Научная статья на тему 'АМОТИВАЦИЯ ‒ ФАКТОР ДЕФИЦИТА МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА'

АМОТИВАЦИЯ ‒ ФАКТОР ДЕФИЦИТА МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / личность / дефицит / мотивация / обучение. / psychology / personality / deficit / motivation / training.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Жовлиева Н. У.

Мотивация ‒ суть обучения. Мотивация дает людям желание выполнять задания, осваивать новые знания и двигаться вперед в процессе обучения. Влиять на мотивацию студентов -значит действовать на их вовлечённость и настойчивость и, на их учебный успех. Мотивация ключевой фактор академического успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Жовлиева Н. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF THE DEFICIT PATTERN FOR STUDENTS’ EDUCATIONAL ACTIVITIES

Motivation is the very essence of learning. Motivation gives people the desire to accomplish tasks, acquire new knowledge, and move forward in the learning process. Influencing student motivation means influencing their engagement and persistence and, ultimately, their academic success. Motivation is a key factor in academic success.

Текст научной работы на тему «АМОТИВАЦИЯ ‒ ФАКТОР ДЕФИЦИТА МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА»

УДК 159.923

Жовлиева Н.У. преподаватель кафедра «Психология» Термезский государственный университет

Узбекистан, Термез

АМОТИВАЦИЯ - ФАКТОР ДЕФИЦИТА МОТИВОВ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация. Мотивация - суть обучения. Мотивация дает людям желание выполнять задания, осваивать новые знания и двигаться вперед в процессе обучения. Влиять на мотивацию студентов - значит действовать на их вовлечённость и настойчивость и, на их учебный успех. Мотивация -ключевой фактор академического успеха.

Ключевые слова: психология, личность, дефицит, мотивация, обучение.

Jovlieva N. U. lecturer

Department of Psychology Termez State University Uzbekistan, Termez

MANIFESTATION OF THE DEFICIT PATTERN FOR STUDENTS'

EDUCATIONAL ACTIVITIES

Abstract. Motivation is the very essence of learning. Motivation gives people the desire to accomplish tasks, acquire new knowledge, and move forward in the learning process. Influencing student motivation means influencing their engagement and persistence and, ultimately, their academic success. Motivation is a key factor in academic success.

Key words: psychology, personality, deficit, motivation, training.

Мотивация - личная энергия, направленная на конкретную цель. Состояние динамичное и постоянно развивающееся, нормально, что уровень мотивации, которую личность чувствует, может колебаться, если не поддерживает его регулярно. Наблюдается устойчивое отсутствие мотивации, это может поставить под угрозу успехи в учебе и, возможно, привести к тому, что студент бросить учёбу. Когда личность страдает от отсутствия мотивации, можно наблюдать несколько проявлений, в том числе: усталость, чувство вины, скука, разочарование, уныние, поиск оправданий, чтобы не учиться, увеличение пропусков занятий, трудности с

запоминанием и академические неудачи. На уровень мотивации влияют несколько факторов. Некоторые из них находятся вне контроля, но многие факторы являются собственным восприятием и поведением относительно целей, которые личность перед собой ставим.

Мотивация — плодотворная область исследований в психологии. Считается источником энергии, направления или даже настойчивости, которую люди испытывают как в своих действиях, так и в своих намерениях (Райан и Деси, 2000). Было предложено несколько теоретических моделей для объяснения процесса, посредством которого взрослый человек принимает решение заняться обучением (Boshier, 1973; Tough, 1979; Cross, 1982; Wlodkowski, 2001; Viau, 2004). В моделях последнего находим идею, согласно которой решение о проведении обучения является результатом положительного взаимодействия между двумя фундаментальными факторами: с одной стороны, ценностью, приписываемой запланированному обучению, и пользой, которую оно может принести, и с другой. с другой стороны, его шансы на успех в решении этой задачи: «Эти два фактора рассматриваются как взаимодействующие до такой степени, что, если хотя бы один из них отсутствует, решение об участии будет каким-либо негативным образом» (Буржуа, 1998, с.. 102). В результате общие теории мотивации, вытекающие из психоаналитического подхода Зигмунда Фрейда, имеют лишь ограниченный интерес к интересующей нас проблеме.

Мотивация - сложная область исследований. В течение нескольких лет этому вопросу посвящено несколько литературных источников, и он заинтересовал многих специалистов. Действительно, на мотивацию влияют несколько факторов: когнитивный аспект, аффективный аспект и психологические аспекты. Для Уильямса и Бердена (1997) мотивация — это «состояние когнитивного и эмоционального осознания, которое приводит к сознательному решению действовать и которое провоцирует период интеллектуальных и/или физических усилий для достижения цели, поставленной в данный момент. ". В том же духе Райан и Деси (2000) утверждают, что: «Быть мотивированным означает быть побужденным что-то сделать. Таким образом, человек, который не чувствует побуждения или вдохновения к действию, характеризуется как немотивированный, тогда как тот, кто полон энергии или активен для достижения цели, считается мотивированным».

Опираясь на эти два определения, можно сказать, что мотивация - это совокупность сил и факторов, определяющих действия и поведение личности для достижения цели или осуществления деятельности.

Ряд исследователей в области мотивации подтверждают, что существует взаимная связь между мотивацией и успешностью процесса преподавания. Мартин и Альбанезе (2001) подтверждают, что отсутствие или слабость мотивации представляет собой реальное препятствие на пути к успеху процесса преподавания-обучения (цитируется по Вианину (2006)).

Чаппас (1992, с.40) подтверждает связь между успешностью и степенью мотивации, он утверждает, что «процент успеха увеличивается с силой мотивации, причем влияние академической мотивации еще сильнее у слабых испытуемых (более мотивированных они таковы, тем больше они преуспевают в бакалавриате, несмотря на свой недостаток» (цитата по Вианину (2006)). Форнер (1999) подтвердил корреляцию между мотивацией и успехом в бакалавриате (цитата по Вианину (2006). В том же видении вывод поискового исследования Метрайлера (2005) был следующим: чем выше оценки, тем выше результаты «внутренней» мотивации, а чем ниже оценки, тем выше результаты «внутренней» мотивации (амотивации). отсутствие мотивации) высоки (цитата по Вианину, 2006).

Теория самоопределения (Deci & Ryan, 1985, 1991) входит в число основных теорий, которые позволяют лучше понять и лучше объяснить мотивацию. Это теория, которая облегчает выявление различных факторов в социальном контексте, влияющих на мотивацию. Эта теория предполагает существование различных типов самоопределяемой мотивации, которые оказывают существенное влияние на развитие личности (Piché, 2003).

Согласно теории самоопределения, в основе мотивации человека лежат три психологические потребности: потребность в автономии, потребность в компетентности и потребность в социальной принадлежности. Когда удовлетворение этих трех потребностей присутствует, это должно привести к ощущению благополучия у человека.

Деси и Райан (1985) предполагают существование разных типов самоопределяемой мотивации, характеризующихся разными уровнями автономии. Теория, первоначально представленная Ричардом Деси в 1975 году и дополненная Деси и Райаном (1985, 2000), позволяет различать двух видов мотивации: внутренняя мотивация: «делать что-то потому, что это по своей сути интересно и приятно». Если человек внутренне мотивирован к какой-либо деятельности, он или она захочет заниматься этой деятельностью ради удовольствия, которое доставляет ее выполнение. Студенты с внутренней мотивацией без колебаний прикладывают больше усилий, проявляют настойчивость и учатся глубже. Внешняя мотивация: «делать что-то, потому что это приводит к отдельному результату». Если у человека есть внешняя мотивация к какой-либо деятельности, он будет заниматься этой деятельностью потому, что его подталкивают к этому внешние элементы или ради вознаграждения, которое обеспечит выполнение этой деятельности (примеры: соревнования, наказание, вознаграждение, социальное давление).

Таким образом, внутренняя и внешняя мотивация дополняются амотивацией, определяющей как отсутствие у личности самоопределяющейся мотивации. Это следствие неспособности человека воспринимать связь или взаимосвязь между тем, что он называет поведением, и результатами, которые он впоследствии получает. В

следствие, у человека возникает ощущение, что он подвержен воздействию факторов, находящихся вне всякого контроля.

Использованные источники:

1.Абдурахманова А. Т. Проектная деятельность в образовании: на примере реализации национальной программы образования (Узбекистан) //Коллекция гуманитарных исследований. - 2023. - №. 1 (35). - С. 29-35.

2.Абдурахманова А. Т. Проектный подход как инновационный метод в обучении// Вестник национального университета Узбекистана. - 2023. №1(5). - С.30-39

3.Абдурахманова А. Т. Компетентностные основы проектного подхода в становлении специалистов. //O'ZBEKГSTON МГ^ГС UMVERSГTETГ ХАВАЕЬАМ. - 2023. 1(8). С.5-7

4.Поварёнков, Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. / Ю. П. Поварёнков // Сборник научных трудов. — Ярославль: ЯГПУ, 2003. - С. 154-163.

5. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.