Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПУСКОВЫХ ПРОЦЕССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ТЕРМОРЕЗИСТОРОВ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПУСКОВЫХ ПРОЦЕССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ТЕРМОРЕЗИСТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМОРЕЗИСТОРНЫЙ РЕОСТАТ / ОПТИМАЛЬНЫЙ ЗАПУСК / ТЕПЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУСКА / ЗАДАЧА ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / THERMISTOR RHEOSTAT / OPTIMAL START-UP / THERMAL START-UP CHARACTERISTIC / OPTIMAL CONTROL PROBLEM / DC MOTOR / BOUNDARY CONDITIONS / SPEED

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Воронова Н. П., Трубицин М. А.

В статье проведен краткий анализ пусковых процессов электротехнических устройств. Сформулирована математическая постановка задачи синтеза пусковых реостатов и предложено её решение. Представлено основное условие оптимального запуска электродвигателей с помощью терморезисторных реостатов. Приведены оптимальные диаграммы пускового тока, набора оборотов. а также, изменение тепловых потерь в якорной цепи. Даны рекомендации по компоновке пусковых реостатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Воронова Н. П., Трубицин М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF STARTING PROCESSES USING SEMICONDUCTOR THERMISTO

The article provides a brief analysis of the starting processes of electrical devices. The mathematical formulation of the problem of synthesis of starting rheostats is formulated and its solution is proposed. The main condition for optimal starting of electric motors using thermistor rheostats is presented. Optimal diagrams of the starting current and set of revolutions are given. and also, the change in heat losses in the anchor chain. Recommendations on the layout of starting rheostats are given.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПУСКОВЫХ ПРОЦЕССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ТЕРМОРЕЗИСТОРОВ»

Оптимизация пусковых процессов с использованием полупроводниковых терморезисторов

Н.П. Воронова, М.А. Трубицин Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-н-Дону

Аннотация: В статье проведен краткий анализ пусковых процессов электротехнических устройств. Сформулирована математическая постановка задачи синтеза пусковых реостатов и предложено её решение. Представлено основное условие оптимального запуска электродвигателей с помощью терморезисторных реостатов. Приведены оптимальные диаграммы пускового тока, набора оборотов, а также - изменение тепловых потерь в якорной цепи. Даны рекомендации по компоновке пусковых реостатов. Ключевые слова: терморезисторный реостат, оптимальный запуск, тепловая характеристика пуска, задача оптимального управления, двигатель постоянного тока, граничные условия, число оборотов.

В настоящее время виду большого разнообразия и сравнительно малой мощности отдельных потребителей, большое место занимают пусковые устройства, которые, как правило, содержат реостаты, релейные схемы, датчики, промежуточные усилители и т.д. [1]. Эти элементы, вследствие большого количества контактных устройств и многократно повторяющихся режимов включения и выключения, часто выходят из строя, что вызывает повышенные расходы на производственный ремонт. Успехи в развитии полупроводниковой техники позволяют в значительной степени упростить пускорегулирующие схемы, исключить значительное количество контактных устройств, повысить их надежность и, тем самым, упростить и улучшить технологию ремонта [2].

При использовании полупроводниковых термосопротивлений (ПТР) в качестве пусковых сопротивлений для двигателей с повторно-кратковременным режимом работы возникает задача синтеза пусковых реостатов [3,4]. В этой связи целесообразно определить само понятие «оптимальный запуск двигателя» и насколько возможно приблизиться к данному оптимуму с помощью ПТР.

и

Математическая постановка задачи

Известно, что дифференциальное уравнение, описывающее пусковой процесс в электродвигателе постоянного тока параллельного возбуждения, имеет в относительных единицах следующий вид [5]:

<1со

= и = 1-у0-ц-и (1) ат

где / - ток двигателя

^- постоянная и линейная составляющие момента сопротивления, отнесенные к номинальным параметрам;

и- скорость в относительных единицах, при принятой за единицу времени механической постоянной.

Под оптимальным запуском электродвигателя будем понимать процесс регулирования его тока в течение пускового периода Лти, при котором

выделяемое в якоре тепло минимально. Соответствующую задачу и её решение сформулируем, используя методы вариационного исчисления [5-7]. Необходимо минимизировать функционал:

Лг„

0= | (6 + ^0+Мг+и)2^ (2)

0

Л%п

при изотермическом условии | ис!т = а (3)

0

и граничных условиях: т = 0 и = 0 (4)

т = ЛГп и = 1 (5)

Решение задачи при наличии условия (3) - обеспечение за пусковой период Лти набора номинального числа оборотов сводится к минимизации функционала Лагранжа [7]

Т7 = | [(¿) + //0 + ¡иг +и)2 + Яи^т (6)

0

и

где 2 - неопределенный множитель Лагранжа. Уравнение Эйлера для (6) позволяет найти экстремум

* и 2

и = схеи т + с2е~и т -и--2 = схвЦ1 т + с2е~ит - Ь (7)

М 2М

Два граничных условия (4)и (5) и изопериметрическое условие (3),

*

которое логично трактовать, как условие трансверсальности ит-Атп = О определяют неизвестные константы экстремумами [8,9]:

с =- 1

с1

1 + е2*1 Атп - 2еи Атп '

2МАтп

с е

2 1 + е2ии Атп - 2еи Атп'

и 2 1 + е2*1 Ат

Ь = и0 | 2 =__1 + е__(8)

* 2и2 1 + е2и Ат - 2еи1 Атп ()

Диаграмма пускового тока определяется следующим образом:

1 = и + ¿и0+ /лр = //1(2С1е'"1 г - Ъ) + //0

* *

На рис 1а, б построены экстремали и и / согласно (7) и (8) при следующих моментах сопротивления:

1) и = 0,1;и = 0,9

2)и = 0,5 ;и = 0,5

3)и = 0,9 ;и = 0,1

Начальное значение тока /0 определяется из (8) при т = 0

10 =и(Ь - 2с1) + *0

Подставив сюда значения ь ис , получаем следующую зависимость времени пуска от начального тока:

1п 10 + и +*0

Ат = 10 -и-и0 (9)

п и

М Инженерный вестник Дона, №8 (2020) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n8y2020/6585

Тепловая характеристика запуска

Важным показателем пускового процесса является зависимость Q( Лтп) тепла выделяемого в якоре двигателя от величины пускового периода Лти = уаг [10]. Последнюю найдем, подставив в (2) значение тока (8).

Q = Лтп(мЬ - м? - (М - М))(еАЛТп -1) + 2МС-1) (10) Численная реализация полученной формулы представлена на рис.2а. на рис.2б приведено три экстремали тока при моменте сопротивления

и= и= 0,5 для времени пуска: Ати = 0,5; 1,4; 3,3. Причем, экстремали 2 и 3 практически совпадают, несмотря на внешнее их различие потери тепла на «неоптимальных» экстремалях при Ати = 0,5; 3,3 лишь на 30% больше

величины О".

Рис.2. Изменение тепловых потерь в якорной цепи (а) и тока (б) в зависимости от заданного времени пускового процесса

Выводы

Анализ полученных результатов приводит к двум важным выводам.

*

Во-первых, время оптимального запуска двигателя Атп , отвечающее

*

минимальным потерям Q в якорной цепи, непродолжительно и приблизительно равно полуторной величине механической постоянной и не выходит за рамки предельно допустимого, определяемого величиной 8 - 10сек. Это свидетельствует о закономерности поставленной задачи запуска как задачи оптимального управления. Её решение находится внутри допустимой области вариации пусковых характеристик как по току (последний обычно ограничивается 4-х кратной величиной по отношению к номинальному), так и по продолжительности пуска. Во-вторых, зависимость (10) весьма полога в области своего минимума, что свидетельствует в пользу экономической допустимости широкого варьирования как продолжительности пуска (0,5 <т< 3,5), так соответствующими диаграммами пусковых токов. Последний вывод представляет интерес в связи с использованием ПТР в качестве пусковых сопротивлений. Дело в том, что как показали проведенные расчеты, динамические характеристики ПТР не позволяют реализовать строго оптимальный запуск, но все же обеспечивают достаточно экономичный пусковой режим (рис.2).На рис.1 и 2 пунктирные кривые иллюстрируют характерную пусковую и скоростную диаграмму двигателя, получаемую с помощью ПТР.

Приведенный в статье аналитический подход и полученные выводы распространяются на пуск всех видов двигателей.

Литература

1. Krause P.C., Wasynczuk O., Sudhoff S.D. Analysis of Electric Machiner yand Drive Systems.-Wi-ley-IEEEPress, USA, 2002.198p

2. Ward S, Dahlin T. Improving Reliability for Power System Protection // 58th Annual Protective Relay Conference, Atlanta, GA, April 28-30, 2004. 210p.

3. Воронова Н.П., Трубицин М.А., Микаэльян Е.Ю. Поликристаллические термозависимые полупроводниковые сопротивления коаксиального типа и пусковые устройства на их основе // Инженерный вестник Дона, 2015, №3.URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3101

4. Воронова Н.П., Носков В.Н. Методологические принципы анализа и синтеза пусковых реостатов на термозависимых поликристаллических сопротивлениях // Инженерный вестник Дона, 2019, №9. URL: ivdon.ru/ru/ magazine/archive/No9y 19/6163

5. Юревич Е.И. Теория автоматического управления . 4-е изд. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2016. 560 с.

6. Чиликин М.Г., Сандлер А.С., Общий курс электропривода М.,Энергоиздат 1981.321c.

7. Веников В.А. Теория подобия и моделирования применительно к задачам электротехники. М. Высшая школа 1984.510с.

8. Цлаф Л.Я. Вариационное исчисление и интегральные уравнения. Издательство «Наука». М.1966, 176 с.

9. Зорич В.А. Математический анализ. Часть 1, изд. 2-е и доп. М: Физматлит,1997. 711 с.

10. Пупко В.В., Попивненко В.В. К расчету пускорегулирующих терморезисторных устройств. // Известия вузов «Электромеханика», 1979, №9, с.26-32.

References

1. Krause P.C., Wasynczuk O., SudhoffS D. Analysis of Electric Machiner yand Drive Systems.Wi-ley-IEEE Press, USA, 2002.

2. Ward S, Dahlin T. Improving Reliability for Power System Protection. 58th Annual Protective Relay Conference, Atlanta, GA, April 28-30, 2004. 210p.

3. Voronova N.P., Trubicin M.A., Mikajel'jan E.Ju. Inzhenernyj vestnik Dona, 2015, №3. URL: ivdon.ru.ru.magazine.archive.n3y2015.3101.

4. Voronova N.P., Noskov V.N., Inzhenernyj vestnik Dona, 2019, №3. URL: ivdon.ru/ru/ magazine/archive/No9y19/6163.

5. YUrevich E.I. Teoriya avtomaticheskogo upravleniya[Automatik kontrol-teoria]. 4-e izd. Sankt-Peterburg: BHV-Peterburg, 2016. 560 p.

6. CHilikin M.G., Sandler A.S., Obshchij kurs elektroprivoda [The General course of the drive]. M., Energoizdat, 1981. 321p.

7. Venikov V.A. Teoriya podobiya i modelirovaniya primenitel'no k zadacham elektrotekhniki [Theory of similarity and modeling as applied to problems in electrical engineering.]. M. Vysshaya shkola 1984. 510p.

8. Claf L.YA. Variacionnoe ischislenie i integral'nye uravneniya [Calculus of variations and integral equations]. Izdatel'stvo «Nauka», M.,1966, 176 p.

9. Zorich V.A. Matematicheskij analiz. [ Mathematical analysis] CHast' 1, izd.2e i dop. M, Fizmatlit, 1997, 711 p.

10. Pupko V.V., Popivnenko V.V. Izvestiya vuzov "Elektromexanika". 1979. №9. pp. 26-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.