Научная статья на тему 'АЛГОРИТМЫ ОБРАБОТКИ И КОМПОНЕНТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА ОПАСНЫХ НАРУШИТЕЛЕЙ ПДД И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫВОДА ИХ ИЗ ПОТОКА ДЛЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ (АС "СТОП-ЛИХАЧДД")'

АЛГОРИТМЫ ОБРАБОТКИ И КОМПОНЕНТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА ОПАСНЫХ НАРУШИТЕЛЕЙ ПДД И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫВОДА ИХ ИЗ ПОТОКА ДЛЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ (АС "СТОП-ЛИХАЧДД") Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Аристов А.В., Иванов Ф.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМЫ ОБРАБОТКИ И КОМПОНЕНТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА ОПАСНЫХ НАРУШИТЕЛЕЙ ПДД И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫВОДА ИХ ИЗ ПОТОКА ДЛЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ (АС "СТОП-ЛИХАЧДД")»

А.В. Аристов, Ф. Ф. Иванов

АЛГОРИТМЫ ОБРАБОТКИ И КОМПОНЕНТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА ОПАСНЫХ НАРУШИТЕЛЕЙ ПДД И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫВОДА ИХ ИЗ ПОТОКА ДЛЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ (АС «Стоп-ЛихачДД»)

Транспортные пробки, нарушения правил дорожного движения (ПДД), дорожно-транспортные происшествия (ДТП) - с этим общество столкнулось уже давно. Для борьбы с этими явлении-ями в разных странах применяют свои собственные меры. Одной из таких мер, уже доказавшей свою эффективность в международной практике, является внедрение автоматизированных систем регистрации правонарушений и управления дорожным движением. Подобные системы теперь внедряются и в России.

На дорогах России ежегодно гибнет более 30 тысяч человек. Это происходит, прежде всего, из-за нарушения ПДД. Речь идет о превышении скоростного режима, движении по встречной полосе, парковке в неположенном месте, вождении автотранспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и многих других факторах, влияющих на эту статистику. Стремительный рост количества машин, ярко обозначившийся в последнее время, как и увеличение общей протяженности дорог, еще больше усугубили эту проблему.

Исходя из статистики, причиной ДТП, как правило, служит нарушение ПДД. Полностью устранить нарушителей ПДД невозможно, но можно отследить самых злостных из них, т.е. тех, кто, вероятнее всего, может создать условия для ДТП. В АС «Стоп-ЛихачДД» целью ставится обнаружение опасных нарушителей ПДД и вывод их из потока транспортных средств в крупных городах.

Объектом автоматизации для создаваемой системы является процесс слежения за участниками дорожного движения - мониторинг наиболее напряженных трас с целью обнаружения и вывода из потока опасных нарушителей ПДД. Автоматизация слежения за нарушителями ПДД производится в целях снижения аварийности на дорогах мегаполисов и крупных городов, а также снижения смертности на дорогах.

Дорожное движение складывается из многих элементов: транспортные средства с водителем, светофоры, камеры слежения за дорожным движением, дорожное полотно, сотрудники дорожной патрульной службы (ДПС), знаки дорожного движения, пешеходы и т.д. Некоторые элементы, такие как транспортные средства с водителем, сотрудники ДПС и пешеходы, имеют сложное поведение и их действия в разных ситуациях

трудно предугадать. На сегодняшний день существует несколько систем управления дорожным движением: это ДПС, знаки дорожного движения и дорожная разметка, а также автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД). Все эти системы управления способны повлиять только на те транспортные средства, водители которых являются законопослушными. Существующие системы видеофиксации фиксируют факт нарушения ПДД при помощи камер видеонаблюдения, установленных на проезжей части. За нарушителями также следят сотрудники ДПС, которые дежурят на своих постах. Они способны задержать нарушителя ПДД.

Сегодня разработаны АСУДД. Эти системы управляют временем переключения светофоров, информацией, отображаемой на электронных табло переменной информации и дорожных знаках.

Чтобы автоматизировать слежение за нарушителями ПДД, необходимо организовать взаимодействие с ДПС и АСУДД. Для получения достоверной информации о нарушителе необходимо использовать системы видеофиксации факта нарушения ПДД и ряд дополнительных средств наблюдения за транспортным средством нарушителя ПДД.

В области автоматизации дорожного движения можно выделить следующие виды автоматизированных систем:

- автоматизированные системы управления дорожным движением;

- автоматизированные системы фото- и видеофиксации факта нарушения ПДД;

- гибридная автоматизированная система; она является комбинацией АСУДД и автоматизированной системы фото- и видеофиксации факта нарушения ПДД.

Следует отметить, что существует достаточное число специализированных систем с видеокамерами, которые фиксируют следующие виды нарушений (например, как в автоматизированной системе «ПДД - Инспектор» [1]):

- нарушение скоростного режима;

- выезд на сторону встречного движения;

- нарушение правил остановки, стоянки на проезжей части, остановка или стоянка в тоннеле;

- движение задним ходом;

- движение с несоблюдением требований, предписанных дорожными знаками;

- перестроение с нарушением требований дорожной разметки.

По каждому зарегистрированному событию в базе данных сохраняется следующая информация:

- номер видеокамеры, зафиксировавшей нарушение;

- полоса движения;

- дата и время нарушения;

- тип нарушения.

Одновременно в видеоархиве сохраняется соответствующий каждой записи видеофрагмент.

Разработанная компанией «Интегра-С» [2] система контроля дорожного движения «Интегра-КДД» предназначена для информационно-технологического и аналитического обеспечения процесса контроля за движением автотранспорта на перекрестах, оперативного анализа дорожной ситуации и доведения требуемой информации до всех пользователей, обладающих правом доступа.

Ниже представлены технические характеристики системы контроля дорожного движения «Интегра-КДД» (табл. 1).

Таблица 1 Технические характеристики СКДД «Интегра-КДД»

Режим работы 24 часа в сутки

Одновременное отслеживание номеров в кадре до 32

Ширина зоны распознавания от 6 до 9 метров для 3 МП

Угол установки к оси движения транспорта 0-20 градусов

Угол установки к горизонту 15-25 градусов

Дальность установки 20-65 метров

Количество камер на один сервер до 4 камер 5 МП

Количество полос на один сервер до 12 полос

Скорость движения автотранспорта до 200 км/ч

Число хранимых нарушений не менее 50 000

Число хранимых проездов не менее 200 000

Расстояние от центра номера до края габаритов ТС не менее 0,75 метров

Высота подвеса номера от 0,3 до 0,8 метров

Значение интервала исключения действия запрещающего сигнала светофора 0-5 000 мс

Острый угол между сплош- от 45 до 90

ной линиеи к горизонтальной оси изображения_

градусов

Ниже представлен интерфейс пользователя системы контроля дорожного движения «Интегра-КДД» (рис. 1).

Рис. 1. Интерфейс СКДД «Интегра-КДД»

«Авто-Интеллект» - программный комплекс разработанный компанией «1ТУ | Аххоп8ой», который позволяет решать широкий спектр задач в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и контроля проезда транспортных средств.

Основные задачи, которые решает «АвтоИнтеллект» [3]:

- распознавание государственных регистрационных знаков транспортных средств, контроль проезда транспортных средств, розыск транспортных средств;

- автоматическая фото-, видеофиксация нарушений скоростного режима;

- автоматическая фото-, видеофиксация проезда на запрещающий сигнал светофора;

- формирование, регистрация и печать постановлений о назначении административных наказаний;

- сбор данных о характеристиках транспортных потоков, передача этих данных в АСУДД.

«Авто-Интеллект» позволяет создать распределенную систему любого масштаба для решения одной из этих задач или нескольких задач одновременно.

АСУДД «Спектр» [4] компании «РИПАС» предназначена для обеспечения сетевого адаптивного управления дорожными контроллерами

светофорной сигнализации с целью оптимизации режимов их работы.

Работа системы предполагает автоматический мониторинг характеристик транспортных потоков с помощью детекторов и автоматический расчет управляющих параметров светофорной сигнализации.

АСУДД «Спектр» может быть использована в городе любого размера благодаря принципам модульности и масштабируемости.

АСУДД «КС» [5] - это комплексное решение для организации управления дорожным движением в масштабах города или района. Система обеспечивает мониторинг состояния управляющего оборудования и светосигнальной аппаратуры, сбор показаний различных датчиков, а также координированное управление светофорными объектами по годовому графику с учетом сезонных изменений, дней недели и времени суток и диспетчерское управление для проводок транспорта и разгрузки магистралей.

Создание автоматизированной системы оперативного учета опасных нарушителей ПДД и вывода их из транспортного потока в крупных городах может значительно снизить аварийность на дорогах за счет своевременного вывода из транспортного потока потенциальных виновников аварий. Такая система позволяет осуществлять:

1) считывание информации о нарушителе ПДД из баз данных (БД) ДПС по водителям и транспортным средствам;

2) отслеживание нарушителей ПДД путем просмотра базы данных, формируемой системами автоматизированного слежения за дорожным движением;

3) проверку наличия нарушителя ПДД в «Черном списке»;

4) расчет риска аварийной ситуации, который создают нарушители ПДД, и оценку уровня опасности для участников движения;

5) в зависимости от уровня опасности, создаваемой нарушителем ПДД, проведение соответствующих мер по упреждению, выводу автомобиля нарушителя из потока автомобилей, передаче нарушителя сотрудникам ДПС;

6) ведение внутренней базы данных системы;

7) формирование и ведение «Черного списка»;

8) формирование отчета о проведенных мероприятиях;

9) формирование графиков статистики по опасным нарушителям ПДД, попавших в поле зрения системы;

10) сбор сведений о дорожной обстановке из БД АСУДД;

11) сбор сведений о местонахождении нарушителя ПДД и отображение местоположения нарушителя ПДД на карте.

В статье отражены наиболее важные полученные результаты, в частности, структура системы и наиболее важные алгоритмы, программное, техническое обеспечение и интерфейс.

Организационно-функциональная структура сервера АС «Стоп-ЛихачДД»

Сервер АС «Стоп-ЛихачДД» осуществляет сбор данных из БД ДПС, АСУДД и систем видеофиксации факта нарушения ПДД, расчет риска аварийной ситуации и определение уровня опасности, создаваемого нарушителем ПДД, формирует «Черный список» и проводит мероприятия по выводу из потока автотранспорта опасных нарушителей ПДД. Ниже приведена организационно-функциональная структура сервера АС «Стоп-ЛихачДД» (рис. 2).

Рис. 2. Организационно-функциональная

В сервере АС «Стоп-ЛихачДД» можно выделить 7 функциональных блоков:

1) работа с БД;

2) работа с мобильным телефоном;

3) расчет риска аварийной ситуации и определение уровня опасности;

4) формирование «Черного списка»;

5) работа с маячком GPS/GSM;

6) работа с АСУДД;

7) принятие решения о мере воздействия на нарушителя и исполнение принятого решения.

Организационно-функциональная структура клиента АС «Стоп-ЛихачДД»

Клиент АС «Стоп-ЛихачДД» предназначен для информирования диспетчеров Д11С о местонахождении опасных нарушителей ПДД, кото-

структура сервера АС «Стоп-ЛихачДД» рых, по мнению системы, патрульные наряды ДПС должны вывести из потока автотранспорта самостоятельно. Клиент АС «Стоп-ЛихачДД» позволяет формировать отчеты и строить графики статистики.

Ниже приведена организационно-функциональная структура клиента АС «Стоп-ЛихачДД» (рис. 3).

В клиенте АС «Стоп-ЛихачДД» можно выделить 4 функциональных блока:

1) работа с БД;

2) отрисовка карты города;

3) формирование графика статистики;

4) формирование отчета.

Ниже изображена инфологическая модель предметной области (рис. 4).

Рис. 3. Организационно-функциональная структура клиента АС «Стоп-ЛихачДД»

Рис. 4. Инфологическая модель предметной области

Внешнее информационное обеспечение

Для обеспечения функционирования АС «Стоп-ЛихачДД» необходимо подключение системы к БД ДПС «Водители и ТС», «ТС в угоне», БД систем видеофиксации факта нарушения ПДД, БД АСУДД.

БД ДПС «Водители и ТС» необходима для ввода информации о нарушителе и его транспортном средстве во внутреннюю БД системы, а также для формирования «Черного списка» системы АС «Стоп-ЛихачДД». БД содержит в себе информацию о водителях и их ТС. В БД о водителях хранится следующая информация: серия и номер водительского удостоверения, ФИО водителя, место прописки, паспортные данные, сведенья о нарушениях ПДД и другая информация. В БД о ТС хранится следующая информация: серия и номер водительского удостоверения владельца ТС, номерной знак ТС, марка и модель ТС, мощность двигателя (в л.с.), тип транспортного средства, масса ТС, номер кузова, цвет окраски кузова, номер двигателя и другая информация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы АС «Стоп-ЛихачДД» использовала все свои возможности, необходимо в БД ДПС «Водители и ТС» добавить информацию о номере мобильного телефона владельца ТС и номер маячка, установленного в ТС, если таковой имеется.

БД ДПС «ТС в угоне» необходима для формирования «Черного списка» АС «Стоп-ЛихачДД».

В БД хранится следующая информация: номерной знак угнанного ТС, дата и время угона, серия и номер водительского удостоверения владельца, место, откуда было угнано ТС и прочая информация.

БД систем видеофиксации факта нарушения ПДД необходима для информирования АС «Стоп-ЛихачДД» о совершаемых нарушениях ПДД в реальном времени. В БД хранится следующая информация: номерной знак нарушителя ПДД, номер камеры, зафиксировавшей нарушение, тип нарушения, номер полосы, на которой было совершено нарушение, кадры видеозаписи нарушения ПДД, дата и время совершения нарушения ПДД и другая информация.

БД АСУДД необходима для информирования АС «Стоп-ЛихачДД» об обстановке на дорогах города. В БД хранится информация плотности потоков автотранспорта на различных участках дорог города, средний скоростной режим и прочая информация.

Внутреннее информационное обеспечение

Пакет ERwin позволяет созданную логическую модель данных перенести в физическую в выбранной системе управления базами данных (MS SQL Server) в автоматическом режиме.

Схема данных внутренней БД системы в SQL Server после завершения переноса представлена на рис. 5.

БД может храниться как на сервере АС «Стоп-ЛихачДД», так и на отдельном сервере БД.

Рис. 5. Схема данных внутренней БД системы в SQL Server

Коэффициент использования пропускной способности улично-дорожной сети

Одним из параметров, который описывает работу транспортной системы (ее загруженность), является коэффициент использования пропускной способности улично-дорожной сети (КИПС). Этот коэффициент рассчитывается для каждого участка улично-дорожной сети. Для расчета коэффициента используется также понятие расчетной пропускной способности полосы, которая зависит от различных параметров транспортной системы. Формула для расчета коэффициента использования пропускной способности улично-дорожной сети представлена ниже:

Z - N, p

(1)

где N - интенсивность движения;

Р - пропускная способность.

КИПС изменяется от 0 до 1. Если 2 находится в интервале от 0 до 0,2, то на дороге практически отсутствуют машины. Если 2 находится в интервале от 0,2 до 0,4, то на дороге осуществляется свободный проезд автотранспорта. Если 2 находится в интервале от 0,4 до 0,6, то по дороге осуществляется нормальный проезд автотранспорта. Если 2 находится в интервале от 0,6 до 0,8, то дорога загружена и на ней затруднен обгон. Если 2 находится в интервале от 0,8 до 1, то проезд затруднен. Если же 2 равен 1, то на дороге образовывается затор (пробка).

КИПС рассчитывается АСУДД для каждого участка дорожной сети, который управляется АСУДД. Данные о пропускной способности улично-дорожной сети хранятся в БД АСУДД.

Риск создания аварийной ситуации, создаваемый нарушителями ПДД

Во время нарушения ПДД участник движения повышает риск попасть в аварию для себя и окружающих его водителей. Самыми опасными нарушениями ПДД, приводящими к аварии являются: нарушение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда.

Для определения того, какой риск возникновения аварийной ситуации создается нарушителем ПДД, была разработана специальная формула:

ROi> •••, jm) - ^ ,=о kti A ,

(2)

где 7 - порядковый номер нарушения ПДД, который изменяется от 0 до п;

у - тип нарушения изменяется от 1 до т; ки - временной коэффициент, показывающий насколько давно произошло 7-е нарушение ПДД;

Лу - количество аварий из-за нарушения у-го типа;

N - общее количество аварий.

Как можно увидеть из формулы (2), для расчета риска создания аварийной ситуации необходимо иметь статистическую информацию по авариям, где отмечается количество аварий и при-чина, по которой она произошла (если из-за нарушения ПДД, то должно быть указано, какое именно нарушение ПДД привело к аварии). К сожалению, такая точная статистика не ведется сотрудниками ДПС. По этой причине формула (2) была модифицирована. Вместо использования данных о количестве аварий по причине нарушения ПДД можно применять данные о размере штрафов за нарушения ПДД, так как он напрямую зависит от тяжести совершенного нарушения ПДД. Получившаяся формула представлена ниже.

т,--, и=£ и (3)

где 7 - порядковый номер нарушения ПДД, который изменяется от 0 до п;

у - тип нарушения, который изменяется от 1 до т;

кй - временной коэффициент, показывающий насколько давно произошло 7-е нарушение ПДД;

р7у - размер штрафа за нарушение ПДД у-го типа;

- общая сумма штрафов.

К - временной коэффициент показывает, насколько давно произошло нарушение ПДД. Изменяется от 0 до 1. Применение данного коэффициента обусловлено необходимостью связать череду нарушений ПДД в общую картину поведения нарушителя ПДД. Чем старше нарушение ПДД, тем меньше оно влияет на риск создания аварийной ситуации. Без экспериментального наблюдения довольно сложно точно определить, какие значения должен принимать временной коэффициент. В табл. 2 приведены предварительные оценки коэффициента Кй.

Таблица 2

Предварительные оценки коэффициента К

Время до предыдущего Переходный

нарушения ПДД, коэффициент

мин риска (Kti)

10 1

10-20 0,8

20-30 0,5

30-40 0,3

40-60 0,15

>60 0

Алгоритм логического вывода о степени опасности поведения нарушителя ПДД

Для того чтобы определить является ли нарушитель ПДД опасным или нет, можно использовать алгоритм, изображенный ниже (рис. 6).

Процедура «Запрос плотности потока ТС в месте нахождения опасного нарушителя ПДД» осуществляет запрос плотности потока ТС в месте нахождения опасного нарушителя ПДД. Для этого запрашиваются координаты местоположения

Рис. 6. Блок-схема алгоритма логического вывода о степени опасности поведения нарушителя ПДД

Процедура «Проверка нахождения ТС нарушителя в „Черном списке"» выполняет запрос к БД системы и проверяет, нет ли ТС нарушителя в «Черном списке». Если ТС нарушителя присутствует в «Черном списке», в памяти сохраняется причина занесения его туда.

Если ТС находится в угоне по данным из «Черного списка», то нарушитель ПДД считается опасным и осуществляется переход к выполнению процедуры «Определение уровня опасности, создаваемого опасным нарушителем ПДД», иначе переход к выполнению процедуры «Выборка нарушений ПДД из БД системы».

Процедура «Выборка нарушений ПДД из БД системы» осуществляет выборку нарушений ПДД из БД системы.

Процедура «Расчет риска, создаваемого нарушителем ПДД» осуществляет расчет риска со-здания аварийной ситуации, создаваемой нарушителем ПДД, по данным, полученным про-цеду-рой «Выборка нарушений ПДД из БД системы».

Если риск создания аварийной ситуации превышает пороговое значение, то нарушитель считается опасным и осуществляется переход к выполнению процедуры «Запрос плотности потока

ТС в месте нахождения опасного нарушителя ПДД», иначе переход к концу алгоритма. опасного нарушителя ПДД, по векторной карте определяется участок дороги, на котором он находится, и отправляется запрос к БД АСУДД с указанием плотности потока ТС, какого участка дороги интересует систему.

Процедура «Выборка из БД системы сведений о массе ТС опасного нарушителя» осуществляет запрос на получение сведений о массе ТС опасного нарушителя из БД системы.

Процедура «Определение уровня опасности, создаваемой нарушителем ПДД» осуществляет определение уровня опасности, создаваемой нарушителем ПДД, по данным о наличии в «Черном списке» опасного нарушителя ПДД, плотности потока ТС в месте нахождения опасного нарушителя и массе его ТС.

Процедура «Сохранение данных в БД системы» осуществляет сохранение сведений о величине риска создания аварийной ситуации и уровне опасности, создаваемой опасным нарушителем ПДД.

Алгоритм определения уровня опасности

Для того чтобы определить какой уровень опас-

ности создает опасный нарушитель ПДД для других участников дорожного движения, можно ис-

пользовать алгоритм, изображенный ниже (рис. 7).

Рис. 7. Блок-схема алгоритма определения уровня опасности

Алгоритм вывода из потока опасного нарушителя ПДД

Для вывода из потока ТС опасного нарушителя ПДД можно использовать алгоритм, изображенный ниже (рис. 8).

Процедура «Анализ текущей обстановки и принятие решения о мере воздействия на опасного нарушителя» осуществляет принятие решения о том, какими средствами воздействовать на опасного нарушителя ПДД, опираясь на анализ данных, полученных процедурами: «Сбор сведений о местоположении опасного нарушителя», «Сбор сведений о наличии и состоянии дорожных знаков переменой информации на пути опасного нарушителя», «Сбор сведений о наличии и статусе светофоров на пути опасного нарушителя», «Выборка сведений об опасном нарушителе из БД системы».

Процедура «Реализация воздействия на опасного нарушителя» осуществляет исполнение при-

нятого решения процедуры «Анализ текущей обстановки и принятие решения о мере воздействия на опасного нарушителя».

Если опасный нарушитель остановлен или ушел из зоны ведения системы, то осуществляется переход к концу алгоритма, иначе переход к процедуре «Сбор сведений о местоположении опасного нарушителя».

Процедура «Вызов мобильного патруля ДПС к местоположению опасного нарушителя» осу-

ществляет вызов мобильного патруля ДПС к местоположению опасного нарушителя через диспетчера.

Алгоритм определения местоположения опасных нарушителей

Для определения местоположения опасных нарушителей можно использовать следующий алгоритм, изображенный ниже (рис. 9).

Рис. 8. Блок-схема алгоритма вывода опасного нарушителя ПДД из потока ТС

Рис. 9. Блок-схема алгоритма определения местоположения опасного нарушителя ПДД

Алгоритм формирования «Черного списка» по данным системы

Для формирования «Черного списка» по данным АС «Стоп-ЛихачДД» можно использовать алгоритм, изображенный ниже (рис. 10).

Рис. 10. Блок-схема алгоритма формирования «Черного списка» по данным АС «Стоп-ЛихачДД»

Аналогично строится список по данным ДПС об угонах, о нарушениях ПДД.

Данный программный комплекс разработан в среде программирования Microsoft Visual Studio 2010. В качестве системы управления базами данных использовалась Microsoft SQL Server 2008 R2. Для доступа к БД использовалась технология ADO.NET. Для построения инфологической модели использовалось программное средство ERwin фирмы Computer Associates. Для построения организационно-функциональной структуры системы использовалось программное средство BPwin фирмы AllFusion. Для построения карты города и отметки на ней местоположения опасного нарушителя ПДД использовалась технология API Yandex.Map. Программный продукт работает под управлением операционных систем Windows XP/ Vista/Seven.

АС «Стоп-ЛихачДД» включает в себя три загрузочных модуля (файл с расширением «exe»), два файла конфигурации (файл с расширением «sldd»):

1) сервер;

2) клиент;

3) настройка сервера;

4) конфигурация сервера;

5) конфигурация клиента.

В качестве языка программирования был выбран язык C# фирмы Microsoft. C# - объектно-ориентированный язык программирования. C# относится к семье языков с C-подобным синтаксисом, из них его синтаксис наиболее близок к C++ и Java. При работе с данными использовался язык Transact-SQL.

Для работы с картой использовался язык программирования Java Script и язык разметки гипертекста HTML.

Для построения инфологической модели использовался язык ER-диаграмм.

Важнейшим фактором, влияющим на функциональные возможности и эффективную работу АС «Стоп-ЛихачДД», является состав используемых технических средств.

Оптимальный состав технических средств, необходимых для функционирования АС «Стоп-ЛихачДД»:

Сервер:

- процессор Intel Core i7 3ГГц или выше;

- оперативная память 8 GB;

- жесткий диск 1 000 GB и более;

- видеопамять не менее 512 MB;

- монитор с разрешением 1 024 х 768 или более высоким;

- сетевой адаптер 100/1 000 Мбит;

- модуль GSM для обеспечения двухсторонней, многоканальной связи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- клавиатура, мышь;

- ИБП.

Клиент:

- процессор Intel Pentium D 3,4GHz или аналогичный;

- оперативная память 2 GB;

- видеоадаптер объемом памяти 512 МВ;

- жесткий диск объемом 150 GB;

- минимальное разрешение экрана монитора 1 024 х 768;

- 2 сетевых адаптера 100/1 000 Мбит;

- клавиатура, мышь.

Для того чтобы система корректно отображала местоположение опасного нарушителя в ТС, рекомендуется устанавливать GPS/GSM-маячки. Например, GPS/GSM-маячки фирмы StarLine M5, M11,M11+ или M12 [6].

Информационно-поисковые комплексы StarLine позволяют определить местонахождение автомобиля благодаря GSM-модему и модулю определения GPS-координат, он определяет точное положение автомобиля в системе GPS или по сотовым ретрансляторам. Компактность и автономное питание позволяют спрятать маячок в салоне автомобиля без «привязывания» его к бортовой сети. В маячках предусмотрена возможность подключения питания к бортовой системе электропитания.

Взаимодействие с маячками StarLine осуществляется путем отправки SMS-сообщений с командами на номер сим-карты, установленной в маячке.

Интерфейс клиента АС «Стоп-ЛихачДД»

Клиент АС «Стоп-ЛихачДД» является многооконным приложением, пользователями которого являются диспетчеры ДПС. Рассмотрим основные его формы.

Окно «Авторизация» служит для авторизации пользователя и подключения его к БД системы. Для авторизации пользователь должен ввести верный логин и пароль, нажать кнопку «Ок». Если все правильно, то открывается главная форма АС «Стоп-ЛихачДД» (рис. 11), иначе отображается сообщение об ошибке ввода логина или пароля.

напротив номерного знака опасного нарушителя ПДД могут отображаться значки, указывающие на то, что к опасному нарушителю ПДД еще не был направлен патруль ДПС «(!)» или что ТС опасного нарушителя находится в угоне «(В угоне)». На карте маркером отображается место-поло-жение опасного нарушителя ПДД, номерной знак, которого выделен в списке. Если выделены пунк-ты «Все», «1-й уровень», «2-й уровень», «3-й уро-вень», то отображаются соответствующие группы опасных нарушителей ПДД. Цвет маркера зависит от уровня опасности, создаваемой им для дру-гих водителей. Если маркер зеленый, то это первый уровень RadioButton-объект «Патруль ДПС отправлен к опасному нарушителю ПДД», «Опас-ный нарушитель ПДД ушел от преследования»,

Рис. 11. Главное окно АС «Стоп-ЛихачДД»

Главная форма позволяет наблюдать за местоположением опасных нарушителей ПДД, просмотреть статистику по опасным нарушителям ПДД и отчет по проведенным мероприятиям. Для выбора действия необходимо выбрать соответствующую вкладку. В меню можно открыть справку и информацию о программе.

Вкладка «Мониторинг опасных нарушителей ПДД» позволяет пользователю наблюдать за местоположением опасных нарушителей ПДД, попавших в поле зрения системы. В древовидном списке отображен перечень опасных нарушителей ПДД, сгруппированных по уровню участников дорожного движения. В древовидном списке

«Опасный нарушитель ПДД задержан», позволяющий выбрать действие, проведенное по отношению к опасному нарушителю ПДД сотрудниками ДПС. Кнопка «Применить» активирует выбранный объект RadioButton.

Вкладка «Статистика» позволяет построить график статистики по опасным нарушителям ПДД (рис. 12). Выпадающий список «Статистика по:» позволяет выбрать по нарушителям какого уровня опасности строить график: всем, 1 -го уровня, 2-го уровня, 3-го уровня. Гиперссылки позволяют выбрать период просмотра статистики по опасным нарушителям ПДД от недели до года, а также за весь период, имеющийся в базе данных.

Рис. 12. Вкладка «Статистика»

Над графиком выводится следующая статистическая информация: сколько всего обнаружено опасных нарушителей ПДД за выбранный период, сколько из них задержано, ушло от преследования, ушло из зоны ведения системы, сколько было обнаружено угнанных ТС и сколько из них было задержано.

Вкладка «Отчет» (рис. 13) позволяет просмотреть все мероприятия, проведенные по отношению к опасным нарушителям ПДД в виде таблицы.

Интервал времени задает диапазон дат для построения отчета. Кнопка «Просмотреть» служит для заполнения таблицы или ее обновления. Кнопка «Сохранить в файл» позволяет сохранить

построенный отчет в файле html. Над таблицей приведена справочная информация: сколько всего обнаружено опасных нарушителей ПДД за выбранный период, сколько из них отнесены к 1, 2 и 3 -му уровням опасности, сколько опасных нарушителей ПДД задержано, ушло от преследования, ушло из зоны ведения системы, сколько бы-ло обнаружено угнанных ТС и сколько из них бы-ло задержано.

Окно «О программе» (рис. 14) содержит справочную информацию о разработчике. При нажатии на ссылку можно отправить письмо автору, где можно высказать свои пожелания, предложения и замечания.

Рис. 13. Вкладка «Отчет»

Рис. 14. Справочная информация «О программе»

Интерфейс конфигуратора АС «Стоп-ЛихачДД»

Конфигуратор АС «Стоп-ЛихачДД» является многооконным приложением, пользователями которого являются администраторы АС «Стоп-ЛихачДД». Конфигуратор предназначен для настройки доступа клиента и сервера к БД.

При запуске конфигуратора открывается окно, вид которого представлен ниже (рис. 15).

[ Сохранить ]

Рис. 15. Конфигуратор АС «Стоп-ЛихачДД»

Для настройки доступа сервера к внешним БД и внутренней БД системы используется вкладка «Настройка сервера». Для настройки доступа к БД системы используется вкладка «Настройка клиента».

Вкладка «Настройка сервера» позволяет настроить подключение к различным БД, необходимым для работы сервера АС «Стоп-ЛихачДД».

В группах «База данных ДПС „Водители и ТС"», «База данных ДПС „ТС в угоне"», «База

данных „Нарушители ПДД"» и «База данных АС „Стоп-ЛихачДД"» настраивается доступ к соответствующим БД. Для этого нужно ввести имя сервера, имя пользователя и пароль, если требуется проверка подлинности Windows нужно поставить отметку об этом. Кнопки «Проверить» служат для проверки правильности ввода имени сервера, логина, пароля, если они введены верно, то отобразится зеленая иконка, изображенная на рис. 15, иначе красная. Также требуется ввести название города, в котором установлена система. Для сохранения настроек используется кнопка «Сохранить», после ее нажатия нужно выбрать местоположение папки с сервером системы.

Автоматизированная система оперативного учета опасных нарушителей ПДД и организации вывода их из потока в крупных городах АС «Стоп-ЛихачДД» позволяет проводить сбор данных о нарушениях ПДД из БД систем видеофиксации нарушений ПДД и на основании этих данных и данных ДПС о владельце и его ТС выявлять опасных нарушителей ПДД. Также система осуществляет вывод опасных нарушителей ПДД из потока автомобилей и передачу их в руки патруля ДПС. Результаты работы программы сохраняются в БД системы и могут быть представлены в форме графика статистики или отчета.

АС «Стоп-ЛихачДД» находится в стадии разработки, текущая версия может использоваться по прямому назначению, но ее функционал не полон. Дальнейший путь развития системы включает в себя разработку методов взаимодействия системы с АСУДД для организации управления светофорным оборудованием и табло, находящимися под управлением АСУДД. Разработанный в полном объеме программный продукт должен понизить уровень аварийности на дорогах крупных городов путем вывода из потока транспортных средств нарушителей

ПДД, которые создают высокий риск создания аварийной ситуации.

Система будет полезна для сотрудников ДПС крупных городов, где существует проблема с высоким уровнем аварий по причине неосторожно го вождения транспортным средством. Совершен-

ствуя математический и алгоритмический аппарат, добавляя новые методы воздействия на опасных нарушителей ПДД, можно повысить эффективность работы системы.

Примечания

1. ISS : офиц. сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.iss.ru/.

2. Integra : офиц. сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.integra-s.com.

3. ITV : офиц. сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.itv.ru/.

4. РИПАС : офиц. сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.ripas.ru.

5. КОМСИГНАЛ : офиц. сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.comsignal.ru.

6. УльтраСтар : офиц. сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.ultrastar.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.