Научная статья на тему 'Американо-турецкие отношения в контексте разрешения «Опиумного вопроса» (конец 60-х гг. Xx В. 1974 г. )'

Американо-турецкие отношения в контексте разрешения «Опиумного вопроса» (конец 60-х гг. Xx В. 1974 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ДОГОВОРА (СЕНТО) / «ВОЙНА С ОПИУМОМ» / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) / ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1957-1975 ГГ.) / ЭМБАРГО / CENTRAL TREATY ORGANIZATION (CENTO) / THE UNITED NATIONS (UN) / THE VIETNAM WAR (1957-1975) / THE WAR ON OPIUM / EMBARGO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрегова Аминет Аскарбиевна

В статье рассматриваются американо-турецкие отношения в контексте разрешения «опиумной проблемы» конца 60-х гг. XX в. по 1974 г. Также анализируется влияние президентской предвыборной компании 1968 г. в США на отношение Вашингтона к нелегальной торговле опиумом турецкими фермерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AmericanTurkish relations in the context of "opium question" solving ( end of 1960-s -1974)

The article discusses the US-Turkish relations in the context of "opium problem" solving of the late 60s of XX cent. till 1974. The impact of the 1968 presidential elections in the USA on Washington's attitude toward illegal opium trade by Turkish farmers has been analyzed.

Текст научной работы на тему «Американо-турецкие отношения в контексте разрешения «Опиумного вопроса» (конец 60-х гг. Xx В. 1974 г. )»

УДК 327 ББК 66.4(0)

А 16

Абрегова Аминет Аскарбиевна, аспирантка кафедры всеобщей истории Адыгейского государственного университета, т: 8(918)2205026.

АМЕРИКАНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗРЕШЕНИЯ «ОПИУМНОГО ВОПРОСА» (КОНЕЦ 60-Х ГГ. XX В. - 1974 Г.)

(рецензирована)

В статье рассматриваются американо-турецкие отношения в контексте разрешения «опиумной проблемы» конца 60-х гг. XX в. по 1974 г. Также анализируется влияние президентской предвыборной компании 1968 г. в США на отношение Вашингтона к нелегальной торговле опиумом турецкими фермерами.

Ключевые слова: Организация Центрального Договора (СЕНТО), «война с опиумом», Организация Объединенных Наций (ООН), вьетнамская война (1957-1975 гг.), эмбарго.

Abregova Aminet Askarbievna, post graduate student of the Department of Global History of Adygh State University, tel.: 8(918)2205026.

AMERICAN- TURKISH RELATIONS IN THE CONTEXT OF “OPIUM QUESTION” SOLVING ( end of 1960-s -1974)

(reviewed)

The article discusses the US-Turkish relations in the context of "opium problem" solving of the late 60s of XX cent. till 1974. The impact of the 1968 presidential elections in the USA on Washington's attitude toward illegal opium trade by Turkish farmers has been analyzed.

Keywords: Central Treaty Organization (CENTO), the "war on opium," the United Nations

(UN), the Vietnam War (1957-1975), embargo.

К концу 60-х годов XX в. происходит обострение американо-турецких отношений, связанное с незаконной торговлей турецкими наркотиками. «Опиумный

вопрос» стал камнем преткновения на пути восстановления доверия между Соединенными Штатами и Турцией [1].

В 60-е годы XX в. Соединенные Штаты столкнулись с серьезной проблемой употребления наркотиков в связи с ростом непопулярности Вьетнамкой войны (19571975 гг.) среди американских солдат, участвовавших в этой войне. Правительство Соединенных Штатов воспринимало Турцию как страну, где с середины 60-х годов XX в. «опиумная проблема» стала главной в политических отношениях двух стран [2].

В 1968 г. Р. Никсон баллотировался на пост президента Соединенных Штатов, пообещав вести «войну с наркотиками». Р. Никсон определил Турцию в качестве главного источника поступления опиума в США [3]. Власти Соединенных Штатов утверждали, что 80 % опиума, нелегально поступавшего в страну, имело турецкое происхождение. Посол США в Турции А. Хэндли обсуждал эту проблему с премьер -министром Турции С. Демирелем. А. Хэндли делал акцент на том, что давление со стороны американской общественности и конгресса США на президента возрастало из-за нерешенности данного вопроса. Это, по его мнению, была единственная проблема между двумя правительствами [4].

В специальном послании к конгрессу Соединенных Штатов Р. Никсон отмечал, что рост потребления наркотиков среди американских подростков к концу 60-х годов XX в. достиг почти 800 %. Он утверждал, что в одном лишь Нью-Йорке насчитывалось 40 тысяч наркоманов, и их численность с каждым годом возрастала на 7 тысяч человек [5].

Политика Вашингтона в отношении «опиумной проблемы» была жесткой и однозначной. Соединенные Штаты требовали от Турции полного уничтожения сельскохозяйственных полей, на которых турецкие фермеры выращивали опиумный мак. США за уничтожение маковых полей обещали турецким фермерам предоставить денежные компенсации.

Американо-турецкие разногласия относительно «опиумной проблемы» были главным образом связаны с дополнительным количеством культивируемого мака, который производился на законных основаниях. Турецкие фермеры, например, ежегодно собирали «учтённый» урожай приблизительно в 180 тонн опиума, а «неучтенный» составлял от 30 до 80%, который продавался на «черном» рынке.

Доводы турецких фермеров были просты: конфиденциальные продажи приносили существенно больше прибыли, чем то, что продавалось официально [6].

Посол Турции в США М. Эзембель подчеркивал, что турецкие фермеры выращивали мак для получения макового масла на протяжении 800 лет. Поэтому не так уж и легко было искоренить подобную традицию. М. Эзембель утверждал, что это займет немало времени и это не вопрос денег [7].

Некоторые официальные лица в правительстве Соединенных Штатов отмечали тот факт, что если бы Турция вообще не занималась выращиванием мака, то «опиумная проблема» в Соединенных Штатах, тем не менее, не была бы решена. Ведь опиум производился и в Иране, Афганистане, Пакистане, Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Индии. По мнению многих правительственных чиновников США «опиумная проблема» - это проблема, которая должна быть решена, прежде всего, изнутри, в сердцевине, то есть среди пользователей в той или иной стране [8].

Администрация Р. Никсона была непреклонна. Соединенные Штаты пригрозили Анкаре приостановить дальнейшую помощь и осуществлять экономические и военные санкции, до тех пор, пока турецкие власти не начнут ограничивать или полностью устранять опиумное производство. Однако Вашингтон понимал, что дальнейшее давление в решении «опиумной проблемы» могло привести к значительному ущербу в развитии других аспектов двустороннего сотрудничества с Турцией [9].

Относительно требования Соединенных Штатов вообще приостановить культивирование мака в стране, турецкое общественное мнение выразило свое негодование. В 1971 г. напряжение в двусторонних отношениях, связанное с «опиумной проблемой» достигло наивысшего уровня.

В Турции начались политические волнения, связанные с «опиумным вопросом». Так, 12 марта 1971 г. командование турецких вооруженных сил выдвинуло правительству С. Демиреля ультиматум, как результат его - правительство было вынуждено уйти в отставку [10].

Новое правительство в Турции пришло к власти в тот момент, когда давление против Анкары в Соединенных Штатах возросло. Так, 17 июня 1971 г. президент США Р. Никсон обратился со специальным посланием к конгрессу Соединенных Штатов, в котором он был обеспокоен распространением наркобизнеса в стране. В этом послании Р. Никсон объявил «войну наркотикам». В результате столь острого

давления со стороны США, правительство Н. Эрима в 1971 г. полностью запретило производство мака в Турции [11].

В качестве компенсации финансовых потерь турецкому правительству Соединенные Штаты выделили 35,5 млн. долларов. Запрет привёл к улучшению американо-турецких отношений и продемонстрировал силу турецкого военного режима, который сыграл важную роль в принятии эмбарго на опиумное производство в Турции. В данном случае была продемонстрирована большая роль военных в принятии важных внутриполитических решений [12].

Турецкое правительство пыталось принять определенные меры, которые компенсировали бы финансовые потери фермеров, однако, все было безуспешно. Развитие американо-турецких контактов с середины 1974 г. в области «опиумного вопроса» проходило на фоне обострения отношений, связанных с очередным кипрским кризисом, разразившимся летом 1974 г.

Отношения между Вашингтоном и Анкарой обострились, когда 1 июля 1974 г. турецкое правительство объявило о возобновлении выращивания мака с осени 1974 г. в семи провинциях: Ушак, Бурдур, Кютахья, Конья, Денизли, Испарта. Данные события привели к усилению недоверия в американо-турецких отношениях в условиях назревания еще большего кризиса, связанного с турецко-греческим спором относительно Кипра, в котором Соединенные Штаты играли далеко не последнюю роль [13].

Прекращение производства турецкого опиума было причиной серьезного опиумного дефицита на мировом рынке фармацевтического производства и не помогло устранить проблему распространения наркомании в других странах. Реакция Вашингтона на решение Турции относительно опиумного производства была незамедлительн ой. Президент Соединенных Штатов принял решение о приостановке помощи Турции осенью 1974 г. [14].

Таким образом, «опиумная проблема» оказала немаловажное влияние на развитие американо-турецких отношений (конца 60-х гг. XX в. - 1974 г.). От решения «опиумной проблемы» в определенной мере зависела динамика торговоэкономического и военного сотрудничества Вашингтона и Анкары. Попытки разрешения «опиумной проблемы» продемонстрировали тот факт, что Турция при

принятии решений в значительной степени зависела от экономической и военной помощи Соединенных Штатов.

Литература:

1. Spain J.W. The United States, Turkey and the Poppy // Middle East Journal. 1975. Vol. 29, № 3. P. 295.

2. Kamminga J. The Political History of Turkey's Opium. Licensing Sistem for the Production of Medicines: Lessons for Afghanistan // The Senlis Council. Security and Development Policy Group. URL: dspace.cigilibrary.org.

3. Kaufman R.P. America's Opium War: Turkey: Political Pressure and the Legal Opium Market. URL: http://reformdrugpolicy.com/wp-content/uploads/2011/09/pdf.

4. Memorandum of Conversation. Subject: Opium. Washington, April 1, 1970 // Foreign Relations, 1969-1976. Washington, 2008. Vol. XXIX. P. 1061.

5. Special Message to the Congress on Control of Narcotic and Dangerous Drug. July 17, 1969. URL: http://www. presidency.ucsb.edu/ws/?pid=2126.

6. Певзнер Ю., Чернер Ю. Секреты интерпола. М., 2002. С. 238.

7. Memorandum of Conversation. Subject: Opium... P. 1062.

8. Memorandum from the Director of the Office of Turkish Affairs (Cash) to the Assistant Secretary of State for Near East and South Asian Affairs (Sisico). Washington, June 18, 1970 // Foreign Relations, 1969-1976. Washington, 2008. Vol. XXIX. P. 1064.

9. Letter From the Under Secretary of State for Political Affairs (Johnson) to Secretary of the Treasure Kennedy. Washington, June 29, 1970 // Foreign Relations, 1969-1976. Washington, 2008. Vol. XXIX. P. 1067.

10. Turan I. The United States and Turkey: Limiting Unilateralism. URL: http//se1.isn.ch/serviceengine/Files/ISN/22191/ipublicationdocument_singledocument / 944F9DDE-BD8C-4967-97.

11. Special Message to the Congress on Drug Abuse Prevention and Control. June 17, 1971. URL: http: // www. presidency.ucsb.edu/ws/?pid=3043.

12. Kaufman R.P. America's Opium War. URL: http://reformdrugpolicy.com/wp-content/uploads/2011/09/pdf.

13. Uslu N. The Turkish-American relationship between 1947 and 2003. The History of a Distinctive Alliance. New York, 2003. P. 163.

14. Turan I. The United States and Turkey. URL: http//se1.isn.ch/serviceengine/Files/ISN/22191/ipublicationdocument_singledocument / 944F9DDE-BD8C-4967-97.

References:

1. Spain J.W. The United States, Turkey and the Poppy //Middle East Journal. 1975. Vol. 29. № 3. P. 295.

2. Kamminga J. The Political History of Turkey's Opium. Licensing System for the Production of Medicines: Lessons for Afghanistan // The Senlis Council. Security and Development Policy Group. - URL: dspace.cigilibrary.org.

3. Kaufman R.P. America's Opium War: Turkey: Political Pressure and the Legal Opium Market. URL:: http://reformdrugpolicy.com/wp-content/uploads/2011/09/pdf.

4. Memorandum of Conversation. Subject: Opium. Washington, April 1, 1970 // Foreign Relations, 1969-1976. Washington, 2008. Vol. XXIX. P. 1061.

5. Special Message to the Congress on Control of Narcotic and Dangerous Drug. July 17, 1969. URL: http://www. presidency.ucsb.edu/ws/?pid=2126.

6. Pevsner J., Cherner Y. Secrets of Interpol. M., 2002. P. 238.

7. Memorandum of Conversation. Subject: Opium ... P. 1062.

8. Memorandum from the Director of the Office of Turkish Affairs (Cash) to the Assistant Secretary of State for Near East and South Asian Affairs (Sisico). Washington,

June 18, 1970 // Foreign Relations, 1969-1976. Washington, 2008. Vol. XXIX. P. 1064.

9. Letter From the Under Secretary of State for Political Affairs (Johnson) to Secretary of the Treasure Kennedy. Washington, June 29, 1970 / / Foreign Relations, 19691976. Washington, 2008. Vol. XXIX. P. 1067.

10. Turan I. The United States and Turkey: Limiting Unilateralism. URL: http // se1.isn.ch/serviceengine/Files/ISN/22191/ipublicationdocumentsingledocument / 944F9DDE-BD8C-4967-97.

11. Special Message to the Congress on Drug Abuse Prevention and Control. June 17, 1971.URL:http:// www.presidency.ucsb.edu / ws /? pid = 3043.

12. Kaufman R.P. America's Opium War ...URL: http://reformdrugpolicy.com/wp-content/uploads/2011/09/pdf.

13. Uslu N. The Turkish-American relationship between 1947 and 2003. The History of a Distinctive Alliance. New York, 2003. P. 163.

14. Turan I. The United States and Turkey ... - Mode of access: http / / se1.isn.ch/serviceengine/Files/ISN/22191/ipublicationdocument_singledocument / 944F9DDE-BD8C-4967-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.