АНАЛИТИЧЕСКАЯ И СИНТЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИИ ЧЛЕНЕНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕКСТА
Д.А. Ичкинеева
Ключевые слова: текст, тема, микротема, членение, континуальность, дискретность.
Keywords: text, theme, microtheme, segmentation, continuity,
discontinuity.
Дискретность и континуальность (прерывность и непрерывность) являются категориями, характеризующими бытие и мышление; процесс познания действительности связан с выделением отдельных предметов, с их наименованием, с их отождествлением между собою, с превращением непрерывного в дискретное, текучего в жесткое [Горский, 1961, с. 76]. В филологии нашла свое отражение антиномия дискретного и континуального характера языка -язык можно рассматривать как дискретно-континуальное единство, проявляющееся на всех уровнях языка и речи. На наш взгляд, наиболее интересной стороной изучения дискретности / континуальности может быть рассмотрение данных явлений на уровне интегральной языкоречевой единицы - текста.
В этой связи представляется актуальным исследовать механизмы дискретизации / континуализации глубинной (семантической) структуры текста. Так, Л.Н. Мурзин отмечал, что «глубинный уровень текста (семантика) также структурен, состоит из некоторой цепочки компонентов как результата расчленения единого глобального объекта описания» [Мурзин, Штерн, 1991, с. 30], однако остается невыясненным, как происходит дискретизация семантического пространства текста в процессуальном, функциональном и структурном аспектах; какие стратегии дискретизации могут быть выделены.
Полагаем, что членение семантического пространства текста обусловлено аналитической и синтетической стратегиями мышления: аналитичность соотносится с более объемной, а синтетичность (полярное понятие) - с минимальной расчлененностью понятийной
сферы [Голубева, 1989; Клаус, 1987]. Таким образом, категории дискретности / континуальности могут быть востребованы при обращении к понятиям аналитической / синтетической стратегий мышления: аналитическая стратегия соотносится с максимальной дискретизацией семантического пространства, а синтетическая - с его континуализацией. На наш взгляд, изучение стратегий дискретизации текста можно осуществлять при помощи метода семантического картирования текста, созданного для квантитативного моделирования его семантической организации [Белоусов, 2008, с. 227].
Перед информантами (52 студентами-филологами 1-5 курсов) ставились задачи: 1) прочитать текст, определить его тему;
2) выделить микротемы текста и назвать их; 3) к каждой микротеме выписать слова, представляющие ее в тексте. Количество групп и слов в группах полагалось произвольным. Задания выполнялись каждым испытуемым индивидуально. Время проведения эксперимента не ограничивалось. В качестве материала был взят текст И.А. Бунина «Русь» [Бунин, 1992, с. 198].
Русь
Старуха приехала в Москву издалека. Свой северный край называет Русью. Большая, бокастая, ходит в валенках, в теплой стеганой безрукавке. Лицо крупное, желтоглазое, в космах толстых седых волос, - лицо восемнадцатого века.
Спросил ее как-то:
- А сколько вам лет будет?
- Семьдесят семь, господин милый.
- А вы, дай Бог не сглазить, еще совсем хоть куда.
- А что ж мне? Это года не велики. Наш родитель до ста лет дожил.
Чаю она не пьет, сахару не ест. Пьет горячую воду с черным хлебом, с селедкой или солеными огурцами.
- Вы никогда, небось, и не хворали?
- Нет, трясовица была на мне, порча на мне была. Мужа страшилась: как он ко мне с любовным чувством, меня и начинало трясти, корежить. Сжечь бы ее, ту, что напустила
на меня это!
Слово «сжечь» одно из ее любимых. Про большевиков говорит очень строго:
- Не смеют они так про Бога говорить. Бог наш, а не их. Сжечь бы их всех!
Ее рассказы о родине величавы. Леса там темны, дремучи. Снега выше вековых сосен. Бабы, мужики шибко едут в лубяных санках, на кубастых лохматых коньках, все в лазоревых, крашеного холста тулупах со стоячими аршинными воротами из жестокого псиного меху и в таких же шапках. Морозы грудь насквозь прожигают. Солнце на закате играет как в сказке: то блещет лиловым, то кумачовым, а то все кругом рядит в золото или зелень. Звезды ночью - в лебяжье яйцо.
Тема текста репрезентирует целостность текста, микротемы -субцельности (термин Л.В. Сахарного), то есть интегральные компоненты (или макрокомпоненты) членения семантического пространства текста. При этом количество микротем является показателем степени членения семантического пространства. В ходе эксперимента наблюдался весьма большой разброс количества выделенных микротем (от 2 до 16). Для нас же интересны данные, которые в наиболее заостренной форме отражают проявления дискретизации / континуализации, то есть «полярные» случаи.
Для того, чтобы определить какие реакции являются «полярными» было подсчитано среднее количество микротем (8,4), и стандартное отклонение (4,4). Проявлениями определенной стратегии членения считались показатели, превышающие следующее значение: среднее количество микротем ± стандартное отклонение. Таким образом, «полярными» случаями для текста «Русь» являются микротемы, численные показатели которых больше 12,8 и меньше 4, то есть дискретизация цельности на 2 или 3 субцельности является признаком синтетического способа членения, на 13-16 - аналитического. Мы рассмотрим реакции, относящиеся к проявлениям «чистого» аналитизма и синтетизма.
Синтетизм (минимальная дискретность):
2 микротемы (1 информант, Ии. П.М.):
Природа (леса там темны, дремучи; вековые сосны; морозы грудь насквозь прожигают; звезды ночью - в лебяжье яйцо).
Образ жизни (чаю не пьёт; сахару не ест; пьёт горячую воду с чёрным хлебом; едут в лубяных санках; крашеного холста тулупах со стоячими аршинными воротами из жёсткого псиного меху и таких же шапках).
В приведённой реакции информанта курсивом выделены названия микротем, в скобках - слова, репрезентирующие микротему в тексте.
В данной реакции информант выделяет микротемы Природы и Образа жизни. Семантическое пространство микротемы Природа представлено образами мира растений (леса, сосны), животных (лебяжье, яйцо), космического пространства (звёзды), явлений природы (морозы), которые реализуют своё семантическое значение через образ человека (грудь насквозь прожигают). Таким образом, информант, применяющий синтетическую стратегию членения семантики текста, связывая в одной микротеме несколько образов, объединяет их, в процессе осмысления синтезирует понятия, обозначающие растения, животных, человека и космос, при этом каждый из этих образов является частью другого. Показательным является и то, что информант в данной микротеме выделил слова, образующие целые предложения в тексте (Леса там темны, дремучи; морозы грудь насквозь прожигают; звезды ночью - в лебяжье яйцо.), то есть нерасчлененность семантического пространства в данной реакции представлена нерасчлененной синтаксической структурой.
Микротема Образ жизни включает слова, относящиеся к описанию, как образа жизни старухи, так и образа жизни народа - информант объединяет в общем семантическом пространстве образы старухи и народа (представителем которого она и является). В этом случае автором используется метонимическая замена (образ старухи как образ народа). При выделении данной микротемы наблюдается та же тенденция континуализации семантического пространства при помощи воспроизведения структуры предложения. Подтверждением этому служит и то, что информант выписывал целые отрывки предложений с предлогами и союзами, а также то, что слова выписаны в той грамматической форме, в какой они представлены в тексте. То есть информант, выделяя микротему образа жизни, связывает её с другими семантическими полями текста.
Во всех реакциях информантов, выделивших 3 микротемы (7 человек) присутствовали Образ старухи и Рассказы о родине. Доминирование данных микротем свидетельствует о том, что эти образы являются центральными в рассказе. Кроме вышеупомянутых, информанты выделяли микротемы близкие по значению к Образу старухи: Здоровье старухи, Любимое слово, Отношение к большевикам, и т.д., а также близкие к микротеме Рассказы о родине: Народ северного края, Природа Руси и т. д. Появление данных микротем указывает на попытку установить некую иерархию семантического пространства при общей тенденции синтетического способа членения.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что при использовании синтетической стратегии дискретизации в процессе осмысления тек-
ста информант находится под влиянием контекста: использует фиксированные синтаксические конструкции, сохраняя при этом даже авторскую расстановку знаков препинания.
Аналитизм (максимальная дискретность) проявляется у 3 информантов в членении семантического пространства на 13, 14 и 16 микротем. Данные информанты выделили следующие микротемы:
16 микротем (Ии. М.Е.):
Внешние характеристики старухи (большая, бокастая; лицо крупное, желтоглазое, в космах толстых седых волос).
Возраст (семьдесят семь, до ста лет; года не велики).
Телесные процессы (трясти, корёжить, хворать).
Еда (чай, сахар, чёрный хлеб, солёные огурцы, селёдка).
Религия (Бог).
Болезни (трясовица, порча).
Проклятие (сжечь).
Цвета (тёмны, в лазоревых, лиловым, кумачовым, золото, зелень, седой, чёрный).
Природа (снега, леса, солнце, звезды).
Одежда (тулупы, шапки, вороты, валенки, безрукавки).
«Действия» природы (играет, блещет, рядит, прожигает).
Люди (старуха, бабы, мужики).
Формы (кубастые, стоячие).
Характеристики (лубяные, крашеный, стёганый).
Время суток (на закате, ночью).
Материя (псиный мех, холст).
При аналитическом способе членения (13-16 микротем) подобное количество микротем обусловлено более детальным рассмотрением центральных образов рассказа: Образ старухи и Рассказы о родине. Появление таких микротем как Действие природы, Одежда, Возраст, Еда и др. позволяет сделать предположение об иерархической организации семантического пространства текста информантов-аналитиков. Слов, выделенных в микротемах, гораздо меньше (среднее количество слов, репрезентирующих одну микротему при аналитическом способе членения равно 4,25), чем при использовании синтетической стратегии членения (23 слова), и все они раскрывают только одно явление в рамках данной микротемы. На рисунке 1 представлена модель организации семантического пространства текста (аналитический способ членения).
Рис. 1. Модель аналитического способа членения семантического
пространства текста И.А. Бунина «Русь» (реакция Ии. М.Е.)
Примечание. На рисунке 1 используются следующие обозначения: двойными линиями отмечены микротемы, репрезентирующий первый уровень иерархии, жирными - второй, обычными -третий. Пунктирными линиями обозначены микротемы, воссозданные в процессе моделирования.
Данная модель была построена на основе слов, репрезентирующих микротемы в реакции Ии. М.Е. Связи семантических компонентов модели были обнаружены на основании контекста. Например, в микротеме Одежда информант М.Е. выделял слова, относящиеся к описанию людей (тулупы, шапки, вороты, валенки), и описанию старухи (безрукавки), поэтому компонент модели Одежда имеет связь с компонентами Старуха и Люди. В данной реакции информант не выделил микротему Образ старухи (что нечастотно), но этот образ складывается из других микротем т.к. слова, которые их представляют, относятся к описанию старухи (еда, которую предпочитает старуха, возраст старухи, болезни старухи, внешние характеристики старухи и т.д.). Некоторые слова, которые информанты выделяли в микротемах Характеристики и Формы, относятся к описанию явлений, не выделенных в отдельную микротему (например, кубастые, лубяные). Данные слова являются описанием предметов (средств передвижения), которые в тексте используют люди, то есть они связаны с микротемой Люди опосредованно. Поэтому был введён незаполненный сектор модели (на рисунке 1 такие компоненты обозначены пунктиром). При помощи данной модели
можно судить об иерархическом членении семантического пространства информантами - аналитиками. Основными «сегментами» членения семантического пространства являются Старуха, Люди, Природа - это элементы первого уровня иерархии. Другие микротемы (Болезни, Проклятия, Еда, Одежда, Время суток и т.д.) относятся ко второму уровню, потому что, так или иначе, являются описанием элементов первого уровня, микротемы Формы, Характеристики, Материя, Цвета - к третьему по тому же принципу, при этом в некоторых случаях Материя является элементом четвёртого уровня, а Цвета - четвёртого и пятого. Компонент Цвета вообще обнаруживает универсальность, проявляясь на всех уровнях иерархии кроме первого, что свидетельствует о том, что он является интегрирующим, связывающим все уровни иерархии.
В отличие от синтетического способа членения семантического пространства, слова, репрезентирующие некоторые микротемы при аналитическом способе членения, выписаны в начальной форме (Еда, Люди, Характеристики), что указывает на отрыв от контекста. Заметим, что и у информантов, выделивших 13 и 14 микротем, встречались микротемы, слова к которым были выписаны в начальной форме, что также говорит об относительной независимости от контекста аналитического способа членения семантического пространства текста. Кроме того, в реакциях данных информантов -аналитиков наблюдалась отмеченная нами ранее тенденция иерар-хизации семантического пространства с выделением «сквозных» микротем (в рассмотренном примере это микротемы Цвета, Материя). Таким образом, можно сделать вывод, что информанты-аналитики сначала максимально членят семантическое пространство текста, делают фрагменты членения относительно автономными, а потом при помощи «сквозных» микротем стараются обнаружить связи между различными образами одного текста.
Результаты изучения аналитической и синтетической стратегий членения семантического пространства дают основания полагать, что использование данных стратегий имеет свои особенности: для информантов-синтетиков характерна минимальная расчленённость понятийной сферы, в отличие от аналитиков, которые, обращают особое внимание на признаки явлений, выделяя их, пытаются установить иерархические связи между компонентами семантического пространства; при осмыслении отдельных компонентов аналитики в большинстве случаев членят семантическое пространство
исходя из собственного (не обусловленного контекстом) опыта, в то время как дискретизация синтетиков основана на контексте.
Литература
Белоусов К.И. Синергетика текста : от структуры к форме. М., 2008.
Бунин И.А. Окаянные дни : Дневники, рассказы, воспоминания, стихотворения. Тула, 1992.
Голубева Э.А. Способности и склонности. Комплексные исследования. М.,
1989.
Горский Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961.
Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию. М., 1987.
Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991.
Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику : Курс лекций. Л., 1989.