Научная статья на тему '"Алтарь Доброй Судьбы" И. В. Гете: автономная форма в парковой среде'

"Алтарь Доброй Судьбы" И. В. Гете: автономная форма в парковой среде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
178
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЛТАРЬ / ALTAR / ГЕТЕ / GOETHE / БЕССМЕРТИЕ / IMMORTALITY / ГАРМОНИЯ / HARMONY / ИДЕЯ "СОВЕРШЕННОЙ КРАСОТЫ" / THE IDEA OF "PERFECT BEAUTY" / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРИРОДА / NATURE / AGE OF ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова Елена Дмитриевна

«Алтарь Доброй Судьбы» был создан И.В. Гете в 1777 году в садике своего дома в Веймаре. Он исповедален, в нем воплотились философские мысли автора о природе, человеческой жизни, магии искусства, творческой силе художника. Помещенный почти у изгороди сада Алтарь олицетворял идею «совершенной красоты», достижение которой Гете считал основной задачей художника-творца. Алтарь как атрибут античной культуры часто использовался в ландшафтной декорации века Просвещения. Он нес в себе образ божества, источника мудрости, порождал религиозное благоговение. Итак, можно предполагать, что форма Алтаря, сочетающая шар с кубом, была избрана для того, чтобы показать тождество Бога и Природы, согласия Человека-творца с Богом, разлитом в Природе. Алтарь памятник бессмертию духа человека-творца, олицетворявшего высшие нравственные законы, которым должно служить искусство. Подражания композиции Гете (шар на четырехграннике) украшают многие кладбища, символизируя бессмертие человеческого творческого духа, напоминая о том, что выбор жизненного пути всегда остается за Человеком, что он творец своего счастья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "ALTAR OF GOOD FORTUNE" BY I. GOETHE: AUTONOMOUS FORM IN A PARK SPACE

The "Altar of Good Fortune" or "Altar of Agathe Tyche" was created by Goethe in 1777 in the garden of his house in Weimar. It has a confessional nature, it embodied his philosophical thoughts about nature, human life, the magic of art, the creative power of the artist. Placed almost at the fence of the garden the Altar represented the idea of "perfect beauty", the achievement of which Goethe considered as the main task of the artist-Creator. The altar as an attribute of ancient culture was often used in the landscape decoration of the Enlightenment century. It had in itself an image of a deity, a source of wisdom, engendered religious reverence. So, we can assume that the shape of the Altar, combining the ball with the cube, was chosen to show the identity of God and Nature, the consent of Man-Creator with God, shown in Nature. The altar is a monument to the immortality of the spirit of the human-creator, personifying the higher moral laws that art should serve. The imitations of Goethe's composition (the ball on a tetrahedron) adorn many cemeteries, symbolizing the immortality of the human creative spirit, recalling that the choice of the life path always belongs to Man, that he is the creator of his own happiness.

Текст научной работы на тему «"Алтарь Доброй Судьбы" И. В. Гете: автономная форма в парковой среде»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.015

УДК 7.035

«АЛТАРЬ ДОБРОЙ СУДЬБЫ» И. В. ГЕТЕ: АВТОНОМНАЯ ФОРМА В ПАРКОВОЙ СРЕДЕ

«Алтарь Доброй Судьбы» был создан И.В. Гете в 1777 году в садике своего дома в Веймаре. Он исповедален, в нем воплотились философские мысли автора о природе, человеческой жизни, магии искусства, творческой силе художника. Помещенный почти у изгороди сада Алтарь олицетворял идею «совершенной красоты», достижение которой Гете считал основной задачей художника-творца. Алтарь как атрибут античной культуры часто использовался в ландшафтной декорации века Просвещения. Он нес в себе образ божества, источника мудрости, порождал религиозное благоговение. Итак, можно предполагать, что форма Алтаря, сочетающая шар с кубом, была избрана для того, чтобы показать тождество Бога и Природы, согласия Человека-творца с Богом, разлитом в Природе. Алтарь — памятник бессмертию духа человека-творца, олицетворявшего высшие нравственные законы, которым должно служить искусство. Подражания композиции Гете (шар на четырехграннике) украшают многие кладбища, символизируя бессмертие человеческого творческого духа, напоминая о том, что выбор жизненного пути всегда остается за Человеком, что он творец своего счастья.

Ключевые слова: алтарь, Гете, бессмертие, гармония, идея «совершенной красоты», Просвещение, природа

Библиографическое описание для цитирования:

Федотова Е. Д. «Алтарь Доброй Судьбы» И. В. Гете: автономная форма в парковой среде // Искусство Евразии. - 2018. - №2(9). - С. 193-198. - DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.015. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/ 1070646/31/

Федотова Елена Дмитриевна Доктор искусствоведения, заведующая отделом зарубежного искусства, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств. Россия, г. Москва nii-arts@yandex.ru

Аннотация

«Всезрящей мыслью над миром он поселился»

В. А. Жуковский

«Простой материал, обработанный настоящим художником, обретает внутреннюю вечную ценность».

И. В. Гете

Иоганн Вольфганг Гете принадлежал к плеяде выдающихся мыслителей века Просвещения. Гениальный поэт, он обладал еще и талантом рисовальщика, был исследователем в области естественных наук, которые переживали период прогресса в развитии. Прежде всего Гете ценил умение «воспринимать прекрасное и мыслить» [1, с. 314]. Эти слова записал его молодой друг, литератор И. П. Эккерман, которому поэт доверял свои мысли, справедливо полагая, что записи позволят понять его деятельность (Иоганн Петер Эккерман с 1823 г. записывал высказывания Гете и в 1836 г. в издательстве Брокгауза издал книгу в двух томах). Поэт верил, что бессмертие нужно заслужить в земном пути (это стало главной идеей «Фауста» Гете). Он верил в бессмертие творческого духа человека, продуктивно трудившегося всю жизнь. Бессмертие — это способность прошлого плодотворно действовать в настоящем — полагал Гете. Искусство обусловлено личностью художника, его вдохновением как природным даром. Вера в человека пронизывает все творчество поэта. Как мыслитель века Просвещения он верил в возможность гармонического устройства общества, прогресс наук и искусств, в существование в обществе и в человеке «максимума добра». Верил в человеческий разум, способный охватывать явления в их целостности, в разум как меру изучения тайн Вселенной, всего «доступного» и даже «непостижимого» в ней, так как был наделен исследовательским умом ученого.

«Алтарь Доброй Судьбы» был создан Гете в 1777 году в садике своего дома в Веймаре. Он всегда испытывал особый интерес к пластическим искусствам, часто сравнивал себя как поэта со скульптором. Увлекаясь теорией соотношения цветов, сам украсил скромный интерьер двухэтажного особняка, ставшего с XIX столетия центром притяжения всего интеллектуального человечества. Отойдя от круга своих сподвижников по обществу «Буря и натиск», оставив этот круг молодых бунтарей-«штюрмеров», Гете поселился с 1775 года в Веймаре, где к нему присоединились его друзья — Шиллер и Гердер. Поэт стал властителем дум Веймара, этой «классической страны», куда герцог Карл Альберт Саксен-Веймарский приглашал талантливых современников. Гете стал тайным советником, а затем и министром герцогства, которое в тот период было центром политической и культурной жизни Германии. Сад Гете в Веймаре стал эллизиумом подобно «Фернею» Вольтера и Эрменонвилю Руссо. Как деятели века просветительской мысли все они полагали, что человек должен «возделывать свой сад», то есть постоянно совершенствоваться, что, говоря словами Гете, искусство «неотделимо связано с природой, слито с ней воедино и должно воздействовать на нас именно в этом гармоническом единстве» [2, с. 92]. Просветительские идеалы владельцы парков воплощали в создании в них античных храмиков-беседок, руин, алтарей, камней с высказываниями великих людей, вписывая их в «антикварный пейзаж». В Веймаре родился «просветительский классицизм»

Лй Of Eurasia №2(9) • 2018

Гете, то есть классицизм, сформировавшийся не как классицистическая доктрина, а новый классицизм без правил и условностей, основанный на культе античности как идеального художественного и нравственного образца. «Принципы для гения еще вреднее, чем правила», — считал Гете [3, с. 283].

Алтарь Гете исповедален, в нем воплотились его философские мысли о природе, человеческой жизни, магии искусства, творческой силе художника. Помещенный почти у изгороди сада, Алтарь олицетворял идею «совершенной красоты», достижение которой Гете считал основной задачей художника-творца. «Я укрепился в решении следовать впредь одной природе. Она одна бесконечно богата, она одна может воспитать великого художника», — писал он [3, с. 284]. Пантеист, как многие деятели культуры Просвещения, как и его учитель Гердер, Гете признавал божественное творение природы и человеческого бытия. Он был, подобно Винкельману (гибель которого в 1768 году тяжело переживал), «энтузиастом античности» (так называл Гете Винкельмана), считая ее культуру наивысшим идеалом. Мыслители XVIII столетия много писали об ордерной системе античной архитектуры, об архитектонических пропорциях, происходящих из природы, античной теории мимесиса. Алтарь как атрибут античной культуры часто использовался в ландшафтной декорации века Просвещения. Он нес в себе образ божества, источника мудрости, порождал религиозное благоговение. Гете был воспитан в традициях христианства и верил, что добрая судьба может быть дарована через искреннее смирение и раскаяние в качестве особой милости. Созерцать божество можно у Алтаря, приобщаясь к божественному совершенству. Итак, можно предполагать, что форма Алтаря была избрана для того, чтобы показать тождество Бога и Природы, согласия Человека-творца с Богом, разлитом в Природе. «Природа — сила, которая поглощает другие силы», она «велика и многозначна, но бесконечно разнообразна» [2, с. 75]. Искусство создается человеком-творцом, и оно противоположно Природе, «оно возникает из усилий индивидуума, сопротивляющегося разрушительной силе целого» [2, с. 75-76]. Алтарь — памятник бессмертию духа человека-творца, олицетворявшего высшие нравственные законы, которым должно служить искусство: «Кто жил, в ничто не обратится! Повсюду вечность шевелится. Причастный бытию блажен. Оно извечно; и законы Хранят, тверды и благосклонны, Залоги дивных перемен». (пер. Н. Вильмонта)

Мечтой Гете было сделать Человека хозяином своей судьбы, чтобы постигать тайны Природы и преображать ее. В этом как поэт и философ он был последователем ренессансных учений о Человеке, его духовном превосходстве, его свободе мышления, его учености, высокой моральной сущности. «Мы рождены с тем условием, что мы становимся тем, чем мы желаем быть», — эти слова ренессансного гуманиста Пико делла Мирандола были близки Гете. Перед Человеком как центром мироздания всегда существует выбор пути. «Алтарь Доброй Судьбы» — памятник не только достойному выбору, но и заслуженному труду, дарующему «путь в бессмертие» [1, с. 513]. Только постоянный творческий труд способен защитить от «воздействия недоброго нашего времени» [1, с. 294], — полагал Гете, ведь «всякий человек столько же страдает от своей эпохи,

ТЬе Ал 0£ Еига81а №2(9) • 2018

сколько и научается от нее» [2, с. 119]. «Самым основным его требованием, которое предъявляется художнику, всегда остается требование, чтобы он придерживался природы, изучая ее, воспроизводил и создавал нечто сходное с ее явлениями <.. .> соревнуясь с природой творить нечто духовноорганическое», — писал Гете [2, с. 113]. Он дал, быть может, самое логически четкое определение «красоты», которое силились определить многие теоретики искусства: «Красота — прафеномен, она никогда не предстает нам как таковая, но отблеск ее мы видим в тысячах проявлений творческого духа, многообразных и многоразличных, как сама природа» [1, с. 509]. Из ареала природных форм, подобно человеку Возрождения, мыслящему геометрически и математически (проблема «пропорционирования» всегда была важной в эстетике поэта), Гете выбрал две простейшие формы для Алтаря — шар и четырехугольник (рис. 1).

Рис. 1. «Алтарь Доброй Судьбы». Создан И.В. Гете в 1777 г., Веймар. Источник:

https:/ / commons.wikimedia.org/ wiki/Fil e-.Goethes_Gartenhaus_3.jpg

Шар — символ бесконечности, гармонии, центрической модели мира, ассоциирующейся с божеством, с силой, исходящей от его центра, имеющей светлую, разумную природу. Зона четырехугольника — иная, символизирующая нечто иррациональное, чуждое человеку. Гете так писал об этом: «Счастье обычно сравнивают с шаром — ведь он тоже быстро катится; это сравнение вдвойне оправдано, так как имеет еще и второй смысл. Неподвижный шар представляется наблюдателю завершенным, замкнутым в себе, самодостаточным существом и поэтому, также как счастливец, не может долго привлекать к себе внимание <.. .> А несчастье мы сравниваем с тысячегранником; взгляд, отражаемый каждой гранью, приходит в смятение, и нежные чувства нигде не находят покоя . Шар привлекает свет, ласково его задерживая, округлости открываются нам в плавных тенях и отсветах, а в многограннике каждая плоскость излучает иной блеск, иное затемнение, иную окраску, иные тени и отсветы.» [2, с. 53-54]. Материал, из которого был сделан Алтарь, был важен для Гете. Он избрал гранит, хорошо отражающий свет, так как прекрасно разбирался в минералах, хранил в Веймаре свою коллекцию камней, был наблюдателем за деятельностью рудников Ильменау, изучал горные породы [4, с. 243]. При взгляде сверху Алтарь обретает форму круга, вписанного в четырехугольник, подобно изображению Леонардо «Человек Витрувия», но без человеческой фигуры. Но сам «Алтарь Доброй Судьбы» — памятник созидательной деятельности Человека-творца, избирающего свой жизненный путь. В символике Алтаря

возможно предположить и масонскую символику, так как Гете был масоном, прошел все стадии посвящения в масонскую ложу. Идея стремления к свету знания, свободолюбие были разделяемыми им идеями. Глава «веймарских классиков», создавший «Алтарь Доброй Судьбы», не знал слова «инсталляция» и «концепт», столь востребованные в наше время. Но созданная им пластическая композиция вместила в себя многие важные идеи ее создателя, всегда остававшегося писателем и мыслителем века Просвещения, хотя судьба позволила ему прожить еще три столетия в новом веке. Подражания композиции Гете (шар на четырехграннике) украшают многие кладбища, символизируя бессмертие человеческого творческого духа, напоминая о том, что выбор жизненного пути всегда остается за Человеком, что он творец своего счастья.

1. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. — М., 1981.

2. Гете И.В. Об искусстве. - М., 1975.

3. Жирмунский В. Очерки по истории немецкой классической литературы. — Л.,

4. Шафрановский И.И. Минералогические этюды Гете // Гетевские чтения. — М.,

Литература

1972.

1984.

Статья поступила в редакцию 30.05.2018 г. Received: May 30, 2018

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.015

THE «ALTAR OF GOOD FORTUNE» BY I. GOETHE: AUTONOMOUS FORM IN A PARK SPACE

Fedotova Elena

Doctor of Arts, Head of the Department of Foreign Art,

The Research Institute of Theory and History of Fine Arts, Russian Academy of Arts. Russia, Moscow nii-arts@yandex.ru

The "Altar of Good Fortune" or "Altar of Agathe Tyche" was created by Goethe in 1777 in the garden of his house in Weimar. It has a confessional nature, it embodied his philosophical thoughts about nature, human life, the magic of art, the creative power of the artist. Placed almost at the fence of the garden the Altar represented the idea of "perfect beauty", the achievement of which Goethe considered as the main task of the artist-Creator. The altar as an attribute of ancient culture was often used in the landscape decoration of the Enlightenment century. It had in itself an image of a deity, a source of wisdom, engendered religious reverence. So, we can assume that the shape of the Altar, combining the ball with the cube, was chosen to show the identity of God and Nature, the consent of Man-Creator with God, shown in Nature. The altar is a monument to the immortality of the spirit of the human-creator, personifying the higher moral laws that art should serve. The imitations of Goethe's composition (the ball on a tetrahedron) adorn many cemeteries, symbolizing the immortality of the human creative spirit, recalling that the choice of the life path always belongs to Man, that he is the creator of his own happiness.

Keywords: altar, Goethe, immortality, harmony, the idea of "perfect beauty", the age of Enlightenment, nature.

Bibliographic description for citation:

Fedotova E. D. The «Altar of Good Fortune» by I. Goethe: autonomous form in a park space. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2018, no 2(9), pp. 193-198. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.015. Available at: https://readymag.com/u50070366/ 1070646/31/ (In Russian)

1. Eckermann I. P. Conversations Of Goethe (Russ. ed.: Ekkerman I.P. Razgovory s Gete. Translated from German. Moscow, 1981).

2. Goethe I. V. On Art (Russ. ed.: Gete I.V. Ob iskusstve. Translated from German. Moscow, 1975).

3. Zhirmunskii V. Ocherki po istorii nemetskoi klassicheskoi literatury [Essays on the history of German classical literature]. Leningrad, 1972.

4. Shafranovskii I.I. [Mineralogical studies Goethe]. Getevskie chteniya [Goethe's reading]. Moscow, 1984.

Abstract

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.