Научная статья на тему 'Алогизмы в классификации универсальных учебных действий и поиск путей их устранения'

Алогизмы в классификации универсальных учебных действий и поиск путей их устранения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / КЛАССИФИКАЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынец Михаил Сергеевич

Статья посвящена алогизмам в классификации универсальных учебных действий. В статье приводится анализ достоинств и недостатков некоторых существующих классификаций универсальных учебных действий, освоение совокупности которых обучающимися является основополагающим результатом реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. Автором осуществляется попытка провести классификацию универсальных учебных действий, используя логические правила деления понятий. Отмечается, что предлагаемая автором классификация способствует лучшему пониманию учителем сущности каждого вида универсальных учебных действий. Методологию предлагаемой автором классификации составляют, с одной стороны, правила логического деления понятий, а с другой стороны, требования Стандарта к оценке планируемых результатов (тезисы: итоговой оценке подлежат метапредметные и предметные результаты; универсальные учебные действия составляют значительную часть метапредметных результатов). Составленная по результатам классификации логическая схема позволяет, с одной стороны, правильно отнести задание учебника к какому-либо одному виду универсального учебного действия, а с другой, дать полную характеристику данного задания с учётом способа оценки его выполнения обучающимися. Статья содержит пример подобной характеристики одного типового задания, направленного на формирование универсальных учебных действий. Материал статьи может быть использован в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических работников, а предлагаемая классификация при разработке и реализации образовательными организациями программ формирования универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The alogisms in the classification of universal educational actions and the search of the ways to eliminate them

The article deals with the alogisms in classification of universal educational actions. The author analyzes the advantages and disadvantages of certain existing classifications of universal educational actions, development of the totality of which is the main educational result from the requirements of the Federal State educational standards. The author has made the attempt to classify the universal educational actions, using logical rules of notions' division. It is noted that the author's proposed classification contributes to a better understanding of the nature of each type of universal educational actions. The methodology, proposed by the author, constitute, on the one hand, the rules of logical notions' division, and on the other hand, the requirements of the Educational standard on assessment of the results (thesis: the final assessment should include subject and metasubject results; universal educational activities form a significant part of the metasubject results). Based on the results of the classification logic allows, on the one hand, it is correct to attribute the task of the textbook to any one type of universal educational actions, and on the other, to give a full description of this task with the method of performance evaluation by students. The article contains an example similar to the characteristics of the typical tasks directed on formation of universal educational actions. The material can be used in the preparation and qualification of teachers, and the proposed classification, in the formulation and implementation of educational organizations, programs of development of universal educational actions.

Текст научной работы на тему «Алогизмы в классификации универсальных учебных действий и поиск путей их устранения»

ЭШШШ;.......шиш,......шншш

АЛОГИЗМЫ В КЛАССИФИКАЦИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОИСК ПУТЕЙ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Михаил Сергеевич Мартынец,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, martynets@kipk.ru

• анализ, классификация • универсальные учебные действия • подготовка и повышение квалификации педагогов

Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта1 в школах Российской Федерации потребовали переосмысления содержания образования, главной задачей которого в современных условиях становится овладение обучающимися совокупностью универсальных учебных действий (УУД). Перечень действий составляется различными учёными, психологами, педагогами; единого списка того, что должно быть сформировано, не существует. Одной из самых распространённых классификаций видов универсальных учебных действий, которой пользуются многие школы Российской Федерации при составлении программ формирования УУД, является классификация А.Г. Асмолова2. К сожалению, учёные сходятся во мнении, что любая классификация видов УУД условна3- 4; при этом такие класси-

1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г., 22.09.2011 г., 18.12.2012 г., 29.12.2014 г., 18.05.2015 г.

2 Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов и др. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. 152 с.

3 Воровщиков С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. № 5. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2012/0829-05.htm (дата обращения 08.09.2015).

4 Гетманова А.Д. Учебник по логике. — М.: Владос, 1995. — 303 с.

фикации разрабатываются для того, чтобы педагогам было «легче» ориентироваться в том многообразии универсальных действий, которые необходимо освоить обучающимся.

В классификации А.Г. Асмолова выделены четыре группы универсальных действий: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Автор приводит описание функций некоторых, но далеко не всех, указанных видов. При этом, подвиды каждого вида не выделяются, в результате чего рав-ноположенными оказываются, например, логические приёмы (анализ, сравнение, синтез) и операции (обобщение, сериация, подведение под понятие и др.), действия, принадлежащие формальной логике (обобщение, классификация, выведение следствий и др.) и диалектической (формулирование проблемы, т.е. противоречия, разрешение противоречий). Это свидетельствует о том, что в предлагаемой автором классификации нарушаются известные правила логического деления понятий, что ведёт к отсутствию системы как единства противоположных элементов и, как следствие, ясности предназначения этих действий. «Виноват» в неспособности понять и принять сущность предназначения и видов УУД, как обычно, учитель, который вынужден не только разобраться во всём этом самостоятельно, но и перенести их на содержание своего предмета и сформировать у обучающихся. В случае, если преподаваемых предметов у педагога несколько, как, к примеру, у учителей начальных классов, то пе-

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6'2016

дагог не имеет достаточного ресурса для осмысления всех нововведений. Самое страшное, что в итоге это всё сказывается на отдельном обучаемом, у которого формируется представление, что, к примеру, алгоритм классификации, применяемый им на русском языке, отличается от такового, используемого на математике.

В статье С.Г. Воровщикова5 вскрываются некоторые из вышеуказанных недостатков существующей классификации А.Г. Асмолова, а также содержатся правила деления понятий, на основании которых автор предпринимает удачную, на наш взгляд, попытку выделить три взаимодополняющие и взаимоисключающие подвида в группе общеучебных УУД (учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические, но умения), однако остальные виды универсальных действий остаются, к сожалению, без внимания автора.

Статья не претендует на то, чтобы поставить окончательную точку в классификации УУД — в ней приводится попытка устранить некоторые алогизмы в классификации понятия «универсальные учебные действия» на виды путём применения правил деления понятий.

Деление понятия — логическая операция, раскрывающая объём понятия, т.е. позволяющая с помощью выбранного основания деления установить объём делимого понятия (виды)6- 7. Классификация, по А.Д. Гет-мановой, «...является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развёрнутую систему, в которой каждый её член (вид) делится на подвиды и т.д.». Далее автор указывает, что для правильной классификации «.необходимо выполнять все правила операции деления».

5 Воровщиков С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. № 5. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2012/0829-05.htm (дата обращения 12.10.2015).

6 Гетманова А.Д. Учебник по логике. М.: Владос, 1995. 303 с.

7 Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

На наш взгляд, первая ошибка, которая возникает при классификации понятия УУД на виды, заключается в выделении четырёх подвидов (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), поскольку объективного критерия, положенного в основу деления, опять же, не существует. С одной стороны, все четыре вида являются теми действиями, которые обучающийся сможет присвоить, и в таком случае, они все становятся личностными. С другой стороны, по правилам деления понятий, если понятие поделено более чем на три вида, то произошёл т.н. «проскок» в классификации. На наш взгляд, объективным критерием для деления понятия УУД на два вида станет способ проверки результатов осуществления универсального действия. Тогда, с одной стороны, мы получаем действия, которые подлежат субъективной оценке, к этому виду мы относим личностные универсальные учебные действия, а с другой, — совокупность действий, подлежащих объективной оценке. В таком случае понятно, что для диагностики первых, учителем, совместно с педагогом-психологом, должны разрабатываться анкеты, опросники, тесты; применяться беседы, опросы и другие субъективные методы оценивания, а для вторых следует использовать контрольно-измерительные материалы, составленные на основе критериального подхода, позволяющие независимо от личностных характеристик проверяющего объективно оценить умения обучаемых осуществлять такие универсальные действия. Таким образом, в нашей попытке провести классификацию родового понятия «универсальные учебные действия» мы выделяем два противоположных вида: УУД, подлежащие субъективной оценке, и УУД, подлежащие объективной оценке. Эти же названия, которые мы предлагаем, справедливы и для отражения сути процессов формирования и развития универсальных действий.

Отделив личностные действия в УУД, подлежащие субъективной оценке, мы объединяем познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД в одну группу действий, подлежащих объективной оценке. Поскольку сознание человека как превращённый труд расчленяется на единство противоположностей: «мир мысли» и «мир языка», то между мышлением (содержание) и языком (форма) существует диалектическая зави-

МАРТЫНЕЦ М.С. АЛОГИЗМЫ В КЛАССИФИКАЦИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОИСК ПУТЕЙ ИХ УСТРАНЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.