Литература
1. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
2. Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
3. Федеральный закон № 315-ФЗ от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях» (в действующей редакции от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ).
4. Контексты саморегулирования. Передача государственных функций саморегулируемым организациям / С.П. Бабочкина, В.В. Буев, П.В. Крючкова, А.В. Лобанова, С.В. Мигин, Д.В. Соболь, А.А. Шамрай, А.Ю. Щербинина; под ред. С.В. Мигина. — М.: 2009
5. Концепция оптимизации системы управления муниципальным сектором экономики в сфере ЖКХ с учетом реформы местного самоуправления. Методические рекомендации. — М.: 2005.
6. Иваненко Л.В. Структурный анализ рынка жилищно-коммунальных услуг с использованием модели 5-ти конкурентных сил М. Портера / Л.В. Иваненко, А.Ю. Ляхов. — Вестник ПВГУС, серия Экономика, Выпуск №5(13), Тольятти: 2011.
7. Иваненко Л.В. Управление регионом. Концепция мегакластерной организации экономики: монография / Л.В. Иваненко. — Самара: 2008.
8. Иваненко Л.В. Проблемы обеспечения кластеризации в регионе / Сборник научных трудов Донецкого государственного университета управления, утвержденный ВАК Украины. — Донецк: 2012.
9. Clusters of invention, life cycle of technologies and endogenous growth. Article Journal of Economic Dynamics and Control, Volume 30, Issue 4, April 2006, Pages 687-71. Murat Iyigun. — http://www.sciencedirect.com.
Е.С. Извольская
АЛЬЯНСЫ В НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ALLIANCES IN THE KNOWLEDGE-INTENSIVE BRANCHES
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению современных проблем наукоемких организаций в условии вступления России в ВТО, тенденций к совместной деятельности, сложности управления ими и перспективам развития.
Ключевые слова: альянс, наукоемкая организация, конкурентоспособность, объединения, интеграция, протекционизм
Abstract: the article considers the problems of modern high-tech organizations in the condition of Russia joining the WTO, the trend towards joint activities, the complexity of management and development prospects.
Keywords: alliance, the organization of knowledge-based competitiveness, association, integration, protectionism.
В условиях вступления России в ВТО перед российскими организациями открываются новые возможности, при умелом использовании которых компании могут выйти на международный рынок, повысить уровень конкурентоспособности и приобрести новые компетенции. Одной из главных проблем на данный момент для большинства отечественных промышленных предприятий, производящих вполне конкурентоспособную продукцию, является отсутствие законодательной поддержки их деятельности в условиях открытого рыночного пространства. Во многих странах для предприятий, ра© Извольская Е.С., 2012
ботающих на экспорт, существует поддержка в виде возврата НДС, субсидирования или уменьшения налогов. Поэтому вполне естественно, что при отсутствии подобной поддержки в нашей стране неизбежны ухудшение позиций многих предприятий в отрасли, их банкротства, а также новая волна слияний и поглощений.
С конца 80-х г. прошлого века в мире стал активно развиваться новый вид взаимодействия между организациями — альянс. Его особенностью является то, что каждая организация в случае неудачной совместной деятельности может вернуться к своему первоначальному состоянию. Таким образом, очевидны его преимущества перед слияниями и поглощениями. Поэтому во всем мире все больше организаций выбирают именно альянс в качестве стратегии, позволяющей повысить конкурентоспособность, выйти на новые рынки сбыта, приобрести новые знания и технологии, избежать риска банкротства.
Очевидно, при ужесточении конкурентной среды для российских предприятий, отсутствия законодательной поддержки и отмены таможенных пошлин, альянсы становятся привлекательной стратегией с целью укрепления конкурентных позиций или просто выживания. Особенно тяжелая ситуация складывается в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, так как если у предприятия нет очевидных и существенных конкурентных преимуществ, свободных финансовых средств, перестроиться на новое научное направление или новое производство самостоятельно практически невозможно. В такой ситуации выбор в качестве стратегии создание альянса является особенно привлекательным. Поэтому изучение типологии альянсов, их проблем и перспектив развития представляется актуальным.
Для решения задач, возникаемых в рамках альянсов, необходимо для начала определить понятия, характеризующие рассматриваемые организации. К категории наукоемкой в настоящее время обычно относят такую организацию, при производстве продукции которой доля затрат на науку в общей сумме издержек или сумме продаж составляет не менее 2,5%. Часто просто субподрядные отношения между производителем и поставщиком не дают возможности для развития продукции и проведения совместных исследований, так как невозможно осуществить процессы взаимного обучения и обмена опытом и организации ведут себя скорее как соперники, а не как партнеры. В рамках альянсов организациям предоставляется возможность чувствовать себя более уверенно в рамках договорных отношений, но, в то же время, не лишают каждое предприятие юридической самостоятельности.
Существует несколько типов альянсов, которые условно можно разделить на альянсы между фирмами-конкурентами и не конкурентами. В дальнейшим целесообразно отдельно проанализировать каждый тип альянса с точки зрения предоставления им возможности наилучшего развития предприятиям в его составе с целью определения наилучшего типа альянса для наукоемких отраслей.
На сегодняшний день не существует четкого определения понятию «стратегический альянс». Суть данного понятия отражает следующее определение: «стратегический альянс» — это объединение нескольких независимых предприятий, которые намерены заняться каким-либо производством или осуществить новый проект при отсутствии всех условий для подобной деятельности в одной организации. К альянсам между фирмами не конкурентами относятся следующие типы — транснациональные совместные предприятия, вертикальные соглашения о партнерстве и межотраслевые соглашения [1].
Первым типом альянса между предприятиями-неконкурентами считаются транснациональные совместные предприятия — объединение организаций с целью расширения рынка сбыта и укрепления за счет нового партнера на новом развивающемся рынке. На практике транснациональные компании решают следующие задачи: создание подобных объединений дает возможность местной организации выйти за рамки простых отношений «поставщик-клиент», которыми характеризуется большинство
взаимодействий при передаче технологий; ограничение возможности маневрирования транснациональной компании путем участия в процессе принятия решений местных организаций; интеграция страны или региона в мировую экономику.
Снижение издержек и достижение эффекта синергии в данном случае достигается путем открытия совместного филиала, причем процентным соотношением между держателями акций, рекомендуемым на практике, является примерно 25% транснационального предприятия к 75% акций у местной организации. Помимо этого, у партнера могут быть активы такого рода (недвижимость, инфраструктура, сеть реализации продукции и т.д.), которые можно использовать в рамках совместного предприятия и которые было бы намного труднее обеспечить даже в самых благоприятных условиях. Например, местные организации лучше знают наиболее благоприятные варианты размещения производственных или складских помещений.
В наукоемких отраслях в рамках данного типа партнерств есть много преимуществ и недостатков: во-первых, предполагается обязательная передача технологий, но, если крупная транснациональная корпорация владеет множеством технологий, патентов и разработок, и передача нескольких из них существенно не влияют на снижение общей конкурентоспособности, особенно, учитывая, что, как правило, одновременно ведутся разработки по другим техническим «ноу-хау», то для отечественного предприятия передача разработок часто означает существенное уменьшение конкурентоспособности и не восполняется в краткосрочном периоде. Во-вторых, взаимодействие с отечественными предприятиями само по себе предоставляет возможность в дальнейшем влиять на его деятельность в силу инерции предприятия. Таким образом, недостатки в результате совместной деятельности в рамках транснациональных соглашений для предприятий наукоемких отраслей более существенны, чем предоставляемые возможности, поэтому данный тип партнерств не представляется выгодным для отечественного производителя в долгосрочной перспективе.
Следующий тип взаимодействия между неконкурирующими предприятиями — вертикальное партнерство, предполагающее объединение поставщиков и производителей, возникло в автомобильной промышленности, однако, на практике довольно часто это приводит к тому, что производитель попадает в зависимость к поставщику. Кроме того, прибыль в данном альянсе дает эффект масштаба, поэтому, при гибком и единичном производстве жесткая структура может тормозить развитие производства в целом и совершенствование продукции. Вертикальный альянс изменяет отношения между поставщиками и производителями, позволяя совместно разрабатывать продукт, намного повышая качество. Таким образом, зависимость производителя от поставщика не исчезает, но приобретает новый характер — отношения становятся более прозрачными и доверительными, однако, не следует забывать, что в долгосрочной перспективе данный вид альянсов уменьшает отраслевую конкуренцию и ведет к «устареванию» технологий. В случае с наукоемкими организациями вертикальные соглашения позволяют существенно снизить издержки и, при условии, что у предприятий-партнеров будут одинаковые стратегические интересы и схожие пути их решения, например, защита отечественного производителя, данный тип альянса весьма благоприятно сказывается на деятельности всех предприятий в составе альянса и ведет к укреплению конкурентной позиции, приобретению новых компетенций и снижению рисков. Единственным неблагоприятным моментом является вероятность некоторого «закостенения» технологий со временем, так как данный тип альянса не ведет к увеличению конкуренции в отрасли.
Последний вариант объединения фирм не конкурентов — межотраслевые соглашения, создающиеся с целью взаимопомощи и рассматривающие взаимное сотрудничество в качестве приоритетного направления своих производственных программ. Данные общества не ставят своей целью налагать финансовые обязательства на своих партнеров, а позволяют согласовывают производственные программы и делят риски. Часто в юридическом отношении это является неформальными соглашениями о взаим-
ной поддержки, а также долевым участием в капитале партнера. В большинстве случаев межотраслевые соглашения заключаются с целью открытия нового вида производственной деятельности и образования нового конкурентного пространства. История межотраслевых альянсов в Японии насчитывает не одно десятилетие, и пожалуй, имеет наиболее полный накопленный опыт по проблемам и путям их решения. Важно отметить, что межотраслевые соглашения в немалой степени способствовали успеху японских фирм в мире. Данный тип альянса позволяет решить проблему некоторого несовершенства законодательства в отношении защиты отечественного производителя, так как часто межотраслевые альянсы объединяют десятки не связанных между собой с точки зрения производственного процесса компаний, но обеспечивающих взаимную финансовую поддержку и делящих риски. Поэтому для отечественных наукоемких организаций особенно перспективен данный вид совместной деятельности, который позволяет решить многие проблемы, возникшие в связи в вступлением России в ВТО.
Далее будут рассмотрены типы альянсов между предприятиями-конкурентами. Первым вариантом объединения конкурентов является интеграционные альянсы. В рамках данного типа альянса осуществляются совместные проекты, представляющие отдельные этапы производственного процесса и отличающиеся высокой наукоемко-стью и финансовыми затратами. Таким образом, для организаций в условиях отсутствия значительных финансовых средств благодаря интеграционному альянсу предоставляется возможность производить высокотехнологичную продукцию с отдельными затратными этапами производственного процесса. Поэтому для наукоемких отраслей данный тип альянса являются достаточно перспективными, так как способствуют осуществлению научного прорыва, внедрению новых технологий силами нескольких организаций при условии поддержки со стороны государства. Кроме того, интеграционные альянсы способствуют реализации протекционистской политике внутри государства. Особенностью данного объединения является то, что обычно срок его действия ограничивается периодом реализации совместного проекта. Общими усилиями компании разрабатывают новый или совершенствуют имеющийся продукт, обогащая собственные производственные возможности и пополняя количество научно-технических разработок. Но в долгосрочной перспективе организации чаще всего становятся друг для друга конкурентами, поэтому в процессе совместной деятельности возникает проблема защиты научных разработок отдельных организаций в составе альянса.
Еще одним вариантом альянса фирм конкурентов является псевдоконцентрационный альянс, позволяющий достигнуть эффект масштаба без слияния предприятий, а также использовать преимущества концентрации, при этом не осуществляя программы концентрации не деле, то есть, не доходя до полного слияния компаний на деле. При реализации соглашений в рамках псевдоконцентрационного альянса возникает проблема распределения обязанностей с целью избегания дублирования производственных процессов. Для этого необходим обмен знаниями, что в объединении наукоемких организаций несомненно благоприятно скажется на взаимной конкурентоспособности. Поэтому, принимая во внимание, что речь идет о долгосрочном типе совместной деятельности и обмен технологиями неизбежен, целесообразно организовать центр обмена знаниями и разработками для стимулирования каждой из организаций к обмену опытом. Еще одним последствием деятельности в рамках псевдоконцентрационных альянсах является постепенная специализация организаций-участников альянса, которая в конечном счете ограничивает развитие отдельной компании. Но в целом, данные альянсы являются достаточно стабильными в долгосрочной перспективе и позволяют совместными усилиями осуществить множество успешных проектов. Таким образом, для наукоемких организаций псевдоконцентрационные альянсы являются достаточно привлекательными и также способствуют укреплению конкурентной позиции и выходу на международные рынки.
Последним типом альянса между фирмами-конкурентами являются комплементарные альянсы, основанные на взаимном дополнении производственных функций. При создании альянса подобного типа вклад каждого партнерского предприятия в программу сотрудничества носит взаимодополняющий характер и существенно отличается от вклада другого партнера. Как правило, один из партнеров предоставляет альянсу свою продукцию, тогда как другой партнер — сеть реализации продукции. В контексте глобализации рынков при установлении партнерских отношений необходимо учитывать подобные интересы партнеров. То есть, при создании комплементарного альянса компания может заручиться поддержкой коммерческих подразделений непосредственного конкурента и проникнуть в новые географические зоны мира. В отечественных наукоемких отраслях комплементарный альянс может помочь фирме-производителю расширить географию рынка. Однако, в комплементарных альянсах партнерское предприятие, способствующее вхождению продуктов своего партнера на свой рынок сбыта, даже если при этом удается решить какие-либо насущные проблемы, не должно упускать из виду, что оно помогает своему партнеру стать в тот или иной момент одним из непосредственных конкурентов. Этим и объясняется осторожность, с которой на практике образуются альянсы подобного типа.
Таким образом, для наукоемких организаций наибольший интерес представляют межотраслевые, интеграционные и псевдоконцентрационные альянсы, которые способствуют внедрению научно-технических разработок и развитию производства. Подобные соглашения могут быть также полезны при обеспечении взаимной поддержки со стороны участников альянса, а также для расширения рынка сбыта и совершенствования технологий. Одной из значительных проблем, с которыми сталкиваются организации внутри альянса, является возрастающая со временем зависимость от других членов альянса, поэтому еще до вступления организаций в альянс, необходимо продумать последствия такого решения и предусмотреть вероятность наступления событий, которые могут привести к разрыву отношений внутри альянса и выходу организации, хотя для межотраслевых альянсов как раз характерен долгосрочный период существования. Таким образом, принимая во внимание особенности наукоемких отраслей, можно с большой степенью вероятности говорить о благоприятных перспективах долгосрочного существования межотраслевых альянсов.
Для окончательного решения о совместной деятельности в рамках того или иного альянса необходимо оценить конкурентные преимущества отрасли, определяемые ресурсным потенциалом и количественно-качественным уровнем факторов, определяющих развитие наукоемких отраслей. Основной проблемой наукоемких отраслей на данном этапе развития является, как было показано в начале статьи, отсутствие какой-либо поддержки со стороны государства при снятии таможенных пошлин и барьеров. Еще одной проблемой является вопрос оценки эффективности деятельности альянса и каждой организации в его составе в отдельности. В различных источниках предлагаются разные критерии оценки [3], обобщая различные теории и приводя их к удобному для практического использования виду, можно выделить следующие моменты: для оценки эффективность альянса учитывается доля рынка производимой альянсом продукции, изменения в конкурентоспособности каждой организации в составе альянса и непосредственно его продукции, а также влияние деятельности альянса на конкуренцию в отрасли.
Кроме того, при анализе эффективности также следует оценить уровень расходов на координацию совместной деятельности. Согласно реляционной теории, степень координации различных компаний в процессе создания совместной организационной структуры может намного превысить необходимый для минимизации издержек уровень. Это объясняется тем, что компании готовы понести дополнительные даже существенные расходы на координационную структуру, поскольку их основная цель — обеспечить устойчивость конъюнктурных экономических факторов. Таким образом,
реляционная составляющая играет столь же важную роль при решении об объединении организаций в альянсы, как и конкурентная.
Литература
1. Гаретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер. с англ. — М.: 2002.
2. Гринберг Р.С. О промышленном развитии Российской Федерации / Р.С. Гринберг, Д.Е. Сорокин // Экономика и управление. — М.: 2008.
3. Уоллес Р. Стратегические альянсы в бизнесе. Технологии построения долгосрочных партнерских отношений и создание совместных предприятий. Изд. — Добрая книга, М.: 2007.
А. В. Савин
ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
NATURE OF INFLATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация: описаны положительные и отрицательные последствия инфляции. Также приводится обзор основных подходов интерпретации причинно-следственных связей инфляции в России. К причинам инфляции отнесены: недостаточный уровень конкуренции на товарных рынках, пересмотр тарифов естественных монополий, императив инфляционных ожиданий игроков рынка, высокая ставка банковских кредитов, девальвация национальной валюты, снижение объемов производства в натурально-вещественном выражении во время финансово-экономического кризиса 2009-2010 гг.
Ключевые слова: инфляция, конкуренция, естественные монополии, инфляционные ожидания, кредитная ставка, девальвация валюты.
Abstract: We describe the positive and negative effects of inflation. It also provides an overview of the main approaches of interpretation of causality in inflation in Russia. The causes of inflation include: lack of competition in product markets, the revision of tariffs of natural monopolies, the imperative of inflation expectations of market players, the high rate of bank loans, currency devaluation, reduced output in real terms, in-kind, during the financial crisis of2009-2010.
Keywords: inflation, competition, natural monopolies, inflation expectations, interest rate, currency devaluation.
Редкое макроэкономическое явление имеет столь противоположные оценки как инфляция. Для одних исследователей она является безусловным злом, болезнью экономики. Для других ученых инфляция движущая сила развития человеческого общества. Есть еще одна распространенная точка зрения, согласно которой низкая инфляция (до 3% в год) несет положительные последствия, а высокая, свыше этих значений, негативно воздействует на народное хозяйство страны [8].
Отрицательные последствия инфляции связывают с нижеследующими факторами:
1. обесценивание доходов и денежных сбережений населения, падение уровня
жизни;
2. углубление социального расслоения;
3. обесценивание активов компаний;
4. снижение темпов экономического роста;
5. обесценивание средств государственного бюджета;
6. ослабление денежной системы. Бартеризация экономики, бегство от денег;
© Савин А.В., 2012