Асланян Сурен Георгиевич
Кубанский государственный университет (тел.: +78612685959)
Амнистия в зеркале гендерного равенства
В статье рассматриваются вопросы применения амнистии с точки зрения гендерного равенства. На основании существующей практики показывается, что амнистия чаще применяется к женщинам и ее условия для женщин являются более благоприятными. Анализируются правовые позиции Конституционного Суда РФ. Формулируется вывод о том, что практика применения амнистии не нарушает гендерного равенства.
Ключевые слова: амнистия, гендерное равенство, гуманизм, мужчина, женщина, Конституционный Суд РФ.
S.G. Aslanyan, Kuban State University; tel.: +78612685959. Amnesty in the mirror of gender equality
The article deals with the application of amnesty in terms of gender equality. Based on existing practice, it is shown that amnesty is more often applied to women and its conditions for women are more favorable. The legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation are analyzed. The conclusion is drawn that the practice of applying amnesty does not violate gender equality.
Key words: amnesty, gender equality, humanism, man, woman, Constitutional Court of the Russian Federation.
В аспекте обеспечения гендерного равенства при применении уголовно-правовой нормы интересно подвергнуть анализу такую специфическую форму прощения государством лиц, совершивших преступления, как амнистия.
Правовое регулирование амнистии ограничено небольшим числом положений. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ [1] амнистия отнесена к исключительному ведению Российской Федерации, а согласно п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии осуществляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Содержание этих предписаний развивается в рамках ст. 84 УК РФ [2], которая, впрочем, не демонстрирует должной конкретизации правового регулирования вопроса, что служит основанием для многочисленных дискуссий. Однако важность как самих актов амнистии, так и порождаемых ими правовых последствий не позволяет оставлять эту проблему в правовом вакууме, поэтому амнистии посвящены несколько правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Целесообразность оценки актов об амнистии с гендерных позиций продиктована реальной дифференциацией последствий амнистии для мужчин и женщин. Нами были изучены все акты об амнистии, изданные за время существования Российской Федерации. Из 17 таких актов гендерно значимые положения содержатся в 9 из них, т.е. даже чаще, чем в каждом втором. При этом как в самом уголовном законодательстве, так и в практике его реализации в актах об амнистии наблюдается дискриминация мужчин.
Анализ постановлений Государственной Думы, содержащих неодинаковые для мужчин и женщин предписания, позволяет выделить некоторые формы дифференциации положений об амнистии по признаку гендера. Не принимаются во внимание условия, касающиеся беременных женщин (в силу того, что это представляет собой обстоятельство исключительно физиологического плана), а также правила, хотя и предусматривающие различия по признаку пола, но основанные на соответствующей гендерной асимметрии в других отраслях права (достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).
Наиболее частым отличием является распространение амнистии только на женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а иногда (в двух случаях) еще и детей-инвалидов, без возможности применения таковой к мужчинам, имеющим аналогичный семейно-правовой статус. Соответствующие положения содержатся в пп. «в» п. 2 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 апреля 1995 г. № 713-1 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 19411945 годов» [3], пп. «в» п. 1 постановления Го -сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. № 2038-11 ГД «Об объявлении амнистии» [4], пп. «б» п. 1 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 4147-11 ГД «Об объявлении амнистии» [5], пп. «в» п. 2 постановления Государственной Думы Федерально-
го Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 г. № 398-111 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [6], пп. 1 п. 2, п. 3, пп. 3, 4 п. 6, п. 8 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 апреля 2006 г. № 3043-1У ГД «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России» [7], пп. 1 п. 2 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 3500-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» [8].
В других случаях некоторые условия амнистии распространяются только на женщин вне зависимости от наличия у них детей, к мужчинам же такие положения не относятся вовсе. В частности, в соответствии с п. 3 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. № 2038-11 ГД «Об объявлении амнистии» освобождению от наказания подлежали женщины, осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания, а согласно п. 3 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 4147-11 ГД «Об объявлении амнистии» -женщины, впервые осужденные к лишению свободы за умышленные преступления на срок до пяти лет включительно.
Только женщин касаются и специфические условия, предусмотренные в двух актах об амнистии. Прекращению подлежали находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов уголовные дела в отношении женщин, впервые совершивших умышленные преступления, максимальное наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы. При совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы, лица указанной выше категории подлежали уголовной ответственности, однако освобождались от наказания, если суд счел необходимым назначить им таковое в размере до пяти лет лишения свободы включительно (п. 7 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 4147-11 ГД «Об объявлении амнистии», п. 8 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 г. № 398-111 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).
В отдельных случаях для мужчин и женщин прямо устанавливались различные условия,
при которых на них распространяется амнистия. Например, согласно пп. «б» и «в» п. 1 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. № 63-1 ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации» амнистированию подлежали женщины (независимо от возраста), а также мужчины старше 60 лет.
В пп. 7 и 8 п. 1 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [10] закреплялось, что амнистия затрагивает женщин, а также одиноких мужчин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних. При этом в пп. 7 и 8 п. 7 постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 г. № 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»» [11] было конкретизировано, что под действие акта об амнистии подпадают лица, имеющие детей соответствующих категорий и не лишенные родительских прав. Для мужчин дополнительно оговаривалось, что речь идет о лицах, не вступивших в повторный брак и являющихся единственными родителями.
В соответствии с пп. «а» и «б» п. 4 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 г. № 398-111 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» амнистия распространялась на женщин, впервые осужденных на срок до пяти лет включительно, а также на мужчин, впервые осужденных на срок до пяти лет включительно, но отбывших не менее половины назначенного срока наказания.
Самостоятельного рассмотрения заслуживает постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 2172-111 ГД «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» [12], в котором ген-дерные различия проявились наиболее ярко и были использованы законодателем осознанно. Амнистия в принципе не касалась мужчин (за исключением несовершеннолетних мужского пола). Данный акт применялся к различным категориям лиц женского пола (женщины, имеющие несовершеннолетних детей; женщины старше 50 лет; женщины-инвалиды I или II группы, женщины, больные туберкулезом, от-
23
несенные к I или II группе диспансерного учета; женщины, являющиеся женами инвалидов войны I или II группы, а также вдовами и матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества) и предусматривал в отношении них, в зависимости от некоторых уголовно-правовых и характеристик ( например, категория преступления, вид преступления по форме вины, срок наказания в виде лишения свободы, отбывание ранее наказания в исправительных учреждениях и др.), целый ряд мер: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания и от его дальнейшего отбывания, сокращение неотбытой части наказания.
То, что амнистия чаще применяется к женщинам и предоставляет им более льготные условия, само по себе еще не свидетельствует о нарушении гендерного равенства. В оценке обоснованности и гендерной сбалансированности такого положения вещей следует исходить из правовой природы и значения актов об амнистии, а также тех критериев, которым они должны отвечать.
Этот вопрос неизменно вызывает споры в науке, однако существенный вклад в его решение внес Конституционный Суд РФ. В частности, в постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. № 11- П [13] указывается, что постановления Государственной Думы об объявлении амнистии распространяются на неопределенный круг лиц, следовательно, носят нормативный характер. Поскольку не существует какого-либо специального закона, который бы определял условия амнистии, соответствующие акты фактически сами восполняют этот пробел. Процедура, в соответствии с которой принимается постановление Государственной Думы, аналогична процедуре принятия закона, а содержательно такой акт допускает отказ от применения норм, содержащихся в федеральном законе. На основании изложенного был сделан вывод о том, что постановления Государственной Думы об объявлении амнистии имеют особую правовую природу и по своему статусу приравниваются к федеральным законам.
На первый взгляд может показаться, что акт об амнистии не должен предусматривать различные условия для мужчин и женщин, равно как не должно содержаться подобных положений в законе.
В то же время очевидно, что если постановление Государственной Думы об объявлении амнистии приравнивается к закону, то оно также должно основываться на общих конституционных требованиях, предъявляемых к регулированию публично-правовых отношений между государством и личностью, среди которых не только равенство, но также гуманизм и соответствие целям применения. Коллизия принципов
уголовного права в регламентации вопросов, имеющих гендерное содержание, заслуживает самостоятельного и подробного анализа, однако применительно к амнистии эта проблема приобретает несколько специфическое содержание.
В литературе отмечается, что реализация принципа равенства в амнистии заключается в том, что таковая должна применяться в равной мере ко всем лицам, в отношении которых она объявлена. Но это не препятствует установлению различных условий применения амнистии к той или иной категории лиц [14].
Косвенно о том, что реально несимметричное с точки зрения гендера осуществление амнистии не нарушает принцип равенства, свидетельствует и тот факт, что ряд актов об амнистии (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 февраля 1996 г. № 60-11 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 года» [15], постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 1199-11 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике» [16], постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 декабря 1999 г. № 4784-11 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе» [17], постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июня 2003 г. № 4125-111 ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики» [18], постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2006 г. № 3498-4 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа» [19]) касался исключительно лиц, совершивших преступления в отдельных регионах Российской Федерации в период проведения контртеррористических операций либо в составе незаконных вооруженных формирований или устойчивых вооруженных групп (бандах). Очевидно, что подавляющее большинство из них составляли мужчины, и это, конечно, принималось во внимание законодателем с учетом целей этих актов об амнистии.
24
Что касается принципа гуманизма и соответствия акта об амнистии целям его применения, то следует обратить внимание на обоснования необходимости объявления амнистии, приводимые в преамбуле каждого постановления Государственной Думы. Они неизменно включают ссылку на формальное основание - соответствующие полномочия Государственной Думы, закрепленные в ст. 103 Конституции РФ. Наряду с этим, как правило, провозглашается, в связи с каким событием (иногда используется более торжественная формулировка «в ознаменование») объявляется амнистия. Впрочем, даже привязка амнистии к определенному поводу не является правилом; даже преамбула постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 2172 III ГД «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» содержит лишь указание на принцип гуманизма.
Событиями, в связи с которыми объявлялась амнистия, были годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., учреждения Государственной Думы в России, принятия Конституции РФ. Очевидно, что ни одно из них не связано с какой-либо значимой вехой отечественной истории, имеющей отношение к гендерному равенству (хотя таким поводом теоретически могла бы быть, например, годовщина провозглашения равноправия полов, состоявшегося в 1917 г.).
В то же время почти во всех случаях (кроме постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. № 63-1 ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации»), объявляя амнистию, Государственная Дума провозглашала, что руководствуется принципом гуманизма. И это, безусловно, логично для акта, представляющего собой прощение преступников, снисхождение к ним [20, с. 32], или даже для акта милости и гуманистической акции (постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. № 11- П). Поэтому именно гуманизм выступает ключевым критерием, определяющим концептуальную направленность акта об амнистии, что и отличается ее от ординарных федеральных законов.
С.А. Сотников выразил мнение, что амнистия представляет собой отказ государства от выполнения своей обязанности обеспечить безопасность общественных отношений, взятых под охрану уголовного закона. Такой отказ нелегитимен, поскольку Конституция РФ не предоставляет законодателю такого права, а условия амнистии определяются Государственной Думой самостоятельно, исходя из политической целесообразности [21, с. 22-24].
Согласиться с приведенным тезисом трудно. Во-первых, ключевым соображением при определении условий амнистии выступает не политическая целесообразность [22], а гуманизм. На это прямо указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. № 11- П: при объявлении амнистии необходимо исходить не только из политической или экономической целесообразности, но, прежде всего, из веры в добро и справедливость, а также из социальной обусловленности такой гуманистической акции в демократическом правовом государстве.
Во-вторых, в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 марта 2003 г. № 3-П [23] говорится, что Государственной Думе принадлежит право принять соответствующий закон, определяющий общие условия осуществления амнистии. Однако, как известно, на сегодняшний день такого закона нет, поэтому установление в рамках конституционных принципов конкретных оснований и пределов амнистирования лиц, совершивших преступления, относится к числу дискреционных полномочий федерального законодателя, который, исходя из того, что Конституция РФ не гарантирует права быть амнистированным каждому, кто совершил преступление, вправе объявлять амнистию в отношении определенных категорий лиц, которые он сам сочтет целесообразными.
Наконец, в-третьих, объявление амнистии не может быть произвольным. В силу презумпции добросовестности и разумности действий конституционных органов предполагается, что Государственная Дума не может выходить за конституционно обусловленные пределы предоставленного ей широкого усмотрения, определяемые прежде всего общеправовыми принципами, обязательными в демократическом обществе (постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. № 11-п). И, как следует из постановления Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. № 7-П [24], Государственная Дума, реализуя в акте об амнистии гуманистические задачи, должна взвешивать конкурирующие конституционные ценности и, исходя из обеспечения их баланса, не может допускать, чтобы права других лиц были поставлены под угрозу нарушения. Государству принадлежит право предопределять необходимость осуществления уголовного преследования в отношении того или иного лица, но наличие такого права не означает возможности неисполнения государством возложенных на него Конституцией РФ обязанностей, в частности, гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина.
25
Как видится, вывод о гендерной сбалансированности амнистии как специфической формы прощения государством лиц, совершивших преступления, можно сделать хотя бы на том основании, что акты об амнистии в целом и отдельные из них в частности неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который не усмотрел их несоответствия Конституции РФ в аспекте гендерного равенства и сформулировал такие критерии, которые позволяют Государственной Думе самостоятельно решать вопрос об амнистии, исходя из соответствующих принципов и целей.
Резюмируя изложенное, можно утверждать, что большая частота и более льготные условия
применения амнистии в отношении женщин не нарушают гендерного равенства, поскольку это предполагает, что акт об амнистии соответствует общим правовым требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам уровня федерального закона, основывается на приоритетном учете принципа гуманизма и в отсутствие со специальным регулированием находится в пределах дискреционных полномочий федерального законодателя, который реализует их при непременном условии обеспечения баланса конституционно значимых ценностей, включая интересы лиц, потерпевших от преступлений.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Доступ из справю правовой системы «Консуль-тантПлюс».
3. Об объявлении амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: постановление ГД ФС РФ от 19 апр. 1995 г. № 713-1 ГД // Собр. законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1608.
4. Об объявлении амнистии: постановление ГД ФС РФ от 24 дек. 1997 г. № 2038-11 ГД// Рос. газ. 1997. 27 дек.
5. Об объявлении амнистии: постановление ГД ФС РФ от 18 июня 1999 г. № 4147-11 ГД // Рос. газ. 1999. 22 июня.
6. Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: постановление ГД ФС РФ от 26 мая 2000 г. № 398-Ш ГД // Собр. законодательства РФ. 2000. № 22. Ст. 2286.
7. Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России: постановление ГД ФС РФ от 19 апр. 2006 г. № 3043-IV ГД // Рос. газ. 2006. 21 апр.
8. Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации: постановление ГД ФС РФ от 18 дек. 2013 г. № 3500-6 ГД // Рос. газ. 2013. 19 дек.
9. Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации: постановление ГД ФС РФ от 23 февр. 1994 г. № 63-1 ГД // Рос. газ. 1994. 26 февр.
1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on Dec. 12, 1993) //Coll. of legislation of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.
2. Criminal Code of the Russian Federation: fed. lawd.d. June 13, 1996 № 63-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
3. On the announcement of an amnesty in connection with the 50th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945: decree of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation d.d. Apr. 19. 1995 № 713-1 SD //Coll. of legislation of the Russian Federation. 1995. № 18. Art. 1608.
4. About declaration of amnesty: decree of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation d.d. Dec. 24, 1997 № 2038-II SD // Rus. newsp. 1997. Dec. 27.
5. On the announcement ofamnesty: decree ofthe State Duma ofthe Federal Assembly ofthe Russian Federation d.d. June 18, 1999 № 4147-II SD // Rus. newsp. 1999. June, 22.
6. On the announcement of an amnesty in connection with the 55th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945: decree of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation d.d. May26,2000№398-IIISD// Coll. of legislation of the Russian Federation. 2000. № 22. Art. 2286.
7. Announcement of the amnesty in connection with the 100th anniversary of the establishment of the State Duma in Russia: decree of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation d.d. Apr. 19, 2006 № 3043-IV SD // Rus. newsp. 2006. Apr., 21
8. On the announcement of an amnesty in connection with the 20th anniversary of the adoption of the Constitution of the Russian Federation: decree ofthe State Duma ofthe Federal
26
10. Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: постановление ГД ФС РФ от 24 апр. 2015 г. № 6576-6 ГД // Рос. газ. 2015. 27 апр.
11. О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»: постановление ГД ФС РФ от 24 апр. 2015 г. № 6578-6 ГД //Рос. газ. 2016. 27 апр.
12. Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин: постановление ГД ФС РФ от 30 нояб. 2001 г. № 2172-111 ГД// Рос. газ. 2001. 4 дек.
13. По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года № 492-111 ГД «<О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»: постановление Конституционного суда РФ от 5 июля 2001 г. № 11-П в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан» // Вестн. Конституц. Суда РФ. 2001. № 6.
14. Антипов С.А. Конституционные основы Общей части уголовного права. М., 2012.
15. Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 года: постановление ГД ФС РФ от 9 февр. 1996 г. № 60-11 ГД // Собр. законодательства РФ. 1996. № 8. Ст. 722.
16. Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике: постановление ГД ФС РФ от 12 марта 1997 г. № 1199-11 ГД // Рос. газ. 1997. 15 марта.
17. Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе: постановление ГД ФС РФ от 13 дек. 1999 г. № 4784-11 ГД //Рос. газ. 1999. 16 дек.
18. Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики: постановление ГД ФС РФ от 6 июня 2003 г. № 4125-111 ГД // Рос. газ. 2003. 7 июня.
19. Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период
Assembly d.d. Dec. 18, 2013 № 3500-6 SD // Rus. newsp. 2013. Dec., 19
9. On the announcement of an amnesty in connection with the adoption of the Constitution of the Russian Federation: resolution of the State Duma of the Federal Assembly d.d. Febr. 23, 1994 № 63-1 SD //Rus. newsp. 1994. Febr., 26.
10. On announcing an amnesty in connection with the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945: decree of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation d.d. Apr. 24, 2015 № 6576-6 SD // Rus. newsp. 2015. Apr., 27.
11. On the procedure for the application of the Decree of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation «On the Announcement of Amnesty in Connection with the 70th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945»: decree of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation d.d. Apr.24, 2015 № 6578-6 SD // Rus. newsp. 2016. Apr., 27.
12. Announcement of amnesty for minors and women: Decree of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation d.d. Nov. 30, 2001 № 2172-III SD //Rus. newsp. 2001. Dec., 4.
13. In the case on the verification of the constitutionality of the Decree of the State Duma d.d. June 28, 2000 № 492-III of the State Duma «On Amendments to the Resolution of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» On Announcing an Amnesty in Connection with the 55th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945»: resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation d.d. July 5, 2001 № 11-P in connection with the request of the Sovetskiy District Court of the city of Chelyabinsk and the complaints of a number of citizens» // Bull. of the Constitutional Court of the Russian Federation. 2001. № 6.
14. Antipov S.A. Constitutional bases of the General part of the criminal law. Moscow, 2012.
15. Announcing an amnesty for persons who participated in unlawful activities related to the armed conflict in the territory of the Republic of Dagestan in January 1996: resolution of the State Duma of the Federal Assembly d.d. Febr. 9, 1996 № 60-II SD // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. № 8. Art. 722.
16. Announcing an amnesty for persons who committed socially dangerous acts in connection with the armed conflict in the Chechen Republic: Resolution of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation d.d. March 12, 1997 № 1199-II of the State Duma // Russian newsp. 1997. March, 15.
27
проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: постановление ГД ФС РФ от 22 сент. 2006 г. № 3498-4 ГД // Рос. газ. 2006. 23 сент.
20. Гришко А.Я., Потапов А.М. Амнистия. Помилование. Судимость. М., 2010.
21. Сотников С.А. Амнистия: сущность и применение. Владимир, 2006.
22. Об объявлении амнистии: постановление ГД ФС РФ от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД// Рос. газ. 2013. 4 июля.
23. По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1-8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан: постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2003 г. № 3-П // Вестн. Конституц. Суда РФ. 2003. № 3.
24. По делу о проверке конституционности положения пункта 8 Постановления Го -сударственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в связи с жалобой гражданки Л.М. Запорожец: постановление Конституционного Суда РФ от 24 апр. 2003 г. № 7-П // Вестн. Конституц. Суда РФ. 2003. № 4.
17. On announcing an amnesty for persons who committed socially dangerous acts during an antiterrorist operation in the North Caucasus: Decree of the State Duma of the Federal Assembly d.d. Dec. 13, 1999 № 4784-II SD//Rus. newsp. 1999. Dec., 16.
18. Announcement of amnesty in connection with the adoption of the Constitution of the Chechen Republic: decree of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation d.d. June 6, 2003 № 4125-III of the State Duma // Rus. newsp. 2003. June ,7.
19. On announcing an amnesty for persons who committed crimes during the period of counter-terrorist operations in the territories of the constituent entities of the Russian Federation located within the Southern Federal District: decree of the State Duma of the Federal Assembly d.d. Sept. 22, 2006 № 3498-4 SD // Rus. newsp. 2006. Sept., 23.
20. Grishko A.Ya., Potapov A.M. Amnesty. Pardon. Criminal record. Moscow, 2010.
21. Sotnikov S.A. Amnesty: essence and application. Vladimir, 2006.
22. On the Announcement of Amnesty: resolution of the State Duma of the Federal Assembly of July 2, 2013 № 2559-6 SD // Rus. newsp. 2013. July, 4.
23. In the case on the verification of the constitutionality of the provisions of the Criminal Code of the Russian Federation regulating the legal consequences of a person's criminal record, the recurrence and recurrence of crimes, and paragraphs 1-8 of the Decree of the State Duma of May 26, 2000 «On the Announcement of an Amnesty in Connection with the 55th Anniversary of Victory in The Great Patriotic War of 19411945» in connection with the request of the Ostankino intermunicipal (district) court of the city of Moscow and the complaints of a number of citizens: resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation d.d. March 19, 2003 № 3-P // Bull. of the Constitutional Court of the Russian Federation. 2003. № 3.
24. In the case on the verification of the constitutionality of the provision of paragraph 8 of the Decree of the State Duma of May 26, 2000 «On the Announcement of Amnesty in Connection with the 55th Anniversary of the Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945» in connection with the complaint of the citizen L. M. Zaporozhets: decision of the Constitutional Court of the Russian Federation d.d. Apr, 24, 2003 № 7-P//Bull.of the Constitutional Court of the Russian Federation. 2003. № 4.
28