УДК 614.8
Ю.Д. Макиев, В.П. Малышев
Ресурсно-экономическое обоснование облика спасательных сил МЧС России на долгосрочный период
Аннотация
В данной статье представлен методический подход к оценке и долгосрочному прогнозированию ресурсно-экономических показателей облика спасательных сил МЧС России на период до 2045 года. Предложенный методический подход базируется на методе определенного набора показателей, характеризующих составляющие спасательных сил МЧС России.
Ключевые слова: долгосрочное прогнозирование; облик спасательных сил МЧС России; ресурсно-экономические возможности; организационно-штатная структура; расчетная зависимость; бюджетное обеспечение; экспертные оценки.
Содержание
Введение
1. Система исходных данных для решения поставленной задачи
2. Номенклатура и потребного объема материальных ресурсов для формирования перспективного облика спасательных сил МЧС России
3. Определение потребного объема людских ресурсов (по категориям) для формирования перспективного облика спасательных сил МЧС России
4. Учет ресурсно-экономических возможностей государства при военно-стратегическом обосновании требуемого облика спасательных сил МЧС России
Заключение
Литература
Введение
Ресурсно-экономическое обоснование облика спасательных сил МЧС России на долгосрочный период подготовлено на основании разработки предложений для долгосрочного прогнозирования сценариев развития военно-политической, стратегической обстановки, возможного характера военных конфликтов; содержания задач и требований в области обороны к спасательным силам МЧС, военно-стратегического обоснования требуемых для выполнения задач в области обороны состава и численности спасательных сил МЧС России, тактико-технического обоснования облика системы вооруженных спасательных сил МЧС России на долгосрочный период.
Предложения по разработке методического аппарата ресурсно-экономического обоснования облика спасательных сил МЧС России содержат структурно-логическую схему решения поставленной задачи с определением конкретных видов аварийно-спасательных формирований, спасательных сил МЧС России и характеристикой их особенностей, разработанные способы определения номенклатуры и потребного объема материальных ресурсов спасательных сил МЧС России и потреб-
ного объема людских ресурсов (по категориям) спасательных сил МЧС России».
1. Система исходных данных для ресурсно-экономического обоснования облика спасательных сил МЧС России на долгосрочный период
База исходных данных для ресурсно-экономического обоснования облика спасательных сил МЧС России на долгосрочный период формируется из исходных данных, полученных в рамках проведения научных исследований, в результате сбора данных от административных управляющих органов и предоставленной информации о результатах практической работы аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России.
В настоящее время разработана и функционирует организационно-штатная структура аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России с необходимыми качественными и количественными показателями.
В состав спасательных сил МЧС России входят следующие формирования:
федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;
поисково-спасательной службы МЧС России; спасательных воинских формирований МЧС России;
военизированных горноспасательных частей. Формированиями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы являются пожарно-спасательные части (ПСЧ), поисково-спасательных служб МЧС России — поисково-спасательные отряды (ПСО), спасательных воинских формирований — спасательные центры и авиационно-спасательные центры; военизированных горноспасательных частей — отдельные военизированные горноспасательные отряды.
Обязательными требованиями, предъявляемыми к аварийно-спасательным формированиям (в процессе их аттестования), являются:
наличие учредительных документов (устава, положения, приказа о создании);
соответствие утвержденной организационной структуре;
укомплектованность личным составом, не менее 75 % которого составляют спасатели, аттестованные на право проведения аварийно-спасательных работ;
оснащенность в соответствии с нормами обеспечения аварийно-спасательными средствами, табельными техническими и транспортными средствами, обеспечивающими выполнение возложенных на них задач и функций;
наличие условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональной подготовке спасателей к выполнению заявленных работ в соответствии с технологией их ведения и условий, обеспечивающих несение дежурства.
Обязательными требованиями, предъявляемыми к спасателям, являются:
прохождение обучения по учебным программам подготовки спасателей;
прохождение медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования на предмет годности к выполнению аварийно-спасательных работ;
выполнение установленных нормативов по физической подготовке.
Основными видами аварийно-спасательных работ, выполняемых аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, являются:
поисково-спасательные работы; горноспасательные работы; газоспасательные работы;
аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Пожарно-спасательные части (ПСЧ) являются аварийно-спасательными формированиями феде-
ральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. К числу их основных задач относится осуществление тушения пожаров в населенных пунктах и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях. В особо важных и режимных организациях создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы. ПСЧ присутствуют при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, при проведении аварийно-спасательных работ, спасении людей и имущества при пожарах.
Пожарно-спасательные части как аварийно-спасательные формирования федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включают:
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации и профилактики тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения);
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
Основными функциями пожарно-спасательных частей являются тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Личный состав пожарно-спасательных частей включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
военнослужащих федеральной противопожарной службы;
лиц, не имеющих специальных и воинских званий (работники).
Варианты функционально-организационного оформления пожарно-спасательных частей приведены на схеме (рис. 1).
Типовая организационно-штатная структура пожарно-спасательной части приведена на схеме (рис. 2).
Количество пожарно-спасательных частей федеральной противопожарной службы приведено в табл. 1.
Пожарно-спасательные части
Специализированные пожарноспасательные части
Пожарные части федеральной противопожарной службы
Специализирован-
ные
спасательные
части
Отряды
технической
службы
Пожарные части технической службы
Отряды
федеральной
противопожарной
службы
Производствен-
но-технические
центры
Рис. 1. Функционально-организационная структура пожарно-спасательных частей
Пожарно-спасательная часть
Управление
Спасатели _
автомобильная,
пожарная,
аварийно-спасательная, инженерная и другая техника, транспорт _
Рис. 2. Типовая организационно-штатная структура пожарно-спасательной части
Таблица 1
Распределение пожарно-спасательных частей федеральной противопожарной службы по региональным центрам МЧС России
Региональные центры МЧС России Пожарно-спасательные части (ПСЧ)
Северо-Западный 144
Центральный 395
Южный 248
Северо-Кавказский 170
Приволжский 637
Уральский 299
Сибирский 515
Дальневосточный 91
г. Москва 78
Всего 2777
Общая численность федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на 1.01.2013 г. составляет 221 364 чел., из них 141 364 чел. рядового и начальствующего состава. Предельная численность договорных по-
дразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы — 29 975 чел.
В составе федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы находится 13 600 зданий и сооружений, в том числе более 4 000 пожарных депо, 18 634 пожарных автомобилей, 49 пожарных катеров.
Поисково-спасательные отряды (ПСО) являются аварийно-спасательными формированиями поисково-спасательной службы (ПСС) МЧС России, представляющей собой совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют поисково-спасательные формирования.
В поисково-спасательную службу МЧС Росси и входят следующие поисково-спасательные формирования (ПСФ) МЧС России:
региональные поисково-спасательные отряды; республиканские, краевые, областные поисково-спасательные службы, включающие поиско-
во-спасательные отряды субъектов РФ, являющиеся филиалами региональных поисково-спасательных отрядов.
Основными задачами поисково-спасательных отрядов как аварийно-спасательных формирований поисково-спасательной службы МЧС России являются:
поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств поисково-спасательных формирований по выполнению задач по предназначению;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация и проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях военного, природного и техногенного характера.
В состав каждого поисково-спасательного отряда входят органы управления, поисково-спасательные подразделения и подразделения обеспечения.
Примерная типовая организационно-штатная структура поисково-спасательного отряда приведена на схеме, рис. 3.
Количественные показатели поисково-спасательных отрядов приведены в табл. 2.
Общая численность поисково-спасательных формирований составляет 4 680 чел., из них около 4 000 чел. в составе региональных поисково-спасательных отрядов и их филиалов по субъектам РФ, в том числе более 1 800 чел. аттестованных спасателей.
Спасательные и авиационно-спасательные центры (далее — СЦ и АСЦ) являются одним из видов спасательных воинских формирований (далее — СВФ) МЧС России, предназначенных для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникаю-
Таблица 2
Распределение поисково-спасательных отрядов поисково-спасательной службы по региональным центрам МЧС России
Региональные центры МЧС России Региональные по-исково-спасательные отряды (РПСО) Филиалы РПСО по субъектам РФ
Северо-Западный 1 6
Центральный 1
Южный 1 3
Северо-Кавказский 1 7
Приволжский 1 2
Уральский 1
Сибирский 1 6
Дальневосточный 1 9
г. Москва
Всего 8 33
Центрального подчинения 2 (Центроспас, Госакваспас)
щих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.
Основной задачей спасательных и авиационно-спасательных центров является проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического наводнения.
Место спасательных центров и авиационно-спасательных центров региональных центров МЧС России в общей системе спасательных воинских формирований МЧС России показано в табл. 3.
Рис. 3. Примерная типовая организационно-штатная структура поисково-спасательного отряда
Таблица 3
Структура и состав спасательных воинских
формирований МЧС России
Структурная единица Количе- ство
Орган управления спасательными воинскими формированиями — структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 1
Орган управления спасательными воинскими формированиями — структурное подразделение регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 8
Орган управления спасательными воинскими формированиями — структурное подразделение органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации 83
Спасательный центр 10
Авиационно-спасательный центр 4
Орган обеспечения управления спасательными воинскими формированиями — структурное подразделение Национального центра управления в кризисных ситуациях 1
Орган управления спасательными воинскими формированиями — структурное подразделение центра управления в кризисных ситуациях регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 8
Центр обеспечения пунктов управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 1
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в форме военного образовательного учреждения высшего профессионального образования 1
Типовая организационно-штатная структура аварийно-спасательного центра (АСЦ) спасательных воинских формирований (СВФ) МЧС России приведена на схеме, рис. 4.
Количественный состав спасательных центров и аварийно-спасательных центров спасательных воинских формирований МЧС России приведен в табл. 4.
Таблица 4
Спасательные центры и авиационно-спасательные центры спасательных воинских формирований МЧС России
Региональные Спасатель- Авиационно-
центры МЧС России ные центры (СЦ) спасательные центры (АСЦ)
Северо-Западный 1
Центральный 1
Южный 1
Северо-Кавказский
Приволжский 1
Уральский 1
Сибирский 1 1
Дальневосточный 2 1
г. Москва
Центрального
подчинения 2 2
Всего 10 4
Штатная численность военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России установлена в количестве 7 230 чел., гражданского персонала — 17 220 тыс. чел., в том числе в региональных центрах 4 460 военнослужащих. Из них на ежедневное дежурство заступает 429 человек и 230 единиц техники.
Военизированные горноспасательные отряды (ВГСО) являются аварийно-спасательными формированиями военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), находящихся в ведении МЧС России, предназначенных для выполнения работ по спасению людей, предупреждению и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на территории организаций, ведущих горные и другие работы на опасных объектах.
Военизированные горноспасательные отряды являются структурными подразделениями военизированных горноспасательных частей. Для выполнения возложенных на них функций они оснащены транспортом, аппаратурой, оборудованием и штатным запасом материалов по нормам в соответствии с табелем технического оснащения военизированных горноспасательных частей, обеспечивающими выполнение всего комплекса аварийно-спасательных работ в обслуживаемых организациях.
Горноспасательное отделение военизированного горноспасательного отряда является первичной оперативной единицей подразделений военизированных горноспасательных частей, способной выполнять отдельные задачи по ликвидации последствий аварий.
В двух военизированных горноспасательных частях, находящихся в ведении МЧС России насчитывается более 4 000 человек.
На обслуживании военизированными горноспасательными частями, находящимися в ведении МЧС России, в настоящее время находится более 1300 опасных производственных объектов - уголь-
легковые, грузовые, специальные
Рис. 4. Типовая организационно-штатная структура спасательного центра МЧС России
России проводится для следующих формирований:
федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы — пожарно-спасательные части;
поисково-спасательные службы МЧС России — поисково-спасательные отряды;
спасательных воинских формирований МЧС России — спасательные центры и авиационно-спасательные центры;
военизированных горноспасательных частей — военизированные горноспасательные отряды.
Для практического использования в интересах решения указанной задачи наиболее удобным и экономным является научно-методический аппарат, базирующийся на известных обычных методах калькулирования и обобщенных оценок. Научно-методический аппарат такого типа является наиболее широко распространенным в научной и учетной практике как за рубежом, так и в Российской Федерации.
Решаемые при этом задачи сводятся к: содержательному определению понятия материальных ресурсов для спасательных сил МЧС России;
выявлению отдельных составляющих материальных ресурсов для этих сил;
определению количественных показателей объема материальных ресурсов спасательных сил МЧС России.
Основными показателями объема материальных ресурсов являются выраженные в денежной форме количественные показатели объема ресурсов на:
содержание личного состава формирований; техническое оснащение формирований;
ных шахт, рудников, объектов строительства подземных сооружений.
Рассмотрение отдельных видов аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России является предпосылкой для разработки методического аппарата ресурсно-экономического обоснования облика спасательных сил МЧС России на долгосрочный период.
Данная система исходных данных позволяет: провести анализ целевой направленности, структуры и характерных особенностей отдельных видов аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России;
определить основные виды материальных ресурсов, необходимых для комплектования, оснащения и всестороннего обеспечения функционирования этих аварийно-спасательных формирований;
определить номенклатуру и потребный объем материальных ресурсов спасательных сил МЧС России;
определить потребный объем людских ресурсов (по категориям спасательных сил МЧС России);
провести анализ существующей системы ресурсно-экономического обеспечения спасательных сил МЧС России и разработка обобщенных методических рекомендаций по пролонгированию её действия на долгосрочный период до 2045 года.
2. Номенклатура и потребного объема материальных ресурсов для формирования перспективного облика спасательных сил МЧС России
Определение номенклатуры и потребного объема материальных ресурсов спасательных сил МЧС
обеспечение функционирования формирований.
Критериями (критериальными, оценочными показателями) являются обобщающие показатели объема указанных видов ресурсов как для отдельных видов аварийно-спасательных формирований, так и для спасательных сил МЧС России в целом.
Исходными данными для определения потребного объема материальных ресурсов спасательных сил МЧС России служат:
виды формирований спасательных сил МЧС России;
организационно-штатные структуры аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России;
количество технических средств различных типов в организационно-штатной структуре аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России;
количество личного состава отдельных категорий в организационно-штатной структуре аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России.
Требованиями, предъявляемыми к исходным данным, являются:
понятное содержательное описание качественных и графических показателей;
однозначные значения показателей, имеющих количественное выражение.
Исходные данные могут собираться и представляться в виде:
словесного (вербального) описания; графического представления (схемы, графики); перечня количественных данных (таблицы, сводки).
Организационно порядок сбора и подготовки исходных данных заключается в получении необходимых исходных данных в рамках проведения научных исследований, в сборе данных в административных управляющих органах и на основании предоставления информации о результатах практической работы аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России.
Содержание решаемой задачи сводится к тому, чтобы определить объем материальных ресурсов (в целом и по отдельным составляющим) для спасательных сил МЧС России.
В качестве ограничений и допущений применяется условие, что имеется в наличие подробное описание организационно-штатной структуры аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России (рисунки 2 — 4) с необходимыми качественными и количественными показателями.
Формализованное математическое описание задачи сводится к определению материальных ресурсов для спасательных сил МЧС России в соответствии с расчетной зависимостью:
С = С1 + С2 + С3,
где С — общие затраты в денежном выражении на спасательные силы МЧС России за расчетный период (период оценки, плановый период);
С1 — затраты на содержание личного состава аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России;
С2 — затраты на техническое оснащение аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России;
С3 — затраты на обеспечение функционирования аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России.
Величина С1 определяется как:
С1 = С1(ПЧС) + С1(ПСО) + С1(СЦ) +
+ С1(АСЦ) + С1(ВГСО),
где С1(ПЧС) — затраты на содержание личного состава пожарно-спасательных частей;
С1(ПСО) — затраты на содержание личного состава поисково-спасательных отрядов;
С1(СЦ) — затраты на содержание личного
состава спасательных центров;
С1(АСЦ) — затраты на содержание личного состава авиационно-спасательных центров;
С1(ВГСО) — затраты на содержание личного состава военизированных горноспасательных отрядов.
Величина С2 определяется как:
С2 = С2(ПЧС) + С2(ПСО) + С2(СЦ) +
+ С2(АСЦ) + С2(ВГСО), где С2(ПЧС) — затраты на техническое оснащение пожарно-спасательных
частей;
С2(ПСО) — затраты техническое оснащение поисково-спасательных отрядов;
С2(СЦ) — затраты на техническое оснаще-
ние спасательных центров;
С2(АСЦ) — затраты на техническое оснащение авиационно-спасательных центров;
С2(ВГСО) — затраты на техническое оснащение военизированных горноспасательных отрядов.
Величина С3 определяется как:
С3 = С3(ПЧС) + С3(ПСО) + С3(СЦ) +
+ С3(АСЦ) + С3(ВГСО), где С3(ПЧС) — затраты на обеспечение функционирования пожарно-спасательных частей;
С3(ПСО) — затраты на обеспечение функционирования поисково-спасательных отрядов;
С3(СЦ) — затраты на обеспечение функционирования спасательных
центров;
С3(АСЦ) — затраты на обеспечение функционирования авиационно-спасательных центров;
С3(ВГСО) — затраты на обеспечение функционирования военизированных горноспасательных отрядов.
Затраты на содержание личного составааварий-но-спасательных формирований спасательных сил МЧС России включают: денежное довольствие, заработную плату, надбавки за классность и условия работы, пособия и компенсации, выплаты социального характера, затраты на вещевое довольствие, боевую одежду и т.д.
Затраты на техническое оснащение аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России включают: затраты на аварийно-спа-сатель-ные средства, специальную технику, оборудование, транспорт, расходуемые материалы для проведения работы.
Затраты на обеспечение функционирования аварийно-спасательныхформирований спасательных сил МЧС России включают затраты на строительство и содержание помещений для размещения личного состава, размещения оборудования и техники, учебные и тренировочные средства, пожарные депо, аэродромное оборудование, кинологические городки, бассейны и т.д.
Общая форма зависимости для определения потребного объема материальных ресурсов для отдельных видов аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России С(х) имеет вид:
С(х) = С1(х) + С2(х) + С3(х), где х = {ПСЧ, ПСО, СЦ, АСЦ, ВГСО} — символ отдельных видов аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России: ПСЧ — пожарно-спасательные части; ПСО — поисково-спасательные отряды; СЦ — спасательные центры; АСЦ — авиационно-спасательные центры; ВГСО — военизированные горноспасательные отряды.
Общая форма зависимости для определения затрат на содержание личного состава аварийно-спасательных сил МЧС России имеет вид:
*(X ) = П( X )
с = У с ■ ь
с XX) 4-1 Ci(X) ьi(X)'
\ X) =1( X)
где С1(х) — затраты на содержание
личного состава соответствующего аварийно-спасательного формирования спасательных сил МЧС России;
/(X) = {1^)... П(^} — категории личного состава соответствующих аварийно-спасательных формирований;
П(х) — количество категорий лич-
ного состава в организационно-штатной структуре аварийно-спасательных формирований;
Ьц^х) — количество личного соста-
ва категорий 1(х) в организационно-штатной структуре аварийно-спасательных формирований; С^) — затраты на содержание
личного состава категории
т
Особая форма зависимости для определения затрат на техническое оснащение аварийно-спасательных формирований МЧС России имеет вид:
]( X ) = т( X)
с = У с ■т
)(X) =1X)
где С2(х) — затраты на техническое
оснащение соответствующего аварийно-спасательного формирования спасательных сил МЧС России; j(х) = ... т^)} — типы техники для оснаще-
ния соответствующих аварийно-спасательных формирований; т(Х) — количество типов техники
для оснащения соответствующих аварий-
но-спасательных формирований;
Тц^) — количество техники типа
](х) в организационно-штатной структуре соответствующих аварийно-спасательных формирований;
— затраты на содержание техники типа ](х) в составе аварийно-спасательного формирования.
Общая форма зависимости для определения затрат на обеспечение функционирования аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России имеет вид:
к( X) =1( X)
с = У с
С 3^) ^ ск(X ),
к( X ) = 1( X)
где к^ = {1^) ... /(X)} — направление затрат на
обеспечение функционирования соответствующих аварийно-спасательных формирований;
1(Х) — количество учитываемых
направлений затрат на обеспечение функционирования соответствующих аварийно-спасательных формирований;
с^) — затраты по направлению
к(х) на обеспечение функционирования соответствующих аварийно-спасательных формирований;
Для получения экспресс-оценок (прогнозных, приближенных, ориентировочных) потребного объема материальных ресурсов могут быть использованы упрощенные расчеты зависимости вида:
с^) = N(х) ■ Clсp(х),
C2(X) = N(X) ■ C2CP(X),
Cз(х) = N(х) ■ Cзсp(х), где — количество соответствующих ава-
рийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России: пожарно-спасательных частей (ПСЧ); поисково-спасательных отрядов (ПСО); спасательных центров (СЦ); авиационно-спасательных центров (АСЦ); военизированных горноспасательных отрядов (ВГСО);
С1ср(х) — усредненная величина затрат на содержание личного состава соответствующих аварийно-спасательных формирований;
С2ср(х) — усредненная величина затрат на техническое оснащение соответствующих аварийно-спасательных формирований;
С3ср(х) — усредненная величина затрат на обеспечение функционирования соответствующих аварийно-спасательных формирований.
Обобщенный алгоритм определения номенклатуры и потребного объема материальных ресурсов спасательных сил МЧС России сводится к получению исходных данных в виде количества и организационно-штатной структуры различных видов аварийно-спасательных формирований и вычислению затрат на содержание личного состава, на техническое оснащение и обеспечение функционирования этих формирований и спасательных сил МЧС России в целом.
Предлагаемое для этих целей формализованное представление расчетных зависимостей является достаточно простым и удобным для непосредственного практического решения с использованием широкого набора вычислительных средств.
Приведенные расчетные зависимости позволяют определять потребный объем ресурсов в денежном выражении для пожарно-спасательных частей, поисково-спасательных отрядов, спасательных центров, авиационно-спасательных центров, вое-
низированных горноспасательных отрядов, спасательных сил МЧС России в целом.
Для комплексной всесторонней, полной и точной оценки потребного объема ресурсов для спасательных сил МЧС России должны использоваться строгие формульные зависимости, учитывающие различия категорий личного состава и типы технических средств в структуре конкретных аварийно-спасательных формирований, а также конкретные направления обеспечения их функционирования.
Для получения ориентировочных и прогнозных оценок потребного объема материальных ресурсов могут использоваться упрощенные расчетные зависимости, учитывающие усредненные оценки количества личного состава, затраты на его содержание, количество технических средств, затраты на эти средства и затраты на обеспечение функционирования аварийно-спасательных формирований.
Приведенные расчетные зависимости позволяют определять потребный объем материальных ресурсов для различных видов аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России на различных уровнях их иерархической структуры, а именно на уровнях:
отдельных аварийно-спасательных формирований различного вида — пожарно-спасательные части, поисково-спасательные отряды, спасательные центры, авиационно-спасательные центры и военизированные горноспасательные отряды;
отдельных субъектов Российской Федерации (главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации) — для пожарно-спасательных частей и поисково-спасательных отрядов;
для отдельных федеральных округов (региональных центров МЧС России) — для пожарно-спасательных частей, поисково-спасательных отрядов, спасательных центров и авиационно-спасательных центров;
спасательных сил МЧС России в целом для всех видов аварийно-спасательных формирований.
3. Определение потребного объема людских ресурсов для формирования перспективного облика спасательных сил МЧС России
Исходными данными для определения потребного объема людских ресурсов спасательных сил МЧС России служат:
состав задач, возлагаемых на спасательные силы МЧС России;
объем работ, выполняемых по каждой задаче; виды аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России;
организационно-штатные структуры аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России;
количество личного состава отдельных категорий в организационно-штатной структуру аварий-
но-спасательных формирований спасательных сил МЧС России.
Требованиями, предъявляемыми к исходным данным, являются:
понятное содержательное описание качественных и графических показателей;
однозначные значения показателей, имеющих количественное выражение.
Исходные данные могут собираться и предоставляться в виде:
словесного (вербального) описания; графического представления данных (схемы, графики);
перечней количественных данных (таблицы, сводки).
Организационный порядок сбора и подготовки исходных данных заключается в получении необходимых исходных данных в рамках проведения научных исследований, в сборе данных в административных управляющих органах и на основании предоставления информации о результатах практической работы аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России.
Содержание решаемой задачи сводится к тому, чтобы определить количество личного состава (в целом и по отдельным категориям) спасательных сил МЧС России.
В качестве ограничений и допущений применяется условие, что имеется в наличии подробное описание организационно-штатной структуры аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России, с необходимыми качественными и количественными показателями.
Формализованное методическое описание задачи сводится к определению количества личного состава спасательных сил МЧС России в соответствии со следующей расчетной зависимостью:
Ь = Ь(псч) + Ь(псо) + Ь(сц) + Ь(асц) + Ь(вгсо), где Ь — общее количество личного состава спасательных сил МЧС России;
Ь(ПСЧ) — общее количество личного состава пожарно-спасательных частей федеральной противопожарной службы государственной пожарной службы;
Ь(ПСО) — общее количество личного состава поисково-спасательных отрядов поисково-спасательной службы МЧС России;
Ь(Сц) — общее количество личного состава
спасательных центров спасательных воинских формирований МЧС России;
Ь(АСц) — общее количество личного состава авиационно-спасательных центров спасательных воинских формирований МЧС России;
Ь(ВГСО) — общее количество личного состава военизированных горноспасательных отрядов военизированных горноспасательных частей, находящихся в ведении МЧС России.
Значение Ь(псч) определяется как:
*(ПСЧ) =И(ПСЧ)
Ь(псч) = X
г(ПСЧ) -1<ПСЧ)
-,і(ПСЧ)/
где Ї(ПСЧ) -
= |1(ПСЧ) ... Я(ПСЧ)}
я (ПСЧ)
(ПСЧ)
категории личного состава пожарно-спасательных частей (сотрудники, военнослужащие, работники федеральной противопожарной службы и др.); количество учитываемых категорий личного состава пожарно-спасательных частей;
количество личного состава категорий ї(псч) пожарно-спасательных частей, определяемое в соответствии с их организационно-штатной структурой.
Значение Ь(псо) определяется как:
г(ПСО) - П(ПСО)
Ь(псо) - ^ ^(ПСОК
.(псо) - !(псо)
где г’(псо) - — категории личного соста-
- |1(псо) ... Я(псо)} ва поисково-спасательных
отрядов (аттестованные спасатели различных классов, специалисты различных специальностей и т.д.);
П(псо) — количество учитываемых
категорий личного состава поисково-спасательных отрядов;
Ьг(псо) — количество личного соста-
ва категорий ї(псо) поисково-спасательных отрядов, определяемое в соответствии с их организационно-штатной структурой.
Значение Ь(сц) определяется как:
!(СЦ) = И(СЦ)
Ь(СЦ) ^ ^ Ь.(СЦ),
.(сц) -:(сц)
категории личного состава спасательных центров (военнослужащие, служащие и т.д.);
количество учитываемых категорий личного состава спасательных центров;
где Ї(СЦ) -
- {1(СЦ) ... И(СЦ)}
И(СЦ)
Ь;(Сц) — количество личного соста-
ва категорий і(сц) спасательных центров, определяемое в соответствии с их организационно-штатной структурой.
Значение Ь(асц) определяется как:
і(АСЦ) -Я(АСЦ)
Ь(АСЦ) - Е Ьі(
'і(АСЦ)'
і(АСЦ) -1(АСЦ)
где і(асц) - — категории личного соста-
- {1(асц) ... я (асц)} ва авиационно-спасатель-
ных центров (военнослужащие, служащие, специалисты летного состава и др.);
я (асц) — количество учитываемых
категорий личного состава авиационно-спасательных отрядов;
Ь.(асц) — количество личного соста-
ва категорий і (асц) авиационно-спасательных отрядов, определяемое в соответствии с их организационно-штатной структурой.
Значение Ь(вгсо) определяется как:
і(ВГСО) -я(вгсо)
Ь(вгсо) - Е Ьіі
'і(ВГСо)'
і(вгсо) -1(вгсо)
где /(вгсо) = — категории личного соста-
= {1(вгсо)...П(вгсо)} ва военизированных гор-
носпасательных отрядов (специалисты подземных работ, специалисты-спасатели др.);
П(вгсо) — количество учитываемых
категорий личного состава военизированных горноспасательных отрядов;
Ь/(вгсо) — количество личного соста-
ва категорий /(вгсо) военизированных горноспасательных отрядов, определяемое в соответствии с их организационно-штатной структурой.
Для получения экспресс-оценок (прогнозных, приближенных, ориентировочных) количества личного состава аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России могут быть использованы нижеследующие упрощенные расчеты зависимости:
для определения количества личного состава пожарно-спасательных частей вида:
Ь(ПСЧ) - ^(ПСЧ) • Ьср(псч)
Ьср(псч) — среднее количество личного состава в структуре пожарно-спасательной части.
для определения количества личного состава поисково-спасательных отрядов вида:
Ь(ПСо) - ^(ПСо) * ЬсР(ПСо) где ^(псо) — количество пожарно-спасательных отрядов;
Ьср(псо) — среднее количество личного состава в структуре поисково-спасательного отряда. для определения количества личного состава спасательных центров вида:
Ь(сц) - ^(сц) * Ьср(сц) где ^(сц) — количество спасательных центров;
Ьср(сц) — среднее количество личного состава в структуре спасательного центра.
для определения количества личного состава авиационно-спасательных центров вида:
Ь(АСЦ) - ^(АСЦ) * ЬсР(АСЦ)
где ^(асц) — количество авиационно-спасательных центров;
Ьср(асц) — среднее количество личного состава в структуре авиационно-спасательного центра. для определения количества личного состава военизированных горноспасательных отрядов вида:
Ь(ВГСо) - ^(ВГСо) * ЬсР(ВГСо) где -^(вгсо) — количество военизированных горноспасательных отрядов;
Ьср(вгсо) — среднее количество личного состава в структуре военизированного горноспасательного отряда. обобщенный алгоритм расчета задачи определения количества личного состава спасательных сил МЧС России сводится к получению исходных данных в виде количества и организационной структуры различных видов таких формирований и вычисления количества личного состава для них и для спасательных сил МЧС России в целом.
Предлагаемое для этих целей формализованное представление расчетных зависимостей является достаточно простым и удобным для непосредственного практического применения с использованием широкого набора вычислительных средств.
Приведенные расчетные зависимости позволяют определять количество личного состава: пожарно-спасательных частей; поисково-спасательных отрядов; спасательных центров; авиационно-спасательных центров; военизированных горноспасательных отрядов; спасательных сил МЧС России в целом.
где -М(ПСЧ)
— количество поисково-спасательных частей;
4. учет ресурсно-экономических возможностей государства при военно-стратегическом обосновании требуемого облика спасательных сил МЧС России
Методические рекомендации по учету ресурсно-экономических возможностей государства при военно-стратегическом обосновании требуемого облика спасательных сил МЧС России должны быть направлены на оценку возможностей по реализации требований обеспечения потребного объема материальных ресурсов и количества личного состава для:
формирований федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы — пожарно-спасательных частей;
формирований поисково-спасательной службы МЧС России — поисково-спасательных отрядов (региональных поисково-спасательных отрядов и их филиалов в виде поисково-спасательных отрядов субъектов Российской федерации);
спасательных воинских формирований — спасательных центров и авиационно-спасательных центров;
формирований военизированных горноспасательных частей, находящихся в ведении МЧС России — военизированных горноспасательных отрядов;
спасательных сил МЧС России в целом. Требования по определению потребного объема материальных ресурсов и количества личного состава для спасательных сил МЧС России определяются в соответствии с номенклатурой потребного объема материальных ресурсов спасательных сил МЧС России и потребного объема людских ресурсов (по категориям) для спасательных сил МЧС России, позволяющих определять объем указанных потребностей как в настоящее время, так и в перспективе на прогнозные периоды до 15 и до 30 лет.
К настоящему времени сложилась и успешно реализуется система обеспечения потребностей МЧС России и его спасательных сил в том числе. Она во многом регламентирована современными экономическими и демографическими возможностями государства.
Финансирование деятельности МЧС России и функционирования и развития спасательных сил МЧС России в том числе осуществляется за счет: бюджетных ассигнований, определяемых федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год;
утвержденных Правительством Российской Федерации государственных программ на период до 2020 года в рамках перехода к программному бюджету.
Основными источниками финансирования являются:
финансирование МЧС России в государственном оборонном заказе, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
средства государственной программы вооружения на 2011 — 2020 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2010 г. № 1656;
предусмотренный объем финансирования мероприятий по переоснащению сил МЧС России на 2011 — 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от
16.03.2011 № 424р.;
комплексный план обеспечения безопасности на XXII Зимних Олимпийских играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи, утвержденный Правительством Российской Федерации от 20.12.2010 г. № 2339-рс.
Выражаемые в натуральном и денежном исчислении основные показатели объема материальных ресурсов для спасательных сил МЧС России:
затраты на содержание личного состава аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России;
затраты на техническое оснащение аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России;
затраты на обеспечение функционирования аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России реализуется в рамках федеральных и ведомственных программ.
МЧС России участвует в реализации 11 федеральных целевых программ — в 4 из них МЧС России является заказчиком-координатором и в 7-ми программах МЧС России участвует в качестве государственного заказчика.
К числу программ, в которых реализуются планы по развитию и совершенствованию спасательных сил МЧС России, относятся:
Государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Утверждена распоряжением Правительства РФ от
3.04.2013 г. № 513-р.;
Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года». Утверждена постановлением Правительства РФ от 7.07.2011 г. № 555 (редакция от 4.10.2013 г.);
Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации до 2017 года». Утверждена постановлением Правительства РФ от
30.12.2012 г. №1481;
Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года». Утверждена постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. № 523;
Ведомственная целевая программа «Совершенствование гражданской обороны в системе МЧС России на период 2014 — 2016 годов» (проект);
Ведомственная целевая программа «Развитие военизированных горноспасательных частей МЧС России» (проект).
Отдельные вопросы ресурсного обеспечения спасательных сил МЧС России решаются в рамках следующих федеральных целевых программ:
«Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»;
«Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации» (2009—2014 годы);
«Жилище» на 2011 — 2015 годы;
«Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009—2018 годы»;
«Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011—2015 годах»;
«Поддержание, развитие и использование системы «ГЛОНАСС» на 2012 — 2020 годы»; «Антитеррор».
Основными приоритетами финансово-экономического обеспечения МЧС России в настоящее время являются:
полное выполнение социальных обязательств перед личным составом;
оптимизация и экономия бюджетных расходов и их концентрация на приоритетных направлениях;
обеспечение переоснащения и развития системы МЧС России;
повышение эффективности экономической деятельности;
совершенствование организации финансового и иного ресурсного обеспечения в условиях экономических ограничений и оптимизация организационно-штатной структуры.
Применительно к спасательным силам МЧС России приоритетными направлениями являются: оснащение и развитие военизированных горноспасательных частей;
создание и оснащение спасательных формирований в Арктическом регионе;
совершенствование авиационно-спасательных технологий и развитие материальной базы авиации МЧС России;
переоснащение формирований современными образцами техники и оборудования;
жилищное обеспечение личного состава. Основными направлениями комплектования спасательных сил МЧС России личным составом является призыв на военную службу, в том числе по контракту, подготовка офицерского состава в образовательных учреждениях МЧС России, заключение договоров и трудовых соглашений.
При обосновании основных направлений строительства и развития спасательных сил МЧС России потребный объем материальных и людских ресурсов на период до 15 и до 30 лет должен быть сопоставлен с технико-экономиче-скими возможностями государства на этот период, в частности, с возможностями бюджетного обеспечения потребностей спасательных сил МЧС России.
В соответствии с этим должны быть (будут) определены возможные источники и конкретные формы материального обеспечения спасательных сил МЧС России на долгосрочный период.
Разработанный методический аппарат ресурсно-экономического обоснования объема спасательных сил МЧС России, включающий «Методику определения номенклатуры потребного объема материальных ресурсов» и «Методику определения потребного объема людских ресурсов (по категориям)» позволяет решить эту задачу.
Прогнозируемой тенденцией ресурсно-экономического обеспечения спасательных сил МЧС России является изменение соотношения затрат на содержание личного состава и затрат на техническое оснащение и обеспечение функционирования аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России. Оно составляет, согласно экспертным оценкам, соответственно 70 % и 30 % для настоящего времени, 50 % и 50 % — на период до 15 лет, и 30 % и 70 % — на период до 30 лет.
Заключение
Ресурсно-экономическое обоснование облика спасательных сил МЧС России на долгосрочный период базируется на анализе ресурсно-экономи-че-ских возможностей государства при военно-стратегическом обосновании требуемого облика спасательных сил МЧС России. Оно представляет собой систему исходных данных, включающей в себя номенклатуру и потребный объем материальных и людских ресурсов.
Критериальными показателями являются обобщающие показатели объема указанных видов ресурсов как для отдельных видов аварийно-спасательных формирований, так и для спасательных сил МЧС России в целом.
Для комплексной всесторонней и полной точной оценки потребного объема ресурсов для спасательных сил МЧС России должны использоваться строгие формульные зависимости, учитывающие различия категорий личного состава и типы технических средств в структуре конкретных спасательных формирований, а также конкретные направления обеспечения их функционирования.
Для получения ориентировочных и прогнозных оценок потребного объема материальных ресурсов могут использоваться упрощенные расчетные зависимости, учитывающие усредненные оценки количества личного состава, затраты на его содержание, количество технических средств, затрат на
эти средства и затрат на обеспечение функционирования аварийно-спасательных формирований.
Расчетные зависимости позволяют определять потребный объем материальных ресурсов для различных видов аварийно-спасательных формирований спасательных сил МЧС России на различных уровнях их иерархической структуры.
Литература
1. Кондратьев-Фирсов В.М., Турко С.И., Шевченко В.А. Порядок определения необходимой группировки сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях возможного военного конфликта. Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. Т. 3. № 1. С. 60 — 65.
2. Фалеев М.И. Совершенствование защиты населения и территорий с учетом опыта преодоления крупномасштабных катастроф и стихийных бедствий. Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2011. Т. 1. № 1. С. 4 — 11.
3. Измалков В.И., Фалеев М.И. Обеспечение гражданской защиты через реализацию приоритетов устойчивого развития, определенных стратегией национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2011. Т. 1. № 1. С. 12-19.
4. Государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3.04.2013 г. № 513-р.
3.06.2014
Сведения об авторах:
Макиев Юрий Дмитриевич: д.х.н.; профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации; главный специалист;
Малышев Владлен Платонович: д.х.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации; главный специалист;
ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: [email protected]; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.