии. С 2024 года Правительство Республики отменило законодательство о самозанятых, упразднив единый совокупный платеж [17, 18].

В республике Казахстан сформированы требования к коммерческому занятию сестринской деятельностью. Во-первых, регистрация статуса индивидуальный предприниматель или юридического лица, будь то «акционерное общество», «товарищество с ограниченной ответственностью» или иной вид. Во-вторых, получить лицензию на медицинскую деятельность, для которой необходимо учитывать образование и квалификацию персонала, санитарно-гигиенические стандарты помещения, наличие необходимого оборудования. В-третьих, уплачивать

№ 7 Мападег

2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

3,0% от дохода в бюджет, 10,0% - обязательный пенсионный взнос, 3,5% - социальные взносы и 5,950 тенге (13 долларов или 1,204 рубля) - выплаты за медицинское страхование.

Таким образом, в постсоветских странах представлен различный подход к решению проблемы дополнительного заработка медицинских сестер «на дому» вне основного метода работы. В Республике Узбекистан возможно легальное оказание услуг средним медицинским персоналом в рамках статуса «самозанятого», в Российской Федерации и Республике Казахстан в настоящее время для оказания сестринских услуг необходима регистрация юридического лица (или статуса «индивидуальный предприниматель») с последующим получением лицензии.

Вместе с тем, в Российской Федерации, в отличие от Республики Казахстан, существуют предпосылки к легализации оказания медицинских услуг «на дому» - расширение видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые граждане с добавлением оказания услуг среднего медицинского персонала.

Используя сравнительно-правовой метод, рассмотрим варианты решения описанной проблемы в европейских странах.

В Германии преимущественно страховая модель финансирования здравоохранения. Все граждане застрахованы в рамках программы «Die gesetzliche Krankenversicherung» (аналог обязательного медицинского страхования), до 10,5% также пользуются программами добровольного медицинского страхования. Население также использует частные медицинские услуги [19, 20, 21].

В законодательстве Германии представлен статус «Freiberufler» для физических лиц, которые занимаются свободно-профессиональной деятельностью (аналог «самозанятости»). Медицинские работники, в том числе врачи разных специальностей, в том числе стоматологи, реабилитологи и медицинские сестры, которые ведут частную практику, могут активно использовать предложенный правовой режим. Вместе с тем, медицинская деятельность является лицензируемой, отличие же от Российской системы в том, что лицензию может получить не только юридическое, но и физическое лицо [22].

Специалисты с медицинским образованием, ведущие частную практику на амбулаторном этапе оказания помощи, занимают значительную долю рынка медицинских услуг. Следует отметить, что самозанятые работники с медицинским

образованием освобождены от налога на доходы от предпринимательской деятельности [20].

Самозанятые в статусе «Freiberufler» со средним медицинским образованием освобождены от уплаты подоходного налога, вместе с тем они обязаны уплачивать только 14,6% от доходов в Фонд Государственного медицинского страхования; выплаты в размере 2,4% и 1,2% в Фонд Государственного страхования по безработице и Фонд страхования ответственности работодателей (страхование от несчастных случаев) являются необязательными.

Во Франции, как и в Германии, согласно «Code de la santé publique» действует страховая модель финансирования здравоохранения.

Правового режима, аналогичного самозанятости в России, во Франции нет. Граждане, работающие на себя без наемных работников, могут регистрироваться в роли «Entreprise individuelle» -налоговый статус, аналогичный «индивидуальному предпринимателю» [25].

Ведение частной медицинской врачебной или сестринской практики возможно квалифицированным специалистом, работающим в статусе Entreprise individuelle. Индивидуальные предприниматели медсестры могут заниматься оказанием услуг при наличии подтверждающего квалификацию документа и регистрации в «L'Ordre National des Infirmiers» (Национальный орден медсестер) - профессиональном объединении [23, 24, 26, 27].

В данном случае медицинским сестрам и братьям уплачивают налог на доходы семьи «Impôt sur Le Revenu», который уплачивается по прогрессивной шкале налогоображения 0% при доходе семьи до 11 294 евро, 11,0% - 11 295 до 28 797 евро, 30% -28 798 евро до 82 341 евро, 41% - 82 342 евро до 177 106 евро, 45% при доходе семьи более 177 106 евро. Если годовой доход от предпринимательской деятельности поставляет более 34 400 евро, уплачивается налог на добавленную стоимость «taxe sur la valeur ajoutée» в размере 20,0% от прибыли. Размеры социальных взносов стравляют 21,1% для работников медицинской сферы.

Основа финансирования системы здравоохранения Бельгии - государственная программа медицинского страхования, вместе с тем население пользуется частными страховыми программами и медицинскими услугами, оказываемыми на коммерческой основе [28, 29].

Работа специалистов, как со средним, так и с высшим медицинским образованием в Бельгии возможна в двух режимах «self-employed» (аналог

-А 64

Менеджер

здравоохранения /

Maneger № 7

ZdrevoochreneniB 2024

самозанятого) и «independent contractor» (аналог индивидуального предпринимателя). Согласно статистике в 2023 году 10,46% медицинских сестер работали в статусе самозанятого, 8,11% совмещают самозанятость с основным местом работы [30].

Для работы в здравоохранении специалистам требуются документы об образовании, подтверждающие квалификацию, легальный правовой статус нахождения в стране и заявление в налоговый орган [31, 32].

Ежегодно самозанятые уплачивают подоходный налог физических лиц по прогрессивной шкале. При доходе до €13 870 ставка - 25,0%; от €13 4870 до €24 480-40,0%, от €24 480 до €42 370-45,0%, более €42 370-50,0%. Вместе с тем, самозанятые обязаны вступать в правоотношения с Фондом социального страхования и Фондом медицинского страхования, взносы в которых также будут зависеть от прибыли.

Важной особенностью ведения частной врачебной и сестринской практики во Франции, Германии и Бельгии, является оплата услуг не из собственных средств пациента, а из средств страховой медицинской компании.

Выводы

В Российской Федерации в настоящее время сформировался теневой сектор медицинских услуг, размеры которого, согласно экспертной оценке, ежегодно увеличиваются от 80 млрд. рублей в середине десятых годов до 215 млрд. рублей в начале двадцатых годов XXI века.

Одной из причин роста теневого сектора представляется возможным выделить проблему неполного правового регулирования коммерческой деятельности среднего медицинского персонала. В частности, действующий Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.12.2020 № 1317н «Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) по сестринскому делу» не регулирует оказание сестринских услуг на дому - регламентируя работу

среднего медицинского персонала исключительно в условиях медицинской организации.

В Российской Федерации оказание «сестринских» медицинских услуг относится к лицензируемым видам деятельности. При этом развитие текущего законодательства о «самозанятости» с добавлением в перечень деятельности «услуг среднего медицинского персонала» позволит легализовать часть теневого сектора медицинских услуг.

Согласно приведенному сравнительно-правовому анализу, медицинские сестры в Узбекистане, Германии, Франции и Бельгии могут работать в статусах «самозанятый», «Freiberufler», «Entreprise individuelle» и «self-employed», соответственно. Каждый из статусов позволяет специалистам со средним профессиональным медицинским образованием оказывать свои услуги в рамках правового поля, заключать договора с пациентами и вести медицинскую документацию в соответствии с принятыми правилами лицензирования, представленными в Российской Федерации или Республике Казахстан.

Заключение

Таким образом, как согласно экспертным оценкам, так и по результатам проведенного сравнительно-правового исследования, для уменьшения размеров теневого сектора медицинских услуг, в частности, легализации оказания сестринской помощи «на дому» представляет рациональным добавление услуг специалистов со средним медицинским образованием в перечень видов деятельности, оказываемых самозанятыми в соответствии с Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Предложение ориентировано не только на решение экономических вопросов, но и обеспечит защиту прав пациентов и медицинских работников, оказывающих услуги «на дому», вместе с тем правовое регулирование повысит ответственность исполнителя за качество медицинских услуг и позволит обеспечить контроль их оказания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Закон СССР от 25.12.1958 «Об утверждении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» // КонсультантПлюс, URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=ESU&n=4905#pHzW02Up2gQRiedW

2. Гончар В.В., Ратманов П.Э. «Несоветская» стоматология в СССР: причины и практика прямых платежей населения за оказание стоматологической помощи // Российская стоматология. 2018;11(3):56-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 7 Manager

2024 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

3. Рейхерт Н.В. Особенности предпринимательства в сфере медицинских услуг / Н.В. Рейхерт, В.А. Бу-лышкина // Становление и развитие предпринимательства в России: история, современность и перспективы: Сборник материалов VIII международной научной конференции, Смоленск, 26 мая 2021 года. - Смоленск: Смоленский государственный университет, 2021. - С. 126-129. - EDN EODDLC.

4. Матвеев А.И. Обзор рынка частных медицинских услуг в России / А.И. Матвеев, А.В. Шаропато-ва // Экономический обзор. - 2020. - № 3(4). - С. 23-29. - EDN WTQQKV.

5. Субботина Т.Н. Развитие рынка платных медицинских услуг в России: перспективы и факторы роста / Т.Н. Субботина, В.М. Безродных // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 12-2(94). - С. 175178. - DOI 10.24412/2411-0450-2022-12-2-175-178. - EDN FMQIFH.

6. Чернышев А.В., Лутцев А.Б., Горностаева Л.А. Экономические и правовые характеристики медицинских услуг «Серого сектора» в государственном здравоохранении // Вестник российских университетов. Математика. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-i-pravovye-harakteristiki-meditsinskih-uslug-serogo-sektora-v-gosudarstvennom-zdravoohranenii (Дата обращения: 27.09.2023).

7. Коллегия адвокатов: ежегодный оборот теневого рынка медуслуг в России достигает 215 млрд. рублей // Коммерсантъ, URL: https://www.kommersant.ru/doc/5889433 (Дата обращения: 10.03.2024).

8. Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии // Федеральный закон от 04.05.2011 N99^3 (ред. от 04.08.2023) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

9. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколко-во») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

10. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

11. Закон Республики Узбекистан от 14.07.2021 г. № ЗРУ-701 «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» // Государственное учреждение «Национальный правовой информационный центр «Адолат» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан», URL: https://lex.uz/ru/docs/5511900#5517856

12. Закон Республики Узбекистан от 29.08.1996 г. № 265-I «Об охране здоровья граждан» // Государственное учреждение «Национальный правовой информационный центр «Адолат» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан», URL: https://lex.uz/docs/41329

13. Постановление кабинета министров Республики Узбекистан «О мерах по регулированию деятельности медсестринского дела в качестве самозанятого лица» // Государственное учреждение «Национальный правовой информационный центр «Адолат» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан», URL: https://lex. uz/ru/docs/5639120

14. Асадов Д.А. Особенности реформирования системы здравоохранения Узбекистана / Д.А. Асадов, В.А. Хакимов // Innova. - 2022. - № 2(27). - С. 11-16. - DOI 10.21626/innova/2022.2/02. - EDN HYMDYO.

15. Mashrabjonovich I.O. Perspective Chapter: Advantages and Challenges of the Mandatory Health Insurance in Uzbekistan. - 2023.

16. Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан, URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000360

17. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 июня 2020 года № КР ДСМ-59/2020 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Выдача лицензии на медицинскую деятельность»» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан, URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000020809

18. Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан, URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120

19. Gesetz zur Beschleunigung der Digitalisierung des Gesundheitswesens (Digital-Gesetz - DigiG) // Bundesministerium der Justiz, URL: https://www. bundesgesundheitsministerium.de/ministerium/gesetze-und-verordnungen/ guv-20-lp/digig.html

20. Gesundheit in Deutschland 2015 // Das Robert Koch-Institut ist ein Bundesinstitut im Geschäftsbereich des Bundesministeriums für Gesundheit, URL: https://www.rki.de/DE/ Content/Gesundheitsmonitoring/Gesundheits-berichterstattung/GesInDtld/GesInDtld_inhalt.html

21. Gesetzliche Krankenversicherung (GKV) // Bundesministerium der Justiz, URL: https://www.bundesgesun-dheitsministerium.de/gkv

22. Einkommensteuergesetz (EStG) // Bundesministerium der Justiz, URL: https://www.gesetze-im-internet.de/ estg/_18.html

23. LOI n° 2004-810 du 13 août 2004 relative a l'assurance maladie // Accueil Légifrance.fr - I e service public de la diffusion du droit, URL: https://www.legifrance.gouv.fr/dossierlegislatif/J0RFD0LE000017759372/

24. LOI n° 2016-41 du 26 j anvier 2016 de modernisation de notre système de santé // Accueil Légifrance.fr - I e service public de la diffusion du droit, URL: https://www.legifrance.gouv.fr/dossierlegislatif/JORFDOLE000029589477/

Менеджер

здравоохранения /

Meneger № 7

ZdrevoochreneniB 2024

25. LOI n° 2010-658 du 15 juin 2010 relative a l'entrepreneur individuel a responsabilité limitée // Accueil Légifrance. fr - I e service public de la diffusion du droit, URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000022355229

26. Code de la santé publique // Accueil Légifrance.fr - I e service public de la diffusion du droit, URL: https://www. legifrance.gouv.fr/codes/article_lc/LEGIARTI000022152463

27. LOI n° 2006-1668 du 21 décembre 2006 portant création d'un ordre national des infirmiers // Accueil Légifrance. fr - I e service public de la diffusion du droit, URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/J0RFTEXT000000790702/

28. Gerkens S, Merkur S. Belgium: Health system review. Health Syst Transit. 2010;12(5):1-266, xxv. PMID: 21224177.

29. De Maeseneer J, Galle A. Belgium's Healthcare System: The Way Forward to Address the Challenges of the 21st Century: Comment on» Integration or Fragmentation of Health Care? Examining Policies and Politics in a Belgian Case Study» // International Journal of Health Policy and Management. - 2023. - Т. 12.

30. Number of nurses working in Belgium in 2020, by professional status // Statista, URL: https://www.statista. com/statistics/1155239/nurses-by-professional-status-belgium/

31. La loi du 16 mars 1971 sur le travail (NOTE: Consultation des versions antérieures a partir du 24-01-1985 et mise a jour au 06-06-2014) // Instituut voor de gelijkheid van vrouwen en mannen, URL: https://igvm-iefh.belgium. be/sites/default/files/downloads/file_fr_33_-_loi_sur_le_travail_16_mars.pdf

32. Belgium - Self-employed worker // EU Immigration Portal, URL: https://immigration-portal.ec.europa.eu/ belgium-self-employed-worker_en

33. Состояние сестринского дела в мире, 2020 г.: вложение средств в образование, рабочие места и воспитание лидеров // Всемирная организация здравоохранения, URL: https://whodc.mednet.ru/ru/osnovnye-publikaczii/sestrinskoe-delo-i-akusherstvo/3260/visit.html (Дата обращения: 10.03.2024).

34. Глобальная база данных о расходах на здравоохранение // Всемирная организация здравоохранения, URL: https://apps.who.int/nha/database/Select/Indicators/en (Дата обращения: 10.03.2024).

ORIGINAL PAPER

ANALYTICAL ASSESSMENT OF THE LEGAL REGULATION OF THE SALE OF PROFESSIONAL SERVICES BY AVERAGE MEDICAL PROFESSIONALS AS ADDITIONAL INCOME

T.A. BezuglyyaY.A. Tyokov0

a ь South Ural State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Chelyabinsk, Russia;

a ANO Center for Research and Solutions of Environmental Problems.

И Corresponding author: Bezuglyy T.A.

ABSTRACT

In the Russian Federation, the practice of providing medical services at home by specialists with secondary medical education has developed. Despite the fact that there are currently no direct restrictions on entrepreneurial activity in the Russian Federation, the existing legal framework for the sale of professional services by secondary medical workers contains a number of lacunae that contribute to the development of the shadow economy of healthcare. According to expert estimates, the revenues of the shadow market of medical services in 2023 amounted to 215 billion in real terms. At the same time, services provided to patients outside the framework of the legislation of the Russian Federation may be of poor quality due to non-compliance by performers with standards of medical care, failure to comply with sanitary and epidemiological norms and rules, and lack of control by inspection bodies.

The purpose of the study is to use international experience to conduct an analytical assessment of the legal regulation of the sale of professional services by secondary medical professionals as an additional income.

Methods and materials. The study analyzed the legislation of six countries: the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Uzbekistan, the Federal Republic of Germany, the French Republic and the Kingdom of Belgium on the provision of paid medical services by specialists with secondary medical education.

Results. One of the reasons for the growth of the shadow sector, it seems possible to highlight the problem of excessive legal regulation of the commercial activities of nursing staff.

In the Russian Federation, the provision of «nursing» medical services refers to licensed activities. At the same time, the development of current legislation on «self-employment» with the addition of «services of secondary medical personnel» to the list of activities will allow legalizing part of the shadow sector of medical services.

According to the above comparative legal analysis, nurses in Uzbekistan, Germany, France and Belgium can work in the statuses of «self-employed», «Freiberufler», «Entreprise individuelle» and «self-employed», respectively. Each of the statuses allows specialists with secondary professional medical education to provide their services within the legal framework, conclude contracts with patients and maintain medical records without excessive licensing rules, which are presented in the Russian Federation or the Republic of Kazakhstan. Conclusion. Thus, both according to expert estimates and according to the results of a comparative legal study, in order to reduce the size of the shadow sector of medical services, in particular, to legalize the provision of nursing care «at home», it seems rational to add the services of specialists with secondary medical education to the list of activities provided by the self-employed in accordance with Federal Law «On conducting an experiment to establish a special tax regime «Tax on professional income». Keywords: legal regulation, nursing staff, international experience, self-employment, self-employment in healthcare.

For citation: Bezuglyy T.A., Tyukov Y.A. Analytical assessment of the legal regulation of the sale of professional services by average medical professionals as additional income. Manager Zdravookhranenia. 2024; 7:61-69. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-7-61-69

•КС

№ 7 Manager

2024 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

REFERENCES

1. The Law of the USSR of 12/25/1958 «On approval of the Fundamentals of criminal legislation of the USSR and the Union Republics» // ConsultantPlus, URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=E-SU&n=4905#pHzW02Up2gQRiedW

2. Gonchar V. V, Ratmanov P.E. «Non-Soviet» dentistry in the USSR: the reasons and practice of direct payments to the population for dental care // Russian dentistry. 2018;11(3):56-60.

3. Reichert N.V. Features of entrepreneurship in the field of medical services / N.V. Reichert, V.A. Bulyshkina // Formation and development of entrepreneurship in Russia: history, modernity and prospects: Collection of materials of the VIII International Scientific conference, Smolensk, May 26, 2021. - Smolensk: Smolensk State University, 2021. - P. 126-129. - EDN EODDLC.

4. Matveev A.¡. Overview of the private medical services market in Russia / A. I . Matveev, A.V. Sharopatova // Economic overview. - 2020. - № 3(4). - P. 23-29. - EDN WTQQKV.

5. Subbotina T.N. Development of the paid medical services market in Russia: prospects and growth factors / T.N. Subbotina, V.M. Bezrodnykh // Economics and Business: theory and practice. - 2022. - № 12-2(94). -P. 175-178. - DOI 10.24412/2411-0450-2022-12-2-175-178. - EDN FMQIFH.

6. Chernyshev A.V, Luttsev A.B., Gornostaeva L.A. Economic and legal characteristics of medical services of the «Gray sector» in public health // Bulletin of Russian universities. Mathematics. 2015. No.2. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-i-pravovye-harakteristiki-meditsinskih-uslug-serogo-sektora-v-gosudarstven-nom-zdravoohranenii (Accessed: 09/27/2023).

7. Bar Association: the annual turnover of the shadow market of medical services in Russia reaches 215 billion rubles // Kommersant, URL: https://www.kommersant.ru/doc/5889433 (Accessed: 03/10/2024).

8. Article 12. The list of activities for which licenses are required // Federal Law No. 99-FZ dated 05/04/2011 (as amended on 08/04/2023) «On licensing of certain types of activities».

9. Decree of the Government of the Russian Federation No. 852 dated June 1, 2021 «On licensing of medical activities (with the exception of the specified activities carried out by medical organizations and other organizations belonging to the private healthcare system on the territory of the Skolkovo Innovation Center) and invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation» (with amendments and additions)

10. Federal Law «On conducting an experiment to establish a special tax regime «Tax on professional income» dated 11/27/2018 No. 422-FZ.

11. Law of the Republic of Uzbekistan dated 07/14/2021 No. ZRU-701 «On licensing, licensing and notification procedures» // State Institution «National Legal Information Center «Adolat» under the Ministry of Justice of the Republic of Uzbekistan», URL: https://lex.uz/ru/docs/5511900#5517856

12. Law of the Republic of Uzbekistan dated 08/29/1996 No. 265-I «On the protection of citizens' health» // State Institution «National Legal Information Center «Adolat» under the Ministry of Justice of the Republic of Uzbekistan». URL: https://lex.uz/docs/41329

13. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan «On measures to regulate the activities of nursing as a self-employed person» // State institution «National Legal Information Center «Adolat» under the Ministry of Justice of the Republic of Uzbekistan», URL: https://lex.uz/ru/docs/5639120

14. Asadov D.A. Features of reforming the healthcare system of Uzbekistan / D.A. Asadov, V.A. Khakimov // Innova. - 2022. - № 2(27). - P. 11-16. - DOI 10.21626/innova/2022.2/02. - EDN HYMDYO.

15. Mashrabjonovich I.O. Perspective Chapter: Advantages and Challenges of the Mandatory Health Insurance in Uzbekistan. - 2023.

16. Code of the Republic of Kazakhstan dated July 7, 2020 No. 360-VI ZRK «On the health of the people and the healthcare system» // Information and legal system of normative legal acts of the Republic of Kazakhstan, URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000360

17. Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan dated June 1, 2020 No. KR DSM-59/2020 «On approval of the Rules for the provision of public services «Issuance of a license for medical activities» // Information and legal system of regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan, URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000020809

18. Code of the Republic of Kazakhstan dated December 25, 2017 No. 120-VI «On taxes and other mandatory payments to the budget (Tax Code)» // Information and legal system of regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan, URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120

19. Gesetz zur Beschleunigung der Digitalisierung des Gesundheitswesens (Digital-Gesetz - DigiG) // Bundesministerium der Justiz, URL: https://www. bundesgesundheitsministerium.de/ministerium/gesetze-und-verordnungen/ guv-20-lp/digig.html

20. Gesundheit in Deutschland 2015 // Das Robert Koch-Institut ist ein Bundesinstitut im Geschäftsbereich des Bundesministeriums für Gesundheit, URL: https://www.rki.de/DE/ Content/Gesundheitsmonitoring/Gesundheits-berichterstattung/GesInDtld/GesInDtld_inhalt.html

21. Gesetzliche Krankenversicherung (GKV) // Bundesministerium der Justiz, URL: https://www.bundesgesund-heitsministerium.de/gkv

22. Einkommensteuergesetz (EStG) // Bundesministerium der Justiz, URL: https://www.gesetze-im-internet.de/ estg/_18.html

Менеджер

здравоохранения /

Meneger № 7

ZdrevoochreneniB 2024

23. LOI n° 2004-810 du 13 août 2004 relative a l'assurance maladie // Accueil Légifrance.fr - I e service public de la diffusion du droit, URL: https://www.legifrance.gouv.fr/dossierlegislatif/JORFDOLE000017759372/

24. LOI n° 2016-41 du 26 janvier 2016 de modernisation de notre système de santé // Accueil Légifrance.fr - le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/dossierlegislatif/JORFDOLE000029589477/

25. LOI n° 2010-658 du 15 juin 2010 relative a l'entrepreneur individuel a responsabilité limitée // Accueil Légifrance.fr - I e service public de la diffusion du droit, URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT 000022355229

26. Code de la santé publique // Accueil Légifrance.fr - I e service public de la diffusion du droit. URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/codes/article_lc/LEGIARTI000022152463

27. LOI n° 2006-1668 du 21 décembre 2006 portant création d'un ordre national des infirmiers // Accueil Légifrance.fr - l e service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT 000000790702/

28. Gerkens S, Merkur S. Belgium: Health system review. Health Syst Transit. 2010;12(5):1-266, xxv. PMID: 21224177.

29. De Maeseneer J, Galle A. Belgium's Healthcare System: The Way Forward to Address the Challenges of the 21st Century: Comment on» Integration or Fragmentation of Health Care? Examining Policies and Politics in a Belgian Case Study» // International Journal of Health Policy and Management. - 2023. - Vol. 12.

30. Number of nurses working in Belgium in 2020, by professional status // Statista. URL: https://www.statista. com/statistics/1155239/nurses-by-professional-status-belgium/

31. La loi du 16 mars 1971 sur le travail (NOTE: Consultation des versions antérieures a partir du 24-01-1985 et mise a jour au 06-06-2014) // Instituut voor de gelijkheid van vrouwen en mannen. URL: https://igvm-iefh. belgium.be/sites/default/files/downloads/file_fr_33_-_loi_sur_le_travail_16_mars.pdf

32. Belgium - Self-employed worker // EU Immigration Portal, URL: https://immigration-portal.ec.europa.eu/ belgium-self-employed-worker_en

33. The state of nursing in the world, 2020: investing in education, jobs and leadership education // World Health Organization. URL: https://whodc.mednet.ru/ru/osnovnye-publikaczii/sestrinskoe-delo-i-akusherstvo/3260/ visit.html (Accessed: 03/10/2024).

34. Global Database on Health expenditure // World Health Organization. URL: https://apps.who.int/nha/data-base/Select/Indicators/en (Accessed: 03/10/2024).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Безуглый Тимофей Алексеевич - директор автономной некоммерческой организации «Центр исследований и решений экологических проблем Экопатология», студент лечебного факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Челябинск, Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Timofey A. Bezuglyy - Director of the autonomous non-profit organization «Center for Research and Solutions of Environmental Problems Ecopathology», student of the Medical Faculty of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «South Ural State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Chelyabinsk, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3373-6l02

Тюков Юрий Аркадьевич - д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой Общественного здоровья и здравоохранения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Челябинск, Россия.

Yuriy A. Tyukov - doctor of medical sciences, Professor Head of the Department of Public Health and Public Health of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «South Ural State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Chelyabinsk, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3894-2l6l

#xc

№ 7 Manager

2O24 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.