Научная статья на тему 'Аналитическая оценка консолидации человеческих ресурсов в контексте диалектики общественного развития'

Аналитическая оценка консолидации человеческих ресурсов в контексте диалектики общественного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
КОНСОЛИДАЦИЯ / CONSOLIDATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / РЕКОНСОЛИДАЦИЯ / RECONSOLIDATION / РЕИНТЕГРАЦИЯ / REINTEGRATION / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / SOCIAL INTERESTS / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / SOCIAL PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова Татьяна Владимировна

Для оценки консолидации общества и разработки механизмов обеспечения национальной безопасности предлагается использовать диалектический методологический инструментарий. Это позволит определить меру и пределы консолидации и реконсолидации человеческих ресурсов, выявить ее сущностные отличия от интеграции и реинтеграции общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTIC ASSESSMENT OF HUMAN RESOURCES CONSOLIDATION IN THE CONTEXT OF SOCIETY DEVELOPMENT DIALECTICS

The article argues that to assess consolidation of society and to elaborate mechanisms of national security provision the methodological instruments of dialectics are necessary. It will allow to determine the measure and limits of human resources consolidation and reconsolidation, to find out its' essential difference from integration and reintegration of society.

Текст научной работы на тему «Аналитическая оценка консолидации человеческих ресурсов в контексте диалектики общественного развития»

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 3 (март 2017) redactor@ progress-human.com

Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Человеческое развитие: вызовы и перспективы»

УДК 330.1

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОНСОЛИДАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛЕКТИКИ

ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Игнатова Татьяна Владимировна

Доктор экономических наук, профессор Заведующая кафедрой экономической теории и предпринимательства Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

tignatova@uriu.ranepa.ru ул. Пушкинская, 70, г.Ростов-на-Дону, РФ, 344002 +7(863) 203-63-58

Аннотация. Для оценки консолидации общества и разработки механизмов обеспечения национальной безопасности предлагается использовать диалектический методологический инструментарий. Это позволит определить меру и пределы консолидации и реконсолидации человеческих ресурсов, выявить ее сущностные отличия от интеграции и реинтеграции общества.

Ключевые слова: консолидация; интеграция; реконсолидация; реинтеграция; человеческие ресурсы; общественные интересы; общественные предпочтения.

Введение

Консолидация общества имеет свою количественную и качественную меру, при этом количественная и качественная оценка консолидации позволит определить содержательное наполнение категории, ее современное состояние как явления, направления ослабления или усиления, предложить адекватные современному этапу механизмы обеспечения национальной безопасности. Поэтому консолидация человеческих ресурсов должна рассматриваться двояким образом: и как самостоятельный процесс, и как количественно измеряемая характеристика мнений и предпочтений субъектов социальной матрицы.

Если прежде консолидированное общество распадается, то следует анализировать возможности реконсолидации. Если достаточно консолидированное в количественном отношении общество требует выхода на качественно новый уровень развития, то можно

Г\

|Т> ЧП»

предложить категорию «неоконсолидация» для такого вида ответа консолидированного общества на новые или усиливающиеся угрозы. Ряд угроз направлен на дезинтеграцию государства и общества, и в таком случае научный анализ должен, на наш взгляд, вестись в категориальном поле дезинтеграция-интеграция-реинтеграция, так как категория «консолидация» не может отразить весь спектр задач интеграции.

1. Консолидировано ли российское общество?

Мы предлагаем рассматривать консолидацию как частный случай интеграции человеческих ресурсов при совпадении общественных и государственных предпочтений, общественных и личных интересов. Тогда как интеграция предполагает широкий спектр балансов и компромиссов, способов разрешения противоречий интересов личности, общества, коллективов, организаций, социальных слоев, властных структур регионов и других частных и интегрированных субъектов социальной матрицы, достигаемых в целях поддержания устойчивого развития и национальной безопасности.

Насколько консолидировано современное российское общество, можно оценить, используя данные социологических опросов ВЦИОМ и других репрезентативных опросов.

Согласно еженедельным опросам ВЦИОМ одобряют деятельность Президента РФ в июне-июле 2016 г. 79-81 процент населения. [1] Но не менее консолидировано общество и в оценке текущей экономической и внешнеполитической ситуации. По данным Левада-Центра на середину июля 2016 г., доля россиян, признающих экономический кризис в стране, достигла значения, минимального за последние шесть месяцев (77%), что ниже показателей начала этого года (85%-82%), но сопоставимо с показателями за аналогичный период в прошлом году. В настоящее время две трети опрошенных (69%) считают, что существует угроза безопасности других стран мира со стороны США, хотя год назад их доля была еще выше -77% в феврале 2015. Напротив, 77% опрошенных не видят угрозу со стороны России для других государств. [2] Таким образом, в поддержке Президента РФ, оценке внешней угрозы со стороны США, признании экономического кризиса как внутренней угрозы общество достаточно едино.

Схожий уровень оценок можно наблюдать в отношении важности угроз терроризма, необходимости борьбы с коррупцией, борьбы с преступностью. Общество ждет социальной справедливости в предоставлении государственных услуг и распределении общественных благ. [3, а9] Вместе с тем, следует отметить, что так же в количественном измерении

общество консолидировано в признании своей пассивности: 73% опрошенных считают, что не могут повлиять на события в государстве. [2]

2. Консолидация в аспекте разрешения противоречий общества и обеспечения безопасности

Диалектический подход к анализу социального развития предполагает выявление противоречий интересов субъектов политических и социально-экономических отношений как движущих сил общественного развития. Сложившийся уровень консолидации, на наш взгляд, отражает доминирование соответствующих предпочтений субъектов в способах реализации их интересов в политическом поле (предпочтение политики Президента РФ и, в меньшей степени, Правительства РФ) и социально-экономическом поле (предпочтение пассивности и социального иждивенчества, а не развертывания предпринимательской инициативы). Насколько эффективны данные способы разрешения противоречий интересов - это вопрос качества развития общества. На наш взгляд, эффективность реализации принципов общественного развития в большей мере связана с интеграцией общества как появления нового качества согласованности разнонаправленных интересов, а не его консолидацией на единой платформе.

Указанные методологические проблемы, на наш взгляд, имеют существенный потенциал для анализа мер по укреплению экономической безопасности в Российской Федерации как материальной основы национальной безопасности в целом. Рейтинг экономической безопасности страны, как показывают исследования, во многом зависит от развития конъюнктуры рынка. Под рыночной конъюнктурой понимаются объективно складывающиеся условия на внутреннем и внешнем рынках, которые зависят от эффективности деятельности государственных и региональных органов управления, хозяйствующих субъектов и бизнеса и позитивно влияют на рост ВВП и национальный доход страны. [4, а24] Деформация современной рыночной конъюнктуры под влиянием международных санкций и российских антисанкций осознается российским обществом, которое поддерживает приносящие отдачу в долгосрочной перспективе направления импортозамещения и технологического прорыва и не ожидает скорого роста уровня жизни.

3. Консолидация человеческих ресурсов общества через консолидацию элит

В междисциплинарных исследованиях человеческих ресурсов многозначно применяется само понятие консолидации и интеграции элит или вообще не применяется, хотя описываются именно эти процессы. Так, в резолюции Первого элитологического

конгресса (октябрь 2013 г., ЮРИ РАНХиГС, г.Ростов-на-Дону) отмечалось, что Конгресс считает целесообразным рекомендовать российским элитам, в том числе интеллектуальной элите, способствовать развитию межэлитарных отношений стран СНГ. Учитывая евразийский приоритет внешней политики России, целесообразно разработать систему элитных коммуникаций на постсоветском пространстве, включающую выездные лекции российских элитологов, обмен студентами, взаимодействие с преподавателями российских славянских университетов. [5, а166] Тем самым было рекомендовано развивать различные формы институционализации интеграции национальных элит на евразийском пространстве, в том числе научных (интеллектуальных) элит путем взаимообогащения опытом.

Ряд авторов относит консолидацию элитных групп к показателям качества элитного сообщества, тем самым, придавая ей дискретный характер в процессе анализа степени совпадения (консолидированности) мнений и ценностных установок элитного сообщества в Центральном федеральном округе: «Анализ индексологических профилей толерантности различных сегментов элитного сообщества показал, что позиции социальной и экономической элит во многом совпадают и носят умеренно-негативный характер; культурная элита демонстрирует высокий уровень лояльности по значительному числу показателей, нейтральность же может быть объяснена политической эксклюзией; политическую элиту отличает консолидированность мнений как позитивной, так и негативной направленности, при доминировании последних (политическим оппонентам практически отказано во всех проявлениях политической активности)». [6, а 39]

Важную роль в анализе консолидации играет соотношение единичного и множественного. Категория «консолидация» в научной литературе противопоставляется категории «фрагментация» как элиты, так и элит, а для описания ее моделей межэлитных отношений используются категории «пакт», «сообщество элит», «конвергенция элит». [7, а98] Вместе с тем, сплоченность либо дифференцированность как характеристики элиты, по нашему мнению, должны применяться для отдельного вида элиты, а не для совокупности элит.

В этом отношении ценно разграничение понятий консолидированность и сплоченность И.А.Трутневым при анализе данных социологического опроса представителей политической и научной элиты Приморского края: «Данные, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать общий вывод о том, что краевую элиту скорее можно назвать консолидированной (но не сплоченной), чем фрагментированной. При проведении опроса половина представителей политической элиты и примерно три четверти

представителей научного сообщества (75 %) охарактеризовали степень сплоченности элитных групп края как среднюю - основные элитные группы слабо консолидированы, в то же время, острые конфликты отсутствуют. Считают, что элитные группы консолидированы слабо, находятся в состоянии «раскола» и острого политического противостояния 25 % политиков и 10 % научных сотрудников». [8, а70]

Определенный потенциал консолидации элит находит свое отражение в раскрытии лидерско-элитной составляющей общественной жизни региона. Так, С.А.Воронцов и А.В.Понеделков считают, что «формируемые геополитическими противниками России новые политические и экономические проблемы не могут быть разрешены с опорой на старый инструментарий, прежде всего на традиционные модели лидерства. В условиях глобализации необходимы новые подходы, содержащие не только традиционные методы повышения эффективности управленческой деятельности, но и стратегии, позволяющие находить оптимальный путь достижения цели с опорой на ранее не используемые подходы, не исключая подходов, связанных с оправданным риском, предлагаемых и реализуемых лидерами региональных команд власти». [9, а136] Данные авторы, по нашему мнению, подчеркивают возрастание роли лидерства элит в условиях обострения имманентных и привнесенных проблем, а именно лидерство элит является субъективизацией процесса их консолидации.

4. Региональные аспекты консолидации человеческих ресурсов

Повышение качества бизнес-элиты и всей системы управления в предпринимательском секторе во многом зависит от опытности и квалификации экономистов, финансистов, бухгалтеров, менеджеров, работников высшего и среднего звена. Для достижения высокой производительности, ускоренного развития предприятий и организаций кадры управления и специалисты должны обладать инновационными профессиональными качествами, для чего в целях поиска таких сотрудников руководители предприятий обращаются к услугам крупнейших вузов в регионе, обеспечивающих высокое качество подготовки будущих работников. [10, а599]

Специфика административно-образовательных кластеров, заключающаяся в организации профессиональной подготовке и переподготовке кадров, прежде всего, для органов государственного и муниципального управления и бюджетных организаций, а не предприятий народного хозяйства, отличает их от научно-производственно-образовательных кластеров, создаваемых преимущественно в сфере развития производственных технологий и

обеспечения высококвалифицированными специалистами отраслей региона. Задачи формирования резерва управленческих кадров на национальном и региональном уровнях обусловили появление и развитие административно-образовательных кластеров на Юге России, объединяющих действия органов государственной и муниципальной исполнительной власти и учреждений высшего профессионального образования.

Научно-производственно-образовательные кластеры на базе классических и технических университетов на Юге России создаются в большинстве субъектов Российской Федерации. Бесспорным лидером является Южный федеральный университет в г. Ростове-на-Дону, сильные вузовские системы, дополняемые инновационными центрами, бизнес-инкубаторами, технологическими парками, сложились в гг. Краснодаре, Волгограде, Владикавказе, Ставрополе и Пятигорске, которые являются одновременно и донорами на рынке трудоустройства выпускников, и реципиентами абитуриентов из преимущественно соседних регионов. [11, а95]

Административно-образовательные кластеры в регионах России могут создаваться на базе взаимодействия Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ее филиалов, других вузов, имеющих лицензии на образовательные программы по направлениям и специальностям государственного и муниципального управления, экономики и управления, юриспруденции, социальной работы с кадровыми службами, советами и комиссиями по кадровой политике, центрами переподготовки и повышения квалификации, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ и территориальными управлениями органов федеральной исполнительной власти (например, надзорными, правоохранительными), а также судебной власти.

Совместная деятельность может осуществляться как на договорной основе при осуществлении профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих и кадрового резерва, так и в форме создания консультативных советов в целях согласования образовательных программ, определения возможностей и потребностей в предоставлении мест студенческой практики, участия выпускников в конкурсах на замещение должностей государственной службы и включение в кадровый резерв при наличии рекомендаций высших учебных заведений. [12, а6]

Во всех вузах Ростовской области, готовящих специалистов для сектора государственного и муниципального управления, которые в будущем могут составить властную элиту в регионе, назрела необходимость модернизации организационных структур, содействующих трудоустройству выпускников в органы государственного и

муниципального управления и ведущих мониторинг их дальнейшей профессиональной судьбы. Данные структуры могут создаваться как путем инициативного развития организаций студенческого самоуправления (студенческие службы занятости), так и путем сотрудничества с государственной службой занятости, кадровыми службами органов власти и управления, государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления как работодателями. Поиск организационных форм реализации услуг трудоустройства должен учитывать, что создание центра трудоустройства - не самоцель, а средство решения проблемы, которое должно быть и социально, и экономически эффективным, расширяющим горизонт приложения сил выпускников в государственном секторе.

Заключение

Процессы консолидации и интеграции рассматриваются нами как формы институционализации человеческих ресурсов в отличие от форм институционализации каких-либо конкретных элит. [13, а 21] Например, деятельность ТПП, РСПП, Опоры России, Ассоциации российских банков, АККОР - это различные формы институционализации бизнес-элиты, представляющей различные сегменты бизнеса: крупного, среднего, малого, банковского, аграрного и т.п. Деятельность Общественной палаты РФ - это пример интеграции элит: властной, экономической, культурной, научной, национальной. В современных условиях одним из наиболее перспективных видов анализа взаимосвязи развития человеческих ресурсов и их элит, является институциональный анализ, основанный на рассмотрении системы норм, правил, обычаев, ее структурировании, прослеживании влияния институтов на формирование человеческих ресурсов, их структуры, функций, выявлении ловушек и провалов, зависимости от предшествующего пути развития. Поэтому задачей государства в кратко- и среднесрочной перспективе является, на наш взгляд, не усиление консолидации как таковой, а недопущение дезинтеграции и поддержании интеграции общества на имеющемся уровне.

Литература:

1. Cайт ВЦИОМ. Одобрение деятельности государственных институтов http://wciom.ru/news/ratings/ Дата обращения 17.03.2017.

2. Cайт Аналитического центра Юрия Левады http://www.levada.ru/ Дата обращения

17.03.2017.

3. Игнатова Т.В., Васильев П.П. Управление трудовым потенциалом как фактор развития научнo-информационной экономики //Экономический вестник ЮФУ. Terra economicus. 2009. Том 7, № 2, часть 3. С. 13-23.

4. Рябова Т.Ф., Игнатова Т.В. Механизмы достижения высокого уровня национальной экономической безопасности на основе формирования цивилизованной рыночной конъюнктуры // Пищевая промышленность. 2016. № 5. С.24-28.

5. Понеделков А.В. Политическая элита России: современное состояние и перспективы модернизации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС.

6. Батанина И.А., Парамонова О.В. Особенности консолидации региональных элит // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. № 4.

7. Шентякова А.В. Возможности консолидации элит в предвыборные период // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2013. Т. 9. № 4.

8. Трутнев И.А. Политическая элита Приморского края: ценности и уровень консолидации // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 1. С. 61-73.

9. Воронцов С.А., Понеделков А.В. Лидерско-элитная составляющая современного российского политического управления на региональном уровне // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1.

10. Кюрджиев С.П., Мамбетова А.А., Пешкова Е.П. Интегральная оценка финансового состояния предприятий региона //Экономика региона. 2016. Т. 12. № 2. С. 586-601.

11. Змияк С.С., Тяглов С.Г. Управление качеством подготовки квалифицированных работников как ключевая проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг// Journal of Economic Regulation («Вопросы регулирования экономики»). 2015. Т. 6. № 2.

12. Игнатова Т.В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров // Креативная экономика. 2012. № 3.

13. Игнатова Т.В. Политико-экономические факторы интеграционных процессов в российской элите //Власть и управление на Востоке России. 2016. № 3. С. 14-23.

2014. № 1.

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 3 (март 2017) redactor@ progress-human.com

Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Человеческое развитие: вызовы и перспективы»

ANALYTIC ASSESSMENT OF HUMAN RESOURCES CONSOLIDATION IN THE CONTEXT OF SOCIETY DEVELOPMENT DIALECTICS

Tatiana Ignatova Doctor of Economics, Professor, Head of Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship in South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Rostov-na-Donu, Russia

Abstract. The article argues that to assess consolidation of society and to elaborate mechanisms of national security provision the methodological instruments of dialectics are necessary. It will allow to determine the measure and limits of human resources consolidation and reconsolidation, to find out its' essential difference from integration and reintegration of society.

Keywords: consolidation; reconsolidation; integration; reintegration; social interests; social preferences; human resources.

References:

1. Website VCIOM. Approval of activity of the state institutes http://wciom.ru/news/ratings/ Date of the address3/17/2017.

2. Website of Analytical center of Yury Levada http://www.levada.ru/ Date of the address 3/17/2017.

3. Ignatova T.V., Vasiliev P.P. Labor potential management as a factor of development of science-informtion economy // Terra economicus. 2009. № 2, part 3. Pp. 13-23.

4. Ryabova T.F., Ignatova T.V. Mechanism of national economic security on the basis of formation of market conditions //Food industry. 2016. No. 5.

5. Ponedelkov A.V. Political elite of Russia: current state and prospects of modernization //Public and municipal administration. Scientific notes of SKAGS. 2014. No. 1.

6. Batanina I.A., Paramonova O.V. Features of consolidation of regional elite//News of Tula state university. Humanities. 2015. No. 4.

7. Shentyakova A.V. Possibilities of consolidation of elite in pre-election the period //Politicalexpertise: POLITEX. 2013. T. 9. No. 4.

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 3, № 3 (март 2017) redactor@ progress-human.com

Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Человеческое развитие: вызовы и перспективы»

8. Trutnev I.A. Political elite of Primorsky Krai: values and level of consolidation //Bulletin of Baikal state university. 2014. No. 1. Page 61-73.

9. Vorontsov S.A., Ponedelkov A.V. A leader and elite component of modern Russian political management at the regional level //Public and municipal administration. Scientific notes of SKAGS. 2015. No. 1.

10. Kyurdzhiev S.P., Mambetova A.A., Peshkova E.P. Integral assessment of financial state of enterprises in the region //Economy of Region. 2016. Т. 12. № 2. Pp. 586-601.

11. Zmiyak S. S., Tyaglov S.G. Quality management of training of skilled workers as key problem of interaction of labor market and education market //Journal of Economic Regulation. 2015. T. 6. No. 2.

12. Ignatova T.V. Formation of an administrative reserve of the region through development of administrative and educational clusters //Creative economy. 2012. No. 3.

13. Ignatova T.V. Political and economic factors of integration processes in Russian elite //Power and management in East of Russia. 2016. № 3. С. 14-23.

Contact

Tatiana Ignatova

Economic Theory and Entrepreneurship

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration

70, Pushkinskaya Str., 344002, Rostov-on-Don, Russian

tignatova@uriu.ranepa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.