Научная статья на тему 'АЛГОРИТМЫ СИНТЕЗА ТЕРМОРЕЗИСТОРНЫХ РЕОСТАТОВ ПРИ УЧЕТЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ТЕМПЕРАТУРЕ'

АЛГОРИТМЫ СИНТЕЗА ТЕРМОРЕЗИСТОРНЫХ РЕОСТАТОВ ПРИ УЧЕТЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ТЕМПЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ТЕРМОРЕЗИСТОР / ПУСКОВОЙ РЕОСТАТ / ГРАНИЧНЫЕ УСЛОВИЯ / НАГРЕВ / УДЕЛЬНОЕ ТЕПЛОВЫДЕЛЕНИЕ / АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ПУСКОВОЙ ТОК / ТЕМПЕРАТУРА ПЕРЕГРЕВА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Воронова Н.П., Трубицин М.А.

Применение мощных терморезисторов в составе пускорегулирующей аппаратуры способствует плавному пуску мощных двигателей с одновременным контролем температуры. При расчете процессов пуска имеется ряд ограничений, от которых зависит характер пуска электродвигателей с помощью терморезисторных реостатов. Расчетные соотношения, описывающие математическую модель влияния температуры перегрева полупроводниковых терморезисторов на процесс пуска двигателей с помощью пускового реостата представлены в виде графических зависимостей. В результате моделирования компоновки терморезисторных реостатов было определено , что необходимо особое внимание уделять температуре нагрева материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Воронова Н.П., Трубицин М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHMS FOR THE SYNTHESIS OF THERMISTOR RHEOSTATS WHILE TAKING INTO ACCOUNT TEMPERATURE CONSTRAINTS

The use of high-power thermistors as part of the control gear facilitates a smooth start-up of powerful motors with simultaneous temperature control. When calculating the starting processes, there are a number of limitations on which the nature of starting electric motors with the use of thermistor rheostats depends. The calculated relations describing the mathematical model of the influence of the temperature of overheating of semiconductor thermistors on the process of starting motors with a start-up rheostat are presented in the form of graphic dependences. As a result of modeling the layout of thermistor rheostats, it was determined that it is necessary to pay special attention to the material heating temperature.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМЫ СИНТЕЗА ТЕРМОРЕЗИСТОРНЫХ РЕОСТАТОВ ПРИ УЧЕТЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ТЕМПЕРАТУРЕ»

Алгоритмы синтеза терморезисторных реостатов при учете ограничений

Аннотация: Применение мощных терморезисторов в составе пускорегулирующей аппаратуры способствует плавному пуску мощных двигателей с одновременным контролем температуры. При расчете процессов пуска имеется ряд ограничений, от которых зависит характер пуска электродвигателей с помощью терморезисторных реостатов. Расчетные соотношения, описывающие математическую модель влияния температуры перегрева полупроводниковых терморезисторов на процесс пуска двигателей с помощью пускового реостата, представлены в виде графических зависимостей. В результате моделирования компоновки терморезисторных реостатов было определено, что необходимо особое внимание уделять температуре нагрева материала.

Ключевые слова: полупроводниковый терморезистор, пусковой реостат, граничные условия, нагрев, удельное тепловыделение, асинхронный двигатель, пусковой ток, температура перегрева.

Традиционные пусковые и пускорегулирующие устройства представляют собой сложную, многозвенную систему, надежность которой определяется целым рядом промежуточных устройств, которые громоздки, дороги и неэкономичны в работе. Причем, ступенчатость пуска является одним из самых больших недостатков, отрицательно сказывающихся на динамике пускового процесса [1,2].

Сильноточные полупроводниковые терморезисторы (ПТР) имеют значительные преимущества по сравнению с другими пусковыми устройствами. Они представляют собой сложную многофакторную систему, работоспособность и надежность которой зависят от целого ряда параметров, влияющих на свойства и характер протекающих процессов [3].

При обосновании методики синтеза принималось основное техническое ограничение по максимальной величине пускового тока:

по температуре

Н.П. Воронова, М.А. Трубицин

Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-н-Дону, Россия

(1)

и

Ограничение по времени пуска: ^ < 1пд

(2)

в большинстве случаев практического значения не имеет, т.к. при принятых ранее моделях пускового тока [4], запуск проходит за время, не превышающее времени механической постоянной двигателя.

Третье ограничение относится к температуре нагрева пускового реостата на ПТР [5,6]:

Т < Тл

(3)

Четвертым ограничением является ограничение по удельному номинальному току материала терморезисторов. Для ПТР «сотовой»

конструкции оно записывается в виде: — < I

п

ПТР

(4)

Для пусковых реостатов произвольной конструкции аналогичное

ограничение имеет вид: -1т < 5

(5)

П

Для терморезисторов «сотовой» конструкции предельная температура:

Тк = 673°К.

Дифференциальное уравнение применительно к терморезисторам «сотовой» конструкции при начальных условиях у = 0 и 9 = 0 имеет вид :

0 = 1,

2 ро

1 сы

(6)

где N - обще число элементов реостата.

е +1 -у

С помощью соотношения: /

е(1 + Гро )

(7),

а

исключив из

[1-Ф.-1)] к

(6) начальное сопротивление

е

CN

реостата (8)

М Инженерный вестник Дона, №10 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl0y2021/7214

При обеспечении одного и того же начального режима пускового тока имеем :

СЫ =

В

ТоеУ

(9)

Подставляя (9) в (8), получим: в(] =

{Ц1 -е(1о-\)]уТ-В

(10)

Анализ данного выражения приводит к выводу, что начальный наклон при одной и той же токовой модели и одной и той же температуре окружающей среды Т0 одинаков для данного класса двигателей [7] .

Оценим максимальную температуру перегрева 0М, достигаемую в конце пускового процесса.

Т

1,0 т

Рис. 1 Процесс нагрева терморезисторов для второй модели пускового

тока при ¡о=2 и М=4.

Согласно ограничению (3), должно выполняться неравенство:

Т0 = Тконечн ^ Тд бы ^ Тд ~ Т0

(11)

Поскольку процесс нагрева протекает адиабатически [8], кривая нагрева монотонно возрастает, не стремясь за время пуска к какому-то

установившемуся значению, хотя возрастание температуры терморезисторов со временем резко снижается.

Проведем касательную к кривой нагрева в начальной точке, проводя аналогию с процессом нагрева некоторого активного сопротивления электрическим током, при обмене тепла с окружающей средой. Условно примем в качестве установившейся температуры их температуру Тк в конце

пускового периода, т.е. при т = 1 , тогда проведенная касательная отсечет на горизонтальной прямой с ординатой Тк некоторый отрезок т0 .численно равный «постоянной времени нагрева» терморезистора, при этом:

вм=* о^а = то4 (12)

с учетом (10) имеем: 9М =т0 г°[1 -е{(о -

В (13)

Полученная формула универсальна в силу того, что величина т0 оказалась приблизительно одинакова для процессов нагрева с разными Т0 [9], на рис. 2 показаны три процесса нагрева пускового реостата двигателя.

Рис.2.Постояная времени нагрева терморезистора при второй

модели пускового тока

Для второй модели пускового тока при температурах Т0 =233°К, Т0 =293° К,Т0 =323° Кчто отвечает температурам 1 = г1 = +20° С,

t = +50°C, реального диапазона изменения [10,11]. Из рис.2 видно, что для рассмотренной второй модели пускового тока: т0 = 0,2. Для этого случая придадим (13) численный вид, приравняв: /0 = 2, е = 0,094, у = 7,35, В = 1230°^, вм = 0,002177^2. Для максимально возможной реальной температуры Т0 = 323°К имеем: вм =226°К <Тд-Т0 = 673 - 323 = 350°К.

Таким образом, приходим к выводу, что в реальных условиях температура нагрева терморезисторов при пусках двигателей постоянного тока будет находиться в допустимом диапазоне с большим запасом.

360 340 320 300 280 260 240 220 200

Рис.3.Кривые нагрева терморезистора «сотовой» конструкции при запуске асинхронного двигателя с фазным ротором

Г.......Г.......Г.......Г.......Г.......Г......%.......

I.......I.......I.......I-1-1-1-1

........................................................

.........................................................

и

Аналогичная картина наблюдается и для двигателей переменного тока. Формулу, аналогичную (13), например, для асинхронного двигателя с фазным ротором получим, подставив в (6) значение величины г

. 2(л/а 2+а 2 - 1)ут0 2 Л . 2и а 2+а 2 - \)Гт,2 5

в = а а2 0 Н , тогда вм =То-в = т ■ ^^-% 0 -

В В

На рис.3 представлены кривые нагрева терморезисторов «сотовой» конструкции при запуске асинхронного двигателя с фазным ротором при

трех значениях температуры окружающей среды: Т01 = 233Т02 = 293°К, Т03=323°К.

Из рис.3 видно, что величина т0, для всех кривых приблизительно одинакова и равна 0,3. Поэтому расчетная формула максимальной температуры перегрева терморезисторов для асинхронных двигателей с фазным ротором имеет вид: вм = 0,44 ■ Т0 2.

Полученные формулы для расчета температуры перегрева вм= /(Т0),

предназначаются для тех случаев, когда возникает необходимость в проверке выполнения ограничения (3) на допустимую температуру нагрева терморезисторов.

Литература

1.Васильев Б.Ю. Электропривод. Энергетика электропривода. М., Солон - пресс, 2015. - 268с.

2.Онищенко Г.Б. Теория электропривода. М. Инфра-М, 2018. - 384с.

3.Пупко В.В., Попивненко В.В. К расчету пускорегулирующих терморезисторных устройств. Известия вузов «Электромеханика», 1979. №9, с.26-З2.

4. Воронова Н.П., Носков В.Н. Формирование оптимальных моделей пусковых токов при использовании пусковых устройств построенных на

терморезисторах // Инженерный вестник Дона. 2017, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4402

5.Krause P.C., Wasynczuk O., Sudhoff S.D. Analysis of Electric Machinery and Drive Systems. - Wi-Ley-IEEEPress, USA, 2002.198р.

6. Геращенко О.А. Температурные измерения: справочник. Киев: Наукова думка, 1984. 494 с.

7.Henry, M.P., Clarke D.W. The self-validating sensor: rationale, definitions and examples. - Oxford: Department of Engineering Science, 1993. Pp. 585-610.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Ходунков В.П., Термометрия и инфракрасная радиометрия многофазных и многообъектных систем. - СПб. Политехника.2013. - 259с.

9. Xu, X. On-Line sensor calibration monitoring and fault detection forcemical processes // Maintenance and Reliability Center. - 2000. pp. 12-14.

10.Воронова Н.П., Соловьев Г.Е., Безуглый А.В. Синтез пусковых реостатов на полупроводниковых термосопротивлениях для электроподвижного состава: монография; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н-Д, 2014. -103 с.

11.Воронова Н.П., Трубицин М.А., Микаэльян Е.Ю. Поликристаллические термозависимые полупроводниковые сопротивления коаксиального типа и пусковые устройства на их основе // Инженерный вестник Дона, 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3101

References

1. Vasil'ev B.YU. Elektroprivod. Energetika elektroprivoda [Electric Drive. Electric drive energy]. M., Solonpress, 2015. 268р.

2. Onishchenko G.B. Teoriya elektroprivoda [Electric drive theory]. M. Infra-M, 2018. 384p.

3.Pupko V.V., Popivnenko V.V. Izvestiya vuzov "Elektromexanika". 1979. №9. pp. 26-32.

4. Voronova N.P., Noskov V.N. Inzhenernyj vestnik Dona, 2017, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4402.

5.Krause P.C., Wasynczuk O., Sudhoff S.D. Analysis of Electric Machinery and Drive Systems. Wi-Ley-IEEEPress, USA, 2002.198p.

6. Gerashhenko O.A. Temperaturnye izmerenija [Temperature measuring: reference book]. Spravochnik. Kiev. Naukova dumka, 1984. 494 p.

7.Henry, M.P., Clarke D.W. The self-validating sensor: rationale, definitions and examples. Oxford: Department of Engineering Science, 1993. Pp. 585-610.

8. Hodunkov V.P., Termometriya i infrakrasnaya radiometriya mnogofaznyh i mnogoob"ektryh system. [Thermometry and infrared radiometry of multiphase and multi-object systems]. SPb.: Politekhnika.2013. 259 p.

9. Xu, X. Maintenance and Reliability Center. 2000. pp.12-14.

10. Voronova N.P., Solov'ev G.E., Bezuglyy A.V. Sintez puskovykh reostatov na poluprovodnikovykh termosoprotivleniyakh dlya elektropodvizhnogo sostava [Rheostatic starter synthesis with semiconducting thermistors for electrical rolling stock]: monografiya; FGBOU VPO RGUPS. Rostov n/D, 2014. 103 p.: il. Bibliog.: pp. 99-100.

11. Voronova N.P., Trubicin M.A., Mikael'yan E.YU. Inzhenernyj vestnik Dona, 2015, №3. URL ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.