УДК 339.138
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ
Д. К. Гек
Научный руководитель - В. В. Кукарцев
Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: neroz98@yandex.ru
В данной статье рассматривается как конкурентная стратегия является чем-то отдельным в стратегическом планировании предприятия, в то время как она непосредственно интегрирована в него и является его неотъемлемой частью.
Ключевые слова. стратегия, удаленные услуги, SWOT-анализа, маркетинговая стратегия, критерии оценки.
ALGORITHM FOR THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF COMPETITIVE STRATEGY
D. K. Gek Scientific supervisor - V. V. Kukartsev
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: neroz98@yandex.ru
This article examines how a competitive strategy is something separate in the strategic planning of an enterprise, while it is directly integrated into it and is an integral part of it.
Keywords: strategy, remote services, SWOT analysis, marketing strategy, evaluation criteria.
В настоящее время в России реализуется ряд программ по созданию перспективных ракетоносителей. Конкурентоспособность на международном рынке пусковых услуг была одним из важнейших факторов, учитываемых при разработке единой номенклатуры ракет-носителей «Ангара». Основной идеей разработки является создание универсального ракетного модуля, на базе которого будут строиться ракеты различных классов. Как пучок карандашей, они будут набираться из ракетных модулей: один «карандаш» - легкая ракета для малых спутников, три «карандаша» - средняя ракета, пять «карандашей» - тяжелая ракета [1,2]. Теоретически это могло бы снизить стоимость запуска за счет производства универсальных модулей большими сериями. В 2014 году была создана ракета - носитель легкого класса «Ангара-1.2 1111» и тяжелый вариант ракеты-носителя " Ангара - Ракета-носитель " А5» успешно прошла испытания. Эксперты считают, что у ракет-носителей «Ангара» большое будущее, и они займут достойное место на мировом рынке стартов.
На этапе разработки задачи, сформулированные руководством предприятия, доходят до функционального подразделения, отвечающего за маркетинг и продажи. Далее аналитики этого подразделения анализируют рынок, при этом ключевыми позициями анализа являются интенсивность конкуренции на рынке и конкурентное положение предприятия (этап 3). На основе проведенного анализа осуществляется выбор соответствующей конкурентной стратегии [3-5]. Далее эта стратегия анализируется с точки зрения соответствие
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
корпоративным целям, которые были сформулированы руководством, а также с точки зрения возможностей предприятия. Маркетинговая конкурентная стратегия, как отмечалось выше, определяется на основе внешних факторов (анализ условий внешней среды) и внутренних факторов (имеющихся ресурсов предприятия) [6-9]. Для того чтобы получить четкую оценку внутренних возможностей предприятия и рыночной ситуации, можно провести SWOT-анализ.
Применение SWOT-анализа необходимо для систематизации имеющейся информации и последующие управленческие решения. Поэтому SWOT-анализ можно назвать промежуточным звеном между формулированием конкурентной стратегии предприятия и разработкой конкурентного плана. Все происходит в следующей последовательности: Определение основной конкурентной стратегии предприятия в планируемом периоде.
Сравнение внутренних сил компании и рыночной ситуации для понимания того, сможет ли компания реализовать выбранную конкурентную стратегию и как это можно сделать (SWOT-анализ). Формулирование целей и локальных задач с учетом реальных возможностей предприятия (разработка конкурентного плана). Ниже приведена диаграмма на рис. 3, показывающая место SWOT-анализа в разработке конкурентной стратегии.
В качестве еще одного критерия оценки и корректировки выбранной конкурентной стратегии менеджерам необходимо учитывать корпоративные цели предприятия, в основе которых лежат миссия и общая стратегия развития. Это соглашение необходимо для того, чтобы выбранная конкурентная стратегия в конкретный рынок не оказывает негативного влияния на развитие предприятия в целом.
Например, нападение на конкурентов (с целью вытеснения с рынка) или поглощение некоторых из них может существенно увеличить долю предприятия на рынке, но при этом превысить нормы антимонопольного законодательства или понесенные затраты не окупятся.
Если конкурентная стратегия оказалась эффективной и имеет положительные результаты для компании, то рассматриваются вопросы ее корректировки и актуальности в следующем отчетном периоде. После этого разрабатывается обновленный конкурсный план с новыми целями. Если конкурентная стратегия не дала положительного эффекта или имела негативные последствия, то определяются причины и разрабатывается новая конкурентная стратегия. Стратегическое превосходство конкурентов над соперниками выражается прежде всего в наличии стратегически выгодных конкурентных позиций на рынке - позиций в стратегических областях отрасли.
Часто конкурентная стратегия является чем-то отдельным в стратегическом планировании предприятия, в то время как она непосредственно интегрирована в него и является его неотъемлемой частью [10-12]. Представленный пошаговый алгоритм разработки конкурентной стратегии и план реализации разработанной стратегии позволяют корректировать замкнутый цикл конкурентного стратегического планирования.
Библиографические ссылки
1. Куинн Д. Б. Стратегия перемен //Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. - 2001. - С. 688.
2. Boyko A. A. et al. Strategic planning toolset for reproduction of machinebuilding engines and equipment //Journal of Physics: Conference Series. - IOP Publishing, 2018. - Т. 1015. - №. 4. - С. 042006.
3. Миллер А. Б., Петров А. Н. Стратегический менеджмент как стратегический процесс //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2010. -№. 2.
4. Майминас Е. З., Тамбовцев В. Л., Фонотов А. Г. Цели и ресурсы в перспективном планировании. - Nauka, 1985.
5. Томпсон-мл. А., Стрикленд III А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. - М., 2002.
6. Boyko A. A., Kukartsev V. V., Stupina A. A. Principles of innovative reproduction strategic planning of the enterprises fixed assets in rocket and space industry // MATEC Web of Conferences 224, 02069 (2018)
7. Петропавлова Г. Экономический механизм эффективного удовлетворения потребностей общества в условиях глобальной конкуренции // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2003. - Т. 1. - № 2.
8. Kukartsev V. V. Process programm realization of the capital reproduction funds //Сибирский журнал науки и технологий. - 2009. - №. 5.
9. Fedorova N. V. et al. Problems of the digital economy development in the transport industry //IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - IOP Publishing, 2019. - Т. 315. - №. 3. - С. 032047.
10. Boyko A. A. et al. Imitation-dynamic model for calculating the efficiency of the financial leverage //Journal of Physics: Conference Series. - IOP Publishing, 2019. - Т. 1353. - №. 1. - С. 012123.
11. Baryshnikova O. V. et al. Simulation-dynamic model of the details manufacturing process in the workshop //Journal of Physics: Conference Series. - IOP Publishing, 2020. - Т. 1661. - №. 1. - С. 012208.
12. Boyko A. A. et al. Imitation-dynamic model of amortization of reproductive effect with different methods of calculation //Journal of Physics: Conference Series. - IOP Publishing, 2019. -Т. 1353. - №. 1. - С. 012124.
© Гек Д. К., 2021