УДК 332.12:005.591.6
П.С. Шпак
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова,
Санкт-Петербург, 190005 e-mail: [email protected]
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В современной экономической ситуации основным фактором, определяющим устойчивое развитие государства, является укрепление и расширение инновационного потенциала, тесно связанного с применением достижений научно-исследовательской деятельности. В этой связи в статье дана аналитическая оценка государственной поддержки инновационно-активным предприятиям субъектов; сформирован рейтинг регионов-лидеров в соответствии с российским региональным инновационным индексом, а также проведено аккумулирование наиболее активных регионов по уровню инновационной активности.
Ключевые слова: инновационная активность, федеральный округ, научно-техническое развитие, экономический рост.
P.S. Shpak
Baltic State Technical University "VOENMEH" named after D.F. Ustinov, St. Petersburg, 190005 e-mail: [email protected]
ANALYTICAL ASSESSMENT OF RUSSIAN FEDERAL DISTRICTS INNOVATION ACTIVITY
In the current economic situation the main factor determining the sustainable development of the state is the strengthening and expansion of innovative potential, which is closely related to the application of scientific research achievements. In this regard, the analytical assessment of state support for innovative and active enterprises of the subjects is presented. The rating of the leading regions was formed in accordance with the Russian regional innovation index. The accumulation of the most active regions by the level of innovation activity was carried out.
Key words: innovation activity, federal district, scientific and technical development, economic growth.
Центральная роль в научно-техническом прогрессе и повышении конкурентоспособности экономики России отводится увеличению инновационной активности организаций на территории всех субъектов РФ. Динамика разработки и применения новейших производственных технологий и подходов обусловливает интенсивность инновационной деятельности российских предприятий и удельный вес инновационных продуктов на рынке, как внутреннем, так и международном. Отечественные компании заинтересованы инвестировать в инновационное развитие, поскольку именно инновации способствуют увеличению эффективности и усилению позиций российских компаний на глобальном уровне.
Основным видом инноваций для отечественных предприятий становятся технологические инновации, которые играют важную роль в повышении эффективности экономики страны. Ввод в эксплуатацию инновационных технологий открывает путь к оптимизации процессов внутри компаний, повышению отдачи от вложений в ресурсы и созданию благоприятного климата для экономики в целом.
Следует подчеркнуть, что стимулирование инновационного процесса в компаниях является основным приоритетом национальной политики государства. Одним из важнейших направлений Стратегии научно-технологического развития России является постепенное наращивание инвестиций в научные исследования и экспериментальные разработки, целью которых является дос-
тижение показателя в размере не менее 2% от объема ВВП к 2035 г. Прогресс в области передовых производственных технологий охватывает создание и поддержку стартапов, формирование технопарков, способствование сотрудничеству между ведущими вузами страны, а также расширение доли рынка компаний, работающих в сфере передовых технологий. Несмотря на то, что помощь со стороны государства (рис. 1) [1] играет значительную роль в инновационной политике страны, ее фокус сконцентрирован на отдельных видах экономики, и в большинстве случаев на крупных предприятиях. В связи с этим необходимо, чтобы большинство компаний в России самостоятельно придавало большое значение процессам инновационного развития и совершенствованию корпоративных мероприятий.
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций в период с 2020-2024 гг., в разрезе данных государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», %
Региональное развитие в России демонстрирует неравномерность в аспектах инновационной активности. Этот факт приводит к тому, что итоговый российский региональный инновационный индекс (РРИИ) отражает усредненную оценку, что в некоторой степени уравновешивает действительное состояние инновационных процессов. Поэтому крайне важно дополнять обзор РРИИ более детализированной информацией, основанной на отдельных тематических индексах (табл. 1).
В соответствии с данными источника [2] рейтинг пяти лидеров РРИИ выглядит следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Рейтинг пяти регионов-лидеров по данным РРИИ
Индекс Регион Социально-экономические условия инновационной деятельности Научно-технический потенциал Инновационная деятельность Экспортная активность Качество инновационной политики
Москва 1 5 3 1 2
Респ. Татарстан 4 13 1 16 1
Нижегородская обл. 9 8 5 3 3
Томская обл. 6 1 10 5 17
Санкт-Петербург 2 4 7 2 26
Только пять регионов России демонстрируют сбалансированное развитие по всем пяти тематическим индексам, среди которых находятся как ведущие субъекты - Москва, занимающая первенство, так и Нижегородская область - на третьем месте. Это говорит о том, что равномерность инновационного роста не обязательно коррелирует с высокими позициями в общем рейтинге.
Отметим, что, изучая регионы нашей страны, возглавляющие рейтинги по общему уровню инновационного развития, можно заметить, что их успех определен уникальными преимуществами, которые соответствуют общепризнанным сильным сторонам данных регионов. Москва является лидером рейтинга из-за благоприятных социально-экономических условий для инноваций и высокой экспортной активности. Республика Татарстан выделяется за счет инновационной активности организаций и поддержки национальных технологических инициатив, в то время как научный потенциал является ключевым достоинством Томской области. На примере неудач можно увидеть, что Санкт-Петербург потерял свои позиции из-за невысоких показателей качества инновационной политики, а Московская область опустилась на три строчки вниз в РИИИ из-за падения показателей экспортной активности.
Во многих регионах нашей страны наибольший разброс показателей наблюдается в области научной и инновационной деятельности, а также экспорта их результатов. Индекс научно-технического потенциала показал слабые стороны 19 регионов (с лидерством Москвы и Свердловской области), в то время как для 18 регионов он стал отличительной сильной чертой (Брянская область и Забайкальский край) [2].
Однако индекс инновационной деятельности предоставляет возможности для развития 22 регионам РФ и служит двигателем для 13 регионов РФ с менее выраженными инновационными показателями. В рамках индекса экспортной активности выявляется неиспользованный потенциал у 19 субъектов РФ и скрытые возможности для 11 субъектов нашей страны. Как правило, среди российских регионов, включая Калужскую, Саратовскую и Челябинскую области, встречается ситуация, когда показатели по индексам научно-технического потенциала, инновационной деятельности и экспортной активности оказываются ниже среднего уровня по сравнению с интегральным индексом. В то же время сочетание высоких значений в отдельных сочетаниях этих индексов чаще обнаруживают в таких регионах, как Республика Адыгея, Алтайский край, Брянская область и Еврейская автономная область [2].
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлены как положительные, так и негативные тенденции в сфере инноваций среди отечественных компаний. Несмотря на увеличение доли компаний, занимающихся технологическими инновациями, и числа разработанных и применяемых передовых технологий, показатели инновационной активности отечественных компаний снижаются, включая уменьшение доли инновационной продукции и сокращение инвестиций в инновационные проекты.
В рамках проведенного исследования выявлены особенности различных федеральных округов по уровню инновационного вовлечения (табл. 2).
Таблица 2
Оценка уровня инновационной активности по федеральным округам [3]
Параметр Оценка
Выше среднего Средняя Ниже среднего
Уровень инновационной активности Приволжский, Центральный Северо-Западный, Южный, Уральский Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский
Интенсивность разработки передовых производственных технологий Северо-Западный Уральский Центральный Северо-Кавказский Южный Приволжский Сибирский Дальневосточный
Доля затрат на инновационную деятельность в общем объеме реализованных товаров Центральный Приволжский Дальневосточный Северо-Западный Южный Северо-Кавказский Уральский Сибирский
Интенсивность разработки передовых производственных технологий Северо-Западный Уральский Центральный Северо-Кавказский Южный Приволжский Сибирский Дальневосточный
Стимулирование и государственное регулирование инновационной деятельности выступает основным элементом научно-технологического прогресса экономики России, охватывая все субъекты страны. Разработка и экономическое обоснование инструментария государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности определяет тематику дальнейших исследований.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 16.03.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/ file/025a1239fdf022b6445f6a2f5db9ead8/316_31032020.pdf (дата обращения: 01.04.2024).
2. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 8 /
B.Л. Абашкин, Г.И. Абдрахманова, С.В. Бредихин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. - 260 с.
3. Шалаева Л.В. Оценка инновационной активности российских организаций в разрезе федеральных округов // Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - Т. 12, № 10. -
C.2821-2834.