Сравнение мутагенной активности пестицидов, аминофенолов и их хлорированных продуктов убеждает в том, что по генетической активности они распределяются в порядке общей токсичности: наибольший эффект дают продукты хлораммиачной обработки, наименьший — сами загрязнители и продукты их обработки газообразным хлором (табл. 3).
Одновременно установлена также тератогенная активность продуктов хлорирования ХОП (ДДТ) и аминофенола (мета-положение), о чем свидетельствовали анатомические и функциональные изменения: меньшие размер и масса тела плодов, увеличение подкожных геморрагий, а также единичные случаи уродств (отек туловища, искривление позвоночника, гидроцефалия и др.).
Как показали исследования, продукты хлорирования мета-изомера аминофенола газообразным хлором оказывали гонадотоксическое действие. Так, продукты хлорирования мета-изомера по сравнению с исходным веществом уменьшали индекс сперматогенеза (на 4%), количество сперматозоидов (на 35,3%) и увеличивали количество канальцев со слущенным эпителием (на
13,4%).
ВЫВОДЫ
1. Галогенизированные продукты, образующиеся в процессе хлорирования воды, содержащей сложные органические соединения (пестициды, ароматические амины, детергенты), отличаются высокой стабиль-
ностью, способностью ухудшать органолептические свойства воды, сообщать ей токсичность и представляют потенциальную опасность для здоровья человека.
2. Максимальной токсичностью отличаются галогенизированные продукты, образующиеся в процессе хлораммиачной обработки воды, что связано с реакциями окисления в боковой цепи. В то же время продукты хлорирования сильными окислителями (диоксидом хлора, газообразным хлором) в этом отношении менее активны.
3. Галогенизированным продуктам свойственны не только более выраженное общетоксическое действие, но и отдаленные эффекты (эмбрио-, гонадотоксический, мутагенный).
Поступила 15.05.02.
HYGIEGIC ESTIMATION OF TRANSFORMATION OF COMPLEX ORGANIC SUBSTANCES RESULTING FROM DECONTAMINATION OF WATER BY CHLORINE
I.N. Lutsevich
S u m m a г у
It is established that galogenized products forming by chlorization of water containing complex organic contaminants (pesticides, aromatic amines detergents) present significant hazard for human health. Galogenized products forming by chlorammonia treatment of water are of maximum toxicity. At the same time products of chlorization by strong oxidants (chlorine dioxide, gaseous chlorine) in this connection are less active. Not only more pronounced general toxicity but remote effects (embryogonadotoxic, mutagenous) are typical of galogenized products.
УДК 613. 2 : 616 — 053. 2 (571. 121)
АЛИМЕНТАРНЫЙ СТАТУС ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДНОСТЕЙ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Н.И. Данилова, A.B. Истомин, Б.М. Раенгулов, Е.Н. Крючкова, С.В. Кондратович
Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, г. Москва,
Центр госсанэпиднадзора в Ямало-Ненецком автономном округе, г.Салехард
Качество питания является важнейшим фактором в формировании алиментарного статуса и здоровья детского населения, обеспечивает нормальный рост и развитие организма, способствует профилактике различных заболеваний и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
Особую актуальность приобретает проблема рационального питания детей коренных народностей Крайнего Севера. Переход от традиционного питания на ’’европейское” связан с обучением в школах-интернатах и в конечном итоге сказывается на индикаторных показателях здоровья детей, являясь предпосылкой к развитию алиментарно-зависимых заболеваний.
В процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды сформи-
ровались определенные морфофункциональные и метаболические особенности северных популяций, обусловившие их полноценную адаптацию к условиям Севера. Изменениям метаболических процессов, тесно связанных с характером питания, в таком приспособлении принадлежит ведущая роль. Вместе с тем до настоящего времени мало изучены вопросы гигиенической оценки влияния ”европейского” типа фактического питания на показатели обменных процессов у детей Заполярья. Недостаточность исследований в данном научном направлении обусловила проведение настоящей работы, целью которой являлась гигиеническая оценка фактического питания и биохимических показателей алиментарного статуса школьников коренного населения Заполярья.
10. "Казанский мед. ж.”, № 2.
145
Основной исследуемый контингент составили дети младшего (7—9 лет) и старшего (14— 16 лет) школьного возраста малочисленных народов Крайнего Севера (ханты, ненцы) — учащиеся школы-интерната в Ямало-Ненецком автономном округе. Всего обследовано 65 детей. Группу сравнения составили 14—16-летние учащиеся, проживающие в Московской области.
Изучались показатели белкового, углеводного, липидного, витаминного, минерального обменов и антиоксидантного статуса (’Лабораторные методы исследования в клинике” [1, 3].
Оценка фактического питания школьников интерната осуществлялась методом балансовых расчетов и путем анализа меню-раскладок [2]. Расчет нутриентного состава рационов питания проводился с учетом потерь при тепловой кулинарной обработке [6]. Пищевая и биологическая полноценность рационов оценивалась по основным регламентируемым показателям [4].
Одними из важнейших факторов, определяющих сохранение и укрепление здоровья населения Заполярья, являются качество и структура питания, которые в условиях энергетической адаптации к суровому климату должны иметь адаптивное, антистрессовое значение благодаря белково-липидной направленности, содержанию в значительном количестве незаменимых жирных кислот и антиоксидантов.
Проведенные исследования показали, что фактическое питание в школе-интернате не соответствовало требованиям сбалансированности и полноценности. Установлен дефицит белков животного происхождения (24%) на фоне избытка растительных белков, достигающий 31% у младших и 7% у старших школьников Севера, повышенное содержание жиров на 37% и 14% и углеводов на 35% и 15% от физиологической потребности организма соответственно. Соотношение белков, жиров, углеводов у обследуемых северян не соответствовало традиционному и составило 1:1,1:4,5, что свидетельствует об углеводной направленности фактического питания школьников Севера, характерной для средних широт.
Выявлено пониженное обеспечение рационов витаминами А (15%), С (13%), группы В (9—12%), а также кальцием (25%) и йодом (30%). Следует отметить избыток в питании учащихся Заполярья витамина Е, магния и железа в сравнении с физиологическими нормами аналогичных возрастных групп средней полосы.
Микронутриентная недостаточность рационов фактического питания учащихся Севера была подтверждена результатами биохимических исследований содержания витаминов и минералов в крови и моче школьников. Пониженное содержание в биосредах аскорбиновой кислоты было выявлено у 100% младших и 70% старших школьников Севера, ретинола соответственно — 15% и 20%, а-токоферола, несмотря на избыток в рационах, — у 31% и 21%, что связано с характерной для Севера повышенной потребностью в антиоксидантах.
Дефицит ретинола, каротиноидов, тиамина, рибофлавина, токоферола, аскорбиновой кислоты в биосредах старших школьников Северного региона встречался в 1,8 раза чаще, чем в средней полосе.
Средние значения показателей минерального обмена у детей Крайнего Севера были на уровне нижних границ возрастных норм, однако у 40—48% учащихся отмечалось пониженное содержание кальция и магния в крови. У старших школьников по сравнению с младшими в 2,0—2,5 раза чаще определялся пониженный уровень меди и цинка. Недостаток содержания кальция, цинка, меди, магния и железа в крови учащихся Заполярья был в 2—3 раза выраженнее, чем у школьников средней полосы.
Анализ показателей перекисного окисления липидов у детей Севера выявил достоверное повышение содержания малонового диальдегида в крови у младших и старших школьников (6,3 0,3 и 5,1 0,2 мкмоль/л соответственно; норма — 2,2—4,8 мкмоль/л).
Изменения показателей антиоксидантной защиты имели разнонаправленный характер: достоверно повышались активность каталазы у младших и старших школьников (1215 77 и 882 73 мккат/л соответственно; норма — 400— 850 мккат/л), концентрация церулоплазмина у 30% старшеклассников. Понижались окисляющая способность миелопероксидазы нейтро-фильных гранулоцитов у 24% младших (1,87
0,04 ед.) и у 68% старших школьников (1,38 0,08 ед. при норме от 1,95 до 2,2 ед.), что свидетельствует о недостаточности кислород-зависимых антимикробных систем нейтрофи-лов. Снижался уровень природных антиоксидантов в крови — ретинола, а-токоферола, аскорбиновой кислоты. У старших школьников средней полосы отклонения от норм изученных показателей были менее выражены.
Указанные изменения, с одной стороны, характеризуют специфику адаптивных реакций в условиях Севера, отражая активацию процессов свободно-радикального окисления, а с другой — свидетельствуют об истощении ан-тиоксидантных систем ферментативного и неферментативного характера на фоне неадекватного питания детей северян.
Адаптационная перестройка энергетического обмена в условиях высоких широт, обусловленная изменением регуляторных механизмов, сопровождается торможением углеводного и активацией белково-липидного обмена.
Сравнительный анализ показателей углеводного, липидного и белкового обмена у школьников Севера и средней полосы выявил характерные для северян регионально-этнические особенности метаболических процессов.
Повышение концентрации глюкокортикои-дов на фоне снижения содержания инсулина в крови играет ведущую роль в перестройке метаболизма у жителей Заполярья. В северных группах обследуемых наблюдалась тенденция к снижению содержания инсулина (у младших школьников — 3,5 0,7, у старших — 6,0 0,8, норма — 2—17 цМЕ/мл) и к повышению концентрации кортизола в крови (521 52 и 610 42,3 нмоль/л соответственно). У старшеклассников средней полосы наблюдалась обратная картина — повышение содержания инсулина (9,1 0,9 цМЕ/мл) и снижение уровня кортизола (522 48,0 нмоль/л) в крови.
Использование сывороточных белков в процессе глюконеогенеза является одной из при-
чин развития гипоальбуминемии у жителей Заполярья. При анализе показателей белкового обмена выявлено, что у 40% старших школьников Севера наблюдалось снижение альбумин-глобулинового коэффициента за счет гипоаль-буминемии и умеренного повышения уровня глобулиновых фракций. При сопоставлении электрофореграмм белков сыворотки крови следует отметить, что у 30% младших школьников Севера отмечалось повышение уровня в крови альбумина и а2- и у-глобулиновых фракций (у 60—70%). У школьников средней полосы уровень альбумина в крови определялся в пределах нормы.
Уровень глюкозы в крови у детей северного региона был близок к нижней границе нормы (3,8 0,1 ммоль/л), причем у старших школьников гипогликемия выявлялась в 3 раза чаще, чем у младших. В то же время у детей средней полосы содержание глюкозы в крови было достоверно выше (р<0,05) и составило 5,3 0,2 ммоль/л. Активность а-амилазы у старшеклассников Севера (147,0 2,8 Е/л) была ниже, чем у школьников средней полосы (173,0 3,0 Е/л). Полученные результаты свидетельствует о формировании у школьников Севера с возрастом адаптационных процессов торможения обмена углеводов, характерного для северян.
Результаты исследования липидного обмена показали, что у школьников Севера в 5 раз чаще, чем в средней полосе, определялось характерное для северян повышенное содержание триглицеридов в крови, что связано с преимущественным использованием аборигенами Севера в качестве энергетических субстратов экзогенного пищевого жира. В то же время уровень триглицеридов у старших школьников был достоверно ниже, чем у младших, что связано, возможно, со снижением активности ли-политических ферментов у старшеклассников из-за более длительного употребления углеводистой пищи в интернате.
В старшей группе северян отмечалось понижение содержания АпоА1 относительно нормы в 18% случаев, АпоВ — в 50%, а-холесте-рина — в 9%, что свидетельствует о дислипо-протеинемии, связанной с углеводной направленностью характера питания. В то же время в группе школьников средней полосы содержание АпоА1 было на уровне нормы, а снижение АпоВ отмечалось в 2,5 раза реже.
Содержание ЛП(а), уровень которого генетически детерминирован и используется для выявления наследственной предрасположенности к атеросклерозу, у северян было выше в 1,5—2 раза, чем у школьников средней полосы.
Таким образом, в биохимическом статусе школьников Крайнего Севера выявлены региональные особенности обменных процессов — гипоальбуминемия, гиперглобулинемия, повышение содержания кортизола, продуктов пе-рекисного окисления липидов, триглицеридов, снижение концентрации инсулина, глюкозы в крови. Эти изменения были более выражены и
встречались у старших школьников в 2—3 раза чаще, чем у младших. Полученные результаты свидетельствуют о том, что характерная для аборигенов Севера перестройка метаболизма не является генетически детерминированной, а формируется в процессе онтогенеза [5].
Обследование детей коренных жителей Крайнего Севера выявило алиментарно-зависимые изменения ряда биохимических показателей липидного, минерального (дефицит кальция, магния в крови) и витаминного (недостаток витаминов С, Е в биосредах) обменов и антиоксидантного статуса, что свидетельствует о необходимости разработки комплекса профилактических мероприятий по коррекции нутриентного состава рационов.
Разработанная нами гигиеническая модель оптимизации питания и биохимических показателей детского населения Крайнего Севера в числе приоритетных направлений предусматривает коррекцию продуктового набора и химического состава рационов на основе данных биомониторинга алиментарного статуса организма, проведение целенаправленной витаминизации, использование биологически активных добавок к пище, функциональных и специализированных продуктов питания, а также местных традиционных пищевых продуктов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лабораторные методы исследования в клинике. Справочник./ Под ред. В.В. Меньшикова. —
М., 1987.
2. Методические рекомендации по вопросам изучения фактического питания и состояния здоровья населения в связи с характером питания. —
М., 1984.
3. Методы оценки и контроля витаминной обеспеченности населения. — М., 1984.
4. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения. — М., 1991.
5. Панин Л.Е. Энергетические аспекты адаптации. — Л., 1978.
Поступила 23.08.02.
ALIMENTARY STATUS OF CHILDREN OF ABORIGINAL POPULATION OF THE NORTH
N.I. Danilova, A.V. Istomin, В.М. Raengulov,
E.N. Kryuchkova, S.V. Kondratovich
S u m m a r y
Hуgenic estimation of actual nourishment and biochemical indices of alimentary status of pupils of aboriginal population in the Polar North is given. It is established that actual nourishment of children is not completely bolanced. Some biochemical laws of transfer of children from the North to ’’European” type of nourishment characterised by higher use of carbohydrates are shown. Metabolic changes characterictic for aboriginal population of the North are not genetically determined and are formed in the process of ontogenesis.