Список литературы:
1.Bosworth C.E. History of al-Tabari. Vol. 5. The Sasanids, the Byzantines, the Lakhmids, and Yemen. Albany, NY: State University of New York Press; 1999.
2.Evans, J. A. S. The Age of Justinian: The Circumstances of Imperial Power. New York: Routledge; 1996.
3.Fiey J.-M. Ichodnah et la Chronique de Séert // Parole de l'Orient. VI-VII. 1975-76. P. 447-459.
4.Fiey Jean Maurice. Ichô'dnah, métropolite de Basra, et son œuvre // L'Orient syrien. XI. 1966. P. 431450.
5.Greatrex G., Lieu S.N.C. Roman Eastern Frontier and the Persian Wars. Part II. AD 363-630. A Narrative Sourcebook. London - New York: Routledge; 2002.
6.Histoire nestorienne (Chronique de Séert): Première partie (I). // Patrolo-gia Orientalis. Tomus 04: Duval R., Wessely C., Mgr Scher A., Perier J., Nau F., Bousquet J., Goodspeed E.-J., Crum W.E. Paris.: Librairie de Paris, Firmin-Didot et C, Imprimeurs-Éditeurs; 1908. P. 213-313. (In Arabian and French).
7.Histoire nestorienne (Chronique de Séert): Première partie (II) // Patrolo-gia Orientalis. Tomus 05: Evetts B., Mgr Scher A., Dib P., Bayan G., Max de Saxe (le prince S.A.R.), Vasiliev A., Leroy L., Nau F. Paris: Librairie de Paris, Firmin-Didot et C, Imprimeurs-Éditeurs; 1910. P. 217-344. (In Arabian and French).
8.Histoire nestorienne (Chronique de Séert): Seconde Partie (I) // Patrologia Orientalis. Tomus 07: Mgr Scher A., Guidi I., Vasiliev A.-A., Brooks E.-W. Paris.: Librairie de Paris, Firmin-Didot et C, Imprimeurs-Éditeurs; 1911. P. 84-203. (In Arabian and French.)
9.Histoire nestorienne (Chronique de Séert): Seconde Partie (II) // Patrolo-gia Orientalis. Tomus 13: Grebaut S., Nau F., Asin M. et Palacios, S.G. Mgr Addai Sher, Griveau Robert, Pereira E.Paris. : Librairie de Paris, Firmin-Didot et C, Imprimeurs-Éditeurs; 1919. P. 333-639. (In Arabian and French.).
10.Nautin Pierre. L'auteur de la Chronique de Séert : Isô'denah de Basra // Revue de l'histoire des religions.186-2; 1974. P. 113-126.
11.Wood P. The Chronicle of Seert. Christian Historical Imagination in Late Antique. Oxford: Oxford University Press; 2013.
12.Агафий. О царствовании Юстиниана. М. -Л.: Изд-во Академии наук СССР; 1953. [Agafiy. O tsarstvovanii Yustiniana. Moscow-Leningrad: Izdatelstvo Akademii nauk SSSR; 1953 . (In Russ).]
13.Васильев А.А. Византийская империя до крестовых походов. М: Алгоритм; 2012. [Vasil'yev AA Vizantiyskaya imperiya do krestovykh pokhodov. Moscow: Algoritm; 2012. (In Russ).]
14.Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь; 1997. [Dashkov SB Emperors of Byzantium. Moscow: Red Square; 1997. (In Russ).]
15.Дмитриев В.А. Борьба Римской (Византийской) империи и Сасанидского Ирана за преобладание в Передней Азии (III - VII вв.). Псков: ПГПУ; 2008. [Dmitriyev VA Bor'ba Rimskoy (Vizantiyskoy) imperii i Sasanidskogo Irana za preobladaniye v Peredney Azii (III - VII vv.). Pskov: PGPU; 2008. (In Russ).]
16.Дмитриев В.А. Всадники в сверкающей броне. СПб: Петербургское востоковедение; 2008. [Dmitriyev VA Vsadniki v sverkayushchey brone. SPb: Peterburgskoye vostokovedeniye; 2008. (In Russ).]
17.Малала Иоанн. Хронография. Книги XIII-XVIII. Мир поздней Античности. Документы и материалы. Выпуск 2. Белгород: НИУ «БелГУ»; 2014. [Malala Ioann Khronografiya. Knigi XIII-XVIII. Mir pozdney Antichnosti. Dokumenty i materialy. Vypusk 2. Belgorod: NIU «BelGU»; 2014. (In Russ).]
18.Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван (531 -579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. М.: ИВ РАН; 2014. [Mishin DYe Khosrov I Anushirvan (531 - 579), yego epokha i yego zhizneopisaniye i poucheniye v istorii Miskaveykha. Moscow: IV RAN; 2014. (In Russ).]
19.Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М: Наука; 1993. [Prokopiy Kesariyskiy. Voyna s persami. Voyna s vandalami. Taynaya istoriya. Moscow: Nauka; 1993. (In Russ).]
20.Селезнев Н.Н. Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк. М.: АЦВ; 2001. [Seleznev NN Assiriyskaya Tserkov' Vostoka. Istoricheskiy ocherk. Moscow: ATSV, 2001. (In Russ).]
21.Селезнев Н.Н. Несторий и Церковь Востока M.: Путь; 2005. [Seleznev NN Nestoriy i Tserkov' Vostoka. Moscow: Put'; 2005. (In Russ).]
АЛГОРИТМЫ И СХЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Ващева Ирина Юрьевна
Доктор исторических наук, профессор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
г. Нижний Новгород, Россия Сивкина Наталья Юрьевна Доктор исторических наук, профессор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
г. Нижний Новгород, Россия
Несколько последних десятилетий преподавание всемирной истории все чаще ведется на основе «цивилизационного подхода», ставшего определенной альтернативой тотальной
марксистской теории развития общества. Именно данный методологический подход позволил показать историю отдельных стран совершенно с других позиций: вместо акцента на социально-
экономическое развитие и классовую структуру общества на первое место часто выдвигается идеология, религия, особенности менталитета, общие и индивидуальные черты мировых цивилизаций.
В то же время данный подход сразу же вызвал серьезную критику вследствие размытости категориального аппарата, неопределенности хронологических и территориальных рамок цивилизаций, произвольно определяемого количества цивилизаций, отказа от стадиальности в пользу принципа повторяемости в истории, перехода от идеи универсальности и закономерности исторического процесса к признанию многообразия и уникальности людских сообществ, что лишает познание исторического процесса единой логики и системности [Алаев, Ионов, Семенов. Основные концепции...].
Несмотря на довольно широкое внедрение в преподавание данного подхода, цивилизационный дискурс в российском обществознании все еще находится в стадии формирования [Ерасов. Культура., Ерасов. Цивилизационное устроение.] Спорных вопросов не стало меньше, они касаются даже таких основополагающих моментов, как количество существовавших цивилизаций, принцип их выделения, и даже само понятие «цивилизация».
В самом общем виде, «цивилизация» понимается как локализованная в историческом пространстве и времени целостная культурно -историческая общность, характеризующаяся общностью ментальных установок, духовно -нравственных ценностей и культурных традиций, устойчивыми чертами в экономической жизни и социально-политической организации,
особенностями образа жизни и типа личности [Фролов, Муртазина, Кривопусков].
Но если в научных кругах не существует однозначного мнения на эффективность использования в преподавании
«цивилизационного» подхода, и многие методологические вопросы еще находятся в стадии разработки, то каждый преподаватель вынужден ориентироваться на собственное видение вопроса и часто руководствуется стремлением к комплексному изучению каждой цивилизации. Однако в условиях сокращающихся часов на преподавание дисциплин, часть вопросов (и их доля все возрастает) предлагается студентам освоить самостоятельно. Таким образом, приступая к изучению всемирной истории, студент оказывается в сложнейшей ситуации. С одной стороны, первокурсник, только еще
«окунувшийся» в изучение всемирной истории, сталкивается с необъятным материалом и необходимостью его каким-либо образом систематизировать, структурировать и
организовать [См., например, Сравнительное изучение цивилизаций].
С другой стороны, сам цивилизационный подход, провозглашаемый в современных учебных курсах, находится еще в стадии разработки, и таким образом, студент младших курсов, не освоивший конкретно-исторический материал и плохо подготовленный в теоретическом отношении, оказывается один на один с понятийной и методологической неопределенностью
цивилизационного подхода, а также ожесточенными дискуссиями в научной среде по поводу правомерности, возможностей и перспектив его применения. Естественно, что подобная ситуация вызывает настоящий шок у студента.
В сложившихся условиях в задачу преподавателя входит научить студента правильно ориентироваться в огромном материале, дать ориентиры и «маяки», которые помогут не только освоить конкретную дисциплину, но и легко сравнивать достижения и особенности цивилизаций, находить их общий путь развития и т.п. Для понимания сущности и развития цивилизаций преподаватель может предложить обучающимся использовать алгоритмы и схемы, которые, благодаря наглядности не только развивают память и интеллект, но и позволяют структурировать обширный материал, который часто обладает таким разнообразием и спецификой, что как-либо сравнивать цивилизации становится достаточно трудно.
Для характеристики той или иной цивилизации можно рекомендовать
придерживаться следующего алгоритма в ответе:
Природно-географические условия, в которых сложилась цивилизация и население
Экономический фактор и тип хозяйственной деятельности
Особенности менталитета, система ценностей Организация власти и общества Причины кризиса и упадка; Гибель цивилизации
При этом, разбирая пункты данного алгоритма, можно предложить студентам воспользоваться логическими схемами. Они позволяют повысить уровень абстрактного обобщения данного материала [Чернух]. Например, по истории древнего Египта одна из схем выглядит следующим образом:
г ^
Необходимость притока
людских и материал ьных р есур сов в экономику Египта
Ь. А
Мирные периоды в истории Египта
Расширение
границ государства
Активная завоевательная политика фараонов
Цикличность схемы подсказывает, что сбой в работе одного из звеньев цепочки приводит к кризису в экономике, а значит, рано или поздно, произойдет и кризис власти.
Наличие четких критериев алгоритма позволяет выделять специфические черты и особенности той или иной цивилизации, сравнивать ее с другими обществами. _Таблица 1
Критерии Цивилизация средневекового Запада Исламская цивилизация Японская цивилизация
Время и место существования V в., Западная Европа, Средиземноморский мир Возникает в VII в., колыбель -Аравия, в период наибольшего могущества (УШ-ГХ вв.) -территории современных арабских стран Азии, часть Средней Азии, Египет, Иран, Северная Африка и Индии. В состав Багдадского халифата входили территории современных арабских стран Азии, часть Средней Азии, Египет, Иран, Север Возникает в VII в., Японские острова
Природно-географическ ие условия Западная Европа Разнообразные условия, зоны умеренного и субтропического климата, Материковый тип Степи и полупустыни Материковый тип Нехватка земель Морской (посейдонический) характер цивилизации
Религия Христианство (католицизм) Ислам - основа арабской цивилизации, способствовал Сильное влияние конфуцианства и синтоизма
Система ценностей Динамизм, стремление к новизне, прогрессу, индивидуализм, рациональное восприятие мира, Человек- венец творения, стремление подчинить себе природу, установка на свободу личности, Принцип коллективизма, приоритет общины над личностью, сохранение традиций Эмоциональное, целостное восприятие мира, стремление жить в гармонии с природой, принцип коллективизма, приоритет общины над личностью, сохранение традиций
Структура общества Жесткая вертикальная иерархия, феодальная лестница, приоритет военно-служилого сословия, 3х-частная модель общества (ОГЙОГСБ, ЬеМогеБ, ¡аЪогйогеБ) Основа общества - умма (община, се равны перед лицом Аллаха) приоритет военно-служилого сословия 4-хчастная структура (самураи, крестьяне, ремесленники, купцы) приоритет военно-служилого сословия (самураи)
Специфика государственного устройства Феодальная раздробленность, Принцип разделения властей, ограничение монархической власти, Сословно-представи-тельные структуры Объединение духовной (имамат) и светской (эмират) власти в руках правителя (Халиф - «наместник» Мухаммеа) Политический монизм Идея сильной центральной власти не реализовалась, клановая система. С XII века - сегунаты - власть военачальника над территорией,объединение Японии - только в XVII век (сегун Токугава Иэясу)
Особенности экономического развития Аграрный характер экономики, феномен средневекового города, формирование феодальных отношений Торгово-городской харак-тер цивилизации (высокий уровень урбанизации, развитая торговля как основа экономической жизни); Государство -- верховный собственник всех богатств и земель Первоначально - поселения рыбаков и собирателей морепродуктов, в дальнейшем основным занятием становится земледелие (выращивание риса)
Для построения типологии цивилизаций одна и та же локальная цивилизация в зависимости студентам можно предложить следующую таблицу от выбранного критерия может быть [Сенюткина], которая наглядно показывает, что охарактеризована по-разному:
Таблица 2
Типы цивилизаций
Критерий определения типа цивилизации Типы цивилизаций
По времени существования Древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные
По географическому положению: - тот или иной регион - цивилизации "на великих реках" Цивилизация Междуречья, цивилизации Мезоамерики и т.п. Древнекитайская цивилизация (Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил) и т.п.
По религиозно-нравственным ценностным ориентациям Исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская и т.п.
По типу хозяйственной деятельности Аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная)
По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур Более открытые, менее открытые
По уровню межцивилизационных взаимодействий Локальные, особенные, мировая
По особенностям цивилизационного развития Традиционные, нетрадиционные; устойчивые, неустойчи-вые (отсюда - условное деление на Запад и Восток)
По направленности развития Непрогрессивные, циклические, прогрессивные
Таким образом, в современных условиях одной из важнейших задач преподавателя становится не только сообщение студентам новой конкретно-исторической информации о развитии различных обществ и цивилизаций, сколько выработка навыков работы с этим материалом, демонстрация определенных алгоритмов и приемов работы, облегчающих восприятие материала. Очень большую роль здесь могут сыграть разного рода схемы, таблицы и алгоритмы.
Список использованной литературы
1.Алаев Л.Б. Смутная теория и спорная практика: о новейших цивилизационных подходах к Востоку и к России // Историческая психология и социология истории. 2008. № 2. С. 87 - 112.
2.Ерасов Б.Н. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990;
3.Ерасов Б.С. Цивилизационное устроение общества: универсалии и самобытность. М., 2001.
4.Ионов И. Н. Теория цивилизаций и эволюция научного знания // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С. 118-135.
5.Кривопусков ВВ. Цивилизационные идентичности Запада и Востока: место «Русского мира» // Гуманитарий юга России. 2016. № 4. С. 224 - 235 -Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/tsivüizatsionnye-identichnosti-zapada-i-vostoka-mesto-i-ral-msskogo-mira
6.Муртазина М.Ш. Связь категорий «культура» и «цивилизация» в контексте глобализационных процессов: философско-культурологический анализ // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 18 (233): Философия. Социология. Культурология. Вып. 21. С. 111-114. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-kategoriy-kultura-i-tsivilizatsiya-v-kontekste-globalizatsionnyh-protsessov-filosofsko-kulturologicheskiy-analiz
7. Семенов Ю.И. Основные концепции всемирной истории // http ://scepsis. net/library/id_71. html
UDC: 950
8.Сенюткина О.Н. История цивилизаций. Учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2002. - Режим доступа: http://academ.lunn.ru/old/Departments/Culturology/Ist oriya_civilizaciy.htm
9. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. — М.: Аспект Пресс, 1998.— 556 с.
10.Фролов И.В. Ценностное основание цивилизаций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 3(15). С. 85-90.
11.Чернух, И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории / И. Н. Чернух. // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 1. СПб., 2012. С. 237-239. // Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1895/
_EARLY ARAB INVASIONS OF FERGANA_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.4.77.980 Yuldashev Saidanvarbek
Base doctoral student of Fergana State University
ABSTRACT
The article discusses the early Arab invasions of the Fergana Valley for the first time, based on historical sources and literature. In particular, the visit of the Sassanid ruler Yazdigard III to the valley, the military campaigns of Umayr ibn Uthman, ar-Rabi al-Harithi, Salm ibn Ziyad, Salih ibn Muslim and Nasr ibn Sayyar to Fergana and Khojand in different years. The purpose of these marches and the reasons for them are also covered in the article.
Keywords: Fergana, Yazdigard III, Feruz, Nars, Arab Caliphate, Qutayba, Salih, Nasr ibn Sayyar, Turkish Khaganate, Kasan, Khojand.
Introduction.
Historical sources state that the Arabs entered the Fergana Valley several decades before Qutayba ibn Muslim's military campaigns in 713-715. The Arab invasions of Fergana in the second half of the 7th century and after that coincided with the height of the political crisis in this region.
In their articles and monographs, B. Gafurov [7; 8], A.N. Bernschtam [4], G.Goipov [9], Sh. Kamoliddin [13], A.Otakhujaev [17] spoke about the first Arab military campaigns in Fergana. However, in their studies, not all Arab invasions were analyzed in chronological order.
Among foreign researchers scholars such as O.G. Bolshakov [5], Julius Wellhausen [6], Hugh Kennedy [4], I.M. Filshtinsky [19; 20], Zechariah Kitapchi [40] also studied the Arab military campaigns in Fergana. Yet the information they cite is mainly about military operations in 715 and later.
There is no information in either local or foreign studies about the marches of the Arabs to Fergana in the second half of the VII century and in the beginning of the VIII century.
Results of a research
One of the most important events related to the Fergana Valley in the first half of the 7th century was the clash of the Fergana people with the Arabs. During the reign of the Western Turkic Khagan Yopi Tolu (640-651) [17, p. 185] the Fergana people clashed with the Arabs in the upper reaches of the Tajan River [36, p. 59].
Historian Tabari gives the following information about the first military conflict of Fergana with the Arabs. In 643, Yazdigard III, the ruler of the Sassanid state, launched a military campaign against the Arabs, sending an envoy to the Ikhshid of Sughd and the Turk khagan and asking for their help. But because help did not come quickly, he retreated to the right bank of the Amudarya. Later, the Turkic khagan decided to help Yazdigard III. Tabari writes: "He (the Khagan) came with the Turks and gathered [soldiers] from the people of Fergana and Sughd. Then he began his march with them. Yazdigard also marched back to Khorasan: he crossed the river and stayed in Balkh. Khagan also crossed the water with him. The people of Kufa retreated to Marwarrud, to al-Ahnaf. The disbelievers (kafeers) (i,e, Yazdigard III and the Khagan army)