Научная статья на тему 'Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг'

Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
970
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мерзлякова Виктория Николаевна

. Merzlyakova scrutinizes the phenomenon of downshifting in Western and Russian societies. The author notes that this phenomenon may be studied from the perspective of various disciplines (sociology, economics, psychology, linguistic culturology) and focuses on socio-cultural aspects of downshifting. The history of downshifting as an ideology and practice in Western countries is concisely characterized, various basic strategies of downshifters are reconstructed, the objectives and specific features of approach to researching downshifting in Russia are formulated

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alternative Patterns of Success in Contemporary Culture: downshifting

. Merzlyakova scrutinizes the phenomenon of downshifting in Western and Russian societies. The author notes that this phenomenon may be studied from the perspective of various disciplines (sociology, economics, psychology, linguistic culturology) and focuses on socio-cultural aspects of downshifting. The history of downshifting as an ideology and practice in Western countries is concisely characterized, various basic strategies of downshifters are reconstructed, the objectives and specific features of approach to researching downshifting in Russia are formulated

Текст научной работы на тему «Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг»

Виктория МЕРЗЛЯКОВА

Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг

Поиск альтернативной поведенческой стратегии. Идея успешности — одна из ключевых в современных развитых обществах. Стремление к успеху, достижению определенных целей и благ лежит в основе культуры потребления1. Западная массовая культура, связанная с рыночным укладом экономики, провозглашением личных и гражданских свобод, а также стремлением к «достижительству» и потреблению, сформировала собственный образ успешного человека. Концепт «успех» стал одним из базовых, отражая главные ценности данного типа культуры — социальный статус, обладание материальными благами, доступ к информации и т.п.

Активное развитие на Западе получила система крупных корпораций, формирующая собственные кодексы предписываемого поведения и ритма жизни. В 1990-х гг. формируются основные черты корпоративной этики и культуры. Требуя от сотрудника максимальной включенности в работу, отождествления собственных стремлений с интересами компании, жизни в жестком ритме постоянной конкуренции, работа в корпорации претендует на главенствующую роль в иерархии ценностей своего сотрудника. При явных важных преимуществах: высокой стабильной зарплате, карьерном росте (а вместе с ним росте не только в доходах, но и в статусе), социальном пакете и прочих атрибутах стабильной жизни — корпоративная модель успешности имеет ряд сильных побочных эффектов. Главный из них — нехватка времени на общение с близкими, на реализацию собственного творческого потенциала в сферах, отличных от профессиональной. Если по каким-либо обстоятельствам работа становится монотонной, слишком перегруженной ответственностью и стрессами, преимущества высокого дохода уже не кажутся столь весомыми, в сравнении с ощущением загнанности, потери

1 Подробнее о ценностях, базовых установках и механизмах культуры потребления см.: БодрийярЖ. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006.

важных компонентов собственной идентичности. Такое ощущение накапливается постепенно и может привести к глубокому личностному кризису. Он может совпасть с кризисом среднего возраста (или другим возрастным кризисом), что лишь усугубляет его остроту. Модель успешности, которая представлялась «правильной» и единственно возможной, больше не приносит удовлетворения индивиду. А значит, не достигается априорно желаемое «счастье» — культурный концепт, в данном случае тесно связанный с понятием «успех». Отсюда возникает потребность в поиске альтернативных стратегий поведения и ценностных приоритетов, способных предоставить индивиду самоощущение успешного и вместе с тем счастливого человека (значимость «успеха» при этом остается непоколебимой, под сомнение ставится не его целесообразность, а смысловое наполнение).

Понятие дауншифтинга. Так зарождается феномен дауншифтинга. Он назван по аналогии с автомобильной терминологией (сбавить скорость, притормозить, перейти на пониженную передачу) и понимается как противоположность стремлению забираться все выше и выше по карьерной лестнице. В обозначении «даун-шифтинг» заложено противоречие. С одной стороны, речь идет о понижении уровня: метафорическая семантика отнесения к низу характеризует это явление как негативное, «ниже» означает хуже, так как ориентация вниз соответствует негативной языковой коннотации2. С другой стороны, дауншифтинг воспринимается как сбрасывание скорости, т.е. избирание более осторожного, осознанного и вдумчивого движения. Тем самым понижению присваивается также и позитивная характеристика. Противоречие в означивании феномена проявляет противоречия в его оценке и интерпретации обществом, его различными группами.

2 Подробнее о принципах коннотативной привязанности метафор

к пространственным характеристикам см.: Лакофф Дж, Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Дауншифтерами стали называть себя люди, отказывающиеся от успешной, но полной стрессов работы в пользу более спокойной, позволяющей реализовать собственные мечты. При этом они осознанно шли на возможное понижение статуса и дохода, определяя для себя другие жизненные приоритеты. Явление стало быстро распространяться в разных странах и среди разных социальных слоев. Интерес к да-уншифтингу быстро и неуклонно растет как среди сторонников этого движения, так и в средствах массовой коммуникации, у маркетологов, ищущих новые рынки сбыта продукции, специалистов в области подбора персонала, сталкивающихся с необычным поведением сотрудников, добившихся определенных успехов в карьерном росте. Если в начале 2000-х гг. первые статьи и дискуссии о дауншифтинге стали появляться в основном в специализированных деловых изданиях, на сегодняшний день тема перешла из разряда специальных на уровень популярных. О дауншифтинге пишет развлекательная глянцевая пресса, образ да-уншифтера становится популярным в художественных произведениях3. Тема становится актуальной и для России. Неразработанность определений и базовых характеристик говорит о существовании не только языковых, но и общекультурных проблем, связанных с определением места и роли дауншифтинга в современном обществе и культуре.

Изучение дауншифтинга может вестись в рамках разных научных дисциплин. Сегодня уже правомерно говорить об особом сообществе дауншифтеров, члены которого разделяют общие ценности и формируют базовые принципы поведения. В связи с этим можно говорить о социологическом аспекте проблемы: как строится и воспроизводится данное сообщество, какими представляются его перспективы самим дауншифтерам и другим группам, насколько сильно влияние данного сообщества в социуме и каковы каналы такого влияния. Экономический аспект требует выявления маркетинговых стратегий, связанных с обслуживанием и формированием запросов дауншифтеров, развитием «&пку»-бизнеса (компаний, ставящих приоритетом нестандартные стратегии и внимание к индивидуальному выбору участников эконо-

3 Примерами в художественной литературе, в том или ином аспекте затрагивающей проблемы, образы, стратегии дауншифтинга, могут служить следующие романы: Гилберт Э. Есть. Молиться. Любить. М.: РИПОЛ классик, 2008.; Нарышкин М. Дауншифтер. М.: Эксмо, 2007; Сухочев А. Гоа-синдром. М.: Ад маргинем, 2007; Харрис Д. Ежевичное вино. М.: Эскмо, 2008.

мического процесса), изменением структуры рынка трудовых ресурсов. В рамках психологии стоило бы изучить, как стремление к дауншиф-тингу может быть связано с возрастными кризисами (например, кризисом среднего возраста). Важной для понимания текстов, функционирующих в рамках складывающегося дискурса о дауншифтинге, является лингвистическая составляющая. Особый интерес, с точки зрения лингвокультурологии, представляет формирование определенных устойчивых метафор, отражающих представление носителей языка о ценности и значении дауншифтинга, успеха, свободы и т.д. В данной работе я сосредоточусь в первую очередь на социокультурных аспектах дауншифтинга.

При исследовании этого феномена важно не подводить под данную категорию все случаи радикального изменения поведенческих стратегий и жизненных ориентиров, приводящие к снижению заработка или понижению статуса, вне зависимости от времени, места, эпохи жизни предполагаемого дауншифтера. Однако ошибкой было бы вовсе не учитывать такого рода «жизненные истории», относящиеся, например, к иным эпохам и характеризующие, конечно, другие феномены, поскольку они все-таки могут оказывать влияние на формирование образа дауншифтера, его самосознание, на внешнюю оценку и интерпретацию явления. В дальнейшем речь пойдет только о круге практик и явлений, непосредственно связанных с данным понятием и временем его возникновения, — о периоде с конца 1990-х гг. до нынешнего дня. По данным Нью-Йоркского института исследований трендов (The Trends Research Institute in New York), возникновение понятия «дауншифтинг» относится именно к 1990-м гг.4, эта версия наиболее распространена и воспроизводима в различных словарях.

Дауншифтинг в западной культуре. Наибольшее распространение даншифтинг получил в Англии, Франции, Северной Америке и Австралии.

Согласно данным Британского бюро маркетинговых исследований за 2003 г., 25% населения Великобритании в возрасте от 30—59 лет считают себя дауншифтерами. Ключевой вопрос анкеты был следующим: совершали ли респонденты за последние десять лет такие добровольные изменения в собственном жизненном

4 http://www.trendsresearch.com/forecast.html Официальный сайт The Trends Research Institute in New York.

укладе, которые привели к долговременным последствиям, включая снижение заработков, но увеличение свободного времени для отдыха5. Подобная цифра не означает, что четверть жителей Великобритании — дауншифтеры, однако достаточно активное стремление респондентов подчеркнуть свою потребность в переменах стиля жизни, даже если они повлекут за собой снижение социального статуса, говорит об актуальности проблемы для населения.

С 2002 по 2005 г. Австралийским институтом6 был проведен ряд исследований, касающихся изменений в структуре занятости и ценностных установках австралийцев. По данным

2003 г., 23% австралийцев в возрасте от 30 до 59 лет сознательно решились на снижение своего заработка и пришли к идее о необходимости дауншифтинга в своей жизни7. Авторы исследования подчеркивают: мысль о снижении темпа занятости зачастую продиктована осознанием того, что индивид не в состоянии обеспечить все свои потребности, сколько бы он ни зарабатывал. Причиной изменения приоритетов может служить и смена ценностных установок, вызванная разочарованием в идеалах, продиктованных культурой потребления. По данным 2005 г., более 62% населения Австралии уверены в том, что как бы усердно они ни работали, заработать достаточное количество средств на удовлетворение всех нужд им не удастся. Цифры, как видим, достаточно велики, но они говорят не столько о дауншифтинге, сколько о более широком круге явлений, связанных с развитием современных обществ и потребительской культуры, их дифференциацией и усложнением.

Исследователи указывают, что за два года (2003—2005) интерес к дауншифтингу в Австралии заметно вырос, причем как со стороны людей, стремящихся изменить свою жизнь, так и стороны медиа, стремящихся зафиксировать явление и называющих его трендом года8. Спрос порождает предложение, поэтому уже в

2004 г. в стране стали появляться фирмы, которые за большие деньги (по словам авторов, более 5000 долл.) готовы помочь в организации плана дауншифтинга.

5 British Market Research Bureau (BMRB International), 2003. Исследование проводилось методом телефонного опроса по случайной выборке, в которую вошли более 1100 респондентов.

6 http://www.tai.org.au/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1 Официальный сайт Австралийского института.

7 Hamilton C, MailE. Downshifting in Australia. A Sea-change in a Pursuit of Happiness. The Australia Institute, Discussion Paper. 2003. № 50.

8 Breakspear Ch., Hamilton C. Getting life//The Australia University

Reports. March 2004. № 38. P. 1-3

Хотя идея дауншифтинга предполагает поиск собственного жизненного пути и индивидуализацию выбора, люди, называющие себя дауншифтерами, часто не стремятся к обособленности и выключению из общественных полей дискуссий. Им необходимо консолидироваться вокруг общей идеи, авторитетной персоны, чьему манифесту они готовы следовать и ценности которого разделять. Поэтому складываются целые сообщества дауншифтеров, создаются Интернет-порталы и форумы, где люди могут обмениваться опытом, вдохновляться на изменения собственной жизни или подбадривать тех, кто только задумался о целесообразности внесения перемен в собственный уклад. Обычно в подобном сообществе есть лидер группы, чей путь считается некоторым образцом, рекомендации — руководством к действию, а Интернет-страничка — центром обмена мнениями.

Так, в Великобритании одно из крупнейших по численности Интернет-сообществ (посещаемость страниц сайта составляет около 100 000 просмотров) возглавляет Ричард Кэннон (Richard Cannon). Бывший топ-менеджер компании British Rail, после ухода из компании он создал собственный сайт9, на страницах которого приведены тексты «за» и «против» идеи изменения жизни, рассказана история счастливых преобразований в жизни самого автора. Кэннон совершил свой дауншифтинг в 2000-м г. Его история такова: всю жизнь он очень много работал, зарабатывал хорошие деньги, был уважаемым человеком, порядочным семьянином, отцом троих детей. Правда, из-за очень напряженной работы у Кэннона совсем не было времени на общение с семьей. К 50-ти годам у него начались проблемы со здоровьем, а затем произошла автокатастрофа, в которой погибла одна из его дочерей. Тяжелейший жизненный кризис привел к пересмотру жизненных приоритетов, стало ясно, что работа больше не приносит удовлетворения, что самое дорогое — семья, а она остается без должного внимания и заботы. Тогда Кэннон начал планировать свой дауншифтинг. Он пишет, что планировал его заранее, будто побег. Первым делом в саду был разбит огород, потом были заведены цыплята. Кэннон взял отпуск, получил дополнительное пособие, но на работу больше не вышел. Сегодня он не работает пять дней в неделю, а живет временными заработками, написанием статей и не очень

9 http://www.thedownshifter.co.uk.

ответственной и серьезной работой в крикет-клубе, фанатом которого давно являлся. У Кэннона больше нет тех заработков, которые были раньше. И хотя он и говорит о том, что «новая» жизнь оказалась тяжелее, чем можно было предположить, он абсолютно счастлив, так как может проводить большую часть времени с семьей, общаться с внуками и заниматься любимыми делами. Такая история может считаться одним из образцов сценария дауншифтинга.

Во Франции подобным лидером и авторитетом может считаться Трейси Смит (Tracey Smith). Ее история во многом похожа на историю Ричарда Кэннона. Оставив весьма успешную карьеру, не позволявшую проводить время с семьей, Трейси вместе с мужем и детьми переехала в небольшую деревушку на юго-западе Франции, где начала новую жизнь, которую сама характеризует, как «simple green living» (простая жизнь на природе). Со временем, когда семья Трейси поняла, что им удалось справиться с первоначальными трудностями не такой уж простой жизни в непривычных, не столь комфортных, как раньше, условиях и с меньшими деньгами, Трейси решила обобщить свой опыт и помочь тем, кто только решил начать новую жизнь. Она создала манифест дауншифтинга, разработала целую пошаговую систему, как обрести жизненное равновесие, написала книгу советов, создала несколько фильмов о стратегии «зеленого» дауншифтинга. В 2005 г. во Франции прошла первая национальная неделя дауншифтинга, учредителем которой выступила Трейси Смит. Сегодня недели дауншифтинга приобрели международный статус. Трейси Смит стала одним из признанных мировых авторитетов в области дауншифтинга. Знакомство с официальным сайтом международных недель дауншифтинга10 Трейси Смит дает богатый материал для интерпретаций и осмысления.

Остановлюсь подробнее на тест-опросе, приведенном на стартовой странице сайта, он может прояснить базовые представления о да-уншифтинге, заложенные идеологами движения. Приведу предложенные позиции (требовалось выбрать один ответ):

1. Какова Ваша главная мотивация для совершения «небольшого дауншифтинга»?

A) Соображения, касающиеся собственного здоровья.

Б) Проводить больше времени с семьей и любимыми.

B) Я понял, что в жизни есть что-то

10 http://www.downshiftingweek.com.

большее, чем погоня за деньгами.

Г) Я хочу лучшую работу и большую сбалансированность жизни.

Д) Мне бы хотелось найти время для общественной жизни (volunteer in my community).

Е) Ничего из вышеперечисленного.

2. К чему вы больше всего стремитесь? Что Вам нравится больше всего в Вашем да-уншифтинге?

A) Находить время, чтобы готовить, больше используя свежие ингредиенты.

Б) Выращивать что-то съедобное и питаться плодами собственного сада.

B) Просто наслаждаться жизнью, в которой меньше стрессов.

Г) Не реагировать на будильник.

Д) Иметь время для развития собственных творческих замыслов.

Е) Восстановить связи с людьми, с которыми не было возможности увидеться долгое время.

Ж) Ничего из вышеперечисленного.

3. Какие комментарии Вы получали от других по поводу своего дауншифтинга?

A) Ты сошел с ума.

Б) Они думали, что это причуда (прихоть).

B) Они не могли понять, почему я хочу уйти от модели 9—5 (имеется в виду пятидневная рабочая неделя с восьмичасовым рабочим днем и часом на дорогу).

Г) Это ненормальное поведение.

Д) Они хотели бы, чтобы у них у самих хватило смелости попробовать это.

Е) Ничего из вышеперечисленного.

4. К какой возрастной группе Вы принадлежите?

A) До 29 лет.

Б) 30—39 лет.

B) 40—49 лет.

Г) 50—59 лет.

Д) 60—69 лет.

Е) 70 или больше.

5. Откуда вы? («Where are you in the world?»)

A) Объединенное королевство (UK).

Б) Другая европейская страна.

B) Африка.

Г) Америки (в оригинале — множественное число).

Д) Азия. Тихоокеанский регион.

Е) Ближний Восток.

Ж) Южная Азия.

В опросе есть еще небольшое выделенное поле для свободных ответов. В нем предлагается добавить при желании еще какие-нибудь

детали своего «путешествия к более простой и счастливой жизни!» (цитата).

Что дают предложенные вопросы для конструирования образа изучаемого сообщества? В первом вопросе, касающемся мотиваций, уже содержится оговорка, призванная ободрить и укрепить отвечающего на пути обретения новой идеологии. «What’s your primary motivator for doing a little ''downshifting"?» (выделено мной — В.М.), т.е. для того, чтобы почувствовать себя дауншифтером, необязательно бросать все и уезжать в глухую деревню. Достаточно ощутить потребность в изменениях и сделать хоть какие-то подвижки в этом направлении. Именно такой, еще не «закоренелый» дауншифтер, лишь слегка сбрасывающий скорость (частая метафорика обращенная к автомобильной тематике), может быть наиболее восприимчив к советам и обсуждениям, проводимым сообществом.

Обращает на себя внимание, что в «подсказках» к вопросам явно подчеркнуты негативные характеристики внешнего мира, в котором необходимо «гнаться» за деньгами, где люди не имеют возможности проводить время с семьей и любимыми, теряют контакты с друзьями, не могут развить свои творческие качества и не успевают насладиться жизнью. Причем такая ущербная позиция является нормой для «обычных людей» (недауншиф-теров). Они с подчеркнутой агрессивностью («ты сумасшедший.», «это лишь прихоть», «это ненормально») реагируют на попытки человека остановиться и попытаться выйти из порочного круга гонок за доходом, статусом и престижем. Таким образом, проводится разграничение между «обычными людьми» (негативные характеристики) и «новыми избранными» — теми, кто уже решился или хотя бы задумался о целесообразности дауншифтинга как единственно верного способа обретения гармонии и личного успеха. Этот механизм конструирования собственной позитивной идентичности и разграничения групп «свои» — «чужие», «мы» — «другие» характерен для организации субкультурных групп.

Второй существенный момент: в ответах о мотивациях, побудивших к дауншифтингу, есть пункт о стремлении выделить время на общественное служение. Этот пункт очень характерен для западной модели дауншифтинга, осваивающего принятые в обществе ценности. В книге Д. Дрейка «Дауншифтинг»11 волонтерскому участию в различных общественных

11 ДрейкДж. Дауншифтинг. М.: Добрая книга, 2007.

и религиозных сообществах также уделяется немалое место. Эта ценность стоит в одном ряду с семьей и друзьями (т.е. полем приватности). Интересно проследить, как эти установки могут (и могут ли?) прижиться в России, где принадлежность к общественным объединениям для большинства населения не характерна и многократно уступает значимости семьи, круга близких.

Третья характерная особенность данного опроса — ориентированность на формирование экологического сознания. Экологическая составляющая является важной для западного понимания дауншифтинга как стремления к «простой жизни» (идеал simple life). Это явление напоминает поиски новой естественности в эпоху Просвещения, однако специфика современности задает иное понимание того, что считается «естественным» и желанным. Прежде всего, это стремление к снижению стрессов (неизменная составляющая конструкции «жизнь — это гонки»), обретению независимого графика (не реагировать на будильник), потреблению экологически чистых продуктов. Экологическое мировосприятие активно развивается в западной культуре последних десятилетий, постепенно выходя на лидирующие позиции.

Финальный вопрос о месте жительства — «Where are you in the world?» — сформулирован так, чтобы при прочтении отвечающий задумался, какое место ему принадлежит, какая роль отводится и т.д. Таким образом, здесь делается попытка вызвать человека на откровенный разговор, настроить на философский лад. В целом вопросы теста призваны помочь устроителям недель дауншифтинга узнать больше об участниках процесса, понять их мотивации и стремления. Но поскольку вопросы теста имеют уже готовые варианты ответов, инициаторам опроса важно, видимо, не столько получение новой информации о жизненных обстоятельствах, побудивших человека к дауншифтингу и поиску единомышленников (о потребности обретения группы со схожими интересами говорит сам факт поиска по теме в Интернете), сколько подтверждение уже имеющихся установок и оценок, позволяющих сконструировать свой образ дауншифтера, дауншифтинга и общества. Подобные модели призваны стать отправной точкой в представлениях человека, желающего приобщиться к данной культурной группе. Вариант ответа «Ничего из вышеперечисленного» оставляет некоторое поле для маневров и альтернативных сценариев, но подразумевает определенную маргинальность.

Культурная легитимация дауншифтинга. Говоря о явлении дауншифтинга, нельзя не упомянуть двух людей, оказавших значительное воздействие на осмысления этого феномена. Это американцы Джон Дрейк и Дэниэл Пинк. Первый — автор книги «Дауншифтинг»12, это подробное руководство к действию, изобилующее примерами и ориентированное на широкую аудиторию потенциальных последователей. Второй известен книгой «Нация свободных агентов. Как новые независимые работники меняют жизнь Америки»13. Работа Дэниэла Пинка объединяет в целостное смысловое поле несколько важных тенденций в развитии современных деловых отношений — стремление к большей свободе действий и перемещений со стороны работника, осознание ценности собственной частной жизни как более высокой, в сравнении с корпоративными ценностями, стремление к творческой реализации. Пинк говорит о тенденции к увеличению дистанции между работодателем и исполнителем (мобильный офис, работа на дому, контрактно-гонорарные проекты, не требующие постоянного прямого контакта между всеми участниками рабочего процесса).

Одна из базовых категорий идеи о свободных агентах — фриланс (от английского free lance — свободный заработок). Идея фрилансер-ства близка и в определенном плане совпадает с идеей дауншифтинга. Дауншифтинг с фрилансом сближает стремление к большей свободе планирования личного времени, возможность удаленной работы вне офиса с выбором удобного времени и интенсивности рабочей нагрузки. Но вместе с тем работа фрилансером далеко не всегда означает значительное увеличение свободного времени. Человек может так и не высвободить времени для общения с семьей и друзьями и собственной творческой реализации, так как весь день вместо офиса вынужден будет проводить за компьютером в доме, Интернет-кафе или любом другом месте. Кроме того, в дауншифтинге существуют и другие возможные модели, потому фриланс с дауншифтингом нельзя полностью отождествлять. В силу большой общности ценностей, установок, устойчивых сценариев поведения (модель отношений «заказчик — исполнитель», гонорарная основа выполнения частных заказов и т.д.), многие положения, выдвинутые

12 ДрейкДж. Дауншифтинг. М.: Добрая книга, 2007.

13 Пинк Д. Нация свободных агентов. Как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М.: ИД «Секрет фирмы», 2005.

Д. Пинком при рассуждениях о свободных агентах, могут быть применены при изучении дауншифтинга. Так можно предполагать, что с распространением идеи дауншифтинга происходят изменения в нормативных моделях организации корпоративной культуры как внутренние в компании (для предотвращения радикального ухода ценного сотрудника «на вольные хлеба»), так и ее отношения с внешним миром. В паре «заказчик — свободный исполнитель» заказчик уже не воспринимает одиночку, самостоятельно выстраивающего свой график занятости, как бизнес-аутсайдера и неудачника. Для стратегии «свободного агента» выработано нормативное определение, а значит, он уже как бы легитимирован в своем стремлении работать свободно, будучи не связанным с постоянным нанимателем долгосрочным контрактом.

Такой же механизм легитимации происходит с введением в активный бизнес-лексикон слова «дауншифтер». Первоначально необходимо было обозначить маргинальную среду людей, ведущих себя неадекватно, с точки зрения главенствующей идеологии успеха, карьерного роста и стремления к достижению определенных материальных благ, стиля жизни как маркеров статуса. Появившееся слово не содержит радикального приговора новому явлению (это не «лузер»), в нем нет прямых соотнесений с негативными определениями человека как неудачника, не достигшего вершины и сломавшегося на пути. Однако обозначения «дауншифтер», «дауншифтинг», как уже говорилось, все же содержат двойственную оценку, в том числе определенное указание на ориентацию вниз, соскальзывание.

Базовые стратегии. Можно выделить две основные группы стратегий дауншифтинга — «легкий дауншифтинг», не требующий полного разрыва с привычным укладом жизни и окружением, позволяющий даже в случае необходимости восстановить оставленное положение, и условно названный «глубокий дауншифтинг», который предусматривает радикальные изменения стиля жизни, места жительства, рода занятий. Ниже приведена условная схема типов стратегий дауншифтинга, а также базовые оппозиции, сформированные в дискурсе о даун-шифтинге:

Схема показывает типы стратегий, предлагаемых всеми традициями дауншифтинга как в западном, так и в российском дискурсах о нем.

Приобщение к сообществу дауншифтеров происходит по разным сценариям, которые

Рисунок 1

Следование одной из возможных стратегий дауншифтинга

Концептуальное поле дауншифтинга: успех, свобода, счастье

Корпоративная культура. Образ «Внешнего мира», создаваемого в идеологии дауншифтинга. Метафоры: «крысиные бега», «работники — рабы», «офисный планктон»

Идея НЕсвободы, пассивности, НЕпуть к успеху. Ложные ценности и иллюзии

можно разбить на следующие группы:

• предполагающие смену места пребывания (например, переезд из города в деревню, жизнь на Гоа или Бали);

• смену рода деятельности (например, оставить карьеру бухгалтера и стать тренером по дайвингу, занимаясь любимым делом);

• изменение времени, затрачиваемого на работу, увеличение свободы в принятии решений (идеология фриланса или создания собственного бизнеса);

• «планирование побега» предполагает, что человек еще не решился на осуществление изменений, но уже почувствовал их необходимость в своей жизни и потребность приобщения к группе даун-шифтеров, чтобы получить одобрение собственного жизненного выбора.

Также на рисунке показана схематическая связь между семантическими компонентами понятия «дауншифтинг» и конструкцией «внешнего мира», которому для повышения значимости дауншифтинга придается сверх-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

негативная оценка. Примерно по такой схеме строится современный дискурс о дауншифтинге в среде его последователей.

Дауншифтинг в России. В Россию представление о дауншифтинге пришло извне, и это случилось позже, чем в странах Западной Европы, Америке или Австралии. Можно предположить, что распространенность данного феномена пока что ограничивается центральными регионами, а еще точнее — городами-миллионерами в них.

Слово «дауншифтинг» было введено в русский язык в 2004 г. После эры быстрого накопления капитала в 1990-х гг., дававшей практически неограниченные возможности и создававшей столь же большие риски, к началу 2000-х с их относительной стабилизацией в экономике и развитием корпоративной культуры у молодого поколения, людей 25—35 лет, стали появляться более четкие перспективы (вместо авантюрных надежд на сверхбыстрый рост), а у поколения среднего возраста (45—55 лет) начали проявляться усталость и сомнения в правильности избранных жизненных

стратегий и приоритетов. Истории о разочарованных миллионерах, продавших особняки и уехавших в глухие деревни, стали настоящими сенсациями14. В печати стали появляться статьи про людей, которые, добившись вершин успеха, добровольно отказались от признания и материальных благ, их помещали в раздел курьезов и развлекательной информации. Однако само слово «дауншифтинг» тогда еще не было известно широкой аудитории: до 2006 г. оно употреблялось главным образом в профессионально ориентированных бизнес-изданиях, таких, как газеты «Коммерсантъ», «Ведомости», журналы «Секрет фирмы», «Карьера» и др.15 В этот период еще не были сформированы ни нормы написания, ни содержание понятия.

Нарастающая потребность продвинутых групп социума в создании принятых и разделяемых в культуре механизмов как горизонтальной, так и вертикальной социальной мобильности постепенно выводят дауншифтинг из поля узкопрофессиональной тематики в зону публичных дискуссий. Помимо бизнес-изданий, про дауншифтинг начинают писать статьи, ориентированные на самый широкий круг читателей, они появляются в «молодежных», «женских» и другие тематических изданиях: от аналитических еженедельников «Огонек» и «Русский Newsweek» до глянцевого «Cosmopolitan»16. Таким образом, расширяется аудитория людей, осведомленных о явлении и побуждаемых к его восприятию, формированию определенного отношения к нему. К 2007-му г., по итогу ряда рейтингов, проводимых изданиями, слово «дауншифтинг» вошло в списки главных понятий года. Например, рейтинг журнала «Большой город» включил да-уншифтинг в список «открытий года» в 2006 г., а в 2007 г. слово было названо «героем-года»17. Происходило освоение как нового слова, так и новых социальных практик.

14 Одним из ярких примеров подобной истории может служить биография Германа Стерлигова. Основатель и владелец первых торговых бирж, миллионер продал особняк в престижном районе Подмосковья, отошел от дел и уехал с семьей в северную (архангельскую) деревню. О Стерлигове активно писали. Например, первой о нем в этом статусе написала Н. Архангельская: http://www.expert.ru/tags/people/sterligov/ Игрок (Новые харизматики); см. также: Стешин Д. Бывший олигарх Герман Стерлигов стал отшельником//Комсомольская правда. 2006. 21 сент.

15 См.: Фуколова Ю. Игра на понижение//Секрет фирмы. 2004. № 32.

16 См.: Володина О., Ахметова Л. Идем на снижение/ZCosmopolitan. 2007. № 6; Губин Д. Стать иным в желаниях//Огонек. 2007. № 8; Черменский А. Шенгелия В. Исход. Дауншифтинг. Его нет//Русский Newsweek. 2007. № 13.

17 Кронгауз М. Слово - герой года. Дауншифтер//Большой город. 2007. № 25 [196s] (http://www.bg.ru/article/7181).

Проблемы описания группы. Изучение феномена дауншифтинга на материале текстов, циркулирующих в средствах массовой коммуникации по этой тематике, позволяет сделать определенные выводы о ценностных установках, предлагаемых стратегиях и способах формирования собственной позитивной идентичности участниками сообщества. Однако вопрос о количественном и качественном составе группы остается открытым. Описание состава изучаемой группы является одной из сложно решаемых проблем исследования. В то время как в Великобритании или Австралии были проведены специальные социологические опросы, нацеленные на выявление и описание сообщества дауншифтеров, в России подобные масштабные количественные исследования до сих пор не проводились. Кроме того, есть принципиальные трудности в определении самого понятия, которые осложняют задачу статистического описания дауншиф-терской группы. К ним, в частности, относится ключевой принцип «индивидуального пути», предполагающий, что человек, на практике реализующий одну из возможных стратегий дауншифтинга, может не именовать себя дауншифтером и не быть им названным со стороны.

В итоге возникает ряд проблем. С одной стороны, существует круг людей, чьи практические действия и поведенческие сценарии могут быть расценены как дауншифтинг, но сам человек по тем или иным причинам так себя не называет: возможно, он не задумывался о необходимости такой номинации, или просто не в курсе слова, или это слово ему не нравится и т.д. С другой стороны, существуют люди, открыто называющие себя дауншифтерами и вступающие в соответствующие тематические сообщества. Но здесь есть своя сложность, поскольку в данную группу попадают как люди, реализующие идеи дауншифтинга на практике и желающие обмениваться опытом, так и те, кто только задумывается о целесообразности изменений и вступает в сообщество, так сказать, «без отрыва от производства», т.е. остается в офисах перед мониторами. Возникает логичный вопрос, кто же из них «настоящий дауншифтер?» На мой взгляд, ответ на этот вопрос не очевиден.

В условиях современной культуры, когда событие конструируется и существует в поле актуальных значений во многом благодаря средствам массовой коммуникации, важно понимать, что явление дауншифтинга существует в той мере, в какой пополняется и транслиру-

ется информация о его существовании и проявлениях. Без интереса со стороны средств массовой коммуникации и стремления участников закрепить собственный опыт в формах групповой идентичности, явление дауншиф-тинга не сможет стать трендом культуры или претендовать на культурную значимость. Для трансляции и восприятия культурных кодов необходимо, чтобы участники коммуникации (в данном случае дауншифтеры и «внешний мир») обладали хотя бы минимальным уровнем общих разделяемых значений. Говоря о дауншиф-тинге как о значимом феномене культуры, мы в первую очередь говорим о неком медийном конструкте, который отображает важные тенденции, складывающиеся в обществе. Привнесенное через средства массовой коммуникации явление другой культуры («российский» дауншифтинг — калька с «западного) функционирует по большей части в границах этих же средств массовой коммуникации. Сообщества дауншифтеров в Интернете могут быть рассмотрены как одни из главных структурообразующих единиц в возможном формировании некоей новой социальной страты. Так как даун-шифтинг предполагает сильное варьирование мест жительства, не привязан к профессии и не зависит от социального статуса, фиксируемого доходами и происхождением участника, поле Интернет-дискуссий становится главным местом встречи, обмена мнениями, формирования норм, механизмов инициации и исключения из сообщества.

На сегодняшний день в российском сегменте Интернета существует около десятка крупных порталов, посвященных непосредственно теме дауншифтинга. Сообщества даун-шифтеров в живом журнале позволяют выявить примерные масштабы явления в Интернет-пространстве. Так, одно из крупнейших — сообщество «ru_downshift» — насчитывает около 370 участников и более 460 читателей. В «Сообществе дауншифтеров в Живом журнале» состоят на сегодняшний день 211 участников и 260 читателей, а в сообществе «downshift-travel» — порядка 180 читателей и участников.

Можно говорить о появлении лидеров движения, людей, чей опыт является эталонным, а высказывания расцениваются членами сообщества и внешними наблюдателями (например, журналистами) как авторитетные. При этом анализ текстов дискуссий в Интренет-сообществах и комментариев к различным статьям демонстрирует жесткую конкурентную борьбу за статус эксперта в данной проблема-

тике18. Мотивация к закреплению статуса лидера характерна для большинства социальных общностей и диктуется как минимум стремлением к приращению символического капитала. Однако в данном случае речь идет о группе, члены которой декларируют уход от системы лидерства и разрыв с иерархией статусов. Тем самым в словосочетании «лидер дауншифтинга» заложено идейное противоречие. Чтобы его разрешить, обратимся к конкретным историям таких «лидеров». Одна из ключевых фигур российского сообщества дауншифтеров — Александр Соколов. Его биография вписывается в классический сценарий дауншифтинга: ушел с хорошо оплачиваемой, но не приносящей большого удовольствия работы, создал свою компанию «Dreamco», считает, что у каждого есть шанс воплотить в жизнь свою мечту. Сейчас Александр занимается собственным бизнесом и довольно успешно. Помимо морального удовлетворения от сознания собственного авторитета в сообществе дауншифтеров, статус лидера поднимает индекс цитирования Соколова, раскручивая его персональный бренд. Другой пример: человек, известный под именем Мустафа Ибрахим, его биография также вписывается в классический сценарий. Оставив крупную должность, Мустафа уехал в глухую деревню, однако не прервал связь с внешним миром, а начал активно описывать в Интернете собственный опыт, привлекая внимание в том числе СМИ. Создав себе определенное имя, Ибрахим объявил об открытии собственной гостиницы. Таким образом, статус авторитета повышает эффективность работы бизнеса.

Что касается распространения явления в офф-лайн реальности, получить точные данные о количественном и качественном составе сообщества или сообществ дауншиф-теров пока затруднительно. Согласно данным опросов, проведенных Левада-центром в июле 2008 г.19, в России как будто бы просматриваются те же тенденции, что в аналогичных опросах западных исследовательских центров: ценности семьи, личностной реализации, свободы выходят для населения на первый план (см. рис. 2, 3, 4).

18 Подобные споры происходят не только в сообществе дауншифтеров, но и среди авторов, создающих тексты внешнего описания. Например, см. дискуссию: http://www.russ.ru/stat_i/daunshifting_kotoryj_my_ne_ mozhem_sebe_pozvolit.

19 Опрос проводился в 10 крупных городах России, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Воронеж, Самара, Екатеринбург, Новосибирск и др. В опросе участвовало 600 человек.

Рисунок 2

В КАКОЙ СТЕПЕНИ ДЛЯ ВАС ВАЖНО ПРОВОДИТЬ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ С СЕМЬЕЙ?

Рисунок 3

В КАКОЙ СТЕПЕНИ ДЛЯ ВАС ВАЖНО РЕАЛИЗОВАТЬСЯ НА РАБОТЕ?

Рисунок 4

В КАКОЙ СТЕПЕНИ ДЛЯ ВАС ВАЖНО ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ СВОБОДНЫМ И НЕЗАВИСИМЫМ?

Однако это данные скорее косвенно указывают на возможную актуальность идеи даун-шифтинга в России, нежели иллюстрируют ее массовое распространение; к тому же речь здесь идет о декларирумых ценностях и обобщенных нормах принятого отношения к ним, которые

могут вовсе не связываться с конкретными собственными действиями. Также следует учитывать, что с ростом массовости идеи «простой жизни» (идеала западного «simple living») происходит, как при любом культурном переносе, трансформация базовых практик, норм определения, изначально заложенных в данное понятие.

Прежде всего, в России невозможно говорить о массовости «опрощения» как «социального спуска» с вершин финансовых возможностей и успешной карьеры, поскольку сами случаи достижения подобных вершин никак не являются массовыми. Исследователь чаще всего имеет дело с «простотой» жизненного уклада и демонстрацией приверженности ко всему «простому» как формой принудительной адаптации в условиях дефицита или трудности доступности многих благ для большинства населения либо же как стратегией уклонения от сложности, связанных с нею рисков, проблем самостоятельного выбора. Таким образом, если говорить о потенциальных возможностях сообщества дауншифтеров в России, стоит признать, что существуют определенные ограничения для его расширения. То же самое касается другой популярной в России стратегии дауншифтинга — переезд в страны с более благоприятным климатом, главным образом, в Гоа. Классический сценарий предполагает, что жизнь в Гоа будут обеспечивать средства, полученные от сдачи в аренду квартиры в России. Но поскольку цены на недвижимость держатся на высоком уровне только в крупных городах, распространение данной стратегии очень ограничено в территориальном плане.

Тем не менее развитие идей дауншифтинга, а также явлений близкого круга дает возможности для осмысления ценностей и запросов продвинутых групп в современной России. Индивидуальный и групповой поиск альтернативных моделей успешности обладает важной психотерапевтической функцией. Внимание к означенной проблематике и более подробное изучение норм и практик, разделяемых последователями идей дауншифтинга и схожих направлений, позволят исследователям выявлять зоны повышенной напряженности в обществе, профессиональных коллективах, семье, прогнозировать возможные изменения в системе трудовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.