Научная статья на тему 'Алгоритмы следственных действий и поисковых мероприятий на первоначальном этапе расследования преступлений'

Алгоритмы следственных действий и поисковых мероприятий на первоначальном этапе расследования преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2847
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макогон И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритмы следственных действий и поисковых мероприятий на первоначальном этапе расследования преступлений»

В связи с этим возникает вопрос о значении научных моделей ПП в деятельности следователя: способствуют ли они формированию стереотипов мышления, что может препятствовать раскрытию преступления, или, напротив, повышают эффективность моделирования ПП?

Представляется, что типовые модели определяют основные контуры практических моделей, детали которых творчески уточняются следователем с привлечением эвристических методов познания за счет появившегося резерва свободного времени, то есть научные модели ПП способствуют развитию творчества в деятельности следователя.

АЛГОРИТМЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИИ И ПОИСКОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Макогон И.В., кандидат юридических наук, Волгоградская академия МВД РФ

В теории и на практике правоохранительной деятельности давно сложилось мнение, что основным организатором работы по раскрытию преступлений на месте происшествия является следователь1. С точки зрения закона это верно. Однако следует учитывать то обстоятельство, что следователь в соответствии со своими процессуальными полномочиями, прибыв на место преступления, в первую очередь производит его осмотр. Непосредственно же руководить на должном уровне всеми привлеченными к раскрытию преступления, совершенного в условиях неочевидности силами следователь не в состоянии, особенно когда это касается организации расследования крупных аварий и катастроф, преследования преступника, проведения заградительных мероприятий и осуществления специальных оперативно-розыскных мер. Поэтому ведомственными нормативными актами оперативное управление силами и средствами, направленными на ме-

См.: Робозеров В.Ф. Теория и практика раскрытия имущественных преступлений, совершенных в условиях неочевидности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Санкт-Петербург, 1991. - С. 16-44.

сто происшествия, возложено на оперативного дежурного органа внутренних дел, принявшего сообщение о совершении преступления1.

Однако во многих случаях при совершении тяжких преступлений (аварий, катастроф), совершенных в условиях неочевидности в зависимости от обстоятельств, на места происшествий выезжают лично руководители горрайорганов, а нередко и руководители МВД, УВД, работники прокуратуры. В таких случаях оперативный дежурный, находясь не на месте происшествия, не может являться тем должностным лицом, которое смогло бы принять нужные управленческие решения, что называется «через голову» вышестоящих по отношению к нему руководителей, находящихся на месте происшествия.

Помимо этого следует учитывать, что оперативный дежурный горрайоргана в силу необходимости выполнения множественности и разноплановости своих функциональных обязанностей просто и не в состоянии осуществить четкий алгоритм действий по управлению всеми силами и средствами, привлеченными к работе по раскрытию тяжких преступлений.

При этом следует учитывать и то обстоятельство, что нередко первоначальный этап интенсивной работы по раскрытию и расследованию тяжких преступлений, совершенных в условиях неочевидности затягивается на неопределенное время. В течение этого времени, как правило, происходит изменение криминальной ситуации, сложившейся на начало работы по его раскрытию, а вслед за этим и потребность перегруппировки задействованных сил и средств. Оперативные же дежурные сменяются через каждые сутки. Вновь заступившему на службу для того, чтобы отдавать необходимые распоряжения, умело руководить действиями всех служб, участвующих в раскрытии преступления, необходимо четко владеть оперативной ситуацией, знать весь перечень информации, полученной до него. Наконец, уметь профессионально, грамотно ее оценить, чтобы выбрать правильное направление использования привлеченных к раскрытию преступления сил и средств. Задача эта, конечно, не простая и здесь возникают проблемы. Думается, и решаться они должны не дежурной

1 См.: Бордиловский Э.И. Раскрытие неочевидных преступлений (организация и тактика). Учебное пособие. - М., 1992. - С. 44-50.

частью органа внутренних дел, а руководящим координационным центром следственного комитета или как их ранее называли, «временные штабы»1.

Обобщение положительного опыта деятельности следователей и работников оперативных аппаратов Воронежской и Волгоградской областей по раскрытию и расследованию тяжких преступлений, совершенных в условиях неочевидности показывает, что исключительно важное значение для установления, розыска и задержания преступников по таким делам имеет правильный выбор направления расследования на первоначальном этапе работы. Оно включает в себя: четкое ориентирование следователей и оперативных работников об обстоятельствах произошедшего события; постановку тактических задач, подлежащих решению в первую очередь, и определение перечня следственных действий и поисковых мер, которые позволят решить такие задачи наиболее эффективно и в оптимально короткие сроки.

Получив сообщение о совершенном преступлении, следователь и оперативный работник в целях предварительного планирования алгоритма действий по установлению виновных должны выяснить:

- какое совершено преступление (ДТП, кража, изнасилование, разбой, грабеж, убийство и т.п.);

- по возможности время совершения преступления;

- состояние и местонахождение потерпевших (по делам о преступлениях против личности);

- количество преступников, их приметы, направление, в котором они скрылись, возможное их местонахождение и т.п.;

- кто из должностных лиц органов внутренних дел или местной власти находится на месте происшествия, приняты ли меры к сохранению следов на месте преступления.

Все эти сведения необходимы для решения вопроса о мерах, которые следует предпринять для преследования и задержания преступников по свежим следам, если сложившаяся на тот момент ситуация позволяет это сделать, а также для подбора соответствующих специалистов (судебного медика, эксперта-криминалиста, автотехни-

1 См.: Лавров В.П. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. - М., 1972. - С. 9-14.; Бордиловский Э.И. Раскрытие неочевидных преступлений (организация и тактика). Учебное пособие. -М.,1992. - С. 39-41; Гаврилов А.К. Раскрытие преступлений. - Волгоград, 1976. - С. 61-78.

ка и т. п.), которых следует пригласить для участия в осмотре места преступления. Необходимо также убедиться в готовности и исправности имеющихся технико-криминалистических средств, которые понадобятся для осмотра места преступления и осуществления поисковых мероприятий. Правильное прогнозирование предстоящих действий по раскрытию и рас расследованию преступления поможет лучше к ним подготовиться и эффективно решить необходимые задачи первоначального этапа расследования.

На первоначальном этапе расследования тяжких преступлений, совершенных в условиях неочевидности необходимо решить следующий алгоритм задач:

- предотвращение наступления возможных более тяжких последствий от совершенного уже преступления;

- получение исходных данных для установления, розыска и задержания преступника по свежим следам и принятие соответствующих мер поискового характера;

- обнаружение, собирание и закрепление (фиксация) всех имеющихся на месте происшествия доказательств;

- поиск дополнительных доказательственной информации в конкретных местах, сведения о которых могут быть получены во время работы на месте преступления либо поступить из дежурной части горрайоргана;

- своевременные анализ и оценка первичной информации об обстоятельствах произошедшего события;

- уяснение вопросов и фактов, требующих включения в развернутый план работы по раскрытию преступления, путем проведения последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Первостепенное значение для решения перечисленных задач имеет своевременное проведение алгоритма первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в зависимости от сложившейся следственной ситуации. Причем успеха в раскрытии можно достичь лишь в том случае, если первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия образуют логически выверенные криминалистические алгоритмы, которые выполняются согласованно и последовательно1.

1 См.: Косарев В.Н., Макогон И.В. Алгоритмы работы с микрообъектами при

По делам о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности любых видов, прежде всего, планируются такой алгоритм следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проведение которого обеспечивает обнаружение и фиксацию следов преступления и доказательств, обеспечивающих установление и задержание преступника. Его можно изложить в следующей последовательности:

- осмотр места преступления сразу после получения сообщения о преступлении;

- выявление и допрос возможных свидетелей-очевидцев совершения преступления;

- допрос потерпевших, особенно по делам о ДТП (при необходимости их освидетельствование);

- проведение обысков в местах возможного нахождения преступников в целях отыскания орудий преступления (оружия, орудий взлома, технических средств, использовавшихся для проникновения в помещения, предметов одежды, обуви, на которых могут остаться следы, указывающие на причастность их владельцев к совершенному преступлению, и т. д.), а также предметов преступного посягательства (похищенных вещей, предметов, денег, ценностей и т.д.);

- назначение судебных экспертиз и проведение предварительных исследований следов, предметов и микрообъектов, обнаруженных на месте происшествия;

- проверка изъятых на месте преступления и в иных местах следов и предметов по криминалистическим и оперативным учетам;

- проведение не терпящих отлагательств обысков, очных ставок, проверок показаний на месте, следственных экспериментов.

В зависимости от обстоятельств дела указанные следственные действия могут осуществляться в различной последовательности, за исключением осмотра места преступления. Кроме этого, необходимо предусмотреть возможность одновременного и быстрого проведения нескольких следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий поискового характера с обеспечением информацией лиц, их производящих, и следователя, принявшего дело к производству, о полученных результатах.

Анализ практической деятельности горрайорганов показывает, что распространенным недостатком организации работы по рассле-

расследовании преступлений. Учебное пособие. - Волгоград, 2005. - С. 6-28.

дованию тяжких преступлений, совершенных в условиях неочевидности является несвоевременность проведения первоначальных следственных действий по поступившим сообщениям о совершении преступлений. Это связано с тем, что по подавляющему большинству рассматриваемой категории преступлений (70%) уголовных дел сразу не возбуждаются, а проводится предварительная проверка, которая не является эффективным средством для их раскрытия по свежим следам1.

Важно и то, что информация о преступлениях часто поступает с большой задержкой после фактического их совершения, а промедление принятия решения о возбуждении уголовного дела приводит к задержке проведения неотложных следственных действий, а в итоге к утрате криминалистически значимой информации и прямых доказательств, что дает возможность преступникам уничтожить следы преступления или инсценировать их, подготовить алиби и скрыться с места преступления.

Достаточно широко распространены случаи, когда при наличии явных поводов и оснований для возбуждения уголовного дела по рассматриваемой категории преступлений они длительное время (нередко свыше 10 суток) не возбуждаются, а проводятся проверочные действия, в ходе которых берутся объяснения с большого количества лиц, истребуются различного рода документы, справки и т.п. Производство таких проверок вместо предварительного расследования наносит серьезный вред быстрому раскрытию преступлений, совершенных в условиях неочевидности. В таких случаях следствие идет по «остывшим» следам, опаздывает организационно, тактически и психологически, и теряет перспективу раскрытия преступления. Поэтому для успешного раскрытия тяжких преступлений, совершенных в условиях неочевидности представляется тактически, организационно и психологически верным, когда момент возбуждения уголовного дела максимально приближен по времени к периоду обнаружения преступления либо поступления информации о его совершении. Это позволяет все неотложные следственные действия своевременно организовать и осуществить наступательно в комплексе с оперативно-розыскными мероприятиями, а, следовательно, быстро и результативно.

1 См.: Бордиловский Э.И. Раскрытие неочевидных преступлений (организация и тактика). Учебное пособие. - М., 1992. - С. 46-47.

В первую очередь они должны быть направлены на установление преступников, их розыск и задержание, а также розыск похищенного, обнаружение следов и орудий преступления, поиск и получение криминалистической информации, которая могла бы способствовать установлению события и обстоятельств совершенного деяния. Именно слаженностью работы следователя и оперативных работников по осуществлению необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий достигается эффективность в раскрытии тяжких преступлений, совершенных в условиях неочевидности1.

ТАКТИКА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ХИЩЕНИЙ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ

ПУТЕМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ВРЕЗОК

Милюс А.И., СО Следственного управления УМВД России по г. Иркутску

В настоящее время на территории России совершается большое число преступлений, направленных на хищение нефти и нефтепродуктов. К ним относятся, прежде всего, кражи, мошенничества и присвоение. В то же время нельзя не отметить того, что основным видом преступлений в этой отрасли являются хищения, совершаемые организованными преступными группами путем кражи, как нефти, так и уже готовой продукции, произведенной из нефти, из нефтепроводов с целью их последующей реализации2.

Одним из наиболее распространенных способов хищения нефти и нефтепродуктов являются хищения путем изготовления несанкционированных врезок в магистральные и иные нефтепродуктопроводы

1 См.: Жбанков В.А. Криминалистические средства и методы раскрытия неочевидных преступлений. Учебное пособие. - М., 1987. - С. 22-27.

Раскрытие и расследование преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК): Учебно- методическое пособие для следователей (дознавателей) и оперативных сотрудников органов внутренних дел / Гаврилов Б.Я. (ру-ковод. авт. кол.), Малахов С.А., Обгольц И.А., Крестовникова Е Ю., Попов И.А., Климов В.А. - М.: Следственный комитет при МВД России, 2006. - С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.