Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ СЦЕНАРИЕВ СИТУАЦИОННЫХ ПОЖАРНО-ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ МВТК-МЧС'

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ СЦЕНАРИЕВ СИТУАЦИОННЫХ ПОЖАРНО-ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ МВТК-МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающий комплекс / тренажер / адаптация участника тушения пожара / подготовка к боевым действиям / оперативно-тактические действия на пожаре / виртуальная реальность / training complex / simulator / adaptation of a fire extinguishing participant / preparation for combat operations / operational and tactical actions in a fire / virtual reality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багажков Игорь Владимирович, Никишов Сергей Николаевич, Кузнецов Александр Валерьевич

При подготовке пожарно-спасательных подразделений к практической работе по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций большая роль отводится применению полученных знаний личного состава при выполнении поставленных боевых задач в существующей реальности. Изучение теоретических основ профильных дисциплин в системе профессионального образования в области пожаротушения логично связано с практическими занятиями, проводимыми преподавателем в различной форме. Добиться столь тесного взаимодействия возможно на примере проведения пожарно-тактических учений на конкретно взятых объектах или при использовании полигонов учебных центров. В процессе обучения пожарно-спасательному делу в Ивановской пожарно-спасательной академии был реализован проект создания уникального обучающего комплекса МВТК-МЧС при использовании виртуального тренажера для реализации сценариев конкретно взятых ситуационных пожарно-тактических задач на объектах различного назначения. Использование подобного комплекса позволяет адаптировать участника тушения пожара к практическим действиям без возможного травматизма и создать правильно подобранный алгоритм его действий при выполнении поставленной задачи в реальной обстановке. Использование VR-технологий позволяет достаточно объективно визуализировать существующую обстановку на пожаре и использовать полученные знания и умения при последующем участии в реальных пожарно-тактических учениях, проводимых на конкретно взятых объектах или пожарно-спасательных полигонах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багажков Игорь Владимирович, Никишов Сергей Николаевич, Кузнецов Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR THE IMPLEMENTATION OF SCENARIOS OF SITUATIONAL FIRE TACTICAL TASKS WITH THE USE OF MVTK-EMERCOM

When preparing fire and rescue units for practical work on extinguishing fires and eliminating the consequences of emergency situations, a large role is given to the application of the acquired knowledge of personnel in the performance of assigned combat missions in the existing reality. On the face we have a practical relationship between practice and theory. To achieve such close interaction is possible only when conducting fire-tactical exercises at specific facilities or using the training grounds of training centers.In the process of training in fire and rescue business at the Ivanovo Fire and Rescue Academy, a project was implemented to create a unique training complex of the MVTK-Ministry of Emergency Situations using a virtual simulator to implement scenarios for specific situational fire and tactical tasks at various facilities. The use of such a complex makes it possible to adapt a fire extinguishing participant to practical actions without possible injuries and to create a correctly selected algorithm of his actions when performing a task in a real situation. The use of VR technologies makes it possible to fairly objectively visualize the existing situation in a fire and use the acquired knowledge and skills with subsequent participation in real fire tactical exercises conducted at specific facilities or fire and rescue ranges.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ СЦЕНАРИЕВ СИТУАЦИОННЫХ ПОЖАРНО-ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ МВТК-МЧС»

УДК 004.946

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ СЦЕНАРИЕВ СИТУАЦИОННЫХ ПОЖАРНО-ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ МВТК-МЧС

И. В. БАГАЖКОВ, С. Н. НИКИШОВ, А. В. КУЗНЕЦОВ

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: big-99@mail.ru, mordov5988@mail.ru, a.kuznetsov9@yandex.ru

При подготовке пожарно-спасательных подразделений к практической работе по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций большая роль отводится применению полученных знаний личного состава при выполнении поставленных боевых задач в существующей реальности. Изучение теоретических основ профильных дисциплин в системе профессионального образования в области пожаротушения логично связано с практическими занятиями, проводимыми преподавателем в различной форме. Добиться столь тесного взаимодействия возможно на примере проведения пожарно-тактических учений на конкретно взятых объектах или при использовании полигонов учебных центров. В процессе обучения пожарно-спасательному делу в Ивановской пожарно-спасательной академии был реализован проект создания уникального обучающего комплекса МВТК-МЧС при использовании виртуального тренажера для реализации сценариев конкретно взятых ситуационных пожарно-тактических задач на объектах различного назначения. Использование подобного комплекса позволяет адаптировать участника тушения пожара к практическим действиям без возможного травматизма и создать правильно подобранный алгоритм его действий при выполнении поставленной задачи в реальной обстановке. Использование VR-технологий позволяет достаточно объективно визуализировать существующую обстановку на пожаре и использовать полученные знания и умения при последующем участии в реальных пожарно-тактических учениях, проводимых на конкретно взятых объектах или пожарно-спасательных полигонах.

Ключевые слова: обучающий комплекс, тренажер, адаптация участника тушения пожара, подготовка к боевым действиям, оперативно-тактические действия на пожаре, виртуальная реальность

ALGORITHM FOR THE IMPLEMENTATION OF SCENARIOS OF SITUATIONAL FIRE TACTICAL TASKS WITH THE USE OF MVTK-EMERCOM

I. V. BAGAZHKOV, S. N. NIKISHOV, A. V. KUZNETSOV

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education

«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo E-mail: big-99@mail.ru, mordov5988@mail.ru, a.kuznetsov9@yandex.ru

When preparing fire and rescue units for practical work on extinguishing fires and eliminating the consequences of emergency situations, a large role is given to the application of the acquired knowledge of personnel in the performance of assigned combat missions in the existing reality. On the face we have a practical relationship between practice and theory. To achieve such close interaction is possible only when conducting fire-tactical exercises at specific facilities or using the training grounds of training centers.In the process of training in fire and rescue business at the Ivanovo Fire and Rescue Academy, a project was implemented to create a unique training complex of the MVTK-Ministry of Emergency Situations using a virtual simulator to implement scenarios for specific situational fire and tactical tasks at various facilities. The use of such a complex makes it possible to adapt a fire extinguishing participant to practical actions without possible injuries and to create a correctly selected algorithm of his actions when performing a task in a real situation.

The use of VR technologies makes it possible to fairly objectively visualize the existing situation in a fire and use the acquired knowledge and skills with subsequent participation in real fire tactical exercises conducted at specific facilities or fire and rescue ranges.

Key words: training complex, simulator, adaptation of a fire extinguishing participant, preparation for combat operations, operational and tactical actions in a fire, virtual reality

© Багажков И. В., Никишов С. Н., Кузнецов А. В., 2023

11

Введение

Первая система виртуальной реальности была использована в игровых целях в середине XX века. С течением времени данная система набирала большую популярность, особенно в развлекательной области. Вскоре, сформировавшуюся методику начали применять и в учебных целях, например, пилоты перед тем, как получить допуск к полёту, обязаны пройти курс подготовки на виртуальном тренажёре. Виртуальные тренажеры нашли себе применение в различных структурах деятельности человека: применение виртуальных технологий для обучения шахтеров по добыче угля в УР-шахте [1]; УР-тренажер по обучению специалистов, работающих на высоте, предназначенный для обучения по профессиям, чьи трудовые обязанности напрямую связаны с фактором падения с высоты [1]. Что касаемо обучения действиям персонала при возникновении пожара на различных объектах, стоит отметить, что работа проводилась в различных отраслях: коллективом авторов [3] был разработан программный комплекс, позволяющий обучать личный состав локомотива и бригадных команд при возникновении пожара на локомотиве «VRAIL». Ведутся работы по созданию виртуальных тренажеров с целью обучения оперативно-тактическим действиям командного состава судов при возникновении пожаров на данных объектах. В работе [4] представлен анализ разработок виртуальных тренажеров в различных зарубежных странах по внедрению данных технологий в обучение действиям личного состава при возникновении пожаров на судах. Также стоит отметить, что данное направление активно развивается в подготовке дознавателей и пожарных инспекторов по изучению и профилактике пожаров. В работе [5] коллективом авторов рассмотрена возможность по применению виртуальных технологий с целью обучения и подготовки специалистов в области расследования пожаров.

Основной особенностью применения УР-технологий является полное погружение участника в определенную сферу деятельности, при этом максимально минимизировав влияние опасных факторов как для здоровья, так и для жизни в процессе обучения. В работах [6, 7, 8] зарубежными учеными было проведено исследование об эффективности применения УР-технологий в сравнении с традиционными методами обучения. Результаты исследования ясно показали, что применение данных технологий превосходит традиционное в восприятии и понимании преподаваемого материала, поскольку оно лучше удерживает внимание обучающихся.

В системе МЧС России так же была введена данная технология. Она представляла собой целый комплекс тренажеров на отработку навыков и умений пользования пожарной техникой, например: тренажер вождения пожарного автомобиля, пожарного катера, тренажер по отработке использования автомобильной лестницы и автомобильного коленчатого подъемника. Данный вид обучения на существующих тренажерах уже нашел свое применение в учебном процессе в Ивановской пожарно-спасательной академии. Но на этом развитие данной системы не остановилось. Вскоре, были разработаны тренажеры, напрямую связанные с использованием пожарного оборудования, первичных средств пожаротушения [9, 9, 11]. Разработанный тренажер МВТК-МЧС состоит из следующих элементов: очки дополнительной реальности, перчатки, жилет с датчиками и платформу, на которой размещается участник упражнения. Сама платформа была дополнена реалистичными эффектами, то есть все действия, отражаемые в виртуальной реальности, отражались и в реальной жизни.

Используя научно-производственную базу учебно-научного комплекса «Пожаротушение», были разработаны сценарии участников тушения пожаров при проведении боевых действий по тушению пожаров в зданиях. На сегодняшний момент происходит активное внедрение полученных разработок в учебный процесс Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России в области техно-сферной безопасности, пожарной безопасности и судебной экспертизы.

Основная часть

Согласно проведенному анализу статистических данных за 2017-2021 гг. [12] большее количество пожаров по основным видам объектов пожаров произошли на следующих объектах1 (рис. 1):

- здания производственного назначения (в среднем 2328 пожаров в год);

- складские здания (в среднем 948 пожаров в год);

- здания, сооружения и помещения торговли (в среднем 2022 пожара в год);

- здания жилого назначения (в среднем 37058 пожара в год);

- административные здания (в среднем 650 пожаров в год).

1 Пожары и пожарная безопасность в 2021 году: статист. сб. Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2022. 114 с.

46000 40000 35000

2017 2018 2010 2020 2021 Год

■ Здания производственного назначения

■ Складские здания

■ Здания, сооружения и помещения торговли

■ Здания жилого назначения в Административные здания

Рис. 1. Распределение числа пожаров за 2017-2021 гг. по основным видам объектов пожаров [12]

Сценарии ситуационньк пожарно-технических задач с применением МВТК-МЧС

1 г 1 г 1 1

Здание складского назначения 1 оргово-развлекатепьный Многоквартирный жилой дом

центр

Максимально приблизить учебную деятельность обучающихся к;

профессиональной деятельности сотрудника МЧС России при тушении пожара в зданиях складского назначения с хранением товарно-

материальных ценностей стеллажным способом с высотой стеллажей выие 5,5 метров

Максимально приблизить учебную деятельность обучающихся к

профессиональной деятельности сотрудника МЧС России при тушении и проведение

сласательньк работ в зданиях торгового

назначения - торгово-развпекательных центрах

Максимально приблизить учебную деятельность обучающихся к

профессиональной деятельности сотрудника МЧС России при тушении и проведении

спасательных работ в жипых зданиях

Рис. 2. Цели реализации сценариев ситуационных пожарно-тактических задач с применением МВТК-МЧС

Как видно из рис. 1 , в большей степени выделяются пожары, произошедшие в зданиях жилого назначения, далее следуют здания производственного и складского назначения, и в третьей группе выделяются складские и административные здания. В связи с этим, были разработаны сценарии для участников тушения пожаров при проведении боевых действий (сценарии) по тушению пожаров в зданиях следующих классов функциональной пожарной опасности: многоквартирных жилых домов (Ф1.3); организаций торговли (Ф3.1) [13]; объектов с наличием складских помещений (Ф5.2) [14], для следующих целей (рис. 2).

Таким образом, целью работы является - разработка алгоритма реализации сценариев ситуационных пожарно-тактических задач с применением МВТК-МЧС для внедрения в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений МЧС России. Разработанные сценарии позволяют решать ситуационные задачи, встречающиеся при реализации оперативно-тактических действий на пожаре. Применение УР-технологий позволяет смоделировать ситуацию, наиболее приближенную к действительности, что в свою очередь подготавливает обучающегося к стрессоустойчиво-сти от внешних воздействий на пожаре (паника, крики, посторонние звуки и т.д.). Также данные сценарии позволяют развить у обучаю-

щихся оперативное принятие правильных управленческих решений, оценив обстановку в кратчайшие сроки. Для преподавателя применение данных технологий позволяет моделировать различные ситуации на вышеприведенных объектах, к ним можно отнести: изменение погодных условий; изменение места первоначального возгорания; изменение количества и места нахождения пострадавших; добавление различных отвлекающих и деструктивных событий на пожаре; условия оперативной обстановки; характеристику привлекаемых сил и средств на тушение условного пожара. Разнообразие изменяемых условий преподавателем, позволяет максимально видоизменять оперативно-тактическую обстановку на пожаре, что в свою очередь, отражается на множестве реализуемых сценариев на заданном объекте.

При выполнении упражнений в классе ситуационного моделирования действий должностных лиц по тушению пожара на объектах различного функционального назначения, для обучающихся имеется возможность отработки следующих штатных должностных лиц на пожаре : начальник караула, командир отделения, пожарный, а также нештатных должностных лиц на месте пожара: руководитель тушения пожара (РТП); командир звена ГДЗС; газо-дымозащитник; ствольщик; связной. Соответственно, на этапах прохождения сценариев, обучающиеся отрабатывают обязанности и полномочия, практически всех участников боевых действий по тушению пожара.

В процессе выполнения боевых действий по тушению пожара с применением виртуальных технологий, обучающиеся сталкиваются с тремя видами оперативно-тактических действий [15]:

- оперативно-тактические действия, проводимые до прибытия к месту пожара;

- оперативно-тактические действия, проводимые на месте пожара;

- оперативно-тактические действия, проводимые после тушения пожара.

Разработанные сценарии ситуационных пожарно-тактических задач с применением МВТК-МЧС позволяют реализовать в себе каждый из этапов оперативно-тактических действий. Алгоритм реализации сценариев ситуационных пожарно-тактических задач с применением МВТК-МЧС представлен на рис 3.

Рис. 3. Алгоритм реализации сценариев ситуационных пожарно-тактических задач с применением МВТК-МЧС

21 Приказ МЧС России от 16.10.2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

Алгоритм представляет собой последовательность действий преподавателя и обучающихся, в процессе решения ситуационных пожарно-тактических задач:

Этап 1. Преподаватель, при подготовке к запуску сценария ситуационных пожарно-тактических задач с применением МВТК-МЧС, задает количество пострадавших и места их расположения. Задаются погодные условия, а именно: скорость ветра, время суток, время года, осадки (дождь, снег). После этого преподаватель задает условия оперативной обстановки на момент прибытия пожарных подразделений:

- параметры внешних признаков и обстановки на месте пожара;

- основные и отвлекающие деструктивные события;

- звуковые отвлекающие эффекты;

- характеристика привлекаемых сил и средств на тушение условного пожара.

Этап 2. После того, как обучающиеся надели все необходимое оборудование и снаряжение (рис. 4), запускается сценарий и обучающиеся попадают в виртуальную среду запланированного сценария.

Рис. 4. Процесс прохождения обучающимися сценариев ситуационных пожарно-тактических задач с применением МВТК-МЧС

При включении в виртуальную реальность, должностные лица проводят проверку наличия и подготовки пожарно-технического оборудования и инструмента и отдают соответствующие указания для личного состава. Каждый назначенный обучающийся на штатную должность на месте пожара проверяет свое оборудование и инструмент, согласно табелю боевого расчета отделения караула на

пожарном автомобиле. После проведения подготовки пожарного инструмента и оборудования, осуществляется доклад начальнику караула (командиру отделения) о готовности.

Этап 3. После получения команды от руководителя тушения пожара (РТП), о необходимости создания звеньев ГДЗС и осуществления разведки внутри здания, командир звена ГДЗС проводит инструктаж для газоды-мозащитников своего звена. При проведении инструктажа командир звена ГДЗС доводит до личного состава поставленную перед звеном задачу, вкратце доводит предполагаемый путь маршрута звена, обозначает места возможной опасности на пути маршрута и напоминает соблюдение требований правил охраны труда. После доведения всей необходимой информации, командир звена дает команду на осуществление рабочей проверки ДАСВ.

Этап 4. Следующим этапом осуществляется включение звена ГДЗС в дыхательные аппараты. После включения в дыхательные аппараты, командир звена передает данные о давлении воздуха в баллоне каждого газоды-мозащитника на пост безопасности.

Этап 5. Перед тем как войти в задымленную зону, постовой на посту безопасности уточняет с командиром звена ГДЗС способы и условные сигналы связи его со звеном. На основании полученных данных постовой на посту безопасности ГДЗС рассчитывает давление кислорода (воздуха) в баллоне СИЗОД, при котором звену ГДЗС необходимо возвращаться к посту безопасности, примерное время работы звена и ожидаемое время его возвращения. Полученные данные постовой на посту безопасности ГДЗС сообщает командиру звена и заносит в журнал учета работающих звеньев ГДЗС.

Этап 6. В зависимости от поставленных задач от РТП, звено ГДЗС передвигается кратчайшим путем. Передвижение в задымленной зоне осуществляется вдоль капитальных стен, либо вдоль стен с оконными проемами. Газо-дымозащитникам необходимо осуществлять передвижение нераздельно: постоянно поддерживать связь друг с другом (тактильно, визуально, акустически), быть предельно осторожными, периодически осуществлять контроль показаний манометра и докладывать на пост безопасности и минимальном давлении в звене ГДЗС.

3 Приказ МЧС России от 20 октября 2017 г. № 452

«Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны»

Этап 7. Ввиду того, что на рассматриваемых объектах (жилые многоквартирные дома, торгово-развлекательные центры, здания складского назначения) в большинстве случаев находится множество людей, что при пожаре на данных объектах, приводит к большому количеству пострадавших. Согласно статье 35 при наличии угрозы людям, силы и средства пожарных подразделений направляются на их спасание. Соответственно, при обнаружении пострадавших в процессе разведки внутри зданий, звенья ГДЗС принимают скорейшие действия по их спасению из зоны, где им угрожают опасные факторы пожара в безопасную зону. Обнаружив пострадавшего, командир звена ГДЗС незамедлительно докладывает об этом РТП. Личный состав ГДЗС надевает на пострадавшего спасательное устройство капюшонного типа с постоянной подачей воздуха. Далее звено ГДЗС выводит (выносит) пострадавшего в безопасную зону, оказывает (при необходимости) первую помощь и передает сотрудникам скорой медицинской помощи. Количество пострадавших на объекте может меняться, в зависимости от условий исходных данных, установленных преподавателем.

Этап 8. В зависимости от имеющихся сил и средств на пожаре и оценив обстановку на пожаре РТП принимает решение о реализации оперативно-тактических действий одним из способов:

- последовательная реализация оперативно-тактических действий на пожаре;

- параллельная реализация оперативно-тактических действий на пожаре.

Последовательная реализация оперативно-тактических действий подразумевает под собой поэтапное выполнение боевых действий на пожаре. Данный способ чаще всего применяется при недостатке количества сил и средств на пожаре, зачастую на начальных этапах проведения боевых действий по тушению пожара. Параллельная реализация подразумевает выполнение боевых действий в разных направлениях (спасение людей; вскрытие и разборка конструкций; обеспечение бесперебойной подачи огнетушащих веществ; локализация открытого горения).

При реализации сценариев ситуационных пожарно-тактических задач с применением МВТК-МЧС руководителю тушения пожара необходимо, проведя разведку, оценить обстановку и выбрать один из способов реализа-

4 Приказ МЧС России от 16.10.2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

ции оперативно-тактических действий для принятия правильных управленческих решений [16, 17, 18]. При достаточном количестве сил и средств, РТП направляет звенья ГДЗС и на спасение людей и на тушение пожара. Звено ГДЗС, достигнув очага пожара, осуществляет все необходимые меры по его скорейшей локализации. Для локализации очага применяются различные огнетушащие вещества: вода из ручного пожарного ствола в виде компактной, либо распыленной струй; пена низкой, либо средней кратности; огнетушители.

Этап 9. Согласно статье 1185 пожар считается ликвидированным, когда выполнены два условия: горение прекращено и исключены условия для его самопроизвольного возгорания. Соответственно, от обучающихся требуется устранение факельного горения пламени путем подачи в очаг пожара огнетушащих веществ, а также проведение разведки на наличие тлеющих материалов, мест возможного повторного возгорания и их ликвидация.

Этап 10. После того, как обучающимися выполнены все условия ликвидации, и на объекте все пострадавшие спасены, соответственно основная боевая задача выполнена. Звенья ГДЗС докладывают на пост безопасности о том, что выходят на свежий воздух.

Этап 11. После выхода из зоны задымления, командир звена ГДЗС дает команду для звена на выключение из дыхательных аппаратов и газодымозащитники приступают к выключению из СИЗОД.

Этап 12. Завершающим этапом оперативно-тактических действий при тушении пожара является сбор пожарного инструмента и оборудования. Личный состав, принимавший участие в тушении пожара, собирает все необходимое оборудование и закрепляет его в пожарном автомобиле. После сбора всего оборудования и инструмента, должностные лица проверяют наличие личного состава и докладывают РТП о готовности к завершению упражнения. После доклада РТП преподавателю о готовности к завершению упражнения, преподаватель обозначает невыполненные этапы алгоритма, если таковых нет, то выключает сценарий ситуационных пожарно-тактических задач с применением МВТК-МЧС.

В завершающей части занятия подводятся итоги прохождения сценариев. Должностные лица выступают с докладом о выполненных и невыполненных задачах, обозначаются как положительные, так и отрицательные моменты в процессе прохождения всех этапов сценария.

5 Там же

Заключение

Подводя итог, можно констатировать, что при поиске новых подходов к обучению и адаптации обучающихся практике пожарного дела стоит обратить внимание на применение современных УР технологий. Полученные данные о наличии и применении профессиональных знаний и умений участников тушения пожара в практике пожаротушения говорят об их нарастающем значении по мере применения. Оценка эффективности использования такого наукоемкого и многофункционального оборудования, как обучающий комплекс МВТК-МЧС, была произведена на курсантах 4-го и 5-го годов обучения по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность», курсантах 4-го года обучения по специальности 20.03.01 «Техно-сферная безопасность», курсантах 4-го года обучения по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» в Ивановской пожарно-спасательной академии. Применяемая методика позволяет значительно оптимизировать

подготовку обучающихся путем введения в виртуальную реальность уже произошедших ситуаций на пожаре и многократной отработке соответствующих действий при тушении пожара и ликвидации последствий ЧС. Использование деловых игр при обучении участников тушения пожара дают возможность многогранной отработки каждой роли в рассматриваемом сценарии. Взвешенное и разумное использование VR-технологий в обучении способствует повышению результативности при формировании профессионально значимых умений и навыков обучающихся; более плавному переходу от теоретических основ изучаемого материала к практике в пожаротушении; развивает познавательный интерес; осуществляет связь прикладной игры с существующей реальностью действий участника тушения пожара при защите, тушении, спасении или ликвидации последствий ЧС на конкретно взятом объекте.

Список литературы

1. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2020617327 Российская Федерация. VR шахта - Тренажер в виртуальной реальности / С. В. Петухов, А. А. Акимов. № 2020614046; заявл. 28.04.2020; опубл. 03.07.2020. Бюл. № 7. ЕРЫ ХУСЮРБ.

2. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2021611057 Российская Федерация. Тренажер «Работа на высоте» с использованием технологий виртуальной реальности / С. П. Ворошилов, Г. Е. Седельников, А. Ю. Есипенко [и др.]. № 2020668051; заявл. 28.12.2020; опубл. 21.01.2021. Бюл. № 2. ЕРЫ БРЬБЮ.

3. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2022669382 Российская Федерация. Тренажер в среде виртуальной реальности по отработке действий локомотивными бригадами и ремонтным персоналом при возникновении пожара на локомотиве «УРаП» / В. В. Заболотный, О. О. Мухин, Э. Г. Бородавицин. № 2022668362; заявл. 06.10.2022; опубл. 19.10.2022. Бюл. № 10. ЕРЫ АХ^ОЕ.

4. Кипер А. В., Станкевич Т. С. Анализ мирового и отечественного рынка тренажеров и симуляторов в области подготовки командного состава судов по борьбе с пожаром // Известия КГТУ. 2014. № 33. С. 168-173. ЕРЫ БРУРРР.

5. Гапоненко М. В. Повышение эффективности подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в области расследования пожаров с использованием технологий виртуальной реальности // Школа молодых учёных и специалистов МЧС России: материалы юбилейного Х форума. СПб: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2020. С. 46-48. EDN YNTUCV.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Pedro A., Le Q. T., Park C. S. Framework for integrating safety into construction methods education through interactive virtual reality. Journal of professional issues in engineering education and practice, 2016, vol. 142, issue 2, pp. 04015011

7. Sacks R., Perlman A., Barak R. Construction safety training using immersive virtual reality. Construction Management and Economics, 2013, vol. 31, issue 9, pp. 1005-1017.

8. Le Q. T., Pedro A., Park C. S. A social virtual reality based construction safety education system for experiential learning. Journal of Intelligent & Robotic Systems, 2015, vol. 79, pp. 487506.

9. Семенов А. Д., Ермилов А. В. Обоснование выбора тренажеров для подготовки курсантов к профессиональным ситуациям с повышенным уровнем риска // Актуальные вопросы пожаротушения: сборник материалов II Всероссийского круглого стола. Иваново: Ива-

новская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2022. С. 193-196. ЕРЫ В2ЕТБВ.

10.Концепция разработки компьютерных тренажеров по организации пожаротушения в городах / Д. В. Тараканов, А. В. Кузнецов, И. Ф. Саттаров [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, посвященной Году пожарной охраны. Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2016. С. 326-327. ЕРЫ

уоогуь.

11.Ермилов А. В. Особенности реализации виртуальной практико-ориентированной среды в профессиональной подготовке курсантов МЧС России // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 90-й годовщине образования гражданской обороны. Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2022. С. 592-594. ЕРЫ МНВ1Р1_.

12.Сравнительный анализ показателей пожарной статистики в Российской Федерации, США и Франции / М. Г. Есина, О. В. Хонгорова, И. А. Кузнецов [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность. 2019. № 3 (14). С. 56-62. ЕРЫ

утснти.

13.Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2022668461 Российская Федерация. Виртуальный сценарий работы с пожарной техникой при приеме дежурства (по номерам боевого расчета) / С. Н. Никишов, А. В. Ермилов, А. В. Кузнецов [и др.]. № 2022667801; заявл. 29.09.2022; опубл. 06.10.2022; Бюл. № 10. ЕРЫ !РЛ20.

14.Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2022668852 Российская Федерация. Виртуальный сценарий тушения пожара в зданиях складского назначения с хранением товарно-материальных ценностей стеллажным способом с высотой стеллажей выше 5,5 метров / С. Н. Никишов, А. В. Ермилов, А. В. Кузнецов [и др.] № 2022667772; заявл. 29.09.2022; опубл. 12.10.2022; Бюл. № 10. ЕРЫ ШНС^.

15.Фроленков С. В., Теребнев В. В. Современное состояние вопроса управления оперативно-тактическими действиями пожарных подразделений и возможные пути его совершенствования // Современные проблемы гражданской защиты. 2019. № 4 (33). С. 108112. еры уссгис.

16.Кузнецов А. В., Тараканов Д. В. Система поддержки принятия решений при планировании мониторинга крупных пожаров // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. Ива-

ново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2022. С. 139-142. EDN EQTZVU.

17.Кузнецов А. В., Бутузов С. Ю., Тараканов Д. В. Алгоритм оценки важности задач организации мониторинга крупного пожара // Современные проблемы гражданской защиты. 2022. № 2 (43). С. 27-33. EDN KIOOMA.

18.Оптимизация управленческих решений при распределении обязанностей боевого расчета / И. В. Багажков, П. Н. Коноваленко, С. Н. Никишов [и др.] // Современные проблемы гражданской защиты. 2022. № 4 (45). С. 512. EDN LRLWCW.

References

1. Petukhov S. V., Akimov A. A. Svi-detel'stvo o gosudarstvennoy registratsii pro-grammy dlya EVM 2020617327 Rossiyskaya Federatsiya. VR shakhta - Trenazher v virtual'noy real'nosti [VR mine - Virtual reality simulator], № 2020614046, byulleten 7. EDN XYOOPB.

2. S. P. Voroshilov, G. Ye. Sedel'nikov, A. Yu. Yesipenko [et al.]. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii programmy dlya EVM 2021611057 Rossiyskaya Federatsiya. "Trenazher "Rabota na vysote" s ispol'zovaniyem tekhnologiy virtual'noy real'nosti" ["Work at height" simulator using virtual reality technologies]. № 2020668051, byulleten 2. EDN SDLSLG.

3. Zabolotnyy V. V., Mukhin O. O., Boro-davitsin E. G. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii programmy dlya EVM 2022669382 Rossiyskaya Federatsiya. Trenazher v srede virtual'noy real'nosti po otrabotke deystviy lokomo-tivnymi brigadami i remontnym personalom pri vozniknovenii pozhara na lokomotive "VRail" [Simulator in a virtual reality environment for practicing actions by locomotive crews and repair personnel in the event of a fire on a locomotive "VRail"]. № 2022668362, byulleten 10. EDN AXJFOE.

4. Kiper A. V., Stankevich T. S. Analiz mi-rovogo i otechestvennogo rynka trenazherov i simulyatorov v oblasti podgotovki komandnogo sostava sudov po bor'be s pozharom [Analysis of the global and domestic market for simulators and simulators in the field of training fire-fighting ship officers]. Izvestiya KGTU, 2014, issue 33, pp. 168-173. EDN SDYFRR.

5. Gaponenko M. V. Povysheniye effek-tivnosti podgotovki obuchayushchikhsya k profes-sional'noy deyatel'nosti v oblasti rassledovaniya pozharov s ispol'zovaniyem tekhnologiy virtual'noy real'nosti [Increasing the efficiency of preparing students for professional activities in the field of fire investigation using virtual reality technologies]. Shkola molodykh uchonykh i spetsialistov MCHS

Rossii: materialy yubileynogo KH foruma. SPb: Sankt-Peterburgskiy universitet Gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby Ministerstva Rossiyskoy Federatsii po delam grazhdanskoy oborony, chrezvychaynym situatsiyam i likvidatsii posledstviy stikhiynykh bedstviy, 2020. pp. 46-48. EDN YNTUCV.

6. Pedro A., Le Q. T., Park C. S. Framework for integrating safety into construction methods education through interactive virtual reality. Journal of professional issues in engineering education and practice, 2016, vol. 142, issue 2, pp. 04015011

7. Sacks R., Perlman A., Barak R. Construction safety training using immersive virtual reality. Construction Management and Economics, 2013, vol. 31, issue 9, pp. 1005-1017.

8. Le Q. T., Pedro A., Park C. S. A social virtual reality based construction safety education system for experiential learning. Journal of Intelligent & Robotic Systems, 2015, vol. 79, pp. 487506.

9. Semenov A. D., Yermilov A. V. Obos-novaniye vybora trenazherov dlya podgotovki kursantov k professional'nym situatsiyam s pov-yshennym urovnem riska [Justification for the choice of simulators for preparing cadets for professional situations with an increased level of risk]. Aktual'nyye voprosy pozharotusheniya: sbornik materialov II Vserossiyskogo kruglogo stola. Ivanovo: Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, 2022. pp. 193-196. EDN BZETSB.

10.Kontseptsiya razrabotki komp'yuternykh trenazherov po organizatsii pozharotusheniya v gorodakh [Concept for the development of computer simulators for organizing fire extinguishing in cities]. D. V. Tarakanov, A. V. Kuznetsov, I. F. Sattarov [et al.]. Pozharnaya i avariynaya bezopasnost': sbornik materialov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii, posvyashchennoy Godu pozharnoy okhrany. Ivanovo: Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, 2016. pp. 326-327. EDN YQCZVL.

11.Yermilov A. V. Osobennosti realizatsii virtual'noy praktiko-oriyentirovannoy sredy v pro-fessional'noy podgotovke kursantov MCHS Rossii [Features of the implementation of a virtual practice-oriented environment in the professional training of cadets of the Ministry of Emergency Situations of Russia]. Pozharnaya i avariynaya bezopasnost': sbornik materialov XVII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 90 y godovshchine obrazovani-ya grazhdanskoy oborony. Ivanovo: Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, 2022. pp. 592-594. EDN MHBIFL.

12.Sravnitel'nyy analiz pokazateley pozharnoy statistiki v Rossiyskoy Federatsii, SSHA i Frantsii [Comparative analysis of fire statistics in the Russian Federation, the USA and France]. M. G. Yesina, O. V. Khongorova, I. A. Kuznetsov [et al.]. Pozharnaya i avariynaya bezopasnost', 2019, vol. 3 (14), pp. 56-62. EDN YTOITJ.

13.S. N. Nikishov, A. V. Yermilov, A. V. Kuznetsov [et al.].Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii programmy dlya EVM 2022668461 Rossiyskaya Federatsiya. Virtual'nyy stsenariy raboty s pozharnoy tekhnikoy pri pri-yeme dezhurstva (po nomeram boyevogo rascheta) [Virtual scenario of working with fire-fighting equipment when on duty (according to combat crew numbers)], № 2022667801, byullet-en 10. EDN IFJIZQ.

14. S. N. Nikishov, A. V. Yermilov, A. V. Kuznetsov [et al.]. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii programmy dlya EVM 2022668852 Rossiyskaya Federatsiya. Virtual'nyy stsenariy tusheniya pozhara v zdaniyakh sklad-skogo naznacheniya s khraneniyem tovarno-material'nykh tsennostey stellazhnym sposobom s vysotoy stellazhey vyshe 5,5 metrov [Virtual scenario of fire extinguishing in warehouse buildings with storage of inventory items using racking method with rack height above 5.5 meters], № 2022667772, byulleten 10. EDN LHHCJJ.

15.Frolenkov S. V., Terebnev V. V. Sov-remennoye sostoyaniye voprosa upravleniya op-erativno-takticheskimi deystviyami pozharnykh podrazdeleniy i vozmozhnyye puti yego sovershenstvovaniya [The current state of the issue of managing operational-tactical actions of fire departments and possible ways to improve it]. Sovremennyye problemy grazhdanskoy zashchity, 2019, vol. 4 (33), pp. 108-112. EDN VGGZNO.

16.Kuznetsov A. V., Tarakanov D. V. Sistema podderzhki prinyatiya resheniy pri plani-rovanii monitoringa krupnykh pozharov [Decision support system for planning monitoring of large fires]. Nadezhnost' i dolgovechnost' mashin i mekhanizmov: sbornik materialov XIII Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ivanovo: Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, 2022. pp. 139142. EDN EQTZVU.

17.Kuznetsov A. V., Butuzov S. Yu., Tarakanov D. V. Algoritm otsenki vazhnosti zadach organizatsii monitoringa krupnogo pozha-ra [Algorithm for assessing the importance of tasks for organizing monitoring of a large fire]. Sovremennyye problemy grazhdanskoy zashchity, 2022, vol. 2 (43), pp. 27-33. EDN KIOOMA.

3(48) / 2023, ISSN 2658-6223

18.Optimizatsiya upravlencheskikh resh-eniy pri raspredelenii obyazannostey boyevogo rascheta [Optimization of management decisions when distributing combat crew responsibilities] /

I. V. Bagazhkov, P. N. Konovalenko, S. N. Ni-kishov [et al.]. Sovremennyye problemy gra-zhdanskoy zashchity, 2022, vol. 4 (45), pp. 5-12. EDN LRLWCW.

Багажков Игорь Владимирович

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат химических наук, доцент

E-mail: big-99@mail.ru

Bagazhkov Igor Vladimirovich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy

of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies

and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

œndidate of ^emical sciences, associate professor

E-mail: big-99@mail.ru

Никишов Сергей Николаевич

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат технических наук, начальник кафедры

E-mail: mordov5988@mail.ru

Nikishov Sergey Nikolaevich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy

of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies

and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

œndidate of technical sciences, head of department

E-mail: mordov5988@mail.ru

Кузнецов Александр Валерьевич

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

Российская Федерация, г. Иваново

преподаватель

E-mail: a.kuznetsov9@yandex.ru Kuznetsov Alexander Valerievich

Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy

of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies

and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Ivanovo

lecturer

E-mail: a.kuznetsov9@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.