Научная статья на тему 'Амурский сом (Parasilurus asotus) в садках тепловодного хозяйства'

Амурский сом (Parasilurus asotus) в садках тепловодного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1769
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Рачек Е. И.

Приводятся результаты экспериментов по выращиванию молоди, сеголеток и товарных двухлеток амурского сома в бассейнах, прудах и садках тепловодного хозяйства Приморской ГРЭС. Установлено, что товарные двухлетки амурского сома в садках имеют массу 550640 г, рыбопродуктивность достигает 93,5 кг/м2. Для кормления использовали смесь сухих карповых комбикормов и фарша из малоценной рыбы. Затраты корма составили 2,72,9 кормовых единицы у сеголеток и 3,454,0 у двухлеток. Амурский сом рекомендуется в качестве дополнительного объекта тепловодного рыбоводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Рачек Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amur catfish (Parasilurus asotus) in warm-water farm cages

The results of experiments on cultivation of young fish, fingerlings and market 2 years old amur catfish in tanks, ponds and cages in warm-water fish farm of Primorskaya Electric Power Station are presented. Market 2 years old amur catfish in cages have the weight 550640 g, fish productivity reaches 93,5 kg m-2. mix carp combined feeds and forsemeat from unvaluable fish were used for the catfish feeding. The expenditure of feed gain was 2,72,9 relative units for fingerlings and 3,54,0 relative units for two-year fish. Amur catfish is recommended as additional object for warm-water fish farming.

Текст научной работы на тему «Амурский сом (Parasilurus asotus) в садках тепловодного хозяйства»

2000

Известия Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра

Том 127

Е.И.Рачек

АМУРСКИЙ COM (PARASILURUS ASOTUS) В САДКАХ ТЕПЛОВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

В настоящее время обычным объектом тепловодной аквакультуры США, Украины и России стал американский канальный сом. В индустриальных установках некоторых западноевропейских стран и России культивируются африканские клариевые сомы. Польскими и немецкими исследователями проведены успешные опыты по выращиванию в садках и силосах европейского сома, который является традиционным дополнительным видом прудового рыбоводства многих стран Восточной Европы (Нишков, 1966; Мартышев, 1967; Sabioncello et al., 1970; Horosze-wicz, 1971; Collins, 1973; Стеффенс, 1985; Huisman, Richter, 1987; Боднер, 1990; Севрюков и др., 1999).

В Дальневосточном регионе обитают два вида сома амурского комплекса, обладающие высоким темпом роста, неприхотливостью к условиям среды, которые в перспективе могли бы стать дополнительными объектами тепловодного рыбоводства, расширяя ассортимент выращиваемой продукции. Это амурский сом и сом Солдатова.

Так, рост амурского сома в природных условиях лишь немного ниже, чем у европейского сома (Горячкина, 1958). При оптимальных температурах, длительность которых в водоемах-охладителях ГРЭС на 2-3 мес дольше, чем в природе, потенциальные способности к росту амурского сома смогли бы проявиться в полной мере. Однако биотехника получения половых продуктов, содержания и кормления этого вида на всех этапах от личинки до товарной рыбы не разработана.

Учитывая вышеизложенное, а также доступность материала для исследований, мы провели опыты по выращиванию товарного амурского сома на базе тепловодного хозяйства Приморской ГРЭС, в состав которого входят садки, тепловодные пруды и установка замкнутого водообес-печения с инкубационным участком.

В первом эксперименте по выращиванию сеголеток и двухлеток амурского сома в 1983-1984 гг. использовали 650 экз. молоди, отловленной в природе. Рыбу содержали в стандартном садке размером 2,5 х х 4,0 х 1,5 м с ячеей 10 мм, установленном недалеко от устья сбросного канала Приморской ГРЭС. Концентрация кислорода в садках во время эксперимента не опускалась ниже 5,5 мг/л летом и достигала 11,0 мг/л зимой. Температура в летнее время повышалась до 28,8 оС, зимой снижалась до 2 оС. Активная реакция среды варьировала в пределах 6,58,1.

Летом сомов кормили 3-4 раза в дневное время суток. Осенью и

весной кратность кормления снижали до 1 раза в двое-трое суток. Нор-

234

ма кормления колебалась от 3 до 20 % массы рыбы у сеголеток и от 2 до 6 % у двухлеток. Использовали влажные тестообразные и гранулированные корма, состоящие из смеси комбикорма для сазана и фарша из малоценной рыбы. Зимой 1983/84 г. садки в течение трех месяцев находились подо льдом и рыбу не кормили.

В 1991-1992 гг. в стандартных садках при различной плотности посадки выращивали сеголеток и двухлеток амурского сома, предварительно подрощенных в прудах и бассейне УЗВ. В двух турах нереста производители амурского сома из водоема-охладителя после гормональной стимуляции суспензией гипофиза карася дозой 3 мг/кг откладывали икру на искусственном субстрате из капроновых волокон площадью 0,5 м2, установленном на дне бассейна размером 2,0 х 2,0 х 0,6 м. Про-точность составляла 0,3-0,5 л/с. Инкубация икры происходила на субстрате, выклюнувшихся личинок после перехода на активное питание переводили в ейский лоток размером 4,5 х 0,7 х 0,5 м.

В первую неделю личинок кормили науплисами артемии, ее декап-сулированными яйцами, затем переходили на протертый фарш из рыбы с добавкой пылеобразных фракций стартовых кормов для карпа. Кормление производили 8 раз в сутки через 3 ч, норму кормления уменьшали с 300 до 100 % от массы по мере роста рыбы.

Восьмисуточных личинок сома от первого тура нереста рассадили по 1100-1300 шт. в три мальковых пруда площадью 0,20-0,24 га, которые за трое суток до этого были зарыблены подрощенными до 10-15 мг личинками сазана в количестве 200-400 тыс.шт. на пруд. Через 37 сут пруды обловили и сомов перевели в садок. В середине августа сеголеток рассортировали на две размерно-массовые группы и выращивали до товарного веса в двух садках при начальной плотности посадки 100 и 200 шт./м2 садка.

Личинок сома от второго тура нереста в количестве 10 тыс.шт. в течение 35 сут подращивали в затененном на 2/3 ейском лотке. Через две недели мальков сома начали сортировать и проводили эту операцию через каждые трое суток. Дальнейшее выращивание сомов до товарного размера проводили в садке при начальной плотности посадки 30 шт./м2.

Сеголеток сома в садках кормили 3-4 раза в светлое время суток из расчета 10-12 % от массы рыбы в летнее время и 0,5 % один раз в двое-трое суток зимой. Двухлетки получали 3-5 % корма от массы тела 3-4 раза в день. Кормом служила влажная смесь гранул карпового корма 16-80 и фарша из малоценной рыбы (востробрюшки). Фарш составлял от 20 до 40 % общей массы корма.

После контрольных взвешиваний определяли прирост массы рыбы, кормовой коэффициент, рассчитывали новую норму кормления. Относительный среднесуточный прирост между взвешиваниями рассчитывали по формуле:

Cv = 2 (Wn - Wo)/n(Wn + Wo) . 100 (Винберг, 1956),

где Wo - начальная, Wn - конечная масса рыбы, n - продолжительность опыта, сут.

Температура в летнее время при выращивании сеголеток и двухлеток сома достигала 34,2 оС, в зимнее время она опускалась до 3,6-5,5 оС. Концентрация кислорода в жаркие штилевые дни июля-августа снижалась до 3,7 мг/л, но обычно составляла 6,2-7,2 мг/л летом и 10,2-11,4 мг/л зимой. Активная реакция воды изменялась от 7,2 до 8,6.

235

жена на субстрат 16 июня, выклев личинок при температуре 20,0-20,5 °С произошел 19 июня, с 22 июня личинки перешли на активное питание. Из 45 тыс.шт. выклюнувшихся личинок 10 тыс.шт. использовали для эксперимента по выращиванию в условиях УЗВ.

Несмотря на обилие корма и затенение лотка, у личинок, мальков и молоди в очень большой степени проявлялся каннибализм. Вначале личинки обкусывали друг у друга усики и плавники, а затем крупные особи начали поедать более мелких собратьев. При сортировках отбирали в отдельный лоток самых крупных особей, но через трое суток разница в массе крупных и мелких сомов вновь увеличивалась в два-три раза и мелкая рыба вновь выедалась. В начале третьей декады июля в лотке осталось лишь 300 экз. молоди, или 3 % от посадки. Средняя масса сомов составила 9,3 г при колебаниях от 6,7 до 12,5 г.

После пересадки в садок каннибализм у сомов сразу прекратился. Результаты дальнейшего выращивания сомов приведены в табл. 2 и на рисунке.

Анализируя данные 1991 г., можно сделать заключение, что после сортировки сомов, подрощенных в прудах, при одинаковой продолжительности выращивания 69 сут наиболее высокие приросты и лучшее использование кормов отмечено в садке с плотностью посадки 200 шт./м2. Сомы от второго тура нереста, полученные на месяц позже, при низкой плотности посадки имели очень высокий темп роста и практически сравнялись по массе с мелкими сомами от первого тура нереста. Масса сеголеток во всех садках сильно варьировала. Так, навеска сомов от второго тура нереста колебалась от 105 до 585 г при среднем значении 268±12 г. Коэффициент вариации массы этой рыбы составил 40,8 %. У сортированных сеголеток он был несколько ниже - 34-37 %.

Несмотря на кормление, масса сомов за время зимовки снизилась, особенно у крупной рыбы, но не в такой степени, как в экспериментах 1983-1984 гг. без кормления.

Отход был незначительным в садках с плотностью посадки рыбы 30 и 100 шт./м2 и достиг 14,6 % при плотности посадки 200 шт./м2. Мелкие сомы были съедены или травмированы крупными особями в связи с их повышенной пищевой активностью при довольно высоких зимних температурах.

Весной 1992 г. рост сомов начался в конце апреля при температурах 14-15 оС и в течение всего вегетационного периода был довольно равномерным. Однако самые низкие кормовые затраты и максимальные приросты наблюдались в июне-июле при температурах 25-30 оС.

Снижение темпа роста со второй половины августа связано скорее всего с повышенным генеративным обменом у большинства крупных и среднеразмерных сомов, половые продукты которых в это время находились на стадии зрелости Ш-1У.

Различия в массе самых крупных и мелких двухлеток из каждого садка были велики, но коэффициент вариации оказался ниже, чем у сеголеток. В садке с крупными двухлетками навеской 640±27 г штучная масса колебалась от 340 до 1505 г (Су - 30 %), в садке с двухлетками массой 550±25 г - от 270 до 1370 г (Су - 32 %).

Сколиоз наблюдался у единичных двухлеток в садках с низкой и средней плотностью посадки и вызвал гибель 16 двухлеток в садке с высокой плотностью посадки. Снижение заболеваемости рыбы по сравне-

239

нию с экспериментом 1983-1984 гг. мы связываем с применением све-жеизготовленных доброкачественных кормов.

Применение качественных кормов и уменьшение норм кормления по сравнению с первым экспериментом позволило снизить их затраты у сеголеток до 2,7-2,9 кг/кг прироста, а у двухлеток - до 3,45-4,0 кг/кг прироста.

При выращивании двухлеток сома в садках на теплых водах электростанции Dolna Odra и кормлении их отходами рыбообработки кормовые затраты составили 5,58 (Trzebiatowski, Jakubowski, 1977). В опытах по выращиванию двухлеток европейского сома в силосах с использованием форелевого корма затраты корма равнялись 2,62 (Meske, 1984). Кормовые затраты в нашем эксперименте занимают промежуточное положение между двумя этими значениями. Очевидно, что, используя высокобелковые специализированные рецептуры для канального сома или лососей, кормовые затраты при выращивании амурского сома удастся значительно снизить.

Максимальная рыбопродуктивность (93,5 кг/м2 садка) получена в эксперименте при плотности посадки товарной рыбы 170 шт./м2 садка.

Проведенная в 1983-1984 и 1991-1992 гг. работа позволила сделать следующие выводы.

Производители амурского сома, находящиеся в преднерестовом состоянии, созревают и нерестятся на искусственном субстрате после одноразовой инъекции карасиным гипофизом дозой 3 мг/ кг. Инкубация икры при температуре 20-22 °С длится 2,5-3,0 сут, личинки переходят на активное питание через трое суток после выклева, имея массу 4,5 мг.

У личинок, мальков и молоди сома при выращивании в бассейнах наблюдается массовый каннибализм. Снизить его масштаб можно при помощи более частых сортировок, начиная с недельного возраста, избытка живых кормов, полного затенения бассейнов (по аналогии с европейским сомом).

Высокий темп роста и выживаемость сома отмечены при его совместном выращивании в качестве добавочной рыбы с одноразмерными личинками сазана в мальковых прудах. Через 35 сут содержания в прудах молодь имела среднюю массу 22,4 г.

Наиболее высокий темп роста наблюдается у сеголеток амурского сома, у двухлеток он снижается в три раза.

Максимальные приросты и самые низкие затраты корма как у сеголеток, так и двухлеток отмечены при температурах 25-30 оС.

При кормлении сома влажной смесью гранул для товарного карпа и фарша из рыбы кормовые затраты на прирост сеголеток составляют 2,7-2,9, двухлеток - 3,5-4,0.

Рост сомов весной начинается при температуре 14-15 оС, при таких же температурах осенью он прекращается. В диапазоне температур 16-20 оС необходимо снизить норму кормления по сравнению с применяемой в эксперименте.

Желательна сортировка двухлеток в июне-июле.

Осенью сеголеток необходимо сортировать, чтобы уменьшить отход при зимовке, зимой рыбе требуется подкормка.

При выращивании в садках сом имеет высокую выживаемость. Отход происходит от алиментарных болезней, связанных с качеством кормов и недостатком витаминов.

240

Товарные двухлетки амурского сома имеют среднюю массу 550640 г, рыбопродуктивность садков при плотности посадки 170 шт./м2 достигает 93,5 кг/м2.

Амурского сома можно рекомендовать в качестве дополнительного объекта тепловодного садкового выращивания.

Литература

Бoднep Г.И. Опыт работы Донрыбокомбината с канальным сомом // 4-е Всесоюз. совещ. по рыбохозяйственному использованию теплых вод: Тез. докл. - M., 1990. - С. 117-118.

Bинбepг Г.Г. Интенсивность обмена и пищевые потребности рыб. - Mинск, 1956. - 271 с.

Гopячкинa E.A. Некоторые данные о возрасте и росте сомов (сем. Siluridae) бассейна Амура // Тр. Амур. ихтиолог. экспедиции 1945-1949 гг. -M.: Изд-во Mry, 1958. - Т. 4. - С. 165-168.

Map^^eB Ф.Г. Прудовое рыбоводство Венгерской Народной Республики // Сельск. хоз-во Киргизии. - 1967. - № 10. - С. 47.

Нишвдв M. Отглеждане и развъждане на сома // Рибно стопанство. -1966. - Т. 3, № 6. - С. 17-19.

Ceвpюкoв B.H., Ceмьяниxин B.B., Лaбeнeц A.B. Первый опыт промышленного культивирования клариевого сома // Mат-лы докл. 2-го Mежду-нар. симпоз. "Ресурсосберегающие технологии в аквакультуре". - Краснодар, 1999. - С. 92-93.

Cтeффeнc B. Индустриальные методы выращивания рыбы. - M.: Агро-промиздат, 1985. - 384 с.

Collins C.M. Catfish in cages // Amer. Fish. Farmer. - 1973, January. - P.

17.

Horoszewicz L. Hodowla sumov w stawach // Gospod. rybna. - 1971. -Vol. 23, № 9. - P. 34.

Huisman E.A., Richter C.J.J. Reproduction, growth, health control and aquacultural potential of the african catfish ,Clarias gariepinus (Burchell 1822) // Aquaculture. - 1987. - Vol. 63 , № 1-4. - P. 1-14.

Meske C. Aufzucht von welsen in silos // Der. Fischwirtsh. - 1984. - Vol. 34, № 10. - P. 74-75.

Sabioncello J., Turk M., Runac M. Uzgoi soma kao dopunske ribe usaranskim ribnjacima // Ribar. Jugosl. - 1970. - Vol. 25, № 3. - P. 63-64.

Trzebiatowski R., Jakubowski R. Wstepne doswiadczenie nad chowem suma w sadzach // Gospod. rybna. - 1977. - № 1. - P. 14-16.

Поступила в редакцию 26.04.99 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.