Алтайская пятилетка (2009-2013 гг.): размышления над итогами
В.А. БОРОДИН, доктор экономических наук, Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул. E-mail: antcippr@mail.ru
Представленный в статье аналитический материал даёт оценку динамики социально-экономического положения Алтайского края за 2009-2013 гг. по показателям и сводному индексу, установленным распоряжением Правительства для мониторинга регионов. Рассмотрены проблемы экономического развития в основных отраслях - сельском хозяйстве и промышленности. Предложено на основе объективной оценки состояния реальной экономики края внести коррективы в целевые показатели стратегии развития Алтайского края и в мероприятия по их достижению.
Ключевые слова: мониторинг, социально-экономическое положение,
показатели, инвестиционная привлекательность, сводный индекс, конкурентоспособность, инновационная активность
Социально-экономическую ситуацию в Алтайском крае за рассматриваемый период можно оценить по комплексу показателей, мониторинг которых ежемесячно проводит Министерство регионального развития РФ1. Сами показатели определены распоряжением Правительства от 15 июля 2009 г. № 806-р и используются при оценке 83 регионов России, давая сопоставимую картину.
Макропоказатели
Рассмотрим четыре блока показателей, составляющих сводный индекс за период 2009-2013 гг.: реальная экономика, инвестиционная привлекательность, доходы и занятость населения, бюджетная система. Анализируя их, можно сделать следующие выводы.
По данным сводного индекса по группе показателей, оценивающих состояние реальной экономики, положение в Алтайском крае пока нестабильное.
Объём инвестиций в основной капитал на душу населения ниже аналогичного в большинстве регионов России. Значительно
1 Мониторинг социально-экономического развития субъектов РФ. URL: http:/www.minregion.ru (дата обращения: 09.10.2014).
ЭКО. - 2015. - №2 БОРОДИН В.А.
отстают от средних по России и Сибирскому федеральному округу объём строительных работ на душу населения и ввод жилья. Индекс инвестиционной привлекательности Алтайского края замыкает последнюю десятку субъектов Федерации.
Традиционно низким является показатель доходов населения Алтайского края, по которому он находится также в десятке замыкающих список регионов РФ. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет около 23%.
Индекс, характеризующий бюджетную систему края, будучи достаточно благополучным в 2009-2010 гг., снизился в 2011— 2013 гг. до значения ниже среднего по РФ.
В последнем десятке регионов России Алтай находится и по итоговому (сводному) индексу, определяющему его социально-экономическое положение в целом.
Нельзя не отметить и ухудшение демографической ситуации. Численность населения снижается ежегодно на 0,4—0,6%. С 1990 г. население края сократилось на 9% (на 242 тыс. чел.).
Итак, территория с развитым в 1980-х годах сельским хозяйством и промышленностью, занимавшая достойное место среди субъектов РФ и соседей по Сибири, сегодня характеризуется как территория с заниженными по сравнению с большинством субъектов РФ и Сибирского федерального округа социально-экономическими параметрами.
Положение в двух важнейших для Алтая секторах реальной экономики — сельском хозяйстве и промышленности — кратко можно охарактеризовать следующим образом.
Сельское хозяйство
Не являясь экспертом в области экономики сельскохозяйственного производства, позволю себе остановиться на наиболее важных его показателях.
Рассмотрим основные параметры так называемого сельскохозяйственного ядра России2. Алтайский край в удачном для него 2009 г. по доле валовой продукции сельского хозяйства в России делил 6-7-е места с Воронежской областью (3,0% в продукции
2 Пространственная характеристика сельского хозяйства // Общество и экономика.- 2013. - № 6.- С.11.
сельского хозяйства РФ). Доля основных фондов сельского хозяйства края в российском показателе составляет 2,8% (7-е место среди регионов «ядра»). Доля инвестиций в сельскохозяйственное производство Алтая в валовых инвестициях в сельское хозяйство России - 1,7% (10-е место). Сравнение эффективности инвестиций в сельское хозяйство края и соседних регионов показывает, что на 1 руб. инвестиций в Алтайском крае приходится 0,067 руб. сельскохозяйственной продукции при среднем значении 0,073 в соседних Новосибирской и Омской областях. Ниже, чем у соседей, урожайность зерновых и зернобобовых культур. Надои молока на одну корову соответствуют среднему показателю в Омской и Новосибирской областях (таблица).
Показатели, характеризующие сельскохозяйственное производство Алтайского края, Новосибирской и Омской областей (2009-2012 гг.),%
Показатель Алтайский край Новосибирская обл. Омская обл.
Доля в ВВП РФ 1,0 1,6 1,3
Доля сельхозпродукции в ВРП РФ 3,0 2,0 2,3
Доля ОФ сельскохозяйственного производства региона в ОФ сельскохозяйственного производства РФ 2,8 1,9 1,6
Доля инвестиций в сельское хозяйство региона в валовых инвестициях сельского хозяйства РФ 1,7 1,4 0,6
Урожай зерновых (средний за 5 лет), ц/га 12,3 14,7 14,9
Надои молока на 1 корову (среднее за 5 лет), кг 3581,2 3473,8 3896,8
Объём инвестиций в сельскохозяйственное производство на 1 руб. произведенной сельхозпродукции, руб. 0,067 0,088 0,059
Отставание в урожайности зерновых культур от соседних регионов с похожими природно-климатическими условиями можно объяснить как природными аномалиями 2013 и 2014 годов на территории края, так и недофинансированием производителей зерна для приобретения удобрений, средств защиты растений, увеличения в составе основных фондов уборочной техники и агрегатов для подработки и сушки зерна. Количество и производительность уборочной техники должны определяться оптимальными сроками уборочной кампании в наших климатических зонах.
Промышленность
Мы ведём постоянный мониторинг результатов промышленного производства Алтайского края, охватывающий период 2006—2013 гг.; состояние и проблемы развития промышленности представлены в ряде наших публикаций3. Чтобы не повторяться, ограничимся следующими соображениями4.
Промышленность Алтайского края с начала рыночных трансформаций на 20% сократила дореформенные объёмы производства, потеряв на пути к рынку ряд крупных отраслевых производителей в сельскохозяйственном машиностроении, лёгкой, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, дизелестроении, ОПК.
Претерпела серьёзные изменения структура промышленного производства: существенно выросла доля пищевой и перерабатывающей отраслей (с 13,7% до 36%), сократилась доля производства машин и оборудования, других подотраслей машиностроения (с 31,4% до 21%) .
Качественные характеристики промышленного комплекса региона сохраняются низкими. Так, физический износ активной части технологического оборудования на крупных и средних промышленных предприятиях составляет около 71%, коэффициент обновления колеблется в пределах 10%; инновационная активность, определяемая удельным весом инновационных товаров в общем объёме производства, составляет примерно 3%.
Процесс технологической и структурной модернизации промышленных предприятий хотя и оживился в 2006—2008 гг., однако до сих пор не обеспечивает устойчивое положение большинства предприятий на рынках промышленной продукции.
Не только сохраняется, но и растёт дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров, остаётся низким уровень их профессиональной подготовки.
Всё более заметную роль в экономике региона занимает малый бизнес. Однако в его структуре преобладают торговля,
3 Промышленность Алтая XX век: оценки и прогнозы: монография / В. А. Бородин.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ. 2001.- 159 с.; Промышленность Алтая: на рубеже веков: монография / В. А. Бородин.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ. 2007.- 233 с.
4 Следует отметить, что перечисленные ниже проблемы характерны в целом для обрабатывающей промышленности РФ.
операции с недвижимостью и другие непроизводственные секторы. Мелкотоварное производство промышленных товаров потребительского и производственно-технического назначения развито слабо, его ресурсная база и технологическое оснащение также требуют инвестиционной поддержки.
Есть основания и для оптимизма. Ряд промышленных и сельскохозяйственных предприятий и организаций с помощью различных форм поддержки федерального и краевого бюджетов и максимально возможного использования собственных средств активизировали внедрение инноваций, приобретают современное технологическое оборудование, отечественную и импортную технику, осваивают новую конкурентоспособную продукцию. Заметно улучшилось положение дел на предприятиях ОПК: растут объёмы производства, его техническая оснащённость, начинают разрабатываться и реализовываться программы импортозамещения.
В крае ведётся активное дорожное строительство, идет внедрение новых информационных технологий. Заметно меняется облик наших городов, реконструируется их инфраструктура. За последние годы введены современные объекты здравоохранения, культуры и образования, начинает оживать социальная инфраструктура села.
Но для преодоления слабости инфраструктурной и ресурсной базы экономики региона, реализации программ модернизации и выхода на траекторию устойчивого развития требуются гораздо более значительные инвестиционные вложения. Максимальная диспропорция наблюдается между имеющимися и требуемыми для модернизации производственного аппарата финансовыми средствами в таком важнейшем для инвестиционного обновления всех отраслей народного хозяйства виде экономической деятельности, как производство машин и оборудования. При этом отсутствуют возможности долгосрочного кредитования проектов модернизации производственной базы промышленных предприятий для выпуска конкурентоспособной продукции. Даже при полной мобилизации всех финансовых ресурсов этих предприятий их потребность в инвестициях покрывается только на 28%5.
5 Бородин В. А. Новая индустриализация - стержень долгосрочной промышленной политики региона // Вестник алтайской науки.- 2013.-№ 3.- С. 34-38.
Подорвана, точнее, разорена инфраструктура модернизации. Фундаментальная и вузовская наука ещё дальше от производства, чем была в советский период. Отраслевая прикладная наука в гражданских отраслях практически уничтожена, заводские структуры инновационной деятельности в связи с длительными финансовыми ограничениями теряют нужную компетентность. Всё это необходимо в том или ином виде создавать практически заново.
Нельзя не сказать и о том, что мы теряем не только науку и промышленность, но и человека - созидателя, новатора, без которого модернизация - пустой звук. Без изменения социальных ценностей и приоритетов, возвращения уважения общества к науке, образованию, квалификации, новаторству, упорству и умению в достижении общественных целей приступать к модернизации - значит утонуть в славословиях.
Без концентрации необходимых финансовых ресурсов на основных направлениях модернизации идти этим путём невозможно, как и при отсутствии действенного государственного регулирования и прямого государственного участия. Всё чаще звучит тезис о необходимости национализации наиболее значимых для реиндустриализации страны промышленных предприятий и целых отраслей, привлечения в том или ином виде государственных финансовых ресурсов.
Создание условий для модернизации - дело, прежде всего, политиков. Что должно ещё произойти в России, чтобы они поняли, что откладывать на «потом» уже нельзя?
Учитывая новые ограничения и вызовы, всё более очевидно проявляющиеся в экономике региона и страны, по нашему мнению, следует на основе объективной и беспристрастной оценки результатов выполнения текущих целевых показателей Стратегии развития Алтайского края до 2025 г произвести корректировку как самих показателей, так и мероприятий по их достижению.