Научная статья на тему 'Альтернативные способы арбитражного разбирательства споров'

Альтернативные способы арбитражного разбирательства споров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
699
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ / ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / МЕДИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермаков Сергей Львович

В статье рассмотрены актуальные проблемы, касающиеся альтернативных (внесудебных) способов разбирательства споров. Автор останавливается на истории вопроса, рассматривает правовые основы организации и функционирования негосударственного арбитража (альтернативного производства) в Российской Федерации, анализирует основы правового статуса третейских судов. Особое внимание уделено новому для российской правовой системы институту альтернативной процедуры урегулирования споров с участием собеседника (процедуры медиации). При этом автор исследует правовое положение медиатора как нейтрального, независимого лица, помогающего сторонам разрешить имеющийся спор; изучает проблемы применения медиации в сложившихся социально-экономических условиях; рассматривает ее существенные отличительные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alternative Methods of Arbitration Settlement of Disputes

The article deals with current issues pertinent to alternative (out-of-court) methods of settlement of disputes. The author dwells on the background of the issue, reviews the legal basis for organization and operation of non-governmental arbitration (alternative proceeding) in the Russian Federation, and analyzes fundamentals of the legal status of arbitration tribunals. Special attention is focused on a fairly new (for the Russian legal system) institute of the alternative procedure for settlement of disputes with participation of confidant (the mediation procedure). Whereas the author undertakes a research of the legal status of the mediator as neutral, independent person rendering assistance to the parties in settlement of a dispute; explores the problems in application of mediation under the given social and economic conditions; studies its main distinctive peculiarities.

Текст научной работы на тему «Альтернативные способы арбитражного разбирательства споров»

3.2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ АРБИТРАЖНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА СПОРОВ

Ермаков Сергей Львович, канд. экон. наук, профессор, Заслуженный работник науки и образования, действительный член РАЕН, третейский судья. Должность: председатель. Место работы: Третейский арбитраж научно-образовательной сферы. E-mail: pro-fessor2406@mail.ru

Нужны все виды, чтобы составить мир.

Английская пословица. [4; 457]

... Выбрать мудрых и святых могут только мудрые и святые. Если бы все люди были мудрые и святые, то не нужно бы было никакого устройства.

Л.Н. Толстой [4; 498]

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы, касающиеся альтернативных (внесудебных) способов разбирательства споров.

Автор останавливается на истории вопроса, рассматривает правовые основы организации и функционирования негосударственного арбитража (альтернативного производства) в Российской Федерации, анализирует основы правового статуса третейских судов.

Особое внимание уделено новому для российской правовой системы институту альтернативной процедуры урегулирования споров с участием собеседника (процедуры медиации). При этом автор исследует правовое положение медиатора как нейтрального, независимого лица, помогающего сторонам разрешить имеющийся спор; изучает проблемы применения медиации в сложившихся социально-экономических условиях; рассматривает ее существенные отличительные особенности.

Ключевые слова: внесудебное урегулирование споров, негосударственный арбитраж, третейское разбирательство, медиация.

ALTERNATIVE METHODS OF ARBITRATION SETTLEMENT OF DISPUTES

Ermakov Sergey Lvovich, PhD in Economics, Professor, Honored Science and Education Worker, Full Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Arbitration Judge. Position: Chairperson. Place of employment: Arbitration Tribunal for Science and Education. E-mail: profes-sor2406@mail.ru

Annotation: The article deals with current issues pertinent to alternative (out-of-court) methods of settlement of disputes.

The author dwells on the background of the issue, reviews the legal basis for organization and operation of non-governmental arbitration (alternative proceeding) in the Russian Federation, and analyzes fundamentals of the legal status of arbitration tribunals.

Special attention is focused on a fairly new (for the Russian legal system) institute of the alternative procedure for settlement of disputes with participation of confidant (the mediation procedure). Whereas the author undertakes a research of the legal status of the mediator as neutral, independent person rendering assistance to the parties in settlement of a dispute; explores the problems in application of mediation under the given social and economic conditions; studies its main distinctive peculiarities.

Keywords: out-of-court settlement of disputes, nongovernmental arbitration, arbitration proceeding, mediation.

Начиная с Римского права и вплоть до наших дней вопросы урегулирования споров занимают одно из важнейших мест в организации экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов. Первое упоминание об особых судах для торгового сословия России встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича (1135 год). Особые таможенные суды, состоящие «из лучших торговых люден», были учреждены Новым Торговым Уставом в 1667 году[5]. В Советском Союзе, как, впрочем, и во многих странах мира, существовал институт государственных арбитров, а нынешняя система арбитражных судов представляла комплексную структуру - Арбитраж. Именно входящие в Арбитраж государственные органы осуществляли рассмотрение и разрешение именем государства имущественных споров между предприятиями, организациями и учреждениями советского социалистического хозяйства. А до революции 1917 года в Российской империи хозяйственные споры между организациями рассматривались коммерческими судами, упраздненными Декретом № 1 СНК РСФСР от 24 ноября 1917 года «О суде», после чего в стране была образована система государственного арбитража, действовавшего, в том числе в системах министерств, в ассоциациях, в государственных ведомствах, концернах, иных объединениях, в организациях и на предприятиях и просуществовавшая до 1 октября 1991 года, когда постановлением Верховного Совета РСФСР «О введение в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» система арбитражей была упразднена.[5]

В настоящее время в России арбитражное производство от имени государства осуществляется арбитражными судами, но при этом имеется возможность альтернативы: рассмотрение споров негосударственными арбитрами с вынесением обязательного для сторон -хозяйствующих субъектов решения. По общепринятой классификации данное арбитражное производство включает: внутригосударственные третейские суды; международный коммерческий арбитраж; международный инвестиционный арбитраж; межгосударственный арбитраж.

Правовой основой негосударственного арбитража (альтернативного производства) являются: Конституция Российской Федерации [8], Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее - закон о третейских судах) [11], Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [12], Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - закон о медиации) [14], Федеральный закон от 27.07.2010 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [15], Разъяснения Минэкономразвития России от 27.05.2011 «Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27 июля 2010 № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [19], Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2010 № 969 «О программе подготовки медиато-

ров» [18], а также Приказ Минобрнауки России от 14.02.2011 № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» [18]. К ней также можно отнести Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» [13], который относится к институтам третейского разбирательства и медиации в части создания саморегулируемых организаций третейских судей и медиаторов.

Негосударственный арбитраж - альтернативный метод рассмотрения споров, основанный на соглашении сторон о передаче дела составу третейского суда [1, 28-34]. В отличие от судебной процедуры в государственном суде, в третейском разбирательстве стороны пользуются свободой в определении многих параметров процесса. В частности, стороны могут самостоятельно участвовать в формировании состава суда, определяя персоналии судей и их количество, сами выбирают место разбирательства. Кроме того, стороны могут договориться о праве, применимом к существу спора.

Выбирая третейское разбирательство, важно помнить и о других его отличиях от разбирательства в государственном суде. В частности, о том, что пересмотр решения по существу не допускается. Решение может быть отменено только по месту его вынесения и только по процессуальным основаниям в установленные законом сроки. Основания для отмены решений третейского суда перечислены в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (ч. 3. ст. 230, ст. 233)[9] и дублируются в Федеральном законе «О третейских судах в Российской Федерации» (ст. 42)[11 ], Законе Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» (ст. 34)[10]. В третейском соглашении может быть предусмотрена окончательность решения третейского суда (ст. 40 закона о третейских судах), в таком случае отсутствует возможность оспорить вынесенное решение.

Понятия негосударственного арбитража и третейского судебного разбирательства нередко считаются равнозначными. При этом третейские суды принято разделять на две основные группы: суды, образованные сторонами для разрешения конкретного спора и суды, образуемые и действующие на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

Как указано в законе о медиации, процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [14, ст.2]. Что же представляет собой медиация? Медиация (лат. mediare - посредничать) позволяет спорящим сторонам в короткие сроки и в дружественной атмосфере, при минимальных затратах, достигнуть взаимовыгодного и жизнеспособного решения спора, поняв точки зрения друг друга и разрешив разногласия, не прибегая при этом к судебным разбирательствам.

Медиация осуществляется на основании соглашения сторон и может проводиться при возникновении спора как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства. В последнем случае, рассмотрение дела в суде откладывается либо приостанавливается.

Иными словами, медиация - это альтернативный метод внесудебного разрешения споров и конфликтов

с участием нейтрального посредника-медиатора с целью поиска компромиссного решения. Мировое соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме. [14; п. 7 ст. 2]

Медиатор представляет собой третье - нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор. [14; п. 3 ст. 2]

Сторонами процедуры медиации признаются любые физические или юридические лица - субъекты гражданских, трудовых и семейных правоотношений, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации. [14; п. 1 ст. 2]

Процедура медиации применима в спорах, возникающих из [14; ст. 1]:

гражданских правоотношений (предпринимательская, иная экономическая деятельность); трудовых правоотношений; семейных правоотношений;

иных правоотношений (если это прямо предусмотрено в федеральных законах). Медиация не применяется:

к коллективным трудовым спорам и спорам, которые возникли из гражданских правоотношений и связаны с предпринимательской и иной экономической деятельности;

к спорам, которые возникают из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законом;

к отношениям, связанным с оказанием судьей содействия примирению сторон в ходе судебного разбирательства, если иное не предусмотрено законом.

Необходимым условием проведения процедуры медиации является добровольное участие в ней всех сторон спора [7] и отказ от обращения к другим способам разрешения споров (судебным, административным) на время проведения процедуры.

Добровольность является главным, но не единственным принципом проведения процедуры. Помимо добровольности следует назвать принципы конфиденциальности, беспристрастности и независимости медиатора; сотрудничества и равноправия сторон и др.

В соответствие с законом о медиации, она подразделяется на досудебную, внесудебную и судебную.

Досудебная медиация применяется на основании медиативной оговорки о необходимости урегулирования разногласий при помощи процедуры медиации. Оговорка должна быть внесена в договор или иное обязательное юридическое соглашение, заключенное участниками спора.

Внесудебная медиация применяется в тех случаях, если у спорящих сторон возникли какие - либо затруднения в урегулировании спора.

И, наконец, судебная медиация применяется к спорам, когда стороны имеют право на любой стадии судебного разбирательства прервать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд возлагается обязанность предложить сторонам использовать процедуру медиации [2].

В сравнении с традиционными судебными способами разрешения споров медиация имеет свои существенные отличительные особенности:

Доступность. Предполагает, что медиатор является посредником при разрешении любых споров, и основывается не только на требованиях закона, но и на ин-

тересах сторон, нормах морали, нравственности и личного жизненного опыта.

Конфиденциальность. Медиация ограничена рамками общения оппонентов и медиатора, что важно для сторон в случае, если спор затрагивает коммерческие интересы или личные взаимоотношения сторон, и их разглашение может повлечь убытки или иные неблагоприятные последствия.

Эффективность. Имеется ввиду, что стороны сохраняют нормальные личные или деловые отношения, избегают публичной огласки конфликта в судебных инстанциях, разрешают спор, затрагивающий деликатные вопросы.

Оперативность. В отличие от судебного процесса медиация не связана длительными бюрократическими процедурами, особенностями документооборота и сложными процессуальными нормами. В медиации стороны настроены на быстрое и взаимовыгодное разрешение конфликта и предпринимают все возможные усилия для скорейшего разрешения спора.

Экономичность. Деятельность медиатора может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе. Стороны существенно экономят на судебных расходах.

Результативность. Медиатор учитывает интересы всех оппонентов и решает вопрос таким образом, чтобы они остались довольны исходом конфликта. Медиатор не ищет правых и виноватых, а направляет стороны по пути нахождения взаимоприемлемого решения.

Управляемость. В отличие от суда, в котором спор конфликтующих сторон рассматривает назначенное должностное лицо - судья, в процедуре медиации стороны добровольно заключают соглашение, самостоятельно выбирают медиатора и определяют порядок проведения медиации.

В заключении хочется отметить и тот момент, что третейское разбирательство, легитимно применяемое в России уже более 10 лет, на сегодня достигло значительных объемов и явно будет развиваться и впредь [3; 39-43]. Дополнительные силы придаст этому процессу также и новый Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации [16], существенно расширивший полномочия третейских судов.

При этом медиативные процедуры, регулируемые закон о медиации, при включении их в качестве «промежуточной ступени» в сеть третейского разбирательства споров как альтернативного способа в системе негосударственного арбитража, также имеют все шансы к обретению собственной «ниши» в практике негосударственного разрешения споров между хозяйствующими субъектами.

Список литературы:

1. Артемьева Ю.А. Альтернативное разрешение спора // В мире права. - М.: Академия юридич. наук, 2011. - № 1 (11).

2.http://mosmediator.narod.ru/protsedura_mediatsii/???h istory=0&sample=5&ref=0 - Медиация - внесудебные процедуры

3. Артемьева Ю.А. Проблемы реформирования судебной системы // НПЖ «Экономика, управление, право». - 2010. - № 8.

4. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

5. Из истории коммерческих судов России [Электронный ресурс] URL: http://www.arbitr.ru/as/hist/hist-com.htm. (дата обращения 23.11.2016).

6. Медиатор: внесудебные процедуры - альтернативное урегулирование споров - примирение сторон. [Электронный ресурс] URL: httpV/mosmediator.narod. ru/protsedura_mediatsii/???history=0&sample=5&ref=0. (дата обращения 23.11.2016).

7. Artemyeva Yu.A., Ivanovskaya N.V., Voykova N.A., Frolova E.E. War to the bitter end or finally a compromise? Prospects for court approval of tax dispute settlements with the participation of entrepreneurs in Russia // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. - Т. 9. -№ 36, p. 1-9

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС Консуль-тантПлюс.

9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.

10. Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (с изменениями и дополнениями) // СПС Консультант-Плюс.

11. Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.

12. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.

13. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.

14. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) (с изменениями и дополнениями) // сПС КонсультантПлюс.

15. Федеральный закон от 27.07.2010 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СПС КонсультантПлюс.

16. Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2010 № 969 «О программе подготовки медиаторов» // СПС КонсультантПлюс.

18. Приказ Минобрнауки России от 14.02.2011 № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // СПС КонсультантПлюс.

19. Разъяснения Минэкономразвития России от 27.05.2011 «Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27 июля 2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СПС Консультант-Плюс.

Рецензия

Настоящая рецензия написана на научную статью действительного члена РАЕН, заслуженного работника науки и образования, кандидата экономических наук, профессора Сергея Львовича Ермакова, подготовленную на тему «Альтернативные способы арбитраж-

ного разбирательства споров» и представляемую для опубликования в журнале.

Представленная для рецензирования научная статья подготовлена на важную и актуальную тему, поскольку вопросы внесудебного урегулирования споров занимают одно из важнейших мест в организации экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Обращение к данной проблематике представляет интерес, как для представителей бизнеса, так и судейского сообщества, непосредственно заинтересованного в появлении эффективного механизма урегулирования споров, снижающего нагрузку на суды и стимулирующего развитие в деловых кругах процедуры цивилизованного разрешения споров «своими силами».

Статья подготовлена на достаточно высоком научно-аналитическом уровне, задействована обширная нормативная база. Автором исследованы положения базовых нормативных правовых актов по теме исследования: Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 27.07.2010 № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и ряда других.

Автор останавливается на истории формирования институтов арбитражного разбирательства споров, рассматривает правовые основы организации и функционирования негосударственного арбитража (альтернативного производства) в Российской Федерации, анализирует основы правового статуса третейских судов, подробно исследует институт альтернативной процедуры урегулирования споров с участием собеседника (процедуры медиации).

Статья объективно характеризуется научной новизной и немалым потенциалом для научной дискуссии.

Представленная научная статья в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым серьезными рецензируемыми научными журналами к представляемым им для опубликования статьям, отвечает общенаучным требованиям научной глубины, корректности и этичности, а равно актуальности. Статья может быть рекомендована для опубликования в журнале перечня ВАК Минобрнауки России.

Рецензент - к.ю.н., доцент, доцент кафедры международного права юридического института РУДН А.М.Солнцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.