Научная статья на тему 'Американо-китайский диалог по вопросу развития и государственного регулирования глобальной сети Интернет'

Американо-китайский диалог по вопросу развития и государственного регулирования глобальной сети Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
379
95
Поделиться
Ключевые слова
АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕНЗУРА ИНТЕРНЕТА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СВОБОДА ИНТЕРНЕТА / АМЕРИКАНСКИЕ IT-КОМПАНИИ / THE U.S.-CHINA RELATIONS / THE U.S. ITCOMPANIES / GOOGLE / INTERNET CENSORSHIP / HUMAN RIGHTS / INTERNET FREEDOM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лексютина Яна Валерьевна

В статье рассматривается такая важная проблема современных американо-китайских отношений, как развитие и государственное регулирование Интернета в Китае. Правительство Китая, руководствуясь необходимостью сохранить контролирующую роль государства и Коммунистической партии Китая в национальном Интернете, осуществляет мониторинг и ограничение информационных потоков в китайском сегменте Интернета. Этот подход китайских властей к регулированию Интернета сталкивается с критикой и противодействием со стороны Соединенных Штатов.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лексютина Яна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The U.S.-China dialogue on the development and state regulations of the Internet

The article analyzes one of the important issues in the contemporary U.S.-China relations, namely the development and information control of Internet in China. Being guided by the necessity to preserve its leading role in the national Internet, the Chinese government exercises efforts to monitor and control use of the Internet. This approach undertaken by the Chinese government towards Internet comes across the U.S. criticism and actions to combat Internet censorship in China.

Текст научной работы на тему «Американо-китайский диалог по вопросу развития и государственного регулирования глобальной сети Интернет»

Я. В. Лексютина

АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЙ дИАЛОг ПО ВОПРОСУ РАзВИТИЯ

и государственного регулирования глобальной сети интернет

Возникновение глобальной сети Интернет и развитие политических интернет-технологий открыли принципиально новые возможности коммуникации и взаимодействия для государств: более доступным стал информационный взаимообмен, в том числе и политической информацией, упростилось установление обратной связи, появились инновационные формы участия населения в политическом процессе. Изначально США возлагали надежды на то, что развивающийся Интернет будет выполнять функцию катализатора распространения большей свободы слова в недемократических государствах и их политической либерализации. Однако вопреки расчетам США китайские власти превратили Интернет в Китае в инструмент подавления свободы слова и распространения пропаганды.

С 1993 г. — даты первого интернет-соединения в Китае — число пользователей глобальной сети в Китае значительно возросло, достигнув к 2010 г. 384 млн человек [1, с. 3]. Стремительное распространение Интернета в Китае было вызвано целенаправленной политикой китайского правительства, рассматривающего стимулирование развития глобальной сети в качестве залога экономического развития и модернизации государства. Одновременно желание сохранить контролирующую роль государства и Коммунистической партии Китая (КПК) в национальном Интернете привело к установлению интернет-цензуры, не позволяющей «нежелательной» информации достигнуть китайских пользователей сети. По оценкам группы OpenNet Initiative, специально созданной с целью выявления и анализа практик интернет-цензуры, в Китае сложился один из самых жестких в мире режимов фильтрации информации в Интернете: по признаку фильтрации политического контента (например, выражение мнений, противоречащих официальной позиции, освещение вопросов прав человека, свободы слова, прав национальных меньшинств, религиозных движений) Китай занимает лидирующие позиции в мире наряду с Северной Кореей, Вьетнамом, Бирмой, Ираном, Сирией и Тунисом; по признаку «конфликт и безопасность» (фильтрация контента, относящегося к военным конфликтам, пограничным спорам, сепаратистским движениям, военным группам) — с Пакистаном, Северной Кореей и Южной Кореей. Показательно, что по признаку социальной фильтрации, включающей ограничение контента, относящегося к азартным играм, наркотикам, алкоголю, сексу, Китай отнюдь не стоит в ряду стран-лидеров [2], хотя осуществление цензуры Интернета в Китае проводится именно под лозунгом борьбы с этими негативными явлениями глобальной сети.

Как правило, в Китае интернет-цензуре подвергается информация, содержащая критику в адрес КПК, затрагивающая политически «деликатные» темы (Тибет, Тайвань, Тяньаньмэнь в 1989 г., соблюдение прав человека в Китае, «Фалуньгун»), касающаяся освещения производственных катастроф, стихийных бедствий, эпидемий. Жесткому контролю подвергаются новости и освещение политических событий в ре© Я. В. Лексютина, 2011

жиме онлайн, что вызывает критику со стороны США. Чрезвычайно популярны новостные ресурсы: в 2009 г. порядка 80% китайских пользователей Интернета активно посещали новостные сайты [1, с. 31]. Высокая востребованность онлайновых новостей вынуждает китайские власти осуществлять тщательный контроль за этим сегментом Интернета. Правом размещения новостей в Интернете обладают только официальные правительственные информагентства.

Степень цензурирования Интернета устанавливается китайскими властями в зависимости от текущих внутриполитических событий. Особенно тщательному контролю подвергаются информационные потоки во время важных партийных событий (таких, как съезды КПК), крупных годовщин всплесков социальной нестабильности (например, в 2009 г. был значительно ужесточен режим цензуры в связи с целым рядом годовщин — 20-летие событий на площади Тяньаньмэнь, 50-летие крупномасштабного восстания в Тибете, закончившегося бегством Далай-ламы из Тибета, 10-летие официального запрета «Фалуньгун»), народных волнений, природных и производственных катастроф. Так, в 2009 г. китайские власти в целях стабилизации ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где 5 июля 2009 г. произошли беспорядки в г. Урумчи, ввели жесткий контроль за пользованием Интернетом, продолжавшийся вплоть до конца 2009 г., таким образом фактически лишив жителей автономного района доступа к ресурсам глобальной сети.

И, напротив, чтобы продемонстрировать всему миру свою приверженность курсу открытости и соблюдению гражданских прав и свобод, на время проведения Олимпийских игр 2008 г. в Китае был значительно либерализирован режим цензуры, что нашло свое проявление, в частности, в разблокировании ряда сайтов и предоставлении большей свободы журналистам в освещении данного события (послабление касалось преимущественно иностранных журналистов). Многие сайты, длительное время блокировавшиеся по причине наличия на них политически «деликатного» контента, стали доступны китайским пользователям в период с 1 августа по середину сентября 2008 г. [3, р. 18].

В реализации цензуры Интернета китайские власти эффективно используют две основные стратегии: фильтрацию материалов с использованием технических методов и людских ресурсов и внедрение комплексной системы нормативно-правовых актов, наблюдения и наказания с целью распространения сознательности среди населения. К техническим методам относится система фильтрации интернет-контента «Золотой щит», представляющая собой систему серверов на интернет-канале между пользователями и провайдерами, которые позволяют отслеживать информацию, передающуюся по каналу. Такая система дает китайским властям техническую возможность контролировать Интернет и в случае необходимости ограничивать или полностью блокировать доступ к определенным сайтам и информации.

Цензура Интернета осуществляется либо путем блокирования сайтов, либо путем фильтрации ключевых слов (таких как, например, «Тайвань», «Тибет», «Фалунь», «Тяньаньмэнь», «демонстрация», «демократия», «ВИЧ»). При помощи фильтрации ключевых слов отслеживаются URL-адреса и запросы в поисковых системах. Чаще всего полному или частичному блокированию подвергаются сайт Wikipedia (на китайском языке), информационные сайты BBC, CNN, «Голос Америки», «Радио свободная Азия», New York Times, Washington Post, South China Morning Post, сайты многих тайваньских газет и международных правозащитных организаций. Цензура распространяется и

на сайты, пропагандирующие насилие, порнографию, азартные игры и т. п. При этом сайты на китайском языке подвергаются более жесткой цензуре, чем сайты на других языках.

В расчете на те сайты, которым все же удается обойти автоматическую фильтрацию, министерство общественной безопасности Китая для мониторинга интернет-контента в 2000 г. создало кибер-полицию, насчитывающую порядка 30 тыс. человек и действующую как подразделения полицейских департаментов в 700 городах Китая [4, р. 6]. Помимо выявления онлайновых преступлений, таких как распространение вирусов, порно, попыток финансового обмана, кибер-полиция регулярно отслеживает содержание сайтов и личной почты пользователей Интернета и удаляет «нежелательную» информацию.

В мае 2005 г. в Китае была введена даже новая государственная должность — интернет-агитатора, в обязанности которого входит активное внедрение и участие в интернет-жизни страны, в том числе участие во всевозможных форумах и чатах в целях направления этих процессов в соответствующее государственной политике русло. Китайские власти прикладывают усилия по воспитанию сознательности среди населения, по внедрению самоцензуры, а также стимулируют самих граждан отслеживать содержание сайтов. В июле 2004 г. министерство общественной безопасности создало сеть центров онлайновых докладов, куда граждане могут сообщить о «нелегальной» или «опасной» информации в обмен на денежное вознаграждение [4, р. 7].

Сложившаяся к настоящему моменту в результате законотворческой деятельности по меньшей мере тринадцати китайских правительственных ведомств нормативно-правовая система, регламентирующая деятельность в области Интернета в Китае, включает достаточно широкий спектр различного рода постановлений и распоряжений. В соответствии с «Правилами регулирования, обеспечивающими безопасность компьютерных и информационных систем», от 18 февраля 1994 г. право и полномочия на управление Интернетом предоставлены министерству общественной безопасности Китая. В «Правилах регулирования, обеспечивающих безопасность, защиту и управление компьютерной и информационной сети и Интернета», от 11 декабря 1997 г. определена информация, которую запрещается распространять в китайском сегменте Интернета: призывы к неисполнению или нарушению Конституции, законов, нормативных актов; к свержению правительства или социалистической системы; к разделению страны, препятствующие национальному объединению; к ведению террористической деятельности; информацию националистического характера; искажение правды и распространение слухов, ведущее к нарушению общественного порядка; распространение феодальных предрассудков, материалов сексуального характера, азартных игр, насилия, убийств; нанесение вреда репутации государственных органов и иную информацию, противоречащую Конституции, законам, нормативным актам [5, Art. 5].

В «Мерах по управлению информационными услугами Интернета» от 25 сентября 2000 г. регламентирована деятельность контент-провайдеров. В «Постановлении об обеспечении безопасности Интернета» от 28 декабря 2000 г. установлена уголовная и иная ответственность за правонарушения в данной области. С целью продемонстрировать множественность нормативно-правовых актов и сферы регулирования назовем и другие документы: «Постановление об управлении услугами электронных бюллетеней Интернета» от 7 октября 2000 г., «Правила регулирования коммерческих сайтов, предоставляющих интернет-услуги», от 29 сентября 2002 г., «Постановление по управ-

лению новостными и информационными услугами Интернета» от 25 сентября 2005 г., «Положение о порядке распространения материалов зарубежными информационными агентствами на территории Китая» от 10 сентября 2006 г., «Положения об управлении аудио- и видеоуслугами Интернета» от 1 января 2008 г.

Действующие нормативно-правовые акты определяют порядок предоставления интернет-услуг, деятельность провайдеров и операторов интернет-кафе, а также самих пользователей Интернета. Приведем основные нормы, регулирующие деятельность в сфере Интернета. Интернет-провайдеры должны получить соответствующие лицензии в министерстве промышленности и информатизации, в их обязанность вменяется регистрация клиентов и хранение в течение 60 дней списков по каждому пользователю Интернета с информацией о номере аккаунта и телефона, №-адрес, посещенных сайтах и трафике. Специальное разрешение требуется и для открытия сайта или чата, при этом контент-провайдеры в принудительном порядке должны регистрировать весь контент и дату его появления, а также хранить все материалы своих сайтов и информацию об их посещениях в течение 60 дней и предоставлять все эти данные по первому требованию органов надзора. Специальное разрешение необходимо и при открытии интернет-кафе, незарегистрированные заведения считаются нелегальными и закрываются властями в ходе регулярных рейдов. Операторы интернет-кафе обязаны на всех компьютерах установить программное обеспечение, блокирующее «нежелательное» содержание; отслеживать то, на какие сайты заходят посетители; регистрировать случаи посещения заблокированных сайтов и докладывать об этом в соответствующие органы власти. Посетители интернет-кафе обязаны предъявлять ГО, а персонал заведения должен хранить соответствующие записи как минимум в течение 60 дней.

Нарушение установленных правил и норм влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. В частности, провайдер может быть лишен лицензии на предоставление интернет-услуг; сайты, распространяющие новости без разрешения правительства, могут быть закрыты, а их владельцы — оштрафованы. Осуществляя контроль над соблюдением правил и норм на постоянной основе, китайские власти периодически проводят широко освещаемые китайскими СМИ пропагандистские компании по «упорядочению незаконных и нездоровых» сайтов. В январе 2009 г. в Китае была проведена очередная крупномасштабная месячная кампания под лозунгом противодействия распространению в Интернете информации непристойного содержания, в ходе которой только в течение первых двух недель были закрыты 726 интернет-сайтов [6].

В последние годы в Китае прослеживается тенденция усиления государственного контроля над Интернетом. В декабре 2009 г. были введены новые правила регистрации доменных имен в национальном домене в соответствии с которыми Китайский информационный интернет-центр отказывает в регистрации имен в этом домене посольствам, консульствам, незарегистрированным индивидуальным представителям, незарегистрированным частным компаниям и частным лицам. Зарегистрировать домен теперь могут только местные китайские компании и иностранные компании, которые имеют представительство в Китае [7].

В июне 2009 г. китайское правительство выступило с инициативой введения нового интернет-фильтра «Зеленая плотина — эскорт молодежи». В соответствии с уведомлением министерства промышленности и информатизации Китая от 19 мая 2009 г. на все новые компьютеры китайского и иностранного производства с 1 июля 2009 г. должен

быть установлен этот фильтр [8]. Обоснованием необходимости его введения стала защита детей и подростков от нездоровой информации в Интернете путем блокирования доступа к нежелательным сайтам. Но уже 1 июля 2009 г. китайское правительство объявило о решении временно отложить его принудительную установку на компьютеры в связи с просьбами со стороны производителей компьютеров, которым требовалось дополнительное время для столь масштабного внедрения программы [9]. Инициатива Пекина по внедрению нового фильтра вызвала большой резонанс как среди китайских пользователей Интернета, международных правозащитников, деловых кругов, так и со стороны правительств западных государств, в том числе и США. Критики этого программного обеспечения указывали на возможность его использования в целях дальнейшего усиления цензуры китайского сегмента Интернета.

С целью контролировать информационные потоки китайские власти не только осуществляют цензуру китайского сегмента глобальной сети Интернет, но и развивают собственный внутрикитайский национальный Интернет, доступный только с территории Китая. 1 марта 2006 г. в Китае было принято решение наряду с традиционной системой доменных имен применять новую систему, поддерживающую имена на китайском языке. В частности, в рамках новой системы планировалось запустить три новых временных домена верхнего уровня, маршрутизация которых должна осуществляться не серверами мировой системы доменных имен, поддерживаемых американской интернет-корпорацией по присвоению имен и номеров, а напрямую китайскими внутренними серверами доменных имен. В этом контексте интересен материал газеты «Жэньминь жибао», в котором указывается, что современный глобальный Интернет насчитывает 13 корневых серверов, из которых главный сервер и 9 вспомогательных находятся в США, при этом все корневые серверы находятся под унифицированным управлением американской интернет-корпорации по присвоению имен и номеров. В связи с этим США обвиняются в контроле глобального Интернета и нежелании разделить юрисдикцию над корневыми серверами с другими странами, хотя этот вопрос поднимался рядом стран, ООН и другими международными организациями [10]. В силу подобного видения современной ситуации в информационной области создание собственного внутрикитайского национального Интернета может рассматриваться как желание китайских властей противопоставить его в перспективе глобальной сети Интернет, контролируемой США.

В целом на современном этапе проблематика Интернета стала одной из превалирующих в американо-китайском взаимодействии. Жесткое государственное регулирование китайского сегмента Интернета не могло остаться без внимания США, взявших на себя роль мирового защитника гражданских прав и свобод. На протяжении ряда лет Вашингтон критикует китайские власти за установление цензуры Интернета. Характеризуя ситуацию со свободой Интернета в Китае в 2009 г., доклад госдепартамента по правам человека указывает на то, что китайское правительство активизировало усилия по мониторингу над пользованием Интернетом, контролю контента, ограничению информации, блокированию доступа к иностранным и китайским сайтам, стимулированию самоцензуры и наказанию нарушителей правительственных постановлений. В докладе китайские власти подвергаются критике за установление системы интернет-цензуры в целом, а также за продолжающуюся практику арестов (с последующими приговорами к длительным тюремным заключениям) пользователей Интернета за выражение ими политических взглядов [11].

В ответ на обвинения в свой адрес китайское правительство в Протоколе прав человека в США, ответном документе, критикующем США за нарушение прав человека, обращает внимание на серьезные ограничения свободы распространения информации в самих США. В Протоколе говорится о том, что после событий 11 сентября 2001 г. агентство национальной безопасности США установило специальное подслушивающее оборудование и стало отслеживать содержание телефонных звонков, факсов, электронных ящиков, при этом эти меры, первоначально призванные следить за арабским населением США, вскоре были перенесены на все население. Согласно Протоколу, одобренная американским сенатом 9 июля 2008 г. новая версия закона о порядке прослушивания американскими спецслужбами и доступе к электронной переписке находящихся за рубежом иностранцев, подозреваемых в шпионаже или причастности к террористическим организациям, фактически легализует распространение американской подслушивающей системы за пределы США. В Протоколе говорится также и о том, что США претендуют на мировую гегемонию под предлогом свободы Интернета и придерживаются политики двойных стандартов [12].

Американские официальные лица неоднократно выступали с заявлениями, осуждающими правительства отдельных государств за ограничение свободного потока информации в Интернете, в особенности власти Китая. В ноябре 2009 г. во время государственного визита в Китай Б. Обама выразил поддержку неограниченному доступу в Интернет и осудил цензуру [13]. В своем выступлении 21 января 2010 г., специально посвященном вопросу свободы Интернета, госсекретарь Х. Клинтон выделила Китай наряду с Тунисом и Узбекистаном как государства, усилившие в последнее время цензуру Интернета. Госсекретарь указала на то, что США будут задействовать дипломатические, экономические и технологические ресурсы с целью продвижения свободы Интернета в мировом масштабе. Она также обратилась с призывом к действующим на иностранных рынках предоставления информационных услуг американским IT-компаниям противодействовать требованиям зарубежных правительств устанавливать цензуру и наблюдение за пользователями.

Правительство США, будучи обеспокоено жестким регулированием китайского сегмента Интернета, призывает китайские власти ослабить цензуру и соблюдать права человека. Одной из форм противодействия цензуре Интернета в Китае стало финансирование американским правительством разработок и внедрения различных программно-технических средств по ее преодолению. Совет управляющих радиовещанием — созданное в 1999 г. с целью управления всем государственным международным вещанием США независимое федеральное агентство — перераспределяет государственное финансирование на борьбу с интернет-цензурой в странах мира, из которого, например, в 2005 г. порядка % было направлено на Китай. Прежде всего усилия Совета сконцентрированы на обеспечении китайских пользователей Интернета доступом к подконтрольным совету сайтам «Голоса Америки» и «Радио свободная Азия», которые китайское правительство периодически блокирует. В частности, Совет финансировал деятельность компаний Safeweb Inc., DynaWeb и UltraReach по созданию программного обеспечения, позволяющего китайским пользователям Интернета получать доступ к запрещенной информации [4, р. 11].

В феврале 2006 г. в структуре госдепартамента США была создана Рабочая группа по обеспечению свободы в глобальном Интернете, в задачу которой входит мониторинг свободы пользования Интернетом в странах мира, разработка программ по расшире-

нию доступа к Интернету и противодействие усилиям правительств отдельных государств по ограничению доступа к нему. А в соответствии с Законом об общих ассигнованиях на 2008 г. Бюро демократии, прав человека и труда получило финансирование в размере 15 млн долларов США на осуществление программы поддержки свободы Интернета. Эта программа была призвана содействовать пользователям Интернета в реализации их законных прав на свободу слова путем разработки новых инструментов, позволяющих преодолевать политическую цензуру и технические барьеры, ставящие безопасность общения в сети под угрозу [9].

Проблематика существования интернет-цензуры в Китае не осталась без внимания американских законодателей. Профильные комитеты и комиссии американского конгресса с изрядным постоянством проводят слушания по вопросам свободы Интернета и роли американских компаний в режиме цензуры китайского сегмента глобальной сети. На протяжении нескольких лет палата представителей конгресса США неоднократно инициировала принятие законопроекта о глобальной сетевой свободе. В преамбуле законопроекта в редакции 2009 г. в качестве целей принятия данного документа названы предотвращение сотрудничества американских компаний с репрессивными правительствами в деле превращения Интернета в инструмент цензуры и наблюдение и содействие свободе слова в Интернете. Законопроект предполагает создание в структуре госдепартамента США офиса по свободе глобального Интернета, задачи которого включают защиту и продвижение за рубежом свободы электронной информации, относящейся к выражению политических, религиозных или идеологических убеждений, разработку и осуществление глобальной стратегии и программ по борьбе с государственным глушением Интернета и преследованием граждан иностранными правительствами за использование Интернета для мирного выражения убеждений. В соответствии с законопроектом предполагалось запретить американским компаниям, предоставляющим услуги Интернета в странах, где ограничивается свободный поток информации, передавать властям таких государств личную информацию о своих клиентах и содействовать таким правительствам в установлении цензуры Интернета [15].

Таким образом, критике со стороны правительства США подвергаются не только китайские власти за установление интернет-цензуры, но и работающие на китайском рынке американские IT-компании за сотрудничество с китайскими властями в этом вопросе. В частности, компания Yahoo! обвиняется в обеспечении цензуры Интернета в Китае, а также в предоставлении китайским властям конфиденциальной информации о пользователях Интернета, что послужило причиной ареста как минимум четырех человек в Китае за политические высказывания в сети. В 2004 г. гонконгский офис Yahoo! обвинялся в передачи властям Китая информации, касающейся электронной почты китайского журналиста Ши Тао, в результате чего он был приговорен к 10 годам тюремного заключения по обвинению в разглашении государственных секретов [16, р. 34]. Компания Microsoft в 2005 г. по просьбе китайских властей закрыла блог пекинского обозревателя Чжао Цзина за выражение на странице блога поддержки сотрудникам газеты «Beijing News», объявившим забастовку в ответ на увольнение одного из редакторов этой газеты по политическим мотивам [16, р. 34]. В последнее время получили распространения обвинения в адрес Bing, новой поисковой системы компании Microsoft, в содействии властям Китая в контроле Интернета. Такие американские компании, как Cisco Systems и Juniper Networks, в начале 2000-х годов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечивали Китай системами, используемыми для фильтрования и отслеживания информации в Интернете.

Оспаривая обвинения в свой адрес, американские IT-компании апеллируют к тому, что, во-первых, несмотря на соблюдение ими режима цензуры, они способствуют большей свободе распространения информации в Интернете, а во-вторых, в случае их ухода с китайского рынка информационных технологий их место незамедлительно заняли бы китайские, азиатские или европейские конкуренты [16, р. 33]. Стремясь смягчить остроту критики в вопросе соблюдения прав человека, Yahoo!, Microsoft и Google совместно с несколькими правозащитными организациями, академическими группами и инвестиционными компаниями в октябре 2008 г. создали некоммерческую организацию Глобальная сетевая инициатива, миссией которой стала защита и продвижение свободы слова и неприкосновенности частной жизни в информационных и коммуникационных технологиях в таких странах, как Китай. Важной задачей этой организации стала выработка рекомендаций IT-компаниям относительно того, как противостоять принуждению со стороны правительств отдельных государств вводить цензуру и отслеживать деятельность пользователей в Интернете [17].

Несмотря на усилия, подобные созданию Глобальной сетевой инициативы, американские IT-компании, финансово заинтересованные в присутствии на первом по величине рынке информационных услуг в мире, вынуждены подчиняться устанавливающим интернет-цензуру правилам китайских властей. Деятельность Google на китайском рынке представляет собой пример того, как компания предприняла попытку осуществлять свою деятельности в соответствии с национальным законодательством Китая при ограничении собственного участия в цензуре китайского сегмента Интернета. Хотя в соответствии с требованиями китайских властей результаты поиска в запущенной в 2006 г. китайской версии поисковой системы Google.cn фильтровались, однако статистика поисковых запросов была перемещена из Китая в США, поскольку это гарантировало ограничение доступа китайского правительства к данной информации без согласия компании. В целях защитить конфиденциальность учетных записей китайских пользователей, а также избежать возможных требований со стороны китайских властей о предоставлении информации о пользователях компания Google приняла решение не запускать в Китае сервисы Gmail и Blogger.

В январе 2010 г. руководство компании Google объявило о том, что в связи с произошедшими в декабре 2009 г. хакерскими атаками из Китая на учетные записи Gmail, принадлежащие китайским активистам по борьбе за права человека, было принято решение прекратить практику самоцензуры на сайте Google.cn, даже если это будет означать закрытие китайской версии поисковой системы и офисов компании в Китае [18]. Ввиду отсутствия результатов по достижению взаимоприемлемого компромисса между китайскими властями и компанией Google 22 марта 2010 г. компания прекратила режим самоцензуры в своей китайской версии поисковой службы и перенаправила китайских пользователей с материковой части Китая на гонконгский сайт Google.com.hk, который предлагает поисковые возможности на китайском языке без применения цензуры. Пример Google в очередной раз подтвердил то, что непременным и не подлежащим обсуждению условием осуществление своей деятельности в китайском сегменте Интернета для иностранных компаний остается безусловное подчинение китайским законам и внутриполитическим установкам, определяющим осуществление жесткого контроля за деятельностью Интернета.

Даже перед лицом давления и шантажа со стороны внешних сил, включающих правительство США и крупнейшие американские корпорации, китайские власти не намерены ослаблять цензуру Интернета. Более того, принятие Китаем новых нормативно-правовых актов в области регулирования Интернета и предложение инициатив по повсеместному введению в стране новых систем фильтрации глобальной сети свидетельствуют о намерении китайских властей продвигаться по пути ее ужесточения, что не будет способствовать снятию остроты этого вопроса в американо-китайских отношениях. В то же время агрессивная политика США по противодействию интернет-цензуре, принимающая различные формы вплоть до финансирования разработок и внедрения различных программ по ее преодолению, рассматриваемая китайскими властями как вмешательство во внутренние дела государства, лишь интенсифицирует конфликт между двумя сторонами по этому вопросу. Противодействие Китаю в вопросе регулирования Интернета приобретает для США глобальное значение в силу того, что практика жесткого регулирования Интернета китайскими властями становится примером для правительств других закрытых азиатских и ближневосточных обществ, делая таким образом возложенную Вашингтоном на Интернет функцию демократизации таких обществ нереализуемой.

Литература

1. 25-й статистический отчет о развитии Интернета в Китае. 2010. Янв. 98 с. (на кит. яз.) // Китайский информационный интернет-центр. URL: http://www.cnnic.net.cn/uploadfiles/ pdf/2010/1/15/101600.pdf (дата обращения: 10.04.2010).

2. Global Internet Filtering Map. 2009 // OpenNet Initiative. URL: http://map.opennet.net/ filtering-pol.html (дата обращения: 15.04.2010).

3. Report by OpenNet Initiative on Internet Filtering in China. 2009. June 15. 36 p. // OpenNet Initiative. URL: http://opennet.net/sites/opennet.net/files/ONI_China_2009.pdf (дата обращения:

16.02.2010).

4. Lum П. Internet Development and Information Control in the PRC. 2006. Feb. 10. 16 p. // Federation of American Scientists. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL33167.pdf (дата обращения:

09.01.2010).

5. Computer Information Network and Internet Security, Protection and Management Regulations. 1997. Dec. 11 // Lehman, Lee & Xu. URL: http://www.lehmanlaw.com/resource-centre/laws-and-regulations/information-technology/computer-information-network-and-internet-security-protection-and-management-regulations-1997.html (дата обращения: 11.05.2009).

6. За полмесяца в Китае закрыто свыше 700 нелегальных сайтов. 2009. Янв. 20 // Жэньминь жибао. URL: http://russian.people.com.cn/31516/6577427.html (дата обращения: 22.03.2010).

7. Доменная зона CN // myDomain-in.ru. URL: http://www.mydomain-in.ru/domains/cn/ (дата обращения: 20.03.2010).

8. Уведомление об установке на компьютеры программного обеспечения для фильтрации Интернета (на кит. яз.) // Министерство промышленности и информатизации КНР. URL: http:// www.miit.gov.cn/n11293472/n11293832/n11293952/12398220.html (дата обращения: 02.04.2010).

9. Китай принял решение отложить установку на компьютеры фильтра «Зеленая плотина — эскорт молодежи». 2009. Июль 1 // Агентство Синьхуа. URL: http://www.russian.xinhuanet.com/ russian/2009-07/01/content_901073.htm (дата обращения: 02.04.2010).

10. Защита «свободы» или гегемонии? 2010. Янв. 26 // Жэньминь жибао. URL: http://russian. people.com.cn/95181/6879364.html (дата обращения: 04.04.2010).

11. Country Reports on Human Rights Practices 2009: China. 2010. March 11 // US Department of State. URL: http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2009/eap/135989.htm# (дата обращения: 15.03.2010).

12. Протокол прав человека в США в 2009 г. 2010. Март 12 (на кит. яз.) // Пресс-канцелярия Госсовета КНР. URL: http://www.scio.gov.cn/zxbd/wz/201003/t571395.htm (дата обращения:

15.03.2010).

13. Remarks by President Barack Obama at Town Hall Meeting with Future Chinese Leaders. 2009. Nov. 16 // White House. URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/remarks-president-barack-obama-town-hall-meeting-with-future-chinese-leaders (дата обращения: 13.03.2010).

14. Posner M. Global Internet Freedom and the Rule of Law, Part 2. Statement before the Senate Judiciary Human Rights and the Law Subcommittee. 2010. March 2 / US Department of State. URL: http://www.state.gov/g/drl/rls/rm/2010/134307.htm (дата обращения: 07.04.2010).

15. H.R.2271. Global Online Freedom Act of 2009. 2009. May 6 // Library of Congress: ttomas. URL: http://thomas.loc.gov/cgi-bin/query/z?c111:H.R.2271: (дата обращения: 16.03.2010).

16. Lum П., Fischer H. Human Rights in China: Trends and Policy Implications. 2010. Jan. 25. 44 p. // Federation of American Scientists. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL34729.pdf (дата обращения: 19.03.2010).

17. Global Network Initiative. URL: http://www.globalnetworkinitiative.org/ (дата обращения:

17.04.2010).

18. Drummond D. A New Approach to China. 2010. Jan. 12 // Official Google Blog. URL: http://googleblog.blogspot.com/2010/01/new-approach-to-china.html (дата обращения: 10.03.2010).

Статья поступила в редакцию 16 декабря 2010 г.