Научная статья на тему 'Аналитическая оценка нормативно-правовой регламентации права человека на охрану здоровья в Казахстане'

Аналитическая оценка нормативно-правовой регламентации права человека на охрану здоровья в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Г К. Бейсенбекова

The article represents the analytical estimation of the reflection of the attitude of the state towards the human right to health protection and life in the legislative legal documents on the historical stages of the social reorganization. The problem of the harmonization of the legislative and normative intradepartmental base on the providing of the population with qualitative and safe medical services is raised.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL ESTIMATION OF NORMATIVE AND LEGAL REGULATION OF HUMAN RIGHT TO HEALTH PROTECTION IN KAZAKHSTAN

Мақалада қоғамның тарихи өзгеру кезеңдерінде заңнамалық-құқықтық құжаттардағы адам өмірі мен денсаулықты қорғау құқығына деген мемлекеттік көзқарасқа талдамалық баға берілген. Тұрғындарды сапалы, қауіпсіз медициналық көмекпен қамтамасыз ету бойынша салаішілік заңнамалық және нормативтік базаны жүйеге келтіру бойынша мәселе көтерілген.

Текст научной работы на тему «Аналитическая оценка нормативно-правовой регламентации права человека на охрану здоровья в Казахстане»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Г. К. Бейсенбекова

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В КАЗАХСТАНЕ

Институт развития здравоохранения МЗ РК

Исторически складывающееся отношение государства к праву человека на охрану здоровья и жизни находит свое отражение в законодательно-правовых документах на исторических этапах преобразований общества. Одним из первых документов, определивших государственность Казахстана, является Декларация прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР, принятая Первым Учредительным съездом Советов КАССР 6 октября 1920 г. Данным документом съезд постановил «охрану здоровья и жизни широких масс трудящихся поставить в полном соответствии с опытом РСФСР и на основе существующих в последней узаконений».

В первой Конституции (Основном Законе) Казахской Советской Социалистической Республики (26 марта 1937 г.) руководство делом здравоохранения в республике было отнесено в ведение самой республики в лице ее высших органов власти и органов государственного управления (статья 19). Однако право человека на охрану здоровья и жизни конкретной статьей в Конституции не регламентировалось. В главе «Основные права и обязанности граждан» (статья 98) было определено право граждан Казахской ССР на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности [1].

Конституция (Основной Закон) Казахской Советской Социалистической Республики, принятая 20 апреля 1978 года, провозгласила построение развитого социалистического общества и в статье 24 наряду с другими социальными системами регламентировала государственный характер системы здравоохранения: «В Казахской ССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства». В этом же документе, впервые, в отдельной статье 40, было четко определено право граждан республики на охрану здоровья и определена конституционная гарантия квалифицированности оказываемой государством бесплатной медицинской помощи. В правильном понимании «квалифицированная медицинская помощь» означает медицинскую помощь, оказанную медицинским персоналом, имеющим определенную квалификацию, опыт. Квалификация в данном случае трактуется как степень специальной подготовки к какому-либо виду труда.

Конституционная гарантия квалифицированности медицинской помощи в Конституции Республики Казахстан, принятой 28 января 1993

г., уже не указывалась. В данном документе впервые было определено отношение государства к частной медицине, и впервые в республике человек приобрел конституционное право на жизнь (статья 8).

Если до 1995 г. в документе страны, имеющем высшую юридическую силу - Конституции, гарантировалась бесплатная медицинская помощь в целом, то с 1995 г. государство установило объем медицинской помощи, на оказание которого будут выделяться бюджетные средства (статья 29).

Таким образом, с 1995 г. основой законодательства Республики Казахстан о здравоохранении является Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 г. (с изменениями от 7 октября 1998 г.) [9].

Правовые, экономические и социальные основы охраны здоровья граждан определены Законом Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» [4]. В нем регламентируются основные принципы государственной политики охраны здоровья граждан, а именно: обеспечение государственных гарантий и соблюдение прав граждан в области охраны здоровья; доступность, преемственность и бесплатность в рамках гарантированного объема медико-санитарной, медико-социальной и лекарственной помощи, оказываемой государственными органами здравоохранения, и ответственность за их реализацию.

В вышеуказанных нормативно-правовых актах определены государственные гарантии на объем и виды медицинской помощи населению республики. Положение, регламентирующее качество медицинской помощи, было отражено только в статье 6 Закона «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан», где указано, что Фонд обязательного медицинского страхования «создает условия для оказания необходимого объема и качества медицинской помощи, предоставляемой застрахованным гражданам». Однако, вне зависимости от наличия в республике обязательного медицинского страхования, населению должно быть гарантировано качественное медицинское обслуживание [4].

Понятие «медицинские стандарты» стало применяться медицинской общественностью Республики Казахстан в период становления системы обязательного медицинского страхования. В Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Закона, от 15 июня 1995 г. «О медицинском страховании граждан» в статье 12 было отмечено, что «...медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования оказываются на основе медико-экономических стандартов.» [14].

Основным элементом медицинской помощи является медицинская услуга. В гражданско-правовых отношениях, возникающих в сфере медицинского обслуживания, гражданин выступает как потребитель медицинских услуг. Право-

вые, экономические и социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей закреплены в Законе Казахской ССР от 5 июня 1991 г. (с изменениями от 26 июня 1992 г.) «О защите прав потребителей» [6]. В соответствии с этим Законом, «органы государственной власти и управления обязаны осуществлять эффективные меры, связанные с защитой личных прав потребителей по обеспечению их качественными товарами, работами и услугами».

Согласно статье 9 данного Закона потребитель имеет право на надлежащее качество продукции, работ и услуг. Основой для определения надлежащего качества товаров, работ и услуг являются действующие нормативно-технические документы, к которым были отнесены государственные стандарты, договоры, нормы и правила, государственная фармакопея и временные фармакопейные статьи на лекарственные средства, технические условия, технические описания, рецептура и другая документация, закрепляющая требования к продукции, которая подлежит реализации, работе, услугам. Если на продукцию, услугу, использование которой может причинить вред жизни, здоровью или имуществу граждан, а также окружающей среде, отсутствуют государственные стандарты, содержащие обязательные требования по безопасности, компетентные органы государственного управления обязаны незамедлительно обеспечить разработку и введение таких стандартов.

Защита прав потребителей обеспечивается средствами, предусмотренными Гражданским Кодексом Республики Казахстан, согласно которому каждый потребитель имеет право на надлежащее качество товаров (работ, услуг), а также на полную и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).

Жизнь и здоровье относятся к личным неимущественным благам и правам гражданина, защита которых осуществляется судом в порядке, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. В то же время, доброе имя и деловая репутация специалиста-медика также относятся к личным неимущественным благам и правам. Они также нуждаются в защите при судебном иске, возникшем по поводу осложнений заболевания даже после исчерпывающего выполнения медицинской технологии.

Меры защиты интересов государства и потребителей в вопросах качества продукции, процессов (работ) и услуг могут быть реализованы только посредством разработки и применения нормативных документов.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2000 г. №1787 утвержден Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. В данном Перечне (раздел 20 «Номенклатура услуг, подлежащих обязательной сертификации») медицинские услуги отсутствуют [12]. На наш взгляд, несовершенство данного документа может стать препятстви-

ем для полного нормативно-правового обеспечения стандартизации в здравоохранении, так как сертификация, в свою очередь, требует разработки нормативных документов, стандартов. В связи с высказанной точкой зрения, дополнительным основанием для разработки нормативных документов и проведения сертификации яв-ля-ется включение медицинских услуг в вышеуказанный Перечень, по примеру существующих нормативных документов Российской Федерации.

В связи с этим актуальным является проблема гармонизации законодательной и нормативной внутриотраслевой базы по обеспечению населения качественными, безопасными услугами.

Правовые основы государственной системы технического регулирования, направленного на обеспечение безопасности продукции, услуги, процессов в Республике Казахстан, установлены в Законе «О техническом регулировании» (9 ноября 2004 года). Техническое регулирование -правовое и нормативное регулирование отношений, связанных с определением, установлением, применением и исполнением обязательных и добровольных требований к продукции, услуге, процессам, включая деятельность по подтверждению соответствия, аккредитации и государственный контроль, и надзор за соблюдением установленных требований. В соответствии с Законом, безопасность продукции, услуги и процессов - это отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде [5].

Действие настоящего Закона распространяется на органы государственного управления, а также на физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Республики Казахстан. Не является исключением и здравоохранение.

Впервые на государственном уровне значение стандартизации в здравоохранении было определено в Законе «О системе здравоохранения» от 4 июня 2003 года. В числе задач, определенных для реализации основных принципов государственной политики в области здравоохранения, указано установление стандартов в области здравоохранения, оказание медицинской помощи в соответствии с современными достижениями медицинской науки и техники, новыми технологиями лечения. Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан в числе других получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи; качество, содержание и объем медицинской помощи, оказываемой на бесплатной и (или) платной основе по единым медицинским стандартам [7].

Известно, что разработку стандартов в области медицинской, врачебной и фармацевтической деятельности, а также в области медицинского и фармацевтического образования осуществляет Уполномоченный орган в области здравоохранения, порядок и условия проведения

стандартизации определяются Правительством Республики Казахстан. Стандарты здравоохранения являются обязательными для организаций здравоохранения и физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой.

Как логическое продолжение позиций, заложенных в Законе «О системе здравоохранения», были разработаны и утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 февраля 2004 г. №184 «Правила стандартизации в области здравоохранения» [11]. Однако, как показывает практика, порядок и условия стандартизации в здравоохранении нуждаются в разработке реальных механизмов, которые должны быть регламентированы в отраслевых нормативных документах.

В 2004 г. Указом Президента Республики Казахстан был создан Комитет по контролю за качеством оказания медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан, который будет осуществлять контроль за соблюдением стандартов в области здравоохранения [3]. Следует отметить, что препятствием, влияющим на эффективность применения стандартов диагностики и лечения в регионах, является отсутствие стандартов оснащенности медицинским оборудованием медицинских организаций (за исключением отдельных уровней), которое приводит к тому, что процессы диагностики и лечения зачастую оказываются ресурсно не обеспеченными.

В Государственной Программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 г. №1438 поднята проблема о том, что взятые на себя государством обязательства по предоставлению гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не имеют адекватной финансовой обеспеченности [2]. Не налажен должным образом учет потребления медицинской помощи, предоставляемой в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, что способствует росту теневой экономики. При этом необходимо подчеркнуть, что учет медицинских услуг в рамках государственных гарантий может быть осуществлен только посредством их классифицирования и кодирования, а также определением их стоимости, что входит в задачи стандартизации в области здравоохранения.

Таким образом, результаты анализа нормативно-правовых документов в области здравоохранения, регламентирующих право человека на безопасную, качественную медицинскую помощь, показали необходимость:

1. разработки критериев оценки оказания гарантированного государством объема медицинской помощи

2. разработки отраслевых стандартов оказания медицинских услуг с включением обязательных требований по их безопасности

3. разработки отраслевых стандартов ресурсного обеспечения медицинских организаций на всех уровнях оказания медицинских услуг

4. включения в Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, медицинских услуг;

5. разработки реальных механизмов стандартизации в здравоохранении;

6. классифицирования и кодирования медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями страны, для объективного учета потребления населением медицинской помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абылкасымов Е. Система обязательного медицинского страхования в Республике Казахстан: Исторические, теоретические, организационно-методические и экономические аспекты. - Алма-ты: Атамура, 1997. - 280 с.

2. Государственная Программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года №1438.

3. Госуправление: стартуют системные перемены /Казахстанская правда от 18.09.2004. - С. 1 -

3.

4. Закон Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» от 19 мая 1997 г. №111 - 1.

5. Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» Астана, 9 ноября 2004 года, №603. - II ЗРК.

6. Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 5 июня 1991 года №640-Х11 «О защите прав потребителей» (с измен. в соответствии с Законом от 26 июня 1992 г. №1435 -XII).

7. Закон «О системе здравоохранения», Астана, 4 июня 2003 года, №430-П ЗРК.

8. Закон «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан»

9. Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 года (с изменениями от 7 октября 1998 г.)

10. О здравоохранении в Республике Казахстан: Основные законодательные акты. - Алматы: ЮРИСТ, 2002. - 180 с.

11. Правила стандартизации в области здравоохранения, утвержд. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 февраля 2004 г. - №184.

12. Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации (утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2000 г. №1787) .

13. Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» №1449 от 29 сентября 2004 г.

14. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 15 июня 1995 г. «О медицинском страховании граждан»

G. K. Beisenbekova

ANALYTICAL ESTIMATION OF NORMATIVE AND LEGAL REGULATION OF HUMAN RIGHT TO HEALTH PROTECTION IN KAZAKHSTAN

The article represents the analytical estimation of the reflection of the attitude of the state towards the human right to health protection and life in the legislative legal documents on the historical stages of the social reorganization. The problem of the harmonization of the legislative and normative intradepartmental base on the providing of the population with qualitative and safe medical services is raised.

Г. К- Бейсенбекова

КАЗАКСТАНДА АДАМНЫЦ 93 ДЕНСАУЛЫРЫН КОРРАУРА НОРМАТИВТ1К К¥КЫРЫН ТАЛДАМАЛЫК БАРАЛАУ

Макалада корамныч тарихи езгеру кезечдер^де зачнамалык-кукыктык кужаттардары адам eMipi мен денсаулыкты коррау кукырына деген мемлекетпк кезкараска талдамалык бара бертген. Туррындарды сапалы, кауiпсiз медициналык кемекпен камтамасыз ету бойынша салаiшiлiк зачнамалык жэне нормативтiк базаны жYЙеге кел^ру бойынша мэселе кeтерiлген.

И. Р. Кулмагамбетов, А. Б. Кузгибекова, Ф. Н. Нурманбетова

МЕЖКАФЕДРАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ -ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Карагандинская государственная медицинская академия

Улучшение качества подготовки медицинских специалистов в настоящее время, в условиях создания качественно новой системы медицинского и фармацевтического образования -процесс многофакторный. Одно из необходимых условий - укрепление материально-технической базы медицинских вузов и внедрение современных образовательных технологий. Министерством здравоохранения предусмотрено государственное финансирование на создание и оснащение межкафедральных лабораторий при медицинских организациях образования РК. Наличие оснащенной материально-технической базы в медицинских организациях образования позволяет обеспечить эффективное выполнение образовательных программ.

Введение новых государственных стандартов высшего медицинского образования ориентировано на раннее внедрение принципов научной методологии и формирование научного мышления у студентов уже с первых курсов обучения. В связи с чем для изучения базовых биомедицинских дисциплин созданы межкафедральные лаборатории при медицинских вузах РК. Преимуществом межкафедральных лабораторий, созданных в рамках ГОСО 2006 г. для изучения базовых биомедицинских наук, является возможность их использования для обучения студентов старших курсов, субординаторов. Вовлеченность студентов старших курсов, субординаторов в процесс обучения в условиях межкафедральной лаборатории позволяет улучшить качество их подготовки, обуславливает возможность восполнить тот объем знаний, навыков и умений, которые не

были сформированы у них при изучении дисциплин биохимии, патологической анатомии, физиологии, патологической физиологии, микробиологии, иммунологии в период отсутствия межкафедральных лабораторий. Иначе говоря, обучение в межкафедральных лабораториях позволяет сократить разрыв между теоретическими знаниями и практическим применением этих знаний в клинической деятельности. Возможность работы на современном, высокотехнологичном оборудовании, больший объем полученных и закрепленных знаний, отработанных практических навыков на основе интеграции дисциплин «по горизонтали» и «вертикали», способствуя глубокому усвоению учебного материала, формирует и укрепляет научные основы клинического мышления у студентов старших курсов и субординаторов.

Следует отметить, что в условиях межкафедральных лабораторий также возможно обучение и на последипломном уровне с целью повышения качества подготовки практических врачей и врачей интернов. Применение современных методов обучения в условиях оснащенной лаборатории позволяет повысить уровень квалификации врачей практической медицины, интернов, дать возможность «увидеть» и сравнить результаты работы на современном оборудовании, применить их к практической медицине, к конкретной клинической ситуации. Иначе говоря, обучение в условиях межкафедральных лабораторий значительно повышает не только качество образовательного процесса, но и качество подготовки специалистов на последипломном уровне подготовки, улучшает качество лечебно-диагностических и профилактических мероприятий на основе научной методологии.

Межкафедральные лаборатории, созданные с целью внедрения интегрированного обучения дисциплин, инновационных методов преподавания, более совершенных методов оценки знаний и практических навыков в рамках государственного общеобязательного стандарта обучения 2006 г., призваны обеспечить эффектив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.