Научная статья на тему 'Алгоритм построения вибрационного портрета двигателя внутреннего сгорания'

Алгоритм построения вибрационного портрета двигателя внутреннего сгорания Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
103
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Полстяной А. М., Федосов В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм построения вибрационного портрета двигателя внутреннего сгорания»

УДК 681.335.2: 621.37

А.М.Полстяной, В.П.Федосов

АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ВИБРАЦИОННОГО ПОРТРЕТА ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Исследование вибрационных параметров и характеристик двигателя внутреннего сгорания (ДВС) позволяет обеспечить диагностику его неисправностей и определить степень износа поверхностей в сопряженных деталях. Задача может быть решена на основе вибрационных датчиков, предусилителей, многовходовой карты ввода в ПЭВМ и программного продукта. В работе рассмотрен алгоритм обработки сигналов системы трехкоординатных датчиков вибраций, обеспечивающий построение объемных изображений, как временных портретов вибраций, так и спектральных в различных базисных системах. Кроме того, алгоритм позволяет исследовать корреляционные свойства сигналов вибраций путем построения многомерных корреляционных функций, обеспечить выделение отдельных участков спектров и синтезировать временные функции для этих участков. Анализ этих функций позволяет выполнить исследование отдельных источников вибраций для задач диагностики. Определение по временным диаграммам уровня вибраций и стуков различных деталей невозможно без априорной информации о моментах появления неизбежных стуков, присущих работе данного типа двигателя, например, стуки системы впускных и выпускных клапанов. Для решения такой частной задачи строится временная диаграмма работы двигателя на основе фазовой диаграммы ДВС. Сравнение этой диаграммы с отфильтрованным сигналом с выхода датчика, закрепленного на клапанной крышке, позволяет, например, определить правильность установки зазоров и выявить «зажатые» клапана. Правильность работы алгоритма и системы съема вибраций проверена экспериментально на различных двигателях автомобилей «Москвич 2141», «Москвич 412» и ГАЗ 3129. При этом двигатели работали в различных режимах, в том числе и с явно выраженной детонацией. Полученные данные позволяют выполнять операции диагностики и обслуживания ДВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.