Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ 
ПРИ ОБОРУДОВАНИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ 
ДЛЯ ЗАЩИТЫ И ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗОНАХ 
ВОЗМОЖНОГО КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ 
'

АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ПРИ ОБОРУДОВАНИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ЗАЩИТЫ И ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗОНАХ ВОЗМОЖНОГО КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
202
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зона возможного катастрофического затопления / защита населения и территорий / управление силами и средствами / zone of possible catastrophic flooding / protection of population and territories / management of forces and resources

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — В А. Седнев, А В. Седнев, В Я. Трофимец

Разработан научно-методический подход обоснования сил и средств для оборудования временных инженерных сооружений для защиты и эвакуации населения в зонах возможного катастрофического затопления, являющийся основой поддержки принятия решений руководителей при планировании и реализации ими этих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — В А. Седнев, А В. Седнев, В Я. Трофимец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR MANAGING FORCES AND RESOURCES IN THE EQUIPMENT OF ENGINEERING STRUCTURES FOR PROTEC-TION AND EVACUATION OF THE POPULATION IN THE ZONES POSSI-BLE CATASTROPHIC FLOODING

A scientific and methodological approach has been developed to justify the forces and means for the equipment of temporary engineering structures for the protection and evacuation of the population in areas of possible catastrophic flooding, which is the basis for supporting decision-making by managers when planning and implementing these measures.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ПРИ ОБОРУДОВАНИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ЗАЩИТЫ И ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗОНАХ ВОЗМОЖНОГО КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ »

УДК 614; 627; 621.22; 519.8

АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ПРИ ОБОРУДОВАНИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ЗАЩИТЫ И ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В ЗОНАХ ВОЗМОЖНОГО КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ

В.А. Седнев, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Академия ГПС МЧС России.

A.В. Седнев.

Московский государственный технический университет

им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет);

Институт машиноведения им. А.А. Благонравова

Российской академии наук.

B.Я. Трофимец, доктор технических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Разработан научно-методический подход обоснования сил и средств для оборудования временных инженерных сооружений для защиты и эвакуации населения в зонах возможного катастрофического затопления, являющийся основой поддержки принятия решений руководителей при планировании и реализации ими этих мероприятий.

Ключевые слова: зона возможного катастрофического затопления, защита населения и территорий, управление силами и средствами

ALGORITHM FOR MANAGING FORCES AND RESOURCES IN THE EQUIPMENT OF ENGINEERING STRUCTURES FOR PROTECTION AND EVACUATION OF THE POPULATION IN THE ZONES POSSIBLE CATASTROPHIC FLOODING

V.A. Sednev. Academy of State fire service of EMERCOM of Russia.

A.V. Sednev. Moscow state technical university them N.E. Bauman (national research university);

Institute of engineering of A.A. Blagonravov of Russian academy of sciences.

V.Ya. Trofimets. Saint Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

A scientific and methodological approach has been developed to justify the forces and means for the equipment of temporary engineering structures for the protection and evacuation of the population in areas of possible catastrophic flooding, which is the basis for supporting decision-making by managers when planning and implementing these measures.

Keywords: zone of possible catastrophic flooding, protection of population and territories, management of forces and resources

Предлагаемый алгоритм управления силами и средствами при оборудовании временных инженерных сооружений для защиты и эвакуации населения в зонах возможного катастрофического затопления можно применить при принятии управленческих решений как в ходе подготовки к паводкоопасному периоду, так и при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (ЧС). По масштабам и последствиям - это наиболее тяжелый вид ЧС.

Зона возможного катастрофического затопления - территория, которая в результате

83

повреждения или разрушения гидротехнических сооружений или в результате стихийного бедствия может быть покрыта водой с глубиной затопления более 1,5 м. В пределах её возможны гибель людей, повреждение или разрушение зданий, других материальных ценностей. Наводнения классифицируются по различным признакам (табл. 1, 2) [1-3].

Основные причины затопления местности - потепление климата и оттаивание вечной мерзлоты, при этом выделяется большое количество метана, увеличение которого повышает температуру воздуха. В результате чаще наблюдаются усиленные осадки.

Таблица 1. Классификация наводнений по масштабам и наносимому ущербу

Категории наводнений Масштаб и наносимый ущерб

Низкие (малые) На равнинных реках, незначительный материальный ущерб

Высокие Значительное затопление участков речных долин, приводящее к частичной эвакуации

Выдающиеся Охватывают речные бассейны, наносят большой материальный ущерб, приводят к эвакуации населения

Катастрофические Затапливают территории в пределах одной или нескольких речных систем, приводят к значительным материальным убыткам и гибели людей

Таблица 2. Классификация наводнений по размеру возможных зон поражения

Вид наводнения Площадь затопления Высота подъёма воды, м

кв. км % населённых пунктов

Малое 10 15-20 1,5-2

Среднее 10-100 20-40 2-4

Крупное 100-1000 40-95 4-6

Катастрофическое >1000 95-100 6-14

Под защитой населения и территорий понимается комплекс мероприятий, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях угрозы жизни и здоровью людей в случае опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

В настоящее время существуют следующие способы защиты населения от поражающих факторов ЧС: рассредоточение или эвакуация населения из района ЧС; предоставление всем группам населения средств коллективной и индивидуальной защиты. Например, на территории Хабаровского края при возникновении наводнения или паводка основным способом защиты людей является эвакуация населения из затапливаемых районов и размещение их в незатапливаемой зоне.

Мероприятия по защите населения и территорий при наводнениях можно разделить на заблаговременные и выполняемые при их возникновении [4-6].

Заблаговременные мероприятия включают организационные и инженерно-технические мероприятия.

Состав организационных мероприятий: разработка документов, запрещающих строительство объектов экономики и населенных пунктов в зонах возможного катастрофического затопления; прогнозирование его последствий; обследование территории для организации различных защитных мероприятий; совершенствование системы оповещения и информирования населения, оснащения спасательных формирований, готовности органов управления; подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала организаций; подготовка к проведению мероприятий по спасению, эвакуации и жизнеобеспечению населения.

Состав инженерно-технических мероприятий: создание сети автоматизированного контроля за повышением уровня воды в поймах рек; строительство защитных и оградительных дамб, регулирование стока воды в реки и водохранилища, организация

84

других работ по снижению ущерба; подготовка сил и средств для эвакуации и жизнеобеспечения людей; выбор маршрутов ввода сил и средств, эвакуации населения, подготовка районов размещения населения и их жизнеобеспечение; информирование населения о принятых мерах по обеспечению безопасности и порядке действий; ограничение или прекращение работы организаций в зонах затопления; создание финансовых и материальных ресурсов; заблаговременная эвакуация населения из затапливаемых зон и др.

В ходе ЧС реализуются следующие мероприятия: оповещение населения; проведение аварийно-спасательных работ; эвакуация людей, вывоз материальных и культурных ценностей в незатапливаемые районы; первоочередное жизнеобеспечение населения; контроль обстановки; проведение мероприятий инженерной, медицинской, радиационной и химической защиты; возведение переправ для ввода сил и средств и эвакуации населения; возведение обвалования, строительство берегозащитных сооружений, ограждающих дамб, отвод паводковых вод; подсыпка территории; восстановление дорог, мостов, дамб, других инженерных сооружений; восстановление систем электро-, водо-, теплоснабжения и связи и др.

Специфическими работами при наводнениях являются: укрепление берегозащитных сооружений, ограждающих дамб; сооружение водоотводных каналов; проведение русловыпрямительных работ; возведение специальных паводкорегулирующих водохранилищ; ликвидация заторов (из упавших деревьев) на реках; организация временных переправ; защита дорожных сооружений; проведение противоэпидемических мероприятий; подсыпка территории и др.

Для выполнения задач, например, в Хабаровском крае имеются силы и средства для ликвидации ЧС (табл. 3). При наводнениях меры защиты населения подразделяются на технические (предупредительные) и оперативные (срочные).

При этом классификация рек осуществляется по их величине, в зависимости от географо-климатических условий, по водному режиму и т.д. [5-7].

При угрозе и возникновении катастрофического затопления местности наиболее актуальным способом защиты населения является эвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон катастрофического затопления и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах. Выделяются при этом упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация населения.

Применение мероприятий по защите населения должно обеспечиваться: организацией и осуществлением наблюдения, контроля и прогнозирования состояния природной среды, возникновения и развития опасных для населения природных явлений; своевременным оповещением об угрозе ЧС; обучением населения действиям в ней; осуществлением мер по жизнеобеспечению населения.

Мероприятия по ликвидации последствий катастрофических наводнений могут быть разделены на следующие группы: определение границ зон затопления; поиск пострадавших; оказание им медицинской и других видов помощи и эвакуация. Для выполнения этих мероприятий привлекаются поисково-спасательные формирования. При этом аварийно-спасательные формирования МЧС России оснащены техникой и оборудованием, позволяющими проводить спасательные операции. В то же время возможности подразделений спасательных центров МЧС России не предусматривают выполнения задач по оборудованию и содержанию инженерных сооружений для защиты и эвакуации населения в зонах возможного катастрофического затопления.

На территории страны имеются спасательные формирования, которые могут быть привлечены к ликвидации ЧС межрегионального и федерального характера, но срок их прибытия составляет 15-19 суток, что не позволяет оперативно выполнять задачи по защите населения в зонах возможного катастрофического затопления. Создаваемая группировка сил должна проводить аварийно-спасательные работы в короткие сроки (1-3 суток).

85

Таблица 3. Время прибытия к месту ЧС сил и средств

Время прибытия Силы и средства для ликвидации ЧС Имеющаяся техника для возведения сооружений, прокладки путей и оборудования переправ

«Ч»+0,5 ч дежурные караулы противопожарных подразделений Государственной противопожарной службы -

подразделения медицинской скорой помощи муниципальных образований -

«Ч»+3 ч аварийно-спасательные подразделения Амурского спасательного центра МЧС России; ведомственные аварийно-спасательные формирования -

подразделения Государственной противопожарной службы -

подразделения Хабаровского территориального центра медицины катастроф -

подразделения поисково-спасательного отряда Хабаровского края, поисково-спасательных отрядов муниципальных образований -

«Ч»+48 ч подразделения Амурского спасательного центра МЧС России с тяжелой инженерной техникой ПТС, бульдозеры, экскаваторы, грейдеры

соединения и воинские части Министерства обороны России, других силовых ведомств ПТС, бульдозеры, экскаваторы, грейдеры

специализированные ведомственные подразделения бульдозеры, экскаваторы, грейдеры

специализированные подразделения Государственной противопожарной службы ПТС, бульдозеры, экскаваторы

«Ч»+15 сут подразделения спасательных воинских формирований МЧС России с инженерной техникой ТММ, ПМП

Инженерная техника для возведения противопаводковых инженерных сооружений, восстановления или строительства мостовых переходов, организации переправ может привлекаться от подразделений МЧС России, Министерства обороны, специализированных организаций. При этом необходимо постоянно оценивать обстановку, осуществлять маневр силами и средствами.

Работы по ликвидации наводнения включают спасательные и неотложные аварийные работы.

Спасательные работы в условиях наводнения включают: поиск пострадавших, обеспечение доступа спасателей к пострадавшим, их спасение, оказание первой медицинской помощи, эвакуацию пострадавших, местного населения, материальных и культурных ценностей из зоны наводнения.

Для спасения и эвакуации пострадавших могут использоваться различные спасательные средства: надувные и десантные лодки, плавающие транспортеры и боевая техника, самоходные паромы, лодки, катера и другие плавательные средства. Для плавающих транспортеров и боевой техники должны быть оборудованы съезды в воду, для буксиров, катеров, барж - места для причаливания.

Неотложные аварийные работы в условиях наводнения включают: инженерные работы по укреплению (возведению) ограждающих дамб, сооружению водоотводных каналов и оборудованию причалов для спасательных средств; устройство переправ; защиту и восстановление дорожных коммуникаций и сооружений; восстановление систем энерго-, газо- и водоснабжения и др.

В зависимости от характера водной преграды различают следующие виды переправ: десантные, паромные, мостовые и т.д. Для устройства десантных переправ могут использоваться гусеничные плавающие транспортеры (ПТС), десантные и надувные лодки;

86

паромных - гусеничные самоходные паромы (ГСП), паромно-мостовые машины (ПММ) и паромы, буксируемые катером; мостовых - танковые механизированные мосты (МТУ-20, -72), понтонно-мостовой парк (ПМП), тяжелый механизированный мост (ТММ) и др. При разрушении мостов возможно строительство низководных мостов малых пролетов с использованием специальных мостостроительных средств типа мостостроительных установок и комплектов мостостроительных средств (УСМ).

Анализ содержания управления силами и средствами и организации работ по защите населения в зонах возможного катастрофического затопления показал, что оснащенность силами и средствами ликвидации ЧС, связанной с затоплением местности, не позволяет проводить мероприятия по возведению инженерных сооружений для защиты и эвакуации населения в зонах возможного катастрофического затопления.

При реализации мероприятий защиты населения надлежит руководствоваться следующими принципами: мероприятия проводятся заблаговременно, планирование и реализация их проводятся с учётом особенностей территорий; объём и содержание мероприятий определяются, исходя из принципа разумной достаточности и имеющихся сил и средств; ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами тех территорий, где она сложилась.

Расчеты по определению состава группировки сил и средств должны проводиться на основе прогнозирования обстановки (рис.).

I. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ,

ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧИ

- малые (менее 2000 км )

средние (от 2000 до 5000 км )

- большие (более 5000 км")

- малые (от 26 до 100 км)

- средние (от 101 до 300 км)

- большие (более 501 км)

- мелкие (до 1,5 м)

- глубокие (от 1,5 до 5 м)

- очень глубокие (более 5 м)

- узкие (до 30 м)

- средние (от 60 до 300 м)

- широкие (более 300 м)

Эвакуация населения

Возведение инженерных сооружений

Обеспечение средствами защиты

1.3. Районы затопления

>ГО г. Хабаровск

Хабаровский МР

ГО г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский МР

»Ульчский МР

Нанайский МР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Амурский МР

Николаевский МР

МР имени Лазо

87

II. Оценка существующих сил и средств

Эшелон Хабаровский край Приморский край Сибирский спасательный центр Волжский спасательный центр

I (до 0,5 ч) Дежурные смены: пожарно-спасательных частей (ПСЧ) (надувные лодки); поисково-спасательных отрядов (ПСО) муниципальных районов (АСМ, надувные лодки)

II (до 3 ч) Дежурные смены: ПСО субъекта (АСМ, надувные лодки); специализированных ПСЧ (АСМ, надувные лодки)

III (более 3 ч) Специализированные ПСЧ (ПТС, катер, ПНС); Амурский спасательный центр (9 ПТС, 3 АСМ, ПНС); ПСО субъекта (СВП, 2 катера, водолазный комплекс) Дежурная смена ПСО субъекта (АСМ, надувные лодки)

Более 2 сут Амурский спасательный центр (ИМР, 2 бульдозера, 2 погрузчика, 4 самосвала); подразделения Минобороны (ТММ, ИМР, БАТ) ПСО субъекта (2 катера, водолазный комплекс) ТММ ТММ

III. Распределение сил и средств по участкам работ

№ п/п Наименование работ Силы и средства Населённый пункт ремя проведения работ, часов

12 24 36 48 60

1 Инженерная разведка района работ (при работе в 2 смены), прибытие до 0,5 ч: 2 ДК ПСЧ № 39; прибытие до 3 ч: ДС ПСО г. Амурск; ДС ПСО г. Комсомольск-на-Амуре ДК ПСЧ № 39 - 2 чел. (ПСА); - 2 чел. (лодка на 4 чел.) с. Иннокен тьевка (880 чел.) 0,5 || 3

ДС ПСО г. Амурск: то же ^iyU

ДК ПСЧ № 39: то же п. Джонка (1144 чел.) 0,5|| 3 |

ДС ПСО г. Комсомольск-на-Амуре: то же

2 Эвакуация населения, в т.ч. с помощью переправочных средств (при работе в 2 смены) прибытие до 6 ч: ДС ПСО МЧС; ДС ПСО МЧС России - 2 чел. (АСМ); - 6 чел. (2 лодки на 8 чел.) с. Иннокен тьевка (880 чел.) ш

ДК СПСЧ МЧС России - 2 чел. (АСМ); - 2 чел. (лодка на 4 чел.) ш

88

ДК СПСЧ МЧС; ДС ПСО края прибытие до 12 ч: Амурский СЦ МЧС ДК ПСЧ № 39: то же ш

ДС ПСО г. Амурск: то же ш

СПСЧ МЧС России - 2 чел. (ПТС); - 2 чел. (катер на 10 чел.); - 2 чел. (ПНС) < 1 —Ф

Амурский СЦ МЧС России - 4 чел. (2 ПТС); - 8 чел. (4 лодки на 4 чел.) <

ДС ПСО края - 2 чел. (АСМ); - 6 чел. (2 лодки на 8 чел.) п. Джонка (1144 чел.)

ДК СПСЧ МЧС России - 2 чел. (АСМ); - 2 чел. (лодка на 4 чел.)

ДК ПСЧ № 39 - 2 чел. (ПСА); - 2 чел. (лодка на 4 чел.) 31—

ДС ПСО г. Комсомольск-на-Амуре - 2 чел. (АСМ); - 2 чел. (лодка на 4 чел.)

Амурский СЦ МЧС России - 4 чел. (2 ПТС); - 8 чел. (4 лодки на 4 чел.) <

3 Возведение дамб для защиты от паводка, подсыпка территории (при работе в 2 смены) прибытие до 0,5 ч: силы и средства СП «с. Иннокен-тьевка», Силы и средства СП «с. Иннокен-тьевка», организаций Нанайского МР (инженерная техника) с. Иннокен тьевка 0,5

Амурский СЦ - 2 чел. (ИМР); - 28 чел. (бульдозер, 2 погрузчика, 4 самосвала)

1

89

организаций Нанайского МР; прибытие до 24 ч Амурский СЦ МЧС России, прибытие до 3 сут: подразделения Минобороны России Подразделения Минобороны России (ТММ, ИМР, БАТ)

Прибытие до 3 суток

Силы и средства СП «п. Иннокен-тьевка», организаций Нанайского МР (инженерная техника) п. Джонка

Амурский СЦ - 2 чел. (ИМР); - 28 чел. (бульдозер, 2 погрузчика, 4 самосвала) (

Подразделения Минобороны России (ИМР, БАТ)

Прибытие до 3 суток

4 Возведение мостов (при работе в 2 смены), прибытие до 0,5 ч: силы и средства СП «с. Иннокен-тьевка», организаций Нанайского МР; прибытие до 12 сут: Волжский СЦ, Сибирский СЦ Силы и средства СП «с. Иннокен-тьевка», организаций Нанайского МР (автокран, копёр) с. Иннокен тьевка

Волжский СЦ (ТММ - 1 к-т)

Прибытие до 15 суток

Силы и средства СП «с. Иннокен-тьевка», организаций Нанайского МР (автокран, копёр) п. Джонка

Сибирский СЦ (ТММ - 1 к-т)

Прибытие до 15 суток

Рис. Алгоритм управления силами и средствами при возникновении ЧС, связанной с катастрофическим затоплением (на примере Хабаровского края)

Анализ способов защиты населения в зонах катастрофического затопления показал, что при наводнении основным способом защиты является эвакуация из затапливаемых районов. При этом в аварийно-спасательных формированиях, как правило, отсутствует техника и оборудование для возведения инженерных сооружений для защиты и эвакуации населения в зонах катастрофического затопления.

Существующие научно-методические подходы обоснования сил и средств для проведения работ в зоне катастрофического затопления не предусматривают мероприятия по установке мостовых переходов, переправ, что не позволяет повысить оперативность проведения спасательных и неотложных аварийных работ. Поэтому сложилось противоречие между необходимостью оборудования инженерных сооружений для защиты и эвакуации

90

населения в зонах возможного катастрофического затопления и отсутствием алгоритма управления силами и средствами при их оборудовании.

Для управления силами и средствами при оборудовании временных инженерных сооружений для защиты и эвакуации населения в зонах возможного катастрофического затопления разработан алгоритм (на примере Хабаровского края). Алгоритм предлагается использовать при организации выполнения (например, в составе оперативных штабов, оперативных групп) мероприятий по ликвидации последствий катастрофического затопления.

При получении прогнозной информации о ЧС:

- уточняются возможные условия развития паводковой обстановки - классификация реки по величине, длине, глубине и ширине, возможный район затопления, варианты мероприятий по защите населения;

- проводится расчёт группировки сил и средств и сравнение с имеющимися на территории силами и средствами, подготовленными для проведения мероприятий по ликвидации ЧС, связанной с паводками;

- составляется график выполнения работ, производится распределение сил и средств по местам и видам работ с учётом времени их прибытия из мест постоянной дислокации;

- составляется схема передислокации подразделений после выполнения мероприятий по защите населения.

При возникновении ЧС, связанной с катастрофическим затоплением, производится уточнение запланированных мероприятий в зависимости от условий развития обстановки, факторов, влияющих на выполнение мероприятий по защите населения.

Таким образом, для защиты населения в зоне катастрофического затопления необходимо проведение комплекса мероприятий, реализуемых как заблаговременно, так и в ходе ликвидации последствий ЧС.

Для выполнения задач по защите населения необходимо:

- уточнить условия развития паводковой обстановки - классификацию реки по величине, длине, глубине и ширине, район затопления;

- возможные варианты мероприятий по защите населения;

- провести расчёт группировки сил и средств;

- определить имеющиеся на территории субъекта Российской Федерации силы и средства, имеющие специализированную технику и подготовку к действиям в условиях паводка;

- произвести расстановку сил и средств по местам и видам работ, с учётом времени их прибытия из мест постоянной дислокации;

- составить график выполнения работ и передислокации подразделений после выполнения мероприятий по защите населения.

Теоретическое значение полученных результатов заключается в развитии взглядов на организацию защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления и в разработке научно-методического подхода обоснования предложений по повышению эффективности управления силами и средствами при оборудовании временных инженерных сооружений и по защите населения в зоне возможного катастрофического затопления.

Литература

1. СП 165.1325800.2014. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90. М.: АО «Кодекс», 2014.

2. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, направленных на снижение последствий весеннего половодья и паводков. М.: МЧС России, 2000.

3. Седнев В.А., Войтович А.А. Обоснование исходных данных для разработки решений по защите территорий от катастрофического затопления в результате стихийного

91

бедствия или повреждения гидротехнического сооружения // Гидротехническое строительство. 2020. № 12. С. 53-57.

4. Седнев В.А., Копнышев С.Л. Теоретические основы обоснования требований к физической стойкости гидротехнических сооружений и других объектов энергетики при внешнем динамическом воздействии // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2018. № 6. С. 43-62.

5. Седнев В.А., Седнев А.В. Инженерно-технические мероприятия по подготовке электроэнергетических сооружений и систем к устойчивому функционированию // Промышленная энергетика. 2019. № 10. С. 11-18.

6. Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. М.: ВНИИ ГОЧС, 2005. 68 с.

7. Ресурсы поверхностных вод СССР. Том 18: Дальний Восток. М., 1989.

References

1. SP 165.1325800.2014. Inzhenerno-tekhnicheskie meropriyatiya po grazhdanskoj oborone. Aktualizirovannaya redakciya SNiP 2.01.51-90. M.: AO «Kodeks», 2014.

2. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu meropriyatij, napravlennyh na snizhenie posledstvij vesennego polovod'ya i pavodkov. M.: MCHS Rossii, 2000.

3. Sednev V.A., Vojtovich A.A. Obosnovanie iskhodnyh dannyh dlya razrabotki reshenij po zashchite territory ot katastroficheskogo zatopleniya v rezul'tate stihijnogo bedstviya ili povrezhdeniya gidrotekhnicheskogo sooruzheniya // Gidrotekhnicheskoe stroitel'stvo. 2020. № 12. S. 53-57.

4. Sednev V.A., Kopnyshev S.L. Teoreticheskie osnovy obosnovaniya trebovanij k fizicheskoj stojkosti gidrotekhnicheskih sooruzhenij i drugih ob"ektov energetiki pri vneshnem dinamicheskom vozdejstvii // Problemy bezopasnosti i chrezvychajnyh situacij. 2018. № 6. S. 43-62.

5. Sednev V.A., Sednev A.V. Inzhenerno-tekhnicheskie meropriyatiya po podgotovke elektroenergeticheskih sooruzhenij i sistem k ustojchivomu funkcionirovaniyu // Promyshlennaya energetika. 2019. № 10. S. 11-18.

6. Rukovodstvo po dejstviyam organov upravleniya i sil RSCHS pri ugroze i vozniknovenii chrezvychajnyh situacij. M.: VNII GOCHS, 2005. 68 s.

7. Resursy poverhnostnyh vod SSSR. Tom 18: Dal'nij Vostok. M., 1989.

Материал поступил в редакцию 25 декабря 2020 г.; принят к публикации 27января 2021 г.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.