ПОЛИТОЛОГИЯ
Американская помощь Израилю: истоки, структура, динамика
Д.А.Дегтерев, Е.А. Степкин
В данной статье дается анализ американской зарубежной помощи Израилю. Показана динамика потоков помощи в 1949-2012 гг., структура и основные тренды. Особый акцент сделан на военной помощи Израилю, призванной обеспечить так называемое качественное военное превосходство (Qualitative military edge, QME) страны в Ближневосточном регионе и гарантировать региональную стабильность. Для понимания механизмов влияния военной помощи США странам Ближнего Востока применен теоретико-игровой анализ, в частности повторяемые игры. Показаны основные направления помощи США в рамках развития систем противоракетной обороны Израиля, а также в контексте реализации ряда гражданских программ. Приводятся основные направления критики американской помощи Израилю, а также дается оценка влияния «арабской весны» и мирового экономического кризиса на потоки американской помощи.
Основными целями зарубежной помощи США (именно такой термин используется в американской правовой практике1) является содействие международному развитию, а также обеспечение интересов национальной безопасности США в мире. При всем многообразии мотиваций оказания помощи (формирование пояса безопасности по периметру национальных границ, сдерживание глобального конкурента, доступ к природным ресурсам и др.2) особый интерес исследователей вызывает «казус Израиля» в американской зарубежной политике.
На сегодняшний день, пожалуй, нет более тесного политического и стратегического союза, чем американо-израильское партнерство. Помощник госсекретаря США по военно-политическим делам Э. Шапиро отозвался о нем следующим образом: «Сегодня, в условиях, как никогда, ограниченного бюджета, некоторые
задаются вопросом, зачем мы по-прежнему должны оказывать помощь Израилю? ... На такой скептицизм я могу ответить прямо -мы поддерживаем Израиль не по причине многолетних, исторически сложившихся связей. Мы поддерживаем Израиль потому, что это является нашим национальным интересом»3.
Однако красноречивее Э. Шапиро оказываются цифры: Израиль сегодня получает 60% от общего объема всех программ военной помощи США иностранным государствам. До 22% военного бюджета Израиля формируются за счет США. Израиль является вторым по величине получателем международной помощи США (после Афганистана), а с 1948 г. США потратили на Израиль 115 млрд долл. США4. Авторами была поставлена цель проследить историю американской помощи Израилю, выявить причины сложившегося уровня сотрудничества, определить
Дегтерев Денис Андреевич - к.э.н., доцент кафедры мировой экономики МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
Стёпкин Егор Андреевич - магистрант МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
структуру и динамику потоков помощи, а также ответить на вопрос, изменится ли характер американской помощи еврейскому государству после «арабской весны» и под влиянием мирового финансового и экономического кризиса.
Два этапа американской помощи
Израиль не всегда находился в числе крупнейших реципиентов американской помощи. В этой связи можно выделить два этапа американо-израильских отношений: в 1948-1970 гг. наблюдался период низких объемов помощи, а с 1971 г. стартовал период высоких объемов помощи.
Первые два десятилетия с момента образования Государства Израиль отношения между странами носили формальный характер. Об этом свидетельствуют экономические индикаторы: в 1949 г. США предоставили первый заем в размере 100 млн долл. США, и размер ежегодных займов почти не менялся на протяжении 20 лет (см.: табл. 1), причем 95% этой помощи составляли поставки продовольствия и экономическая помощь5.
Таблица 1
Американская помощь Израилю в 1949-1969 гг. (млн долл. США)
Год ВСЕГО Военная помощь Экономическая помощь Продовольственная помощь
Гранты Займы Гранты Займы Гранты Займы
1949 100,0 - - - - - -
1950 - - - - - - -
1951 35,1 - - - 0,1 - -
1952 86,4 - - - 63,7 - 22,7
1953 73,6 - - - 73,6 - -
1954 74,7 - - - 54,0 - 20,7
1955 52,7 - - 20,0 21,5 10,8 0,4
1956 50,8 - - 10,0 14,0 25,2 1,6
1957 40,9 - - 10,0 16,8 11,8 2,3
1958 85,4 - - 15,0 9,0 34,9 2,3
1959 53,3 - - 10,0 9,2 29,0 1,7
1960 56,2 - - 15,0 8,9 26,8 4,5
1961 77,9 - - 16,0 8,5 13,8 9,8
1962 93,4 - - 45,0 0,4 18,5 6,8
1963 87,9 - - 45,0 12,4 6,0
1964 37,0 - - 20,0 - 12,2 4,8
1965 65,1 - - 20,0 - 23,9 4,9
1966 126,8 - - 10,0 - 25,9 0,9
1967 23,7 - - 5,5 - - 0,6
1968 106,5 - - - - 51,3 0,5
1969 160,3 - - - - 36,1 0,6
1970 93,6 30,0 - - - 40,7 0,4
Источник: Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, December 2009.CRS Report,RL33222.P.31-http://fpc. state.gov/documents/organization/134987.pdf
С чем это связано? Причины, на наш взгляд, кроются в геополитической расстановке сил на тот период. В то время основным экспортером продовольствия и вооружения в Израиль являлась Франция. Это объясняется тем, что в те
годы (с 1954 по 1962 г.) она вела изнурительную войну против Алжира, который стремился к независимости. Основным союзником Алжира в этой борьбе был насеристский Египет, где лозунги панарабизма достигли пика своей популярности. Поэтому Франция решила всячески поддерживать соседнюю с Египтом страну -Израиль, всячески играя на арабо-израильских противоречиях и отвлекая внимание и силы Египта на сохранение военного паритета с молодым еврейским государством6.
Более того, отношения между двумя странами еще больше укрепились после Суэцкого кризиса 1956-1957 гг., когда совместные действия Франции, Израиля и Британии вызвали более чем холодную реакцию в Вашингтоне. Однако в 1960-х гг. к власти во Франции приходит Ш. де Голль, который решает «перезагрузить» франко-арабские отношения. Это касалось и удовлетворения алжирских требований о независимости, и укрепления отношений с другими арабскими странами. Жертвой такой политики пало тесное франко-израильское сотрудничество. Триумф Израиля в 6-дневной войне 1967 г. убедил американское правительство в необходимости сотрудничества с еврейским государством7. В 1968 г. администрация Л. Джонсона одобрила продажу Израилю партии суперсовременных самолетов «Фантом» F-4, что явилось первым сигналом к потеплению отношений8.
Второй этап начался с предоставления в 1971 г. кредита Израиля на покупку американского вооружения на сумму 545 млн долл. США9. С тех пор ежегодно в американском бюджете стала регулярно резервироваться сумма для помощи Израилю. Экономическая поддержка трансформировалась - вместо финансирования отдельных проектов США вводят Программу импорта товаров (Commodity Import Program, CIP), нацеленную на закупку американских товаров. В 1979 г. данная программа была заменена несвязанной финансовой помощью, что стало более выгодным для Израиля10. В 1974 г. Израиль становится крупнейшим реципиентом американской помощи, позже данный объем был превышен лишь Ираком и Афганистаном11.
В 1971-1973 гг. объем американской помощи Израилю составлял уже около 0,5 млрд долл. США, а начиная с 1974 г. превысил отметку в
1 млрд долл. США, причем 2/3 приходилось уже на военную помощь (см.: табл.2).
В 1979 г. были заключены Кэмп-Дэвидские соглашения, а объем американской помощи Израилю продолжал увеличиваться, превысив в 1985 г. 3 млрд долл. США.
Военная помощь ... как гарантия мира
С середины 1990-х гг. экономический компонент американской помощи Израилю неуклонно снижался, пока не был окончательно вытеснен из структуры помощи (см. табл.3). В настоящее время основная часть финансирования приходится на программы военной помощи.
Таблица 2
Американская помощь Израилю в 19711996 гг. (млн долл. США)
Год ВСЕГО Военная помощь Экономическая помощь Продоволь- ственная помощь
Гранты Займы Гранты Займы Гран- ты Зай- мы
1971 634,3 545,0 55,5 0,3
1972 430,9 300,0 50,0 53,8 0,4
1973 492,8 307,5 50,0 59,4 0,4
1974 2.621,3 982,7 1.500,0 50,0 - 1,5
1975 778,0 200,0 100,0 344,5 8,6 -
1976 2.337,7 750,0 750,0 225,0 475,0 14,4 -
1977 1.762,5 500,0 500,0 245,0 490,0 7,0 -
1978 1.822,6 500,0 500,0 260,0 525,0 6,8 -
1979 4.888,0 2.700,0 1.300,0 260,0 525,0 5,1 -
1980 2.121,0 500,0 500,0 260,0 525,0 1,0 -
1981 2.413,4 900,0 500,0 - 764,0 - -
1982 2.250,5 850,0 550,0 - 806,0 - -
1983 2.505,6 950,0 750,0 - 785,0 - -
1984 2.631,6 850,0 850,0 - 910,0 - -
1985 3.376,7 - 1.400,0 - 1.950,0 - -
1986 3.663,5 - 1.722,6 - 1.898,4 - -
1987 3.040,2 - 1.800,0 - 1.200,0 - -
1988 3.043,4 - 1.800,0 - 1.200,0 - -
1989 3.045,6 - 1.800,0 - 1.200,0 - -
1990 3.034,9 - 1.792,3 - 1.194,8 - -
1991 3.712,3 - 1.800,0 - 1.850,0 - -
1992 3.100,0 - 1.800,0 - 1.200,0 - -
1993 3.103,4 - 1.800,0 - 1.200,0 - -
1994 3.097,2 - 1.800,0 - 1.200,0 - -
1995 3.102,4 - 1.800,0 - 1.200,0 - -
1996 3.144,0 - 1.800,0 - 1.200,0 - -
ВСЕГО 68.030,9 11.212,5 29.014,9 1.516,5 23.122,4 588,5 94,1
Источник: Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, December 2009.CRS Report,RL33222.P.31-32.-http://fpc.state.gov/documents/organization/134987.pdf
Часть вооружений и военной техники США передают Израилю на безвозмездной основе в рамках Программы передачи избыточной военной техники (Excess Defense Articles). Программа позволяет США после окончания холодной войны избавляться от бывшей в употреблении техники, утилизация и дальнейшее использование которой в США связано с высокими затратами12. Израиль является крупнейшим реципиентом в рамках данной программы: с 2001 по 2011 г. он получил вооружений и военной техники на сумму более 330 млн долл. США13. Какую цель преследует США, вооружая Израиль на протяжении последних 40 лет? В официальной доктрине США в этой связи используется термин «Качественное военное превосходство» (Qualitative military edge, QME14), под которым понимается минимальное устойчивое военное превосходство Израиля над соседними арабскими странами Ближнего Востока.
Таблица 3
Американская помощь Израилю в 19492013 гг. (млн долл. США)
Год ВСЕГО Военные гранты Эконом. гранты Ми- грац. гранты Школы и больницы Другие про- граммы
1949- 1996 68.030,9 29.014,9 23.122,4 868,9 121,4 14.903,3
1997 3.132,1 1.800,0 1.200,0 80,0 2,1 50,0
1998 3.080,0 1.800,0 1.200,0 80,0 - -
1999 3.010,0 1.860,0 1.080,0 70,0 - -
2000 4.131,85 3.120,0 949,1 60,0 2,75 -
2001 2.876,05 1.975,6 838,2 60,0 2,25 -
2002 2.850,65 2.040,0 720,0 60,0 2,65 28,0
2003 3.745,15 3.086,4 596,1 59,6 3,05 -
2004 2.687,25 2.147,3 477,2 49,7 3,15 9,9
2005 2.612,15 2.202,2 357,0 50,0 2,95 -
2006 2.534,5 2.257,0 237,0 40,0 - 0,5
2007 2.503,15 2.340,0 120,0 40,0 2,95 0,2
2008 2.423,9 2.380,0 0 40,0 3,90 0
2009 2.583,9 2.550,0 0 40,0 3,90 0
2010 2.803,8 2.775,0 0 30,0 3,80 0
2011 3.029,22 3.000,0 0 25,0 4,225 0
2012 3.095,0 3.075,0 0 20,0 - 0
2013 (запрос) 3.115,0 3100,0 0 15,0 - 0
ВСЕГО 115.129,57 67.423,4 30.897,0 1.658,2 159,075 14.991,9
Источник: Sharp J. U. S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service,March 2012.CRS Report,RL33222.P.30.- http://www. fas.org/sgp/crs/mideast/RL33222.pdf
На практике это заключается в том, что Израиль ежегодно получает около 3 млрд долл. США американской военной помощи, Египет - 1,3 млрд долл., Иордания - 0,3 млрд долл. США. При этом принимается во внимание и объемы поставок вооружений и военной техники США странам Персидского залива. Поддержание такого динамического равновесия позволяет не нарушать региональный баланс сил, а также «привязать» страны региона с США. В случае, если одна из стран (Израиль или арабские страны) нарушает перемирие с соседями и теряет благосклонность США, в то время как другие сохраняют хорошие отношения с США, то в следующем финансовом году «послушная» страна получает новый транш военной помощи и модернизирует свои вооружения, а «непослушная» страна остается с устаревшими вооружениями. По мнению ряда экспертов, именно эта финансовая конструкция является основой мира на Ближнем Востоке, а не Кемп-Дэвидские соглашения как таковые15.
Теоретико-игровая интерпретация
В самом деле, если бы речь шла о разовой американской военной помощи, то теоретико-игровая интерпретация16, например, израильско-египетских отношений, носила бы следующий вид (табл.4). В случае соблюдения перемирия Израиль и Египет получают военную помощь от США (3 млрд долл. США и 1,3 млрд долл. США соответственно), однако если одна из сторон решит при
этом добиться ассиметричных преимуществ и нарушить перемирие (путем прямой военной агрессии и захвата части территории противника либо путем получения политических дивидендов от развязанной пропагандистской кампании), то она получит существенно больше (предположим, 7 млрд долл. США и 3 млрд долл. США соответственно). В качестве допущения предполагаем самый неблагоприятный для донора (США) исход - нарушающая перемирие сторона успела выбрать весь объем помощи и после этого нарушила перемирие.
Таблица 4 Теоретико-игровая интерпретация получения разовой американской военной помощи Израилем и Египтом
Египет
Нарушать перемирие (D) Не нарушать (C)
Израиль Нарушать перемирие (D) (2; 0,3) (7; 1)
Не нарушать (C) (2,5; 3) (3; 1,3)
Рис. 1
Теоретико-игровая интерпретация многократного получения американской военной помощи Израилем и Египтом
Нарушать
Соблюдать
(10; 2*3)
лю дать
Е
(34; 1Q7) Нарушать
Соблюдать
Соблюдающая перемирие сторона будет довольствоваться лишь полученной американской помощью, кроме того, ее экономика понесет определенный ущерб (0,5 млрд долл. США и 0,3 млрд долл. США соответственно). Наконец, если обе стороны нарушат перемирие, то в результате масштабных военных действий они потеряют (жертвы, разрушения, внутриполитическая нестабильность - предположим, по 1 млрд долл. США), и итоговый выигрыш составит меньше размеров полученной помощи (предположим, 2 млрд долл. США и 0,3 млрд долл. США). Как следует из табл. 4, при такой теоретико-игровой интерпретации, равновесными, по Нэшу, оказываются точки СБ и БС17, то есть у сторон нет мотивации соблюдать перемирие.
Ситуация кардинально меняется, если мы имеем дело с многократно повторяемой игрой (см. рис.1.), где США на протяжении, например, 10 лет ежегодно оказывает помощь Израилю (И) и Египту (И). Анализ выигрышей игроков, получаемых ими при выходе из игры на разных ее этапах, показывает, что уже после трех лет даже в случае нарушения одной из сторон перемирия другая получает больше, чем при отказе соблюдать перемирие в первый же год. Так, выигрыш Израиля после трех лет соблюдения перемирия при нарушении его Египтом на 3-й год составит 8 млрд долл. США, что больше 7 млрд долл. США при нарушении перемирия Израилем уже в 1-й год. Соответственно выигрыш Египта после трех лет соблюдения перемирия при нарушении его Израилем на 3-й год составит 3,6 млрд долл. США, что больше 3 млрд долл. США при нарушении перемирия Египтом уже в 1-й год. Выигрыши сторон ежегодно возрастают после очередного транша американской помощи и соблюдения перемирия. Получается, что при данной структуре игры обоим игрокам выгодно продолжать ее как можно дольше (для более точной оценки выигрышей участников необходимо вводить ставку дисконтирования).
(29,5;14,7)" ч30:13)
На самом деле это действительно так только в том случае, когда число повторов в игре заранее неизвестно игрокам. Ведь если провести анализ игры (см. рис.1.) по методу обратной индукции (backrolling), то есть проследить за выбором игроками стратегий начиная с конца игры, то получается, что после 10-го транша помощи Египту выгодней нарушить перемирие - тогда он получит не 13 млрд долл. США, а 14,7 млрд долл. США. Зная это, Израиль сам не станет соблюдать перемирие на 10 лет - ведь тогда его выигрыш станет на 4 млрд долл. США больше. Рассуждая и далее таким образом, нетрудно понять, что невыгодным становится соблюдение перемирия уже в первый год. Получается, что для обоих игроков выгоднее не знать, какой транш помощи будет последним. Находясь в таком неведении, они, если действуют рационально, после 10 лет получат гарантированный выигрыш не менее 30 и 13 млрд долл. США соответственно.
Следуя данной логике, США выгодно поддерживать все стороны конфликта на Ближнем Востоке (Израиль и арабские страны) в уверенности, что американская военная помощь будет длиться вечно. Неслучайно, в 2007 г. между правительствами США и Израиля был заключен Договор о военной помощи сроком на 10 лет (10-Year Military Aid Agreement), который и регулирует взаимоотношения на текущем этапе. Он представляет собой пакет помощи размером в 30 млрд долл. США, принятый администрацией Буша-младшего. Согласно данному договору, планируется увеличение ежегодных объемов помощи с 2,55 млрд долл. США до 3,1 млрд долл. США в 2013 г. (см.: табл.3). В США Израиль приобретает в основном высокоточное оружие и истребители18.
Роль США в создании ПРО Израиля
Примечательно, что 26,3% помощи Израиль может тратить на закупку вооружений собственного производства19. Таких привилегий больше нет ни у кого из стран, сотрудничающих с США20. Представляется, что наличие собственных НИОКР и производства вооружений и военной техники - это своего рода гарантия существования Израиля как государства. Ограничиться закупками и получением иностранной военной техники было бы недальновидно. Наиболее ярко
это видно на примере содействия США созданию израильской системы противоракетной обороны (см. табл.5).
Таблица 5
Американская помощь Израилю на создание систем противоракетной обороны в 2006 -2012 гг. (в млн долл. США)
Тип системы\ Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Малый радиус действия («Праща Давида») 10,0 20,4 37,0 72,895 80,092 84,722 110,525
Средний радиус действия типа «Эрроу» («Эрроу-2») 122,866 117,494 98,572 74,342 72,306 66,427 58,955
Высотная система ПРО («Эрроу-3) 20,0 30,0 50,036 58,966 66,220
Малый радиус действия («Желез- ный купол») 205,0
ВСЕГО 132,866 137,894 155,572 177,237 202,434 415,115 235,700
Источник: Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service,March 2012.CRS Report,RL33222.P.15-http://www.fas. orgJsgplcrslmideastlRL33222.pdf
Помимо закупок систем тактической ПРО малого радиуса действия «Хоук» (MIM-23 HAWK) и ПЗРК «Пэтриот», при финансовой поддержке США Израиль разработал собственную систему ПРО малого радиуса действия «Железный купол». Данная система разработана полностью в Израиле компанией «Rafael Advanced Defense Systems»21. Система принята на вооружение и успешно показала себя во время операции «Облачный столп» (ноябрь 2012 г.), когда при помощи данной системы была перехвачена 421 ракета из сектора Газа. Израиль планирует также экспортировать систему в Южную Корею, Сингапур и Индию. США наращивает финансирование (см.: табл.5) на создание ПРО малого и среднего радиуса действия «Праща Давида». Разработку системы осуществляет уже упоминавшаяся израильская компания «Rafael Advanced Defense Systems» совместно с американской «Raytheon».
Наконец, в сотрудничестве с американской корпорацией «Boeing» осуществляется проект разработки систем ПРО среднего и большого радиуса действия «Эрроу»(модификации 2 и 3). Общее руководство данным проектом осуществляет министерство обороны Израиля совместно с агентством США по ПРО. Существует ряд оговорок в отношении использования американской военной помощи, так, например, она не может использоваться на оккупированных территориях. США жестко пресекают любые попытки реэкспорта своей военной помощи третьим странам.
Возможность реэкспорта американского вооружения в принципе является одной из самых чувствительных проблем в американо-израиль-
ском сотрудничестве. США, по сути, заморозили намечавшееся китайско-израильское и российско-израильское партнерство в военной сфере22. Была заблокирована и сделка по приобретению Индией у Тель-Авива систем ПРО «Эрроу», в связи с тем что в ней используются американские разработки23. Для контроля над реэкспортом в 2005 г. был подписан двусторонний договор, подразумевающий консультации Израиля с США в случае возможных поставок Израилем «чувствительного вооружения» в третьи страны. Со своей стороны, еврейское государство создало собственное агентство, контролирующее вопросы экспорта вооружений.
Гражданские программы помощи
Помимо военных программ, существуют и другие виды американской помощи Государству Израиль, включаю помощь мигрантам и беженцам, гарантии по займам, помощь школам и больницам. Программа содействия миграции и беженцам (Migration & Refugee Assistance) представляет собой программу помощи по репатриации евреев на историческую родину. Программа была запущена в 1973 г. и предназначалась для помощи в переселении в Израиль евреев из СССР и стран Организации Варшавского договора, однако к 1985 г. речь шла уже о просто «переселенцах в Израиль», например, чтобы облегчить доступ к помощи евреям из Эфиопии. Объем помощи в рамках данной программы имеет тенденцию к сокращению (см. рис. 2).
Рис. 2
Динамика финансирования Программы содействия миграции и беженцам
70 60
<
3 so
О ^ 40
0
4 за
1 20 10
о
X* f J f f
Источник: Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, March 2012.CRS Report,RL33222.P.20.-http://www.fas. org/sgp/crs/mideast/RL33222.pdf
Программа гарантий по займам (Loan Guarantees) - эта программа предоставляет собой так называемый «стратегический запас», то есть сумму денег, которую Израиль всегда может гарантированно взять взаймы под низкий процент в случае форс-мажорных обстоятельств. И хотя правительство Израиля говорит о том, что уже который год не прибегает к этим средствам (см.: табл. 6), надо понимать, что подобные гарантии со стороны США крайне благотворно сказываются на инвестиционном климате в Израиле. Иностранные инвесторы не боятся вкладывать деньги в страну, потому что знают, что в США придут на помощь в случае непредвиденных трудностей.
Таблица 6
Американские гарантии по займам Израилю в 2003-2011 гг. (в млн долл. США)
Год Объем помощи, выде- ленной Израилю Выполняются ли требования США по экономическим преобразованиям Вычеты на строительство поселений Объем, исполь- зован- ный Израи- лем Объем доступных для Израиля гарантий
2003 3.000,0 Да 289,5 1.600,0 1.110,5
2004 3.000,0 Да - 2.500,0 1.610,5
2005 1.000,0 Да 795,8 - 1.814,7
2006 333,0 Выполнение условий невозможно в связи с войной в Ливане 2.148,0
2007 333,0 Да - - 2.481,4
2008 333,0 - - - 2.814,7
2009 333,0 Выполнение условий невозможно в связи с мировым эконом. кризисом 3.148,0
2010 333,0 - - - 3.481,0
2011 333,0 - - - 3.814,0
Источник: Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, March 2012. CRS Report, RL33222. P.23. - http://www. fas.org/sgp/crs/mideast/RL33222.pdf
Программа американских школ и больниц за рубежом (American Schools and Hospitals Abroad, ASHA) и Американо-Израильская программа научного и делового сотрудничества (U.S.-Israeli Scientific & Business Cooperation) представляют собой программы гуманитарной направленности, ставящие перед собой задачу научного сотрудничества между двумя странами и распространения американских ценностей и идеалов за рубежом. Финансирование программы ASHA имеет долгосрочную тенденцию к увеличению (см. рис.3).
Рис. 3
Динамика финансирования Программы американских школ и больниц за рубежом (ASHA) в 2000-2011 гг.
Источник: Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, March 2012. CRS Report, RL33222. P.24. - http://www. fas.org/sgp/crs/mideast/RL33222.pdf
Критика помощи США со стороны Израиля
Несмотря на кажущуюся безоблачность, у американо-израильских программ помощи в существующем виде имеется немало критиков. И если американцы критикуют излишние расходы, которые, по их мнению, осуществляет американское правительство24, то израильтяне критикуют американскую помощь по другим причинам:
- во-первых, Израиль оказывается в чрезмерной зависимости от США и в случае резкого сокращения потоков помощи может испытать внешнеполитические и внутриполитические потрясения;
- во-вторых, вся американская помощь обусловлена рядом ограничений и имеет связанный характер25 (покупка только американской техники, часть помощи должна быть потрачена в США и пойти на создание рабочих мест для американцев, контроль США над реэкспортом в третьи страны). Критики утверждают, что большинство из того, что Израиль получает от Америки в виде помощи, может быть приобретено у других поставщиков по гораздо более низким ценам. Наиболее яркий тому пример - закупка пошитой в США военной униформы, приобретение топлива для самолетов и сухих пайков. Все это, по мнению израильских экспертов, могло быть закуплено в Израиле на 50% дешевле26. Впрочем, это традиционная критика в отношении связанной помощи, оказание которой завышает стоимость контрактов, как правило, на 15-30%;
- наконец, израильский ВПК ориентирован исключительно на экспорт (Израиль занимает 8-е место в мире по экспорту27), поскольку американские товары «выталкивают» израильские вооружения и военную технику с местного рынка.
Последствия «арабской весны» и мирового кризиса
Перед американским правительством не стоит вопрос, помогать ли Израилю в трудных и непредсказуемых условиях, сложившихся сегодня в мировой экономике и регионе Ближнего Востока. О поддержке правительства американским народом свидетельствуют и соцопросы: 63% американцев в арабо-израильском противостоянии поддерживают Израиль. Тем не менее 59% американцев одобрили сокращение американской помощи за рубежом (в том числе и Израилю). Поэтому перед США встает вопрос: на что давать деньги? Сегодня ставка - на вооружение Израиля, однако аналитики Исследовательской службы при Конгрессе США отмечают, что в обозримом будущем речь может пойти о вкладывании денег в дипломатические методы, в частности в помощь соседним с Израилем арабским странам, чтобы снизить в них социальное напряжение и влияние радикальных исламистских сил28.
По данным на март 2013 г., сокращение бюджета США в связи с «налоговым обрывом» приведет к уменьшению на 150 млн долл. США объемов военной помощи Израилю. В этой связи в Пентагоне особо отмечают, что приоритетные совместные проекты, в первую очередь в области противоракетной обороны, не пострадают29.
США и Израиль представляют собой хрестоматийный пример тесного военно-политического и геостратегического союза. Тесные отношения обусловлены общими стратегическими
задачами и целями в регионе Ближнего Востока. Израиль видит в США гарант своей экономической стабильности и военной безопасности, США же выгодно поддерживать еврейское государство по политическим и экономическим мотивам. Кроме того, не стоит забывать о наличии мощнейшего еврейского лобби в Америке. В двусторонних американо-израильских отношениях существуют трудности и противоречия (поскольку США вынуждены лавировать на международной арене и сохранять отношения со своими арабскими партнерами), однако можно говорить об их стабильном характере. И приведенные данные наглядно свидетельствуют об этом - объемы американской помощи, согласно 10-летнему договору о военной помощи, год от года будут только расти.
------------ Ключевые слова --------------------
Содействие международному развитию, зарубежная помощь; связанная помощь, международная безопасность, концепция «Качественное военное превосходство», Ближний Восток, США, Израиль, израильское лобби в США, военная помощь, противоракетная оборона (ПРО), теория игр.
DegterevDA., Stepkin EA. American Assistance to Israel: Origins, Structure, Dynamics.
Summary: This article provides an analysis of the U.S. foreign assistance to Israel. It shows the evolution, structure and key trends of aid flows in 1949-2012. Particular emphasis is placed on military assistance to Israel, aimed to provide Qualitative military edge (QME) of the country in the Middle East and to ensure regional stability. The game-theoretic analysis in particular the repeated games is applied in order to understand the mechanisms of the effect of U.S. military assistance to Middle Eastern countries. The basic directions of U.S. aid (development of missile defense systems in Israel and financing of a number of civilprograms) are shown. The main point of critic of U.S. foreign assistance to Israel, as well as an assessment of the influence of the «Arab Spring» and the global economic crisis on aid flows are provided.
-------------- Keywords --------------
International Development Assistance, Foreign Assistance, Tied Aid, International Security, Qualitative military edge (QME), Middle East, USA, Israel, israel lobby in US, military assistance, missile defense, game theory.
Примечания
1. Подробнее см.: Шакиров А.Р. США: официальная помощь развитию // Мировая экономика и международные отношения, 2012. № 3. С.43.
2. Подробнее см.: Дегтерев Д.А. Содействие международному развитию как инструмент продвижения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов // Вестник МГИМО. 2012. № 2. С.51-55.
3. Dagoni R. US and Israel to conduct joint military exercises// Globes [online], Israel business news, 6 November 2011. - http://www. globes.co.il/serveen/globes/docview.asp?did=1000695184&fid=1725
4. Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, March 2012. CRS Report, RL33222. - http://www.fas.org/sgp/crs/ mideast/RL33222.pdf
5. Idem.
6. Cristol J. When Did the U.S. and Israel Become Allies? (Hint: Trick Question) // History News Network, 9 July 2002. - http://hnn.us/ articles/751.html
7. Idem.
8. Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, March 2012. CRS Report, RL33222. - http://www.fas.org/sgp/crs/ mideast/RL33222.pdf
9. Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, December 2009. CRS Report, RL33222. - http://fpc.state.gov/ documents/organization/134987.pdf
10. Idem.
11. Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, March 2012. CRS Report, RL33222. - http://www.fas.org/sgp/crs/ mideast/RL33222.pdf
12. Шакиров А.Р. США: официальная помощь развитию // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 3. С.47.
13. Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, March 2012. CRS Report, RL33222. - http://www.fas.org/sgp/crs/ mideast/RL33222.pdf
14. Ensuring Israel's Qualitative Military Edge. Remarks to The Washington Institute for Near East Policy by Andrew J. Shapiro, Assistant Secretary, Bureau of Political-Military Affairs. November 4, 2011 - http://www.state.gov/t/pm/rls/rm/176684.htm
15. Arena Ph., Pechenkina A. External Subsidies and Lasting Peace. Working Paper, April 4 2012. - http://filarena.weebly.com/ uploads/7/3/9/3/7393967/exsub.pdf
16. Подробнее см.: Дегтерев Д.А. Теоретико-игровой анализ режимов оказания содействия международному развитию // Вестник МГИМО. 2011. № 5. С.59-66.
17. Подробнее см.: Дегтерев Д.А. Теоретико-игровой подход в праве. М.: Ленанд, 2011. 240 с.
18. Подробнее о высокоточном вооружении см.: Подберезкин А.И. Евразийская ВКО: роль стратегических неядерных вооружений// Вестник МГИМО-Университета, 2013. № 1. С.29-37.
19. Bard M. U.S. Aid To Israel //Jewish Virtual Library. Updated January 2012. - http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/US-Israel/ foreign_aid.html
20. Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, March 2012. CRS Report, RL33222. P.15 - http://www.fas.org/sgp/ crs/mideast/RL33222.pdf
21. Ознобищев С., Топычканов П. Развитие "региональных" ракетных потенциалов и систем ПРО // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 12. С.29.
22. Zanotti J. Israel: Background and U.S. Relations. CRS Issue Brief for Congress, April 26 2005. IB85066. - http://www.fas.org/sgp/crs/ mideast/RL33476.pdf
23. Ознобищев С., Топычканов П. Развитие "региональных" ракетных потенциалов и систем ПРО // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 12. С.31.
24. Sen. Paul Calls for Cutting U.S. Aid to Israel // Fox News, 28 January 2011. - http://www.foxnews.com/politics/2011/01/28/sen-paul-calls-cutting-aid-israel/
25. Подробнее см.: Дегтерев Д.А. Содействие международному развитию: эволюция международно-правовых режимов и эффективность внешней помощи. М.:Ленанд, 2011. 320 с.
26. Шустеф Б. Корыстное бескорыстие //Вестник. № 16(275). 31 июля 2001. --http://www.vestnik.com/issues/2001/0731/win/shustef.htm
27. Zanotti J. Israel: Background and U.S. Relations. Congressional Research Service, November 2012. CRS Report, RL33476. - http://www. fas.org/sgp/crs/mideast/RL33476.pdf
28. Sharp J. U.S. Foreign Aid to Israel. Congressional Research Service, March 2012. CRS Report, RL33222. P.24. - http://www.fas.org/sgp/ crs/mideast/RL33222.pdf
29. Янушевский Р., Ефимова М. Израиль недосчитается американских миллионов // Газета "Коммерсантъ", №45/П (5076), 18.03.2013. http://www.kommersant.ru/doc/2148852.