♦--------------------------------------------------
вания на год, четыре года и двадцатилетний прогнозный период. В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. При этом необходимым для нормальной работы предприятий в большинстве отраслей является как минимум десятилетний горизонт планирования своего развития.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. По мере усложнения системы экономических отношений государство стало тем субъектом, который начал определять рамки действий экономических субъектов (законодательные акты, другие правовые ограничения). Однако выполнение государством отмеченных выше функций еще не дает оснований утверждать, что оно становится экономическим субъектом. Такие возможности возникают в связи со становлением капитала-монополии и необходимостью защиты института конкуренции от разрушающего действия монополистической силы на рынке.
2. Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит именно в возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производите-
лей, и потребителей. При помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении.
3. Модель упреждающего антикризисного регулирования российской экономики должна включать в себя наряду с хорошо известными (апробированными) методами антициклической политики следующие меры: синхронизацию действий российского правительства, направленных на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями в других странах; создание условий для производства товаров с высокой добавленной стоимостью; снижение инфляции до уровня 3 - 5% в год; создание эффективной системы институтов (как формальных, так и неформальных), способствующих сбалансированному экономическому развитию; укрепление ресурсной базы отечественной финансовой системы «длинными деньгами»; разработку долгосрочных прогнозов и программ антикризисного регулирования экономики; направление субъектам РФ части стабилизационного фонда страны и др.
1. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Кейнс Дж.М. Избр. произведения. М.: Экономика, 1993.
2. Филиппенко А.С. Экономическое развитие: цивилизационный подход. М.: Экономика. 2002.
УДК 658.5
АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ СМК
А.С. Корниенко,
аспирант кафедры экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)
Система менеджмента качества (СМК) - система управления, используемая руководством и менеджментом организации для достижения соответствия (целям, планам, стандартам, пожеланиям заинтересованных сторон), которая подкреплена определенной организационной структурой, подходами, процессами и ресурсами. Высшее руководство играет ведущую роль в достижении требуемого качества в масштабах всей компании через управление процессами СМК.
Основным необходимым условием для организации, внедряющей методику управления процессами СМК, является ее нахождение на третьем уровне организационного развития (согласно проекту 180 9004:2008 [4]) или готовность на него перейти. Это означает что в организации существуют:
- ориентация на потребителя и заинтересованные стороны;
- процессно-ориентированное управление;
- результативно действующая и постоянно совершенствующаяся СМК;
- практика регулярного проведения корректирующих и предупреждающих действий.
В связи с тем, что методика направлена прежде всего на повышение эффективности существующих методов управления процессами, в организации уже должна существовать развитая система сбора и анализа данных о функционирующих процессах СМК, а также принятия решений на основе этого анализа. Такой системой может являться статистическое управление процессами (8РС). Внедрение методики статистического управления процессами СМК можно рассматривать как один из элементов перехода организации с 3-го на 4-й уровень организационного развития согласно проекту 180 9004:2008.
Автором разработана методика управления процессами СМК в организации, которая включает в себя организацию работ, а также необходимые методы и инструменты для эффективного внедрения разработанной
♦
♦
модели. Ниже приведено описание основных этапов работ.
1. Принятие решения о внедрении. Выбор процесса СМК. Создание межфункциональной команды. Поддержка высшего руководства организации является необходимым условием для применения методики статистического управления процессами СМК. Решение о внедрении методики статистического управления процессами СМК, подкрепленное конкретным распорядительным документом, является свидетельством этой поддержки, а также готовности обеспечивать необходимыми ресурсами (временными, информационными, человеческими и т.д.).
Для применения методики статистического управления процессами СМК необходимо сформировать межфункциональную команду, включающую:
- представителей всех служб организации, задействованных в рассматриваемом процессе;
- представителя потребителей этого процесса (может быть целесообразным привлечение представителей как внутреннего, так и внешнего потребителя);
- представителя поставщиков этого процесса СМК;
- других привлекаемых участников.
Если рассматриваемый процесс СМК не анализировался ранее или в нем произошли существенные изменения, межфункциональной команде необходимо переходить к его декомпозиции, в противном случае следует, используя имеющиеся наработки, переходить к сбору данных о показателях качества (ПК) процесса СМК и составляющих его подпроцессов и их предварительной обработке.
2. Проведение декомпозиции процесса. При проведении декомпозиции предлагается использовать адаптированную методологию «полного» описания бизнес-процессов [3]:
1) определение выходов процесса СМК (необходимо отметить, что выходами процесса может являться продукция, не доходящая до внешнего потребителя, например отходы производства);
2) определение входов процесса СМК;
3) привязка полученных входов и выходов к подразделениям организации, задействованным в данном процессе;
4) определение внутренних входов и выходов для каждого подразделения, задействованного в процессе;
5) определение перечня функций, выполняемых в каждом подразделении;
6) группировка функций по процессам подразделений, формирующим выходы, для каждого подразделения; привязка входов к этим процессам;
7) группировка процессов подразделений в подпроцессы с использованием входов/выходов подразделений.
После проведения декомпозиции межфункциональной команде следует провести анализ адекватности полученной модели процесса СМК с целью выявления недостающих входов, выходов, подпроцессов и взаимосвязей между ними.
3.Анализ необходимости отражения отдельных подпроцессов СМК. Основной задачей анализа необходимости отражения отдельных подпроцессов является оптимизация схемы декомпозиции для сокращения состава рассматриваемых в рамках применения методики подпроцессов и соответственно их ПК. Это
позволяет снизить трудоемкость дальнейшего применения методики и/или оптимизировать сам процесс в случае, если из него исключаются подпроцессы, не приносящие добавленную стоимость.
Анализ необходимости отражения отдельных подпроцессов проводится силами межфункциональной команды и должен учитывать три аспекта:
1) необходимость отражения подпроцессов, которые могут реализовываться или не реализовываться в зависимости от особенностей конкретного заказа;
2) необходимость отражения «обособленных» подпроцессов, слабо влияющих на ПК выходов процесса СМК;
3) выявление и исключение подпроцессов, не приносящих добавленной стоимости.
Отсутствие необходимости отражения подпроцессов, реализующихся в зависимости от конкретного заказа, может быть обусловлено редкостью такого заказа, несоответствием целям применения методики статистического управления процессами СМК или пренебрежительно малым влиянием на выходы сложного процесса.
Второй аспект связан с «обособленными» подро-цессами, т.е. с подпроцессами, которые реализуются в рамках процесса СМК, однако никак не связаны с другими подпроцессами, представляя собой обособленные «ветви» на схеме декомпозиции.
Третий аспект связан с подпроцессами, реализация которых при существующих условиях нецелесообразна. Данные подпроцессы отнимают часть выделяемых ресурсов, не принося добавленной стоимости. К ним относятся подпроцессы с отсутствием выходов, подпроцессы, являющиеся единственными потребителями собственной деятельности, подпроцессы, дублирующие деятельность друг друга, и подпроцессы, реализация которых была необходима в прошлом, но нецелесообразна в настоящем. Важно отметить, что подпроцессы, реализация которых является законодательным требованием и/или добровольно взятым на себя обязательством, должны продолжать реализовываться несмотря на отсутствие добавленной стоимости.
4. Определение показателей качества процесса СМК и составляющих его подпроцессов. При выделении ПК выходов подпроцессов и входов процесса СМК межфункциональной команде необходимо избегать слишком большого количества ПК. С ростом количества измеряемых ПК возрастает трудоемкость сбора и анализа данных. Следовательно, целесообразно не учитывать те ПК, которые предположительно несущественно влияют на процесс СМК либо которые измеряются со значительными усилиями. Вклад от этих ПК войдет в возмущающие воздействия процесса СМК. Выявление ПК, которые необходимо измерять, рекомендуется провести с помощью инструмента для определения необходимости измерения ПК, основанного на тех же принципах, что и РМБА-анализ [2]. Важно отметить, что применять данный инструмент целесообразно только для ПК входов процесса и для ПК выходов подпроцессов, применять этот инструмент к ПК управляющих воздействий нецелесообразно.
5. Сбор данных о показателях качества процесса СМК и выходов его подпроцессов и их предварительная обработка. Сбор данных является предварительным этапом, в процессе которого собирается исходный материал для дальнейшей обработки, что производит-
ся без внесения искусственных изменений в изучаемые ПК в режиме пассивного эксперимента.
Перед сбором данных межфункциональной команде необходимо определить схему и объем выборки. Рекомендуется использовать одну из двух форм выборки:
- систематическую выборку, т.е. сбор данных через определенные интервалы (например, проверка каждой десятой партии изделий, проверка каждые два часа и т.д.); при систематической выборке важно удостовериться, что такой способ обеспечивает ее репрезентативность (например, каждая десятая партия может производиться одним и тем же рабочим);
- случайную выборку, т.е. сбор данных на основе сгенерированных случайных чисел.
После проверки распределения значений ПК на статистическую устойчивость необходимо провести расчет математического ожидания и дисперсии для каждого ПК.
6. Исследование корреляции между показателями качества и ее влияние на выходы процесса СМК. На этом этапе межфункциональной команде необходимо выделить ПК выхода подпроцесса, имеющий наибольший коэффициент прироста. Прежде всего следует рассчитать значения коэффициентов вкладов для отдельных подгрупп ПК древовидной диаграммы ПК. Далее необходимо произвести вычисление коэффициента регрессии.
Заключительным шагом в рамках данного этапа является вычисление коэффициентов вклада для управляющих воздействий ПК выхода процесса СМК с максимальным коэффициентом прироста и вычисление коэффициента уровня возмущающих воздействий для ПК в зависимости от исследуемой величины и принятия соответствующих действий, если Кх > 0,2.
7. Выявление ключевых показателей качества (КПК) и управление через них процессами СМК. Если наибольший коэффициент прироста соответствует ПК входа процесса, то этот ПК является КПК процесса. Сложнее случай, если коэффициент прироста соответствует ПК выхода подпроцесса. Тогда межфункциональной команде необходимо определить оптимальные значения ПК его управляющих воздействий. Так как количество ПК значительно уменьшилось (обычно до 3 -12 переменных) и включает только управляющие воздействия для ПК выхода подпроцесса с наибольшим коэффициентом прироста, то можно применять более точные методы исследования. В рамках методики статистического управления процессами СМК рекомендуется применять робастное проектирование, которое применительно к процессу СМК включает в себя следующие этапы [1]:
1) выбор уровней ПК управляющих воздействий;
2) планирование эксперимента с помощью ортогональной матрицы;
3) анализ отношений сигнал/шум (э/п) и выбор КПК процесса.
Определение уровней ПК управляющих воздействий проводится на основе результатов реализации 2-го этапа. Затем межфункциональная команда совместно с привлекаемыми техническими экспертами должна выделить значения уровней для каждого ПК управляющего воздействия. Количество уровней обычно равняется 2 или 3, чтобы не увеличивать трудоемкость работ Результаты этой работы регистрируются в таблице.
Планирование эксперимента в робастном проектировании проводится с помощью ортогональной матрицы, что позволяет существенно снизить количество экспериментов без потери точности. Число строк в матрице определяется минимально необходимым числом испытаний N), которое определятся по формуле:
где к - число степеней свободы для /-го ПК управляющего воздействия.
Для оценки трехуровневых ПК управляющих воздействий имеются 2 степени свободы, для двухуровневых ПК управляющих воздействий - 1 степень свободы, для общего среднего значения - 1 степень свободы. Для повышения точности эксперимента число строк может быть увеличено.
После сбора данных по плану эксперимента необходимо значения соотношения э/п по формуле:
Определение КПК процесса СМК на основе анализа соотношения э/п можно разбить на два этапа:
1) определение ПК управляющих воздействий, которые оказывают значимое воздействие на соотношение э/п. Эти ПК являются КПК и оказывают наибольшее влияние на разброс ПК выходов процесса;
2) определение ПК управляющих воздействий, которые оказывают значимое воздействие на среднее значение при условии минимального воздействия на соотношение э/п. Эти ПК также являются КПК и оказывают наибольшее влияние на математическое ожидание ПК выходов процесса.
Дальнейшие действия производятся на основе зависимости между КПК и ПК выходов процесса. Значения КПК следует изменять таким образом, чтобы они минимизировали величину дисперсии ПК выхода процесса и приводили значение его математического ожидания к номинальному значению. Однако при этом в обязательном порядке следует оценивать экономическую целесообразность изменения КПК.
8. Регулярный мониторинг показателей качества процесса. После определения КПК процесса СМК необходимо проводить регулярный мониторинг всех ПК процесса. Это проводится со следующими целями:
- наблюдение за ходом реализации процесса СМК и соответствующих подпроцессов для предотвращения ситуаций, которые могут негативно сказаться на ПК выходов процесса, и для поддержания этих ПК в рамках допустимых значений;
- оценка результативности действий, проводимых в рамках применения методики статистического управления процессами СМК. Это покажет правильность выделения КПК и поможет измерить достигнутый эффект, что позволит разработать соответствующие корректирующие и предупреждающие действия;
- определение того момента, когда имеющиеся КПК уже не обеспечивают значительный вклад в ПК выходов процесса с целью выделения новых КПК. Это позволяет проводить дальнейшее совершенствование процесса.
Для проведения мониторинга, кроме тех элементов, которые были выявлены на 6-м этапе (инструмент
♦
♦
измерения, методика измерения и др.), необходимо установить периодичность проведения мониторинга для каждого ПК. Очевидно, что мониторинг КПК и ПК выходов процесса СМК должен проводиться чаще, чем мониторинг других ПК.
Основной задачей наблюдения является своевременное выявление или предупреждение специальных причин вариаций в ходе реализации процесса СМК и составляющих его подпроцессов. Удобным инструментом наблюдения за ходом этих процессов являются контрольные карты.
Оценка результативности действий по изменению КПК, направленных на минимизацию разброса ПК выхода процесса СМК, рассчитывается как соотношение средних квадратических отклонений соответствующих выходов процесса до и после проведения этих действий. Таким образом, коэффициент прироста результативности в результате применения методики статистического управления процессами СМК рассчитывается по формуле:
где о - среднее квадратическое отклонение выхода процесса, t1 - время оценки ПК выхода процесса до проведения действий, проводимых в рамках применения методики, t2 - время проведения оценки этого же ПК после проведения соответствующих действий.
Оценка результативности действий по изменению КПК, направленных на приведение ПК выходов процесса СМК к номинальному значению, рассчитывается как соотношение отклонений от номинального значения
соответствующих ПК выходов процесса до и после проведения соответствующих действий. В этом случае коэффициент прироста результативности рассчитывается по формуле:
где ,м0 - номинальное значение ПК выхода процесса СМК.
В случае если действия по изменению значений КПК уже не приводят к требуемому росту результативности ПК выходов процесса, необходимо пересмотреть состав КПК, заново реализовав 5 - 8-й этапы методики статистического управления СМК. Кроме того, на этом этапе межфункциональная команда может увидеть необходимость рассмотрения подпроцесса, ПК которого существенно влияют на выходы процесса, в качестве отдельного сложного процесса, соответственно применив к нему разработанную методику.
1. Брандт 3. Анализ данных. Статистические и вычислительные методы для научных работников и инженеров / лер. с англ. М.: Мир, 2003.
2. ГОСТ Р 51814.2-2004 Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и лоследствий лотенциаль-ных дефектов. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.
3. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный лодход к улрав-лению. Моделирование бизнес-лроцессов. 3-е изд., ислр. М.: Стандарты и качество, 2005.
4. IS0/CD9004 Managing for sustainability. A quality management approach //URL: www.nsai.ie/uploads/file/N7871IS0CD-9004E. doc.
УДК 637.1
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СО-РЕГУАИРОВАНИЯ В МОАОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Государственное вмешательство в экономику не является единственным слособом лреодоления «лровалов» рынка. Помимо него, слектр альтернативных институциональных схем регулирования отрасли включает в себя режимы со-регулирования, делегированного и добровольного саморегулирования. Говоря о саморегулировании, необходимо отделить это понятие от со-регулирования, те. совместного участия в регулировании государства и различных участников рынка (не только лроизво-дителей, но и лотребителей, инфраструктурных организаций и тл. - так называемых stakeholders). Если саморегулирование - это регулирование деятельности бизнеса самим бизнесом, то со-регулирование - это регулирование олределенной сферы совместно лредставителями бизнеса, государства и другими заинтересованными организациями Потребительскими организациями, лрофсоюзами и тл.).
Исследователи лроблем альтернативных методов регулирования лод-черкивают, что существуют риски возникновения лотерь общественного благосостояния лри различных механизмах (таблица) [1].
Между «чистым» саморегулированием и со-регулированием, лредло-лагающим ларитетный учет интересов разных грулл, существует ряд лере-ходных стуленей, лредусматривающих: согласование лравил саморегулирования с аутсайдерами; участие аутсайдеров в отдельных структурах организаций саморегулирования (налример, в системах мониторинга или внесудебного разрешения слоров); участие аутсайдеров в улравляющих органах организаций саморегулирования.
А.С. Михаилов,
соискатель кафедры экономики и управления предприятием, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)