Рис.3. Модель ресурсно-рыночного подхода к созданию и введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в рамках инновационной территории
Теоретические исследования авторов [2,3] подтверждают наличие и необходимость вовлечения в интеллектуальную деятельность ресурсов инновационной территории (материально-технических, интеллектуальных, финансовых и т.д.), но не уделяется внимания самому процессу формирования результата интеллектуальной деятельности, который по нашему мнению, непосредственно зависит от распределения и задействованности ресурсов и ориентации на потребности рынка, в связи с чем, нами предлагается модель ресурсно-рыночного подхода к созданию и введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в рамках инновационной территории (рис.3.).
Таким образом, нами показана сущность концепции формирования и функционирования инновационной территории, которая является теорией развития экономического научного знания по управлению инновационными процессами.
Литература.
1. Аганбегян А.Г. Стратегия экономического развития Российской Федерации// Материалы проекта FinRus 9804 Европейского Союза, Инновационные центры и наукограды. — М., 2001.
2. Балашов Г.И. О системе государственной поддержки инновационных проектов. Сб. статей: инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика - венчурный капитал. - М.: ЗелО, 1996.
3. Бекетов Н.В., Егоров Н.Е., Ковров Г.С. Проблемы формирования государственной инновационной политики в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности // Экономика и управление в современных условиях: всерос. науч.-практ. конф. (16 - 18 дек. 2003 г.). - Красноярск, 2003.
4. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. и др. Инновационный менеджмент http://www.knigi.iskal.ru/ekonomika/innovman
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ульянов О.В., аспирант Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ)
В статье рассматривается необходимость разработки стратегии инновационного роста для повышения конкурентоспособности и эффективности работы предприятия. Предлагаются подходы и методы оценки функционирования бизнес-единицы для формирования эффективной инновационной стратегии предприятия.
Ключевые слова: Инновационные изменения, стратегия инновационного роста, управление предприятием, бизнес-единица предприятия.
ALTERNATIVE DIRECTIONS OF FORMATION OF STRATEGY OF INNOVATIVE GROWTH OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES
Ulyanov O. the post-graduate student of the Nizhniy Novgorod state architecturally-building university
In article necessity of development of strategy of innovative growth for increase of competitiveness and an overall performance of the enterprise is considered. Approaches and methods of an estimation of functioning of business - unit for formation of effective innovative strategy of the enterprise are offered.
Keywords: Innovative changes, strategy of innovative growth, operation of business, business - unit of the enterprise.
Переход экономики страны на инновационный путь развития предопределяет динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности предприятий внутри отраслей и в мировом хозяйстве. В таком контексте перед предприятиями всех отраслей промышленности стоят одни и те же проблемы: в условиях глобализации, охватывающей новые сферы деятельности, конкуренция обостряется не только в национальных рамках, но и на мировых рынках. Поэтому отечественным предприятиям приходится все активнее соперничать по качеству и техническому уровню продукции с зарубежными компаниями, которые по ряду позиций имеют определенные преимущества. Для того, чтобы российская экономика, а именно российские предприятия смогли составить конкуренцию иностранным компаниям, необходимо иметь конкурентоспособное производство, сопровождаемое высоким качеством про-
дукции и низкими издержками.
В этих условиях промышленному предприятию необходимо осуществлять непрерывный инновационный рост, который обусловлен поддержанием конкурентного инновационного статуса, когда в условиях научно-технического прогресса происходит износ основных производственных фондов, применяемых технологий, организационных и управленческих структур.
Инновационный рост промышленных предприятий рассматривается как совокупность ресурсов, условий, институциональной готовности и способности хозяйственных субъектов осуществлять и воспроизводить нововведения, новшества, подтвержденные патентами и лицензиями и включает в себя анализ и реализацию тех сторон функционирования предприятия (экономической, технологической, научной, производственной и др.), которые связаны с инновациями.
Стратегию инновационного роста предприятия можно определить как систему управленческих, организационных и инновационных решений, направленных на реализацию стоящих перед ним задач. Следовательно, она предполагает формирование и формализацию пакета мероприятий, позволяющих структуре в перспективе изменить свое положение, что фактически означает разработку тактических задач, обеспечивающих стратегические цели.
Необходимо отметить особенности процесса разработки и внедрения стратегии инновационного роста предприятия.
1. Стратегия инновационного роста предприятия должна разрабатываться на основе принципов системного подхода, то есть включать в себя механизм проведения взаимосвязанных преобразований во всех сферах деятельности предприятия.
2. Для эффективного внедрения стратегии инновационного роста предприятия необходимо создать структуру, которая состояла бы из специалистов, имеющих профессиональную подготовку и отвечала бы за эффективность реализации разработанных мероприятий.
3. Стратегия инновационного роста должна быть направлена на достижение результатов по двум направлениям деятельности предприятия: инновационному и финансовому.
4. Для разработки стратегии инновационного роста промыш-
ленного предприятия принципиально важным становится создание системы управления бизнес-единицами предприятия и их оценки.
Бизнес-единица - это самостоятельное подразделение предприятия, отвечающее за определенную ассортиментную группу продукции с концентрацией на конкретном рынке и во главе с управляющим.
С учетом особенностей инновационной деятельности отечественных предприятий разработан алгоритм отбора бизнес-единиц для реализации стратегии инновационного роста (рис.1).
Этап 1. При формировании стратегии инновационного роста все бизнес-единицы, имеющиеся на предприятии, должны пройти предварительный отбор. На этом этапе необходимо проанализировать качественные показатели бизнес-единиц, например, уровень новизны продукции, предполагаемый спрос на новую продукцию и т.п. Данный этап необходим для того, чтобы сократить затраты на дальнейший анализ бизнес-единиц, поскольку оценка показателей эффективности является трудоемким и длительным процессом.
Этап 2. На данном этапе следует проанализировать каждую бизнес-единицу из набора альтернатив. При этом оцениваются необходимые для ускорения инновационного роста факторы: кадровый, производственно-технологический, научно-технический, финансово-экономический и организационно-управленческий потенциалы.
Этап 3. Следует проанализировать имеющиеся у предприятия ресурсы и ресурсы, необходимые для реализации стратегии инновационного роста, а затем сравнить их. Иначе недостаточность ресурсов на каком-либо этапе реализации стратегии инновационного роста может послужить причиной приостановки, либо полной остановки существования необходимых бизнес-единиц.
Этап 4. Доходность, инновативность и уровень риска оцениваются по установленным показателям. Бизнес-единицы с неудовлетворительными значениями выбранных показателей исключаются.
1. Индекс доходности. С помощью этого показателя можно дать как абсолютную, так и относительную оценку эффективности бизнес-единицы. Индекс доходности рассчитывается как отношение общей суммы чистого дисконтированного дохода за определенный период к затратам на существование бизнес-единицы по формуле:
X CIF, • (1 + г)-PI = -------------- XCOF, • (1 + г)
t=0
(1)
где С^{ - ожидаемый приток денежных средств соответствующего ^го интервала;
COF^ - ожидаемый отток денежных средств соответствующего ^го интервала;
г - ставка дисконтирования.
При подсчете дисконтированных показателей используется ставка дисконтирования, полученная по методу средневзвешенной стоимости капитала.
2. Риски бизнес-единиц. Если руководство предприятия считает, что риски не достаточно полно учтены при расчете ставки дисконтирования, то можно использовать дополнительный показатель, характеризующий уровень ожидаемых последствий проявления риска по отдельной бизнес-единице, который можно рассчитать по формуле:
R = 1
ANPV
NPV,
(2)
0
Рис. 1. Блок-схема отбора бизнес-единиц для реализации стратегии инновационного роста
где R - показатель ожидаемых последствий проявления рисков деятельности бизнес-единицы;
Д^РУ - изменение чистого дисконтированного дохода от действия рисков;
NPV0 - проектируемое значение чистого дисконтируемого дохода без учета рисков.
Положительное значение показателя риска R характеризует наличие у бизнес-единицы запаса по устойчивости даже при развитии неблагоприятного сценария в ходе реализации инноваций.
3. Для расчета показателя инновативности бизнес-единицы используем следующую формулу: