Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ'

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / удаленные услуги / SWOT-анализа / маркетинговая стратегия / критерии оценки / strategy / remote services / SWOT analysis / marketing strategy / evaluation criteria

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д К. Гек, В В. Кукарцев

В данной статье рассматривается как конкурентная стратегия является чем-то отдельным в стратегическом планировании предприятия, в то время как она непосредственно интегрирована в него и является его неотъемлемой частью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF COMPETITIVE STRATEGY

This article examines how a competitive strategy is something separate in the strategic planning of an enterprise, while it is directly integrated into it and is an integral part of it.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ»

УДК 339.138

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ

Д. К. Гек

Научный руководитель - В. В. Кукарцев

Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: neroz98@yandex.ru

В данной статье рассматривается как конкурентная стратегия является чем-то отдельным в стратегическом планировании предприятия, в то время как она непосредственно интегрирована в него и является его неотъемлемой частью.

Ключевые слова. стратегия, удаленные услуги, SWOT-анализа, маркетинговая стратегия, критерии оценки.

ALGORITHM FOR THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF COMPETITIVE STRATEGY

D. K. Gek Scientific supervisor - V. V. Kukartsev

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: neroz98@yandex.ru

This article examines how a competitive strategy is something separate in the strategic planning of an enterprise, while it is directly integrated into it and is an integral part of it.

Keywords: strategy, remote services, SWOT analysis, marketing strategy, evaluation criteria.

В настоящее время в России реализуется ряд программ по созданию перспективных ракетоносителей. Конкурентоспособность на международном рынке пусковых услуг была одним из важнейших факторов, учитываемых при разработке единой номенклатуры ракет-носителей «Ангара». Основной идеей разработки является создание универсального ракетного модуля, на базе которого будут строиться ракеты различных классов. Как пучок карандашей, они будут набираться из ракетных модулей: один «карандаш» - легкая ракета для малых спутников, три «карандаша» - средняя ракета, пять «карандашей» - тяжелая ракета [1,2]. Теоретически это могло бы снизить стоимость запуска за счет производства универсальных модулей большими сериями. В 2014 году была создана ракета - носитель легкого класса «Ангара-1.2 1111» и тяжелый вариант ракеты-носителя " Ангара - Ракета-носитель " А5» успешно прошла испытания. Эксперты считают, что у ракет-носителей «Ангара» большое будущее, и они займут достойное место на мировом рынке стартов.

На этапе разработки задачи, сформулированные руководством предприятия, доходят до функционального подразделения, отвечающего за маркетинг и продажи. Далее аналитики этого подразделения анализируют рынок, при этом ключевыми позициями анализа являются интенсивность конкуренции на рынке и конкурентное положение предприятия (этап 3). На основе проведенного анализа осуществляется выбор соответствующей конкурентной стратегии [3-5]. Далее эта стратегия анализируется с точки зрения соответствие

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

корпоративным целям, которые были сформулированы руководством, а также с точки зрения возможностей предприятия. Маркетинговая конкурентная стратегия, как отмечалось выше, определяется на основе внешних факторов (анализ условий внешней среды) и внутренних факторов (имеющихся ресурсов предприятия) [6-9]. Для того чтобы получить четкую оценку внутренних возможностей предприятия и рыночной ситуации, можно провести SWOT-анализ.

Применение SWOT-анализа необходимо для систематизации имеющейся информации и последующие управленческие решения. Поэтому SWOT-анализ можно назвать промежуточным звеном между формулированием конкурентной стратегии предприятия и разработкой конкурентного плана. Все происходит в следующей последовательности: Определение основной конкурентной стратегии предприятия в планируемом периоде.

Сравнение внутренних сил компании и рыночной ситуации для понимания того, сможет ли компания реализовать выбранную конкурентную стратегию и как это можно сделать (SWOT-анализ). Формулирование целей и локальных задач с учетом реальных возможностей предприятия (разработка конкурентного плана). Ниже приведена диаграмма на рис. 3, показывающая место SWOT-анализа в разработке конкурентной стратегии.

В качестве еще одного критерия оценки и корректировки выбранной конкурентной стратегии менеджерам необходимо учитывать корпоративные цели предприятия, в основе которых лежат миссия и общая стратегия развития. Это соглашение необходимо для того, чтобы выбранная конкурентная стратегия в конкретный рынок не оказывает негативного влияния на развитие предприятия в целом.

Например, нападение на конкурентов (с целью вытеснения с рынка) или поглощение некоторых из них может существенно увеличить долю предприятия на рынке, но при этом превысить нормы антимонопольного законодательства или понесенные затраты не окупятся.

Если конкурентная стратегия оказалась эффективной и имеет положительные результаты для компании, то рассматриваются вопросы ее корректировки и актуальности в следующем отчетном периоде. После этого разрабатывается обновленный конкурсный план с новыми целями. Если конкурентная стратегия не дала положительного эффекта или имела негативные последствия, то определяются причины и разрабатывается новая конкурентная стратегия. Стратегическое превосходство конкурентов над соперниками выражается прежде всего в наличии стратегически выгодных конкурентных позиций на рынке - позиций в стратегических областях отрасли.

Часто конкурентная стратегия является чем-то отдельным в стратегическом планировании предприятия, в то время как она непосредственно интегрирована в него и является его неотъемлемой частью [10-12]. Представленный пошаговый алгоритм разработки конкурентной стратегии и план реализации разработанной стратегии позволяют корректировать замкнутый цикл конкурентного стратегического планирования.

Библиографические ссылки

1. Куинн Д. Б. Стратегия перемен //Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. - 2001. - С. 688.

2. Boyko A. A. et al. Strategic planning toolset for reproduction of machinebuilding engines and equipment //Journal of Physics: Conference Series. - IOP Publishing, 2018. - Т. 1015. - №. 4. - С. 042006.

3. Миллер А. Б., Петров А. Н. Стратегический менеджмент как стратегический процесс //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2010. -№. 2.

4. Майминас Е. З., Тамбовцев В. Л., Фонотов А. Г. Цели и ресурсы в перспективном планировании. - Nauka, 1985.

5. Томпсон-мл. А., Стрикленд III А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. - М., 2002.

6. Boyko A. A., Kukartsev V. V., Stupina A. A. Principles of innovative reproduction strategic planning of the enterprises fixed assets in rocket and space industry // MATEC Web of Conferences 224, 02069 (2018)

7. Петропавлова Г. Экономический механизм эффективного удовлетворения потребностей общества в условиях глобальной конкуренции // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2003. - Т. 1. - № 2.

8. Kukartsev V. V. Process programm realization of the capital reproduction funds //Сибирский журнал науки и технологий. - 2009. - №. 5.

9. Fedorova N. V. et al. Problems of the digital economy development in the transport industry //IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - IOP Publishing, 2019. - Т. 315. - №. 3. - С. 032047.

10. Boyko A. A. et al. Imitation-dynamic model for calculating the efficiency of the financial leverage //Journal of Physics: Conference Series. - IOP Publishing, 2019. - Т. 1353. - №. 1. - С. 012123.

11. Baryshnikova O. V. et al. Simulation-dynamic model of the details manufacturing process in the workshop //Journal of Physics: Conference Series. - IOP Publishing, 2020. - Т. 1661. - №. 1. - С. 012208.

12. Boyko A. A. et al. Imitation-dynamic model of amortization of reproductive effect with different methods of calculation //Journal of Physics: Conference Series. - IOP Publishing, 2019. -Т. 1353. - №. 1. - С. 012124.

© Гек Д. К., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.