ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37
Д.Ю. Кузьмина
аспирант, кафедра иностранных языков и методики их преподавания, ассистент кафедры романо-германских языков и перевода, ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
АМЕРИКАНЦЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПОВ
Аннотация. В статье ставится задача рассмотреть влияние стереотипов и гетеростереотипов на представителей этносов в ходе интеркультурной коммуникации. Автор акцентирует внимание на устойчивости и преемственности стереотипов. Приводятся в пример некоторые методики, позволяющие сделать вывод о национальном стереотипе и характере американцев.
Ключевые слова: стереотип, гетеростереотип, поликультурное образование, интеркультурное миро-
видение.
D.Yu. Kuzmina, Bunin Yelets State University
THE AMERICANS THROUGH THE PERSPECTIVE OF HETEROSTEREOTYPES
Abstract. The article is aimed at regarding the influence of stereotypes and heterostereotypes on the representatives of ethnic groups in the course of intercultural communication. The author puts an emphasis on stability and continuity of stereotypes. Some methods of identifying the national American stereotype and character are given as an example.
Keywords: stereotype, heterostereotype, multicultural education, intercultural world outlook.
В начале 21 века появилось множество понятий, связанных с культурой: мультикульту-рализм, диалог культур, кросскультурная коммуникация, интеркультурное мировидение и т.д. В образовательных стандартах подчеркивается важность подготовки будущих специалистов к культурно-просветительской деятельности. Учитывая, что мы живем в культурном многообразии общества, приоритет отдается поликультурному образованию, которое подразумевает погружение учащихся в многонациональную среду.
Для эффективного общения с представителями других народов необходимо понимать их менталитет, принимать его, при этом, не теряя собственного самосознания. Языковая личность проявляет толерантность и в то же время расширяет интеркультурное мировидение. Во избежание конфликтов, которые разгораются на политической арене, ведут к обособлению и враждебности, необходимо приблизиться к интеркультурному пониманию, избегая понятий «свой» и «чужой». Довольно часто мы судим о качествах того или иного человека на основе стереотипа о нации, к которой он принадлежит. Это происходит на основе заложенных в нашем сознании «картин мира» или эталонов, с которыми мы сравниваем реальный мир, который делится на более мелкие фрагменты, стереотипы. Стереотипы, представляющие неосознанно применяемые упрощенные шаблоны поведения, применяемые к индивидууму или группе людей, обладают высокой устойчивостью [5, 6].
Уолтер Липпман утверждал, что стереотип последовательно и авторитетно передается из поколения в поколение, представляя собой упорядоченную, комфортную для нас, картину мира, наполненную нашими привычками, вкусами, способностями, мечтами. Очевидно, что любое изменение стереотипов воспринимается «в штыки». Стереотипы, основываясь на традициях, дают чувство стабильности и самоуважения [3, c. 103-109].
Чаще всего слово стереотип вызывает негативную коннотацию, тем не менее, без него было бы невозможно вообразить наш мир. Это влечет за собой восприятие ситуации в соответ-
ствии с моральным кодом как стереотипом «правильного» поведения. Мы можем быть по-настоящему толерантны к представителю иной культуры только в случае признания субъективности нашего мнения. Если мы научимся не только слушать, но и слышать, мы достигнем взаимопонимания [4].
Е.Е. Коптякова разграничивает понятия «национальный стереотип» и «национальный характер», определяя первый как родовое понятие, а второй - как видовое, являющееся частью национального характера. В целях установления основных черт немецкого национального характера с точки зрения русского и американского национального сознания автор взял за основу методику Е. Бартминского, которая базировалась на выделении доминирующих черт характера. В результате проведенного исследования было установлено, что в американском сознании практичность и аккуратность не являются доминирующими чертами немецкого национального характера. Автор пришел к выводу о том, что причиной несовпадения стереотипных представлений является то, что мы выносим субъектное суждение, пропуская его через призму своей культуры и исходя из своего личного опыта [2, с. 129-132].
Согласно опросу общественного мнения, проведенному А.З. Журтовой, было выявлено, что россияне характеризуют американцев как «предприимчивых» и «богатых, обеспеченных». Были перечислены такие положительные качества американцев, как патриотизм, законопослушность, культуру и образованность. Самоуверенность, бахвальство, глупость, наглость были отнесены к отрицательным качествам [1].
В центре этнических и национальных исследований Ивановского государственного университета было осуществлено анкетирование, измеряющее негативное отношение к американцам в российской провинции (в Иванове) со стороны жителей, которые в основном не имели опыта общения с представителями данной этнической группы. Среди первых ассоциаций респондентами были названы «Макдоналдс», «фастфуд», «гамбургеры» и «Кола», «агрессор/Враг», «цивилизованная страна» и «статуя Свободы». Американцам приписывались ценности, связанные со сферой деловой активности и проявлением индивидуальности. Их характеризовали как законопослушных, расчетливых, высокомерных, самодостаточных. Были упомянуты такие качества, как инициативность, заносчивость, эгоистичность, амбициозность [7].
Мы решили выявить и проанализировать, какие гетеростереотипы, стереотипы, относящиеся к другому народу, сформированы в нашем сознании о представителях иноязычной культуры, американцах. Для эффективного интеркультурного взаимодействия необходимо подготовить студентов к выявлению истинности/ложности стереотипов. С группой из 8 человек в течение семестра работал ассистент преподавателя английского языка из Америки. В качестве источника материала для исследования стереотипа послужили аутентичные тексты, посвященные положительным и отрицательным чертам американского характера и непосредственное общение с носителем языка. Отношение студентов к данной нации и выявление стереотипов должны были основываться на реальных фактах, прямом контакте, а затем планомерно анализироваться. Была произведена выборка ряда утверждений из текста, затрагивающая разные аспекты жизни американцев, на основе которых студентам было нужно определить их истинность или ложность, а при необходимости дать комментарий. На основе 20 высказываний были обнаружены следующие характеристики:
- американцы неисправимые оптимисты (8);
- американцы высоко ценят индивидуализм, акцентируя внимание на индивидуальных различиях; избегают быть «типичными» или «среднестатистическими». Для них важно иметь свободу выбора (7);
- из-за обширной территории США представляется довольно сложным сделать единый вывод об американском стиле жизни. Америка - многонациональная страна, а, следовательно, представители разных этносов (а также штатов) проявляют свои ценности, религию, мировоз-
зрение, обычаи и т.д. (8);
- американский стиль жизни захватил Европу, где переняли многие традиции (сеть фастфуда, американские фильмы, Хэллоуин и т.д.) (7);
- американские привычки не сильно изменились со времен второй мировой войны; скорее, из-за появления современных удобств и разных приспособлений изменилось отношение к жизни (6);
- неверным является утверждение о том, что продукты-полуфабрикаты, замороженные продукты и еда быстрого приготовления широко распространены только в Европе (7);
- мнение о том, что американцы предпочитают поездки на автомобиле ходьбе пешком, ошибочны; наоборот, все большую популярность приобретает здоровый образ жизни (6);
- удалось развеять миф о том, что американцы не готовят дома (6);
- добродетелью американцев можно считать дружелюбие к иностранцам; ценят добрососедство; гостеприимны (8);
- предпочитают неформальный стиль общения; довольно разговорчивы; проявляют специфическое чувство юмора (7);
- не любят хвастаться и иногда принижают свои способности; не высокомерны и не заносчивы; ценят в одежде, прежде всего, комфорт (7).
Таблица 1 - Личностные черты американцев
Смысловая шкала Пример полюса (-) Пример полюса (+)
-8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8
Доброжелательность Злой, бесчеловечный Добрый, сердечный
Интеллект Глупый, тупица Думающий, п росвещенный
Экстраверсия Апатичный Оживленный
Самоконтроль Небрежный Обязательный
Независимость Слабый, тряпка Сильный, боец
Спокойствие Невыдержанный, раздражительный Покладистый, спокойный
Непрактичность Опытный, п рактичный Наивный
Правдивость Лгун Незапятнанный, праведный
Доминантность Соглашатель Неуступчивый
Неизбалованность Избалованный, капризный Непритязател ьны й
Деятельность Волокитчик Дельный, деловой
Открытость Нелюдимый Раскрепощенный
Эгоизм Непритязательный Гордец, самолюбивый
Грубость Изысканный, музыкальный Наглый, невежливый
Необычность Типичный Необычный
Данное упражнение на выявление действительных фактов и ложных суждений было нацелено на совершенствование лексических навыков студентов по теме «Character and Appearance». Предполагалось, что они уже владели лексикой по данной теме, и подобная таблица служила хорошей опорой при построении репродуктивного высказывания.
В следующем задании на основе 15 лексических классов (разработанных А.Г. Шмелевым и его коллегами), используемых в российской культуре для представления личностных черт, респондентам нужно было отметить галочкой величину полюса, соответствующую американцам. Нулевая оценка представляла среднее значение для анализируемых стереотипов (табл. 1).
-2,0 -1,0 0,0 1,0 2,0 3,0
доброжелательность 2,5 экстра версия 2,2 независимость 1,7 непрактичность -1 доминантность 0,3 деятельность 2,2 эгоизм 1,5 необычность О
Рисунок 1 - Положительные и отрицательные черты американцев
Судя по предъявленной диаграмме (рис. 1), можно сказать, что наиболее доминирующими положительными чертами являются доброжелательность, открытость, экстраверсия, деятельность, спокойствие. В то же время американцы интеллектуальны, проявляют самоконтроль и независимость. В некоторой мере присутствует эгоизм и непрактичность.
Таким образом, было выявлено, что стереотипы занимают важное место в сознании человека, поскольку общественное мнение представлено «штампами», с помощью которых мы судим о качествах и поступках людей. Мы обнаружили, что в характере американцев прослеживаются как достоинства и недостатки, а также смогли развеять некоторые мифы. Можно сказать, что такой портрет «среднестатистического» американца не выходит за рамки наших представлений. К тому же, следует учесть, что данный вывод был сделан на основе общения с одним представителем этноса, следовательно, не может распространяться абсолютно на всех людей данной этнической группы.
Список литературы:
1. Журтова А.З. Этнические гетеростереотипы в американской языковой картине мира, 2013 // Научная библиотека диссертаций и авторефератов: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/etnicheskie-geterostereotipy-v-amerikanskoi-yazykovoi-kartine-mira#ixzz3z7sar8U9 (дата обращения: 15.01.2016).
2. Коптякова Е.Е. Германия в национальных стереотипах русских и американцев [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. - Ектеринбург, 2008. - Вып. 1(24). - C. 129-132. -URL: http://www.philology. ru/linguistics1/koptyakova-08.htm (дата обращения: 15.01.2016).
3. Липпман У. Общественное мнение [Электронный ресурс]. - М.: Институт фонда Общественное мнение, 2004. - 384 c. - URL: https://vk.com/doc5787984_348047683?hash= bcaa576f942f6f9ad0&dl=952ef2119734f9090c (дата обращения: 01.02.2016).
4. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение»: [Электронный ресурс]. - URL: http://corp.fom.ru/uploads/socreal/post-113.pdf (дата обращения: 01.02.2016).
5. Психология: А-Я: словарь-справочник [Электронный ресурс] / пер. с англ. К.С. Тка-ченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл, 2000. - URL: http://psychology.academic.ru/
2458/%D1 %81 %D1 %82%D0%B5%D1 %80%D0%B5%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF (дата обращения: 01.02.2016).
6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс]. - Минск: Хар-вест, 1998. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/25 (дата обращения: 01.02.2016).
7. Рябова Т.Б. Антиамериканизм по-ивановски: к вопросу о гендерном измерении этнических стереотипов [Электронный ресурс] / Т.Б. Рябова, А.А. Лямина // Границы: альманах Центра национальных и этнических исследований ИвГУ. - Вып. 1: Этническая ситуация в Ивановской области. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2007. - С. 50-57. - URL: http://cens.ivanovo.ac.ru/almanach/riabova-lyamina-2007.htm (дата обращения: 20.01.2016).