Научная статья на тему 'Амулеты и шумящие подвески в культуре средневекового населения Кузнецкой котловины'

Амулеты и шумящие подвески в культуре средневекового населения Кузнецкой котловины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
825
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЗНЕЦКАЯ КОТЛОВИНА / ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / ПРЕДМЕТЫ КУЛЬТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ / АМУЛЕТЫ / ШУМЯЩИЕ ПОДВЕСКИ / KUZNETSK HOLLOW / MIDDLE AGES EPOCH / SUBJECTS OF CULT APPOINTMENT / AMULETS / RUSTLING SUSPENSION BRACKETS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Илюшин А. М.

Амулеты и шумящие подвески в культуре средневекового населения Кузнецкой котловины / Илюшин А.М. // Вестник КузГТУ, 2012. №4. С. 163-170. Исследуется культурный комплекс предметов культового назначения у средневекового населения Кузнецкой котловины, расположенной на северной периферии Саяно-Алтая. Создана база данных по исследуемым артефактам эпохи средневековья в Кузнецкой котловине, проделано их описание и первичный анализ на уровне типологической классификации и исследованы вопросы их семантики. Илл. 3. Библиогр. 24 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amulets and rustling suspension brackets in culture of the medieval population of the Kuznetsk hollow / Iljushin A.M. // The bulletin of KuzSTU, 2012, No 4. P. 163-170. The cultural complex of subjects of cult appointment at the medieval population of the Kuznetsk hollow located on northern periphery of Sajano-Altai is investigated. The database on investigated artifacts of an epoch of the Middle Ages in the Kuznetsk hollow is created, their description and the primary analysis at level of typological classification is done and questions of their semantics are investigated.

Текст научной работы на тему «Амулеты и шумящие подвески в культуре средневекового населения Кузнецкой котловины»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 930.26/930.85 А.М. Илюшин

АМУЛЕТЫ И ШУМЯЩИЕ ПОДВЕСКИ В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ КУЗНЕЦКОЙ КОТЛОВИНЫ

Изучая культуру средневекового населения Кузнецкой котловины, мы воспринимаем её как систему материальных и духовных ценностей, накопленных обществом за этот хронологический период своей истории. Поэтому понятие «культура» для нашего исследования означает исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Основанием для деления культуры на материальные и духовные ценности является факт учёта и систематизации многообразия проявлений человеческой деятельности. Материальная культура в нашем исследовании это овеществлённая культура места жительства (жилища, поселения, городища), труда и материального производства, быта и отношения к собственному телу. Духовная культура выступает как многослойное образование и включает в себя разнообразные проявления религиозного мировоззрения, погребально-поминальную практику, а также факты обрядовых и культовых действий на уровне памятников, объектов и артефактов. Необходимо отметить, что деление изучаемых древностей на материальную и духовную культуры достаточно условно, так как в реальной жизни изучаемого нами средневекового общества Кузнецкой котловины они были тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы между собой.

Кузнецкая котловина, расположенная в умеренной зоне северного полушария на границе Западной и Средней Сибири представляет собой один из элементов Алтайско-Саянской горной системы [1, с. 60; 2, с. 88]. В эпоху средневековья эта территория насыщенная луговым травяным покровом, лесной и лесостепной растительностью [3, с. 88-101] была заселена различными этнографическими группами, многие из которых являются предками современных малочисленных народов Кузбасса - шорцев, телеутов, калмаков и сибирских татар. Основным источником изучения истории и культуры средневекового населения Кузнецкой котловины являются археологические памятники и артефакты. Более чем за 150 лет их изучения, исследователи обобщили информацию

по средневековой истории и культуре Кузнецкой котловины на уровне трех археологических культур (лачиновской второй половины I тыс. н.э. -начала II тыс. н.э. [4, с. 36-64], саратовской конца У-Х1У вв. н.э. и шандинской Х1-Х^ вв. н.э.), четырёх археолого-этнографических комплексов [5, с. 75-126], отдельных видов археологических памятников [6; 7; 8; 9; 10, с. 77-99; 11, с. 65-76; 12, с. 54-78; 13, с. 79-106; 14; 15; 16, с. 25-44; 17, с. 4168; 18, с. 69-112; 19, с. 46-76; 20, с. 135-144; и др.] и закрытых предметных комплексов [21, с. 139147; 22, с. 100-105; 23, с. 108-116; 24, с. 103-111;

25, с. 208-224; и др.], а также комплексов материальной и духовной культуры аз-кыштымов [26, с. 132-138; и др.]. В обобщающих работах мало внимания уделяется исследованию различных категорий археологических находок. Специальному изучению, преимущественно, были подвержены такие категории средневекового инвентаря как посуда и вооружение [27, с. 78-85; 28, с. 36-50; 29, с. 46-57; 30, с. 91-96; 31, с. 159-162]. Многие другие артефакты до сих пор не подвержены первоначальной классификации и системному анализу. К числу таких находок относятся амулеты и шумящие подвески, который входят в культурный комплекс предметов культового назначения. Целью настоящей работы является обобщение знаний по этим артефактом и ответ на вопрос какое место они занимали в материальной и духовной культуре средневекового населения Кузнецкой котловины.

Все средневековые предметы культового назначения, найденные на территории Кузнецкой котловины отличаются высокой художественной выразительностью. Они, как правило, выполнялись в форме разнообразных бляшек и подвесок, материал и форма, которых были подчинены духовному содержанию этих предметов. Классификация предметов культового назначения разрабатывалась многими авторами, которые исследовали культуру различных групп средневекового населения Западной и Восточной Сибири [32, с. 9-31;

33, с. 16-17, 77-89; 34, с. 94-96; 35, с. 54-65; 36, с. 83-86; 37, с. 89-92; 38, с. 27-34; и др.]. При этом, как правило, их классифицировали не как самостоятельную категорию инвентаря, а как принад-

лежность одежды и украшений, что не совсем верно. Вне всяких сомнений предметы культового назначения могли нашиваться на одежду, носиться на шнурках и теле человека, но при этом функция украшения и атрибута одежды была вторичной. Изначальная функция заключалась в том, какое семантическое значение вкладывалось людьми при изготовлении этих предметов. Именно эта функция напрямую связанная с мировоззрением, культами и верованиями в средневековом обществе привела к появлению самостоятельной категории многочисленных предметов культового назначения. Использование этих предметов для украшения одежды одновременно придавало последней большее обрядовое (символическое) значение, чем она имела изначально.

Накопленный опыт в классификации подобных предметов позволяет использовать его в нашей работе. В средневековых древностях Куз-

нецкой котловины предметы, которые относятся к категории культовых, представляют собой разнообразные амулеты и шумящие подвески. Два этих класса культовых предметов по материалу изготовления можно разделить на группы, а по форме и конструкции на двадцать семь типов.

Класс 1. Амулеты. Насчитывает три группы и двадцать два типа.

Группа 1. Бронзовые. Является самой многочисленной и насчитывает 14 типов.

Тип 1. Подвески, имитирующие солярные знаки, в различном исполнении (рис. 1, 1-5, 10).

Тип 2. Подвески в виде двух полумесяцев (рис. 2, 1).

Тип 3. Подвески в виде стремени, в разном исполнении (рис. 2, 10, 11).

Тип 4. Грушевидные подвески с рельефными

краями (рис. 2, 12).

Тип 5. Подчетырёхугольные подвески с

Рис. 1. Бронзовые культовые подвески: 1-3, 14-16 - Сапогово; 4, 6, 7, 17 - Ваганово-1 (по А.С. Ваюти-ну); 5, 8, 9, 13 - Саратовка; 10, 19-21 - Сапогово-2; 11, 12 - Шабаново-1; 18, 22-24 - Ур-Бедари (по

М.Г. Елькину), 25-31 - Шанда.

Рис. 2. Бронзовые культовые подвески: 1-10, 12-14, 29-30, 34 - Саратовка; 11, 15, 32 - Юрты-2 (по А.С. Васютину); 16-19, 23-26- Ур-Бедари (по М.Г. Елькину); 20-22 - Шанда; 27- Ваганово-1 (по А.С. Васютину); 28, 33 - Сапогово; 31 - Сидорово (по Э.У. Эрдниеву).

отверстием в центре (рис. 2, 13). плоского изображения конического колокольчика

Тип 6. Сердцевидные цельнолитые подвески (рис. 2, 15).

(рис. 2, 14). Тип 8. Ажурные сердцевидные литые подвес-

Тип 7. Подвеска в форме стилизованного ки, в разном исполнении (рис. 2, 16-23).

Рис. 4. Серебряные (1-3), костяные и роговые (3-10) культовые подвески: 1, 2, 9, 10 - Мостовая; 3 -Саратовка; 4, 5 - Сапогово; 6 - Шабаново-3; 7 - Сапогово-2; 8 - Промышленная-1 (по В.В. Боброву).

Тип 9. Ажурные подвески сердцевидной формы с рельефным изображением растения (рис. 2, 24).

Тип 10. Медальоны подвесные, цельнолитые (рис. 2, 25).

Тип 11. Ажурная подвеска с изображением противостоящих журавлей (или фламинго) (рис. 2, 26).

Тип 12. Подвески с изображениями летящей птицы, в разном исполнении (рис. 2, 27-32).

Тип 13. Цельнолитое полое внутри объемное изображения водоплавающей птицы, очевидно, связанные с почитанием животного-тотема (утка), в разном исполнении (рис. 2, 33, 34).

Тип 14. Фрагменты зеркал с отверстиями для подвешивания, в разном исполнении (рис. 3, 1, 3,

5, 7, 8).

Группа 2. Серебряные. Насчитывает 4 типа.

Тип 1. Подвеска в форме рыбы (рис. 4, 1).

Тип 2. Фибула-подвеска с рельефным геометрическим и растительным орнаментом (рис. 4, 2).

Тип 3. Сердцевидные цельнолитые подвески (рис. 4, 3).

Тип 4. Фрагменты зеркал с отверстиями для подвешивания, в разном исполнении (рис. 3, 2, 4, 6).

Группа 3. Костяные. Насчитывает 4 типа.

Тип 1. Подвески из рога в виде когтя хищника (рис. 4, 4, 5).

Тип 2. Подвески из когтей хищников (рис. 4,

6, 7).

Тип 3. Плоская фигурная подвеска с вертикальным отверстием в центре, украшенная циркульным орнаментом (рис. 4, 8).

Тип 4. Мелкие косточки лап животных с от-

верстиями для подвески (рис. 4, 9, 10).

Класс 2. Шумящие подвески. Насчитывает одну группу и пять типов.

Группа 1. Бронзовые. Является самой многочисленной и насчитывает типов.

Тип 1. Подвесные конические язычковые колокольчики, в разном исполнении (рис. 1, 6-9, 11, 12).

Тип 2. Круглые бубенцы с петлёй для подвески, в разном исполнении (рис. 1, 13-15, 17).

Тип 3. Круглые бубенцы с петлёй для подвески и прорезью в нижней части (рис. 1, 16, 19-21).

Тип 4. Подвесные двусоставные бубенчики овальной и конической формы с рельефным геометрическим орнаментом, в разном исполнении (рис. 1, 18, 22-31).

Тип 5. Каплевидные подвески'-язычки округлой и овальной формы цельнолитые с рельефным геометрическим орнаментом, в разном исполнении (рис. 2, 2-9).

Проделанная классификация сразу же обращает на себя внимание тем, что большинство предметов культового назначения сделаны из цветных металлов. Вероятно, это связано с тем, что в тюркском мире имело место широкое распространение представлений о металле как об обереге [39, с. 185]. Однако, семантика классифицированных предметов культового назначения нам неизвестна, поэтому их смысловое значение можно лишь предполагать для отдельных типов, выстраивая гипотезы на основе этнографических сведений.

Бронзовые подвески, имитирующие солярные знаки, в различном исполнении (рис. 1, 1-5, 10), условно можно назвать солнечными амулетами.

Вполне допустимо предполагать о том, что они связаны с культами солнца и огня, и выполняли другую, вероятно, ведущую функцию - амулета-оберега для их владельцев. По верованиям остяков, солнце и огонь - две дочери верховного бога, который поручил им освещать и согревать жителей земли [40, с. 224]. Косвенно на это указывает и тот факт, что «солнечные амулеты» зафиксированы в древностях раннего и развитого средневековья саратовской археологической культуры, население которой погребало своих родственников по обряду кремации на стороне.

Вероятно, аналогичную или близкую по содержанию функцию выполняли бронзовые и серебряные амулеты, представляющие собой фрагменты зеркал (рис. 3, 1-8), которые в основном зафиксированы в древностях развитого средневековья шандинской археологической культуры, которая генетически связана с культурой бачат-ских телеутов. У последних известно, что предметы, которые клали в могилу, намерено портили, обламывали у них края и совершали другие действия по отношению к ним, тем самым как бы умерщвляя их. Делали это скорее затем, чтобы в другом мире эти вещи могли принять свой «настоящий» вид и использоваться умершими [39, с. 240; 41, с. 332]. Корни этой традиции уходят в глубокую древность, поэтому она известна у многих народов Северной Азии, в том числе и у другого коренного этноса Кузнецкой котловины -шорцев [40, с. 221; 42, с. 249-250]. Эта информация объясняет, почему на погребальных памятниках кочевников развитого средневековья Кузнецкой котловины фиксируются в основном лишь фрагменты зеркал или зеркала подверженные частичной ломке. Из этнографических сведений известно, что в мировоззрении тюркских народов Южной Сибири ритуальными функциями наделены многочисленные бытовые предметы по своей вторичной функции [43, с. 188-194]. Вероятно, это касается и средневековых зеркал, которые отслужив свой век и утратив первоначальную функцию, переделывались для исполнения культовых действий связанных с верованиями и тем самым получали «вторую жизнь» в качестве амулета-оберега.

Бронзовые ажурные сердцевидные литые подвески, в разном исполнении, в том числе и с рельефным изображением растения (рис. 2, 16-24), вероятно, связаны с культом родового дерева. Эти амулеты отражали факт «соединения» человека и растения, тем самым, подчеркивая цикличность человеческой жизни.

Важным обстоятельством является тот факт, что эти находки были сделаны лишь в могилах женщин и девочек на погребальных памятниках развитого средневековья шандинской археологической культуры. Это позволяет предполагать, что они являются индивидуальными специфическими женскими амулетами, выполняющими

функцию оберега при деторождении и преемственности традиций жизни от одного к поколению. В тюркской культуре прослеживается «одержимость» идеей дерева и родства с миром трав, листьев, побегов, а украшения с этой символикой неразрывно связаны с культом плодородия [43, с. 173; 44, с. 43; 45, с. 238; и др.].

Бронзовые и серебряные сердцевидные цельнолитые подвески (рис. 2, 14; 4, 3) входили в состав ожерелья из бус и псевдошумящей подвески [14, с. 141], которое, наиболее вероятно, выполняло роль оберега семейного благополучия. Последняя функция традиционно приписывается бусинам в культуре тюркоязычного населения Южной Сибири [43, с. 174].

Костяные и роговые амулеты (рис. 4, 4-10) в первую очередь выполняли оберегающую функцию и, вероятно, были связаны с верой в удачную охоту. Видимо, близки к этой функции и зооморфные металлические амулеты (рис. 2, 26-34;

4, 1 ), но при этом нельзя исключать их связь с верой и культом тотема. Кроме того, в мифологии сибирских народов известно, что во время шаманского камлания шаман совершает путешествие в нижний мир или океан смерти, превращаясь в птицу [46, с. 109]. Поэтому находки бронзовых подвесок с изображениями летящей птицы, в разном исполнении (рис. 2, 27-32), в средневековых погребальных комплексах можно интерпретировать как вспомогательное средство для совершения душой погребенного человека путешествия в иной мир.

Бронзовые шумящие подвески представлены различными предметами (рис. 1, 6-9, 11-31; 2, 2-9), которые были призваны издавать звук во время проведения ритуальных действий с целью отпугнуть злых духов или наоборот призвать добрых духов или божество. Как правило, такие предметы использовались для украшения шаманского костюма, головного убора и бубна [43, с. 176; и др.], но могли использоваться и как обереги рядовыми членами общества.

Оценивая значение предметов культового назначения в материальной и духовной культуре средневекового населения Кузнецкой котловины можно констатировать, что они занимают свое специфическое место в вещном мире. Они представлены большим типологическим разнообразием форм и материалов исполнения.

Среди них существуют предметы, которые изначально предназначались для исполнения культовых действий и те которые переделывались в культовые в результате утраты ими своей первичной функции. Разнообразные амулеты и шумящие подвески играли заметную роль в повседневной жизни средневекового населения Кузнецкой котловины, наделялись ими глубоким семантическим смыслом, оберегали людей в повседневной жизни и сопровождали их в иной мир после смерти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая Советская Энциклопедия. Т. 30. 3-е изд. М.: «Советская Энциклопедия», 1955. 656 с.

2. Мытарев А.А. От Абы до Яи. Географический словарь Кемеровской области. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1970. 216 с.

3. Куминова А.В. Растительность Кемеровской области. Новосибирск, 1949. 198 с.

4. Окунева И.В. Лачиновская культура // Памятники раннего средневековья Кузнецкой котловины. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. С. 36-64.

5. Илюшин А.М. Этнокультурная история Кузнецкой котловины в эпоху средневековья. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2005. 240 с.

6. Эрдниев У.Э. Городище Маяк. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1960. 68 с.

7. Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., Гузь В.Б., Стародубцев А.Г. Могильник Сапогово - памятник древнетюркской эпохи в Кузнецкой котловине. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1992. 126 с.

8. Илюшин А.М. Курганы средневековых кочевников долины реки Бачат. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993. 116 с.

9. Илюшин А.М. Курган-кладбище в долине р. Касьмы как источник по средневековой истории Кузнецкой котловины // Труды Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции. Т. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. 119 с.

10. Савинов Д.Г. Могильник Калтышино-1 (новые материалы по археологии начала II тыс. н.э.) // Памятники раннего средневековья Кузнецкой котловины. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. С. 77-99.

11. Ширин Ю.В. Поселения конца I тыс. н.э. в предгорьях Кузнецкого Алатау // Памятники раннего средневековья Кузнецкой котловины. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. С. 65-76.

12. Илюшин А.М. Курганная группа Шабаново-3 // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. Кемерово-Гурьевск: Изд-во КузГТУ, 1998. С. 54-78.

13. Илюшин А.М., СулейменовМ.Г. Курганная группа Мусохраново-3 // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. Кемерово-Гурьевск: Изд-во КузГТУ, 1998. С. 79-106.

14. Илюшин А.М. Могильник Саратовка: публикация материалов и опыт этноархеологического исследования. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 1999. 160 с.

15. Илюшин А.М. Население Кузнецкой котловины в период развитого средневековья (по материалам раскопок курганного могильника Торопово-1). Кемерово: Изд-во КузГТУ, 1999. 208 с.

16. Ширин Ю.В. Многослойное поселение Казанково V // Кузнецкая старина. Вып. 4. Новокузнецк: Изд-во «Кузнецкая крепость», 1999. С. 25-44.

17. Кузнецов Н.А. Курганный могильник Шестаки-1 // Кузнецкая старина. Вып. 6. Новокузнецк: Изд-во «Кузнецкая крепость», 2004. С. 41-68.

18. Ширин Ю.В. Городище Городок и его окрестности в древности // Кузнецкая старина. Вып. 6. Новокузнецк: Изд-во «Кузнецкая крепость», 2004. С. 69-112.

19. Кузнецов Н.А. Есаульская курганная группа // Кузнецкая старина. Вып. 7. Новокузнецк: Изд-во «Кузнецкая крепость», 2005. С. 46-76.

20. Илюшин А.М. Культовые памятники средневекового населения Кузнецкой котловины // Вестник Кузбасского государственного технического университета, 2006. №6.2. С. 135-144.

21. Бородкин Ю.М. Курганы у с. Тарасово // Археология Южной Сибири. Кемерово: КемГУ, 1977. С. 139-147.

22. Васютин А.С. О двух предметных комплексах из Кузнецкой котловины (по материалам раскопок двух курганов на могильниках Ваганово I и Калтышино II в Промышленновском районе Кемеровской области) // Этнические и этнокультурные процессы у народов Сибири: история и современность. Кемерово: КемГУ, 1992. С. 100-105.

23. Бобров В.В. Курган могильника Промышленная-1 // Памятники раннего средневековья Кузнецкой котловины. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. С. 108-116.

24. Илюшин А.М. Средневековые курганы со рвами в Кузнецкой котловине (хронология и культурная принадлежность) // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I-II тысячелетии н.э. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. С. 103-111.

25. Илюшин А.М., Сулейменов М.Г. Впускные погребения Шабаново-1 // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. С. 208-224.

26. Илюшин А.М. Материальная и духовная культура аз-кыштымов (по археологическим данным) // Комплексные исследования древних и традиционных обществ Евразии. Барнаул: Изд-во АГУ, 2004. С. 132-138.

27. Окунева И.В. Керамика поселения Курья-4 // Проблемы археологических культур степей Евразии. Кемерово: КемГУ, 1987. С. 78-85.

28. Ширин Ю.В. Орнаментация средневековой керамики Южного Кузбасса // Орнамент народов Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1992. С. 36-50.

29. Худяков Ю.С. Стрелы Елыкаевской коллекции // Кузнецкая старина. Вып. 1. Новокузнецк: Изд-во «Кузнецкая крепость», 1993. С. 46-57.

30. Илюшин А.М., Сулейменов М.Г. Комплекс вооружения предмонгольского времени из кургана-кладбища Сапогово-2 // Кузнецкая старина. Вып. 2. Новокузнецк: Изд-во «Кузнецкая крепость», 1994. С. 91-96.

31. Илюшин А.М. Уникальные находки посуды в средневековых древностях Кузнецкой котловины // Вестник Кузбасского государственного технического университета, 2006. №4. С. 159-162.

32. Яковлев Я.А. Средневековое культовое литье Нарымского Приобья // Западная Сибирь в эпоху средневековья. Томск: Изд-во ТГУ, 1983. С. 9-31.

33. Беликова О.Б., Плетнева Л.М. Памятники Томского Приобья в V-VIII вв. н.э. Томск: Изд-во ТГУ, 1983. 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Асеев И.В., Кирилов И.И., Ковычев Е.В. Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья. Новосибирск: Наука, 1984. 186 с.

35. Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху средневековья. Томск: Изд-во ТГУ, 1991. 181 с.

36. Арсланова Ф.Х. Языческая символика в обрядовой женской одежде кимаков и кыпчаков // Вторые исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова: Докл. республ. науч. конф. Ч. 2. Омск: ОмГУ, 1992. С. 83-86.

37. Беликова О.Б. Среднее Причулымье в X-XIII вв. Томск: Изд-во ТГУ, 1996. 272 с.

38. Троицкая Т.Н., Новиков А.В. Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье. Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН, 1998. 152 с.

39. Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII - первой четверти XX века: историко-этнографическое исследование // Материалы к серии «Народы и культуры». Вып. XVIII: Телеуты. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1993. 326 с.

40. КосаревМ.Ф. Западная Сибирь в древности. М.: Наука, 1981. 245 с.

41. Малов С.Е. Несколько замечаний к статье А.В. Анохина «Душа и её свойства по представлениям телеутов» // Материалы по археологии и этнографии. 1929. Т. 8. С. 330-333.

42. Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М.: Наука, 1981. 278 с.

43. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука, 1988. 225 с.

44. Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, 1990. 209 с.

45. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центральной Азии. М.: Наука, 1991. 296 с.

46. Романова Е.Н. К интерпретации символики якутского шаманского обряда (путешествие за ду-шой-«кут» больного) // Шаманизм и ранние религиозные представления. М., 1995. С. 108-114.

□ Автор статьи:

Илюшин Андрей Михайлович , докт. истор. наук, проф. каф. отечественной истории, теории и истории культуры КузГТУ, директор ГНЦ, начальник Кузнецкой комплексной археологоэтнографической экспедиции.

Тел. 8-3842-39-69-04, ilushin1963@mail.rn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.