Научная статья на тему 'Алгоритм оценки реальной эффективности вуза на основе мультиагентного моделирования'

Алгоритм оценки реальной эффективности вуза на основе мультиагентного моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / REAL SECTOR OF ECONOMY / МУЛЬТИАГЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / MULTI-AGENT SIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Альбина Валерьевна, Темкин Игорь Олегович

Рассмотрено взаимодействие системы высшего профессионального образования с реальным сектором экономики. Образовательная система представлена в виде мультиагентной модели. Предложен перечень критериев оценки эффективности технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьева Альбина Валерьевна, Темкин Игорь Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF EVALUATING THE REAL EFFICIENCY OF UNIVERSITY BASED ON MULTI-AGENT SIMULATION

The interaction of the system of higher professional education with the real sector of economy is considered. The educational system is presented as a multi-agent model. The list of criterias for evaluating the effectiveness of a technical university is suggested.

Текст научной работы на тему «Алгоритм оценки реальной эффективности вуза на основе мультиагентного моделирования»

© A.B. Леонтьева, И.О. Темкин, 2013

УДК 378:681.3

А.В. Леонтьева, И.О. Темкин

АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ РЕАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗА НА ОСНОВЕ МУЛЬТИАГЕНТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Рассмотрено взаимодействие системы высшего профессионального образования с реальным сектором экономики. Образовательная система представлена в виде мультиагентной модели. Предложен перечень критериев оценки эффективности технического вуза.

Ключевые слова: система образования, высшее профессиональное образование, реальный сектор экономики, мультиагентное моделирование.

Университеты и вузы естественнонаучного и технического профиля являются важнейшим элементом системы высшего профессионального образования (ВПО). Они служат источником высококвалифицированных кадров для работы в реальном секторе экономики (РСЭ). В долгосрочной перспективе уровень этих вузов определяет направления и темпы развития всей страны [5].

Эффективность отдельного вуза и системы ВПО в целом можно оценивать различными рейтингами. Одним из важных критериев оценки функционирования технического вуза является доля его выпускников, успешно работающих по полученной в вузе специальности или в отрасли, на которую ориентирован данный вуз. Серьезная трансформация структуры промышленного производства и уход от отраслевого принципа управления привели к тому, что большой процент выпускников технических вузов находят себе применение в сфере услуг.

Целью моделирования является разработка инструмента, позволяющего оценивать возможные направления развития вуза исходя из его на-

учно-образовательного потенциала, имеющихся тенденций распределения его выпускников и спроса РСЭ.

В качестве основных элементов образовательной системы в нашей модели выступают:

Органы государственного управления образованием («Министерство»), формирующие государственный заказ для вузов и определяющие их официальный рейтинг;

Система среднего профессионального образования («Школа»), которая поставляет абитуриентов для вузов;

Вузы, выступающие в качестве высококвалифицированных специалистов;

Промышленность (более широко -реальный сектор экономики), которая в принципе должна являться основным потребителем выпускников технических вузов.

Взаимодействие перечисленных объектов может быть представлено как мультиагентная макромодель [4], включающая в себя следующие типы агентов: «вузы», «школы», «министерство», «реальный сектор экономики», рис. 1.

Структура мультиагентной системы Agents = {AgO, AgM, AgP, AgVi}

Школы

Министерство

Вуз 1

Вуз п

Реальный сектор экономики

Рис. 1. Структурная схема мультиагентной модели системы «ВПО-РСЭ»

предполагает наличие множества интеллектуальных агентов класса «вуз» ДдУ1 е ДдУ. В тоже время каждый агент может быть описан набором понятий, с помощью которых, в конечном счете, осуществляется моделирование динамики основных параметров. Например, для агентов класса «вуз» [2],[3]:

ДдУ1 =<а, а, Й, уа, ¡ш, к>,

где 1=1,п; п - число вузов; - множество целей агента; Б1 - состояние агента.

Для количественной оценки состояния агента предлагается использовать комплексный показатель «научно-образовательный потенциал вуза». Количественная оценка потенциала вуза рассчитывается на основе трех рейтингов: рейтинга вуза среди абитуриентов, официального рейтинга вуза и рейтинга вуза среди потенциальных работодателей.

Р1 = {рП, р12, ... , р1т| - стратегии поведения агента, т - число вариантов стратегий;

1п = {тП, 1п12, .| - информационное сообщение агента «вуз» другим агентам;

УЪ1 = {УЪ1 (ДдО), УЪ1 (ДдМ), УЪ1 (ДдР), УЪ1(ДдУ1), УЪ1(ДдУ2)...| -взаимодействие агента вуз с другими агентами.

Агенту класса «вуз» присущи два типа взаимодействия:

• взаимодействие вузов друг с другом основывается на конкуренции, объектами которой являются квалифицированные научно-педагогические кадры, сильные абитуриенты и материально-техническое обеспечение;

• согласованное взаимодействие с остальными агентами системы «ВПО-РСЭ».

Взаимодействие вуза с работодателями подчиняется экономическим законам спроса Б - предложения П [1]. Спрос и предложение определяются количественными и качественными показателями:

П= {Ы, <3, Ъ|,

где П - предложение вуза; N - количество выпускников; < - среднее качество выпускников вуза; Ъ - средняя ожидаемая зарплата выпускников.

Б = {Ы, Р*<3, <3тт, Ътах},

Идентификация исходного состояния агентов

Расчет начальных значений критериев

Цикл по времени 1=1...Тепе!

Изменение внутреннего состояния агентов

Расчет показателя «Эффективность вуза»

Рис. 2. Блок-схема алгоритма оценки эффективности технического вуза

где Б - профильный спрос работодателя; N - количество рабочих мест; Р*< -уровень зарплаты в зависимости от уровня выпускников; Отт - минимальное требуемое качество выпускников; Ътах - максимальная зарплата.

В идеале предложение вуза должно соответствовать спросу работодателей на выпускников вуза. Востребованность выпускников вуза на рынке труда и, в первую очередь, технического вуза служит одним из важнейших индикаторов конкурентноспособности вуза.

Для оценки функционирования вуза и качества управления вузом вводится интегральный показатель «эф-

фективность вуза», который включает в себя 7 критериев:

• процент выпускников, работающих по специальности (учет всех выпускников, устроившихся работать по специальности в профильную и смежную отрасли) - Е1;

• процент выпускников, работающих в отрасли, на которую ориентирован вуз - Е2;

• востребованность выпускников на рынке труда (уровень зарплаты выпускников) - Е3;

• критерии Е1, Е2, Е3 вычисляются на основе результатов массового интернет-опроса выпускников технических вузов.

• уровень абитуриентов, поступающих в вуз - Е4;

• конкурс среди абитуриентов, поступающих в вуз - Е5.

Для критериев Е4 и Е5 берется официальная информация, предоставляемая вузами и министерством образования и науки, включая ЕГЭ абитуриентов.

Научно-образовательный потенциал вуза - Е6. Данный критерий вычисляется на основе трех рейтингов, о которых упоминалось ранее.

Динамика научно-образовательного потенциала - Е7. Критерий Е7 зависит от влияния бюджетного и внебюджетного финансирования на потенциал вуза и изменения уровня педагогических кадров.

Для каждого критерия формулируются несколько диапазонов значений.

В качестве возможных стратегий функционирования вуза рассматриваются следующие 5 вариантов: учебные программы и структуры вуза ос-

1. Буланичев В.А., Серков Л.А. Си-нергетический подход к управлению качеством образования. Качество. Инновации. Образование. 2005,№3. - 53-57с.

2. Ивашкин Ю.А. Мультиагентное имитационное моделирование больших систем, учебное пособие. Москва: МГУПБ, 2008.

3. Темкин И.О., Леонтьева А.В. Методика оценки высшего профессионального образования с использованием методов мультиагентного моделирования. Горный информационно-аналитический бюллетень, «Информатизация и управление», ОВ 6. М:

таются без изменений; происходит объединение вуза с другими вузами (вузом); деятельность вуза прекращается; осуществляется реорганизация вуза (частичное изменение специальностей и учебных программ); вуз поглощается другим вузом.

Моделирование в среде Simplex 3 позволяет получить количественные оценки критериев эффективности функционирования технического вуза. После определения конкретных диапазонов для каждого из критериев, на основе кластеризующих правил выбирается один из вариантов 7-мерного пространства значений. Это значение принадлежит одному из 5 кластеров -стратегий функционирования вуза.

Блок-схема алгоритма оценки эффективности технического вуза представлена на рис. 2

Дальнейшее развитие модели предполагает учет мотивационных факторов при описании динамики всех основных объектов модели.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Издательство "Горная Книга", 2011. - 295-301с.

4. Темкин И.О., Леонтьева A.B. Моделирование развития вуза с использованием мультиагентной среды. Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 31 мая 2012 г, в 5 частях. Часть 5. Тамбов: Изд-во ТРОО "Бизнес-Наука-Общество", 2012. -118-121с.

5. Стриханов М.Н., Трубецков Д. И. Высшая школа России с позиции нелинейной динамики. М.: Физматлит, 2007. ir.'J=i

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Леонтьева Альбина Валерьевна - аспирантка, [email protected] Темкин Игорь Олегович - профессор, доктор технических наук, зав. кафедрой, кафедра «Автоматизированные системы управления», Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.