венный интеллект. Междисциплинарные научные исследования координирует Международное общество по изучению аргументации.
Библиографический список
1. Аверинцев, С. С. Античная риторика и судьбы античного рационализма / С. С. Аверинцев // Античная поэтика. - М., 1991. - С. 713.
2. Аристотель. Риторика / Аристотель. Пер. с древнегреч. О. Цыбенко. - М.: Лабиринт, 2000. - 221 с.
3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4 / - Аристотель. - М.: Мысль, 1983.- 179 с.
4. Белова, А. Д. Лингвистические аспекты аргументации / А. Д. Белова. - Киев: Изд-во Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, 2003. - 304 с.
5. Блажевич, Н. В. Лекции по эристике / Н. В. Блажевич, Ф. А. Селиванов. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002. -192 с.
6. Бытие и небытие: сб. упражнений по философии: учебно-метод. пособие / Автор. коллектив: Ю. В. Ларин, Н. Ю. Перевозкина, К. Г. Рожко, Ф. А. Селиванов / Каф. гуманитарных дисциплин ТГИИК. - Тюмень, 2003. - 61 с.
7. Бэкон, Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1 / Ф. Бэкон. - М., 1971. - 545 с.
8. Декарт, Р. Сочинения: В 2 т. Т. I / Р. Декарт. Сост. В. В. Соколов; пер. с лат. и франц. -М.: Мысль, 1989. - 654 с.
9. Курбатов, В. И. Логика: учебное пособие для студентов вузов / В. И. Курбатов. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 320 с.
10. Рузавин, Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов / Г. И. Рузавин. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 351 с.
Заленская Наталья Самуиловна — старший преподаватель кафедры Дата поступления статьи
истории и социально-гуманитарных наук Ишимского государственного в редакцию:
педагогического института им. П. П. Ершова 30.09.2010 г.
© Н.С. Заленская, 2010
УДК 973.03 Г. А. Порхунов
АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. 1775 - 1783 гг.
Ключевые слова: колония, кальвинизм, пуритане, конгресс, буржуазная предприимчивость, вооруженный нейтралитет.
В XVII веке в период правления Стюартов на Атлантическом побережье Северной Америки возникли английские колонии. В 1607 году была основана первая из колоний - Виргиния. Ее основателями были купцы из Лондонской торговой компании. На своих судах компания перевозила в колонию бедняков, которые работали там под надзором смотрителей компании. Бедняки за океаном искали избавления от феодального гнета, но в колониях они попадали в новую кабалу - к купцам и крупным землевладельцам. Многих англичан, шотландцев, ирландцев эмигрировать в Америку вынудил усиливавшийся в стране политический и религиозный гнет.
К половине XVIII века весь восточный берег Северной Америки (Атлантическое побережье) был заселен выходцами из Англии и Шотландии, которые образовали 13 независимых друг от друга штатов (губерний). Штаты управлялись английским правительством, которое назначало в Америке губернаторов. Оно же издавало законы, требовало уплаты налогов.
Население колоний в Северной Америке формировалось прежде всего за счет религиозных диссидентов противников официальной англиканской церкви и сторонников кальвинизма (т. е. протестантского вероучения — божественного невмешательства в закономерности мира). Они верили в абсолютное предопределение: одних людей «к спасению», других «к гибели»; одних к раю, других к аду. И этот приговор бога абсолютно неизменен. Поэтому показателем предызбранности человека является успех в его профессиональной деятельности (предпринимательства прежде всего). Проповедовался мирской аскетизм, выражавшийся в простоте жизни, уничтожении многочисленных праздников и увеличении числа рабочих дней. Это была религиозная идеология буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Кальвинисты — республиканцы по политическим взглядам, люди состоятельные и независимые — считали, что достижение успеха, накопление богатств составляют часть их религиозного долга.
В северных колониях — Массачусетс, Пенсильвания, Нью-Джерси и других сложился обширный слой мелких фермеров. Здесь часть земли принадлежала крупным собственникам — аристократам, сдававшим ее в аренду мелким фермерам. Здесь же развивались ремесла, появлялись первые мануфактуры.
В северных штатах селились бедные англичане и шотландцы, по вероисповеданию пуритане 1. Переселение в Америку освобождало их от преследований за веру, как это было у себя на родине. Здесь же господствовала чистота нравов, благочестие и умеренность образа жизни. Они имели небольшое хозяйство, и велось оно личным трудом.
В южных штатах — Северная и Южная Каролина, Джорджия и других — колонистами были знатные и богатые люди англиканского вероисповедания. В Америку их привлекала жажда наживы. Скупая здесь огромные участки земли, они заводили обширные плантации риса, табака, хлопчатника, сахарного тростника, которые возделывались трудом невольников негров, привозимых из Африки. Колонисты вели борьбу за освоение земель, принадлежавших коренному индейскому населению. На юге обосновались крупные плантаторы и работорговцы. Рабовладельческое хозяйство, хищническое использование земель побуждало плантаторов к непрерывному расширению территории колоний. Для их освоения из Африки ввозили негров.
Среди колонистов Юга не было ни религиозного фанатизма, ни чистоты жизни пуритан Севера. Они не были привязаны к новому месту жительства. Их свобода ничем не была стеснена. Несмотря на различия в социальных отношениях между отдельными колониями, общей характерной чертой их было быстрое развитие первоначального капиталистического накопления.
В английском парламенте колонии не имели своего представительства. Английское правительство издавало законы, касающиеся колоний, без их согласия. Чтобы не утерять колоний Англия должна была по их защите нести большие расходы, а со стороны колонистов они не восполнялись. К тому же парламент Англии запрещал американским колонистам самостоятельно торговать с Европой без английских посредников. Запрещалось открывать в Северной Америке мануфактуры, а также переселяться на Запад, где было много неосвоенных земель.
Экономический рост колоний пробуждал у их населения стремление к самостоятельности. В ходе развития колоний между ними усиливались взаимные экономические связи. Общность территории, экономической жизни и языка при удаленности от Англии содействовали складыванию из населения колоний особой, отличной от англичан, хотя и говорившей на английском языке, буржуазной нации.
1 Пуритане - последователи кальвинизма, требовали уничтожения епископата, замены его выборными старейшинами /пресвитерами/; удаления из церкви украшений, упрощения церковных обрядов.
Обострение противоречий между колониями и Англией привело к освободительной борьбе. С середины XVIII века начинается борьба против притязаний английской короны. Колонии желали освободиться от налогов, вводимых английским правительством по своему произволу. Однако колониальный гнет Англии усиливался. Английский король Георг III в 1763 году издал указ о запрещении колонистам занимать земли и селиться к западу от Аллеганских гор. Эта мера лишала рабовладельцев возможности заводить на Западе свои плантации.
Королевский указ задевал и интересы мелких арендаторов, желавших уйти на Запад и стать там самостоятельными фермерами. Указ был издан в интересах крупной землевладельческой аристократии и мехоторговцев, скупавших пушнину у индейцев за Аллеганами и опасавшихся, что массовое переселение колонистов на эти земли подорвет индейский пушной промысел и лишит крупных земельных собственников рабочей силы в восточных районах.
В 1765 году английский парламент принял так называемый «квартирный акт» разрешавший посылать в колонии новые войска и размещать солдат и офицеров на постой среди населения.
В начале XVIII века было введено множество запретов на открытие мануфактур, вывоз из колоний шерстяных тканей, разного рода мануфактурных изделий. Английские купцы открыто призывали к запрещению мануфактур в колониях, чтобы не сужать возможность сбыта английских промышленных изделий.
Чтобы облегчить бремя своего государственного долга, английское правительство решило привлечь колонистов к отбыванию денежных повинностей и в 1765 году ввело гербовую пошлину на все официальные документы, главным образом на коммерческие бумаги.
Введение пошлины в штатах вызвало сильное возбуждение. Американцы расценили это как незаконную попытку английского парламента распространить свою власть на колонии. Пошлина не была согласована с представителями народа (в английском парламенте их не было). Пошлину пришлось отменить, но ввели ввозную пошлину на некоторые товары (чай, стекло, бумага, краски), привозимые из-за границы. Это повело к открытому восстанию колонистов.
Прежде всего колонисты перешли к бойкоту английских товаров. События развернулись в городе Бостоне (штат Массачусетс). В 1773 году туда прибыл ост-индийский корабль, нагруженный чаем. Ост-индийской компании английское правительство предоставило право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии, что подрывало экономику колоний. Колонисты выбросили весь чайный груз в море («бостонское чаепитие»).
После «бостонского чаепития» Англия ввела против американцев целый ряд стеснительных мер. Бостонский порт был закрыт, в городе расквартированы английские солдаты. Это еще больше обострило конфликт между метрополией и колониями и привело к полному разрыву отношений. В 1775 году между колониями и метрополией начались военные действия, продолжавшиеся до 1783 года. Во главе армии колонистов был поставлен Георг Вашингтон.
После ряда побед над англичанами 4 июля 1776 года в Филадельфии собрался Континентальный конгресс. Его участниками были лишь представители плантаторов и крупной буржуазии. Конгресс принял «Декларацию независимости» или «Декларацию прав», написанную Томосом Джефферсоном, по которой колонии провозглашались Северными Штатами Америки (США) и объявлялись «свободными и независимыми государствами».
Это событие описано в письме Е. И. Рериха мистическим образом: «Июльским вечером 1776 года в старой ратуше в Филадельфии собралась группа людей, чтобы «оборвать последние связи между старой страной и новой». Это был трудный момент, ибо присутствующие опасались, что за смелость они могут поплатиться
жизнью. В ходе дебатов вдруг зазвучал сильный голос. Говорил молодой человек, которого никто раньше не видел. Незнакомец в конце речи взволновался и взволновал их до глубины души. Его заключительные слова зазвучали по всему зданию: «Бог предрешил Америке стать свободной!». Когда незнакомец, уставший, погрузился в кресло, бурный восторг охватил всех. Подпись за подписью легли на пергамент, и Декларация о независимости была подписана. Но куда исчез человек, который ускорил завершение этой задачи и открыл им великую цель, для которой новая нация зародилась? Он исчез, и никогда больше не появлялся, и его личность не была установлена». В Декларации были изложены «естественные права»: «люди рождаются и получают от творца известные неотчужденные права: право на жизнь, свободу, счастье». Правительство установлено для того, чтобы обеспечить людям эти права. «Если правительство уничтожает эти неотъемлемые права, то народ обязан переменить или совсем упразднить его». Во главу угла было положено провозглашение народного суверенитета и права на революцию, как высшего из всех прав. В проект Декларации был внесен и пункт об отмене рабства, но это вызвало протест плантаторов и крупных капиталистов. Пункт, осуждавший рабство, был исключен.
Несмотря на свою буржуазную ограниченность, «Декларация независимости» была прогрессивным и революционным документом. Она провозглашала принцип народного верховенства и равенства людей в правах, право народа на свержение тирании для создания нового правительства. Впервые в истории буржуазное представительное собрание в лице Конгресса провозгласило эти революционные принципы.
Автор Декларации Томас Джефферсон писал: «Этот документ должен был сиять миру, как огненный столб, дабы люди разбили те цепи, которыми опутали их шею поповское невежество и суеверие. Пусть люди поймут наконец, что они не родятся с седлами на спине, на которые могут взобраться несколько легитимных всадников, чтобы по желанию пустить в ход шпоры и кнут. Человек обязан развивать свой разум и свои способности, чтобы участвовать в самоуправлении для которого родился».
Североамериканские колонии в борьбе с Англией стремились заручиться поддержкой иностранных государств, прежде всего Франции, враждебность которой к Англии была общеизвестна. После начала войны североамериканских колоний за независимость, французское правительство поручило миссию сношения с американцами знаменитому драматургу, автору «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро», П. Бомарше. В целях конспирации Бомарше учредил фиктивный торговый дом «Родриго Горталис и Ко». При содействии Бомарше тайный агент североамериканских колоний во Франции Сайлас Дин, стремившийся добиться помощи от Франции, организовал отправку в Америку волонтеров-офицеров и оружия из французских арсеналов. Молодой французский военный — Лафайет на собственные средства снарядил корабль и сам на этом корабле отплыл в 1777 году в Америку. Франция имела в Америке также секретных агентов, донесения которых прочитывались Людовиком XVI.
Искренний друг восставших колоний Бомарше с энтузиазмом выполнял свою секретную миссию. Он писал американскому конгрессу: «Ваши депутаты, джентльмены, найдут во мне верного друга, в моем доме — надежное убежище, в моих сундуках — деньги, а также полное содействие для реализации своих заданий».
Помощь, полученная американскими колониями при содействии Бомарше и Сайласа Дина, была значительной. Была добыта одежда на 20 тысяч человек, 30 тысяч мушкетов, 100 тонн пороха, 200 пушек. Фирма «Родриго Горталис и Ко» просуществовала с 1776 по 1783 годы и израсходовала за это время свыше 21 миллионов ливров. Дин получил еще 300 тысяч долларов от испанского правительства.
После провозглашения независимости североамериканских колоний появилась возможность послать во Францию официального представителя США Выбор посла в то время имел огромное значение, потому что американцев мало знали в Европе. Молодая американская республика сумела найти такого посла, которого знала вся передовая Европа. Послом в Париж был назначен единственный американец, которого к тому времени знала Европа. Он много лет жил в Англии, был всесторонне образован и имел связи с Францией. То был Вениамин Франклин выдающийся мыслитель, ученый, общественный деятель. Имел открытия в области электричества (сконструировал молниеотвод). Разрабатывал теорию кораблестроения. Были известны его работы в области политической экономии. Являлся членом английского Ученого королевского общества (Академии). Его афоризмы: «Спящая лисица кур не поймает», «Пустому мешку трудно стоять прямо» выражали дух буржуазной предприимчивости.
В 1775 году с началом войны североамериканских колоний с Англией, Франклин выступил в палате лордов в Англии как представитель Конгресса.
Условием примирения он выдвинул требования колоний, за что лорды обрушили на Франклина бурю негодования. На защиту его стал лорд Чатам. Он заявил: «Этот человек, которого вы видите перед собой, делает честь не только английской нации, но и всему человечеству». Вот какого человека Конгресс североамериканских колоний послал послом во Францию.
Симпатии передовых кругов французского общества к американской демократии были очень сильны, а популярность Франклина велика. Бюсты и портреты Франклина украшали витрины магазинов, буфетов, кафе. Изображения Франклина встречались на кольцах, тросточках, табакерках, в медальонах.
Франклин использовал соперничество Франции и Англии с одной стороны, и симпатии передовых представителей французского общества к Американской республике - с другой, чтобы оказать давление на Людовика XVI и на двор с целью вовлечь Францию в войну с Англией.
Франклин стремился заключить договор о торговле и союзе Америки с Францией. Из ненависти к англичанам французское правительство оказывало американцам денежную помощь, но продолжало рассматривать американцев как «мятежников». Помощь «мятежникам» беспокоила короля Людовика XVI.
Между тем положение колоний было тяжелым. В августе 1777 года американский посол заявил французскому правительству, что если Франция не сумеет оказать более эффективной помощи, то американские колонисты заключат мир с Англией. Это была реальная угроза. После победы колонистов под Саратогой французское правительство признало независимость США и 6 февраля 1778 года заключило с ними союз и торговое соглашение. Это означало для Франции вступление в войну с Англией. В Америку были посланы французские войска и военные корабли.
По этому договору Франция гарантировала независимость США, а США давали гарантию французским владениям в Америке. Вскоре союз был заключен и с Испанией. Правительства Франции и Испании желали ослабления Англии и стремились воспользоваться отпадением от нее американских колоний, чтобы свести с Англией старые колониальные счеты и вернуть себе часть потерянных в Америке владений. У Франции, например, Англия отобрала Канаду. Вступление в войну Франции и Испании изменило положение Англии на море. Теперь стала невозможной английская блокада колоний. Английскому правительству впору было оборонять собственные владения, вместо того, чтобы отдавать силы на борьбу с американцами.
Конгресс США решил завязать отношения на уровне послов и с другими европейскими странами. Он направлял послов в страны Европы без согласия их правительств. Так, Артур Ли был послан в Мадрид, но испанское правительство
остановило его в пути. Тогда он получил назначение в Берлин. Явился туда, но не был принят Фридрихом II. Его брат Уильям Ли был назначен послом в Берлин и Вену, но не попал ни в одну из этих столиц. Его не приняли. Адамс был направлен в Гаагу, но не добился признания Соединенных Штатов Голландией.
Позже Френсис Дана безуспешно пытался получить признание страны при дворе Екатерины II. 27 апреля 1793 года Дана писал русскому вице-канцлеру Ос-терману, что их (штатов) «независимость была признана Англией, ... поэтому справедливость и беспристрастие императрицы всея Руси не могут поставить никаких препятствий для допущения к своему двору посла Соединенных Штатов Америки». Однако Екатерина II вежливо, но твердо отклонила признание Американской республики.
После заключения договора 1778 года между США и Францией, английское господство на море было подорвано. Против Англии выступили две сильные морские державы — Франция и Испания. Но Англия продолжала претендовать на господство в морях: она захватывала суда нейтральных держав, чтобы пресечь торговлю с воюющими против нее странами. Но сил явно не хватало, а усилия Англии найти союзников тоже не увенчались успехом.
В 1779 году Георг III (король Англии) обратился к Екатерине II с тревожным письмом. Он писал: « Сестра моя! Намерения врагов моих не могли ускользнуть от проницательного взора Вашего величества. Их проекты могут осуществиться, если в такой критический момент Ваше величество останется равнодушным зрителем. Применение, даже частичная демонстрация, морских сил могли бы восстановить и укрепить спокойствие Европы, рассеять организовавшуюся против меня лигу и утвердить систему равновесия, которую эта лига стремится уничтожить. Искренне любящий брат Георг».
Просьба английского короля к Екатерине II предоставить русские войска для подавления восстания в колониях встретила отказ со стороны царского правительства. Оно с тревогой следило за ростом морской мощи Англии. Екатерина II решила произвести морскую демонстрацию, но не в пользу Георга III, а против него. Россия взяла на себя инициативу объединения северных нейтральных стран для того, чтобы силой ответить на нападения английского флота на их купеческие суда. В 1780 году Екатерина II разослала другим правительствам Декларацию о вооруженном нейтралитете. Россия стала державой-инициатором, которая решила на деле внедрить в международную практику новые принципы морского права.
Декларация провозглашала свободу торговли нейтральных стран с портами враждующих государств; свободный провоз на нейтральных судах любого груза за исключением оружия; нейтральные суда не должны были задерживаться на море британским флотом. За несправедливый захват кораблей следовали штрафные санкции.
Эти принципы предлагалось защищать на море вооруженной рукой, т. е. силами своего флота. Одновременно была провозглашена Лига вооруженного нейтралитета. К ней присоединились не только балтийские державы — Швеция и Дания, но и Пруссия, Австрия (1781), Португалия (1782), Сицилия (1783), Голландия, которая вступила в войну с Англией.
Конгресс США объявил о своей солидарности с принципами вооруженного нейтралитета и о желании примкнуть к Лиге, надеясь, что Екатерина II официально признает существование США Но добиться этого признания американцам не удалось. Екатерина II отклонила это предложение, чтобы не нарушать принцип монархической власти и не допустить компромисса с революцией.
Объявление вооруженного нейтралитета нанесло сильнейший удар попытке Англии блокировать противников. Теперь целый ряд государств был готов вступить
с ней в войну, в случае, если бы Англия продолжала нарушать их торговлю. Господство Англии на море было основательно подорвано.
Несмотря на то, что Россия не признала США, тем не менее ее политика благоприятствовала Американской республике. Вооруженный нейтралитет был мощным инструментом в осуществлении изоляции Великобритании от «морских и торговых наций всего мира». Позиция царской России содействовала поражению Англии и завоеванию независимости США.
В 1781 году при Йорктауне английские войска потерпели решительное поражение. Корнваллис (английский главнокомандующий) со своей армией сдался Вашингтону. Начались мирные переговоры. Со стороны Америки их вел Франклин. Англия признала независимость колоний и заключила с ними договор на началах полного равноправия. В 1783 году Англия и США в Версале подписали Версальский мирный договор. Помимо независимости США, к ним отходила территория от Аллеган до Миссисипи. Испания вернула себе Флориду, а Франция - Сенегал и мелкие острова в Вест-Индии.
После окончания войны и заключения Версальского мира, США в 1787 году приняли Конституцию, в которой впервые было сформулировано понятие «народ Соединенных Штатов». Конституция закрепила независимость и самоуправление 13 отдельных штатов, а также создание государственных учреждений, общих для всех Северо-Американских Штатов. Каждый штат был признан самостоятельным государством, обладающим в пределах своей территории полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти. Штаты управлялись своими выборными представителями.
Была создана сильная федеральная власть. По делам всех штатов законодательная власть была вручена конгрессу, состоящему из палаты Представителей и Сената, а исполнительная - президенту, избираемому на 4 года и зависящему от него правительству. Объявлялась независимость судей. Выражалась она в их несменяемости. Господствующей религии закреплено не было. Допускалась полная веротерпимость, причем государство не вмешивалось в религиозные дела. В 1789 году был избран Конгресс. Первым президентом США стал Джордж Вашингтон.
По сравнению с феодально-монархическим строем Конституция 1787 года была прогрессивной, но она не была демократической. Она закрепила прежде всего те завоевания революции, которые были выгодны рабовладельцам и крупной буржуазии. Рабство негров было узаконено, разрешался ввоз рабов в США За индейцами не признавалось право на их земли, и они не считались гражданами США.
Конституция сохранила завоевание народа - республиканский строй, но обошла молчанием права народа (Декларация независимости, которая провозглашала эти права, в Конституцию не была включена). Широкие массы народа - мелкие фермеры, рабочие, бедные ремесленники, женщины - были лишены избирательных прав. Существовал имущественный ценз, в некоторых штатах требовали и ценз оседлости. Из 3 миллионов жителей США всего 120 тысяч человек пользовались избирательным правом.
В 1791 году был принят «Билль о правах» — 10 поправок-гарантий демократических прав и свобод - слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища, право на ношение оружия.
Рождение США - событие огромного значения для Европы. Это был удар по устоям «старого порядка». Возникло государство признававшее принципы разделения властей, политического равенства граждан, веротерпимости, ответственности власти перед обществом.
Однако сохранилось в стране рабство, несвобода негров-невольников и коренных жителей Северной Америки - индейцев. Все это не соответствовало идеям
свободы и равенства. Тем не менее США стали местом, где начало складываться «гражданское общество». Признание частного интереса и инициативы — стало движущей силой общественного развития к рубежу XIX — XX веков, частью фундаментальных принципов, определивших облик европейской цивилизации.
Североамериканская война за независимость явилась практически борьбой капитализма с феодализмом и имела большое международное значение. Руководители этой борьбы находились под сильным влиянием идей Английской буржуазной революции XVII века и взглядов английских и французских буржуазных просветителей. В свою очередь война американских колоний за независимость и выдвинутые в ее ходе идеи верховенства нации оказали влияние на подготовку буржуазных революций в Европе.
Во Франции, например, буржуазия и либерально настроенные дворяне сочувствовали освободительной борьбе североамериканского народа. Французские передовые офицеры из дворян и молодежь других стран Европы отправлялись в Америку для поддержки дела, которое они считали справедливым.
В североамериканской войне за независимость участвовали в качестве добровольцев французские офицеры, например, маркиз Лафайет; генерал Рошамбо; польский патриот, будущий предводитель восстания в 1794 году в Польше Костюш-ко; английский революционер и буржуазный демократ Т. Пэн; будущий социалист-утопист Сен-Симон и другие.
Под влиянием идей американской революции и Конституции США в России либеральными дворянами (М. М. Щербатов, Н. И. и П. И. Панины, А. А. Безбород-ко, А. Р. Воронцов и другие) разрабатывались проекты ограничения самодержавной власти.
Поэт А. П. Сумароков предложил свою концепцию государственного устройства на основе идей революций в Америке и Европе. Он выступал за устройство государства путем общественного договора, т. е. путем договора «просвещенного народа с правительством».
Следуя идеям Декларации независимости США, почти все русские демократы-просветители выступали с критикой самодержавно-крепостнического строя, но не призывали к вооруженной борьбе с деспотизмом. Они обходили «право на революцию», как было записано в Декларации.
Высоко ценили демократические освободительные стремления североамериканского народа передовые русские писатели А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, но осуждали в США рабство негров и власть крупного капитала.
А. Н. Радищев, например, вслед за американцами, идеалом государственного устройства считал республику, где все люди будут равны и где сам народ, в первую очередь крестьянство, будет управлять страной. Исторический процесс Радищев рассматривал как развитие, в котором эпохи регресса сменяются эпохами прогресса. Из этого он делал вывод о неизбежности революций и призывал силой свергнуть самодержавие. Но он понимал, что условий для революции в современной России нет, и подчеркивал: «Не мечта сие. Я зрю сквозь целое столетие». Однако революция неизбежна и ход ее будет особым, ибо в русской жизни (во всех областях) царят беззаконие и бесправие, а самодержавие и крепостничество — главные источники зла.
Следовательно, для республики, о чем мечтал Радищев, время в России еще не пришло. В условиях России, как и в США, республика привела бы к господству буржуазных порядков. Идеи Радищева оказали влияние на декабристов, А. С. Пушкина, А. И. Герцена, на все последующие поколения русских революционеров.
Американская война XVIII столетия за независимость, по определению К. Маркса, «прозвучала набатным колоколом для европейской буржуазии». Приме-
ру американцев 17 лет спустя последовали французы. Они усвоили совет Мирабо: «Учитесь у американцев свободе». Преимуществом США перед «старой» Европой было то, что над ними не висело прошлое: генезис государственности здесь начался в некотором роде с нуля.
Европа пошла другим путем. Великая Французская буржуазная революция 1789 года свершилась в год выборов президента и Конгресса США и открыла эпоху революций, которые определили взрывной характер шедших в Европе модерниза-ционных процессов.
Библиографический список
1. Виппер, Р. Ю. История нового времени / 6. Россия и мир. - Ч. 1. - М., 1994.
Р. Ю.Виппер, И. П. Реверсов, А. С. Трачев- 7. Берлий, П. А. Русская буржуазия в старое и
ский. - М., 1995. новое время / П. А. Берлий. - М., 1922.
2. История дипломатии. - Т.1. - М., 1941. 8. Звягинцев, А. Г. Око государево. Российские
3. Черкасов, П. П. Генерал Лафайет (историче- прокуроры. XVПI век / А. Г. Звягинцев, ский портрет) / П.П. Черкасов. - М., 1987. Ю. Г. Орлов. - М., 1994.
4. Борисов, Ю. В. Шарль-Морис Талейран / 9. Знамя преподобного Сергея Радонежского: сб. Ю. В. Борисов. - М., 1986. - Новосибирск, 1991.
5. Манфред, А. З. Великая Французская буржуазная революция XVIII в. (1789-1794) / А. З. Манфред. - М., 1956.
Порхунов Георгий Арсеньевич — доктор исторических наук, профессор кафедры истории, социологии, политологии Омского государственного педагогического университета
Дата поступления статьи в редакцию: 18.03.2010 г.
© Г.А. Порхунов, 2010
УДК 17.02 В. В. Лизунов
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ключевые слова: социальное партнерство, рефлексивное управление, социально-организованное мышление, бессубъектность.
1. Нравственный кризис. По словам Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, в настоящее время «в российском обществе потеряны нравственные ориентиры». Мы видим, в чём это выражается:
- отсутствуют социально контролируемые нравственные нормы на телевидении;
- широко известны «моральные» установки многих политиков и газет;
- в обществе практически потеряны понятия чести и достоинства;
- личная совесть оказывается недейственной без социальных норм;
- очевидна массовая нравственная деградация культуры;
- усиливается манипуляция сознанием людей и т.д.