А.А. Комарова, канд. пед. наук, доцент, кафедра информатики и методики обучения информатике, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия, prokopjeva@rambler.ru
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
по дисциплинам, связанным с использованием информационных
технологии
Проблема разработки оценочных средств с позиции компетентностного подхода не является новой, но по-прежнему актуальна и вызывает много вопросов со стороны педагогического сообщества. Общие подходы к наполнению фонда оценочных средств не всегда дают возможность сформулировать четкие методические рекомендации для преподавателей и нуждаются в подробном рассмотрении и уточнении. Автором предложен алгоритм разработки оценочных средств для дисциплин, связанных с использованием информационных технологий. Рассмотрены шаги по установлению класса компетенции (определение вида компетенции по уровню сложности, выделение ее ключевых составляющих, определение отношения компетенции к предметной области дисциплины), обозначены рекомендации по дальнейшей работе, в частности, по содержательному наполнению оценочного задания соответственно профилю обучения. Кроме того, в статье приводятся примеры, иллюстрирующие работу алгоритма как для компетенций, напрямую связанных с дисциплиной, так и для компетенций, не являющихся явно информационными, что требует определенного преломления составляющих компетенции с позиции предметной области дисциплины. Рассмотренный алгоритм успешно применяется автором в процессе преподавания ряда дисциплин, связанных с использованием информационных технологий («Информационные технологии в образовании», «Информационные технологии в специальном образовании» и др.), в Иркутском государственном университете.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, формирование компетенции, классификация компетенций, компетентностный подход, оценочные средства, фонд оценочных средств, информационные технологии, алгоритм.
Преподавание любой дисциплины в высшем учебном заведении подразумевает проведение текущего контроля, а также заканчивается итоговым контролем (зачет, дифференцированный зачет, экзамен), для организации и проведения которого необходимо сформировать фонд оценочных средств (ФОС). Однако независимо от вида
контроля преподавателю, начиная работу над наполнением ФОС, важно ориентироваться на набор компетенций, которые должны быть сформированы в процессе изучения дисциплины.
Одним из путей модернизации образования является компетентностный подход. Его внедрение, по мнению А.А. Вербицкого,
Как показывает практика, набор компетенций, формирующихся в результате освоения дисциплины, может быть уточнен при обновлении учебного плана в связи с внедрением нового образовательного стандарта, что требует пересмотра фонда оценочных средств.
меняет результативно-целевую основу об- ющего федерального государственного обра-разования, сообразуясь с которой можно за- зовательного стандарта высшего профессио-давать его цели, критерии и процедуры диаг- нального образования по завершению осво-ностики уровня их реального достижения1. ения основной образовательной программы Но следует заметить, что в настоящее время нет однозначного понимания понятий «компетенция» и «компетентность». В своей работе мы придерживаемся значений, раскрытых А.В. Хуторским: компетентность -владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, его личностное отношение к ней и предмету деятельности; компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности с ними2. Именно такой подход нам кажется наиболее подходящим в рамках темы статьи, так как определен на основе основных видов деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Для разработки заданий текущего и итогового контроля, определения алгоритма работы по формированию оценочных средств важно понимать, что такое фонд оценочных средств. Мы ориентировались на формулировку, данную Н.Ф. Ефремовой и В.Г. Казанови-чем: ФОС - это комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания сформированности компетенций на разных
по определенному на-правлению3.
Как показывает практика, набор компетенций, формирующихся в результате освоения дисциплины, может быть уточнен при обновлении учебного плана в связи с внедрением нового образовательного стандарта, что требует пересмотра фонда оценочных средств. Зачастую это отнимает много времени, поскольку нет четкой инструкции и методических указаний по работе с контрольным измерительным материалом. Поэтому данный вопрос требует детального рассмотрения.
В данной статье предложен алгоритм составления системы оценочных средств по дисциплинам, связанным с использованием информационных технологий (ИТ) («Информационные технологии в образовании», «Информационные технологии в специальном образовании» и др.), в соответствии с формируемыми при их изучении компетенциями.
Начиная работу над разработкой ФОС, прежде всего необходимо определить, с каким видом компетенцией мы работаем.
— Их условно можно разделить на простые и сложные (классификация по уровню сложности).
Простые компетенции имеют в своем содержании одно формируемое действие (например, ПК-6 - готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса), стадиях обучения студентов, а также для сложные компетенции - несколько, их мож-аттестационных испытаний выпускников но разделить на отдельные составляющие, на соответствие (или несоответствие) уров- которые в свою очередь являются простыми ня их подготовки требованиям соответству- (например, ОК-4 - способен использовать
Дисциплины, связанные с использованием ИТ, чаще всего направлены на формирование информационных компетенций. Однако в качестве формируемых компетенций могут быть указаны не только информационные, но и, например, общекультурные, учебно-познавательные и др.
дискуссия
журнал научных публикаций
знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способен к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы на компьютере). Как видим, в данной компетенции можно выделить четыре простых составляющих и, соответственно, работать с каждой из них отдельно.
Итак, первыми шагами алгоритма будут определение вида компетенции по сложности и выделение всех составляющих формируемой компетенции при необходимости.
Помимо этого, важно определить наличие прямых связей каждой компетенции с дисциплиной, в ходе изучения которой она формируется. Для решения данного вопроса рассмотрим еще две классификации.
В работе Н.А. Пегасовой выделено семь видов ключевых образовательных компетенций (классификация по основным видам деятельности обучающегося)4:
— ценностно-смысловые компетенции;
— общекультурные компетенции;
— учебно-познавательные компетенции;
— коммуникативные компетенции;
— социально-трудовые компетенции;
— компетенции личностного самосовершенствования;
— информационные компетенции.
Так, дисциплины, связанные с использованием ИТ, чаще всего направлены на формирование информационных компетенций. Процесс разработки ФОС для формирования таковых не составляет особого труда, так как фактически задания будут направлены на проверку конкретных знаний, умений и навыков согласно предметной области дисциплины. Однако в качестве формируемых компетенций (если опираться на рассмотренную классификацию) могут быть указаны не только информационные, но и, например, общекультурные, учебно-познавательные и др. Создание ФОС для проверки сформированности этих компетенций (не информационных) может вызвать затруднения, так как необходимо установить связь между дисциплиной и сущностью компетенции. Поэтому для формирования оценочных средств по дисциплине, связанной с использованием ИТ, мы можем изменить данную классификацию, объединив неинформацион-
ные компетенции в одну группу и выделив класс неинформационных компетенций.
Обобщая рассмотренную классификацию, все компетенции (или их составляющие) мы будем делить на два типа (классификация по отношению к предметной области дисциплины): привязанные напрямую к дисциплине и не привязанные к дисциплине.
Таким образом, вторым шагом нашего алгоритма будет определение вида компетенции по отношению к предметной области дисциплины.
Для составления оценочного средства контроля сформированности компетенций первой группы в заданиях, традиционно используемых для формирования знаний, умений и навыков, мы предлагаем изменить содержательный компонент. Это важно сделать, так как компетенции первой группы чаще всего определяются не просто как «использование ИТ», а как «использование ИТ в профессиональной деятельности». Примером такого задания может быть набор текста, имеющего отношение к профилю обучения, в текстовом редакторе для оформления документации для специального образования, для создания дидактического, демонстрационного материала, используемого в специальном образовании, и т. д. (как рассмотрено автором ранее5).
С целью наполнения ФОС по контролю сформированное™ компетенций второй группы мы предлагаем преломить компетенцию (или ее составляющие) с позиции предметной области дисциплины. Например, компетенция ПК-2 (способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики), формируемая при изучении дисциплины «Информационные технологии в образовании», будет выражаться в способности использовать различные виды ИТ в качестве инструмента для реализации современных методов и технологий обучения. Вторая составляющая этой компетенции
(касающаяся диагностики) будет преломлена на следующие компоненты:
— использование ИТ для создания средств диагностики;
— использование табличного процессора для обработки результатов диагностики и их графической интерпретации;
— использование средств подготовки презентаций для представления результатов диагностики.
Такое преломление позволяет выделить непрямую связь любой компетенции с использованием ИТ.
Еще один пример наполнения ФОС по контролю сформированности компетенций второй группы рассмотрен автором в ранее опубликованной статье, где, в частности, приводятся пример формулировки заданий для наполнения ФОС по проверке сформи-рованности общекультурной компетенции ОК-4 при изучении дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании», отличия от заданий по формированию знаний, умений и навыков, преломление составляющих компетенции для выделения непрямой связи с использованием ИТ6.
Таким образом, в обоих случаях мы подходим к составлению задания для наполнения ФОС, которое в итоге непосредственно связано с использованием информационных технологий.
Итак, представим весь алгоритм:
— определяем, является ли компетенция простой или сложной (классификация по сложности); если компетенция сложная, выделяем все её составляющие;
— определяем, является ли компетенция (составляющая) напрямую привязанной к дисциплине (классификация по отношению к предметной области дисциплины).
В этом случае:
— если компетенция имеет прямое отношение (четко прослеживается связь с использованием ИТ) - меняем содержательное
Несмотря на то, что проблема разработки оценочных средств
с позиции компетентностного подхода не является новой, она по-прежнему актуальна и вызывает много вопросов. Общие подходы к наполнению ФОС не всегда позволяют сформулировать четкие рекомендации для преподавателей и нуждаются в отдельном рассмотрении.
дискуссия
журнал научных публикаций
наполнение в соответствии с профилем обучения;
— если компетенция (составляющая) не имеет прямого отношения - преломляем компетенцию (составляющую) с позиции предметной области дисциплины.
Несмотря на то, что проблема разработки оценочных средств с позиции компетент-ностного подхода не является новой, она по-прежнему актуальна и вызывает много вопросов. Общие подходы к наполнению ФОС не всегда позволяют сформулировать четкие рекомендации для преподавателей и нуждаются в отдельном рассмотрении. Поэтому автором предложен алгоритм разработки оценочных средств дисциплин, связанных с использованием информационных технологий, включающий в себя шаги по установлению класса компетенции и рекомендации по дальнейшей работе. Приведены примеры использования разработанного алгоритма. Рассмотренный алгоритм успешно применяется автором в процессе преподавания ряда дисциплин, связанных с использованием информационных технологий, в Иркутском государственном университете. ^
Литература
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
2. Хуторский А.В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос: Изд-во Ин-та образования человека, 2013. 73 с.
3. Ефремова Н.Ф., Казанович В.Г. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения: установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 36 с.
4. Пегасова Н.А., Азаренко А.А., Иванова Е.Н. Профессиональная ИКТ-компетентность педагога: учеб. пособие. Иркутск: Оттиск, 2016. 80 с.
5. Комарова А. А. Формирование компетенций при преподавании дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» // Дискуссия. 2013. № 3. С. 111-115.
6. Комарова А. А. Наполнение фонда оценочных средств дисциплины с позиции компетентностно-го подхода // Дискуссия. 2015. № 10. С. 138-145.
ASSESSMENT MEANS DEVELOPMENT ALGORITHM FROM THE POSITION OF COMPETENCE APPROACH
for the disciplines connected with information technologies application
A.A. Komarova, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of informatics and teaching informatics methods, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia, prokopjeva@rambler.ru
The problem of assessment means development from the position of competence approach is not a new one; it is still urgent and provokes a lot of discussion in the pedagogical society. The general approaches to filling the fund of assessment means don't usually provide exact methodical recommendations for lecturers and require peer review and specifications for work. The author offers an algorithm for development of assessment means for disciplines connected with application of information technologies. The paper considers the steps for competency's class identification (defining of competency's type according to difficulty's level, separating out of key constituents, defining relations of competency and subject field of a discipline), and further recommendations; in particular - content filling of assessment task according to education program. Besides, the article provides some examples illustrated the work of the algorithm for competencies connected with a discipline directly and for competencies which cannot be considered as information ones; it requires a specific interpretation of a competency's constituent parts from the position of subject field of a discipline. The considered algorithm is used successfully by the article's author in teaching some disciplines connected with information technologies ("Information technologies in education " and "Information technologies in special education " and some others) at Irkutsk State University.
Key words: competence, competency, competence formation, classification of competencies, competency-based approach, assessment means, fund of assessment means, information technologies, algorithm.
References
1. Verbitskii A.A. Kompetentnostnyi podkhod i teoriia kontekstnogo obucheniia [Competence approach and the theory of contextual learning]. Moscow, Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004, 84 p.
2. Khutorskii A.V. Kompetentnostnyi podkhod v obuchenii [Competence approach in education]. Moscow, Eidos Izdatel'stvo Instituta obrazovaniia cheloveka, 2013, 73 p.
3. Efremova N.F., Kazanovich V.G. Otsenka kachestva podgotovki obuchaiushchikhsia v ram-kakh trebovanii FGOS VPO: sozdanie fondov otsenochnykh sredstv dlia attestatsii studentov vuzov pri realizatsii kompetentnostno-orien-tirovannykh OOP VPO novogo pokoleniia: us-tanovochnye organizatsionno-metodicheskie materia-ly tematicheskogo seminarskogo tsikla [Assessment of the quality of training students under the requirements of the GEF VPO: create a Fund assessment tools for the evaluation of University students in the implementation of competence-oriented OOP VPO new generation: the installation
of organizational and methodical materials thematic seminars cycle]. Moscow, Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2010, 36 p.
4. Pegasova N.A., Azarenko A.A., Ivanova E.N. Professional'naia IKT-kompetentnost' pedagoga: uchebnoe posobie [Professional ICT competence of the teacher: tutorial]. Irkutsk, Ottisk Publ., 2016, 80 p.
5. Komarova A.A. Formirovanie kompetentsii pri prepodavanii distsipliny «Informatsionnye tekh-nologii v spetsial'nom obrazovanii» [The development of competencies in the teaching discipline "Information technologies in special education"]. Diskussiia - Discussion. 2013, no. 3, pp. 111-115.
6. Komarova A.A. Napolnenie fonda otsenochnykh sredstv distsipliny s pozitsii kompetentnostnogo podkhoda [The content of the Fund of assessment tools of the discipline from a position of competence approach]. Diskussiia - Discussion. 2015, no. 10, pp. 138-145.