АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ
THE ALGORITHM OF CREATION OF SOCIALLY ORIENTED BUSINESS STRUCTURES
УДК 338.22 DOI: 10.25631/PEJ.2019.2.112.120
БАРСУКОВ Дмитрий Петрович
проректор по учебной и научной работе Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, заведующий кафедрой проектной деятельности в кинематографии и телевидении, доктор экономических наук, профессор, [email protected]
BARSUKOV, Dmitriy Petrovich
Vice-rector for Academic Affairs in the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Head of the Project Activities in Cinematography and Television Department, Doctor of Economics, Professor, [email protected]
ПОЛЯНИН Андрей Витальевич
декан факультета государственного, муниципального управления и экономики народного хозяйства Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Среднерусский институт управления - филиал), доктор экономических наук, профессор, [email protected]
POLYANIN, Andrei Vitalievich
Dean of the Faculty of State and Municipal Management and Economics of National Economy of the Russian Academy of National Economy and State Service Under the President of the Russian Federation (Srednerussky Institute of Management - branch), Doctor of Economic Sciences, Professor, [email protected]
СОБОЛЕВА Юлия Павловна
доцент кафедры менеджмента и государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Среднерусский институт управления - филиал), кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
SOBOLEVA, Yulia Pavlovna
Associate Professor at the Department of Management and Public Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Srednerussky Institute of Management - branch), Candidate of Economic Sciences, associate Professor, [email protected]
© Барсуков Д. П., Полянин А. В., Соболева Ю. П., 2019. I ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 2 • 2019
Аннотация.
В статье авторы анализируют теоретические подходы к пониманию сущности социального предпринимательства с целью выявления основополагающих элементов, которые используются при построении алгоритма реализации социального предпринимательства. Дана характеристика социальному предпринимательству и выделены его отличия от коммерческого предпринимательства. Разработаны критерии оценки эффективности социального бизнеса. Определена значимость государства в обеспечении эффективной реализации данного процесса. Предложен алгоритм создания социального предприятия, имеющего определенные отличия от классической формы коммерческого предпринимательства. Использование на практике данной схемы позволит сформировать эффективную бизнес-структуру, ориентированную на достижение социально ориентированной миссии.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, государственная поддержка, бизнес-идея, банк социальных идей, планирование деятельности.
Abstract.
In the article, the authors analyze theoretical approaches to understanding the essence of social entrepreneurship in order to identify the basic elements that are used in the construction of the algorithm of social entrepreneurship realization. The characteristic of social entrepreneurship and its differences from commercial enterprise are given. Criteria for evaluating the effectiveness of social business are developed. The importance of the state in ensuring the effective implementation of this process is determined. The algorithm of creation of the social enterprise having certain differences from the classical form of commercial enterprise is offered. The use of this scheme in practice will allow to form an effective business structure focused on achieving a socially oriented mission.
Key words: social entrepreneurship, state support, business idea, Bank of social ideas, activity planning.
В условиях все возрастающей роли корпоративной социальной ответственности, позволяющей крупным экономическим субъектам выходить на международные рынки, успешно себя позиционировать в качестве получателя инвестиций, увеличивается значимость социальной составляющей в деятельности любой организации. В этой связи средством успешной реализации бизнес-проектов, привлечения к себе внимания со стороны государства как распределителя субсидий важную роль занимает уже известное экономическому со-
обществу социальное предпринимательство. В зарубежных странах данный вид деятельности популярен уже не первое десятилетие. Проанализируем уже известные подходы к определению сущности понятия социального предпринимательства.
Мухаммад Юнус и Алан Жоли отмечали, что данный вид предпринимательской деятельности является достаточно широким понятием. При этом они указывали, что, как и для любого другого вида предпринимательства, для социальной формы его реализации ха-
рактерна, в первую очередь, «инновационная инициатива», направленная на удовлетворение жизненно важных потребностей людей, на оказание им помощи. При этом, по мнению ученых, такая инициатива не обязательно должна носить коммерческий характер [1].
Джилл Кикал и Томас Лайонс в своих исследованиях указывали, что «социальное предпринимательство - это применение образа мыслей, процессов, инструментов и технологий обычного предпринимательства для деятельности на благо общества и экологии» [2]. В основе развития социальной предпринимательской деятельности находится создание, поддержание и использование так называемого социального капитала. Важную роль в реализации социального предпринимательства ученые отводят нетворкингу, предполагающему сведение интересов компаний и людей для совместного решения существующей проблемы. Дж. Кикал и Т. Лайонс разграничивают стремление бизнеса к получению прибыли и к достижению поставленной миссии, ставя последнее на первое место. «Социальное предпринимательство сконцентрировано на миссии, а не на прибыли». Данное положение приводит к тому, что успешная реализация бизнес-идеи в социальном предпринимательстве зависит от превалирования интересов общества над собственными интересами предпринимателя. «Миссия отражает смысл существования социального проекта, ценности, в соответствии с которыми он выстраивается. Именно их природа отличает социальное предпринимательство от деятельности правительств и коммерческих структур» [2].
Крейг Дарден-Филлипс в своем практическом пособии по социальному предпринимательству указывает, что самая сложная задача в процессе реализации социального предпринимательства заключается в создании организационной модели компании, способной поддерживать предпринимательский дух, рискованность, соблюдая нормы бизнес-этики [3].
Г. С. Морт и К. Карнеги в оценке характеристик социальной предпринимательской деятельности основное внимание уделяют вопросам честного ведения бизнеса, ориентации на
социальную миссию, новаторским подходам и умению брать на себя риск [4].
Значительное большинство исследователей данного типа ведения бизнеса отмечают, что социальное предпринимательство - прежде всего, инновационная деятельность в вопросах решения социальных проблем [5]. Важно отметить появление нового понятия - «социальное предприятие», под которым в научной литературе понимают деятельность коммерческих организаций, реализующих социальную миссию [6]. Этого же подхода придерживаются и исследователи Высшей школы экономики. По их мнению, «социальное предприятие» -предприятие, созданное «с целью решения определенной социальной проблемы или проблем, действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и порядка ведения дел, принятого в частном секторе» [7]. Социальные предприятия объединяют «инновации, предпринимательство, социальную цель и стремятся обрести финансовую стабильность благодаря доходам от коммерции» [8].
Е. Киблер, В. Салмиваара, Р. Стенхолм отмечают, что социальное предпринимательство ориентировано на рынок и, вместе с тем, способно компенсировать неспособность государства в полном объеме удовлетворять социальные потребности общества, оно может превзойти и заменить неэффективные государственные и общественные организации в системах социального обеспечения [9].
Научные сотрудники Центра социального предпринимательства и социальных инициатив Высшей школы экономики не без основания отмечают, что в странах Запада социальное предпринимательство развивается более интенсивно, создавая тем самым определенные модели, образы для развития данного направления бизнеса в других странах. Важная роль в данном вопросе отводится консультативным фирмам, а также финансовым структурам, оказывающим поддержку в реализации социальных идей. Несмотря на то, что данное направление деятельности получило распространение на Западе и доказало свою эффективность, в нашей стране так и не созданы благоприятные условия для его развития. Вместе с тем в России имеется большое
количество примеров успешной реализации социальных бизнес-идей, соединяющих инновационную направленность деятельности, социальную значимость идеи и коммерческий характер получаемых результатов. Деятельность структуры социального бизнеса возглавляется социальным предпринимателем, способными видеть потребности рынка и соединять их со своей основной миссией.
Обобщая научную литературу по вопросам функционирования социальных предприятий, можно выделить общие характеристики данного типа структур. Прежде всего, это деятельность коммерческих организаций, создаваемых с целью извлечения прибыли. Однако имеют место и определения, допускающие функционирование подобных структур в форме некоммерческих организаций. Во-вторых, их бизнес-идея подчинена выявлению и удовлетворению социальных потребностей общества. Данное положение подтверждают и результаты исследования, проведенного в 2018 г. исследовательской группой «ЦИРКОН»: на преобладание социальной миссии деятельности над коммерческой целью деятельности указали 40% опрошенных социальных предпринимателей [10]. В-третьих, инновационная составляющая деятельности: на данный признак указали 38% опрошенных предпринимателей. Практически все перечисленные характеристики социального бизнеса встречаются в определениях данного вида деятельности. Социальное предпринимательство отличается от других форм деятельности высоким социальным приоритетом, где вопросу достижения социальной цели придается большее значение, чем вопросу получения прибыли.
Социальное предпринимательство - это стимулирование социальных инноваций и трансформации в различных областях, включая образование, здравоохранение, окружающую среду и развитие предприятий [11]. Оно нацелено на борьбу с нищетой с предпринимательским рвением, деловыми методами и интуитивным преодолением традиционной практики.
Социальный предприниматель является тем лидером, который [11]:
1. Достигает масштабных, системных и устойчивых социальных изменений посредством нового изобретения, другого подхода, более строгого применения известных технологий или стратегий.
2. Широко использует инновации: поиск нового продукта, услуги или нового подхода к социальной проблеме.
3. Постоянно совершенствует и адаптирует подход в ответ на обратную связь.
Иными словами, социальный предприниматель - это, прежде всего, новатор, который фокусируется на создании социальной и/или экологической ценности и пытается оптимизировать эксплуатацию финансовых ценностей. Кроме того, он специализируется на решении проблем не только в социальной сфере, но и в экологической.
Что касается принципов социальной ответственности бизнеса, в большинстве своем они приобретают те черты, которые характерны той или иной стране, где компании внедряют их в свою деятельность. Кроме того, отличия можно найти и в развитии государства, политическом устройстве, положении экономики в стране, а также ключевых глобальных проблемах в целом.
В. В. Даньшина отмечает, что понятия «корпоративная социальная ответственность» и «социальная ответственность бизнеса» синонимичны, и их можно использовать как равноправные [12].
Если обратиться к официальному сайту корпорации «Abbott Laboratories», мы не увидим пошагового рецепта, как они добились того, чего они имеют сейчас. Однако в качестве миссии компания указывает следующее: «Вот уже 130 лет мы совершаем научные открытия и разрабатываем инновационные технологии, чтобы помочь людям жить активной и полной жизнью. Мы быстро реагируем на изменяющиеся потребности людей, чтобы предложить оптимальные решения для сохранения и укрепления здоровья» [13]. Таким образом, можно говорить о том, что для успешной реализации деятельности социального бизнеса необходима обратная связь, что достаточно значимо для успешного социального предпринимателя. Связи с общественностью обычно
практикуются в трех четко определенных организационных условиях: государственном секторе, частном (деловом) секторе и социальном некоммерческом секторе. За последние несколько десятилетий границы между тремя секторами размыты, появились новые типы организаций и инициативы, которые сочетают экологические цели с бизнес-подходами.
Иными словами, речь идет о том, что так называемые социальные организации берут на себя часть социальных задач государства в рамках решения тех или иных проблем в выбранной сфере. Однако они пользуются тем, что организуют обратную связь с населением, чтобы контролировать тренд спроса и вовремя отвечать своим предложением. Здесь они также сосредоточивают свое внимание на решении социальных проблем посредством сбыта своей продукции.
В связи с этим необходимо подчеркнуть: «Сила социального предпринимательства в том, что оно сводит воедино людей и организации, позволяет им сконцентрироваться на проблеме, собрать из множества источников ресурсы для реализации решения и продемонстрировать обществу результаты. Сети из людей и организаций создаются на базе единой миссии и схожего видения позитивных изменений» [2].
Первый фактор, без которого невозможна реализация ни одной предпринимательской идеи, - человеческие ресурсы. Именно они лежат в основе любого вида деятельности [14]. Второй базовый элемент - капитал, прежде всего, финансовые ресурсы, необходимые для реализации социальной цели. Соединение перечисленных двух составляющих с третьим ее компонентом - предпринимательской идеей социальной направленности - обеспечит успешное функционирование социального предприятия. По оценкам экспертов, 85% социальных предпринимателей, организующих свою деятельность в форме коммерческих организаций, используют собственные средства в качестве основной формы финансирования деятельности, 15% привлекают доноров (этот источник финансирования деятельности наиболее характерен для некоммерческих организаций), 30% коммерческих социальных
организаций осуществляют деятельность на основе заемных средств, лишь 10% социальных бизнесменов используют бюджетное финансирование [10]. Как видим, несмотря на декларируемые формы поддержки государства, социальный бизнес в меньшей степени связывает себя обязательствами с бюджетными источниками финансирования: процедура получения государственных средств жестко регламентирована и зачастую не учитывает специфику деятельности социальных предпринимателей. В этой связи пересмотр механизма государственной поддержки субъектов социального предпринимательства выступает актуальной задачей.
Государство должно создать условия, чтобы социальный предприниматель смог успешнее соединить рассмотренные факторы в условиях положительно сформированной макросреды [15]. Внешняя среда должна воздействовать на деятельность социального предпринимателя не как нагрузка, а как благоприятная возможность получить дополнительные конкурентные преимущества. Недостаточное внимание государства к социальному предпринимательству, отсутствие соответствующего закона в нашей стране порождает множество противоречий, сопряженных с неэффективным финансированием социальных проектов, отсутствием адресной помощи предпринимателям, реализующим социальные проекты, недостаточной мотивированностью бизнесменов к работе в данном направлении. Таким образом, деятельность социального предпринимателя отличается от всех других направлений деятельности, прежде всего, ориентацией на идею социальной направленности, соединением трех важнейших ресурсов. Именно эти положения должны браться за основу в оценке перспектив функционирования социального предпринимателя.
Макросреда должна предоставить социальному предпринимателю ясные представления о критериях его отнесения к таковым (наличие соответствующего закона), информацию о льготах по налогообложению, о формах предоставления отчетности, об ответственности предпринимателей, о реальных мерах их поддержки, о доступе к рынкам сбыта продукции.
Следует отметить, что в России социальные проекты реализуются в форме коммерческих организаций (30,5% опрошенных), некоммерческих организаций (34% опрошенных) и в форме индивидуальных предпринимателей (57,5%) [10]. При этом имеют место гибридные формы организации деятельности, когда один собственник одновременно управляет и некоммерческой организацией, и коммерческой. Данное обстоятельство можно считать характерной особенностью российского предпринимательства.
Для того, чтобы понять, насколько эффективно реализуется тот или иной проект социального предпринимательства, необходимо осуществлять оценку эффекта социального предпринимательства. На сегодняшний день единой методики его оценки не существует. Используя работы отечественных экспертов в данной области, в частности Ю. И. Хетагуро-вой [16], фонда «Наше будущее» [17], Н. Зверевой [18] с целью унификации существующих подходов, оптимизации возможных затрат на реализацию данной процедуры, предлагается авторский набор показателей, с помощью
которых целесообразно было бы оценивать эффективность социальной бизнес-идеи. Привлечение экспертов к данному процессу является дорогостоящим и субъективным методом. С учетом этого, а также полагая, что деятельность социального предприятия преследует два вида эффективности - коммерческую и социальную, - в основу оценки мы взяли финансовую составляющую деятельности предприятия и показатели оценки эффективности инвестиционного проекта (таблица).
Главными критериями успешного проекта социального предпринимательства являются финансовая и экономическая устойчивость самой фирмы, охват ее целевой аудитории, сбалансированность инвестиционного вклада, рискоустойчивость и маркетинговый вклад в деятельность, поскольку для того, чтобы решить ту или иную социальную проблему, фирме необходимо устойчиво держаться на рынке товаров и услуг в зависимости от направления ее деятельности, а также интересоваться, что пользуется спросом у выбранной целевой аудитории в данное время.
Таблица
Критерии оценки эффективности социального бизнеса
Параметры оценки Показатели оценки
Требования к предпринимателям Финансовая устойчивость. Инновационность идеи
Социальное воздействие Наличие целевой аудитории. Оказываемое социальное воздействие. Масштабируемость и тиражируемость социальной бизнес-модели
Менеджмент Производительность труда. Профессиональная квалификация. Успешность обслуживания конкретного клиента. Мотивация сотрудника к достижению соответствующих целей. Корректность документирования в своей деятельности. Позиция в коллективе
Коммерческая эффективность проекта Положительная чистая приведенная стоимость от реализации проекта. Самоокупаемость
Примечание. Составлено авторами.
С учетом проанализированной литературы по вопросам формирования и функционирования социально ориентированных предпринимательских структур и на основе разработанных в настоящем исследовании модели
реализации социального предпринимательства, критериев оценки эффективности социального предпринимательства предлагается следующий алгоритм создания предпринимательской структуры такого типа (рисунок) [19; 20].
Идея бизнес-проекта
1 г
Формулировка миссии социального предприятия на основе личной мотивации и с учетом возможных бизнес-идей
1 г
Определение цели и задач деятельности с учетом реализуемости идеи и результатов маркетинговых исследований
Формирование источников финансирования, подбор человеческих ресурсов
Банк социальных идей (www. social -idea). Общероссийский информационный портал
«Социальная карта Российской Федерации» (http:// sockart.ru/about/)
Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель»
Бизнес-план
Оценка эффективности социального предприятия на основе разработанных критериев
Реализация бизнес-проекта (тиражирование социальной идеи)
Проект «Больше, чем покупка!» I (http://www.nepokupka.ru/)
Рисунок
Блок-схема алгоритма создания социально ориентированной предпринимательской структуры Примечание. Составлено авторами.
На предложенной схеме можно видеть, что часть объектов заключены в фигуры со сплошной линией, часть - с пунктирной линией. Сплошная линия предполагает четко определенный этап в процессе. Правая часть схемы, заключенная в пунктир, отражает в качестве примера элементы макросреды, созданной государством и направленной на развитие и поддержание социального предпринимательства. В этом блоке отражаются представленные в вышеприведенной таблице критерии оценки эффективности бизнес-проекта. Блок «Формирование источников финансирования, подбор человеческих ресурсов» раскрывает представленные на рисунке базовые элементы социального предпринимательства. Следует отметить, что большинство конкурсов социальных проектов направлены на финансирование некоммерческих организаций, в то время как мы в данном исследовании изучаем деятельность коммерческих социально ориентированных структур.
Использование в практической деятельности предпринимателей предлагаемой схемы позволит четко понимать шаги, которые им необходимо предпринять для достижения цели, усилит коммерческий и социальный эффект от реализации бизнес-идеи, так как схема прозрачна, ясна и соответствует сложившейся на сегодняшний день инфраструктуре поддержки социальных предпринимателей.
Таким образом, заключая изложенное, можно утверждать, что социальное предпринимательство в нашей стране по-прежнему не имеет заметных успехов. Это подтверждается практикой его реализации на примере конкретного региона - Орловской области. Анализ карты социальных предпринимателей, размещенной на сайте фонда «Наше будущее» [17], а также «Каталога социальных предпринимателей России» [21] позволил сделать вывод, что Орловская область не представляет ни одного социального предприятия коммерческой направленности. На сегодняшний день от этого региона не зарегистрировано ни одного социального проекта бизнес-структуры. Однако заключенное 28 декабря 2018 г. соглашение о сотрудничестве между Правительством Орловской области и фондом «Наше будущее» позволит выйти региональным социальным предпринимателям на федеральный уровень. Важно, что теперь орловские бизнесмены смогут получать необходимую консалтинговую поддержку от фонда. А накануне, 26 декабря, Правительство Российской Федерации наконец-то одобрило законопроект, в котором будет закреплено понятие «социальное предприятие» и выделено в отдельную тему социальное предпринимательство. Подобные инициативы обеспечат улучшение макросреды социальных предпринимателей, расширение возможностей для развития данного вида бизнеса.
Список литературы
1. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности. Социальный бизнес и будущее капитализма. М.: Альпина Паблишер, 2009. 309 с. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=577701&p=1 (дата обращения: 05.01.2019).
2. Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательств. Миссия - сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер, 2014. 304 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=282435&p=1 (дата обращения: 05.01.2019).
3. Дарден-Филлипс К. Ваш шанс изменить мир. Практическое пособие по социальному предпринимательству. М.: Альпина Паблишер, 2013. - 280 с.
4. Mort G. S., Weerawardena J., Carnegie K. Social Entrepreneurship: towards conceptualization // International Journal of Nonprofit & Voluntary Sector Marketing. 2003. Vol. 8. Issue 1. P. 76-88. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/toc/1479103x/2003/8/1 (дата обращения: 05.01.2019).
5. Alvord Sarah H., Brown L. David, Letts Christine W. Social Entrepreneurship and Societal Transformation An Exploratory Study // Journal of Applied Behavioral Science.
2004. September 1. Vol. 40. Issue: 3. P. 260-282. URL: https://journals.sagepub.com/doi/ pdf/10.1177/0021886304266847 (дата обращения: 12.01.2019).
6. Mair J., Marti I. Social entrepreneurship research: A source of explanation, prediction, and delight // Journal of World Business. 2006. Vol. 41. Issue 1. P. 36-44. URL: http://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S1090951605000544 (дата обращения: 12.01.2019).
7. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / А. А. Московская, М. А. Аларичева, А. И. Албутова, М. Н. Васина (Зайцева) [и др.]. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2011. 71 с. URL: https://www.hse.ru/ data/2011/11/01/1269337965/04.pdf (дата обращения: 12.01.2019).
8. Youth entrepreneurship: An evaluation of school-based social enterprise activity in Jamaica. URL: https://caribbean.britishcouncil.org/sites/default/files/social_enterprise_ in_secondary_schools_report.pdf (дата обращения: 12.01.2019).
9. Kibler E., Salmivaara V., Stenholm P., Terjesen S. The evaluative legitimacy of social entrepreneurship in capitalist welfare systems // Journal of World Business. 2018. Vol. 53. Issue 6. P. 944-957. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S1090951616302498 (дата обращения: 18.03.2019).
10. Социальный предприниматель - 2018. Автопортрет. Краткий аналитический отчет по результатам исследования / Исследовательская группа ЦИРКОН. URL: http:// www.zircon.ru/upload/iblock/4e7/socialnyj_predprinimatel_2018_avtoportret.pdf (дата обращения: 18.03.2019).
11. Представляем социального предпринимателя Фонда Шваба 2017 года / The Schwab Foundation. URL: http://widgets.weforum.org/social-entrepreneurs-2017/ (дата обращения: 18.03.2019).
12. Даньшина В. В. Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизнеса // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-realizatsii-sotsialnoy-otvetstvennosti-biznesa (дата обращения: 18.03.2019).
13. Abbott / ООО «Эбботт Лэбораториз». URL: http://www.ru.abbott/about-us/who-we-are.html (дата обращения: 18.03.2019).
14. Соболева Ю. П., Кузнецова Л. М. Трудовые ресурсы в сфере предпринимательства: оценка, перспективы развития // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 1 (43). С. 32-36.
15. Авдеева И. Л., Барышев А. В., Полянин А. В. Система государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в нестабильных экономических условиях // Вестник Академии знаний. 2018. № 4 (27). С. 17-27.
16. Хетагурова Ю. И. Формирование и развитие социального предпринимательства (на материалах РСО-Алания): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Владикавказ: ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)», 2015. 25 с.
17. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». URL: http://www. nb-fund.ru/ (дата обращения: 09.04.2019).
18. Зверева Н. Создание успешного социального предприятия / Н. Зверева. М.: Аль-пина Паблишер, 2015. 155 с. URL: https://kniga.biz.ua/pdf/5270-sozdanie-uspeshnogo-predpriyatiya-1.pdf (дата обращения: 09.04.2019).
19. Соболева Ю. П., Гончарова Т. Г. Исследование основных понятий процесса планирования // Научные записки ОрелГИЭТ. 2012. № 2 (6). С. 246-251.
20. Soboleva Y. P., Polyanin A. V., Leonova O. V., Korgina O. A., Merkulov A. V. Strategic approach to performance evaluation of a business entity from the position of analyzing its business potential // Revista ESPACIOS. 2018. Vol. 39 (Number 33). URL: https://www. revistaespacios.com/a18v39n33/18393331.html (дата обращения: 09.04.2019).
21. Каталог социальных предпринимателей России. URL: http://coindex.ru/persons/ regions (дата обращения: 09.04.2019).