Научная статья на тему 'АМБИВАЛЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПЕРИОДА COVID-19 В ДИНАМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ)'

АМБИВАЛЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПЕРИОДА COVID-19 В ДИНАМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
5
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / АМБИВАЛЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ / COVID-19 / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тактарова Анна Валерьевна, Черкасова Марина Николаевна

Амбивалентный характер образовательного процесса в высшей школе рельефно проявился в период пандемии COVID-19. Такая организация обучения ведет к выстраиванию новой когнитивной образовательной модели, в чем и проявляется актуальность данного исследования. Цель работы - выявить речевое амбивалентное поведение и отношение студентов к новому формату обучения по двум временным периодам в динамике: 2020-2021 и 2021-2022 гг. Научная новизна исследования заключается в установлении амбивалентного оценивания образовательного процесса студентами через призму феномена COVID-19, доказанного экспериментально в ходе опроса. Материалы и методы. Материалом для исследования послужили письменно зафиксированные ответы студентов в ходе прагмалингвистического опроса в вузе. Были использованы методы анкетирования, лексико-семантический метод, прагмалингвистический эксперимент, а также количественный и интерпретативный методы. Результаты. Прагмалингвистический анализ опросных листов показал, что вектор оценивания трех референтных групп первого периода опроса поменялся по сравнению со вторым периодом. У всех 167 респондентов были выявлены амбивалентные реакции: первая группа демонстрирует позитивно-негативную амбивалентность, вторая - негативно-позитивную. Таким образом, зафиксировано неоднозначное, полярное отношение студентов к рассматриваемой образовательной реалии с точки зрения амбивалентного подхода к исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тактарова Анна Валерьевна, Черкасова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF AMBIVALENT ASSESSMENT OF THE HIGHER EDUCATIONAL PROCESS DURING COVID-19 (THE CASE OF THE STUDENT PRAGMALINGUISTIC SURVEY)

The ambivalent nature of the higher educational process was clearly manifested during the COVID-19 pandemic. Such an organization of teaching process generates new cognitive learning model, thus being the relevance of this study. Purpose. It is aimed at identification of students’ verbal ambivalent behavior and function to the new learning format over two time periods in dynamics: 2020-2021 and 2021-2022. The scientific novelty of the study is to establish students’ ambivalent assessment of the educational process in terms of COVID-19. This assessment was proved experimentally during the survey. Materials and methods. Materials of research are written recorded responses received from students during pragmalinguistic survey at the university. The following research methods were used: survey, lexico-semantic, pragmalinguistic experiment, as well as quantitative and interpretive methods. Results. The pragmalinguistic survey gives a detailed analysis of appraisal vector over the two reference groups: the survey of the first period has changed significantly compared to the second period. All 167 respondents showed ambivalent reactions, the first group demonstrates positive-negative ambivalence, while the second group shows negative-positive ambivalence. Thus, the ambiguous, diametrically-opposed attitude of students to the educational reality from the ambivalence research approach was established.

Текст научной работы на тему «АМБИВАЛЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПЕРИОДА COVID-19 В ДИНАМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ)»

DOI: 10.12731/2077-1770-2022-14-3-183-196 УДК 8123

АМБИВАЛЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПЕРИОДА COVID-19 В ДИНАМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ)

А.В. Тактарова, М.Н. Черкасова

Амбивалентный характер образовательного процесса в высшей школе рельефно проявился в период пандемии COVID-19. Такая организация обучения ведет к выстраиванию новой когнитивной образовательной модели, в чем и проявляется актуальность данного исследования.

Цель работы - выявить речевое амбивалентное поведение и отношение студентов к новому формату обучения по двум временным периодам в динамике: 2020-2021 и 2021-2022 гг. Научная новизна исследования заключается в установлении амбивалентного оценивания образовательного процесса студентами через призму феномена COVID-19, доказанного экспериментально в ходе опроса.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили письменно зафиксированные ответы студентов в ходе прагмалинг-вистического опроса в вузе. Были использованы методы анкетирования, лексико-семантический метод, прагмалингвистический эксперимент, а также количественный и интерпретативный методы.

Результаты. Прагмалингвистический анализ опросных листов показал, что вектор оценивания трех референтных групп первого периода опроса поменялся по сравнению со вторым периодом. У всех 167 респондентов были выявлены амбивалентные реакции: первая группа демонстрирует позитивно-негативную амбивалентность, вторая -негативно-позитивную. Таким образом, зафиксировано неоднозначное, полярное отношение студентов к рассматриваемой образовательной реалии с точки зрения амбивалентного подхода к исследованию.

Ключевые слова: амбивалентность; амбивалентное отношение и оценивание; COVID-19; университет

DYNAMICS OF AMBIVALENT ASSESSMENT OF THE HIGHER EDUCATIONAL PROCESS DURING COVID-19 (THE CASE OF THE STUDENT PRAGMALINGUISTIC SURVEY)

Â.V. Таktarova, М.К Cherkasova

The ambivalent nature of the higher educational process was clearly manifested during the COVID-19 pandemic. Such an organization of teaching process generates new cognitive learning model, thus being the relevance of this study.

Purpose. It is aimed at identification of students ' verbal ambivalent behavior andfunction to the new learningformat over two time periods in dynamics: 2020-2021 and 2021-2022. The scientific novelty of the study is to establish students 'ambivalent assessment ofthe educational process in terms ofCOVID-19. This assessment was proved experimentally during the survey.

Materials and methods. Materials of research are written recorded responses received from students during pragmalinguistic survey at the university. The following research methods were used: survey, lexi-co-semantic, pragmalinguistic experiment, as well as quantitative and interpretive methods.

Results. The pragmalinguistic survey gives a detailed analysis of appraisal vector over the two reference groups: the survey of the first period has changed significantly compared to the second period. All 167 respondents showed ambivalent reactions, the first group demonstrates positive-negative ambivalence, while the second group shows negative-positive ambivalence. Thus, the ambiguous, diametrically-opposed attitude of students to the educational reality from the ambivalence research approach was established.

Keywords: ambivalence; ambivalent function and assessment; COVID-19; higher school

Введение

Образовательный процесс в высшей школе эпохи СОУ1-19 (март 2020 г. и по настоящее время: апрель, 2022 г.) стал предметом обсуждения в глобальном масштабе [11; 12; 13], а сама неопределенность образовательной траектории актуализирует амбивалентное отношение к образовательному процессу, проявляющемуся в двойственной оценке как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов [5]. При этом в самой траектории обучения также сталкиваются противоположные явления образовательного процесса: синхронное (интерактивные онлайн-занятия на различных Интернет-платформах, включая собственные платформы университетов или университетские системы онлайн-обучения) и асинхронное обучение (выдача и проверка заданий в системе асинхронного обучения в образовательном портале университета). Студент и преподаватель находятся дома, но в то же время они в электронной образовательной среде университета, в системе онлайн-обучения на различных Интернет-платформах. В рамках новой образовательной модели происходит и выдвижение такой доминантной педагогической компетенции, как электронная педагогическая компетенция [8] или «электронная» педагогическая культура [2], когда решающей становится не профессиональная компетенция педагога, а его умение работать в электронной образовательной среде университета и с инструментами различных Интернет-платформ.

Становление такой когнитивной модели поведения сопровождается различными оценками глазами самих учащихся с одновременной актуализацией полярности мнений, например, как положительных, так и отрицательных качеств онлайн-обучения исследуемых периодов (мы выделили Этап 1 и Этап 2).

В формате данной работы поставлен исследовательский вопрос: в чем проявляется амбивалентный характер отношения к образовательному процессу эпохи СОУГО-19?

Объектом исследования является амбивалентное речевое поведение русскоязычных студентов технического вуза, характеризующих образовательный процесс двух предложенных периодов (Этап

1 и Этап 2) двойственно. В ходе исследования диагностировались различия речевого поведения групп студентов, принявших участие в 2-х анонимных опросах. Предмет исследования - выбор респондентами определенных речевых сигналов грамматических и текстуальных категорий. Материалом исследования послужили ответы русскоязычных студентов, данные в ходе письменно-электронного заполнения анкет.

Цель работы - зафиксировать и проанализировать амбивалентное отношение группы респондентов в ходе прагмалингвистиче-ского опроса.

Задачи исследования:

1) выявить двойственность мнений респондентов;

2) определить доминирующий план оценивания на 1 и 2 этапах исследуемого процесса в ходе прагмалингвистического эксперимента;

3) установить сдвиг в речевом поведении двух референтных групп в динамике с точки зрения анализируемых временных сегментов.

Новизна исследования заключается в рассмотрении образовательного процесса эпохи коронавируса в динамике в формате лингвопрагматической оценки с точки зрения амбивалентного подхода.

Гипотеза исследования. Если опыт образовательной деятельности студентов может отражать полярность их мнения (например от отрицательного к положительному), которое строится на эмпирических данных пережитых событий, то амбивалентный характер образовательного процесса в эпоху СОУГО-19 должен проявляется не только в одновременной реализации разных образовательных моделей (традиционной и дистанционной), но и может быть триггером для формирования амбивалентного отношения всех участников процесса и вести их к формированию амбивалентного отношения, которое следует установить в результате анализа и обработки полученных процентных данных материала исследования.

Материалы и методы исследования

В основе работы лежит концепция диахронного анализа языка Ф. де Соссюра: анализ практического материала исследования с позиции диахронного изучения, при котором в динамике рассматриваются ответы одних и тех же респондентов по двум разным временным периодам. При проведении исследования были использованы методы анкетирования, лексико-семантический метод (для трактовки реакций респондентов), прагмалингвистический эксперимент, а также количественный и интерпретативный методы.

Теоретическая база исследования

В качестве опорной теоретической базы исследования была использована категория «амбивалентности». Термин впервые был предложен швейцарским клиницистом Э. Блейлером как двойственность отношения к внешним факторам или «сложное противоречивое состояние личности, двойственность ее переживаний, обычно принимающие характер внутреннего конфликта» [3: 12]. Сущность такого проявления в том, что один и тот же предмет или предметы, явление, образ вызывают одновременно противоположные чувства: удовлетворение - неудовлетворение, согласие-несогласие, солидарность - антагонизм, «симпатию - антипатию, эталитаризм - иерар-хизм» [7: 232].

Явление «амбивалентности» характеризуется двойственным, противоречивым, биполярным отношением [Там же], которое с точки зрения прагматики могут отражаться в позитивно-одобрительном, или негативно-неодобрительном оценивании одновременно (также может присутствовать нейтрально-безразличный план, как фактуальный) с учетом анализа экспрессивных маркеров: позитивный/негативный, приятный/неприятный, любимый/нелюбимый как эмоционального отношения к объекту действительности.

В свете педагогического направления амбивалентность трактуется как неотъемлемая часть человеческой сущности и механизм интегрирования и гармонизации взаимоисключающих составляющих [1; 10]. Авторы подчеркивают важность реализации такого подхода в

педагогической среде, начиная от постановки целей, контента, управления, регулирования, организации. Обозначенный подход справедлив и по отношению к образовательному процессу в университете, в рамках которого был подготовлен представленный прагмалингви-стический опрос и его прагмалингвистический анализ.

Эмпирический материал и методология исследования

На основе прагмалингвистического опроса (167 студентов 1 и 3 курсов), проведенного в Ростовском государственном университете путей сообщения в 2022 г., было выявлено и проанализировано речевое поведение студентов по критерию оценивания ими двух этапов образовательного процесса периода «коронавирусной эпохи» (март 2020 г.) по настоящее время (апрель 2022 г.). Условно этот период был нами разбит на временные этапы «Этап 1» и «Этап 2» (см Табл. 1):

Табл. 1.

Этапы образовательного процесса исследуемых временных периодов

Этап 1 (2020-2021 г.) Этап 2 (2021-2022 г.)

экстремальный прыжок в он-лайн-обучение, включая полный локдаун - март 2020 - июнь 2020 возврат к традиционному формату обучения - февраль 2021 - июль 2021; продолжение традиционного формата -сентябрь 2021 - конец октября 2021)

кратковременное возвращение к традиционному обучению - сентябрь 2020 - начало октября 2020) возвращение к онлайн-обучению в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки - конец октября - 6.12.2021

постэкстремальный период он-лайн-обучения - начало октября 2020 - январь 2021) возврат к традиционному формату обучения - январь 2022 по настоящее время (апрель 2022)

Результаты и обсуждение

Для получения обобщенных статистических результатов эксперимента в динамике была введена коммуникативная стратегия «Оценивание респондентом образовательного процесса» (см. Табл. 2), по аналогии с конативно-ориентированной стратегией «Оценивание автором речевого события», широко распространенной в работах по прагмалингвистике [4; 6; 9].

Табл. 2.

Планы оценивания этапов образовательного процесса студентами разных курсов

Стратегия «Оценивание респондентом образовательного события»

Этап 1 (2020-2021 г.) Этап 2 (2021-2022 г)

Пози-тивно-о-добри-тельный план Нейтраль-но-без-различный план Негатив-но-нео-добри-тельный план Пози-тивно-о-добри-тельный план Нейтраль-но-без-различный план Негатив-но-нео-добри-тельный план

Студенты 1 курса 43,1 % 20,6 % 36,3% 31,4 % 29 % 39,6 %

Студенты 3 курса 28,7 % 9,9 % 61,4 % 73 % 15,8 % 11,2 %

Для интерпретации полученных результатов эксперимента учитывались доминантные цифры по всем исследуемым планам стратегии «Оценивание...», чьи доминантные показатели планов для наглядности выделены жирным шрифтом. Данная стратегия реализуется в виде трех планов, которые характеризуют позитивно-одобрительное оценивание, негативно-неодобрительное или нейтрально-безразличное оценивание как фактуальное, которое не может указывать на релевантность ответа, а лишь показывает колебания и неоднозначность мнения респондента. На основании ответов студентов (отражающих актуализацию оценивающих отношений) при экспертном анализе были выделены речевые сигналы позитивных, нейтральных и негативных ассоциаций, представленные в Табл. 2 в процентном соотношении. В ходе анкетирования участники продемонстрировали различные поведенческие реакции: 1) категоричное «нет» выражает неодобрительное отношение; 2) категоричное «да» - одобрительное отношение; 3) реакция «затрудняюсь ответить» - безразличное отношение.

Если рассмотреть плоскость синхронии и проанализировать данные ответы с точки зрения статики, то более интересными будут ответы, которые относятся к нейтрально-безразличному оцениванию, чем ответы - в плоскости «да - нет». Если последние можно отнести к четко обозначенному, релевантному мнению студентов

об образовательном процессе, то первый вид ответов носит амбивалентный характер. Наличие и отображение нейтрально-безразличного плана в цифрах говорит о том, что есть колеблющиеся студенты, которые в силу определенных обстоятельств не смогли дать утвердительных ответов, при чем неоднозначности мнений больше было высказано по оценке Этапа 2 (29 % и 15,8 %), чем по

Таким образом, анализ реакций в плоскости диахронии продемонстрировал изменения в речевом поведении, или амбивалентный сдвиг, при котором в течение одного года одни и те же группы студентов дают полярно разные ответы и высказывают диаметрально противоположные мнения на один и тот же образовательный феномен, свидетелями и участниками которого они стали.

Референтная группа 1 Референтная группа 2

(студенты 1 курса) (студенты 3 курса)

Диагр. 1. Амбивалентное проявление речевого поведения студентов двух референтных групп в динамике 2021-2022 гг.

Установлено, что студенты 1 курса оценивают реальную обстановку по предложенному анкетированию Этапа 1 преимущественно позитивно (43,1 %), а вот спустя время отношение респондентов данной группы поменялось на негативное (39,6 %). Меняется отношение и в группе студентов 3 курса, которые по Этапу 1 продемонстрировали негативное отношение к образовательному процессу (61,4 %), а спустя время отозвались о нем одобрительно (73%).

Проанализированный материал позволил объединить полученные результаты согласно двум группам: референтная группа 1 и 2. Представленные ниже диаграммы наглядно отражают изменение

Этапу 1 (20,6 % и 9,9 %)

ОПРОС 2021-2022 ГГ.

ОПРОС 2021-2022 ГГ.

мнения, что может свидетельствовать об амбивалентном характере речевого поведения студентов, оценивающих оба этапа образовательного процесса исследуемого периода. Первая референтная группа демонстрирует позитивно-негативную амбивалентность, вторая - негативно-позитивную.

Заключение

Таким образом, мы можем ответить на исследовательский вопрос: однозначно ли отношение студентов к новому формату образования на основании анализа их ответов в динамике. Как показал прагмалингвистический опрос и его анализ, проведенный в техническом вузе с участием студентов двух курсов (1 и 3), вектор оценивания по прошествии времени поменялся у каждой референтной группы с учетом курса обучения. Зафиксировано неоднозначное, амбивалентное отношение студентов к исследуемой образовательной реалии.

Исследование характера образовательного процесса в высшей школе в «эпоху коронавируса» продемонстрировало также реализацию конфликта интерпретаций, действий, реакций в рамках одного и того же явления на примере разных периодов.

В перспективе представляется возможным и интересным изучение проявления амбивалентности массового сознания как феномена когнитивной модели на примере социально-психологических, праг-малингвистических и других исследований, предметом которых может стать данная категория.

Список литературы

1. Бим-Бад Б.М., Егорова Л.И. Категория амбивалентности в теории воспитания человека // Педагогика: Научно-теоретический журнал. 2008. № 7. С. 8-17.

2. Исаева Т.Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 80-96. о^/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96

3. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер. 2003. 415 с.

4. Матвеева Г.Г., Ленец А.В., Петрова Е.И. Основы прагмалингвисти-ки. Монография. М.: Изд-во «Флинта», 2013. 232 с.

5. Носкова А.В., Голоухова Д.В., Проскурина А.С., Нгуен Т.Х. Циф-ровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. №1. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167

6. Тактарова А.В. Прагмалингвистический аспект речевого поведения русскоязычных и немецкоязычных журналистов в синхронии и диахронии. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 2016. 18 с.

7. Черкасова М.Н. Амбивалентность как свойство речевой агрессии // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 18(113). С. 232-241.

8. Черкасова М.Н., Тактарова А.В. Академическое письмо как компонент имиджмейкинга при подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре (на примере русского и английского языков) / Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы IX Международной научно-практической конференции (26 октября 2021 г.). Ростов-н/Д. С. 196-201.

9. Чуриков М.П. Актуализация стратегии уверенного / неуверенного речевого поведения политического деятеля в интервью // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. № 12. С. 96-100.

10. Шерайзина Р.М. Амбивалентный подход к модернизации педагогического образования в современном университетском комплексе // ИТС. 2003. №3. С. 16-20.

11. Kirsch C., Engel de Abreu P.M., Neumann S., Wealer C. Practices and experiences of distant education during the COVID-19 pandemic: The perspectives of six- to sixteen-year-olds from three high-income countries // International Journal of Educational Research Open, Volumes 2-2, 2021. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100049

12. Mahyoob M. Challenges of e-Learning during the COVID-19 Pandemic Experienced by EFL Learners. Arab World English Journal, 2020, 11 (4), pp. 351-362. https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol11no4.23

13. Yekefallah L., Namdar P., Panahi R., Dehghankar L. Factors related to students' satisfaction with holding e-learning during the Covid-19 pandemic based on the dimensions of e-learning. Heliyon, 2021, vol. 7, Issue 7. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07628

References

1. Bim-Bad B.M., Yegorova L.I. Kategorija ambivalentnosti v teorii vos-pitanija cheloveka [Ambivalence category in the theory of human education]. Pedagogika [Pedagogy], 2008, no. 7, pp. 8-17.

2. Isaeva T.E. Kompetencii i «jelektronnaja» pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelja vysshej shkoly v postpandemicheskom mire [Higher school teacher's competences and "electronic" pedagogical culture in the post-pandemic world]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2021, vol. 30, no. 6, pp. 80-96. https://doi. org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96

3. Krys'ko V.G. Slovar'-spravochnikpo social'nojpsihologii [Dictionary-reference book of social psychology]. St. Petersburg: Piter Publ., 2003,415 р.

4. Matveeva G.G., Lenecz A.V., Petrova E.I. Osnovyspragmalingvisti-ki [The fundamentals of pragmalinguistics]. Monography. Moscow, «Flinta» Publ., 2013, 232 p.

5. Noskova A.V., Goloukhova D.V., Proskurina A.S., Nguyen T.H. Ci-frovizaciya obrazovatelnoj sredy: ocenki studentami Rossii i Vet-na-ma riskov distancionnogo obucheniya [Digitalization of the Educational Environment: Risk Assessment of Distance Education by Russian and Vietnamese Students]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2021, vol. 30, no. 1, pp. 156-167. https://doi. org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167

6. Taktarova A.V. Pragmalingvisticheskij aspekt rechevogo povedeni-ya russkoyazy'chny'x i nemeczkoyazy'chny'x zhurnalistov v sinxronii i diaxronii. [Pragmalinguistic aspect of the speech behavior of Rus-

sian-speaking and German-speaking journalists in synchrony and dia-chrony]. Abstract of PhD dissertation. Majkop, 2016, 18 p.

7. Cherkasova M.N. Ambivalentnost' kak svojstvo rechevoj agressii [Ambivalence as a property of speech aggression]. Nauchny^e vedomosti BelGU [Belgorod State University Scientific Bulletin]. Issue: gumani-tarnye nauki [Human Sciences], 2011, no. 18 (113), pp. 232-241.

8. Cherkasova M.N., Taktarova A.V. Akademicheskoe pis'mo kak kompo-nent imidzhmejkinga pri podgotovke nauchno-pedagogicheskix kadrov v aspiranture (na primere russkogo i an-glijskogo yazykov) [Academic writing as a component of image-making in postgraduate training (on the example of Russian and English)] Reklama i svyazi s obshhestven-nostyu: tradicii i innovacii: materialy' IX Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii [Advertising and Public Relations: Traditions and Innovations: proceedings of the IX international conference]. 26.10.2021. Rostov State Transport University, pp. 196-201.

9. Churikov M. P. Aktualizaciya strategii uverennogo / neuverennogo re-chevogo povedeniya politicheskogo deyatelya v intervyu [Actualization of strategy of confident or uncertain speech behavior in an interview with a politician] Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region [University Bulletin. North Caucasian region. Series: Social Sciences], 2003, no. 12, pp. 96-100.

10. Sheraizina R. M. Ambivalentnyj podxod k modernizacii pedagogich-eskogo obrazovaniya v sovremennom universitetskom komplekse [Ambivalent approach to the modernization of pedagogical education in the modern university complex]. ITS [Integration of education], 2003, no. 3, pp. 16-20.

11. Kirsch C., Engel de Abreu P.M., Neumann S., Wealer C. Practices and experiences of distant education during the COVID-19 pandemic: The perspectives of six- to sixteen-year-olds from three high-income countries, International Journal of Educational Research Open, Volumes 2-2, 2021. https://doi.org/10.1016/jijedro.2021.100049

12. Mahyoob M. Challenges of e-Learning during the COVID-19 Pandemic Experienced by EFL Learners. Arab World English Journal, 2020, vol. 11 (4), pp. 351-362. https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol11no4.23

13. Yekefallah L., Namdar P., Panahi R., Dehghankar L. Factors related to students' satisfaction with holding e-learning during the Covid-19 pandemic based on the dimensions of e-learning. Heliyon, 2021, vol. 7, Issue 7. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07628

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Тактарова Анна Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский Государственный университет путей сообщения» пл. им. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2. г. Ростов-на-Дону, 344038, Российская Федерация annataktar@yandex.ru

Черкасова Марина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский Государственный университет путей сообщения» пл. им. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2. г. Ростов-на-Дону, 344038, Российская Федерация chercasovamn-rostov@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTORS Anna V. Taktarova, Cand. Sci. (Philology), Associate Professor, Department of Foreign languages

Rostov State Transport University

2, Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya Square, Rostov-on-Don, 344048, Russian Federation annataktar@yandex. ru SPIN-code: 2146-0775

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3451-2114 Researcher-ID: AAL-1180-2021 Scopus Author ID: 57224937590

Marina N. Cherkasova, Cand. Sci. (Philology), Associate Professor, Department of Foreign languages

Rostov State Transport University

2, Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya Square, Rostov-on-Don, 344048, Russian Federation chercasovamn-rostov@rambler. ru SPIN-code: 5989-0758

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2971-6486 Researcher-ID: AAJ-1535-2021 Scopus Author ID: 57195348298

Поступила 13.05.2022

После рецензирования 19.06.2022

Принята 03.07.2022

Received 13.05.2022 Revised 19.06.2022 Accepted 03.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.