Научная статья на тему 'Алгоритм технологического процесса ремонта авиационной техники клёпкой'

Алгоритм технологического процесса ремонта авиационной техники клёпкой Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
626
155
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЁПКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РЕМОНТ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Саввина Анна Михайловна

В статье рассмотрены вопросы алгоритмизации технологического процесса ремонта авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF TECHNOLOGICAL PROCESS OF REPAIR AIRCRAFT RIVETING

In clause the questions of algorithmic process of repair of aircraft.

Текст научной работы на тему «Алгоритм технологического процесса ремонта авиационной техники клёпкой»

УДК 621.45 - 62-15:629.1.056

АЛГОРИТМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ КЛЁПКОЙ

А.М. САВВИНА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Макиным Ю.Н.

В статье рассмотрены вопросы алгоритмизации технологического процесса ремонта авиационной техники.

Ключевые слова: клёпка, технологический процесс, ремонт.

В общей теории авиаремонтного производства [1] ключевой задачей является создание автоматизированной системы управления проектированием технологических процессов восстановления совокупности конкретных изменившихся в процессе эксплуатации квалиметрических показателей качества изделия авиационной техники (АСУ ПТР). Логика научных исследований в данном направлении [2; 3] диктует необходимость следующего этапа работ: алгоритмизация известных и вновь созданных математических моделей.

Как известно, любой технологический процесс можно представить как самостоятельную целостную систему, характеристиками которой являются состав, последовательность этапов, операций, взаимосвязи, влияние внешних условий и т. д. Поэтому процесс управления такой системой является в первую очередь ее упорядочиванием. Упорядочение системы есть не что иное, как процесс управления системой. Конечная цель управления - обеспечение оптимального процесса производства.

Для АСУ ПТР базой является блок математических моделей технологических процессов восстановления утраченных в процессе эксплуатации показателей качества [4]. В данных работах были показаны возможности выбора оптимального решения технологических процессов при ремонте АТ.

Для моделирования на ЭВМ технологического процесса, заданного с помощью математической модели, надо построить моделирующий алгоритм, который даст возможность воспроизвести модель на машине. Моделирующие алгоритмы будем представлять в виде логической и операторной схем, в которых указана последовательность операторов, каждый из которых представляет одну из групп элементарных операций. Логическая и операторная формы представления алгоритма не учитывают особенностей системы команд различных типов ЭВМ. Учет этих особенностей, построение развернутых схем счета для воспроизведения отдельных операторов алгоритма выполняется при программировании.

Определенную сложность представляет разработка моделирующих алгоритмов моделей технологических процессов ремонта в силу их многокритериальности, наличия в своем составе детерминированных и стохастических подмоделей, необходимости обеспечения их адаптивности и обучаемости.

В данной работе показан один из алгоритмов автоматизированной системы управления проектированием технологических процессов ремонта АТ клепкой (рис. 1). На рис. 1 представлены следующие обозначения:

1. Расчеты для определения размеров накладки, усиления, муфты (операторы 1 - 35):

Ро и Рн - разрушающее усилие на разрыв ремонтируемого элемента, усиливающей накладки; Рз - разрушающее усилие на срез деталей соединения (заклепки, болта, винта); ов - предел прочности при разрыве материала ремонтируемой детали;

Fo, F1, F2 - площади сечения детали в опасном, т.е. ослабленном отверстиями сечении; целой детали и детали, ослабленной отверстиями под заклепки;

Рор - ориентированные разрушающие усилия ремонтируемого элемента без учета ослабления сечения заклепками;

Fo^ - ориентированная величина потребной площади сечения накладки;

F^ - площадь ослабления ремонтируемого элемента;

F^ - площадь ослабления накладки отверстиями под заклепки;

n1 - количество заклепок в одном сечении;

d - диаметр заклепок (мм);

5 - толщина зенкуемого листа (мм);

В - ширина листа (мм);

F^ - площадь опасного сечения накладки;

П - коэффициент запаса прочности у накладки по условиям равнопрочности; n1 - количество заклепок на одну сторону стыка; i - количество плоскостей среза;

тв - временное сопротивление заклепок на срез (берется в таблицах);

f - площадь среза одной заклепки определяется расчетным путем;

ссм , [с]см - предел прочности накладки, профиля, трубы или муфты на смятие;

n - количество заклепок на смятие;

n2 - количество заклепок в ряду;

N - общее количество заклепок соединения;

n - количество заклепок в одном сечении;

t - расположение заклепок деталей соединения в ряду;

К - расстояние от крайних заклепок до края детали;

l - длина усиливающей накладки с одной стороны стыка;

L - полная длина накладки;

а - длина вырезанного участка детали.

2. Расчеты жесткости конструкции после ремонта клепкой (операторы 36 - 43): Кш - коэффициент жесткости шва;

Alo - удлинение неповрежденного участка силового элемента планера длиной 1ш; Д1ш - удлинение заклепочного шва при нагружении его растягивающим усилием Р при разрушении;

Р - прилагаемая нагрузка на заклепочный шов, приводящая к разрушению; Р1 - нагрузка, приводящая к начальной деформации, но не разрушающая; Д10 - относительное удлинение нормального участка (до повреждения) конструктивного элемента;

Д1 ш - относительное удлинение заклепочного шва.

Рис. 1. Схема алгоритма технологических процессов ремонта АТ клепкой

Продолжение рис. 1

54. Ввод: с1 55. К = (1.5 -2.0) хс!

I

56. Вывод: К

57.1,1

т

58. Ввод: <1, п2, К

Шахмат.

т

60. Ввод: с1, п2, К

59. г = 4 х с! 1 = 2хК + (п2-1)хг

61.1 = з х а 1 = 2 х к + (п2-1) х 1 + Ц2

62. Вывод: 1,1

63. Ввод: а

I

64. Ь = 2 х 1 + а

65. Вывод: Ь

66. Ввод: Д1„.

I

68. Вывод: ЬСц

I

Окончание рис. 1

Таким образом, можно алгоритмизировать другие технологические процессы ремонта авиационной техники для создания автоматизированной системы проектирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макин Ю.Н. Основы общей теории авиаремонтного производства. - М.: МГТУ ГА, 2004.

2. Макин Ю.Н. Об историческом приоритете МГТУ ГА в разработке общей теории авиаремонтного производства // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2008. - № 129. - С. 30 - 36.

3. Саввина А.М. О развитии исследований в МГТУ ГА по разработке общей теории авиаремонтного производства / Научный Вестник МГТУ ГА. - 2012. - № 183. - С. 130 - 135.

4. Саввина А.М., Макин Ю.Н. Моделирование «Качества» в АСУ проектированием ремонта // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2012. - № 183. - С. 11-15.

ALGORITHM OF TECHNOLOGICAL PROCESS OF REPAIR AIRCRAFT RIVETING

Savvina A.M.

In clause the questions of algorithmic process of repair of aircraft.

Key words: riveting, technological process, repair.

Сведения об авторе

Саввина Анна Михайловна, окончила МГТУ ГА (2011), аспирантка МГТУ ГА, автор 12 научных работ, область научных интересов - моделирование и алгоритмирование технологических и производственных процессов ремонта авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.