Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИФТОВ'

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИФТОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
88
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ЛИФТ / ELEVATOR / ПРИВОД ЛИФТА / ELEVATOR DRIVE / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / PERFORMANCE / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Крылов К.Ю., Грачева Е.В., Алферов С.В.

Рассмотрена методика определения энергетической эффективности лифтов на основе данных, получаемых непосредственным измерением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИФТОВ»

12 3

Крылов К.Ю., Грачева Е.В. , Алферов С.В.,

1Старший преподаватель кафедры «Детали машин и ПТО», 2студент кафедры «Детали машин и ПТО» Калужского филиала ФГБОУ ВПО Московский государственный технический

университет им. Н.Э. Баумана 3специалист по неразрушающему контролю ООО «Региональный инженерно-технический центр»

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИФТОВ

Аннотация

Рассмотрена методика определения энергетической эффективности лифтов на основе данных, получаемых непосредственным измерением.

Ключевые слова: классификация, лифт, привод лифта, производительность, энергетическая эффективность

Key words: classification, elevator, elevator drive, performance, energy efficiency

Лифтовое хозяйство города является отраслью повышенных энергозатрат, так на лифты приходится до 10% энергопотребления всего здания [1].

В связи с постоянным ростом цен на электроэнергию, проблема ее сбережения и рационального использования приобретает особую актуальность [2].

В соответствии с ГОСТ 56420-2015 «Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики», разработанным на основе ISO 25745 «Energy performance of lifts, escalators and moving walks», все лифты разделяют на 7 классов энергетической эффективности в зависимости от количества потребляемой электрической энергии.

По методике, изложенной в ГОСТ 56420-2015, энергопотребление может быть вычислено на основе данных, получаемых непосредственным измерением на лифте, путем имитации соответствующих режимов работы. То есть данный метод применим как к новым лифтам, так и находящимся в эксплуатации, в том числе к модернизированным. Это позволяет выносить решение об эффективности использования конкретной модели лифта для конкретных условий эксплуатации.

Исходными данными для расчета являются: энергия, потребляемая в режиме движения в базовом цикле Erc ( Вт • ч ) и коротком цикле Esc ( Вт • ч ); расстояние

движения в режиме движения в коротком цикле SSc ( м ) и базовом Src ( м ); среднее

расстояние поездки для рассматриваемого лифта Sav ( м ); коэффициент загрузки kl ;

число включений в сутки nd ; номинальная скорость лифта V ( м/с ); среднее ускорение

2 3

a ( м/с ); средний рывок j ( м/с ); время нахождения лифта в режиме движения в

течение суток trd ( ч ); время на открывание, нахождение в открытом состоянии и на закрывание дверей на этажах td ( с ); мощность, используемая в режиме ожидания первого уровня Pjd (Вт), второго уровня Pst5(Вт), третьего уровня Pst30(Вт); относительный показатель времени нахождения лифта в режиме ожидания первого уровня Rjd (%), второго уровня Rst5(%) , третьего уровня Rst30(%); число дней работы лифта в год dop.

Режим ожидания первого уровня - состояние, при котором лифт остается неподвижным на этаже после поездки. Режим ожидания второго уровня - состояние, в

котором лифт остается неподвижным на этаже через 5 минут после поездки, третьего уровня через 30 минут после поездки.

Процедура расчета включает в себя следующие этапы [3].

1. Расчет среднего значения энергопотребления на один метр пройденного пути:

Е = 1

^rm 2

r Е - Е Л

дrc ^sc

S - S rc °sc у

Вт • ч

(1)

м

2. Расчет энергопотребления в переходных режимах (разгон и торможение) за одну поездку:

Essc = "2 (Erc - 2Erm ' Src), Вт •ч (2)

3. Расчет энергопотребления пустой кабины при движении в среднем цикле:

S

Erav = ErcirV, Вт • ч (3)

Src

Средним циклом движения лифта, является цикл перемещение кабины лифта на расстояние, равное среднему расстоянию поездки вверх до середины высоты подъема и обратно до нижней остановки, включая два цикла открывания и закрывания дверей.

4. Расчет среднесуточного энергопотребления лифта в режиме движения с учетом коэффициента загрузки:

EM = kL • % •Erav , Вт • ч (4)

5. Расчет среднесуточного времени движения лифта:

trd = , Вт • ч (5)

rd d 3600

где tav - время прохождения кабиной лифта среднего расстояния Sav, с учетом времени на открывание, закрывание дверей, нахождения их в открытом состоянии.

Sav V a

tav =-ТТ + - + - + td , с (6)

V a j

6. Расчет среднесуточного времени, в течение которого лифт находится в режимах ожидание различных уровне:

tnr = 24 - trd, ч (7)

7. Расчет электроэнергии, потребляемой в сутки в режимах ожидания в различных уровнях:

Enr = ТОО(Pid ' Rid + Pst5 • Rst5 + Pst30 • Rst30), Вт • ч (8)

Режимом ожидания первого уровня называют состояние, при котором лифт остается неподвижным на этаже после поездки.

Режимом ожидания второго уровня является состояние, в котором лифт остается неподвижным на этаже через 5 минут после поездки, третьего уровня через 30 минут после поездки.

8. Энергия, потребляемая за сутки лифтом:

Ed = Erd + Enr, Вт • ч (9)

Суммарное суточное энергопотребление складывается из суточного потребления в режиме ожидания и суточного потребления в режиме движения. Суточное энергопотребление в режиме движения определяют непосредственным измерением электрической энергии, потребляемой лифтом при реализации базовых и коротких циклов.

Коротким циклом движения лифта называется цикл передвижения кабины на расстояние длиной от четверти до половины всей высоты подъема, осуществляемого вверх и вниз, при этом центром расстояния перемещения является средняя точка шахты, при условии достижения установившейся скорости движения кабины как вверх, так и в низ.

Средним циклом движения лифта, является цикл перемещение кабины лифта на расстояние, равное среднему расстоянию поездки вверх до середины высоты подъема и обратно до нижней остановки, включая два цикла открывания и закрывания дверей.

Базовым является цикл движения кабины лифта, во время которого порожняя кабина движется с крайнего нижнего этажа к крайнему верхнему этажу, а затем к крайнему нижнему, включая два полных цикла работы дверей.

9. Расчет общего энергопотребления за год:

Ел, = Erfdnrl, Вт • ч У d °Р> 10)

По итогам годового энергопотребления определяют класс энергетической эффективности лифта.

Расчет энергопотребления по указанной методике для базового или среднего цикла дает возможность оценить суточное и годовое энергопотребление, а также класс энергетической эффективности лифтов на этапах изготовления, перед вводом в эксплуатацию, в период эксплуатации, а также после модернизации.

В настоящий момент на основе этой методики в среде LabView разрабатывается программа, позволяющая автоматизировать сбор, обработку и хранение данных о величине потребляемой лифтом электрической энергии. Кроме того в программе будут учитываться основные технические характеристики лифта и здания [4]. Это позволит разрабатывать рекомендации по рациональному выбору и обоснованию конкретных параметров лифтов для конкретных условий эксплуатации.

Литература:

1.Селик Ф. Потребление энергии малоиспользуемыми лифтами в режиме ожидания // Лифт. 2010. №1. С. 47-51.

2.Витчук П.В., Кийко П.П., Матвеев С.А. Повышение производительности и энергетической эффективности транспортирующих систем // Электронный журнал: наука, техника и образование. 2015. № 4 (4). С. 2-6. [электронный ресурс]. Режим доступа http://nto-journal.ru/catalog/mashinostroenie/78/ (дата обращения 16. 05. 2016)

3.ГОСТ Р 56420-2015 Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики, Москва, Стандартинформ. 2015. 16с.

4.Анцев В.Ю., Витчук П.В., Плахова Е.А. Взаимосвязь характеристик пассажиропотока здания и износа лифтовых канатоведущих шкивов // Механика и физика процессов на поверхности и в контакте твердых тел, деталей технологического и энергетического оборудования. 2013.№ 6. С. 110-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.