Научная статья на тему '«Алипий означает беспечальный». Об архимандрите алипии (ивлеве)'

«Алипий означает беспечальный». Об архимандрите алипии (ивлеве) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архим. алипий (ивлев) / александро-свирский монастырь / церковь прп. александра свирского на хижгоре / Пюхтицкий женский монастырь / репрессии верующих в XX в. / archim. Alypiy (ivlev) / Alexander-Svirsky Monastery / St. Alexander Svirsky church on hizhgora (hizh Mountain) / pühtitsa Assumption Convent / repressions of believers in the 20th century.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мелехова Галина Николаевна

Представлено жизнеописание архим. Алипия (Александра Ивановича Ивлева, 1877–1950), прошедшего через лагеря и ссылки. Автор статьи с конца 1980-х гг. собирал известия об о. Алипии в приходе церкви прп. Александра свирского на хижгоре (Каргопольского р-на Архангельской обл.), где батюшка служил после 1918 г., в государственном архиве Архангельской области, в интернете; сохранилось три письма о. Алипия 1948–1949 гг. его бывшим прихожанам. Весной 2018 г. автору стали доступны материалы следственных дел священника 1942– 1943 и 1949 гг., полученные из Филиала Эстонского государственного архива (тарту). уроженец г. тулы, архим. Алипий принял монашество в Александро-свирском монастыре и после 1917 г., как и многие представители духовенства, был обречен на скитания, но остался верен монашеским обетам и образу жизни. он пережил 5 арестов (два в 1918 г., в 1932, 1942, 1949 гг.). Арест 1932 г. вместе с членами Александро-невского братства и прихожанами Федоровского подворья сопровождался заключением в белбалтлаг (досрочно освобожден в 1934 г.). В 1942 г. о. Алипий был оклеветан псаломщицей тульского храма, в который он тогда ходил, и осужден на 5 лет (весь срок отбыл во Владимирской тюрьме). В 1949 г., во время служения в Пюхтицком успенском женском монастыре, архим. Алипий был арестован в пятый раз; следователям не удалось найти ни одного вещественного доказательства или свидетельства, которые изобличили бы архимандрита. он был осужден за «антисоветскую деятельность» и «преступления» 1942 г., за которые уже претерпел наказание, и отправлен в ссылку в новосибирскую область. Видимо, по дороге архимандрит заболел крупозным воспалением легких и 29 января 1950 г. скончался в свердловской лагерной больнице; он похоронен на одном из кладбищ г. свердловска. В письмах архим. Алипия и в воспоминаниях его сокамерника 1949 г. сохранились свидетельства огромной силы духа и подвижнического образа жизни священника: искренней и глубокой веры, непрестанной молитвы, непоколебимого упования на господа, отсутствия ропота, осуждения, обид. сохранив веру и мир в душе вопреки окружению, предательству, скорбям и мучениям, о. Алипий ушел к господу просветленным, и этот свет поныне согревает и вдохновляет его потомков и почитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ALYPIY MEANS ‘EASYGOING’». ABOUT ARCHIMANDRITE ALYPIY (IVLEV)

The article presents life of archimandrite alypiy (alexander Ivlev, 1877–1950), who had to go through concentration camps and exile. From the late 1980’s the author collected information about alypiy in the parish church of St. alexander Svirsky on hizhgora (kargopol district of the arkhangelsk region), where the priest used to serve after 1917, and in the State archive of the arkhangelsk region, on the Internet; the three preserved letters of alypiy written to his former parishioners in 1948–1949 are also used. In spring 2018, the author accessed information of the priest’s investigative cases of 1942–1943 and 1949, obtained from the Estonian State archive branch (tartu). a native of tula, archimandrite alypiy took monastic vows in the alexander-Svirsky monastery and after 1917 like many representatives of the clergy was doomed to wander, but remained faithful to the monastic vows and way of life. he was arrested five times (twice in 1918, then in 1932, 1942 and 1949). after the priest was arrested in 1932, together with members of the alexander Nevsky brotherhood and parishioners of the Fedorovsky metochion, he was imprisoned in belbaltlag (he got early release in 1934). In 1942, Fr. alypiy was slandered by a woman-psalmist from the tula church, which he used to visit that time, and sentenced to 5 years (serving the whole term in Vladimir prison). In 1949, while serving in the Pühtitsa assumption convent, archimandrite alypiy was arrested for the fifth time; investigators could find neither physical evidence nor any witness to incriminate the archimandrite. So they convicted him for the “anti-Soviet activities” and “crimes” of 1942, for which he had already been punished before, and the priest was exiled to the Novosibirsk region. apparently, on his way to the exile archimandrite alypiy fell ill with lobar pneumonia and on January 29, 1950 he died in the Sverdlovsk prison hospital. The alypiy’s letters and the memoirs of his cellmate of 1949 have witnessed the enormous spiritual strength and ascetic life of the priest: his sincere and profound faith, unceasing prayer, unshakable trust in god, with no grumble, condemnation or resentment. Preserving faith and peace in his soul in spite of any encirclement, betrayal, grief and torment, Fr. alypiy yielded up his spirit enlightened, and this light still warms and inspires his descendants and admirers.

Текст научной работы на тему ««Алипий означает беспечальный». Об архимандрите алипии (ивлеве)»

УДК 929

Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10102

Г. Н. Мелехова

«алипий означает беспечальный».

об архимандрите алипии (ивлеве)

Аннотация. Представлено жизнеописание архим. Алипия (Александра Ивановича Ивлева, 1877-1950), прошедшего через лагеря и ссылки. Автор статьи с конца 1980-х гг. собирал известия об о. Алипии в приходе церкви прп. Александра Свирского на Хижгоре (Каргопольского р-на Архангельской обл.), где батюшка служил после 1918 г., в Государственном архиве Архангельской области, в интернете; сохранилось три письма о. Алипия 1948-1949 гг. его бывшим прихожанам. Весной 2018 г. автору стали доступны материалы следственных дел священника 19421943 и 1949 гг., полученные из Филиала Эстонского государственного архива (Тарту). Уроженец г. Тулы, архим. Алипий принял монашество в Александро-Свирском монастыре и после 1917 г., как и многие представители духовенства, был обречен на скитания, но остался верен монашеским обетам и образу жизни. Он пережил 5 арестов (два в 1918 г., в 1932, 1942, 1949 гг.). Арест 1932 г. вместе с членами Александро-Нев-ского братства и прихожанами Федоровского подворья сопровождался заключением в Белбалтлаг (досрочно освобожден в 1934 г.). В 1942 г. о. Алипий был оклеветан псаломщицей тульского храма, в который он тогда ходил, и осужден на 5 лет (весь срок отбыл во Владимирской тюрьме). В 1949 г., во время служения в Пюхтицком Успенском женском монастыре, архим. Алипий был арестован в пятый раз; следователям не удалось найти ни одного вещественного доказательства или свидетельства, которые изобличили бы архимандрита. он был осужден за «антисоветскую деятельность» и «преступления» 1942 г., за которые уже претерпел наказание, и отправлен в ссылку в Новосибирскую область. Видимо, по дороге архимандрит заболел крупозным воспалением легких и 29 января 1950 г. скончался в Свердловской лагерной больнице; он похоронен на одном из кладбищ г. Свердловска. В письмах архим. Алипия и в воспоминаниях его сокамерника 1949 г. сохранились свидетельства огромной силы духа и подвижнического образа

© Г. Н. Мелехова, 2019

33

жизни священника: искренней и глубокой веры, непрестанной молитвы, непоколебимого упования на Господа, отсутствия ропота, осуждения, обид. Сохранив веру и мир в душе вопреки окружению, предательству, скорбям и мучениям, о. Алипий ушел к Господу просветленным, и этот свет поныне согревает и вдохновляет его потомков и почитателей.

Ключевые слова: архим. Алипий (ивлев), Александро-свирский монастырь, церковь прп. александра свирского на хижгоре, Пюхтицкий женский монастырь, репрессии верующих в XX в.

Цитирование. Мелехова Г. Н. «Алипий означает беспечальный». Об архимандрите Алипии (Ивлеве) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 1 (25). С. 33-55. Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10102

Архим. Алипий (Александр Иванович Ивлев) родился 1 августа 1877 г. в крестьянской семье в с. Борщевка Тульского уезда (в советское время — Ленинского р-на Тульской обл., ныне Привокзальный территориальный округ Большой Тулы). Родители — Иван и Прасковья Ивлевы 1. По рассказам Т. Н. Акименко, правнучатой племянницы отца Алипия, в семье было 5 или 6 детей. Семья была мастеровая, «все деды и прадеды были самоварщики», изготавливали самовары, сам о. Алипий владел сапожным делом2.

В 1891 г. мальчик закончил 4-классную сельскую школу. 18991906 гг. Александр провел на военной службе3 — по-видимому, в лейб-гвардии Семеновского полка в Санкт-Петербурге. Во время русско-японской войны А. Ивлев служил в Маньчжурии в Бородинском полку унтер-офицером4. В армии он познакомился с Тимофеем Пилюгой (будущим архимандритом Трифоном), служившим в 1898-1901 гг.5, с Ива-

1 Послужной список. Ивлев Алипий (Александр) Иванович, архимандрит, Пюхтицкий Успенский женский монастырь в Куремяэ Эстонской ССР. Конверт в: Следственное дело Ивлева Алипия Ивановича. 1949 г. // Филиал Эстонского государственного архива (ФЭГА, Тарту). Ф. 130 8М. Оп. 1. Ед. хр. 9801. Б/н. Благодарю диакона Василия Орехова (г. Москва) за предоставленную копию данного архивно-следственного дела.

2 Акименко Татьяна Николаевна (1947 г. р.), правнучатая племянница архим. Алипия (г. Сочи). Беседа по телефону. Май 2018 г.

3 Послужной список. Ивлев Алипий (Александр) Иванович...

4 Протокол допроса Мостового Ивана Федоровича. Сентябрь 1931 г. // Архив Регионального управления ФСБ России по Архангельской области. Д. П-404. Л. 57-59.

5 Мелехова Г. Н. Судьба одного каргопольского монаха // XXVI Ежегодн. богосл. конф. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М.: Изд-во ПСТГУ

3

Ил. 1. Иеромонах Алипий (Ивлев). Около 1920 г.

Ил. 2. Иеромонах Алипий (Ивлев). Не ранее 1912 г. Санкт-Петербург, фотоателье «Сувенир» (Souvenir).

ном Федоровичем Мостовым, будущим иеромонахом. Их отношения поддерживались и впоследствии, при случае они встречались, переписывались, именно по рекомендации отца Алипия иеромонах Иоанн (Мостовой) в 1925 г. был приглашен священником в с. Лекшмозеро6.

После демобилизации Александр уехал в Сяндемскую пустынь Олонецкого уезда (ныне в Республике Карелия), где, возможно, уже находился Тимофей Пилюга, поступил в нее послушником, позже стал рясофорным послушником; в общей сложности он провел там 4 года. В 1909 г. Сяндем-

2017. С. 124; Она же. «Мои убеждения — <вера> в Бога». Судьба каргопольского монаха-белоруса // Аспект. Журнал социальных и гуманитарных наук. Международное научное электронное издание. 2018. № 1 (5): Память в назидание (1917-2017) / ПамЬен>е за опомена. Мат-лы междунар. научн. конф., посвященной столетию начала подвига новомучеников Русской Православной Церкви. С. 39.

6 Протокол допроса Мостового Ивана Федоровича.

Ил. 3. Церковь прп. Александра Свирского на Хижгоре. Подрядчик Максим Шилов, крестьянин Колодозерской волости Пудожского уезда Олонецкой губернии. Освящена в 1871 г. Отреставрирована под руководством Д. А. Соколова. 1995 г.

ская обитель была переформирована в женскую7, и насельники (в их числе Тимофей Пилюга и Александр Ивлев) были переведены в Александро-Свирский монастырь. Здесь в 1911 г. Александр принял постриг с именем Алипий и стал мантийным монахом. В 1914 г. монах Алипий был рукоположен епископом Олонецким и Петрозаводским Никанором (Надежди-ным) в иеродиакона и через два года переведен в архиерейский дом в Петрозаводск в качестве архиерейского эконома. В 1917 г. уже следующий олонецкий и Петрозаводский епископ Иоанникий рукоположил иеродиакона Алипия в иеромонаха8. В 1918 г. он вернулся в Александро-Свир-ский монастырь, который в этом году был разграблен и закрыт9, а отец Алипий нашел пристанище на монастырском подворье в Ленинграде.

7 Сяндемский Успенский женский монастырь. URL: http://monasterium.ru/publikatsii/ stati/syandemskiy-uspenskiy-zhenskiy-monastyr/ (дата обращения: 16.06.2018).

8 Послужной список. Ивлев Алипий (Александр) Иванович...

9 Нестор (кумыш), иером. Архимандрит Евгений и иже с ним убиенные новомученики

Но уже в это время иеромонах Алипий бывал в Каргополье: именно в Каргополе в 1918 г. он был впервые арестован, но через 2 недели освобожден; второй раз удерживался под арестом 2 месяца и тоже был освобожден; причины арестов не указываются10. В 1924 г. иеромонах Алипий официально был направлен в приходской храм прп. Александра Свирского на Хижгоре, вблизи д. Масельга (ныне Плесецкой и Карг опольской епархии). В списках Лекшмозерского волостного исполнительного комитета лишенных избирательных прав и бесплатных медикаментов за этот год значится Алипий Иванов Ивлев, священник11. Возможно, он служил там и раньше: по сведениям местных жителей, отец Алипий открыл приход на Хижгоре около 1918 г.12 Вполне вероятно, что в Каргополье его пригласил армейский знакомый иеромонах Трифон (Пилюга), с 1916 г. подвизавшийся в находящейся неподалеку от Лекшмозера Кирилло-Челмогорской пустыни13. Отец Алипий оставил яркий отпечаток в памяти прихожан:

Александро-Свирские // Церковный вестник. 2003. № 8-9. URL: http://smolenskaya-fili.ru/in-dex.php/raznoe/articles/war-and-innocent-victims/61-1-svirskoe (дата обращения: 16.06.2018).

10 Протокол допроса от 1 июня 1949 г. // Филиал Эстонского государственного архива в г. Тарту (ФЭГА, Тарту). Ф. 130 SM. Оп. 1. Ед. хр. 9801. Л. 25.

11 Сведения о кулачестве, духовенстве, торговцах. Список духовенства и монашествующих, не имеющих бесплатных медикаментов, по Лекшмозерской волости. 1924 г. // Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 4687. Оп. 1. Д. 258. Л. 7; Списки имеющих избирательные права (по деревням). Лишенные <избирательных прав>. 1924 г. // Там же. Д. 238. Л. 28 об.

12 Мелехова Г. Н., Носов В. В. Традиционный уклад Лекшмозерья. Ч. 2. М., 1994. С. 139.

13 Мелехова Г. Н. Судьба одного каргопольского монаха. С. 124; Она же. «Мои убежде-

Ил. 4. Церковь прп. Александра Свирского на Хижгоре. Исповедь перед Божественной литургией. 2005 г.

г. H. Мелехова

даже в конце 1980-х гг. его помнили хорошим и грамотным служителем, молодым и красивым, часто одиноким и задумчивым, «очень божественным»; он жил поодаль от деревни, возле храма, и всегда угощал чем-нибудь пробегающих мимо детей и подростков. Местные жители рассказывали, что около 1925 г. он был лишен имущества и выслан «за хорошие проповеди»14. Факт высылки отца Алипия из хижгорского прихода подтверждает и священник лекшмозерской церкви апостолов Петра и Павла Иоанн Мостовой15. Сам отец Алипий в послужном списке указал, что в 1927 г. он был переведен на Федоровское подворье в Ленинград16.

Теплые отношения отца Алипия с бывшими прихожанами сохранялись не одно десятилетие: в конце 1940-х гг. он переписывался с некоторыми жительницами Гужова и Масельги, сохранились 3 письма17, кто-то даже ездил к нему погостить. В письмах — слова утешения и поддержки, ибо и в разлуке он оставался духовным наставником своих бывших прихожан. Вот лишь несколько слов из его письма 1949 г.: «...кто живет без скорбей и болезней? Никто. Рождается младенец в мир сей со слезами, живет со скорбями, и старец умирает со многими болезнями. Тем более нам, христианам, верующим во Христа, без скорби в мире сем быть невозможно. Так свидетельствует Слово Божие: многи скорби праведным; в мире скорбни будете. Все хотящие благочестно жити во Христе гонимы будут. Ибо путь, который их вводит в живот, тесен есть. <...> Уж если сама воплощенная любовь Господь наш Иисус Христос столько претерпел скорбей ради нашего спасения. Он — безгрешный. А мы — многогрешные, как и вы себя называете и таковыми себя чувствуете, и я себя сознаю, и чувствую свою страстность и греховность. Но верую в Господа Иисуса Христа. Каюсь и молюсь, и надеюсь, что Он простит меня, не отринет и не лишит своей милости. <.> А теперь пока предаюсь в Его святую волю и, что Ему угодно послать мне, принимаю то как от Его руки — радостное то или скорбное»18.

ния — <вера> в Бога». С. 40.

14 Мелехова Г. Н., Носов в. в. Традиционный уклад Лекшмозерья. С. 144-145.

15 Протокол допроса Мостового Ивана Федоровича.

16 Послужной список. Ивлев Алипий (Александр) Иванович.

17 Опубл. в.: Документальные материалы к статье Мелеховой Г. Н. «Духовенство и его роль в жизни населения Каргополья (XIX — первая треть XX в.)» // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках. М.: Наука, 2002. С. 253-258.

18 Там же. С. 256-257.

В 1927 г. иеромонах Алипий, еще пребывая настоятелем хижгор-ского храма, был посвящен в сан игумена, в 1932 г., уже на Федоровском подворье Ленинграда, — в сан архимандрита; это рукоположение совершил митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов), будущий священ-номученик, он в том же 1932 г. наградил отца Алипия палицей и митрой19.

Собор Федоровской иконы Божией Матери в 1920-х — начале 1930-х гг. был одним из значительных духовных центров Ленинграда. Храм был построен в 1913 г. к 300-летию Дома Романовых; при нем было подворье Фе-одоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии, но в 1920-е гг. сам монастырь уже был закрыт. Значительную часть членов причта и прихожан Федоровского собора составляли члены Александро-Невского братства (1918-1932), включавшего как монашествующих, так и активных мирян; братство стало духовным стержнем жизни епархии тех лет. По замечанию А. Э. Краснова-Левитина, «в обители мирно уживались малограмотные старички-иеромонахи, оставшиеся от ... монастыря, и монахи интеллектуалы, привлеченные отцом Львом [Егоровым]»20. Архимандрит Алипий проживал на подворье, входил в причт собора, в начале 1930-х гг. был благочинным, имел около 120 духовных детей21.

В ночь на 18 февраля 1932 г. братию Федоровского собора, членов Александро-Невского братства, монашествующих и мирян, связанных с ними, всего около 500 человек, арестовали; было заведено несколько следственных дел. В одном из них рассматривалась деятельность отца Алипия. В обвинительном заключении о нем говорилось: «Убежденный монархист и член Александро-Невского братства. Один из организаторов помощи высланному за к.р. деятельность духовенству, в проповедях призывает к борьбе с соввластью, которую называет дьяволом, наполняющим землю. За период деятельности в Федоровском храме органи-

19 Послужной список. Ивлев Алипий (Александр) Иванович. Указано, что в сан игумена о. Алипия в 1927 г. посвящал епископ Олонецкий и Петрозаводский Иоанникий. Это ошибка, т. к. епископ Иоанникий скончался в 1923 г.

20 Краснов-Левитин а. Э. Лихие годы: 1925-1941. Воспоминания. Paris: YMCA-PRESS, 1977. С. 206. URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=4623 (дата обращения: 15.06.2018).

21 Шкаровский М. В. Подвиг мученичества и исповедничества Александро-Невского братства (по архивным документам 1930-х годов) // Альманах Свято-Филаретовско-го православно-христианского института. Вып. 25. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. С. 47, 52.

Ил. 6. Архим. Алипий (Ивлев) в кругу семьи. Слева от него его племянница Дарья Ивановна Парамонова. Тула, 1941-1942 гг.

зовал вокруг себя группу молодых монахов из быв<ших> людей. Участвовал на заседаниях руководителей братства»22.

Вместе со многими отец Алипий был осужден по ст. 58-10 на 5 лет и выслан на Беломорский канал, где пробыл 2 года. Об этом периоде его жизни писал Степан (Стефан) Владимирович Рацевич, автор воспоминаний о репрессиях тех лет, в главке «Монах Алипий»: «Особенно трудно ему пришлось на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Десятки тысяч таких же, как он, политических заключенных в нечеловеческих условиях вручную трудились на земляных работах, лопатами ковыряя мерзлую землю, на тачках по сходням ее вывозили на многие десятки метров, падали от истощения, болезней, голода и тут же погибали»23.

22 Цит. по: Там же. С. 53. М. В. Шкаровский, исследовавший следственное дело, хранящееся в архиве Управления ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Фонд архивно-следственных дел. Д. П-68567. Т. 1-4), считает, что архимандрит Алипий был зачислен в число членов братства без особых оснований (Там же. С. 52).

23 рацевич с. в. Глазами журналиста и актера: Из виденного и пережитого. Т. 2. Ч. 2. На-

После досрочного освобождения в 1934 г. архимандрит Алипий жил в семье своей племянницы Дарьи Ивановны Парамоновой, в девичестве Романовой (1900-1987), в Туле по адресу: Мясново, 6-й проезд, д. 55, ходил в церкви Двенадцати апостолов, пророка Илии. Интересно, что в середине 1930-х гг. в церкви Двенадцати апостолов он сослужил будущему священномученику Онисиму (Пылаеву)24, тогда епископу Тульскому (22 ноября 1933 — 18 июня 1936). В эти годы архимандрит Алипий организовывал помощь вернувшемуся из ссылки и проживавшему на родине в Курской области новоафонскому старцу Серафиму (в миру Ивану Кли-ментьевичу Булгакову, 1867 г. р.), с которым познакомился еще до 1917 г. во время паломнической поездки на Кавказ. После закрытия в 1923 г. Симоно-Кананитского монастыря схимонах Серафим создал тайный скит «Отшельники» в глухих местах в верховьях р. Сочинки, где жил с несколькими монахами, скрываясь от людей. В 1929 г. скит был разгромлен, монахи арестованы; схимонаха Серафима сослали на 10 лет в Северный край. Во 2-й половине 1930-х гг. материальную помощь старцу деньгами и посылками по просьбе отца Алипия, возможно, оказывала псаломщица тульской Ильинской церкви В. М. Регинская25.

31 декабря 1942 г. архимандрит Алипий был вновь (в 4-й раз) арестован. При обыске были изъяты: комплект облачения, митра, принадлежности к литургии, антиминс, неисправный ржавый пистолет № 2 старого образца без обоймы. Этот пистолет, ставший серьезной уликой, был где-то найден, как объяснял отец Алипий в 1949 г., его 12-летним внуком (внучатым племянником)26.

В ходе следствия отец Алипий содержался в тюрьме № 1 г. Тулы. Следствие и вынесение приговора длились полтора года, т. к. обвини-

рва, 2005. С. 30-31. URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=9517 (дата обращения: 15.06.2018).

24 Протокол очной ставки от 13 августа 1943 г. С. 2. Конверт в: Следственное дело Ив-лева Алипия Ивановича. 1949 г. // ФЭГА (Тарту). Ф. 130 SM. Оп. 1. Ед. хр. 9801. Б/н. Материалы следствия 1942-1943 гг. были запрошены МГБ Эстонии при аресте архим. Алипия в 1949 г. и присланы управлением МГБ Тульской обл. под грифом «Сов. секретно». Эти заверенные копии, снятые с подлинников следственного дела, находятся в отдельном конверте; листы не пронумерованы.

25 Протокол допроса от 25 мая 1943 г. С. 2. Конверт в: Там же; Серафим (Булгаков Иван Климентьевич). URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans (дата обращения: 12.01.2018).

26 Протокол допроса от 1 июня 1949 г. Л. 25 об.

тельное заключение, сформулированное 6 октября 1943 г., было направлено в Москву на рассмотрение Особого совещания при НКВД СССР, которое вынесло постановление лишь 13 мая 1944 г. По версии следствия, «Ивлев А. И., являясь руководителем к-р группы церковников в г. Туле, снабжал через участницу этой группы Регинскую оружием для борьбы с советской властью других участников к-р группы в Курской области, высказывал пораженческие взгляды в войне Советского Союза с Германией, восхвалял жизнь трудящихся при фашистском режиме, возводил клевету на советскую власть»27.

Вторая обвиняемая в деле отца Алипия — Вера Митрофановна Регинская (1898 г. р.), псаломщица храма пророка Илии в Туле (здесь она и познакомилась с отцом Алипием в 1934 г.), — в августе 1940 г. была завербована в качестве агента НКВД по Тульской области. Она пыталась избежать этой постыдной роли, рассказала о предложении отцу Алипию, по его совету уехала из Тулы и около года жила в Тульской и Орловской областях. В октябре 1941 г., когда уже шла война, она вернулась, но «в органы НКВД как негласный сотрудник не явилась». Она, «как двурушник», была арестована 5 октября 1942 г. и в процессе следствия «показала о существовании в г. Туле к-р группы церковников, участником которой она являлась»28. Организатором этой группы якобы являлся архимандрит Алипий: с 1939 г. он готовился к началу войны, заготавливая и переправляя оружие для борьбы с советской властью. Бедная женщина, видимо, пытаясь спасти себя, оговорила нескольких своих знакомых. На допросе 25 мая 1943 г. она уверяла: «Мои показания, данные выше следствию, чистосердечные, правдивые, и я никакой цели не преследую в том, чтобы вводить следствие в заблуждение. Я решила откровенно рассказать перед следственными органами советской власти все то, что я могла и была в состоянии познать о всех контрреволюционных действиях Ивлева Алипия Ивановича»29. Несмотря на «чистосердечность», по обвинительному заключению ей предписывалось наказание в 8 лет ИТЛ30.

27 Справка по архивно-следственному делу № 0357609. Б/н. Конверт в: Следственное дело Ивлева Алипия Ивановича.

28 Обвинительное заключение от 6 октября 1943 г. С. 1. Конверт в: Там же.

29 Протокол допроса от 25 мая 1943 г. С. 10. Конверт в: Там же.

30 Обвинительное заключение от 6 октября 1943 г. С. 4. Конверт в: Там же. Вынесен-

Ил. 7. Обложка следственного дела архим. Алипия (Ивлева) 1949 г. ФЭГА (Тарту). Ф. 130 БМ. Оп. 1. Ед. хр. 9801.

Ил. 8. Обвинительное заключение архим. Алипия (Ивлева) 1949 г. ФЭГА (Тарту). Ф. 130 БМ. Оп. 1. Ед. хр. 9801. Л. 33.

На основании ее показаний и был арестован отец Алипий. О его политических взглядах В. М. Регинская свидетельствовала: «...ксоветской власти настроен очень враждебно. постоянно высказывал недовольство существующим строем, ругал советское правительство за то, что оно закрывает церкви, высылает без вины духовенство. <.> все равно советской власти не существовать, власть эта нам вражеская, и она скоро переменится»31.

В деле присутствует протокол очной ставки В. М. Регинской и архимандрита Алипия 13 августа 1943 г. По этому протоколу, священник якобы подтвердил показания В. М. Регинской и признался в заготовке оружия, в подготовке сопротивления советской власти, назвал имена сото-варищей32. Между тем в обвинительном заключении говорится: «Допрошенный в качестве обвиняемого Алипий Ивлев виновным себя в предъ-

ный приговор мог быть мягче, как это было у архимандрита Алипия.

31 Справка по архивно-следственному делу № 0357609. С. 3.

32 Протокол очной ставки от 13 августа 1943 г. С. 2-3.

явленном ему обвинении не признал (л<ист> д<ела> 77-158), однако показаниями обвиняемой Регинской уличен в своей к-р деятельности»33. Те же слова повторяются в справке по архивно-следственному делу.

О ложности протоколов допросов и очной ставки свидетельствуют, например, такие, очевидно, выдуманные слова архимандрита Алипия, невозможные в устах монаха-подвижника: «Как только будет свергнута советская власть, я буду большим человеком и вас не забуду, помогу вам за ваши услуги»34. В 1949 г. архимандрит Алипий четко отметил ложность и клеветнический характер показаний В. М. Регинской, непризнание им вменяемых ему преступлений ни тогда, в 1942 г., ни в 1949 г. О причинах ареста 1942 г. он рассказал: «Мне известно, что я арестован <.. .> за прежние преступления, которые якобы я совершал. <...> Регинская тогда и на очной ставке со мной давала такие показания, но я их отрицал. Регинская тогда, вероятно, была озлоблена на меня за то, что я не хотел с ней иметь половой связи, в этом она сама мне набивалась, а я не захотел с ней иметь такого дела. Она тогда показывала, что я покупал оружие и отправлял через нее в Курскую область, это все ее выдумки»35.

13 мая 1944 г. заседание Особого совещания приговорило отца Алипия по ст. 58-10 ч. 2 и 58-11 к тюремному заключению сроком на 5 лет36. Этот срок он отбывал во Владимирской тюрьме, откуда был освобожден в декабре 1947 г.

Некоторое время, еще числясь священником Федоровского подворья, он проживал в Туле у той же племянницы Д. И. Парамоновой. Дарья Ивановна была хорошей портнихой и зарабатывала на жизнь шитьем. Она, как написала Т. Н. Акименко о своей бабушке (по отцу), очень любила дядю и не побоялась приютить его после освобождения, хотя у нее было двое сыновей. Здесь в начале 1948 г. отец Алипий крестил ее внучку Татьяну, родившуюся в конце предыдущего года. Очень теплые отношения были у отца Алипия с сыном Дарьи Ивановны и отцом Татьяны Николаем Алексеевичем Парамоновым (1923-1950), верующим человеком, скончавшимся от ран, полученных на фронтах Великой

33 Обвинительное заключение от 6 октября 1943 г. С. 3.

34 Протокол допроса от 25 мая 1943 г. С. 8.

35 Протокол допроса от 1 июня 1949 г. Л. 26.

36 Протокол № 22 заседания Особого совещания. Конверт в: Следственное дело Ивлева Алипия Ивановича.

И СОСТАВ СЕЫЫ1

Ил. 9. Анкета архим. Алипия (Ивлева) 1949 г. ФЭГА (Тарту). Ф. 130 БМ. Оп. 1. Ед. хр. 9801. Л. 8. Внизу — следственная фотография и подпись архим. Алипия.

Отечественной войны. Отец Алипий был его наставником-духовником. «К архимандриту Алипию приходили за советом верующие, знакомые, священнослужители, — передает слова бабушки Татьяна Николаевна, — его очень любили, он был очень кротким и скромным человеком. Бабушка ждала о нем весточки до конца жизни, хранила его вещи и книги, которые сама читала и которые теперь читаю я. <...> Живя у меня в Сочи, она очень скучала по своему дому именно потому, что там жил архимандрит Алипий»37.

37 Акименко т. Н. Письмо от 29.03.2018 // Личный архив автора.

В это время архимандриту Алипию уже исполнилось 70 лет, в феврале 1948 г. он был признан инвалидом II группы (кардиоатеросклероз)38. Он стал думать о месте, где мог бы жить на покое и, по возможности, служить, и откликнулся на приглашение своей ленинградской знакомой и духовной дочери Зои Александровны Сошальской (1916 г. р.), жившей в Пюхтицком монастыре послушницей39. В мае 1948 г. он получил справку от митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), в которой удостоверялось, что «он в священнослужении не запрещен и находится в молитвенно-каноническом общении с Православной Церковью (Московской Патриархии)»40. В июне батюшка получил указ управляющего Эстонской епархией епископа Исидора (Богоявленского) о назначении «сверхштатным священнослужителем при Пюхтицком Успенском женском монастыре с правом совершения богослужений в монастырских храмах»41; одновременно он был зарегистрирован уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров ЭССР42. Зарегистрировав архимандрита Алипия, уполномоченный писал: «.епископ Исидор в женском монастыре дает приют и укрывает всякого рода проходимцев старого времени вроде Ивлева»43.

Сам архимандрит Алипий указывал в послужном списке: «По выраженному мною желанию, ввиду преклонного возраста и инвалидности 2-й степени, с согласия митрополита Ленинградского Григория и епископа Исидора Эстонского и Таллинского, переведен в Эстонскую епархию в Пюхтицкий Успенский женский монастырь духовником в 1948 г.»44.

38 Справка ВТЭК при 3 поликлинике сер[ии] Д № 17695 от 24.2.1948 г. Б/н. Конверт в: Следственное дело Ивлева Алипия Ивановича.

39 Протокол допроса в качестве свидетеля. Сошальская З. А. // ФЭГА (Тарту). Ф. 130 БМ. Оп. 1. Ед. хр. 9801. Л. 30.

40 Справка от управляющего Ленинградской епархией от 9 мая 1948 г. Б/н. Конверт в: Следственное дело Ивлева Алипия Ивановича.

41 Указ от 17 июня 1948 г. Б/н. Конверт в: Там же.

42 Справка о регистрации духовенства от 17 июня 1948 г. Б/н. Конверт в: Следственное дело Ивлева Алипия Ивановича.

43 Цит. по: Непочатова М. и. К истории Пюхтицкого Успенского женского монастыря в 1944-1962 гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 70.

44 Послужной список. Ивлев Алипий (Александр) Иванович.

Казалось, что наконец отец Алипий сможет пожить в стенах монастыря на покое, послужить, помолиться. Этим надеждам суждено было сбыться лишь на год: в начале мая 1949 г. он был арестован в 5-й раз. Поразительны основания для этого ареста: в постановлении перечисляются предшествующие осуждения и обвинения (1944 и 1932 гг.), за которые архимандрит уже понес наказание; никаких новых обвинений выдвинуто не было45. Ордер на арест выписан на двух языках (русском и эстонском) 3 мая 1949 г.46 Обстоятельства ареста раскрываются журналистом С. В. Рацевичем: «Летом 1949 года в Йыхви хоронили благочинного Романа Мянника. Среди многочисленного духовенства, отпевавшего усопшего, был и Алипий. Во время отпевания в храм вошли двое в штатском и, подойдя к Алипию, попросили его поехать с ними и окрестить дома ребенка. Привыкший идти навстречу верующим в их желаниях, особенно в отношении детских душ, Алипий с радостью согласился. Не подозревая ничего плохого, Алипий сел с ними в машину, тем более что после обряда крещения ему было обещано на той же машине возвращение в монастырь. Обманным путем его отвезли в Таллин во внутреннюю тюрьму на Пагари улице, а через неделю перевели в тюрьму на Батарейной улице»47.

При аресте у священника было изъято: 103 руб., крест большой и цепочка желтого металла (видимо, наперсный), крест малый желтого металла с цепочкой белого металла (видимо, шейный), карманные часы фирмы ЗиМ. Через день в присутствии игумении и казначеи монастыря был произведен обыск в келье архимандрита, в результате которого «антисоветской литературы, переписки и других компрометирующих доказательств не обнаружено»48.

Следствие длилось около 2-х месяцев. Архимандрита допрашивали четырежды: 2 и 4 мая вопросы были формальные, самого общего характера; 14 мая речь шла об обвинениях 1942 г., которые отец Алипий вновь отверг; 1 июня священник рассказал о своих пяти арестах и ответил на другие вопросы следователя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 Постановление на арест // ФЭГА (Тарту). Ф. 130 БМ. Оп. 1. Ед. хр. 9801. Л. 3-4.

46 Ордер на арест // Там же. Л. 6-6 об.

47 рацевич с. в. Глазами журналиста и актера: Из виденного и пережитого. С. 31-32; Протокол задержания // ФЭГА (Тарту). Ф. 130 БМ. Оп. 1. Ед. хр. 9801. Л. 10.

48 Протокол личного обыска // ФЭГА (Тарту). Ф. 130 БМ. Оп. 1. Ед. хр. 9801. Л. 11; Протокол обыска // Там же. Л. 14.

Редкую возможность узнать о жизни отца Алипия в тюрьме предоставил сидевший в 1949 г. в одной камере со священником С. В. Рацевич: «Из числа находившихся в нашей камере самой примечательной личностью являлся старец Алипий, немощный и постоянно больной монах. <.> Алипий почти постоянно пребывал в молитве, и это помогало переносить все испытания, но в то же время вызывало бурю ярости, насмешек и издевательств у надзирателей. Но ничто не могло сломить стойкого старца. За недоказанностью преступлений, приписываемых Алипию, его приходилось выпускать, но религиозное подвижничество опять вызывало глухую ненависть системы, и Алипия вновь арестовывали по надуманным обвинениям в антисоветской пропаганде. <...> С утра до позднего вечера, с перерывами на завтрак, обед и ужин, Алипий горячо молился. Даже во время прогулок он молился, и во время отдыха, стоя у окна, молился. К его молитвам привыкли не только находившиеся в камере, но даже надзиратели, через волчок наблюдавшие, как Алипий становился на колени, подолгу опуская голову на бетонный пол, пребывая в молитвенной отрешенности». <...> С первых же дней нашей встречи и знакомства в камере я сразу почувствовал к Алипию глубокое уважение и искреннее расположение. Если жизнь его сломала физически и искалечила здоровье, то духовно он остался силен и непоколебим. Стойкость и принципиальность характера, искренняя и глубокая вера помогали Алипию переносить все муки камерного содержания. Была в нем еще одна замечательная черта, характеризовавшая душу подлинного христианина: он никогда не сетовал на свою судьбу, все ее удары принимал безропотно, спокойно, не обижаясь и не злобствуя на тех, кто заключил его в тюрьму. Про таких людей он говорил: "Они не ведают, что творят, а их скорби и печали впереди!" В частых беседах, делясь своими размышлениями о смысле жизни, Алипий называл себя счастливцем, потому что меньше всего думал о себе, а находил утешение в молитвах и в том, чтобы помогать другим. Помню, как-то спросил его, как он может быть вне окружающей нас скорби, не печалиться при виде страданий и мучений людей. "В переводе с греческого языка Алипий означает беспечальный, — чуть слышно ответил он, — ду-

" .г,

шевная умиротворенность спасает меня в жизни. »49.

В качестве свидетельниц на допросы были вызваны две насельни-цы монастыря: послушница Зоя Александровна Сошальская и помощ-

49 Рацевич С. В. Глазами журналиста и актера. С. 30-32.

ница экономки по кухне Ольга Семеновна Залевская (1923 г. р.). Обе допрашивались 1 июня и отвечали примерно так: о прошлом священника мне ничего не известно; за что был осужден, не знаю; его политические убеждения мне не известны, антисоветских проявлений не замечала. О. С. Залевская охарактеризовала архимандрита Алипия: «Он почему-то был молчалив, и многие из нас за это обижались на него»; З. А. Со-шальская отметила: «Для меня Ивлев был хорошим человеком»50.

Таким образом, в 1949 г. следователям не удалось найти ничего, что бы изобличало архимандрита: ни одного вещественного доказательства, ни одного свидетельства. Тем не менее 29 июня было составлено обвинительное заключение, которое гласило, что он привлечен за «активную антисоветскую деятельность» и обвиняется в тех же преступлениях, что и в 1942 г. «В предъявленном обвинении, — говорится в заключении, — Ивлев виновным себя не признал (л<ист> д<ела> 24). Изобличается материалами архивно-следственного дела № 0357609, приобщенными к делу в отдельном пакете»51, т. е. дела, за которое он уже был осужден и наказан.

24 сентября 1949 г. архимандрит Алипий был приговорен к ссылке на поселение и 17 октября 1949 г. отправлен («этапирован») в Новоси-бирск52. Но до Новосибирска он не доехал: 12 января 1950 г. он поступил в областную больницу при ИТЛК управления МВД Свердловской области с крупозным воспалением легких и 29 января скончался на 73-м году жизни. В г. Свердловске на одном из кладбищ он и был похоронен. Его смерть была зарегистрирована в г. Кохтла-Ярве лишь в 1989 г., в этом же году он был реабилитирован53.

Таковы вехи жизненного пути этого удивительного человека: тульская мастеровая среда — северный монастырь — Беломорканал — Тула —

50 Протокол допроса в качестве свидетеля. Залевская О. С. // ФЭГА (Тарту). Ф. 130 БМ. Оп. 1. Ед. хр. 9801. Л. 28-28 об.; Протокол допроса в качестве свидетеля. Сошаль-ская З. А. // Там же. Л. 30 об. Сошальская Зоя Александровна (1916-1974) — духовное чадо прп. Серафима Вырицкого. В 1954 г. пострижена в мантию с именем Викторина, с 1955 г. подвизалась в Горненском монастыре при Русской духовной миссии в Иерусалиме, где и скончалась. Последние годы несла послушание казначеи (филимонов в. П. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Гологофа. СПб.: Сатисъ — Держава, 2006. С. 259-261).

51 Обвинительное заключение // Там же. Л. 33-34.

52 Наряд на отправку заключенного в ссылку на поселение // Там же. Л. 37.

53 Акт о смерти; Извещение о смерти; Справка о реабилитации // Там же. Л. 40-43.

Владимирская тюрьма — Пюхтицкий монастырь — ссылка — смерть в тюремной больнице. Родственники (уже потомки) узнали о гибели отца Али-пия лишь в 2012 г. Через всю жизнь архимандрит Алипий пронес стремление к монашеской жизни, остался верным монашеским обетам и православной вере. При последнем аресте был составлен словесный портрет архимандрита: рост средний (165-170), фигура средняя (ни толстая, ни худая), шея короткая, волосы с проседью, лицо овальное, глаза серые, лоб прямой, брови дугообразные, нос большой толстый, рот большой, губы толстые, уши большие овальные54. С семейной фотографии (начала 1940-х гг.) на нас взирает человек в темной монашеской тужурке с очень высоким лбом, строгими большими выразительными глазами, негустой раздвоенной бородкой. Но главное в нем — огромная сила духа. С. В. Рацевич писал о нем: «Тяжелый крестный путь прошел этот человек с первых дней октябрьской революции и до наших дней. Вечно преследуемый за свои религиозные убеждения, без конца арестовываемый советской властью, Алипий претерпел невероятные страдания и все их вынес благодаря стойкой вере несгибаемого христианина, готового на любые жертвы во имя Бога»55.

Сведения об авторе. Мелехова Галина Николаевна — кандидат исторических наук, доцент, заведующая учебно-методическим кабинетом Николо-Угрешской духовной семинарии (Россия, г. Москва). E-mail: melehova@list.ru

Список литературы

1. Акименко Татьяна Николаевна (1947 г. р.), правнучатая племянница архим. Алипия (г. Сочи). Беседа по телефону. Май 2018 г. // Личный архив автора.

2. Акименко Татьяна Николаевна (1947 г. р.), правнучатая племянница архим. Алипия (г. Сочи). Письмо от 29.03.2018 // Личный архив автора.

3. Архив Регионального управления ФСБ России по Архангельской области (РУ ФСБ РФ АО). Д. П-404.

4. Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 4687. Оп. 1. Д. 238, 258.

5. Документальные материалы к статье Мелеховой Г. Н. «Духовенство и его роль в жизни населения Каргополья (XIX — первая треть XX в.)» // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках. М.: Наука, 2002. С. 252-258.

54 ФЭГА (Тарту). Ф. 130 SM. Оп. 1. Ед. хр. 9801 Л. 8 об. Анкета арестованного. Словесный портрет.

55 рацевич с. в. Глазами журналиста и актера: Из виденного и пережитого. Т. 2. Ч. 2. Нарва, 2005. С. 30-31. URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=9517 (дата обращения: 15.06.2018).

6. краснов-левитин а. Э. Лихие годы: 1925-1941. Воспоминания. Paris: YMCA-PRESS, 1977. 460 с. // Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. URL: https://www.sakharov-center. ru/asfcd/auth/?t=page&num=4623 (дата обращения: 15.06.2018).

7. Мелехова Г. Н. «Мои убеждения — <вера> в Бога». Судьба каргопольского монаха-белоруса // Аспект. Журнал социальных и гуманитарных наук. Международное научное электронное издание. 2018. № 1 (5): Память в назидание (1917-2017). Материалы международной научной конференции, посвященной столетию начала подвига ново-мучеников Русской Православной Церкви. С. 38-52.

8. Мелехова Г. Н. Судьба одного каргопольского монаха // XXVI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. С. 124-129.

9. Мелехова Г. Н., Носов в. в. Традиционный уклад Лекшмозерья. Ч. 2. М.: Институт этнологии и антропологии РАн, 1994.

10. Непочатова М. и. К истории Пюхтицкого Успенского женского монастыря в 19441962 гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 66-79.

11. Нестор (кумыш), иеромонах. Архимандрит Евгений и иже с ним убиенные новому-ченики Александро-Свирские // Церковный вестник. 2003. № 8-9. Электронный ресурс: Храм Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдово. URL: http://smolenskaya-fili.ru/index.php/raznoe/articles/war-and-innocent-victims/61-1-svirskoe (дата обращения: 16.06.2018).

12. рацевич с. в. Глазами журналиста и актера: Из виденного и пережитого. Т. 2. Ч. 2. Нарва, 2005. 215 с. // Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=9517 (дата обращения: 15.06.2018).

13. Серафим (Булгаков Иван Климентьевич) // Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. URL: http:// kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans (дата обращения: 12.01.2018).

14. Сяндемский Успенский женский монастырь // Монастырский вестник. URL: http:// monasterium.ru/publikatsii/stati/syandemskiy-uspenskiy-zhenskiy-monastyr/ (дата обращения: 16.06.2018).

15. Филиал Эстонского государственного архива (ФЭГА, Тарту). Ф. 130 SM. Оп. 1. Ед. хр. 9801.

16. Шкаровский М. в. Подвиг мученичества и исповедничества Александро-Невского братства (по архивным документам 1930-х годов) // Альманах Свято-Филаретовско-го православно-христианского института. Вып. 25. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. С. 43-75.

Galina N. Melekhova

«ALYPIY MEANS 'EASYGOING'». ABOUT ARCHIMANDRITE

ALYPIY (IVLEV)

Abstract. The article presents life of archimandrite Alypiy (Alexander Ivlev, 1877-1950), who had to go through concentration camps and exile. From the late 1980's the author collected information about Alypiy in the parish church of St. Alexander Svirsky on Hizhgora (Kargopol district of the Arkhangelsk region), where the priest used to serve after 1917, and in the State Archive of the Arkhangelsk region, on the Internet; the three preserved letters of Alypiy written to his former parishioners in 1948-1949 are also used. In spring 2018, the author accessed information of the priest's investigative cases of 1942-1943 and 1949, obtained from the Estonian State Archive Branch (Tartu). A native of Tula, archimandrite Alypiy took monastic vows in the Alexander-Svirsky Monastery and after 1917 like many representatives of the clergy was doomed to wander, but remained faithful to the monastic vows and way of life. He was arrested five times (twice in 1918, then in 1932, 1942 and 1949). After the priest was arrested in 1932, together with members of the Alexander Nevsky Brotherhood and parishioners of the Fedorovsky Metochion, he was imprisoned in BelBaltLag (he got early release in 1934). In 1942, Fr. Alypiy was slandered by a woman-psalmist from the Tula church, which he used to visit that time, and sentenced to 5 years (serving the whole term in Vladimir prison). In 1949, while serving in the Puhtitsa Assumption Convent, archimandrite Alypiy was arrested for the fifth time; investigators could find neither physical evidence nor any witness to incriminate the archimandrite. So they convicted him for the "anti-Soviet activities" and "crimes" of 1942, for which he had already been punished before, and the priest was exiled to the Novosibirsk region. Apparently, on his way to the exile archimandrite Alypiy fell ill with lobar pneumonia and on January 29, 1950 he died in the Sverdlovsk prison hospital. The Alypiy's letters and the memoirs of his cellmate of 1949 have witnessed the enormous spiritual strength and ascetic life of the priest: his sincere and profound faith, unceasing prayer, unshakable trust in God, with no grumble, condemnation or resentment. Preserving faith and peace in his soul in spite of any encirclement, betrayal, grief and torment, Fr. Alypiy yielded up his spirit enlightened, and this light still warms and inspires his descendants and admirers.

Keywords: archim. Alypiy (Ivlev), Alexander-Svirsky Monastery, St. Alexander Svirsky church on Hizhgora (Hizh Mountain), Puhtitsa Assumption Convent, repressions of believers in the 20th century.

Citation. Melekhova G. N. «Alipii oznachaet bespechal'nyi». Ob arkhimandrite Alipii (Ivleve) ["Alypiy means 'easygoing'". About Archimandrite Alypiy (Ivlev)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 1 (25), pp. 33-55. DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10102

About the author. Melekhova Galina Nikolaevna — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Training Methodology Study of Nikolo-Ugreshskaya Theological Seminary. E-mail: melehova@list.ru

References

1. Akimenko Tatyana Nikolaevna (born in 1947), the great-niece of archimandrite Alypiy (Sochi). A Telephone Conversation. May 2018 // Personal archive of the author.

2. Akimenko Tatyana Nikolaevna (born in 1947), the great-niece of archimandrite Alypiy (Sochi). Letter of 29.03.2018 // Personal archive of the author.

3. Arkhiv Regional'nogo upravleniia FSB Rossii po Arkhangel'skoi oblasti (RU FSB RF AO) [Archive of the Regional Directorate of the Federal Security Service of Russia for the Arkhangelsk Region]. Dos. P-404.

4. Filial Estonskogo gosudarstvennogo arkhiva (FEGA, Tartu) [Branch of the Estonian State Archive]. Stock 130 SM. L. 1. Dos. 9801.

5. Gosudarstvennyi arkhiv Arkhangel'skoi oblasti (GAAO) [State Archive of the Arkhangelsk Region]. Stock 4687. L. 1. Doss. 238, 258.

6. Krasnov-Levitin A. E. Likhie gody: 1925-1941. Vospominaniia [Hard Times: 1925-1941. Memories]. Paris: YMCA-PRESS, 1977. 460 p. Available at: URL: https://www.sakharov-cen-ter.ru/asfcd/auth/?t=page&num=4623 (accessed: 15.06.2018).

7. Melekhova G. N. «Moi ubezhdeniia — <vera> v Boga». Sud'ba kargopol'skogo monakha-belorusa ["My Beliefs Are <Faith> in God". Destiny of the Kargopol Belarusian Monk]. Aspekt. Zhurnal sotsial'nykh i gumanitarnykh nauk. Mezhdunarodnoe nauchnoe elektronnoe izdanie — Aspect. Humanities and Social Science Magazine, 2018, no. 1 (5), pp. 38-52.

8. Melekhova G. N. Dukhovenstvo i ego rol' v zhizni naseleniia Kargopol'ia (XIX — pervaia tret' XX v.). Dokumental'nye materialy [The Clergy and Its Role in the Life of the Kargopol Region Population (19th — First Third of the 20th Century). Documentary Materials]. Pravo-slavnaia vera i traditsii blagochestiia u russkikh v XVIII-XX vekakh [Orthodox Faith and Traditions of Piety Among the Russians in the 18th-20th Centuries]. Moscow, 2002, pp. 252-258.

9. Melekhova G. N. Sud'ba odnogo kargopol'skogo monakha [Destiny of a Kargopol Monk]. XXVI Ezhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumani-tarnogo universiteta [XXVI Annual Theological Conference of the Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University]. Moscow, 2017, pp. 124-129.

10. Melekhova G. N., Nosov V. V. Traditsionnyi uklad Lekshmozer'ia [The Traditional Way of Lekshmozerie]. Part 2. Moscow, 1994.

11. Nepochatova M. I. K istorii Pyukhtitskogo Uspenskogo zhenskogo monastyria v 19441962 gg. [To the History of Puhtitsa Assumption Convent in 1944-1962]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 2: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi — St. Tikhon's University Review. Series II: History. The History of the Russian Orthodox Church, 2016, no. 2 (69), pp. 66-79.

12. Nestor (Kumysh), Hieromonk. Arkhimandrit Evgenii i izhe s nim ubiennye novomuche-niki Aleksandro-Svirskie [Archimandrite Eugene and the Other New Martyrs of the Alex-andro-Svirsky Monastery Killed]. Tserkovnyi Vestnik — The Church Herald, 2003, no. 8-9. Available at: URL: http://smolenskaya-fili.ru/index.php/raznoe/articles/war-and-innocent-victims/61-1-svirskoe (accessed: June 16, 2018).

13. Ratsevich S. Glazami zhurnalista i aktera: Iz vidennogo i perezhitogo. [Through the Eyes of a Journalist and an Actor: From the Whole Experience]. Vol. 2. Part 2. Narva, 2005. Available at: URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=9517 (accessed: 15.06.2018).

14. Serafim (Bulgakov Ivan Klimentievich) [Seraphim (Bulgakov Ivan K.] Available at: URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/rn/ind_oem.html/ans (accessed: 12.01.2018).

15. Shkarovsky M. V. Podvig muchenichestva i ispovednichestva Aleksandro-Nevskogo bratst-va (po arkhivnym dokumentam 1930-kh godov) [Feat of Martyrdom and Confession ofthe Alexander Nevsky Brotherhood (According to Archival Documents of the 1930's). Al'manakh Svi-ato-Filaretovskogo pravoslavno-khristianskogo instituta — Almanac ofthe St. Philarets Orthodox Christian Institute, 2018, no. 25, pp. 43-75.

16. Siandemskii Uspenskii zhenskii monastyr' [The Syandema Assumption Convent]. Available at: URL: http://monasterium.ru/publikatsii/stati/syandemskiy-uspenskiy-zhenskiy-monastyr/ (accessed: June 16, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.