Научная статья на тему 'АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАСЧЕТА ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛАССА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИФТОВ'

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАСЧЕТА ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛАССА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИФТОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
215
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЙ ЦИКЛ ЛИФТА / ИЗМЕРЕНИЕ ПОТРЕБЛЯЕМОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ПРИВОД ЛИФТА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / КЛАСС ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / BASIC CYCLE OF THE ELEVATOR / MEASUREMENT OF CONSUMED ELECTRICITY / ELEVATOR DRIVE / PRODUCTIVITY / ENERGY EFFICIENCY CLASS / ENERGY CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Дед Александр Викторович, Ткаченко Всеволод Андреевич

В статье представлены результаты реализации разработанного алгоритма для расчета энергопотребления лифтов, с целью определения класса их энергетической эффективности. Алгоритм основан на методах измерения реального энергопотребления лифтов, находящихся в эксплуатации или выпускающихся в обращение. Практическая реализация сформированного алгоритма расчета выполнена в программной среде Microsoft Visual Studio. Формируемый разработанной программной отчет соответствует требованиям действующей нормативной документации ГОСТ Р 56420.2-2015 «Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Дед Александр Викторович, Ткаченко Всеволод Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHMIC IMPLEMENTATION OF CALCULATION OF ENERGY CONSUMPTION AND DETERMINATION OF THE CLASS OF ENERGY EFFICIENCY OF ELEVATORS

The article presents the results of the implementation of the developed algorithm for calculating the energy consumption of elevators in order to determine the class of their energy efficiency. The algorithm is based on methods for measuring the actual energy consumption of elevators in use or released into circulation. The practical implementation of the generated calculation algorithm is performed in the Microsoft Visual Studio software environment. The generated program report complies with the requirements of the current regulatory documentation GOST R 56420.2-2015 «Passenger elevators, escalators and conveyors. Energy characteristics».

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАСЧЕТА ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛАССА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИФТОВ»

УДК 696.6

DOI: 10.25206/1813-8225-2020-172-26-31

А. В. ДЕД В. А. ТКАЧЕНКО

Омский государственный технический университет, г. Омск

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАСЧЕТА ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛАССА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИФТОВ_

В статье представлены результаты реализации разработанного алгоритма для расчета энергопотребления лифтов, с целью определения класса их энергетической эффективности. Алгоритм основан на методах измерения реального энергопотребления лифтов, находящихся в эксплуатации или выпускающихся в обращение. Практическая реализация сформированного алгоритма расчета выполнена в программной среде Microsoft Visual Studio. Формируемый разработанной программной отчет соответствует требованиям действующей нормативной документации ГОСТ Р 56420.2-2015 «Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики».

Ключевые слова: базовый цикл лифта, измерение потребляемой электроэнергии, привод лифта, производительность, класс энергетической эффективности, энергетические характеристики.

В настоящее время на территории Российской Федерации ежедневно для обеспечения перевозки пассажиров и грузов, как в жилом фонде, так и в административном секторе, находится в эксплуатации более 450 000 лифтов [1]. При исследовании качества функционирования устройств, непосредственно обеспечивающих работу лифтов в режиме нагрузки и ожидания, определено, что энергопотребление данных электротехнических комплексов может составлять от 10 % до 30 % от суммарной величины мощности потребляемой действующим зданием в целом [2, 3].

Почти 10 лет назад «Технический регламент о безопасности лифтов», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 02.11.2009 г. № 782, определил требования для всех лифтов о проведении экспертной проверки в сроки, не превышающие 5 лет (для лифтов, изготовленных до 1992 года) и 7 лет (для лифтов, изготовленных после 1992 года), с выводом с последующей модернизацией или заменой лифтового оборудования, для приведения к новым стандартам ресурсосбережения [4]. С 2011 года на территории Таможенного союза действует «Технический регламент о безопасности лифтов», согласно которому все пассажирские лифты с 2012 года должны иметь в документации указание на класс своей энергетической эффективности [5]. Данные меры были обусловлены необходимостью приведения характеристик лифтов к новым стандартам безопасности и энергоэффективности.

Для достижения вышеуказанных задач в связи с актуальностью вопроса об обеспечении рационального и наиболее эффективного использования энергии, а также наличия доступного и просто-

го способа периодического контроля потребления энергии электрооборудованием находящихся в эксплуатации лифтов, и ее сравнения с паспортными значениями, был разработан и утвержден в 2012 году стандарт ГОСТ Р 54764-2011 «Лифты и эскалаторы. Энергетическая эффективность» [6].

В 2015 году в качестве развития данного направления ГОСТ Р 54764-2011 был преобразован в три новых документа, срок действия которых начался с 2016 года [7-9]:

1) ГОСТ Р 56420.1-2015 (ИСО 25745-1:2012) «Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Часть 1. Измерение и контрольные проверки» — в части методов измерений и контрольных проверок;

2) ГОСТ Р 56420.2-2015 (ИСО 25745-2:2015) «Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Часть 2. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности лифтов» — в части расчета энергопотребления и классификации энергетической эффективности лифтов;

3) ГОСТ Р 56420.3-2015 (ИСО 25745-3:2015) «Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров» — в части расчета энергопотребления и классификации энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров.

Данные нормативные акты сформировали новую базу для применения специалистами организаций (изготовителям, энергоаудиторам, монтажным и сервисным организациям и компаниям), выпол-

няющим работы по определению энергетической эффективности электрооборудования, в том числе по периодическому контролю энергопотребления лифтов и при проведении контроля и прогнозировании потребления электроэнергии в здании в целом.

Согласно ГОСТ Р 56420.2-2015 в зависимости от величины потребляемой электрооборудованием лифта электрической энергии все подъемные машины, предназначенные для перемещения людей и (или) грузов с одного уровня на другой в кабине, можно разделить на 7 классов энергетической эффективности [8].

Необходимо отметить, что ГОСТ Р 56420.2-2015 был сформирован с учетом специфики работы национальных потребителей на основе международного стандарта ИСО 25745-2:2015 «Энергетическая эффективность лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 2. Расчет энергопотребления и классификация лифтов» (ISO 25745-2:2015 «Energy performance of lifts, escalators and moving walks — Part 2: Energy calculation and classification for lifts», MOD). Для этого в стандарт были включены дополнительные приложения, содержащие расчет определения класса энергоэффективности лифта на основе стандартных исходных данных, при выпуске его в обращение, а также примерную форму этикетки маркировки лифта с указанием класса энергоэффективности, оформляемую по результатам расчетов или испытаний.

Для принятия решения об энергоэффективности использования конкретной модели лифта в условиях реальных условий эксплуатации необходимо оперировать данным об общем потреблений электрической энергии электрооборудование лифта без учета вспомогательного оборудования (освещение в шахте лифта; обогрев и охлаждение кабины лифта, освещение в машинном помещении; обогрев, вентиляция и кондиционирование воздуха в машинном помещении; устройства бесперебойного питания лифта и т.п).

В качестве источника для получения данных об энергопотреблении лифта могут быть применены методы непосредственного измерения энергопотребления во время имитации соответствующих режимов работы, описанные в ГОСТ Р 56420.1 или же оценка потребления энергии производится по-

средством расчета или моделирования. Таким образом, существует возможность применения метода определения класса энергоэффективности как для лифтов, выпускающихся в обращение, так и находящимся в эксплуатации, в том числе к модернизированным.

В результате анализа исходных данных и проведения необходимых расчетов класс энергетической эффективности лифта устанавливают путем сравнения суточного энергопотребления, с пороговыми значениями, вычисленными по показателям уровней эффективности для режима движения и режима ожидания [8].

Основные исходные данные используемые для расчета представлены в табл. 1, среди которых непосредственно по результатам измерений (моделирования) определяются энергия, потребляемая в режиме движения в базовом (рис. 1, 2) и коротком цикле, а также мощность, используемая в режиме ожидания первого, второго и третьего уровня.

Базовый режим движения происходит путем перемещения пустой кабины лифта от нижнего этажа к последнему верхнему и обратно, при этом двери кабины лифта должны совершить два полных рабочих цикла открывания и закрывания.

При коротком цикле пустая кабина лифта должна на установившейся скорости движения пройти вверх и вниз расстояние не менее 25 % до половины всей высоты подъема с центром перемещения установленным в средней точке шахты.

Под режимами ожидания каждого из уровней предполагается состояние, при котором лифт остается неподвижным на этаже после поездки (сразу после поездки, через 5 минут и через 30 минут после поездки соответственно) [8].

Основными шагами для определения класса энергоэффективности лифта, находящегося в эксплуатации, являются расчеты следующих параметров:

1. Среднее расстояние поездки лифта.

2. Среднее энергопотребление на метр в режиме движения.

3. Энергопотребление при пуске/остановке.

4. Энергопотребление порожней кабины в режиме движения в среднем цикле.

5. Ежедневное электропотребление в режиме движения.

Таблица 1

Перечень данных для расчета класса энергоэффективности лифта

Паспортные данные

Данные измерений

1. Номинальная грузоподъемность О, (кг)

2. Номинальная скорость V (м/с)

3. Высота подъема й, (м)

4. Число этажей

5. Тип лифта

6. Уравновешивание

7. Ускорение а, (м/с2)

8. Средний рывок 7, (м/с3)

9. Число включений за сутки (лй)*

10. Число остановок*

11. Средняя поездка, (%)*

12. Средняя загрузка кабины, (%)*

13. Коэффициент загрузки К*

1. Мощность в режиме ожидания первого уровня Ри, (Вт)

2. Мощность в режиме ожидания второго уровня Р (Вт)

3. Мощность в режиме ожидания третьего уровня Pstm, (Вт)

4. Энергопотребление в базовом цикле Ес, (Втхч)

5. Энергопотребление в коротком цикле Е (Втхч)

6. Время на открывание дверей Ь (с)

7. Расстояние короткого цикла 55с, (м)

* для лифтов, режим работы которых хорошо известен, данные величины могут быть согласованы заинтересованными в оценке годового энергопотребления сторонами [7].

Рис. 1. График изменения суммарного потребления активной мощности лифтом при испытании в базовом цикле

Рис. 2. График изменения суммарного потребления электрической энергии лифтом при испытании в базовом цикле

9

Расчет пороговых значений общего "энергопотребления

С Конец

Рис. 3. Алгоритм расчета класса энергетической эффективности лифта

6. Время прохождения среднего расстояния.

7. Общее время нахождения лифта в режиме движения.

8. Время нахождения лифта в режиме ожидания.

9. Суточное энергопотребление в режиме ожидания.

10. Общее суточное энергопотребление.

11. Пороговые значения общего потребления за сутки

12. Общее энергопотребление за год.

13. Показатель уровня энергопотребления лифта в режиме движения.

14. Удельное энергопотребление в режиме движения в базовом цикле.

15. Определение класса энергоэффективности.

На основе вышеуказанного порядка расчета сотрудниками кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» ОмГТУ был сформирован алгоритм (рис. 3) и разработана программа «Elevator 1.0» для определения параметров энергетической эффективности лифтов, на основе данных, полученных согласно методике проведения измерений, определяемой ГОСТ Р 56420.1-2015 [7].

Программа «Elevator 1.0» реализована на объектно-ориентированном языке программирования С#

Таблица 2

Рис. 4. Окно выбора способа расчета программы «Elevator 1.0»

Рис. 5. Окно программы «Elevator 1.0» для ввода данных, полученных в результате прямых измерений

Исходные данные для расчета класса энергоэффективности лифта типа ЛП-1021С

Номинальная грузоподъемность О, (кг) 1500

Номинальная скорость V, (м/с) 2,5

Высота подъема й, (м) 75

Число этажей 20

Тип лифта С канатоведущим шкивом

Уравновешивание 50

Ускорение а, (м/с2) 1

Средний рывок 7, (м/с3) 1,25

Число включения за сутки (па) 500

Число остановок >3

Средняя поездка, (%) 44

Средняя загрузка кабины, (%) 3,5

Коэффициент загрузки К 0,94

Время на открывание дверей Ь (с) 8

Мощность в режиме ожидания первого уровня Ри, (Вт) 500

Мощность в режиме ожидания второго уровня Р (Вт) 300

Мощность в режиме ожидания третьего уровня Рй30, (Вт) 120

Энергопотребление в базовом цикле Ес (Втхч) 170

Расстояние короткого цикла 55с, (м) 50

Энергопотребление в коротком цикле Ес, (Втхч) 120

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Окно программы «Elevator 1.0» с результатами расчета класса энергоэффективности

и интегрируема на оборудование с операционной системой Windows Vista и выше [10].

Принципиальная структура программы включает в себя окна выбора типа расчета (рис. 4), ввода информации, как идентификационной, так и полученной в ходе полевых измерений и данных таблиц ГОСТ (рис. 5), окна вывода категории энергоэффективности (рис. 6).

В завершение работы программа предоставляет возможность сформировать отчет с расчетом класса энергетической эффективности в формате PDF (с последующим его открытием) и этикетку маркировки лифта по классу энергоэффективности.

Ниже представлен пример расчета для лифта пассажирского серии ЛП-1021С, находящегося в эксплуатации, технические параметры для которого представлены в табл. 2.

Sav = Src • Sav% = 75 • 0,44 = 33 (мм) ,

(1)

= ei ,699 (кВт • ч),

(9)

где Sar — среднее расстояние поездки ;шфта, м; Sc — вы со та п о AT^fViMa, — средняя мое з дка.

е„

1 етс -ecc 1 170-100 11 Вт • ч ^, (2)

где Emm — соеднее потреблен7е Н0 метр в оомиме движешея, 0т-ч /м; 0 — энергопотребление в ба -зовом цикле, Вт-ч; Est: — энергопотребление в коротком циосе, Нт-е; Sc — нч)ссто01^е^е к=роткого цикла, м.

1

essr = Sf • К - 2I^ ета ' SJ м

где Еш — суточное энчргопотребчение в режиме ожидания, кВт-ч; Рм, 0 , Р — мощность в режиме ожидания первого, второго и третьего уровня соответственно, Вт; Ям — временной интервал режима ожидания от остановки до 5 минут; Я — временной интервал режиме ожидания от 5 до 30 минут; Я1в0 — временной интероал режима ожидания третьего ур овня.

ed = EH + епо =

= 00,01 + 6,699 = 06,9е9 (кВт • ч),

(10)

где Ed — оещео С-Т+чноо энepгooo,гpeблeние, кВт-ч.

е н • (170 - -2 • 1 • -5) = 100 (Вт • ч)

(3)

ЕС - Ed- dop = 06,509 • 365 =

= 9,822(кВт-ч-365 сут/ч),

(11)

где Essc — энeогolIoооабл-нис np1 пнскечостановке, Вт-ч.

E„о=б•Erа•еoс+б•ESo =

= 0 • 1 • 3 =+0-10 = E6 (Вт • ч) , (4)

где Еу — общее энергопотребление за год, (кВт-ч-365 сут/г); й — число дней работы лифта в год.

E = 1000 • KL • Emv о 2 • Q • Snv

где E — 0аертеп-тр6Влпние пoнoжнeй 3абины в режиме дюже 1вия 0 с]нобмeа( циклч, Вт-ч.

1000 • 0,94 • 86 „ ( мВт • ч

- о 0,82

2 • 1.500 • 33

(12)

к, • n a

р _ L d й ^ rrt —

0мм•500•Р6

2е6000

20,В1 (кВт • ч) ,

: —г0000 —+ 0 = 04,5 (с), 2,5 1 ),05 5

33600

36500

3 = 24-^0 04 - 3,4 ^0=,6 (ч).

где Espc — поK000TeAb уровня энеpгoп6тpeблeния лифта В00ЖИМ2 движения, мВт-чэ5кг—); Q — н^ми-нальная грузоподъёмность, кг.

(5)

Emr о

1000- Е„

1000 •170 6 о0,Пб[ еР-ИГн (13)

где Erd — ежнонnннoe эне0гопoсс]эе=ленип 3i режиме движения• кВ09 60 — кнэффициeнг зачрузки; nd — число вк0ЮЧ2ни= 0а 20ГКЛ.

= =Лоl-еOнlп+t

°BV V и 5,0 j +td

(6)

где t — времп ПI] еоoжв6ния среднего цикла, с; V — номиннлыгая 5К0еосэь^ з[/]j; и — 00ко3ение^ м/с2; j — средоий лывок, м/и3; td — вр емя на от-^10,1^6 да ер е0, с.

= = ПвНиг = 1сПВПоПMвO = 3,4 (ч), IСI

где td — общ9= бмeмн нах43эд3нио oифтэ в режиме дниже+ия, +;

(8)

2 • Q•S 2•1500•П5

где Espr — yдeяьн55 энoн5нпoтpeблгнимлифpa в режиме даижения в ]5мяпoм цикре, 16^4/5^^). одя kq—сса энергепииосюй эффектавности А:

— с 0,П2 0 Q n"' S,) + )П0 • i о d 1000 o

00 (0 2 • 1500-500-ДД + 50 • 20,1. о 18850 (Вт • ч> (14)

Э 1000) Д v ;

Еэ с 18,85 (гВт -н). /В«( кчпссс эпертедической э ффективности В: Q • •S,,.

— С 1—

-^ + 100) • 11 о

1000

о 11,

1500•500 • 30

1000 о 28ПМ0 (Вт • н ) Е—п С28,ЭМ(гВт • ч).

+ 100 • 2006 ! о

где tnr — снбпчнoe энeчнпнo9e9бтeнит e реж=ме ожидания, к=

и • н + и • н + и • н

Р _ f id -"-к ^st5 0 0 п 5st50 0st30 6

е nr 0 nr е

nr nr

= 00,6 •

100

500 • 4T + 300•13 + 100 • 36

I00•1000

Полуденное в ходе расчета значение суточного энчргопотребления исследуемого лифта Ed (26,91 кВт-ч) лежит в промежутке между нормами классов А (18,85 кВт-ч) и В (28,79 кВт-ч), следова-текнт, лифт принадлежит классу энергоэффективности В.

Таким образом, сформированный и реализованный в программе «Elevator 1.0» алгоритм позволяет

0 Ле - Ле 0 75 - 50

30

сократить время на расчет класса энергетической эффективности лифта, а сама программа — провести и обосновать выбор оптимальных для конкретных условий эксплуатаций параметров лифтов, с учетом обеспечения их эффективного и безопасного функционирования как системы в целом.

Библиографический список

1. Чернышов С. А. Требование к энергоэффективности лифтов и энергосберегающие технологии в мировом и отечественном лифтостроении // Реформа ЖКХ. 2010. № 6. С. 52-54.

2. Селик Ф. Потребление энергии малоиспользуемыми лифтами в режиме ожидания // Лифт. 2010. № 1. С. 47.

3. Коваль А. С., Артеменко А. И. К вопросу энергосбережения в электроприводе пассажирских лифтов с регулируемой номинальной скоростью движения кабины лифта // Вестник Белорусско-Российского университета. 2018. № 4 (61). С. 49-55.

4. Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов: постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г., № 782. Доступ из информ.-правовой системы «Законодательство России».

5. О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»: решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г., № 824. 22 с.

6. ГОСТ Р 54764-2011. Лифты и эскалаторы. Энергетическая эффективность. Введ. 2012-07-01. М.: Стандартин-форм, 2011. 17 с.

7. ГОСТ Р 56420.1-2015 (ИСО 25745-1:2012). Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Ч. 1. Измерение и контрольные проверки. Введ. 2016-01-01. М.: Стандартинформ, 2015. 16 с.

8. ГОСТ Р 56420.2-2015 (ИСО 25745-2:2015). Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Ч. 2. Расчет энергопотребления и классификация

энергетической эффективности лифтов. Введ. 2016 — 01—01. М.: Стандартинформ, 2015. 20 с.

9. ГОСТ Р 56420.3-2015 (ИСО 25745-3:2015). Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров. Введ. 2016 — 01—01. М.: Стандартинформ, 2015. 20 с.

10. Заявка 2018666879 Российская Федерация. Elevator 10 / Дед А. В., Ткаченко В. А.; № 2018663940; заявл. 28.11.18; опубл. 21.12.18.

ДЕД Александр Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий». SPIN-код: 5237-6697 AuthorlD (РИНЦ): 512774 ORCID: 0000-0001-5625-8869 Адрес для переписки: ded_av@mail.ru ТКАЧЕНКО Всеволод Андреевич, аспирант гр. ЭТа-191 кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий». SPIN-код: 5200-0062 AuthorlD (РИНЦ): 939477 ORCID: 0000-0002-7321-1162 AuthorlD (SCOPUS): 57210291005 ResearcherID: W-3652-2019

Для цитирования

Дед А. В., Ткаченко В. А. Алгоритмическая реализация расчета энергопотребления и определения класса энергетической эффективности лифтов // Омский научный вестник. 2020. № 4 (172). С. 26-31. DOI: 10.25206/1813-8225-2020-172-26-31.

Статья поступила в редакцию 15.05.2020 г. © А. В. Дед, В. А. Ткаченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.