Научная статья на тему 'Алгоритмическое обеспечение навигационной системы автогрейдера'

Алгоритмическое обеспечение навигационной системы автогрейдера Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритмическое обеспечение навигационной системы автогрейдера»

Сербин Е.М.

Ставропольский технологический институт сервиса (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АВТОГРЕЙДЕРА

Как известно, одна из двух наиболее трудноразрешимых российских проблем - дороги. Проблемы есть и с качеством дорог, и с их количеством. При этом надо учитывать, что территория России -самая большая на планете - 17,1 млн км2. Т.е. почти в два раза больше, чем у США (9,36 млн км2), и в 17 раз больше, чем у Китая (0,96 млн км2) . Поэтому вопрос приоритетного развития дорожной сети для России имеет особое значение.

По оценкам экспертов, Россия должна строить ежегодно не менее 30 тыс. км высококлассных дорог по утвержденной региональной стоимости, с гарантированными долговечностью и надежностью, исключающими ремонт дорог на 30-35 лет.

Однако, в реальных условиях срок службы автодорог намного меньше желаемого. Дорожное полотно быстро изнашивается и продавливается под колесами многотонных грузовиков. Это говорит о низком качестве подготовительных земельных работ, которые проводятся у нас «на глаз». Необходимо, наконец, понять, что автомобильные дороги, которые мы строили и продолжаем строить, в принципе не соответствуют никаким понятиям о качестве. И они в принципе не технологичны.

В связи с постоянным ростом требований к качеству строительной продукции возникает необходимость повышать общий технический уровень строительных работ, их надежность, долговечность, эстетичность, технологичность. Земляные работы занимают в общей схеме строительства особое место, особенно при сооружении дорог, путепроводов, аэродромов и т. д. Поэтому вопросы точности проведения земляных работ имеют принципиальное значение, ибо они, в конечном счете, определяют уровень качества строительных работ.

Земляные работы проводятся при помощи автогрейдера. Грейдер — прицепная или самоходная машина [3] для планировки и профилирования площадей и откосов, разравнивания и перемещения грунта, снега или сыпучих строительных материалов.

Выполнение всех функций грейдера происходит с помощью специального рабочего органа — отвала с ножом, который смонтирован на раме машины. Его можно поднимать, опускать, поворачивать в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Для улучшения качества работы грейдера, его быстродействия, а следовательно и качества автодороги предлагается оснастить его автоматизированной системой управления, включающей в себя две разнесенные цифровые фотокамеры, вычислитель и три лазерных маяка.

Грейдер, решая навигационную задачу, движется в области излучения лазерных маяков (рисунок 1) расположенных на земле.

Рисунок 1 - Расположение лазерных маяков относительно автодороги:

1 - опорная точка; 2,3,4 - лазерные маяки, 5 - профиль дороги

Излучение трех лазерных маяков, посредством фотообъектива, формирует изображение весьма малых габаритов на элементах фотоматрицы. По координатам «засвеченных» элементов на фотоматрице (yk, Zk), определяются пространственное и угловое положение отвала с ножомотносительно системы маяков (рисунок 2).

Рисунок 2 - Формирование «засвечиваемого» элемента на фотоматрице:

1 - источник лазерного излучения, 2 - область распространения лазерного излучения,

3 - объектив приемного устройства, 4 - фокусируемое изображение лазерного маяка,

5 - фотоматрица, 6 - сфокусированное изображение лазерного маяка на элементе фотоматрицы

Для описания взаимного положения системы маяков и отвала с ножом введем в рассмотрение неподвижную прямоугольную систему координат OXYZ, связанную с системой источников излучения (базис i,j,k), ось ОХ совпадает с направлением движения ножа, ось OY совпадает с вертикалью, а ось OZ образует правую систему координат. Система координат O'X'Y'Z' - подвижная система, связанная с геометрическим центром фотоматрицы, где ось O'X' направлена по оптической оси объектива, ось O'Y' направлена вверх перпендикулярно горизонтальной стороне фотоматрицы[1], ось O'Z' перпендикулярна осям O'X', O'Y', образуя с ними правую систему координат с базисом i',j',k', представленными на рисунке 3.

Рисунок 3 - Взаимное расположение систем координат OXYZ и O'X'Y'Z':

1 - лазерный маяк, 2 - объектив приемного устройства, 3 -фотоматрица

Преобразование координат произвольного вектора из системы координат OXYZ в систему координат O'X'Y'Z', осуществляется посредством известного соотношения,учитывающего только взаимное угловое положение систем координат. Связь между старым и новыми координатами вектора для случая, когда оба базиса - старый и новый - являются ортонормированными, задается следующей формулой:

"X '■ X"

Y' = AT Y

Z ’ Z

где А - матрица направляющих косинусов А , имеющая вид:

cosy-cosu sny-sny- cosg^ cosy-snu cosy ■ s n y+ s n y ■ cosy ■ snu ■ 11І j' І к1І"

A = snu cosu^ cosy -cosu sny = 11 j j1 j к1 j

-siny^ cosu sny^ cosy+ cosy^ sny^ snu cosy-cosy- sny^ sny^ snu 11 к j1 к к1 к

ф - угол поворота отвала с ножом в вертикальной плоскости, и - угол наклона отвала с ножомвок-руг поперечной оси, у - угол поворота отвала с ножомвокруг продольной оси.

Вектор, описывающий геометрический центр[2] объектива в системе OXYZ (точка Oi), то есть пространственное положение объектива обозначим D :

D =

где хл - дальность, ул- высота, Zл - боковое отклонение геометрического центра объектива.

Для нахождения координат изображения начала координат (точки О) в фокальной плоскости на фотоматрице найдем вектор R , для чего вектор D спроецируем на ось O'X', для этого умножим его скалярно на единичный вектор І 1 . Полученная проекция вектора D (І ■ Хл + j ■ ул + к ■ Zn) ■ І ' вместе с самим

І ■ Хл

j ■ У л

к ■ z„

вектором D образуют треугольник подобный треугольнику ОіО''О'. Из подобия треугольников можно записать, что ОіО' /О'О2 = ОіО''/ ОО'' .

Поэтому для коллинеарных векторов R и ОіО' 'можно записать

R = (І ■ Хл + j ■ У л + к ■ z„) - [(І ■ Хл + j ■ у л + к ■ z„)\ ']i'

F (І ■ Хл + j ■ у л + к ■ '

где F- фокусное расстояние объектива.

Перейдем к векторной записи соотношения , получим

І І' 'а11І '+ а2^''+ а3к'"

j = AT j' = а12І ’+ a22j + а32к ’

к к ’ _а13І '+ а23j '+ а33к

Полученные выражения для ортов i, j, к подставим в правую часть соотношения, получим

R = F

(a21 ■ Хл + а22 ■ Ул + a23 ■ Z) ■ j ' + (a31 ■ Хл + a32 ' Ул + a33 ' Z) ' k '

(а11 ■ Хл + ai2 ■ У л + а13 ■ Zл) (а11 ■ Хл + ai2 ■ У л + а13 ■ Zл)

Откуда найдем координаты изображения k-го маяка на фотоматрице с учетом его координат lxk lZk в системе OXYZ :

lyk,

Ук = F

■ ( Хл - Хк ) + а22 ■ ( У л - 'Ук ) + а23 ■ ( ^ - Izk )

■ ( Хл - ІХк ) + а12 ■ ( У л - >Ук ) + а13 ■ (Zл - >zk )

Zk = F

а31 ■ ( Хл - ІХк ) + а32 ■ ( У л - 1ук ) + а33 ■ z - Izk )

а11 ■ ( Хл - ІХк ) + а12 ■ ( Ул - ІУк ) + а13 ■ ( ^ - lzk )

П11 V лл >Хк^ °1^ V У л ук / ~ а13 \*-л ^к>

На рисунке 4представлено расположение маяка М в изображение на плоскости фотоматрицы с координатами

а

21

а

11

системе OXYZ с координатами (Ук, Zk) .

(lx

l

У

lZ) и его

Рисунок 4 - Формирование изображения лазерных маяков на фотоматрице:

1 - лазерный маяк, 2 - объектив приемного устройства, 3 -фотоматрица

Приведем полученные уравнения к общему знаменателю и сгруппируем однородные члены выражений. Результат этих преобразований запишем в следующем виде:

\a2iF - ЄцУі)хл + (a22F - a^y)ул + (a23F - a3y )zn =

= (ai 1 yi — a2 1F )lx 1 + (ai2У1 — a22F )ly 1 + (ai3у1 — a23F )lZ 1 (a31F - a11Z1)Хл + (a32F - a12Z1)Ул + (a33F - a13Z1)^л =

= (a11Z1 - a31F )lx1 + (a12Z1 - a32F )ly1 + (a13Z1 - a33F )lz1

(a21F -a^)Хл + (a22F - a12y2)Ул + (a23F - a^^ =

= (a11y2 - a21F )lx2 + (a12y2 - a22F )ly2 + (a13y2 - a23F )lZ2

(a31F - a^)Хл + (a32F - a^)Ул + (a33F - a^^ =

= (a11Z2 - a31F )lx2 + (a12Z2 - a32F )ly2 + (a13Z2 - a33F )lZ2 (a21F - any3)Хл + (a22F - a12У3)Ул + (a23F - a^^ =

= (a11y3 - a21F )lx3 + (a12y3 - a22F )ly3 + (a13y3 - a23F )lZ3 (a31F - a11Z3)^ + (a32F - a12Z3)Ул + (a33F - a13Z3)^л =

= (a11Z3 - a31F )lx3 + (a12Z3 - a32F )ly3 + (a13Z3 - a33F )lZ3

Полученная система уравнений относительно параметров положенияотвала с ножомявляется нелинейной и может быть решена одним из численных методов при условии, что координаты маяков известны.

Таким образом, прецизионное измерение текущих значений навигационных параметров позволяет осуществить автоматическое управление движением автогрейдера и его отвала, что позволит повысить качество обработки профиля автодороги и повысить производительность труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.