гидротубаций и физиотерапевтических процедур в раннем послеоперационном периоде обеспечила полное восстановление проходимости маточных труб у 47 из 51 женщин, у 4 пациенток наступило частичная проходимость маточных труб, подтвержденное метросальпингографически. Эффективность лечения подтверждено наступлением беременности через 3 месяца после лечения у 17 из 52 больных (32,7%). В группе сравнения за этот период беременность не зарегистрирована. Всем 51 больным потребовался этап реабилитации. Лечебнодинамическая лапароскопия, проведённая у больных с эндометриозом через 6 месяцев лечения, показала наличие единичных гетеротопий у 5 из 15 больных (33,3%).
Выводы. Предложенная методика обеспечила более благоприятное течение послеоперационного периода, что выражено в отсутствии обострения воспалительного процесса в основной группе. Динамическая лапароскопия, проведенная в основной группе на 2 сутки послеоперационного периода, показала целесообразность ее применения в профилактике спаечного процесса в послеоперационном периоде. Ранняя послеоперационная поликвантовая терапия и динамическая лапароскопия обеспечила восстановление проходимости маточных труб у 92,2% больных, с наступлением беременности у 32,7% женщин в первые 3 месяца от начала лечения. Полученные нами результаты исследований позволяют считать, что применяемая нами методика обеспечивает восстановление проходимости маточных труб, а также достаточно высокую частоту наступления беременности.
Литература
1. Кулаков В.И. Новые технологии и научные приоритеты в акушерстве и гинекологии. /Акуш. и гин.- 2002.—№5.— с.
2. Лапароскопия в гинекологии / Под ред. Г.М.Савельевой, И. В. Федорова.- М.:ГЭОТАР Медицина, 2000.- С.187-228.
3. ХусаиноваВ.Х. и др. // Гинекология.- 2003.- №5.- С.58.
4. Mage G. et al. //Contracept-Fertil-Sex. 1997 Jul-Aug; 25 (78): 582-4.
5. Беженарь В.Ф., Максимов А.С. Т // Ж. акушерства и женских болезней.- 1999.- №3.- С. 48-53.
6. В.И.Кулаков, Л.В.Адамян. Современные технологии в диагностике и лечении гинекологических заболеваний.- М., 2005.-С.3
7. Козлов В.И. //Лазерная медицина. 1997.- №1.- С. 6-23.
8. Корепанов В. И. Лазерная терапия в акушерстве, гинекологии, урологии, нефрологии и проктологии: Метод. пособ. для врачей.- М., 1999.- 38 с.
УДК 617.572-001.5-089.84
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ СТАБИЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОСТЕОМЕТАЛЛОСИНТЕЗА ПРИ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ С ПЕРЕЛОМАМИ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ШЕЙКИ ПЛЕЧЕВОЙ КОСТИ
Н.Г. КОЛОСОВ, А.А. МАМЕДОВ*
В последнее десятилетие в мире наблюдается рост переломов проксимального конца плечевой кости, в том числе переломов хирургической шейки плеча (ПХШП), особенно среди лиц старших возрастных групп в связи с ростом продолжительности жизни на фоне развития инволюционного остеопороза костей [2]. Анализируя данные литературы, можно отметить большой разброс в освещении вопросов тактики лечения больных с (ПХШП). Диапазон рекомендаций простирается от применения консервативных методов лечения до достаточно широких показаний к остеосинтезу. Не существует единого мнения по поводу допустимого смещения отломков при консервативном либо оперативном лечении этих переломов. В то же время авторы утверждают, что хорошая репозиция играет исключительно важную роль, поскольку гарантирует полный объем движений в таком функционально значимом суставе, каким является плечевой [1]. Несмотря на большое число
предложенных способов, консервативное лечение оказывается безуспешным при оскольчатых переломах и переломах со значительным смещением костных отломков, не поддающиеся ручной репозиции в 4-13% случаев [3]. В связи с этим ряд авторов рекомендует применять оперативный метод лечения, если имеется смещение отломков, если добиться их сопоставления консервативными методами не удается.[4]. Спектр оперативных методов лечения разнообразен, что косвенно может говорить о проблемах с лечением этой патологии и подтверждает необходимость методов, обеспечивающих прочную фиксацию репонированных отломков, позволяющих дедать ранние движения в поврежденном суставе. Операция позволяет произвести репозицию фрагментов травмированной конечности особенно ad оси1из, при использовании открытых методик, но способы последующей фиксации не всегда дают возможность проведения ранних движений в суставе, что побуждает к разработке более совершенных фиксаторов и способов лечения.
Цель — обеспечить положительные исходы оперативного лечения больных с ПХШП.
Материалы и методы исследования. С 2006 по 2007 г. нами выполнено 20 операций с использованием фиксатора стяжки, которые составили основную группу (ОГ). Контрольной группой (КГ) служили 40 операций с применением Т-образной пластины и скобы с термомеханической памятью формы. Показаниями к операции явились: оскольчатые, со смещением переломы, не поддающиеся закрытой ручной репозиции. Противопоказаниями к операции: дыхательная и сердечная недостаточность 2-3 степени; из 60 оперированных больных было 15 мужчин и 45 женщин. Возраст - от 49 до 79 лет.
Таблица
Объем движений в плечевом суставе после оперативного лечения в ОГ и КГ
Через 6-8 недель после операции ОГ КГ
Отведение 160±5g 90±5g
Сгибание с лопаткой 140±5G 80±5g
Разгибание с лопаткой 35±5G 25±5g
Ротация кнаружи 70±5g 50±5g
Ротация кнутри 80±5g 65±5g
Способ оперативного лечения ПХШП с использованием фиксатора-стяжки. Для проведения оперативного лечения ПХШП нами изобретена оригинальная конструкция фиксатор стяжка, на которую получена приоритетная справка № 2006113817. Фиксатор-стяжка включает в себя фиксирующие и стягивающие элементы для обеспечения межфрагментарной компрессии. Фиксирующий элемент для проксимального отдела сделан в виде рогатки под углом 85-90° с загнутыми в виде крючков и удлиненными концами полуцилиндрической формы, в месте соединения рогатка переходит в стержень цилиндрической формы, который имеет резьбу. Фиксирующий элемент для дистального отдела выполнен в виде крючка с удлиненным концом полуцилиндрической формы, другой конец которого выполнен в виде стержня цилиндрической формы с резьбой. Стержни с резьбой имеют одинаковые диаметры и длину резьбовой части, и на конце резьбы площадки под фиксирующий ключ. Все крючки фиксирующих элементов изогнуты под углом 70-75°, плоская часть всех крючков доходит до изгибов крючков и имеет продольные рифления. Цилиндрические стержни с резьбой имеют на концах цилиндрические контргайки с отверстиями под ключ и соединены втулкой с внутренней резьбой, обеспечивающей стягивающую функцию устройства, причем втулка имеет ряд отверстий для закручивания (рис.1).
* Новосибирский государственный медицинский университет
Рис. 1 Фиксатор-стяжка
Способ осуществляется следующим образом. Под спинномозговой анестезией в положении больного лежа на спине в асептических условиях производится линейный разрез по краю дельтовидной мышцы в области плечевого сустава. Отслаивают подлежащие ткани, выделяют места перелома, ликвидируют интерпозицию тканей, осуществляют репозицию перелома. Далее в области большого бугорка с помощью электродрели и специального кондуктора (рис. 2) просверливается 2 отверстия под углом 70-75° под проксимальные ножки фиксатора. Аналогично в дистальном отделе просверливается 1 отверстие под ножку фиксатора. Поочерёдно устанавливаются ножки фиксатора, на резьбовую часть закручивается втулка и затягивается до компремирования отломков. Далее закручивают контргайки. Оперативное лечение заканчивается мобилизацией конечности косыночной повязкой.
Рис. 3 Пациентка О. Закрытый оскольчатый перелом хирургической шейки правой плечевой кости до оперативного лечения.
Пример. Пациентка О. 78 лет поступила в клинику с диагнозом: закрытый оскольчатый перелом хирургической шейки правой плечевой кости со смешением костных отломков (рис.3). Больной было произведено оперативное лечение с применением фиксатора стяжки (рис.4). После оперативного лечения конечность имобилизовывалась косыночной повязкой на 6 недель. Через две недели после оперативного лечения разрешались пассивные движения в плечевом и смежных суставах. Назначали курс ЛФК, массажа, физиолечение. В КГ движения в плечевом и в смежных суставах полностью отсутствовали из- за иммобилизации гипсовой повязкой в 100% случаев. Выписку производили на 13-15-й день.
Рис. 4 Пациентка О. Закрытый оскольчатый перелом хирургической шейки правой плечевой кости в условиях остеосинтеза фиксатором-стяжкой
Результаты. По показателям лечения больных были получены 80 % хороших и 20% удовлетворительных результатов.
ОГ и КГ сравнивали по показателям: продолжительность оперативного лечения в ОГ составило в среднем 50±5 минут, в КГ - 85±5 минут. Длительность оперативного вмешательства в КГ больше на 35±5 минут; интраперационная кровопотеря в среднем составила: ОГ - 250±30 мл; КГ - 390±30 мл. В связи с
техническими особенностями операций объем движений в плечевом суставе в ОГ на 8 неделе после операции значительно превышает таковой в КГ - табл. В связи с использованием в КГ гипсовой иммобилизации на б-8 недель; показатели качества лечения в ОГ возросли на 30% .
Выводы. Использование фиксатора-стяжки обеспечивает возможность, потеряв меньше времени и интраоперационной кровопотери, добиться наилучших функциональных результатов в лечении без использования громоздких конструкций и послеоперационного наложения гипсовых повязок. Фиксатор-стяжка надежна, малотравматична, может с успехом быть применена у больных пожилого и старческого возраста.
Литература
1. Алейников А.В. Лечение застарелых вывихов плеча: Дис.. .канд. мед. наук.- Нижний Новгород, 2004.
2. Закревский Л. К. и др. // Ортопедия, травматология и протезирование. ж.- 2004.- № 8. - С.3б-39.
3. Панченко М.К. Восстановление функции верхней конечности при лечении переломов проксимального конца плечевой кости: Дис. канд. мед. наук.- Киев, 2001.
4. Frich L.H., Sojbjerg J.O. // Orthopedics. - 2000.- Vol.14, № 9.- Р. 949-954.
УДК 616.33-002.44
РЕКОНСТРУКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПРИ УРГЕНТНЫХ ОСЛОЖНЕНИЯХ ПЕПТИЧЕСКИХ ЯЗВ
Е.Н. КАСАТКИН, Т.П. КОРШУНОВА, Н.А. НИКИТИН,
О.И. ШЕМУРАНОВА*
Вопросы хирургического лечения пептических язв гастродуодено- (ГДА) и гастроэнтероанастомозов (ГЭА) после резекции желудка по-прежнему остаются актуальными. Частота их развития колеблется от 0,5% до 15% [4]. Острота проблемы усугубляется частым развитием ургентных осложнений -перфорации язвы или кровотечения из язвы, требующих экстренных хирургических вмешательств. Основные причины развития пептических язв ГДА и ГЭА хорошо известны: недостаточный объем резекции желудка, оставление слизистой антрального отдела при резекции на выключение язвы, длинная приводящая петля, гастринома поджелудочной железы и другая эндокринная патология. Однако в литературе мало внимания уделено дуодено- и энтерогастральному рефлюксу, как одному из ульцерогенных факторов, в т.ч. на фоне некорригированных во время первой операции хронических нарушений дуоденальной проходимости (ХНДП), что незаслуженно снижает их значение в развитии пептических язв ГЭА [1]. На сегодняшний день для лечения пептических язв ГДА и ГЭА предложен ряд вариантов реконструктивных вмешательств на желудке, но наиболее распространенной операцией является реконструктивная резекция желудка по Ру [2]. Однако в случае короткой приводящей петли, ХНДП в стадиях суб- и декомпенсации возникает необходимость двустороннего отключения 12-перстной кишки (ДПК) [3]. Однако технические аспекты этих операций, прежде всего характер дренирующего ДПК пособия, далеки от окончательной разработки.
В клинике факультетской хирургии Кировской ГМА с 2001 по 2005г.г. находилось на лечении 38 больных с ургентными осложнениями пептических язв ГДА и ГЭА в возрасте о 27 до 65 лет, в т.ч. 29 мужчин и 9 женщин. Кровотечение из язвы было у 35 больных, перфорация язвы - у 3. В 32 случаях язва локализовалась в зоне ГЭА, в 5 - в отводящей петле тощей кишки и в 1- в культе желудка в области ГДА. Развитию пептических язв предшествовали: резекция желудка по Бильрот-1
- 1; по Бильрот-Н - Финстереру - 28; по Бильрот-Н - Витебскому
- 6, в т.ч. в 1 случае - с поперечной антиперистальтической дуоденоеюностомией (ПАДЕС); в модификациях Ру - 3. Чаще
* б10027, г. Киров, ул. к. Маркса, 112, ГОУ ВПО Кировская ГМА МЗиСР, тел. (8332) 23-б5-10